Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД († 20.10.1575), архиеп. Новгородский (1571-1575). В кон. 1568 или в 1569 г. он стал архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря в Москве (впервые упом. в данной грамоте 1569/70 г.). Исследователи полагают, что Л. принадлежал к числу сподвижников близкого к Иоанну IV Васильевичу Грозному Левкия (который еще в авг. 1568 был настоятелем Чудова мон-ря) и поэтому пользовался доверием царя. Однако среди соборных старцев, управлявших мон-рем при Левкии, имени Л. нет, а с его приходом к власти состав соборных старцев сильно изменился. За время пребывания Л. на посту не сохранилось ни новых царских грамот, ни подтверждений старых, выданных при Левкии и ранее. Вместе с тем в годы его настоятельства владения мон-ря в разных уездах увеличились за счет земельных вкладов (всего зафиксировано 10 вкладов за 1569-1571). 4 дек. 1571 г. по свидетельству т. н. Новгородской II летописи митр. Кирилл III поставил Л. Новгородским архиепископом; это назначение говорит о доверии к нему царя. 23 дек. Л. прибыл в Новгород. Связи, установившиеся во время его пребывания в Чудовом мон-ре, он использовал при формировании своего аппарата власти. Его введенный дьяк Ф. Фатьянов неоднократно упоминается как послух в чудовских актах 60-х гг. XVI в. В тех же актах упоминается Иван Кузьмин сын Нефнев,- близкий родственник др. введенного дьяка - Меньшего Кузьмина сына Нефнева (или одно и то же лицо). Первоначально архиепископ пробыл в Новгороде сравнительно недолго: в марте 1572 г. он выехал в Москву, получив известия о смерти митр. Кирилла. 29 апр. в Москве церковный Собор под председательством Л. дал царю разрешение в нарушение канонических правил вступить в 4-й брак. После избрания в мае 1572 г. новым митрополитом Полоцкого еп. Антония Л. получил от него настольную грамоту и вернулся в Новгород, но и на этот раз пробыл там недолго. Уже 23 авг. 1572 г. Л. снова направился в Москву вместе с настоятелями др. новгородских мон-рей. Вероятно, с этими поездками было связано получение Софийским домом двора казненного казначея Хозяина Тютина на Ильинке, где было начато строительство архиепископской резиденции.

http://pravenc.ru/text/2463433.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († 8.02.1572, Москва), митр. Московский и всея Руси. Происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ): «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же митрополит дал вкладу по матере своей княгине Ксенье 9 рублев 29 алтын» (ВКТСМ. С. 37). Род К. записан в синодике Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVI в. (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. 58. Л. 13-13 об.): в основном это лица духовного звания и монахи (информация А. В. Маштафарова). Возможно, К. принял постриг в принадлежавшем митрополитам московском Новинском монастыре. В нояб. 1566 г. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, сменив архим. Меркурия (1564-1566), имя к-рого открывает помянник первосвятителя (ГИМ. Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 294). Во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. ясно обозначился приток княжеских вотчин в Троице-Сергиеву обитель: к 1566/67 г. относятся богатые вклады в мон-рь княгинь Микулинских и кн. Ивана Андреевича Булгакова (троицкий старец Иона). 4 нояб. 1568 г. свт. Филипп II (Колычев) за сопротивление опричной политике был насильственно лишен митрополичьей кафедры по приказанию царя Иоанна IV Васильевича и по постановлению церковного Собора, основанному на показаниях лжесвидетелей. По распоряжению царя митрополитом был избран К. ( Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 89), поставление состоялось 11 нояб. 1568 г. (Возведя троицкого настоятеля на митрополичий престол, царь тем не менее крайне отрицательно отзывался о порядках в Троицкой обители в послании братии Кириллова Белозерского мон-ря 1573 г.) 30 апр. 1569 г. Иоанн IV подтвердил К. 3 жалованные грамоты, выданные в 1564 г. митр. Афанасию (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-30. 