Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (включал вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, все Приневье и часть юж. побережья Финского зал.), отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия). Православие начало проникать в Карелию вскоре после Крещения Руси. Летом 1227 г. по указанию кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича были крещены карелы, «мало не все люди» (ПСРЛ. Т. 1. С. 149). Корельский городок (впервые достоверно упом. как Корела-Кексгольм в 1295, с 1617 шведский, затем российский Кексгольм, с 1918 финский Кякисальми, с 1940 советский Кексгольм, с 1948 Приозёрск) постепенно стал крупным духовным центром, в его крепости находился архиерейский дом - на случай приезда Новгородского архиерея. Однако достоверно известно только об одном посещении им отдаленных корельских приходов: в 1419 г. Симеон , архиеп. Новгородский и Псковский, объезжал Корельскую землю, после того как норвежцы разорили в ней неск. церквей и мон-рей, в частности Корельский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . После покорения Новгорода Московским вел. княжеством (1478) Новгородский архиепископ утратил мн. свои земли в Корельской земле, которые стали собственностью вел. князя или были отданы на содержание корельскому наместнику. Незадолго до образования К. и О. е., в 1568 г., была произведена перепись, по результатам к-рой можно судить о приходах и клире - с той поправкой, что в 1570-1597 гг. край был опустошен шведами, затем ускоренно возрождался благодаря освобождению всех жителей уезда на 10 лет от пошлин и налогов (Жалованная грамота, 1 нояб. 1598); особая помощь была оказана Коневскому в честь Рождества Пресв. Богородицы и Спасо-Преображенскому Валаамскому мон-рям (ДАИ. Т. 1. 142-143). В Кореле и ближних селениях-«волостках» помимо 5 городских мон-рей и кафедрального Воскресенского собора с приделом прп. Сергия Чудотворца размещались 7 приходских церквей, а на территории уезда, в 6 погостах (близ совр. поселков Громово, Сосново, Куркиёки, Салми, г. Сортавала и оз. Иломантсиярви (на территории Финляндии)),- не менее 10 церквей (сохр. лишь половина переписи погостов) и 3 мон-ря на Ладоге. При еп. Сильвестре, как указывалось, число приходов значительно увеличилось.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

вложена торжественная речь. Не исключено, что к И. восходит традиция осуждения ученика свт. Филиппа и его преемника по управлению Соловецким мон-рем игум. Паисия. В Житии свт. Филиппа, начиная с Краткой редакции, сообщается, что Паисий, польстившись на обещание епископского сана, оговорил своего наставника в ходе суда над святителем, состоявшегося в нач. нояб. 1568 г. в Москве. Однако за свое предательство Паисий не получил желаемого и вскоре после суда был сослан вместе с неск. соловецкими старцами. В. А. Колобков, исследовавший этот сюжет, пришел к выводу о противоречивости и недостоверности обвинения против Паисия (см.: Колобков. 2004. С. 90-100). В момент отправки с Соловков в Москву Паисия и др. старцев И., вероятно, находился в мон-ре, на суде над свт. Филиппом не был и мог опираться лишь на слухи. Паисия, являвшегося учеником свт. Филиппа, власти могли покарать как человека, близкого к митрополиту. За годы игуменства И. соловецкая монастырская б-ка пополнилась 94 книгами, написанными в обители, пожалованными царем Феодором Иоанновичем, подаренными богомольцами и приобретенными игуменом. На нек-рых кодексах есть записи о том, что они изготовлены «по повелению игумена Иакова». И. составил келейное собрание книг. 27 рукописей XV-XVI вв., принадлежавших И., поступили в монастырскую б-ку, многие из них имеют экслибрис И.- один из первых русских книжных знаков (вложенные И. 27 книг перечислены отдельной статьей в описи Соловецкого мон-ря 1597 г.- см.: Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 164, 237-240). В частности, соловецкий игумен был владельцем древнейшего списка Холмогорской летописи (ГИМ. Собр. Чертковых. 173, кон. XVI в.), по-видимому переписанной по его заказу. Летопись содержит ряд уникальных сообщений за кон. XV - сер. XVI в., указанный список имеет экслибрис И. Весной 1597 г. И. был переведен в костромской Ипатиевский во имя Святой Троицы монастырь , став 1-м в истории этой обители настоятелем в сане архимандрита (отводная книга передачи имущества Соловецкого мон-ря от И.

