Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , автор посланий, книгописец. Родоначальник Полевых, прапрадед Н., Александр Борисович Поле был боярином вел. кн. Московского Василия I Димитриевича (РИИР. С. 181; Веселовский. 1969. С. 369-372). Он владел обширной земельной вотчиной с центром в с. Литвинове в Сестринском стане Волоцкого у. ( Чернов. 1998. С. 175). Согласно родословному преданию XVII в., Полевы возводили свой род к смоленскому кн. Юрию Святославичу. В наст. время версия их происхождения от смоленских князей, близких к Фоминским, признается достоверной. Дед Н. Федор Дмитриевич был боярином удельного волоцкого кн. Бориса (принял постриг с именем Феодосий; его жена Евдокия постриглась в монахини с именем Евпраксия). Часть его вотчин была конфискована волоцким князем, но возвращена в 1477 г. (ДДГ. 71. С. 251). Отец Н. Василий Большой Тёмный служил в Угличе у кн. Дмитрия Ивановича Углицкого (РИИР. С. 181), супругу Василия, мать Н. и его братьев, звали Ксения. Известны 4 младших брата Н.: Иван Большой, Берсень, Иван Меньшой, Федор. Род Полевых продолжил только Иван Большой, служивший стряпчим у вел. князя (Там же). Никифор Полев служил у кн. Ивана Борисовича Рузского, а после его смерти в нояб. 1503 г.- у кн. Юрия Ивановича Дмитровского, вскоре после 1503 г. принял постриг в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Зимин. 1977. С. 88-89, 113). Вероятно, еще будучи волоцким вотчинником, он был близко знаком с кн. Даниилом Звенигородским, к-рый также принял монашеский постриг в Волоколамском мон-ре с именем Дионисий. Монашеская карьера Н. развивалась успешно: уже в нояб. 1507 г. он упоминался в числе старцев, управлявших мон-рем (АФЗХ. 1956. Ч. 2. 37. С. 39). Предположительно между 1505 и 1507 гг. Н. и Дионисий Звенигородский покинули Иосифов мон-рь и нек-рое время пребывали в Заволжье, в окрестностях Кириллова Белозерского мон-ря ( Кузьмин. 2007. С. 289). Н. и прп. Нил Сорский совместно переписали Соловецкий список «Книги на еретиков» (РНБ. Солов. 326/346) в объеме 11 Слов и монастырский Устав прп. Иосифа Волоцкого в Краткой редакции ( Прохоров. 1988. С. 131; Клосс. 1974. С. 155). Факт совместной работы Нила Сорского и Н. по переписке рукописи устава и «Просветителя» доказывает, что именно ученики Иосифа Волоцкого доставили в Заволжье один из списков его сочинений. Лит. сотрудничество учеников прп. Иосифа и «заволжских старцев» было плодотворным. Нил Сорский собственноручно переписал Скитский устав в сборники Н. и Дионисия Звенигородского; оба бережно хранили эти списки и впосл. передали их в качестве вкладов в Иосифов мон-рь (см.: Шевченко. 2007. С. 913-919). Из Иосифова мон-ря в Кириллов Белозерский был привезен и список Студийского устава в новом переводе ( Уханова. 2005. С. 220).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

Косиново. Церковь Космы и Дамиана. Карта и ближайшие объекты Православный приход в с. Косиново существовал уже XVII в. В писцовой книге 1692 г. имеется запись о том, что " в с. Богоявленском Косиново тож на речке Малой Рыбинке действует церковь во имя Господа Бога Иисуса Христа, и в ней придел святых бессребреников и чудотворцев Козьмы и Дамиана " . Вплоть до 1940-х гг. храм будет называться Богоявленским, а с 1943 г. его стали называть по существовавшему с XVII в. приделу - Космодамианским. В 1801 г. было построено новое здание церкви, простоявшее чуть больше века. Существующее же сейчас здание храма построено в 1909 г. тщанием прихожан. Храм был одноэтажный, деревянный, холодный, с 4 главами, покрытыми железом, кресты на них железные, престол один - во имя Богоявления Господня, 15 окон, 4 двери; наружная поверхность окрашена; паперть открытая, колокольня деревянная, трехярусная, с тремя колоколами весом 24 п. 30 ф., 10 п., 2 п., храм окружен деревянной оградой. Иконостас деревянный, четырехъярусный, в нем 20 икон. В документе подчеркнута древность иконостаса и указано время его обновления - 1906 г. Очевидно, он был перенесен из прежнего здания храма. С 1934 г. Богоявленская церковь использовалась под зернохранилище, решение о ее закрытии было принято только 20 сентября 1940 г. Храм снова стал действовать с 1944 г. Возобновленный храм стал называться Космодамиановским. В 1963 г. представители райисполкома закрыли церковь, нарушив установленный законом порядок решения подобных вопросов. Здание было передано колхозу под складское помещение. Гос. архив Курской области. Из истории храмов Курской епархии. 2008 г. Время возведения первого здания храма в селе неизвестно, но в «Топографическом описании Курской губернии» (1784 г.) отмечено, что в с. Косиново имеется деревянная церковь во имя Богоявления Господня, при ней 4 священнослужительских и церковно-служительских двора. Население села состояло из однодворцев (155 муж., 133 жен.), крестьян (220 муж., 174 жен.), подданных (т.е. крепостных) малороссиян и малороссиян на положении государственных крестьян – 9 душ.