11; Дополнения. С. 359-360. 1; С. 360-363. 2). Эти грамоты ранее не были подтверждены на имя свт. Филиппа II. В 1569 г. скончалась 2-я супруга царя Мария Темрюковна, после чего, как говорится в соборном определении о 4-м браке Иоанна IV, царь просил благословения у К. «к совокуплению третиему браку» (ААЭ. Т. 1. С. 329. 284). 13 нояб. 1569 г. К. «дал вкладу денег 50 рублев» в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. С. 37). В нояб. 1569 г. был отправлен в заточение в Варламиев Хутынский в честь Преображения Господня муж. мон-рь архим. Троице-Сергиева мон-ря Памва (преемник К.), арестованный в апр., вероятно, одновременно с убитым позднее, во время новгородского похода, келарем Дорофеем (Курцевым). Возможно, это было сделано с целью устрашения первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ XI (2.06.1535, Флоренция - 27.04.1605, Рим; до избрания папой - Алессандро Оттавиано Медичи), папа Римский (с 1 апр. 1605). Представитель младшей ветви флорентийского рода Медичи; сын Оттавиано Медичи и Франчески Сальвиати; внучатый племянник папы Римского Льва X (1513-1521), племянник Козимо I Медичи (1519-1574), вел. герц. Тосканского. Алессандро рано потерял отца, воспитывался доминиканцем Винченцо Эрколани из мон-ря Сан-Марко и, вероятно, находился под сильным его влиянием. По просьбе матери, которая опасалась, что ее единственный сын выберет церковное служение, герц. Козимо I Медичи включил юношу в число своих приближенных. В 1560 г. А. Медичи сопровождал герцога в Рим, где познакомился с католич. реформатором, основателем конгрегации ораториан Филиппом Нери (в 1622 канонизирован папой Римским Григорием XV ). Это знакомство определило его выбор в жизни: после смерти матери (1566) он обратился к изучению богословия и стал вести уединенный образ жизни. 22 июля 1567 г. Антонио Альтовити, архиеп. Флоренции, рукоположил А. Медичи в сан пресвитера. 10 июня 1569 г. герц. Козимо I назначил А. Медичи послом при Папском престоле. По прибытии в Рим был представлен папе Римскому Пию V (1566-1572), на которого произвел благоприятное впечатление; понтифик пожаловал А. Медичи титул апостольского протонотария. В курии он столкнулся с сильным недовольством профранц. политикой герцога Тосканского. В кон. авг.- сер. окт. 1571 г. А. Медичи по настоянию герцога ходатайствовал о предоставлении папской диспенсации одному из предводителей франц. гугенотов, Генриху Наваррскому (впосл. франц. кор. Генрих IV ), брак к-рого с Маргаритой Валуа, младшей сестрой франц. кор. Карла IX , стремилась устроить королева-мать Екатерина Медичи (см. ст. Варфоломеевская ночь ). Папа Римский отказывался идти на уступки еретикам, настаивая на обязательном переходе Генриха Наваррского в католич. веру. В этот период А. Медичи сблизился с Филиппом Нери и его окружением; по преданию, впосл. нашедшему отражение в «Церковных анналах» кард. Цезаря Барония, Филипп Нери предсказал, что А. Медичи изберут на Папский престол, но его понтификат будет кратким. В 1575 г., после папского признания конгрегации ораториан, А. Медичи участвовал в строительных работах по почти полной перестройке ц. Санта-Мария-ин-Валличелла (также Новая церковь; освящена в 1599), переданной новой конгрегации. Вместе с кард. Федерико Борромео настоял на перенесении в Новую церковь останков Филиппа Нери († 1595), к-рый был похоронен на общем кладбище конгрегации. Позднее, будучи папским легатом во Франции, оказывал поддержку франц. общинам ораториан.

