Преподобный Авраамий Мирожский Преподобный Авраамий Мирожский был строителем и первым игуменом Псковского Спасо-Преображенского монастыря на берегу реки Великой, при впадении в нее речки Мирожи. Мирожская обитель была основана около 1156 года, в княжение Святополка Мстиславича, родного брата святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля), святителем Нифонтом, епископом Новгородским, пострижеником Киево-Печерского монастыря (память 8 апреля), и преподобным Авраамием. Этот монастырь, древнейший во Пскове, был первым семенем монашества, перенесенным на псковскую почву из Киева. На чаше преподобного Нифонта была надпись: " Святой епископ Нифонт... будучи на престоле, многия святыя обители и церкви устрои со благоверным князем Всеволодом Псковским, и по преставлении князя Всеволода прииде... во Псков и созда... церковь Преображения Господня, и обитель преславную украся, и братию собра, и игумена постави " . В конце XIX века при ремонте Преображенского собора были раскрыты прекрасные фрески XII века, которыми был расписан собор, получившие ныне всемирную известность. (Преподобный Нифонт построил еще один точно такой же храм в Ладоге, освященный во имя святителя Климента Римского, но до наших дней сохранился лишь его фундамент.) О жизни преподобного Авраамия сведений сохранилось мало, так как монастырь находился вне городских стен и часто подвергался разорению и служил для постоя вражеских войск. Скончался преподобный 24 сентября 1158 года. Мощи его лежат под спудом соборного храма в честь Преображения Господня в созданном им монастыре. Через четыре столетия, 24 сентября 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. Мирожская икона явилась в монастыре в 1198 году. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, " таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня " . Мирожская икона написана по чину Оранты - " Молящейся " . Пресвятой Богородице предстоят Псковские святые: справа - святой благоверный князь Довмонт-Тимофей (память 20 мая), слева - его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Дмитриевна († 8 ноября 1300). Царь Иоанн Васильевич увез чудотворный Мирожский образ из Пскова, а в монастыре остался список " мера в меру " - так называемая " Великая Панагия " из Спасо-Мирожского монастыря. Празднование знамения Мирожской иконы установлено в том же, 1567 году, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена. Этой иконе была составлена особая служба, напечатанная в Минее 1666 года. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913870.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Мирожская В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «...поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря... честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши...». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября. Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г. Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря. Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас. В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Знамение Мирожская " .

http://pravicon.com/info-110

Летопись сообщает, что в 1299 году немцы, подойдя к Пскову, разорили посады и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа. С именем Иосифа Л. А. Творогов связывал " Послание Есифа к детям " и считал его заказчиком псковского списка " Слова о полку Игореве " , которые были обнаружены в Мирожской обители. В 1323 году монастырь вновь был захвачен немецкими рыцарями. В 1404 году игуменом Мирожского монастыря Карпом на крутом берегу реки Великой была построена церковь во имя святого Архидиакона Стефана. В 1463 и 1471 годах Мирожская обитель служила временной квартирой для московской рати, приходившей на помощь Пскову, а также новгородской в 1474 году. В период Ливонской войны до 1580 года в Пскове велась серьезная оборонительная подготовка к приходу войска Стефана Батория, и в этот период царь Иоанн IV неоднократно посещает Псков. Еще в конце мая 1558 года закончилось сосредоточение в Пскове 40-тысячной русской армии во главе с князем Петром Шуйским, и уже к 1580 году была проведена ревизия всех крепостных стен, их ремонт и укрепление. Военно-политическая обстановка для России в этот период очень непростая. Два фронта военных действий – на западе и юге – требовали огромного напряжения внутренних сил (военных и политических). Псков являлся западным форпостом и требовал особого укрепления. Накануне пришествия войска короля Стефана Батория было принято решение выжечь все псковские посады, в т. ч. левый берег реки Великой и вывести в город все имущество. Стефан Баторий, подойдя к Пскову в августе 1581 года, оказался на пепелище. У опустевшего Мирожского монастыря он поставил сильную батарею, а на монастырскую колокольню пушки, из которых вели обстрел Покровской башни каменными раскаленными ядрами. Ответным огнем псковских орудий были разрушены постройки монастыря. Миссия Спасо-Преображенского Мирожского мужского монастыря. Прежде всего Мирожский монастырь выполнял духовную миссию. Главной святыней монастыря являлась чудотворная икона Божьей Матери «Мирожская». Эта икона явилась в монастыре в 1198 году, а через четыре столетия, 24 сентября (7 октября) 1567 года, в день памяти преподобного Авраамия в Мирожском монастыре совершилось чудесное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы. В царствование Иоанна Грозного, во время свирепствовавшего во Пскове морового поветрия, от этой иконы, как повествует древнее сказание, " таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня " .

http://pravoslavie.ru/149225.html

Прошло несколько лет после этого события, и на месте явления этой иконы Богоматери возникла обитель, обращенная впоследствии в приходскую церковь. Точный список с этой иконы имеется в селе Новоспасское Дмитровского уезда Московской губернии. 24 сентября Мирожская икона В Псковской области, при устье реки Мирожи, находится Спасский мужской Мирожский монастырь, основанный в 1156 году. В нем и хранится Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. В 1567 году во время сильного морового поветрия икона прославилась многочисленными чудесными знамениями: из очес ее изливались слезы, и болящие получали исцеление. Особенно много исцелений совершилось в городе Пскове, когда туда, по случаю моровой язвы, была приносима св. Мирожская икона Богоматери. С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее образ, по благословению преосвященного Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, празднование в честь Мирожской иконы было установлено 24 сентября. На этой иконе Богоматерь изображена во весь рост стоящей с воздетыми руками. По правую руку от Нее в молитвенном положении изображен св. благоверный псковский князь Довмонт, в иночестве Тимофей; с левой стороны в молитвенном положении изображена супруга Довмонта благоверная княгиня Мария Дмитриевна. Не без основания предполагают, что эти изображения князя и супруги его прибавлены на иконе впоследствии, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 году. Миртидийская икона Миртидийская или Миртовая икона Божией Матери явилась на острове Кипре или Чираго; поэтому она называется еще «Чиригиотисса». Исторических сведений об этой иконе не имеется. 25 сентября Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому Однажды великий угодник Божий преподобный Сергий Радонежский в ночь с пятницы на субботу стоял на молитве в своей келье и пел акафист Пресвятой Богоматери. Взирая с благоговейным умилением на Ее образ, он умолял Ее ходатайствовать перед Сыном Ее и Богом, да призрит Он милостивым оком на новооснованную обитель.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

24 сентября (7 октября) Мирожская чудотворная икона «Знамение» Богородицы явилась в 1198 году и пребывает в Спасо-Мирожском мужском монастыре, основанном при Пскове иа устье реки Мирожи. На иконе Божия Матерь изображена во весь рост, стоящею. Празднество этой иконе, как упоминается в записях монастыря, установлено в память избавления Пскова от морового поветрия в 1567 году, при царе Иоанне Васильевиче, по благословению Новгородского и Псковского архиепископа Пимена. С тех пор в честь Мирожской иконы Богоматери составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г. в Москве в сеитябрьской Месячной Минее. По этой службе доныне празднование совершается ежегодно в 24-й день сентября 509 . День Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября В царствование Льва VI Философа (886–911), в начале X века, в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, св. Андрей Юродивый и ученик его Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели в воздухе чудное явление Пресв. Девы Богородицы, окруженной, как венцом, пророками, апостолами и Ангелами, солнечным светом сияющей, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех. молящуюся о всем мире?». «Вижу, св. отче, – отвечал ему Епифаний, – и ужасаюся». Видение прославлено было сперва молящимися во храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнилисъ радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацин в их империю. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны 510 . Впрочем, по случаю разных смут в царстве Греческом, там день Покрова не внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Церкви Российской, которая от самого начала своего вверилась покрову Богоматери и освятила день явления его торжественным празднованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Выпросив у вологодцев местечко на реке Поденке, поставил здесь келлию, окопался рвом и начал подвигаться в посте, молитве и труде сапожного мастерства. Выработанные деньги делил на три части: одну посвящал Богу, другую раздавал бедным и третью употреблял на самого себя. Возложил на себя вериги, приковал себя цепью к стене и для отдыха позволял себе только дремать, а не спать. Скоро многие стали приходить к святому за советом и утешением, и он относился одинаково ко всякому, богатому и бедному. Однажды во время бездождия, епископ вологодский просил его помолиться вместе со всеми о дожде, затворник явился на общую молитву, и Бог послал дождь. Галактион предсказал вологодцам бедствия от ляхов и литовцев в 1612 г. и советовал им постом и молитвой умилостивить прогневанного их грехами Бога. Вологодцы не вняли, и им пришлось пострадать. Город их опустошили, многих из жителей убили, других взяли в плен. В это время и самого св. Галактиона ляхи избили до того, что он лишился чувстве, прожил немного после сего и скончался. Был погребен на месте своих подвигов. В последствии времени здесь основали обитель. В эту обитель, в 1775 году, была переведена братия упраздненного Каменного монастыря на Кубенском озере, и она стала называться Спасокаменной. Здесь под спудом и почивают мощи св. Галактиона. Мирожская икона Богородицы находится в Спасо-Мирожском монастыре, Псковской епархии. Явилась она в 1198 г. В 1567 г. во время морового поветрия в Пскове, происходили от нее излияние слез и другие чудотворения. Пресвятая Богородица изображена на иконе во весь рост, стоящей; по правую сторону в молитвенном виде изображен князь Псковский Довмонт, а по левую – супруга его княгиня Мария Дмитриевна. 25-е число Преподобная Евфросиния жила в V веке, происходила от богатых и знатных родителей, живших в Александрии. Двенадцати лет лишилась она матери, и сам отец воспитал ее в строго христианском благочестии. Желая получить благословение на брачный союз дочери, отец отправился с ней к одному знакомому настоятелю монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

IV. Муч. Персисы . Сирм. (сн 24 Персы). Пр. Ревекки . Филим. Новое лето . Син. 1 и 2. Асс. Остр. Сав. Это начало индикта, введенное при Константине В. и называвшееся Константиновым или Кесарским. V. Соссия . Неап. (21 апр.). Евсевия исповедника, мученного финическим князем. Петр. 239. Сирм. и др. (21 сент.). Пр. Евфросинии . Филим. (25сен.). Михаила кн. черниг. 239 (20 сен.). 24 I. Св. первомуч. Феклы равноапостольные, ученицы ап. Павла, † близ Селевкии и саврийской. Конст. 42 к все. МКр. М. 11 и 12 в. Стихира Андрея иерус. Канон I. монаха. Служба. (Неап. еще 22 авг. и 22 февр. Копт. еще 20 сент. и 19 июля. М. Р. Иер. Англ. Б. и все 23 сент. Иерон. Р. Н. втор. 22 февр. Иерон. еще 20 дек.). Пр. Коприя в обители пр. Феодосия, в Палестине, † ок. 530 г. 1295. Сирл. Пр. Никандра псковского чудотворца, † 1581 г. Мощи в его пустыни. Служебная Печ. минея (имя). 209. 1806. Киев. Мес. †. По Погод. св. есть служба. ( Филим. 9 окт.). II. Память чуда Богоматери на о. Китирском (Чериго). Служба. Устав Велик. церкви 1868 г. III. Преставление пр. Авраамия мирожского, основателя спасского монастыря на р. Мироже в Пскове, † 1158 г. 51 и 209. Мощи под спудом в Мирожской обители. Убиение пр. Галактиона вологодского поляками и литовцами в 1612 г. 209. †. Мощи в Спасокаменном монастыре. Преставление Стефана , в иноках Симона , первовенченного краля сербского († 1224 сент. 24), племянника его Давида и сына его короля Владислава (1230–1239). Св. Стефан есть сын св. Стефана Неемани (13 февр.). Есть ему служба в Сербляке. Мощи его в монастыре Студенице. Симеона краля сербского ныне есть в Св. 1771 г. и в Евхологионе Будском; он же 14 сент. у других. Открытие мощей Владислава было 30 июля при крале Уроше. Мирожской иконы Божией матери. Явилась в 1198 г. в Спасо-мирожском монастыре псковской епархии, вновь прославилась в 1567 г. 24 сентября. (исхождаху слезы). Печ. часослов 1652 г. 51. 