http://sobory.ru/article/?object=08496

Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты 09 декабря 2009, 10:41 Автор: Владимир Легойда. Владимир ЛЕГОЙДА " Мещанство сопротивляется, оно хочет придумать свои несоциалистические ценности, и вот вам Розанов со своим бессмертием свиноподобного размножения, вот вам Бердяев с его трусливым утверждением бессмертия души: credo, quia absurdum " . Это слова А. В. Луначарского из статьи " Тьма " . Оставим на совести красного наркома оценку философии Розанова и Бердяева. Разговор сейчас пойдет о другом. Об использовании в отрывке – " к месту " – известной латинской цитаты " Credo quia absurdum (est) – " Верую, ибо абсурдно " , которая традиционно приписывается христианскому философу Тертуллиану (160-220 гг.). Луначарский – тоже вполне традиционно – приводит тертуллиановы слова на правах саморазоблачающей цитаты. Вот, мол, сами христиане признают, что их вера противится разуму, что она основана на нелепости, на абсурде. А один из современных словарей крылатых слов дает этой фразе такое объяснение: " Формула, ярко отражающая принципиальную противоположность религиозной веры и научного познания мира и употребляющаяся для характеристики слепой, не рассуждающей веры и некритического отношения к чему-либо " . Казалось бы, все правильно: вера есть вера, а разум есть разум, и вместе им не сойтись. В чем же здесь заблуждение? Где парадокс? Квинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником. Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма. Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна. Заблуждение: чего не говорил Тертуллиан Начну с простого. Такой цитаты у Тертуллиана нет. Этот факт, кстати сказать, не оспаривают даже многочисленные " крылатые цитатники " , называя выражение " парафразой слов христианского писателя " .

http://zavet.ru/novo/novo.php?itemid=185

Рубрики Иоанн Богослов, св. ап. ев.; Византия; XIII в.; местонахождение: Греция. Афон (фрагмент) Загадки Евангелия от Иоанна 10 мин., 15.10.2020 Поделиться Евангелие от Иоанна часто называют самым загадочным и даже таинственным, а многие важные события из жизни Иисуса Христа – такие, как воскрешение Лазаря – описаны только здесь. Почему это так? И как разгадать загадки этой книги? Разбираемся вместе с «Фомой» Автором четвертого Евангелия считается апостол Иоанн Богослов. Но некоторые ученые говорят, что оно написано чуть ли не во II веке от Р. Х.! Так кто же автор? Действительно, древнейшая из найденных рукописей Евангелия от Иоанна – небольшой фрагмент папируса P52 с отрывками из 18-й главы – датируется, причем довольно надежно, II веком от Р. Х. Церковные писатели начинают ссылаться на четвертое Евангелие тоже только со второй половины II века. Но все они в один голос называют его автором Иоанна – того самого, который во время Тайной вечери возлежал ? В те времена за трапезами было принято не сидеть, а возлежать, опираясь на одну руку и удерживая пищу другой. – Прим. ред. у груди Иисуса (Ин 13:23). Об этом как о несомненном факте писали Ириней Лионский (около 130-202 гг.) и Тертуллиан (155/165 –220/240 гг.). А Климент Александрийский (150-215 гг.), опираясь на «слова древних пресвитеров», добавлял, что «Иоанн, последний [из евангелистов], видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное». Передняя и задняя часть Папируса 52 По сведениям Епифания Кипрского, Иоанн закончил свой труд, когда ему было 90 лет. Если предположить, что во времена евангельских событий (то есть около 30 года) апостолу было 20 лет, то его Евангелие вполне могло появиться на свет в 100 году. Это примерно соответствует тем датировкам, которые дают современные ученые. Конечно, в библейской науке не обошлось без споров о том, действительно ли автор этого возвышенного богословского текста – Иоанн Зеведеев. Тот самый простой рыбак (правда, из семьи с положением – как известно из Евангелия, он был знаком иерусалимскому первосвященнику!), который вместе со своим братом Иаковом просил как-то у Иисуса Христа разрешения стать Его правой или левой «рукой», когда Тот станет царем (см.: Мф 20: 21-24)?Да и само четвертое Евангелие не дает однозначного ответа на вопрос об авторе: сказано только одно – его написал «ученик, которого любил Иисус». Звучали версии, что это некий пресвитер ? Пресвитер – дословно «старец»; так в Церкви с древних времен обозначался сан священника. – Прим. ред. по имени Иоанн, апостол Фома и даже… Мария Магдалина!