http://pravenc.ru/text/2463271.html

П.В. Долгоруков Графы и дворяне Панины Василий Панин убит был в казанском походе 1530 года. Дмитрий Матвеевич, Фома и Андрей Панины находились рындами при Царевиче Иоанне Иоанновиче в 1569 и 1571 годах; Никита и Фёдор Панины упоминаются, в октябре 1572 года, на третией свадьбе Царя Uoahha IV . Никита Фёдорович за усердную службу пожалован, от Царя Михаила Феодоровича, в 1626 году, прибавкою ста тридцати рублей к окладу 168 ; из сыновей его, Василий Никитич († в сентябре 1674) находился думным дворянином при Царе Алексее Михайловиче; сын его Василий был стольником, сперва при Царице Марие Ильинишне, потом при Царе Феодоре Алексеевиче, а другой сын Никиты Фёдоровича, Иван Никитич, имел дочь Прасковью Ивановну, за князем Дмитрием Васильевичем Ромодановским и сына Ивана Ивановича, († 17 марта 1702), бывшего стольником, воеводою в Польше в 1666 году, и в Саранске в 1671 году, и сын коего, Алексей Иванович, служил генерал- майором и скончался 2-го марта 1762 года, а дочь, Фёкла Ивановна, была за генерал-майором князем Михайлом Юрьевичем Щербатовым. Андрей Тимофеевич был стольником при Царе Феодоре Алексеевиче. Из Древней Российской Вифлиотеки, мы видим, что 19 марта 1687 года патриарх Иоасаф отпевал Иллариона Панина, в церкви Святого Николая Чудотворца, что в Толмачах, за Москвою-рекою. Двенадцать Паниных владели населёнными имениями в 1699 году. Андрей Васильевич служил генерал-майором при Петре Великом; сестра его Дарья Васильевна была за князем Дмитрием Андреевичем Щербатовым; а брат, Иван Васильевич, храбрый воин и муж добродетельный (рождение 1673 † 11 мая 1736), находился, при Петре Великом, генерал-майором, а при Императрице Анне Иоанновне генерал-поручиком и сенатором. Он женат был на Аграфене Васильевне Эверлаковой (рождение 1688 † 20 августа 1753), имел двух дочерей: Александру Ивановну (рождение 1711 † 1786) за обер-шталмейстером князем Александром Борисовичем Куракиным; Анну Ивановну (рождение 1717 † 12 июня 1745), за действительным тайным советником Иваном Ивановичем Неплюевым, и двух сыновей: Никиту и Петра, которые оба прославив имя Паниных в русской истории, и оба возведены были Екатериною Великою, 22 сентября 1767 года, в Графское Российской Империи достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Св. Иоанн Предтеча. Тропарь и Кондак св. Иоанну Предтече. Разворот из Часослова Якова Крайкова. 1566 г. (Народная б-ка Кирилла и Мефодия. Л. 46 об.— 47) Яков, болг. первопечатник, книгоиздатель кирилловского шрифта и книготорговец, работавший в Венеции в 60-70-х гг. XVI в. Скудные сведения о К. сообщают предисловия и послесловия 4 его изданий: Часослова (1566), Псалтири с восследованием (1569), Требника (или Молитвенника 1570 г.) и сборника молитв «Различные потребии» (1572); возможно, ок. 1570 г. с изданий Вуковичей он перепечатал Служебник и Октоих (гласы 5-8). Разные самонаименования («Крайковь сын» в Псалтири, без упоминания отчества и с указанием разных мест происхождения: из «подкрылий великих гор Осоговских близ Коласиского города [ныне Кюстендил, Болгария], из места, называемого Камена Река» в Часослове и из Софии в Молитвеннике и сборнике) вызвали разногласие исследователей. В пользу отождествления Якова Крайкова и Якова из Камена-Реки говорят совпадение имен, времени и места деятельности, языка, художественного оформления, принципов подбора и компиляции текстов. В послесловии к Часослову К. также сообщил, что происходит от «племени священнического» и «многие времена и лета» трудится над священными книгами, что в Венеции «обрел старые литеры» книгоиздателя Божидара Вуковича у его сына Виченцо, которыми давно не пользовались (последнее издание Вуковичей датировано 1561). К. мог быть арендатором типографии Вуковичей или печатником-типографом, т. к. в Псалтири и Требнике издателем указан Иероним («Иеролим») Загурович, венецианский купец из Котора. Болгарское происхождение К. однозначно признаётся в болг. и отчасти в рус. научной лит-ре, в македонской он считается македонцем, в сербской не выделяется из общего числа слав. издателей, работавших в Венеции. Поскольку и в Кюстендиле и в Софии в XVI в. было смешанное слав. население (болгарское и сербское), а орфография венецианских кириллических книг устойчиво была ресавской, болг. происхождение К. устанавливается скорее на основании таких деталей, как наименование равноап. Кирилла в месяцеслове и заглавии пасхальных таблиц «учителем словенским, сиречь болгарским» (но не сербским), включение фрагментов творений болгарского царя Петра.

