Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки храма неизвестна. Одна из версий: храм заложен в связи с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., по другой: заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына Ивана, рожденного в 1554 г. Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных столпов. Средняя башня вдвое выше остальных. Каждая из них имеет отдельный вход и отдельный алтарь, но все пять церквей соединены общей галереей. На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница. Храм не отапливается. В 1924 г. храм был закрыт, стоял заброшенным. В 1970 г. уничтожили иконостас. Богослужения возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приделы расположенные в угловых башнях: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Московских святителей Петра, Алексея, Ионы, Двенадцати апостолов. На втором этаже северо-западной угловой башни святых равноапостольных Константина и Елены. Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково: история, архитектура, символика Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены Позднее, в XVI столетии, Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году, и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. По одной из версий, после пожара 1547 года, сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Гурий, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Руготин Григорий Григорьевич) († 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился в конце XV века (около 1500 г.) в г. Радонеже Московской губернии в небогатой дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство. Выйдя из темницы, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял постриг с именем Гурий. В 1543 году он был избран братией игуменом монастыря и управлял им около 9 лет. В начале 1552 года, тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом. В 1554 году отец Гурий был назначен игуменом Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии. 3 февраля 1555 года он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иваном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, «приучать их к себе» ласкою и приветом, беседовать с ними «тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить». Архиепископ Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение. Он положил прочное основание Православию в Казанском крае. Митрополит Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) так характеризовал святителя Гурия: «И жил преподобный богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Богу живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Василий Васильев Глава IV. Порядок и ход канонизации Русских святых с половины и до XVII века включительно Приступая к обозрению общего хода и порядка канонизации наших святых после Макарьевских соборов и до века включительно, мы должны бы, прежде всего, представить историю канонизации каждого святого отдельно и потом уже, на основании представленных фактов, составить себе понятие о том, как у нас совершалась в это время канонизация святых. Но по некоторым причинам мы отступаем от этого плана и избираем другой, более короткий путь, по которому мы уже не будем излагать канонизацию каждого святого отдельно, а прямо представим только общий ход и порядок совершения ет за это время. Без сомнения, путь этот короче. Вся черновая работа по собиранию материала будет уже не видна читателю, которому представлены будут только одни выводы, – это одна причина. Другая причина заключается в том, что самая канонизация святых у нас к этому времени принимает более определенный характер. Ибо те правила, которые были установлены на Макарьевских соборах, как мы уже говорили выше, вошли в постоянную практику нашей Церкви последующего времени; вследствие чего каждый факт канонизации является в своих существенных чертах повторением прежнего. Не излагая, поэтому, истории канонизации каждого из святых, канонизованных нашею Церковию в этот период, мы сделаем только краткий перечень их с указанием времени их канонизации. В этот период, обнимающий собою время с половины XVI и до XVIII века, были канонизованы следующие святые. При митрополите Макарии: преп. Савва Крыпецкий, канопизация которого была вызвана открытием в 1554 году его мощей 462 ; тогда же собор определил праздновать память его; житие этого святого, написанное по просьбе братии Крыпедкого монастыря Псковским священником Василием, явилось в следующем 1555 году 463 ; Никита, архиепископ Новгородский, канонизация которого совершилась в 1558 году, когда открыты были мощи его и когда составлено было житие этого святого. Впрочем, мысль об открытии мощей этого святителя явилась несколько ранее 1558 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Истоки религ. нонконформизма связаны с периодом правления кор. Эдуарда VI (1547-1553). В 1549 г. были приняты «Книга общих молитв» и 1-й Акт о единообразии, предписывавшие единый для всей Англии вид богослужения, за основу к-рого был взят