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-ioa...

Тертуллиан Квинт Септимий Флорент Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист библеистика Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Тертуллиан Квинт Септимий Флорент Квинт Септимий Флорент Тертуллиан, один из наиболее выдающихся ранних христианских писателей и богословов, родился ок. 155 г. в языческой семье в Карфагене. Его отец был сотником в когорте проконсула Африки. Тертуллиан получил хорошее образование и стал юристом — обычная для того времени карьера молодого человека из состоятельной семьи. В юности Тертуллиан был не чужд увлечений зрелищами и гладиаторскими боями. В зрелом возрасте (ок. 190—195 гг.) он принимает христианство; и через некоторое время его рукополагают в сан пресвитера в Карфагене. 193—220 гг. в его жизни отмечены широкой литературной деятельностью. Его сочинения, написанные в этот период, оказали заметное влияние на развитие христианского богословия. Тертуллиана, по праву считают первым значительным христианским богословом, писавшем на латинском языке. В своих сочинениях, как правило, полемического характера он яростно выступает против всего, имеющего даже отдаленное отношение к язычеству. В 197 г. н.э. он написал свои знаменитые труды " Апологетик " и " К язычникам " . Первое сочинение выступало в защиту верований и морали христиан, а последнее представляло собой выступление против морали и верований язычников. Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата смерти неизвестна. Библиография К жене К мученикам К язычникам О воскресении плоти О зрелищах О крещении О молитве О плаще О плоти Христа О покаянии О поощрении целомудрия О прескрипции [против] еретиков О свидетельстве души О терпении Об идолопоклонстве Против Гермогена © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/authors/544

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Авторы (нач. 3 в.) — нам почти ничего неизвестно о его жизни. Лишь несколько отрывков из его полемических работ сохранились до нашего времени.  Иероним Стридонский в 59 главе… далее» (1923 — 1996 гг.)- выдающийся японский писатель, в своём роде уникум — кажется он единственный японский писатель — христианин. Его называют «японским Грэмом Грином» (интересно, что… далее» (ум. в 6 в.) – род. в Антиохии, получил хорошее образование. Он начал свой иноческий подвиг в киновии, основанной Серидом на пути из Аскалона в Газу…. далее» (еп. в 248-265 гг.) – александрийский епископ, глава Александрийского училища, интересовался философией и науками. Последователь Оригена (обратился под его влиянием в зрелом возрасте). Дионисий Великий вырос… далее» (ум. ок. 435 г.) — Мень в своем словаре пишет о преподобном Исидоре Пелусиоте: «род. в Александрии, в состоятельной семье, давшей ему широкое образование. Уже в… далее» Протестант по вероисповеданию, внештатный редактор журнала «Христианство сегодня», он действительно пишет на языке, понятном современному человеку, не имеющему богословского образования. (ок. 1325 — ок. 1395 гг.) — один из самых значительных авторов — исихастов. Каллист Ангеликуд писал аскетические, догматические и полемические сочинения. Дезей пишет о Каллисте… далее» (150 – 215? гг.) – Климент Тит Флавий — один из величайших христианских философов, глава Александрийского училища. Климент Александрийский родился и получил образования в Афинах. Был… далее» (1296 – 1359 гг.)– византийский аристократ, в 20 лет ушедший в монахи, выполнявший роль миротворца в тогдашних политических дрязгах Византии, посвятивший свою жизнь защите и философской… далее» Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 155 – ок. 220 гг.) — родился в языческой семье, африканец. Работал адвокатом. В конце жизни впал в монтанизм. Самый крупный… далее» Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Автор размышляет о том, что перевернуло всю человеческую историю и вошло в культуру как Тайна христианства — о воскресении Христа. Конечно, для взглядов Тертуллиана весьма характерна мысль о том, что разум, требующий доказательств, философия, пытающаяся постичь истину, на самом деле только всё запутывают и извращают... С этим тезисом, конечно, можно и поспорить. В том числе и с христианских позиций. Те мыслители эпохи поздней античности, которых церковная традиция именует отцами Церкви, как раз и занимались созданием философской и богословской системы, облекая в броню рациональных рассуждений то, что содержалось в символической форме в Евангелии. А наука и религия — это не противоположные и соперничающие способы познания мира, а разные. И в чем-то взаимодополняющие друг друга. Однако речь сейчас не об этом споре, а о знаменитой фразе. И тут все несколько по-иному: гораздо глубже и серьезнее. Если, конечно, использовать не парафразу в трактовке Луначарского, а читать самого Тертуллиана. О ком идёт речь? Луначарский Анатолий Васильевич. Родился в 1875 году в семье действительного статского советника. В 1895 году, будучи гимназистом, вошел в социал-демократическое движение. После окончания Киевской гимназии изучал в Цюрихском университете естествознание и философию. В 1896-98 гг. жил во Франции и Италии, с 1899 — в России. Вел революционную работу в Москве, Киеве и других городах. Неоднократно арестовывался, был в ссылке. В первые месяцы после Октябрьской революции предпринимал усилия по сохранению художественных, культурно-исторических памятников для развития пролетарской культуры. Квинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником. Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма. Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна.

