То човек могао само уз било неопходно руководство душа на дугам путу ка Истини могла слободним скренути с пута у промислом он могао поуздано из савршенства у из у и из непотпуног у из у 1568 . он могао испунити себе сваком само уз благодатно – Божанства 1569 . о човеку до грехопада Бог показао на неколико начина. Он човека ради створио настанио га у 1570 , где га сва природа, свим и силама благонаклоно помагала у и растом у човека савршана у меру раста Христове, у човека христолика, ради чега и био саздан по лику 1571 . Бог човека ради засадио усред дрво живота 1572 , од би рода човек, по благодати, остао и телом безболестан и бесмртан. Бог се нашим их непосредних беседио с учио их истини давао им на мудрост на мудрост, благодат на благодат 1573 . Ради човековог у добру и духовног као и ради телесног Бог дао човеку заповест да не са дрвета добра и зла 1574 . ове заповести човек имао да се утврди у послушности као и закону, и тиме занавек практички да призна за закон, идеал и мерило и целокупне животне делатности. 44. о човеку после пада 1 . По великом свом Бог престао да о човеку ни после пада. Шта више, и у казни за грех: смрти, огледа се о палом човеку, се пресеца човеково бесконачно и зла и непрекидно у мучним, тешким и проклетим условима живота, створио грехопад. Законодавац греха, вели свети Кирил и у казни Пошто Он, заповест, са преступавшем заповести смрт, и пошто преступник потпао под ову казну, то Он и удешава тако да сама казна служи на смрт разорава ову животну природу нашу, и на начин, с стране зла, а с друге – човека од болести, га напора и труда, пресеца и бриге, и чини телесним. Ето каквим разблажио саму казну“ 1575 . Сама казна на смрт прелази у вели свети Богослов , смрт (το διακοπνοα την μαρταν), да зло не би постало бесмртно (να μ θνατον ητ κακν). 1576 о палим огледа се у томе што им Бог све што потребно за живота, 1577 што се брине о свима и свакоме, 1578 што 1579 срца, 1580 душе, 1581 трудбеницима, 1582 границе животу и раду свакога човека, 1583 брижно прати живот свакога човека од утробе материне до гроба, 1584 стара се о сваком човеку са више него 1585 располаже свима у животу 1586 чини добра свима без разлике, 1587 нарочито помаже праведнике, 1588 их штитом милости 1589 дакле, да нема ни човека о коме Бог не А ако се Бог и не стара о свима на исти начин, и то велики знак промисла, Он промисао према користи свакога“ 1590 . о палим огледа се нарочито у томе што Господ свакоме човеку га крили и чува, га од зла не слободу се моли Богу за и верно га као сапутник прати кроз живот 1591 . По светих Отаца, „служе Богу у делима божанског промисла“ 1592 . припомажу у добру, вери и побожности, и их на путу 1593 . Xpahumeлie cnacehiя благочестивыхъ Ангели“ 1594 . „Велико душа, свака од од самога има 1595 . Нарочито и то важи о су им у подвигу неопходни као наставници, молитвеници и заступници пред Богом 1596 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ (Головкин Евфимий Дмитриевич; † 1602/03), мон. Троице-Сергиева мон-ря, иконописец. Прожил в мон-ре более 30 лет, из них 20 был монастырским келарем (1571-1581, 1583-1593), 2-м по значению лицом после игумена в монастырской иерархии. Е. принадлежал к бежецким вотчинникам. Рядом с землями мон-ря находились земельные владения рода Головкиных. В XVI в. род постепенно разорялся, теряя земли, его представители поступали в монастырские слуги или становились иноками, многие делали вклады в мон-рь деньгами или вотчинами за право быть там погребенными. Е. обладал незаурядными организаторскими способностями, при нем мон-рь значительно расширил земельные владения. Он руководил строительством каменного Успенского собора. В мон-ре сохранился ряд деловых документов, подписанных Е., при его содействии были составлены сборники крепостных актов, древнейшая кормовая книга. Он участвовал в гос. жизни страны - был доверенным лицом Иоанна Грозного, принимал его в мон-ре после убийства сына: царь «призвал к себе келаря старца Евстафия, старца Варсонофия Якимова, да туто же духовник его стоял архимандрит Феодосий. Только трое их. Царь просил молиться за сына… втайне, архимандрита Ионы тут не призвал». Е. принимал участие в Земском соборе (1598) во время избрания на царство Бориса Годунова и подписал грамоту в качестве представителя Троице-Сергиева мон-ря. В 1574 г. Е. купил на свои деньги для мон-ря с. Крутец и вместе со старцем Варсонофием Якимовым Галичанином - с. Ольявидово (Вольявидово), затем сделал вклад в 1409 р. Е. вложил в мон-рь серебряное чеканное кадило со скульптурным изображением голубя (1581), братину с надписью: «Старца Еустафия», печатное Евангелие с чеканным серебряным окладом и надписью на обрезе верхней доски о вкладе Е. в 1602 г., большую серебряную чашу для просфор (в 1581 совместно со старцем Варсонофием Галичанином). Царь Феодор Иоаннович, молившийся в Троице-Сергиевом мон-ре «о чадородии», сделал крупные вклады, среди к-рых была драгоценная рака на гробницу прп.

