Пафнутий, епископ Суздальский и Тарусский В 1566 (по Н. Д., в 1567) году хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. В 1568 году царем Иваном Грозным в Соловецкий монастырь была отправлена следственная комиссия, которая должна была собрать обвинительный материал для привлечения митрополита Филиппа (Колычева, † 1569; память 9/22 января, 3/16 июля) к соборному суду. Следственную комиссию, составленную из личных врагов митрополита Филиппа, возглавлял епископ Суздальский Пафнутий. Клевреты царские употребили все: и ласки, и угрозы, и дары, и обещания почестей, чтобы найти между иноками лжесвидетелей на митрополита, и действительно некоторых увлекли. Записав клеветы и взяв с собою клеветников, царские послы возвратились в Москву. Немедленно открыт был Собор в присутствии самого государя и бояр для суда над митрополитом. Вскоре после суда и мученической кончины митрополита Филиппа царь Иван Грозный осознал свою несправедливость против святого мужа и излил свой гнев на клеветников. В их числе был и епископ Суздальский Пафнутий, который, по словам А. Н. Муравьева, «скоро получил мзду: заточение было ему наградою». Скончался 26 ноября 1570 года (по Н. Д., скончался 26 ноября 1569 года). Литература: Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 655. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 44. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 667. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 407. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 4, ч. 1. – С. 168, 170; т. 2, ч. 2. – С. 357. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В. Апушкиной. Фрагмент впервые опубликован в комментариях к кн.: Неизвестный Нилус. Т. 2. М. «Православный паломник». 1995). Еще до московского суда исповедание имяславцев рассматривалось в Киевском епархиальном собрании епископов, где оно было признано православным. 205 Святитель Филипп (Колычев, 1507 †23.12.1569), Митрополит Московский и всея Руси – происходил из знатного боярского рода. Поступив послушником в Соловецкий монастырь (1537), вскоре принял монашеский постриг; вел строгую подвижническую жизнь, чем снискал к себе всеобщее уважение. Игумен Соловецкого монастыря (1548). На Соборе 1566 г. выбран Митрополитом. Не раз обращался к Царю Иоанну Грозному с увещаниями о милосердии. Враги Святителя и Царя всячески старались усилить возникшую между ними напряженность в отношениях. В начале ноября 1568 г. Царь созвал Собор для суда над Митрополитом, которого, кроме неуважения к Царю, обвинили еще в других деяниях, якобы совершенных им во время управления Соловецким монастырем. Митрополит был низложен и удален в Отрочь-Успенский монастырь в Твери, где претерпел насильственную смерть. В 1591 г. мощи свят. Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь, а в 1648 г. он был причислен к лику святых. В 1652 г. на Соловки прибыло посольство во главе с митрополитом Новгородским Никоном (впоследствии Патриарх), просить от имени Царя Алексия Михайловича у Святителя прощения за грехи Царя Иоанна Грозного и молить его о возвращении в свой кафедральный град Москву. В столице святые мощи встречал сам Царь с сонмом духовенства и народом. Во время торжеств, продолжавшихся с 9 по 17 июля, не было и одного дня, в который бы не происходили исцеления больных и недужных. Память 9 января, 3 июля и 5 октября. 206 Преподобный Дометиан (†601), епископ Мелитинский – происходил из семьи благочестивых и знатных родителей. Овдовев, принял иночество, а в 30-летнем возрасте был поставлен епископом Мелитины (Малая Армения). Был известен строгим подвижничеством и миссионерской деятельностью, способствовал установлению мирных отношений между Византийской империей и Персией.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека . 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Ин. 4 Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Ин. 4 из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Ион. 2 -й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека. 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Иоанна IV Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Иоанна IV из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1-й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2-й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1-й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Иона 2-й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ III († 8.02.1572, Москва), митр. Московский и всея Руси. Происходил из княжеского рода, о чем свидетельствует запись во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ): «79 (1571)-го году июня в 10 день Кирил же митрополит дал вкладу по матере своей княгине Ксенье 9 рублев 29 алтын» (ВКТСМ. С. 37). Род К. записан в синодике Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря 2-й пол. XVI в. (РГАЛИ. Ф. 1296. Оп. 2. 58. Л. 13-13 об.): в основном это лица духовного звания и монахи (информация А. В. Маштафарова). Возможно, К. принял постриг в принадлежавшем митрополитам московском Новинском монастыре. В нояб. 1566 г. был поставлен архимандритом Троице-Сергиева монастыря, сменив архим. Меркурия (1564-1566), имя к-рого открывает помянник первосвятителя (ГИМ. Усп. 64. Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 294). Во 2-й пол. 60-х гг. XVI в. ясно обозначился приток княжеских вотчин в Троице-Сергиеву обитель: к 1566/67 г. относятся богатые вклады в мон-рь княгинь Микулинских и кн. Ивана Андреевича Булгакова (троицкий старец Иона). 4 нояб. 1568 г. свт. Филипп II (Колычев) за сопротивление опричной политике был насильственно лишен митрополичьей кафедры по приказанию царя Иоанна IV Васильевича и по постановлению церковного Собора, основанному на показаниях лжесвидетелей. По распоряжению царя митрополитом был избран К. ( Штаден Г. О Москве Ивана Грозного: Записки немца опричника. Л., 1925. С. 89), поставление состоялось 11 нояб. 1568 г. (Возведя троицкого настоятеля на митрополичий престол, царь тем не менее крайне отрицательно отзывался о порядках в Троицкой обители в послании братии Кириллова Белозерского мон-ря 1573 г.) 30 апр. 1569 г. Иоанн IV подтвердил К. 3 жалованные грамоты, выданные в 1564 г. митр. Афанасию (АФЗХ. Ч. 3. С. 29-30. 11; Дополнения. С. 359-360. 1; С. 360-363. 2). Эти грамоты ранее не были подтверждены на имя свт. Филиппа II. В 1569 г. скончалась 2-я супруга царя Мария Темрюковна, после чего, как говорится в соборном определении о 4-м браке Иоанна IV, царь просил благословения у К. «к совокуплению третиему браку» (ААЭ. Т. 1. С. 329. 284). 13 нояб. 1569 г. К. «дал вкладу денег 50 рублев» в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. С. 37). В нояб. 1569 г. был отправлен в заточение в Варламиев Хутынский в честь Преображения Господня муж. мон-рь архим. Троице-Сергиева мон-ря Памва (преемник К.), арестованный в апр., вероятно, одновременно с убитым позднее, во время новгородского похода, келарем Дорофеем (Курцевым). Возможно, это было сделано с целью устрашения первосвятителя.