http://pravenc.ru/text/2458923.html

21 янв. 1530 г. имп. Свящ. Римской империи Карл V назначил на 8 апр. заседание имперского сейма в Аугсбурге, чтобы ввиду тур. угрозы «рассмотреть, обсудить и решить... что можем... и должны сделать относительно ошибок и разделений в святой вере и христианской религии... выслушать мнения, мысли и замечания каждого, понять их и оценить, чтобы примирить людей и привести их к единству в христианской истине... с тем чтобы жить... всем в одной общей Церкви и в единении» (Conf. Aug. Praefatio. 1-5). 14 марта курфюрст Саксонский Иоганн Фридрих Постоянный, к-рый был приглашен на сейм как покровитель лютеран, поручил М. Лютеру , Ю. Ионе , И. Бугенхагену и Ф. Меланхтону подготовить документ с изложением позиции лютеран по спорным с католиками вопросам веры. Лютер, отлученный папой от церкви еще в 1521 г. и поставленный императором вне закона, во время Аугсбургского сейма (20 апр.- 22 сент. 1530) находился в саксонской крепости Кобург и вел активную переписку с единомышленниками, особенно с Меланхтоном. 27 марта Торгауские артикулы были представлены курфюрсту. В это же время католик, д-р теологии И. Экк опубликовал «404 статьи», где обвинил Лютера, И. Эколампадия , У. Цвингли и др. реформаторов в ересях, осужденных еще древней церковью. Меланхтон вынужден был переработать Торгауские артикулы в систематическое изложение веры на нем. и лат. языках, использовав Марбургские статьи, написанные Лютером (сент. 1529) для дебатов с Цвингли, и Швабахские статьи, написанные им вместе с Лютером, Ионой, И. Бренцем , И. Агриколой (окт. 1529 ) для синода в Шмалькальдене. В сопроводительном письме Лютеру он назвал свое сочинение «скорее исповеданием». После доработки одобренный Лютером документ 23 апр. был подписан саксонским курфюрстом, 6 герм. монархами и представителями Нюрнберга и Ройтлингена. 25 июня 1530 г. саксонский канцлер Х. Бейер публично прочитал нем. текст перед сеймом и Карлом V (к-рому затем были вручены оба текста; нем. оригинал утрачен ок. 1540, лат., видимо, уничтожен в Испании в 1569). Карл V запретил публикацию А. и., однако оба текста были немедленно, хотя и с ошибками, напечатаны, а в апр. 1531 г. Меланхтон осуществил наиболее авторитетное их издание на 2 языках. В последующие издания он вносил поправки в католич. или кальвинист. духе, поэтому они стали известны под названием «Variata»; один из таких «вариантов» Ж. Кальвин подписал в 1539 г. в Страсбурге (с т. зр. имперского права кальвинисты до 1648 считались лютеранами). «Варианты» были официально дезавуированы лютеран. правителями в Наумбурге в 1561 г., и с 1572 г. в лютеран. Церкви А. и. используется только в редакции 1531 г.