http://pravenc.ru/text/187458.html

1563 . Напечатана первая книга в Москве «Апостол» Иваном Федоровым и Петром Тимофеевичем Мстиславцевым. Начало книгопечатания в Москве (19 апреля). 1564 . Смерть Кальвина. 1569 . Люблинская уния. 1570 . Разгром Новгорода. 1571 . Набег крымских татар на Москву и сожжение ее. 1572 . Варфоломеевская ночь в Париже (избиение гугенотов). 1573 . Основание Уфы и принятие в подданство башкир. 1580 . Присоединение Португалии к Испании. Первое издание полной славянской Библии в г. Остроге. 1581 . Осада Пскова Стефаном Баторием. 1582 . Завоевание Сибири Ермаком. Новое летосчисление (григорианское). 1583 . Смерть князя A. М. Курбского. 1584 . Основание г. Архангельска. Смерть Ермака Тимофеева, покорителя Сибири. 1587 . Построение г. Тобольска. Казнь Марии Стюарт. Смерть Стефана Батория. 1588 . Война Испании с Англиею. Непобедимая армада. 1589 . Учреждение московского патриаршества. 1590 . Прикрепление крестьян к земле. 1591 . Основание г. Саратова. 1593 . Генрих IV начинает во Франции династию Бурбонов. 1595 . Смерть Торквато Тассо. 1596 . Начало унии в Польше. 1598 . Кончина царя Феодора Иоанновича и прекращение династии Рюриковичей. Избрание даря Бориса Годунова. Нантский эдикт. 1604 . Основание г. Томска. Появление первого самозванца в пределах России. 1605 . Коронование Димитрия самозванца в Москве. 1606 . Низложение самозванца и казнь его в Москве. 1608 . Основание Полтавы казаком Маслом. 1609 . Изгнание мавров из Испании. 1610 . Низложение царя Василия Шуйского и избрание польского Королевича Владислава. 1611 . Взятие Москвы и Смоленска поляками, а Новгорода – шведами. Смерть Прокопия Ляпунова. 1612 . Освобождение России от поляков Кузьмою Мининым и кн. Димитрием Мих. Пожарским. 1613 . Российский Царственный Дом Романовых (начало династии избранием царя Михаила Феодоровича). 1614 . Маркское исповедание. 1615 . Открытие Киево-братской школы (в Киеве). 1616 . Смерть Шекспира. Начало покорения Китая манджурами. 1617 . Договор со шведами в селе Столбове. 1618 . Договор с Польшею в Деулине (уступлен ей Смоленск и проч.). Начало 30-летней войны в Германии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1. Новеллы, простагмы и хризовулы. – После Льва Мудрого текущее светское законодательство в Византийской империи выражалось в различных новеллах, простагмах (повелениях) и хризовулах (грамотах с золотыми печатями), издававшихся Византийскими императорами или в качестве общих конституций (новеллы) 1561 , или в качестве конституций, вызванных отдельными случаями и содержащих в себе по большей части различные царские пожалования и предоставление привилегий (хризовулы) 1562 . Из 42-х лиц, царствовавших после Льва Мудрого , нам известны конституции (сохранившиеся или упоминаемые) 1563 следующих 37-ми императоров: 1) Романа Ликапена (920–945) 1564 , 2) Константина Порфирородного (945–959) 1565 , 3) Романа Младшего (959–963) 1566 , 4) Никифора Фоки (963–969) 1567 , 5) Иоанна Цимисхия (969–975) 1568 , 6) Василия Болгаробойцы (975–1025) 1569 , 7) Константина (1025–1028) 1570 , 8) Романа Аргира и Зои (1028–1034) 1571 , 9) Михаила Пафлагонянина (1034–1042) 1572 , 10) Константина Мономаха (1042–1054) 1573 , 11) Михаила Стратиотика (1056–1057) 1574 , 12) Исаака Комнена (1057–1059) 1575 , 13) Константина Дуки (1059–1067) 1576 , 14) Евдокии (1067–1068) 1577 , 15) Романа Диогена (1068–1071) 1578 , 16) Михаила Дуки (1071–1078) 1579 , 17) Никифора Вотаниата (1078–1081) 1580 , 18) Алексея Комнена (1081–1118) 1581 , 