http://pravenc.ru/text/1840361.html

В авг. 1568 г. Борзобогатый-Красенский впервые упоминается как нареченный епископ Пинский и Туровский. В сент. 1568 г. он вел на землях епархии торговлю, занимаясь сплавом леса по рекам Полесья. В дек. 1568 г., после смерти Луцкого еп. Марка (Жоравницкого), родственника Борзобогатого-Красенского (дочь Борзобогатого-Красенского Анна была замужем за сыном Жоравницкого), стала вакантной Луцкая кафедра. С сер. дек. 1568 по апр. 1569 г. Луцкой епархией в качестве нареченного епископа временно управлял луцкий подстароста Андрей Русин-Берестецкий, хлопотавший перед королем и «панами-радой» о предоставлении ему Луцкой епископии и Жидичинской архимандритии в постоянное управление (Опись актовой книги Киевского центр. архива 2039. К., 1885. С. 24). Однако король выбрал Борзобогатого-Красенского, к-рый с 1 мая 1569 г. упоминается в документах как нареченный епископ Луцкий и Острожский. Андрею Русину-Берестецкому тогда же пожаловали вакантное Пинское епископство, к-рое считалось менее почетным. Незадолго до назначения Борзобогатого-Красенского на Луцкую кафедру, в 1569 г., скончался его родственник, архим. Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря Иона (Илья Борзобогатый-Красенский); после его смерти часть оставшегося имущества разграбили местные шляхтичи. Нареченный Луцкий епископ инициировал судебное расследование хищения, в которое вмешался попечитель обители кн. Роман Сангушко (Володимирський гродський суд. К., 2002. С. 151). Борзобогатый-Красенский добился того, что кор. Сигизмунд II привилеем от 26 дек. 1569 г. «за различные заслуги» передал ему Жидичинский монастырь в пожизненное владение и он стал нареченным архимандритом жидичинским (АЗР. 1848. Т. 3. С. 149-150, 47). За получение монастыря шляхтич отдал одно из монастырских имений литов. подканцлеру Остафию Воловичу. Поначалу Борзобогатый-Красенский управлял Луцкой кафедрой, не имея монашеского пострига и хиротонии, вслед. чего митр. Иона III (Протасович) принял против него чрезвычайные меры. Как сообщается в акте Луцкого гродского суда, в окт. 1570 г. слуга Киевского митрополита вручил нареченному Луцкому епископу «неблагословенный митрополичий лист», в к-ром Борзобогатый-Красенский порицался за то, что, оставаясь светским человеком, он владел имениями Луцкой епископии и Жидичинского мон-ря и отказывался прибыть к митрополиту для принятия посвящения в сан. Было издано окружное послание митр. Ионы с угрозой отлучения Борзобогатого-Красенского от Церкви. Ввиду конфликта последнего с митрополитом в 1570 - нач. 1571 г. Луцкой епархией управлял Солунский митр. Иона, посол К-польского патриарха, живший в мест. Корец.