382. 201. (сн. 7 окт.). Служба была напечатана в сентябрьской минее 1666 г. в Москве. Есть она в сборнике Румянц. XVI в. 397).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Церковь Преображения Господня на Нередице. 1198 г. Фотография. 2008 г. В 1172 г. заложена ц. св. Иакова на Яковлевой ул., о ее освящении сведений в летописях нет. В 1179 г. архиеп. свт. Иоанн (Илия) со своим братом Гавриилом за один сезон построил Благовещенскую ц. в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино («в Аркажах»). С 80-х гг. и до кон. XII в. строительство в Н. р. велось практически без перерывов, при этом мн. храмы строили за 1-2 сезона. К этой эпохе относится возведение надвратной ц. Богоявления в Благовещенском мон-ре на оз. Мячино (1180-1182), перестройка ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (1184), строительство церквей апостолов Петра и Павла на Сильнище (1185-1192), Вознесения на Прусской ул. (1185-1191), Успения в Аркажском мон-ре (1188-1189), Преображения Господня Хутынского мон-ря (1192), Положения ризы и пояса Пресв. Богородицы на воротах Детинца (1195), Воскресения на Мячине (1195-1196), св. Кирилла (1196), Преображения Господня в Ст. Руссе (1198), Преображения на Нередице (1198), прор. Илии на Славне (1198-1202), Сорока мучеников (1199-1211), вмц. Параскевы на Торгу (1207), вмч. Пантелеимона (1207). Заказчиками храмов были как церковные иерархи, так и частные лица, князья. Многие из этих храмов сохранились или изучены археологами. В 10-30-х гг. XIII в. сообщения о новом строительстве носят нерегулярный характер: в 1211 г. новый архиеп. Антоний «створи полату Митрофаню церковь в имя святого Антония» (НПЛ. С. 52), однако характер этих работ не вполне понятен; в 1218 г. владыка заложил ц. вмц. Варвары в Варварином мон-ре, в 1219 г. Твердислав и Феодор - ц. арх. Михаила на Прусской ул. (освящена в 1224), в 1224 г. Семен Борисович построил ц. ап. Павла с приделами прав. Симеона Богоприимца и равноапостольных Константина и Елены, в 1226 г. заложили ц. св. Иакова на Яковлеве ул. (очевидно, на месте храма 1172 г.), в 1233 г.- ц. св. Феодора на воротах Детинца от Неревского конца. К данному периоду, вероятно, относится возведение единственного сохранившегося памятника - ц. Рождества Пресв. Богородицы в Перыни, не имеющая летописной даты. Из этих построек (помимо перынской церкви) изучен только храм арх. Михаила на Прусской ул. (исследования Булкина), об остальных сооружениях пока сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

76 В письме к игумену Антонию (Путилову) в Оптину пустынь от 14 декабря 1835 г. о. Арсений добавляет, что грыжа «завелась» от «непомерного крику», царящего во время лаврского богослужения. Одновременно он признается: «Я после общежительных монастырей тупо [туго?] привыкаю к лаврским обычаям». Возможно, из-за этого он подал прошение об оставлении священнослужения. Его просьба была исполнена: «И так я теперь уже по праву освобожден от всех действ иерейских; даже не надеваю и епитрахили, и не благословляю трапезы, и сообщаюсь у врат» (ОР РГБ, ф. 213, к. 58, д. 2, л. 1 об.). 77 Киевский Златоверхий Михайловский монастырь – резиденция Чигиринских епископов. Перемещение туда о. Арсения состоялось 23 января 1836 г., а членом Чигиринского духовного правления он был назначен 6 февраля того же года (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.; ГА ГС, ф. Р–567, оп. 6, д. 96, л. 30). 78 Игнатий (Брянчанинов ; 1807–1867 гг.), архимандрит, впоследствии епископ Кавказский. О. Арсений был зачислен в братство Троице-Сергиевой пустыни (Санкт-Петербургской епархии) 11 января 1837 г. (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). 