19) Иоанна Комнена (1118–1143) 1582 , 20) Мануила Комнена (1143–1180) 1583 , 21) Алексея Комнена II (1180–1183) 1584 , 22) Андроника Комнена (1183–1185) 1585 , 23) Исаака Ангела (1185–1195) 1586 , 24) Алексея Ангела (1195–1203) 1587 , 25) Алексея Дуки (1204–1206) 1588 , 26) Феодора Ласкириса (1206–1222) 1589 , 27) Иоанна Дуки Ватацы (1222–1255) 1590 , 28) Феодора Ласкариса II (1255–1258) 1591 , 29) Иоанна Дуки Ласкариса (1258–1261) 1592 , 30) Михаила Палеолога (1261–1282) 1593 , 31) Андроника Палеолога Старшего (1282–1327) 1594 , 32) Андроника Палеолога Младшего (1327–1341) 1595 , 33) Иоанна Палеолога под опекой (1341–1347) 1596 , его же без опеки (1355–1391) 1597 , 34) Иоанна Кантакузена (1347–1355) 1598 , 35) Мануила Палеолога (1391–1424) 1599 , 36) Иоанна Палеолога II (1424–1449) 1600 , 37) Константина Палеолога (1449–1453) 1601 . Очень многие из изданных этими императорами конституций касаются дел церковных, почему и приводятся иногда в канонических комментариях и сборниках, напр. у Вальсамона и Властаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В 1575-1587 гг., при игум. Евфимии (Туркове) , мон-рь получил в качестве вкладов «по душе» земельные вотчины в Волоцком, Дмитровском, Рузском и Старицком уездах. В авг. 1578 г. И. В. м. получил жалованную тарханную и несудимую грамоту от царя Иоанна IV на села в Старицком и Дмитровском уездах (Там же. 362-367, 374, 375, 382). В авг. 1581 г. по челобитью игум. Евфимия И. В. м. получил сельцо Елинархово в Волоцком у. как компенсацию за приписанные к дворцовому селу земли в Московском у. В дек. 1583 г. в связи с жалобами монастырских властей на запустение сел по челобитью игум. Евфимия царь Иоанн IV повелел провести перепись в монастырских вотчинах Рузского у. (Там же. 372, 373). Сохранившиеся документы свидетельствуют о хозяйственном разорении в монастырских вотчинах в 1571-1584 гг. 28 авг. 1585 г. по ходатайству игум. Евфимия И. В. м. получил жалованную тарханную грамоту от царя Феодора Иоанновича о невзимании пошлин с товаров, купленных для монастырского обихода. В янв. 1587 г. И. В. м. получил подтверждение тарханной и несудимой грамоты царя Иоанна IV на всю монастырскую вотчину, была также подтверждена жалованная тарханная и несудимая грамота на новые владения мон-ря, выданная обители царем Иоанном IV (Там же. 302, 367). В 1587-1590 гг. И. В. м. возглавлял игум. прп. Левкий (Акишев) , при к-ром мон-рь получил в качестве вкладов «по душе» земли в Волоцком и Коломенском уездах (Там же. 386, 387). В февр. 1588 г. царь Феодор Иоаннович по челобитью игумена и братии выдал льготную грамоту на беспошлинную ловлю и доставку рыбы по р. Волге, а год спустя такая же грамота была выдана на провоз соли из Белоозера и Каргополя. В апр. 1593 г. царь Феодор Иоаннович выдал жалованную тарханную грамоту на беспошлинную рыбную ловлю на оз. Селигер (Там же. 383-385, 392). Поскольку вотчина в Коломенском у. была отписана государю, в июле 1590 г. царь Феодор пожаловал мон-рю с. Вейна Козельского у. Это владение граничило с землями боярина И. В. Годунова, и по вопросам размежевания возникли многолетние конфликты, несмотря на решения верховной власти в пользу мон-ря (Там же. 388, 389, 396, 397, 399). Ок. 1595/96 г. размежевали землю между мон-рем и соседними владельцами. В 1598-1599 гг. игум. Геласий с братией жаловался, что границы монастырских владений нарушаются соседними вотчинниками - детьми боярскими Киреевскими и Федором Захарьевым и просили провести размежевание (Там же. 400, 402, 403).