http://pravenc.ru/text/578298.html

С 1563 г. Ж. д " А. издала ряд законов, реорганизовавших протестант. церковь в Наварре и Беарне. Запрещалось католич. богослужение, подданные Ж. д " А. были обязаны либо принять кальвинизм, либо покинуть ее владения. Имущество католич. Церкви было передано кальвинист. общинам (из полученных денег каждая община должна была предусмотреть расходы в размере 1/3 суммы на образование молодых членов общины и воспитание их в протестант. духе, 1/3 предназначалась на попечение о бедных, оставшиеся деньги - на организацию протестант. богослужений). Протестантам передавались все католич. церкви, мон-ри закрывались, иконы, распятия, богослужебная утварь и почитавшиеся католич. реликвии уничтожались. Так, в Вандоме гугеноты разграбили усыпальницу Бурбонов, предков мужа Ж. д " А., и сожгли покоившиеся там останки. В 1571 г. принятые Ж. д " А. законы были оформлены в виде «Церковного ордонанса» (Ordonnance ecclésiastique). В 1563 г. на беарнском диалекте был опубликован Катехизис Ж. Кальвина, в 1568 г. Арно де Салетт перевел с французского на беарнский Псалтирь К. Маро (т. н. Женевская Псалтирь). В 1566 г. в г. Ортез была основана протестант. академия, где преподавали приглашенные из Женевы кальвинисты. Столица Наварры, г. По, превратилась при Ж. д " А. в «новую Женеву», став укрытием для воинствующих гугенотов со всей Франции. Эти и др. меры привели к тому, что в нач. 1568 г. в Н. Наварре началось восстание католиков, к-рые обратились за военной помощью к испан. королю. Сохраняя нейтральную позицию во время 2 первых религ. войн (1562-1563 и 1567-1568), в 1568 г. Ж. д " А. возглавила гугенотскую оппозицию. Отказавшись от роли посредницы между протестант. и католич. партиями, к-рую ей предлагала Екатерина Медичи, королева Наварры и ее сын присоединились к лидерам гугенотского лагеря, принцу Конде и адмиралу Гаспару Колиньи , к-рым после обнародования королевского указа об их аресте удалось укрыться в портовой крепости Ла-Рошель на зап. побережье Франции (авг.-сент. 1568). Ж. д " А. издала специальный манифест (Ample Déclaration), изобиловавший разного рода сплетнями и выдумками, направленными против «папистов» и их сторонников - Гизов, а также против франц. королевского двора, чтобы узаконить возобновление войны (Lettre de la Royne de Navarre au Roy avec une ample declaration d " icelles. La Rochelle, 1569). На королеву было возложено управление крепостью (за исключением организации военных действий), а также ведение переговоров с иностранными протестант. государями.

http://pravenc.ru/text/182195.html

30. Иона, Щелепин, из келарей монастыря, с 1545 по 1549 год. 31. Серапион 2-й, Курцов, из келарей монастыря, с 1549 по 1551 год, потом архиепископ Новгородский. 32. Артемий, постриженник преподобного Корнилия Комельского, ученик Порфирия, бывшего игумена Троицкого, и подвижник его один из самых видных представителей Белозерского, или заволжского, образа мыслей; поставленный в игумены в половине мая 1551 года и отказавшийся от игуменства через шесть с половиной месяцев, так как нашел его неполезным для своей души; в конце 1553 – начале 1554 года подвергнутый соборному суду и отчасти за действительное некоторое вольномыслие, главным же образом, как уверяет Курбский, по проискам его врагов – так называемых «любостяжателей», лишенный священного сана, отлученный от церкви и заточенный в Соловки; бежавший из Соловков в Литву и прославившийся там борьбою за православие против еретиков; один из замечательнейших людей своего времени; по его ходатайству преподобный Максим Грек переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря. 33. Гурий Лужецкий, из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, с 1552 по 1554 год, потом епископ Рязанский. 34. Иларион, Кирилловец, то есть из Кириллова Белозерского монастыря, в 1554–1555 годах, в продолжение восьми с половиной месяцев. 35. Иоасаф 2-й, Черный, с 1555 по 1560 Архимандриты: 36. Елевферий, поставленный в 1560 году, возведенный в архимандриты 6 января 1561 года, остававшийся архимандритом до следующего, 1562 года (или же до 1564 года, когда был поставлен в епископы Суздальские?). 37. Меркурий, Дмитровец, то есть уроженец города Дмитрова, постриженник Троицкий, бывший в монастыре казначеем, с 1562 (или 1564) по 1566 год. 38. Кирилл 1-й, с 1566 по 1568 потом митрополит всероссийский. 39. Памва 2-й, в 1568–1569 годах, в продолжение двадцати пяти недель (посланный Грозным в заточение). 40. Феодосий 1-й, Вятка, с 1569 по 1572 год (удалившийся на покой или отставленный). Переведен из архимандритов Андрониковских. 41. Памва, во второй раз, с 1572 по 1575 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