http://pravenc.ru/text/200179.html

За годы работы на Печатном дворе Н. выпустил 11 изданий: Триодь Постную (8 нояб. 1589), Триодь Цветную (24 нояб. 1591), Октоих (Ч. 1. Глас 1-4 и Ч. 2. Глас 5-8) (31 янв. 1594), Апостол (4 июля 1597), Часовник (2 издания: 27 июля 1598 и 9 янв. 1601), Минею общую (2 издания: 29 июня 1600 и 19 авг. 1600, соответственно в 4-ю и во 2-ю доли листа), Служебник (25 апр. 1602), Псалтирь (30 нояб. 1602, с изменением рубрикации и текста) (книговедческое описание изданий см.: Зёрнова. 1958. С. 15-21). Четкие и крупные шрифты во всех изданиях Н. тождественны, в их основе лежит гарнитура Фёдорова. Безукоризненно выполнено 2-цветное печатание, важное с т. зр. рубрикации богослужебных книг. В своих изданиях Н. использовал нек-рые технические приемы, впервые появившиеся в изданиях анонимной московской типографии, в частности двойную нумерацию (по тетрадям и по листам) и исправление опечаток. Помимо красивого шрифта и искусно выполненного набора издания Н. замечательны своим оформлением. Они украшены нарядными и сложными заставками, к-рым Н. уделяет главное внимание, рамками, декорированной вязью, инициалами. Восприняв мн. художественно-технические особенности книгопечатания от Фёдорова, Н. внес новые черты в орнаментику своих изданий. Так, Н. использовал в заставках штриховку в клетку, к-рая не встречается у первопечатника. Если в двух первых невежинских изданиях (Псалтири 1568 и 1577) влияние Фёдорова было существенно, то начиная с Триоди Постной 1589 г. заставки отличаются большей самостоятельностью и оригинальностью. Три издания Н. украшены декоративными гравюрами: гравюра прор. Давида помещена на фронтисписах Псалтирей 1568 и 1577 гг., ап. Луки - на фронтисписе Апостола 1597 г. А. А. Сидоров отмечал, что в 1568 г. Н. «выполняет своего первого «Давида» по чужому рисунку… в 1577 г. он пробует свои силы как гравер и рисовальщик; своего зенита он достигает в Апостоле 1597 г.» ( Сидоров . 1951. С. 142). Дающая «иконный образ» и воплощающая «национальную традицию» гравюра ап. Луки - «большая удача всей русской художественной культуры XVI века» (Там же). Выделяя такие черты стиля Н., как академизм и такт, исследователь констатировал, что благодаря этому не Фёдоров, а именно Н. был «создателем основного образца для русской художественно оформленной книги всего того времени», что именно Н. «определил характер русской иллюстрации XVII в.», за ним «пошли многие граверы и рисовальщики правительственного Печатного двора» (Там же. С. 136, 143-144).