видоизмененный католич. сарумский обряд . С т. зр. нек-рых англ. протестантов, власти, запрещая разнообразие вероучений, навязывали противоречащие истинному христианству «папистские пережитки», в частности использование гостии и преклонение колен во время мессы. Наиболее известным противником «Книги общих молитв» и Акта о единообразии стал Джон Хупер, к-рый неск. лет провел в Цюрихе и воспринял от Г. Буллингера цвинглианские взгляды на причастие и др. вопросы церковной жизни. Когда в 1550 г. ему предложили занять кафедру еп. Глостерского, он отказался от рукоположения в соответствии с ординалом, добавленным в «Книгу общих молитв» в 1550 г., из-за того, что предписанный порядок подразумевал использование во время церемонии облачений. Во время правления Марии Тюдор (1553-1558) среди англ. протестантов, оказавшихся в эмиграции на континенте (гл. обр. в Германии, Швейцарии и Нидерландах), споры по этим вопросам продолжились. Знакомство многих из них с идеями Ж. Кальвина привело к радикализации их взглядов на «католические пережитки» Церкви Англии времен Эдуарда VI и вызвало конфликты с теми, кто признавал литургию, установленную 2-й редакцией «Книги общих молитв» в 1552 г. Самым известным стал раскол англ. общины во Франкфурте в 1554-1555 гг. (подробнее об этом см. статьи: Дж. Нокс , Р. Кокс ). После восшествия на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) большинство эмигрантов вернулись на родину с идеями кальвинизма. В 1559 г. был принят новый Акт о единообразии, восстановивший «Книгу общих молитв» 1552 г. и установивший наказания для священников, нарушавших закрепленный в ней порядок вероучения, а также для мирян, не посещавших приходскую церковь по воскресеньям и праздникам. Хотя многие из вернувшихся эмигрантов по-прежнему считали Церковь Англии не лишенной недостатков, большинство из них заняли в ней различные должности. Надежды на продолжение и развитие реформационных преобразований связывались с конвокацией 1563 г., однако попытки, в т. ч. со стороны епископов, убедить королеву в их необходимости не были успешными. Основой гос. политики в области религии стало стремление к единству верующих и единообразию учения, для чего апологеты офиц. Церкви считали необходимым прибегнуть к понятию адиафоры (безразличное для спасения) и предлагали отнести к ней все проблемы, вызывавшие разногласия. Власти надеялись на согласие оппонентов в силу «безразличности» этих вопросов, однако право короны и епископата на вмешательство в область адиафоры стало предметом активных споров в 60-х гг. XVI в.; достигнуть согласия так и не удалось - оппоненты по-прежнему считали Церковь Англии «недостаточно реформированной». Тем не менее не все сторонники этой т. зр. открыто отказывались от посещения (и проведения) церковных служб.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

(Новый) [болг. Никола Софийски] (1510, г. Янина, обл. Эпир - 17.05.1555, София), мч. (пам. 17 мая). Единственным источником сведений о Н. С. является пространное Житие - самое объемное произведение болг. лит-ры XVI в., написанное Матеем Грамматиком , очевидцем его мученичества. Н. С. род. в г. Янина в благочестивой семье Мартина и Ефросины. В крещении получил имя в честь свт. Николая Чудотворца, к-рого очень почитали его родители. Воспитывался в боголюбии и преданности Церкви. Обучился сапожному делу. Оставшись сиротой, молодой человек решил странствовать во имя Бога. Ведомый Божиим промыслом, он пришел в Софию. Благодаря доброму нраву и мастерству вскоре он заслужил любовь горожан. В Софии Н. С. вступил в брак. Но впосл., желая избежать человеческой славы и считая себя вечным странником, он вновь отправился в путь. Три года, в период между 1546 и 1554 гг., он проработал сапожником при дворе валашского правителя Мирчо Чобана. Вернувшись в Софию, он занял видное место среди обувных мастеров, чем вызвал зависть коллег-мусульман. Хитростью они заманили его на пир, напоили спиртным до потери сознания и совершили над ним обряд обрезания, чтобы вынудить его отречься от Христа. Но, придя в себя, Н. С. отказался предать веру и стал тайно держать строгий пост с желанием слезами и покаянием преодолеть обиду и унижение. Через год, в дни празднования Вознесения Господня, его посетил мусульманин, чтобы утвердить в исламе, но обнаружил, что Н. С. сохранил верность Православию. Отказ отречься от Христа вызвал гнев гостя, к-рый решил обвинить Н. С. в поругании мусульманской веры. На судебном процессе святой держался с достоинством. Судья позволил ему высказаться в свою защиту, т. к. понимал, что он был обманом обращен в ислам. Н. С. заключили в темницу и подвергли жестоким мучениям. На 2-м заседании суда твердость мученика еще более разгневала мусульман, к-рые стали требовать его казни. В тексте Жития приведены подробные описания мучений Н. С., которые во многом близки страданиям Христа в темнице. Подобно первомч. архидиак. Стефану, Н. С. забили камнями в местности Три-Кладенци, в зап. части Софии (совр. р-н Ючбунар).

