Внешними памятниками деятельности святителя Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске. Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани. В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел. Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти. По великим праздникам его приносили в церковь , где он сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Но душа святителя была так же бодра и ревностна к делу Божию, словно не было болезни. «Душевные силы, – говорил святитель Гурий, – увеличиваются по мере того, как уменьшается удовлетворение плоти... Всё настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости будут дарованы только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8, 18 ). Почувствовав приближение смерти, святитель Гурий 2 декабря 1563 года принял великую схиму от своего друга и помощника архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия (впоследствии епископ Тверской, 1 1576, память 11/24 апреля и 4/17 октября). 5 декабря 1563 года святитель скончался и был погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Добрую память надолго оставил о себе архиепископ Гурий у жителей Казани. Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей, не испросив благословение на могиле святителя. 4 октября 1595 года были обретены его нетленные мощи. Вот как описал это событие митрополит Ермоген: «Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами святителей Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя. Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святителя Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отвечая на вопрос о приоритетах современного православного книгоиздания, иерарх выразил надежду, что все проблемы в этой области будут урегулированы через Издательский Совет Русской Православной Церкви, возглавляемый ныне митрополитом Калужским и Боровским Климентом . По словам владыки, система взыскательной духовной экспертизы, которая будет создана этим учреждением, позволит избежать издания псевдоправославной литературы, насаждающей магическое отношение к православным реликвиям, «неправильное, фанатичное почитание святых, что оскорбляет их память». Торжества в честь100-летия монумента российского первопечатника состоялись в рамках программы основных мероприятий XXII Московской международной книжной выставки-ярмарки, которая проходит на ВВЦ 2-7 сентября 2009 года. 4 сентября на выставке пройдет научно-практическая конференция «Иван Федоров: российское книгоиздание от истоков до современности». Бронзовый памятник первопечатнику Ивану Федорову был открыт 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике. Иван Федоров (1510-1583) служил диаконом храма Николы Гостунского в Кремле. Освоив тонкости типографского искусства Анонимной типографии, созданной игуменом Сильвестром и митрополитом Макарием, стал печатать первые пробные единичные печатные листы, первые книги. В 1553 году по приказу царя в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (Никольская улица). Иван Федоров возглавил Типографию в 1563 году и уже 19 апреля 1563 года вместе с мастером-печатником Петром Мстиславцем начал работу над своей первой книгой «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). После пожара 1571 года, когда Печатный двор выгорел полностью, Иван Федоров покинул столицу. Первопечатник умер 5 декабря 1583 года. Он похоронен во Львове, в Свято-Онуфриевском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/732677.htm...

Учениками и последователями Преподобного были митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) и Макарий († 1563), архиепископ Вассиан Ростовский († 1515), епископы Симеон Суздальский († 1515), Досифей Крутицкий († 1544), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский и многие еще. Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали преемственно важнейшие архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий († 1563; память 5 декабря) и Герман († 1567, память 6 ноября), святитель Варсонофий, епископ Тверской († 1576; память 11 апреля). Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырем. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию. Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек. " Вся страна Волоцкая к доброй жизни прилагашася, тишины же и покоя наслаждашеся. И Иосифо имя, яко священие некое, во устах всех обношашеся " . Монастырь был прославлен не только благочестием и помощью страждущим, но и проявлениями Божией благодати. Праведный инок Виссарион видел однажды на заутрени в Великую Субботу Духа Святого в виде белого голубя, сидящего на Плащанице, которую нес преподобный авва Иосиф. Игумен, приказав иноку молчать о виденном, сам радовался духом, надеясь, что Бог не оставит обители. Тот же инок видел души умирающих братий, белые, как снег, исходящие из уст их. Ему самому открыт был день его кончины, и он почил с миром, причастившись Святых Таин и приняв схиму. Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями.

http://patriarchia.ru/db/text/913172.htm...