81 Московский комитет для разбора и призрения просящих милостыни к этому времени только что открылся (в 1838 г.). Состоя в нем, о. Арсений должен был вернуться к священнослужению. Вдобавок, как указано в его формулярном списке, он «преподавал призиравшимся духовные поучения с отличною ревностию и благим успехом». В результате 6 человек, «принадлежавших разным сектам и расколам», его стараниями присоединились к православной Церкви (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.). В это время иеромонах познакомился с президентом комитета и бывшим обер-прокурором Синода С. Д. Нечаевым. 83 Переход в Симонов монастырь состоялся 7 ноября 1845 г. (ГА ГС, ф. Р–567, оп. 6, д. 96, л. 30). 84 Должность наместника он временно исправлял с 25 июня 1846 г. из-за болезни наместника иеромонаха Паисия (Там же). 85 Здесь автор сокращает ход событий. Сначала он по своему прошению в июле 1847 г. переместился в Саввино-Вишерский монастырь (Новгородской губернии), где его ожидала «беспокойная жизнь». Весной 1849 г. иеромонах Арсений отправился в «годичное странствие» по обителям, в частности в октябре обнаруживаем его в Глинской пустыни. В 1850 г. он уже вернулся в Саввино-Вишерскую обитель. Вероятно, в июле 1851 г. он был командирован из монастыря на Балтийский флот и назначен благочинным 1-й дивизии (РГАДА, ф. 1198, оп. 2, д. 5430, л. 14–14 об.; ( Арсений (Троепольский) , иером. Откровенное послание пустынного отшельника к своему старцу и наставнику во внутренней молитве. Л. 6 об., 15 об.– 16, 20 об.; он же. Письма о плодотворности… С. 535).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Эти особенности умонастроения царя позволяют понять, почему он избрал местом будущего пострига Кирилло-Белозерский монастырь. Иван IV, несомненно, ценил преданность и волоколамских старцев, и старцев Чудова монастыря, участвовавших в создании «Степенной книги». Об архимандрите Чудова монастыря Левкии царь и позднее отзывался с большой похвалой, при нем монастырь «сравняся всяким благочинием с великими обители». Однако и волоколамские, и чудовские старцы были участниками политической борьбы, сражавшимися на стороне царя; в их обществе он не мог хотя бы на время отвлечься от конфликтов, терзавших русское общество. Отсюда — предпочтение не вовлеченной в эти конфликты далекой северной обители. Если царь и тешил себя мечтами о близости своего избавления и успокоения, то события осени 1567 года должны были убедить его в обратном. Именно в это время царю стало известно о заговоре, угрожавшем его жизни. При попытке изучения этого важного эпизода биографии Ивана IV исследователь сталкивается с очень серьезными трудностями. Дело в том, что текст официальной летописи, служивший в предшествующих разделах одним из главных наших источников, обрывается на записи о строительстве по приказу царя крепости Копье в августе 1567 года. Таким образом, никакой официальной версии последующих событий в нашем распоряжении не имеется. Не сохранились и какие-либо дела арестованных заговорщиков с записями их допросов, ни судебные приговоры. В других русских источниках каких-либо сведений о боярском заговоре против царя мы также не находим. Лишь в «Пискаревском летописце» упоминается очень коротко и неясно, что люди стали «уклонятися князю Володимеру Андреевичю». Напротив, сведения о заговоре встречаются во многих иностранных сочинениях второй половины XVI века, однако их анализ показывает, что все они в конечном счете повторяют рассказ одного автора — Шлихтинга. В 1570 году он писал, что «три года тому назад (то есть в 1567 году. — Б.Ф.) много знатных лиц, приблизительно 30 человек с князем Иваном Петровичем во главе, вместе со своими слугами и подвластными, письменно обязались, что передали бы великого князя вместе с его опричниками в руки» короля Польского, как только тот вступит с войском в пределы России.

http://sedmitza.ru/lib/text/438953/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010