http://pravenc.ru/text/2566136.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.       Колязин. 2.       Отроч. 3.       Борисоглебский. 4.       Ново-Воскресенский. 5.       Желтиков. 6.       Бежецкий Антониев. 7.       Успенский Старицкий. 8.       Селижаров. 9.       Нилов Столбенский. 10.       Кашинский Сретенский. 11.       Тверский Рождественский. 12.       Клобуков. 13.      Кашинский Дмитровский. 14.       Капшин. 15.       Могилевский. 16.       Ржевский Воздвиженский. 17.       Пелагиин. 18.       Тверский Феодоровский. 19.       Войнищский. 20.       Отмицкий. 21.       Малицкий. 22.       Тверский Афанасиевский. 23.       Тверский Саввин. 24.       Тверский Савватиевский. 25.       Нектариевский. 26.       Дмитровский. 27.       Остроганский. 28.       Дудин. 29.       Новоторжский Рождественский. 30.       Ново-Василиевский. 31.       Ново-Николаевский. 32.       Ново-Троицкий. 33.       Ново-Никитский. 34.       Холохолинский. 35.       Зоринский. 36.       Раков. 37.       Оршин. 38.       Тутанский. 39.       Опекалов. 40.       Удомельский. 41.       Бежинский Введенский. 42.       Бежинский Воздвиженский. 43.       Теребенский. 44.       Столпенский. 45.       Бежинский Макарьевский. 46.       Бежинский Покровский. 47.       Симеоновский. 48.       Видогощский. 49.       Перемерский. 50.       Волгиноверховский. 51.       Знаменский. 52.       Ширинский. 53.       Забережский. 54.       Добрынский. 55.       Тверский Архангельский. 56.       Тверский Спасский. 1 Макариев Троицкий, в Колязине, основан св. Макарием около 1459 г. Архимандрия с 1655. Ныне первоклассный. [IV, 585.] Игумены Св. Макарий Колязинский † 17 мар. 1483 г.; в лике святых 1521. Пафнутий , около 1485. Пахомий и Венедикт – Оба в начале XVI века. Паисий , 1511. Серапион , 1515. Иоасаф , 1517–22. (На покое в 1525). Евфимий , 1523–27. Пимен . 1530–34. Тихон , 1535–41. Иона , 1541–45. Иннокентий , 1545–51. Гурий , 1554 и 55. Кассиан , 1555. Лаврентий , 1559–63. Вассиан , 1566 и 67. Корнилий , 1569 и 70. Феодорит , 1571–73 (хирот. в епископа Тверского?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Филарет, патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Фёдор Никитич) Родился около 1554–1555 годов в боярской семье Романовых. Фёдор Никитич Романов был двоюродным братом (по материнской линии) царя Фёдора Иоанновича. Получил прекрасное для своего времени образование. В Разрядных книгах впервые упоминается под 1585 годом. С 1586 года начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнил ряд дипломатических поручений. Был участником Земского Собора 1598 года, на котором был избран на царство Борис Годунов. Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали Фёдора Никитича популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Феодору Иоанновичу. В конце 1600 начале 1601 года Фёдор Никитич подвергся опале. Борис Годунов, достигнув царской власти и опасаясь, чтобы она не перешла из его рук кому-либо из братьев Романовых, как ближайших родственников Царя, нашёл предлог разослать их в заточения. Старший брат Фёдор сослан был в Антониев Сийский монастырь и насильно пострижен в монашество с именем Филарет. В монастыре сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь , и к нему никого не допускали. Потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь , велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря. Лжедмитрий I, заняв Московский престол и выдавая себя за истинного сына царя Ивана Грозного (царевича Димитрия), спешил вызволить из заточения и осыпать милостынями своих мнимых родственников, в том числе и братьев Романовых, и предложил архимандриту Филарету сан митрополита на Ростовской кафедре. В это время Ростовскую кафедру занимал митрополит Кирилл (Завидов; † 1619), которому Лжедмитрий I приказал удалиться на покой в Троице-Сергиеву лавру, где он раньше был архимандритом. В мае 1606 года Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита. В мае 1606 года был убит Лжедмитрий I. 1 июня 1606 года царём был избран Василий Иванович Шуйский, который отправил в Углич митрополита Филарета за останками царевича Димитрия, чтобы развеять миф о спасшемся царевиче. 