http://pravenc.ru/text/2564808.html

Иоасаф , с 1735. Строители Феофилакт , 1737. Виктор , 1741–48. Макарий , 1757 и 58. Антоний , 1763 и 64, 1771. Корнилий , с 1778. Симон , с 1794. Григорий , 1799. Владимир … Игнатий , 1804. Пахомий , 1807. Василий … Иоасаф (строит., потом игум.) 1811–40. Корнилий , 1840–52. Никодим , 1852 (пять месяцев). Митрофан , с июля 1852 по мар. 1853. Иона , 1853 (девять месяцев). Даниил , с 20 дек. 1853 по 6 авг. 1856. Анания , игум., 1856–67. 5 Климецкий Троицкий Никольский, на острове озера Онежского, основан в XVI веке. Упразднён в 1764 г., но оставлен по смерть монашествующих (совершенно упразднён в мар. 1772 г.). Запустел в начале XIX столетия. [IV, 530.] Возобновлён в 1833 г. и приписан к архиерейскому дому. Игумены Иона Климов , основатель, в начале XVI века; † 6 июня 1534. Кирилл , 1547. Прохор , 1565. Мисаил , 1568. Мисаил , между 1582–89. Строители Тихон , 1582 и 83. Иона , 1591. Варсонофий , 1593–96. Филипп , 1597. Герман , 25 февр. 1599. Киприан (игум.) 1600, 1611. Акакий , 1615. Арсений , 1618–27. Герасим , 1628–30, 18 дек. Игумены Аркадий , в янв. 1633–37. Варлаам , в янв., мае 1641. Иоасаф , 1643–47. Илия Лопарев , 1648 и 49 строит.; 19 авг. 1660 перев. в Вяжицкий. Строители Гедеон , 18 июня 1660, в мар. 1661. Иоасаф , в февр. 1664, 1669, в июне 1675. Феодосий , в февр. 1677–88; игум. 1688–94. Александр , 1696–1704. Илия , 1706; † 1724. Корнилий , с 1727; † 1745. Иоасаф , 1757–59. Пафнутий , 1765–69. Клименцы (по книжке 1870 г.). Игумены Прохор , около 1520 (при жизни Ионы.) Иона , около 1520; † 6 июня 1534. Дионисий , около 1540. Тихон , строит., 1582, 83. Филипп , строит, около 1590. Варсонофий , строит., около 1596, 1598. Герман , около 1599. Киприан , 1600–9. Геннадий , 1611–15. Арсений , 1617–28. Герасим , 1628–32. Аркадий , 1632–38. Варлаам , 1639–42. Иоасаф , 1643–47. Игнатий , 1648. Илия , 1649–60. Гедеон , 1661–64. Строители Иоасаф , 1664–75, 77. Феодосий , 1677–88. Сергий , 1689. Варлаам , 1690–94. Александр , 1695–1707, утонул. Илия , 1707–25. Корнилий утверждён 17 мая 1727–1748.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от др. былинных героев - Алеши Поповича и Добрыни - И. М. не упоминается в летописях. В 1-й пол. XV в. в летописи получило отражение предание о гибели рус. богатырей в битве на Калке, послужившее прообразом для былины. Главным героем этого предания выступает ростовский «храбр» Александр (Алеша) Попович, к-рый собирает богатырей для защиты Киева от татар. О богатырях кн. Владимира повествует ст. «О начальстве Рускыа земля» из сб. Кирилло-Белозерского мон-ря 1568 г. (по мнению А. И. Соболевского , она написана в нач. XVI в. на белорус. землях): «И быша у князя Владимера храбрии вои мнози во граде Киеве, и начаша избивати силы великыа половецкиа под городом под Кыевом; и оттоле начаша боятися цари ординскиа. У князя Володимера было храбрых богатыров много, и начат их посылати по всем градом и странам» ( Соболевский. С. 18). В белорус. народных песнях кон. XV - нач. XVI в. упоминаются богатыри кн. Владимира, избивавшие «силы великия половецкия» под Киевом. Никоновский летописный свод (ПСРЛ. Т. 9. С. 68) и Житие кн. Владимира по списку Четьих-Миней свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 807. Л. 916 об.) содержат схожие (видимо, основанные на одном общем источнике) рассказы о богатырях Владимира и их подвигах. В Никоновской летописи названы Александр Попович, рагдай удалой, Ян Усмошвец, Малвред Сильный, андрих Добрянков. И. М. не упоминается. Перечень богатырей без И. М. включен в 65-ю гл. 1-й грани «Книги Степенной царского родословия» (60-е гг. XVI в.) «О храбрых мужех»: Ян Усмошвец, Рагдай, Александр «рекомый Попович», Маловред, Андрих Добрянков «и инии мнози» (Степенная книга. 2007. Т. 1. С. 323; кн. Владимир сравнивается с царем Давидом, имевшим 37 «храбрых мужей»). Возможно, Степенная книга стала основой для перечней богатырей, которые встречаются в рус. рукописях XVIII-XIX вв., содержащих тексты фольклорного характера. По-видимому, в XVII в. в этот перечень было включено имя И. М. (наиболее ранняя великорус. письменная фиксация предания об И. М. содержится в «сказании о киевских богатырех, как ходили во Царьград», известном в списках начиная с XVII в.). В предисловии В. А. Лёвшина к его изданию «Русские сказки» (М., 1780. Ч. 1. С. 4) названы богатыри кн. Владимира: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурило Пленкович, И. М. и дворянин Залешенин. В рукописи XIX в. ГИМ. 1597 в перечне богатырей «Илья Иванович Муромец» назван вторым. Отсутствие летописных упоминаний об И. М. побудило исследователей искать его в летописях под др. именами: толкуя имя Jlias из нем. саг как Eligas, М. Г. Халанский отождествлял И. М. с киевским кн. Олегом .