http://pravenc.ru/text/76808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОЛИНЬИ Гаспар Колиньи. Мастерская Я. А. ван Равестейна. Ок. 1609–1633 гг. (Государственный музей в Амстердаме) Гаспар Колиньи. Мастерская Я. А. ван Равестейна. Ок. 1609–1633 гг. (Государственный музей в Амстердаме) [франц. Coligny] Гаспар II де (16.02.1519, Шатийон-сюр-Луэн (ныне Шатийон-Колиньи, деп. Луаре, Центр. Франция) - 24.08.1572, Париж), герцог, сеньор де Шатийон, франц. гос. деятель, адмирал Франции, один из предводителей гугенотов во время религиозных войн во Франции . Происходил из знатного рода: отец, Гаспар I де Колиньи, находился на службе у франц. кор. Франциска I , в 1516 г. стал маршалом Франции; мать, Луиза де Монморанси, была старшей сестрой Анна де Монморанси (коннетабль Франции с 1538). После смерти отца (1522) Гаспара и его братьев, Пьера (1515-1528), Оде (1517-1571) и Франсуа (1521-1569), воспитывала мать, к-рая была близка к окружению сестры Франциска I Маргариты Ангулемской, кор. Наварры, поддерживавшей идеи умеренной церковной реформы (см. ст. Гугеноты ). Дети воспитывались в духе гуманизма ; их наставником был Никола Беро, состоявший в переписке c Эразмом Роттердамским и франц. гуманистом Гийомом Бюде. В 1530 г. Луиза де Монморанси стала гофмейстериной, т. е. главой дома кор. Элеоноры Австрийской, 2-й жены Франциска I. К. и его братья были приближены ко двору и учились вместе с детьми короля и принцами крови под рук. франц. гуманиста Гийома дю Мена, аббата Больё, знатока древнегреч. языка и латыни, друга Ф. Рабле. Даже после того, как их дядя коннетабль Анн де Монморанси впал в немилость (1541), положение К. при дворе не изменилось. Его близкими друзьями стали Франциск, граф, затем герцог д " Омаль, впосл. герцог де Гиз, и Пьеро Строцци, флорентийский кондотьер и родственник Екатерины Медичи. Поскольку старший из братьев, Оде де Шатийон, избрал путь церковного служения (несмотря на юный возраст (16 лет), папа Климент VII , выполняя договоренности, достигнутые с Франциском I после заключения мира в Камбре, в 1533 возвел его в достоинство кардинала), Гаспар предпочел военную службу.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Отделение пятое. История распространения новозаветной священной письменности, или история переводов Сравн. Rich. Simon Histoire critique des versions du N. T. Rotterd. 1890. 4. § 35. Библии – Полиглоты Рано, вместе с распространением христианства, распространился и Новый Завет по всем странам мира; и вот повсюду также (прежде всего на древнехристианском востоке, а затем на западе и севере, в раннее и более позднее время), как свидетельство распространения Евангелия и Нового Завета во все века, появляются новозаветные переводы 1647 (из коих, конечно, только древние и непосредственно с греческого текста сделанные могут считаться важными в критическом отношении 1648 . Важнейшие из древних новозаветных (и вообще библейских) переводов собраны в четырех старейших, так называемых, Библиях – Полиглоттах, каковы: а. Комплютенская Полиглотта, труд кардинала Ximenez, изданная в Комплютене в Испании (Alcala de Henares) 1514–1517 в 6 частях fol. 1649 ; b. Антверпенская Полиглотта, изданная A. Montanus 1569–1572 в 8 частях fol. 1650 ; с. великолепная Парижская Полиглотта парламентского советника Mihael le Jay, 1645, 10 част. fol. 1651 , и d. превосходная Лондонская Полиглотта – труд Архиепископа Кентербюрийского Brian Walton, в соединении с знаменитейшими филологами. 1657, 6 частей, fol. 1652 . 