богослужения, епископ строго следил за введением в литургическую практику унифицированных Римом миссала и бревиария. К. регулярно издавал пастырские послания (1568, 1569, 1570, 1577), проводил визитации (1574, 1575, 1577, 1578). В 1569 г. он основал во Влоцлавеке духовную семинарию для 24 учеников, выделил на ее содержание деньги из епископской казны и предоставил новому учебному заведению земельные владения и привилегии. Епископ помогал и др. епархиальным школам, за свой счет посылал подающих надежды студентов учиться в Краковскую академию. На средства епископа велись строительство и ремонт католич. храмов в тех городах, где было много протестантов, особенно в Поморье. Противостоял распространению протестантизма в Польше, участвовал в диспутах с польск. протестант. теологами Якубом Немоевским, Анджеем Пражмовским и др., активно боролся с социнианами , добился изгнания из Вольбужа польск. гуманиста и политического мыслителя Анджея Фрыч-Моджевского. Поддерживал деятельность иезуитов в Польше. В 1569 г. К. принял участие в Люблинском сейме, где была подписана Люблинская уния о создании Речи Посполитой . С 1568 г. участвовал в работе «Морской комиссии», рассматривавшей права и привилегии г. Гданьска (Данцига), где широко распространилось лютеранство; 18 сент. 1572 г. возглавил комиссию. По результатам ее деятельности были подготовлены т. н. статуты Карнковского (67 статей), согласно к-рым флот и порт Гданьска были подчинены польскому королю, права городского совета сокращены. В 1569 г. К. руководил комиссией, принявшей решение о наказании гданьских мещан за сопротивление представителям королевской администрации, в т. ч. за преследование местных католиков. Недовольство т. н. статутами Карнковского стало одной из причин городского восстания в Гданьске против Стефана Батория , избрание к-рого на польский престол горожане не признали. В ходе восстания жители разорили и сожгли монастырь в Оливе, к-рым К. владел как бенефицием . По условиям мирного договора, заключенного 12 дек.

http://pravenc.ru/text/1681113.html

в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), вмч. Георгия (женский, в Кореле, упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Кореле, «на усть реки Узервы», упом. в 1500 и 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), св. Иоанна Предтечи (мужской, в Ивангороде, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), свт. Николая Чудотворца (мужской, в Кореле, «на усть речки Федоровки», упом. в 1500, 1568 и 1576/77, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619), свт. Николая Чудотворца (мужской, в крепости в Орешке, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (Спасский) (мужской, в крепости в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Преображения Господня (мужской, в Яме, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на посаде в Копорье, упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в Орешке, «с Лопской стороны», упом. в 1500 и 1576/77, разорен в 1612), Св. Троицы, «строенье старца Герасима» (мужской, в Кореле, упом. в 1568, разорен в 1580, возобновлен ок. 1597, уничтожен в 1611-1619). Ист.: Грамота царя Василия Иоанновича Шуйского, адресованная населению города Корелы и уезда, о сдаче города, 30 авг. 1609 г.//СГГД. 1819. Ч. 2. 191. С. 378; Грамота еп. Селивестра Корельского и Орешского, 22 мая 7107 г.//АЮ. 1838. 385. С. 405; Записка о Царском дворе, церк. чиноначалии, придворных чинах, Приказах, войске, городах и проч.//АИ. 1841. Т. 2. 355. С. 422; Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины Корельского городка с уездом 7008 г.//ВОИДР. 1852. Кн. 12. С. 5-6, 33, 76, 117, 120, 143, 170, 179; Писцовая книга Водской пятины 1568 г.//История Карелии XVI-XVII вв. в документах. Петрозаводск; Йоенсуу, 1987. Т. 1. С. 55-58, 60, 64-67, 71-76, 78, 82, 106, 110-114, 131, 146-148, 165-169, 171; Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре: Исслед., текст, пер.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010