http://pravenc.ru/text/389413.html

и до наших дней. § 2. Христианская археология от истоков до середины XIX века Долгое время понятие «археология» употреблялось в широком смысле – «наука о древности». Первыми христианскими археологами были представители Церкви. Уже во 2-й пол. XII в. появились исследования о двух главных церквах Рима. Джованни Дúаконо написал труд о епископской базилике Сан Джованни ин Латерано, его опубликовал о. Жан Мабийон в 1689 г. Сочинение священника Пьетро Маллио о базилике св. Петра в Ватикане (Historia Basilicae antiquae S. Petri Apostoli in Vamicano) увидело свет еще позже, в 1867 г. его издали болландисты. В XII в. появляются также иллюстрированные путеводители о христианских памятниках Рима (Mirabilia Urbis Romae) для паломников, эти книги неоднократно переиздавались 1704 . 1. века В эпоху Ренессанса, когда европейские ученые обратились к наследию греко-римской античности, в сферу их интересов попало и христианство. Франческо Петрарка (1304–1374) в своих письмах из Рима восхищался и античными памятниками, и средневековыми церквами. Кола ди Риенцо (1312–1354) занимался античной и средневековой эпиграфикой Рима. Флавио Бьондо (1392–1436) в своем трехтомном сочинении описал, наряду с античными руинами, средневековые церкви Рима. Особой заслугой Помпонио Лето (1428– 1498) 1705 было основание Римской Академии антикваров (Accademia romana degli antiquari), первого в мире археологического учреждения. Гуманист Онофрио Панвинио (1529–1568) из Вероны издал десять книг «О древних и новых церквах, монастырях, кладбищах», это сочинение сохранилось в отрывках. После смерти Панвинио на итальянском и латинском языках был опубликован его труд о семи главных церквах Рима 1706 . Гуманист Альдо Мануцио (1547–1597) изучал христианские надписи древнего кладбища по Старой Саларийской дороге. Помпео Угонио (ум. предпол. в 1613 г.) собрал ценные материалы о катакомбах и римских церквах до их перестроек в κ. XVI в., каноник Тиберио Альфарано (ум. в 1596 г.) – сведения по истории базилики св. Петра. Помимо Рима, внимание исследователей привлекала Равенна, книгу о ее церквах и мозаиках написал епископ Джампьетро Ферретти (1482–1557).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это обстоятельство обратило на себя внимание царя, и он стал помышлять «како-бы изложити печатныя книги, яко же в Греках, и Венеции и во Фригии и в прочих языцех, дабы впредь святыя книги изложилися праведна» 325 . И вот для этой цели он, посоветовавшись с митр.Макарием, устраивает типографию, которая только одна более или менее могла предохранить книги от дальнейшей порчи. Типография была открыта в Москве в 1563 году. Со времени ее открытия и до 1610 года было напечатано несколько книг, и именно: апостол три раза (1564, 1597 и 1606 гг.), псалтирь – три раза (1568, 1577 и 1602 гг.), часослов (1565 г.), триодь постная (1589), триодь цветная – два раза (1591 и 1604 гг.), октоих (1594 г.), архиерейский чиновник (1600 г.), минея общая – три раза: два издания одного года (1600 г.), и одно – 1609 г., служебник (1602 г.), евангелие (1606 г.), минея служебная за три месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) (1607 и 1609 гг.) и устав (1610 г.). Но пока существовали многоразличные списки одной и той же книги, одно только печатание книг не могло служить достаточным основанием для того, чтобы считать ту или другую напечатанную книгу вполне исправной: печатание могло предохранить книги только от дальнейшей порчи, происходившей от невежества и невнимания прежних переписчиков, старые