1. Сирские переводы (Пешито, Филоксенов, Иерусалимский) 1654 На востоке, в самое раннее время, Сирия уже владела христианскою литературою, в основании которой лежал перевод Библии. На севере и востоке Сирии народный язык не сделал уступки греческому завоевателю и Едесса стала средоточием сирского христианского образования. Здесь, по всей вероятности, возник также первый сирский перевод Нового Завета, так же как и вообще Библии, – древний всеобщий церковный перевод сирийцев, Пешито 1655 , plana, simplex, простой, верный. Он сделан непосредственно с греческого текста 1656 . Не полный еще состав канона в Пешито 1657 , который, по своей неполноте, имеет сходство с каноном Иринея, Тертуллиана и Климента Ал., свидетельствует уже о его глубокой древности, и свидетельство это подтверждается (также как и свойством самого текста) настоятельною в то уже время потребностью сирской церкви в переводе и глубокою древностью сирской церковной литературы вообще. Поэтому составление Пешито 1658 , без сомнения с полным правом, относят к концу 2-го или – и это самый крайний предел – к началу 3-го века 1659 . Сами Сирийцы возводят начало его даже ко временам апостольским 1660 . – Пешито имеет значение не только для критики 1661 , но и для экзегеза 1662 , вследствие родства языка сирского с палестинским народным языком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Павел V, папа Римский. Бронзовая медаль. 1617 г. Мастер Дж. А. Моро (музей Метрополитен, Нью-Йорк) (17.09.1552, Рим - 28.01.1621, там же; до избрания папой - Камилло Боргезе), папа Римский (с 16 мая 1605). Происходил из знатного сиенского рода Боргезе. Отец, Маркантонио Боргезе (1504-1574), был юристом; не позднее 1537 г. он переселился в Рим, с 1545 г. служил в коллегии адвокатов консистории, с 1555 г.- декан коллегии. В 1548 г. Маркантонио Боргезе женился (это был 2-й брак) на представительнице знатного рим. рода Фламинии Асталли; Камилло Боргезе был их 1-м ребенком. Он с детства был определен на церковное служение; в 16 лет посвящен в клирики (17 сент. 1568). Камилло учился, вероятно, в ун-те Перуджи, в 1569 г. получил степень д-ра рим. и канонического права (utriusque iuris) в Римском ун-те. В том же году поступил на службу в Римскую курию на должность консисториального адвоката. Референдарий Апостольской сигнатуры юстиции (сент. 1572), викарий базилики Санта-Мария-Маджоре (авг. 1577), датарий трибунала Апостольской пенитенциарии (сент. 1581), референдарий обоих трибуналов Апостольской сигнатуры (июль 1586), вице-легат в Болонье (осень 1588 - апр. 1591). В 1590 г. унаследовал от младшего брата Орацио Боргезе (1553-1590) должность аудитора Апостольской палаты, в связи с чем весной 1591 г. Камилло Боргезе вернулся в Рим. В связи с назначением викарием базилики Санта-Мария-Маджоре 8 сент.- 20 окт. 1577 г. получил посвящение в младшие чины, в субдиакона и диакона, 20 окт. 1577 г. был рукоположен во пресвитера. Пользовался расположением папы Римского Климента VIII (1592-1605). Осенью 1593 г. папа направил Боргезе как частного посланника ко двору испан. кор. Филиппа II (1556-1598) для переговоров об организации активных боевых действий против Османской империи . После возвращения Боргезе в Рим папа возвел его в достоинство кардинала-пресвитера (5 июня 1596); Боргезе получил рим. ц. Сант-Эусебио (21 июня 1596), позднее ц. Санти-Джованни-э-Паоло (10 марта 1599) и ц. Сан-Кризогоно (22 апр. 1602). Избран епископом Ези (14 апр. 1597; рукоположен 27 мая того же года в Сикстинской капелле папой Климентом VIII; отказался от кафедры 2 авг. 1599). Секретарь Конгрегации рим. инквизиции (1602-1605), генеральный викарий г. Рима (с июня 1603). После смерти Климента VIII участвовал в конклаве, на к-ром был избран папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605). После его скоропостижной кончины на новом конклаве (8-16 мая 1605) Боргезе был избран на Папский престол. Он обошел кард. Ц. Барония (в предпоследнем туре голосования 13 мая он получил 11 голосов, как и Боргезе) и кард. Р. Беллармина . Боргезе взял имя Павел в честь папы Римского Павла III (1534-1549), покровительствовавшего его отцу. 29 мая состоялась папская коронация в базилике св. Петра, 6 нояб.- церемония папской интронизации в Латеранской базилике.