http://pravenc.ru/text/673721.html

1570. Алфавитный патерик. 1571. Алфавитный патерик. 1572. Алфавитный патерик. 1573.  …наш ли ты, или из неприятелей наших? (Нав. 5. 13.) 1574.  …«когда он умрет и погибнет имя его?» (Пс. 40. 6.) 1575.  Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни (Пс. 117. 17). 1576. Ср.: Только он — твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь (Пс. 61. 7). 1577. Алфавитный патерик. 1578. Алфавитный патерик. 1579. Алфавитный патерик. 1580. Алфавитный патерик. 1581. Достопамятные сказания. 1582. Алфавитный патерик. 1583. Том 14, письмо 1. 1584. Том 14, письмо 1. 1585. Мф. 16. 26. 1586.  какая польза человеку, если он приобретет мир, а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 1587.  Ср.: …одно только нужно… которая не отнимется (Лк. 10. 42). 1588. Том 14, письмо 1. 1589. Том 14, письмо 1. 1590. Том 14, письмо 1. 1591.  …и представлю пред глаза твои грехи твои (Пс. 49. 21). 1592. Том 14, письмо 1. 1593. Том 14, письмо 1. 1594. … прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3. 19). 1595.  …блаженны… умирающие в Господе (Апок. 14. 13). 1596. Том 14, письмо 1. 1597. Том 14, письмо 1. 1598. Том 14, письмо 1. 1599. Том 14, письмо 1. 1600. Мф. 24. 1601. 1 Тим. 3 и проч. Том 15, письмо 25. 1602. Том 15, письма 31 и 32. 1603.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118. 18). 1604. Том 15, письмо 32. 1605. Том 15, письмо 32. 1606. Том 15, письмо 32. 1607. Том 15, письмо 34. 1608.  …«нет Бога» (Пс. 13. 1). 1609.  Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит. 1. 16). 1610.  Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потоми что они злы (Ин. 3. 20). 1611. Том 15, письмо 40. 1612. Том 15, письмо 70. 1613. Письмо 24. 1614. Пролог. 1615. Алфавитный патерик. 1616. Алфавитный патерик. 1617. Достопамятные сказания. 1618. Достопамятные сказания. 1619. Достопамятные сказания. 1620. Алфавитный патерик. 1621. Алфавитный патерик. 1622. Алфавитный патерик. 1623. Алфавитный патерик. 1624. Алфавитный патерик. 1625.  И поющие и играющие, — все источники мои в тебе (Пс. 86. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1557 2 Ср.: Притч. 21:1. 1558 Ср.: Лк. 11:3. 1559 Ср.: Прем. 16:20. 1560 Ср:.Лк. 11:4. 1561 Там же. 1562 Ср.: Быт. 3:14. 1563 Ср.: Лк. 11:9. 1564 Ср.: Лк. 11:10. 1565 Ср.: Ис. 29:14, Иов. 17:4. 1566 Ср. Лк. 11:5—8. 1567 Ср. Лк. 11:7. 1568 Ср. Лк. 11:5. 1569 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Это-Творец, Кто запер дверь». 1570 3 Вставка Кройманна. 1571 Согласно одной из конъектур: «Который ранее запер перед язычниками ее, в которую прежде стучались 9. иудеи». 1572 Ср.: Лк. 11:11—13. 1573 Ср.: Исх. 16:13—31. 1574 Употреблен грецизм из Септуагинты ortygometra. Ср.: Числ. 11:31—32. 1575 Ср.:Лк. 11:11. 1576 Ср.: Лк. 11:12. 1577 Ср.: Лк. 11:13. 1578 Ср:.Лк. 11:14. 1579 Ср.: Ис. 29:18. 1580 Букв.: «в Вельзевуле». Ср.: ν Βεελζεβολ (Лк. 11:15). Об употреблении предлога ν (лат. in) «в» в Библии см. прим. к Adv. Marc., II, 19,1. 