Очевидно, Таинство Соборования имеет в виду святитель Иоанн Златоуст (†407; память 14 сентября) в своем третьем Слове о священстве. Он говорит о священниках, которые «не только возрождают нас (Крещением), но и имеют власть разрешать и от последующих грехов» . И далее учитель Церкви цитирует Послание апостола Иакова (Иак. 5, 14–15). Елеоосвящение, или Елеосвящение, — это особое священнодействие. «Елеосвящение есть Таинство, в котором чрез молитву и помазание тела освященным елеем сообщается больному благодать, исцеляющая немощи его, душевные и телесные» . Традиционно в совершении Елеосвящения принимают участие семь пресвитеров — такое «участие в совершении Таинства семи священников, то есть целого собора» является основанием для его общеупотребительного народного именования «соборование». На Руси это таинство называли «маслосвящение» . После того как Митрополит Макарий (†1563; память 30 декабря), простывши, заболел в 1563 году, он, спустя несколько дней «с недели на понедельник, виде себя изнемогша, на седьмом часу нощи, нача Божие дело совершати: повеле Чюдовскому архимандриту Левкею, да старцу Афанасию, да козначею своему старцу Корнилию, да Богородицкому протопопу Димитрию и прочим священником маслом себя свящати повеле. А на Маслосвящении Митрополит стоял никим же держим» . Первообраз и идея Таинства восходят к посланию Апостола Иакова: «болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5, 14–15). Чтение семи апостольских посланий, семи евангельских текстов и молитв, а также и помазание освященным елеем составляют суть чинопоследования . В наше время священноначалие Русской Православной Церкви благословило при необходимости совершать также краткую редакцию чинопоследования Елеосвящения, когда читается одно апостольское и одно евангельское чтения . Согласно определению катехизиса, застаревшие и забытые грехи создают «в душе человека болезненное состояние» . «Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи» . «Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе — единственное исцеление» . Таинство Елеосвящения «совершалось и над больными телом, и над здоровыми телесно, но грешными, то есть духовно больными людьми» . Молитвословия Таинства Елеосвящения содержат некоторые покаянные мотивы, взятые из Таинства Исповеди.

http://bogoslov.ru/article/6193608

Хотя Седмиозерный монастырь и возрождается уже не первый год, но условий для полноценной охраны такой святыни в нем не имеется (да и приток паломников туда пока не очень велик) – поэтому чудотворная икона хранится до сих пор в алтаре Петропавловского собора и выносится на всеобщее поклонение обычно по пятницам каждой недели. Тогда перед ней служится молебен, собирающий каждый раз сотни людей. Из святынь, утерянных в советское время и вновь найденных уже через несколько лет после открытия собора, можно назвать мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских (XVI век) и мощи святителя Ефрема (†1614) – все заново обретенные при раскопках на месте Спасского монастыря кремля (1995 г.). Мощи Ионы и Нектария помещены в единой раке, под стеклом и тонким тканным покровом. Рака стоит в верхнем, основном храме, у северных дверей иконостаса. Иона и Нектарий – отец и сын, в миру Иоанн и Нестор, - самые первые известные нам по именам монахи Земли Казанской. Можно сказать, они являются «отцами монашества» нашей епархии. В 1555 г. боярин Иван Застолбский был послан царем вместе со свт. Гурием в качестве его помощника во всех светских делах епархии. Его юный сын Нестор стал духовным чадом св. Гурия. Горячо желая принять монашество, Нестор отказался от блестящей мирской карьеры и был пострижен в Спасском монастыре с наречением имени Нектарий. Довольно часто бывает, что, видя такое горение души, Господь очень быстро забирает молодого подвижника в Свое Царство. Так, например, духовные дочери преп. Серафима Саровского – Елена и Марфа – скончались, соответственно, в 27 и 18 лет. Быстро забрал Господь и душу святого Нектария, а тело его, похороненное, согласно завещанию, в одной могиле со св. Гурием, сподобил нетления. Похоронив и св. Гурия († 5 декабря 1563 г.), и любимого сына, боярин Иоанн, которого больше уже ничто не удерживало и не привлекало в миру, сам принял постриг в Спасском монастыре, получив новое имя – Иона. И он через некоторое время упокоился в той же могиле. Годы кончины обоих преподобных неизвестны, поэтому память их празднуется Церковью в день первого обретения их мощей, найденных вместе с мощами свв.