http://pravenc.ru/text/2578531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕММИНГСЕН [дат. Hemmingsen; лат. Heimingius] Нильс (4.06.1513, Эрринлев - 23.05.1600, Роскилле), дат. протестант. богослов. Учился в Роскилле под рук. дат. гуманиста Н. Блэка, затем получил степень бакалавра богословия Виттенбергского ун-та, где попал под влияние трудов Ф. Меланхтона . В 1542 г. вернулся в Данию и получил место приват-доцента в ун-те Копенгагена. Преподавал древнегреч. и древнеевр. языки, диалектику и теологию. В 1553 г. получил место профессора богословия, в 1572 г.- вице-канцлера ун-та Копенгагена. В 1555 г. Г. опубликовал работу «О методе» (De methodis libri II. Rostochii), в 1557 г.- «Энхиридион» (Enhiridion theologicam praecipua verae religionis. København), к-рый стал одним из популярных в Дании и за рубежом учебников по догматическому богословию и христ. этике. Г. был назван наследником Меланхтона, но он считал, что его сочинения просто помогают глубже понять Меланхтона. «Энхиридион» состоит из 4 частей: 1-я посвящена описанию завета благодати между Богом и человеком, 2-я - обязанностям человека перед Богом (на основании заповедей Декалога), 3-я - молитве Господней и вероисповедным документам, 4-я - общественным и личным обязанностям христианина. Христ. этике посвящена также работа Г. «О законе природы доказательный метод» (De lege naturae apodeictica methodus. Wittenberg, 1562). Когда в Дании распространились идеи крипто-кальвинизма , Г. выступил в защиту лютеран. концепции вечери Господней, написав «Стол вечери Господней» (Tavle om Herrens Nadvere). В 1569 г. кор. Кристиан III поручил ему составление т. н. 25 статей религии - исповедания веры, к-рое должны были подписывать иностранцы, пожелавшие поселиться в Дании. Год спустя Г. выпустил кн. «Путь жизни» (Liffsens vej. København, 1570), после чего был признан крупнейшим дат. богословом. Однако позднее в его работах стали просматриваться симпатии к крипто-кальвинист. взглядам (напр., в Syntagma institutionum Christianarum. Haffniae, 1574), и кор. Фридрих II запретил Г. принимать участие в дискуссиях о вечере Господней, а в 1579 г. сместил его с поста профессора богословия и выслал из Копенгагена. Г. стал каноником в Роскилле, где продолжил научные изыскания. После смерти Фридриха II он смог опубликовать последние работы - «Комментарии на Евангелие от Иоанна», дополненные «Трактатами об универсальной благодати» (Tractatus de gratia universali. Haffniae, 1591), в к-рых ясно видно, что он не разделяет кальвинист. концепции о безусловном предопределении, и «Вопросы и ответы о древних Таинствах» (Spragsmaal og Svar om Alterens Sakramente. Copenhagen, 1599), где концепция вечери Господней у Г. уже скорее кальвинист., чем лютеранская.

http://pravenc.ru/text/161999.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010