1581 См.: Лк. 11:19. 1582 Ср.: Лк. 11:18. 1583 См.: Лк. 11:20. 1584 Ср.: Исх. 7:11. 1585 См.: Исх. 8:19. 1586 Парентеза Кройманна. Иначе: «перст Божий есть то, что должно было обозначать малое, которое является, однако, исключительно сильным». 1587 См.: Лк. 11:21—22. 1588 Ср.: Быт. 3:19. 1589 Ср.: Лк. 11:27. 1590 См.: Лк. 11:28. 1591 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Ибо». 1592 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Он и прежде так отвергал Матерь или братьев». 1593 Ср.: Лк. 8:21; Мф. 12:48—50. 1594 Ср.: Лк. 6:30. 1595 Ср.: Л к. 11:29. 1596 Ср:.Лк. 11:33. 1597 Ср.: Лк. 6:28. 1598 Ср.: Лк. 11:42—52. 1599 Вставка Кройманна. 1600 Ср.: Лк. 11:37—38. 1601 Вставка Кройманна. 1602 См.: Л к. 11:39—40. 1603 Ср.: Ос. 6:6; Притч. 21:3. 1604 Ср.: Лк. 11:42. 1605 См.: Втор. 6:5. 1606 Ср.: Лк. 11:43. 1607 Ср.: Ис. 1:10. 1608 Ср.: Пс. 118 117:9. 1609 Ср.: Иер. 17:5. 1610 Вставка Кройманна. 1611 Ср.: Лк. 11:46. 1612 См.: Мф. 15:9; ср.: Ис. 29:13. Конъектура Кройманна. В рукописи: уча заповедям учениям человеческим». 1613 Ср.: Ис. 5:8. 1614 Конъектура Кройманна. Ср.: Ис. 3:15. В рукописи: «взывая к народу». 1615 См.: Ис. 10:2. 1616 См.: Ам. 6:1 (?). 1617 См.: Ис. 3:12. 1618

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

гр. 1565 г. о посылке в м-рь сытника, для ставления медов и пивовар. к приезду Госуд.), 271 (Гр. 1566 г. удель. кн. Влад. Андр. с разреш. м-рю ежегодно продавать в Дмитров по 10 т. пуд. соли, без платежа тамож. и др. пошлин), 275 (Богомоль. грам. 1567 г. митроп. Филиппа в м-рь по случаю войны с Крым. и Польш.), 278 (Устав. грам. 1570 г. о пошлин. с церкви Арх. Михаила в селе Вертлинском), 283 (две богомольные грамоты 1571 г. по случаю войны со Швециею), 285 (Ж. гр. 1572 г. митропол. Антония о пошлин. с Рождеств. церкви в селе Куралгине), 287 (Ж. гр. 1574 г. Волог. еп. Макария об освобожд. от пошлин некотор. церквей в монастыр. селах, по случаю морового поветрия), 292 (Грам. 1576 г. В. кн. Симеона Бекбулатовича об освобожд. крестьян от возки земли и дров и выбора целовальников к селитряп. делу), 293 (Ж. гр. 1576 Ростов. архиеп. Ионы об освобожд. от пошлин и не подсудн. десятинникам церков. причт.), 308 (собор. постановл. 1581 г.; архим. Козма), 317 (Ц. гр. 1582 г. с разреш. варить селитру), 319 (Ж. гр. 1583 г. Новг. архиеп. Александра о пошлинах), 325 (Ж. гр. 1585 г. митроп. Дионисия об освоб. от пошлин Покров. цер. села Куликова), 357 (Уставн. грам. 1593 г. о пошлинах с крестьян), 368 (Ц. ж. гр. 1597 г. на данного пристава), 373 (Ж. гр. 1455 г. Дмитров. кн. Юрия Васильев. об освобожд. от податей м-р. двора в Дмитрове и неподсудн. живущ. в нем людей), 377 (Ж. гр. 1473 г. Белозер. кн. Мих. Андр. на села и дерев. в Белозер. княж.); II, 7 (Избр. 1598 г. Бор. Годунова; вместо игум. Корнилия расписался соборн. старец Леонид Ширшов), 17 (Ц. ж. гр. 1601 г. об