же ошибки печатание само по себе не только не уничтожало, но как-бы еще более закрепляло их, придавая им большую устойчивость. Поэтому для того, чтобы из печати книга вышла по возможности исправной, нужно было прежде печатания ее найти из многих списков известной книги наиболее верный, исправный и затем, не ограничиваясь этим, сличить его со всеми другими известными списками славянскими и греческими, – и только тогда уже приступать к напечатанию книги. Но насколько заботились обо всем этом в первое время существования у нас типографии, – можно видеть из предисловий и послесловий первопечатных книг. Из них мы видим, что самые первые четыре печатные книги (апостол, часослов и два издания псалтири) изданы частными лицами и только по приказанию царя, причем об исправлении их или сличении списков пред напечатанием – ничего не говорится; даже какого-либо участия высшей церковной власти в этом деле мы не усматриваем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Звездица. 1761 г. (ГММК) Звездица. 1761 г. (ГММК) К XIX в. в Софийском соборе Вел. Новгорода насчитывалось 8 звездиц, в т. ч. золотая З. с эмалями и резьбой. Большинство из них были серебряными позолоченными, некоторые - с эмалями (Описи новгородского Софийского собора XVIII - XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 13; 1993. Вып. 2. С. 61, 128; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). В Соловецком мон-ре З. («серебряна не золочена») впервые упоминается в описи 1570 г. как часть комплекта, созданного в Новгороде в 1555-1556 гг. по заказу игум. Филиппа (Колычева) (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. 2003. С. 74, 108, 144). Из этого комплекта сохранился только потир (ГММК). В монастырской описи 1597 г. числятся еще 2 «звезды золочены… серебряные…» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. 2003. С. 145), созданные, вероятно, также по заказу игум. Филиппа; сохранились потир и «тарели» (1566-1568, ГММК). От позднейшего имущества из ризницы мон-ря уцелела серебряная позолоченная З. XVIII в. (СГИАПМЗ), украшенная гравированными изображениями херувимов и серафимов на дугах, с надписями: «ЦРЬ СЛВЫ НИ КА» - на клеймах и образом Спасителя на фигурном клейме в средокрестии. Золотые наборы литургической утвари известны как вклады аристократических семей. Так, золотую З. в наборе утвари вложили в 1681 г. в Псково-Печерский мон-рь воевода Иван (Борис) Бутурлин с супругой на память Вихаревых, родителей супруги ( Толстой. 1861. С. 120). «Се Агнец». Сударь. 1511 г. (ГММК) «Се Агнец». Сударь. 1511 г. (ГММК) В XIX в. драгоценные З. хранили в ризнице как наследие: напр., в ризнице псковского Троицкого собора находилась З., серебряная, позолоченная, с оформлением «мелкою сканью, превосходной древней работы» (Там же. С. 38). Архим. Макарий (Миролюбов) упоминает среди церковной утвари Юрьева мон-ря древнюю узкую З., к-рая имела надпись: «ста вверху вертепа» ( Макарий, архим. 1860. Ч. 2. С. 199-200). З. могла служить поминальным вкладом и украшаться личными драгоценностями. В Чудов монастырь в 1674 г. по боярину И. Морозову были вложены золотые потир и з. в форме короны, верх к-рой был украшен крупным изумрудом с вырезанным на нем крестом и надписью: «IC ХС HI КА» ( Снегирев. 1842-1845. С. 143). В этот мон-рь в 1711 г. царевна Мария Алексеевна вложила золотую З. (70-е гг. XVII в., ГММК) простой формы в виде 2 гладких дуг, соединенных в центре изумрудом с вырезанными на нем гербом и поздней надписью: «п. ц. ф. а.» (не через «фиту», что означает: «Печать царя Феодора Алексеевича»).