http://sobory.ru/article/?object=01001

Гурий, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Руготин Григорий Григорьевич) († 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в конце XV века (около 1500 г.) в г. Радонеже Московской губернии в небогатой дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. Выйдя из темницы, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял постриг с именем Гурий. В 1543 году он был избран братией игуменом монастыря и управлял им около 9 лет. В начале 1552 года, тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом. В 1554 году отец Гурий был назначен игуменом Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. 3 февраля 1555 года он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иваном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, «приучать их к себе» ласкою и приветом, беседовать с ними «тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить». Архиепископ Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение. Он положил прочное основание Православию в Казанском крае. Митрополит Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) так характеризовал святителя Гурия: «И жил преподобный богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Богу живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феодосий, архиепископ Новгородский и Псковский (в схиме Феофил) Родился в 1491 году. Около 1523 года принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре, где состоял клириком. В монастыре на него обратил внимание великий князь Василий III, по непосредственному распоряжению которого 21 ноября 1531 года Феодосий был назначен игуменом Новгородского Хутынского монастыря. По благословению игумена Феодосия в монастыре была построена каменная церковь великомученика Георгия. Об авторитете игумена Феодосия свидетельствует тот факт, что в 1539 году настоятель Хутынского монастыря входил в число кандидатов на вакантный митрополичий престол. В марте 1542 года Новгородский владыка Макарий († 1563; память 30 декабря/12 января) возглавил Русскую Церковь , а игумен Феодосий стал его преемником на архиепископской кафедре. 18 июня 1542 года игумен Феодосий был хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан архиепископа. 1 августа 1542 года он отправился на место своего нового назначения. Здесь он ревностно приступил к исполнению своего архипастырского долга. Непрестанно следил за религиозно-нравственным состоянием своей паствы. По благословению архиепископа Феодосия в 1544–1545 годах игумен Александро-Свирского монастыря Иродион написал Житие основателя обители преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). При владыке Феодосии в 1545 году были обретены мощи преподобного Иакова Боровичского († около 1540; память 23 октября/5 ноября); в 1547 году на Соборе Русской Церкви было установлено празднование преподобному Савве Вишерскому († 1461; память 1/14 октября); в 1548 году был основан Сырков монастырь близ Новгорода. В 1551 году архиепископ Феодосий участвовал в заседаниях Стоглавого Собора, однако в мае того же года уволен от управления епархией. Проживал на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре. Скончался 26 февраля 1563 года. Перед смертью принял схиму. В Житии преосвященного, написанном его учеником Евфимием Турковым, Феодосий характеризуется архипастырем просвещённым и гуманным. Архиепископ Феодосий был довольно активным книгописцем. В собрании рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря сохранилось двадцать две книги, принадлежащие архиепископу Феодосию. Некоторые рукописи были частично переписаны архиепископом Феодосием.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Одним из святых, канонизированных на Соборе в связи с 1000-летием Крещения Руси, был выдающийся иерарх Московской Руси – святитель, митрополит Макарий († 1563; память 30 декабря). Это собиратель духовных ценностей на Руси, много потрудившийся в деле прославления русских святых, патриот своего Отечества, дипломат, государственный деятель, писатель, богослов, подвижник. Исследователи отмечают большую духовную близость святителя Макария и преподобного Иосифа Волоцкого († 1515; память 9 сентября). В «Настольной книге священнослужителя» читаем: «Учениками и последователями Преподобного (Иосифа – а. М.) были Митрополиты Московские и всея Руси Даниил († 1539) 1 и Макарий († 1563)». 2 «Кроме основателя монастыря, Пафнутия, на молодого инока имел сильное влияние Иосиф Санин, который пробыл в Пафнутьевом монастыре 17 лет и после смерти Пафнутия был в нем игуменом. Макарий сделался ревностным последователем его учения и всю жизнь оставался таким», 3 – пишет К. Заусцинский. И преподобный Иосиф, и святитель Макарий были пострижениками одного монастыря, основанного преподобным Пафнутием Боровским († 1477; память 1 мая). Правда, будущий Святитель, придя в обитель, не застал уже здесь инока Иосифа, но он мог видеть в монастыре могилу отца преподобного Иосифа. Свидетельств же о том, что два великих святых когда-либо виделись или встречались, у нас нет. Однако их духовные связи очевидны, свидетельством чего служат различные стороны деятельности святителя Макария, начиная с новгородского периода его жизни. В 1534 году архиепископ Великого Новгорода и Пскова Макарий (1526–1542) дарит в монастырь своего пострижения рукопись, содержащую «Просветитель», полемический труд преподобного Иосифа против жидовствующих еретиков. 4 «В 1538 г. по инициативе Макария пострижеником Пафнутиева монастыря Аркадцем была составлена Четья Минея за июль, в которой находился Просветитель Иосифа Волоцкого », – пишет советский исследователь А. Зимин. 5 А еще раньше по благословению Святителя племянник преподобного Иосифа, инок Досифей, будучи в Великом Новгороде, работает над исправлением текста Синайского Патерика, который вошел затем в состав Великих Макарьевских Миней. 6 Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времени архиепископа Макария. 7 В своих посланиях святитель Макарий использует творения Иосифа Волоцкого . 8

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Гурий Казанский 17.12.2009 704 Время на чтение 16 минут В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515 - 1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии. Несколько ранее,после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ - святитель Гурий (Ф 1563;память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, Предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место. В житии архиепископа Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном (1589 - 1606), бывшим в Смутное для России время Всероссийским атриархом (†1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» (1). Таким образом, родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Еще при жизни в миру Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» (2). По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI - VII века; память 23 ноября) (4). Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» (4). Находясь в темнице, он не искал себе облегчения, во всем положившись на волю Божию, и дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком» (5). Скорее всего, это произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который в таком случае мог и совершить его монашеский постриг. Когда Волоцкий игумен стал епископом Крутицким, инок Гурий был назначен настоятелем обители (1544 - 1551). Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии (6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010