освобожд. м-ря от разн. пошлин и сборов), 21 (Ц. гр. 1602 г. об учрежд. торга на Словинском Волочке), 33 (Ц. гр. 1605 г. игум. Селивестру о рядовом старце Ширшове), 41 (Грам. 1606 г. Лжедмитрия о постриж. в м-ре царя Симеона Бекбулатовича), 45 (Ц. гр. 1606 г. о сдаче Супоневу бывш. ц. Сим. Бекбулатовича, в иноках Стефана), 84 (Ц. гр. 1608 г. об освобожд. вотчины м-ря от платежа ямских денег), 138 (похваль. грам. 1609 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

14, л. 47 «Яко мы слышахом Его глаголюща: „Яко Азъ разорю церков сию рукотвореную и трими деньми ину нерукотворену съзижду“» (Библия 1581, л. 25об.). «Послди же приступивша два лжесвдтеля, рста: „Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми деньми създати ю“» (Библия 1581, л. 15об.). «Яко мы слышахомъ Его глаголюща: „Яко Азъ разорю церковь сию рукотвореную и треми денми ину нерукотворену созижду“» (Евангелие 1657, л. 357). «Послжде приступивша два лжесвидтеля, рста: „Сей рече: могу разорити церковь Божию и треми деньми создати ю“» (Евангелие 1657, л. 205). К=2Прф 10, л. 71 «Аще съгршитъ теб братъ твой, запрти ему, и аще покается, остави ему» (Библия 1581, л. 38). «Отпущайте и отпустятъ вамъ» (Библия 1581, л. 30об.). «Аще убо отпущаете человком согршениа ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете человком съгршениа ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ съгръшении вашихъ» (Библия 1581, л. 4). «И яко же хощете, да творятъ вамъ человцы, и вы творите имъ такожде» (Библия 1381, л. 30об.). Ср.: «Вся убо, елика аще хощете, да творят вамъ человцы, тако и вы творите им» (Библия 1581, л. 2об.). 2, л. 182 «Аще согршитъ к теб братъ твой, запрети ему, и аще покается, остави ему» (Евангелие 1657, л. 536). «Отпущайте и отпустят вамъ» (Евангелие 1657, л. 435). Ср.: «Аще бо отпущаете человкомъ согршения ихъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ Небесный. Аще ли не отпущаете человкомъ согршения ихъ, ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ сьгршений вашихъ» (Евангелие 1657, л. 47). «И яко же хощете, да творятъ вамъ человцы, и вы творите имъ такожде» (Евангелие 1657, л. 434). Ср.: «Вся убо, елика аще хощете, да творятъ вамъ человцы, тако и вы творите имъ» (Евангелие 1657, л. 53). 2, л. 182 «О семъ разумют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Библия 1581, л. 52). «Яко же възлюби Мя Отецъ, и Азь възлюбихъ васъ. Будьте в любви Моей, аще заповди Моя съблюдете. Пребудете в любви Моей, яко же Азъ заповди Отца Моего съблюдох и пребываю в Него любви» (Библия 1581, л. 52об.). «О сем разумютъ вси, яко Мои//ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Евангелие 1657, л. 726–727). «Яко же возлюби Мя Отецъ, и Азъ возлюбихъ васъ. Будите в любви Моей, аще заповди Моя соблюдете. Пребудете в любви Моей, яко же Азъ заповди Отца Моего соблюдохъ и пребываю в Его любви» (Евангелие 1657, л. 735).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010