http://pravenc.ru/text/182741.html

Мисаил , 1757–65, 21 мар. перев. в Устюжский Архангельский. Асигкрит перев. из Устюжского Введенского, 1765–66. Игумены Авраамий , 1766–74. Геннадий , 1774–88. Герман Троицкий 1809 перев. в Корнелиев Комельский. Варлаам в 1809 перев. из Корнилиева Комельского, а 1826 – в Павлов Обнорский. Пахомий , 1838–40. Вениамин , с 1840, а 1 нояб. 1841 перев. в Семигородную пустынь и мнтрь упразднён. 6 Павлов Обнорский, от города Грязовца в 15 верстах, основан св. Павлом в начале XV века. Ныне третьеклассный. [V, 428.] Игумены Св. Павел Обнорский † 10 янв. 1429; в лике святых с 1547. Алексий , ученик его, с 1414 (при жизни святого и по кончине его); когда †, неизвестно. Никон упом. 1489, а 1 мая 1502 хирот. в епископа Коломенского. Иларион ... Протасий , 1538–46. Антоний , 1568 и 69. Иоанн , 1579–81. Мисаил , 1582–87. Исидор , 1589 и 90. Иоиль , 1597–1603. Феодор , 1604 и 5. Филарет , 1607–12. Памво , в февр. (sic) 1614. Алимпий , 1616–32. Памво , 1633–49. Варлаам , в янв. 1652. Афанасий , в сент. 1652 и 53. Иосиф Андреяновский , с 1654, а 5 окт. 1679 перев. в Спасо-Прилуцкий. Ефрем , 1679–83. Пахомий , 1684–86. Авраамий , 1688–90. Герасим , 1693 и 94. Архимандриты Сергий 8 июля 1694 произведён из игуменов Сямских; уволен в мар. 1705. Филарет , в 1705–10. Димитрий , в 1710–18. Феофилакт , 1718–27. Гавриил , 1727–33. Феофан в 1733 перев. из Глушицкого; до 1736. Иларион , 1736–46. Феофилакт , 1746–57. Павел , 1757–71. Игумены Пахомий , 1771–74. Вениамин Кулешавский перев. из Арсениева Комельского в янв. 1775–1799; †… Август Албенский , архим., 16 дек. 1799 перев. из Спасо-Каменного Духова; † 26 мая 1812. Гавриил Болховитинов 8 сент. 1812 перев. из Воронежского Толшевского, а 17 авг. 1814 – в Лихвинский Добрый мнтрь. Ириней Митропольский , архим., 17 авг. 1814 перев. из Доброго; до 1816. Дионисий 23 июля 1816 перев. из Пошехонского Адрианова; до 1818. Варфоломей в 1818 перев. из Спасо-Суморина; до 1823. Пахомий 15 июня 1823 перев. из Глушицкого; до 1826. Варлаам в 1826 перев. из Троицкого Гледенского, а 1841 уволен, за старостью, на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), вмч. Георгия (женский, в Кореле, упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Кореле, «на усть реки Узервы», упом. в 1500 и 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Ивангороде, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), свт. Николая Чудотворца (мужской, в Кореле, «на усть речки Федоровки», упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), свт. Николая Чудотворца (мужской, в крепости в Орешке, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (Спасский) (мужской, в крепости в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (мужской, в Яме, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на посаде в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в Орешке, «с Лопской стороны», упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Св. Троицы, «строенье старца Герасима» (мужской, в Кореле, упом. в 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619). Ист.: Грамота царя Василия Иоанновича Шуйского, адресованная населению города Корелы и уезда, о сдаче города, 30 авг. 1609 г.//СГГД. 1819. Ч. 2. 191. С. 378; Грамота еп. Селивестра Корельского и Орешского, 22 мая 7107 г.//АЮ. 1838. 385. С. 405; Записка о Царском дворе, церк. чиноначалии, придворных чинах, Приказах, войске, городах и проч.//АИ. 1841. Т. 2. 355. С. 422; Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины Корельского городка с уездом 7008 г.//ВОИДР. 1852. Кн. 12. С. 5-6, 33, 76, 117, 120, 143, 170, 179; Писцовая книга Водской пятины 1568 г.//История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Петрозаводск; Йоенсуу, 1987. Т. 1. С. 55-58, 60, 64-67, 71-76, 78, 82, 106, 110-114, 131, 146-148, 165-169, 171; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре: Исслед., текст, пер.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010