3–6 июня 1606 года святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в Кремлевский собор во имя Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало Ливонской войны. Удаление Сильвестра и Адашева Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Мы почти ничего не знаем об отношениях царя со своим наставником после событий 1553—1554 годов. Что касается Адашева, то во второй половине 50-х годов его влияние на государственные дела оставалось весьма значительным. Еще в 1553 году царский любимец был назван в одном известии «стряпчим» «у царя и великого князя в избе с бояры», а в другом — дворянином «у государя в думе». Эти известия красноречиво говорят о трудностях, с которыми столкнулся царь, желая приобщить своего фаворита к решению важных политических вопросов. Местом, где такие вопросы решались, была, как уже говорилось выше, Боярская дума, в состав которой входили представители наиболее знатных боярских и княжеских родов. Лишь они по своему происхождению могли претендовать на сан «боярина» или «окольничего», члена Боярской думы. По своему происхождению Адашев к кругу таких лиц никак не принадлежал, и царь создал особую должность «дворянина в думе», чтобы его фаворит мог на законных основаниях участвовать в работе главного государственного органа. Позднее, в годы опричнины, царь воспользовался этим прецедентом при формировании новой знати. Однако к концу 1553 года Алексей Федорович получил уже и думный чин окольничего, а в 1559 году тот же чин получил и его брат Данила. Когда в 1555 году составлялся «Государев родословец», в который были включены родословные росписи княжеских и наиболее знатных боярских родов, в него вошло и родословие Адашевых. От царя Алексей Федорович получил крупные земельные пожалования. Когда Иван IV писал Первое послание Курбскому, он имел все основания воскликнуть, говоря об Адашеве: «Каких же честей и богатств не исполних его, и не токмо его, но и род его».

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

Кроме великокняжеской казны (платье, меха, сосуды, драгоценные камни и пр.), казначей ведал государевы доходы, получали пошлины и оброки и сдавали в оброчное содержание разные доходные статьи, вели известные расходы и ведали дела о холопстве и некоторые судебные дела; первыми уставными грамотами выборным судьям и старостам предписывается обращаться по их делам к казначеям и дьякам 21 ; вместе с царской утварью они хранили, как сказано, и московский дипломатический архив XVI в. В переговорах с послами они принимали ближайшее участие, состояли членами особых, назначавшихся для сего, комиссий. Но значение казначеев по отношению к делам внешней политики не ограничивалось только этим, а простиралось еще далее. Приезжавшие в Москву послы турецкие, крымские и ногайские всецело подчинялись их распоряжению и заведыванию даже и тогда, когда учрежден был Посольский приказ. Так напр., по получении в декабре 1526 г. известия о предстоящем приезде в Москву турецкого посла, великий князь приказывает казначею П. Головину дать послу пристава. По приезде в апреле 1549 г. турецкого посла, казначей Ф. Сукин «сказывает» царю о том, что у посла есть от султана грамота. При приеме царем посла «являет» казначей (в 1549, 1551, 1554, 1555, 1558, 1584 гг.). О приезде в 1529 г. (во время отсутствия из Москвы великого князя) турецкого посла доносят князю боярин Мих. Юрьев и казначей П. Головин, которые согласно приказанию великого князя принимают посла и берут у него султанскую грамоту. Просьбу турецкого купца об отпуске его докладывают царю в 1551 и 1564 гг. казначеи. Турецкий посол о болезни своей доносит казначею П. Головину (в 1530 г.) и казначей распоряжается, согласно приказанию великого князя, описью имущества посла. В 1525 г. извощиков с рухлядью из Москвы, отправленною с турецкими послом, отпустили из Москвы казначеи. В ноябре 1521 г. они «отпустили» и посла «санчага кафинского». Казначеям и по учреждении Посольского приказа подчинялись турецкие купцы. В 1584 г. января 20 к царскому столу приглашен был турецкий купец Магмет Чилибей. Стола он дожидался на Казенном дворе; здесь же был и самый стол. В 1590 г. января 15 отпущен был из Москвы другой турецкий купец; приставу, который должен был его проводить, наказ дан был с Казенного двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010