http://foma.ru/veruyu-ibo-absurdno-k-ist...

В курсе лекций по Догматическому богословию, предлагаемом для духовных семинарий, вопрос о роли и месте философии решён недвусмысленно и ясно: «Отцы и учители Церкви не чуждались науки, а охотно пользовались всем, что было в ней родственного христианской истине, и нередко для доказательства или пояснения истин веры обращались к помощи диалектики, философии, истории, естествознания и других наук. Они использовали научные факты для подтверждения христианской истины, пользовались языком и методами современной им философии в своих богословских построениях. Святитель Григорий Богослов строго порицал тех, кто проявлял неуважение к внешней учености, тех, кто желал бы всех видеть подобными себе невеждами. Он вменял в заслугу святителю Василию Великому то, что тот в совершенстве владел диалектикой, при помощи которой с лёгкостью опровергал философские построения противников христианства» . Однако святые отцы категорически отрицали возможность чисто рассудочным путем получить какое-либо точное ведение о Боге. Они отвергали философию как метод религиозного познания. Ещё ап. Павел предупреждал о том, что между естественным философским знанием и благодатным христианским ведением Бога существует глубокая пропасть: «Смотрите... чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 8-9). Святой мученик ИУСТИН ФИЛОСОФ (II в.) считал, что философски настроенный разум и истины Откровения не противоположны и не чужды друг другу: «Мы имеем нечто схожее с содержимым уважаемыми поэтами и философами, нечто же полнее и достойнее — Бога». Кстати, св. Иустин первым из христианских мыслителей воспользовался научным методом и языком философии для защиты христианских истин . Пожалуй, единственным ярым противником философии и всякой светской мудрости был ТЕРТУЛЛИАН (155-220 гг.) — христианский богослов, который характеризуется как самый прямолинейный и непримиримый, неспособный к компромиссу, к умеренному видению предметов, представлявший собой образец «черно-белого» мышления.

http://bogoslov.ru/article/790889

Символ евангелиста Матфея. Евангелие Хитрово. Начало XV века Но что касается конкретно Матфея – о его непосредственном участии в написании Евангелия имеются вполне надежные свидетельства его близких современников. Что это за свидетельства? Первым о Матфее как составителе Евангелия говорит иерапольский епископ Папий (70-163 гг.). Он был знаком если не с самими апостолами (на этот счет у историков Церкви разные мнения), то по крайней мере с их ближайшим окружением. С дочерьми апостола Филиппа, которые жили в Иераполе. С неким «старцем Иоанном», в котором иногда видят апостола Иоанна Богослова. Со святым Поликарпом Смирнским, который лично встречался «с Иоанном и с теми остальными, кто своими глазами видел Господа». Папий написал труд «Толкования изречений Господних», из которого сохранились только цитаты (в «Истории Церкви» Евсевия Кесарийского). Там он сообщает, что апостол Марк рассказал о жизни и учении Христа, точно переложив на греческий язык проповеди апостола Петра, а Матфей «составил логии (греч. λγια – изречения или, возможно, беседы. – Прим. ред.) Христа по-еврейски, которые каждый переводил, как мог». Матфея уверенно называет составителем Евангелия и священномученик Ириней Лионский (130-202 гг.). Откуда он мог об этом узнать? Он был учеником священномученика Поликарпа Смирнского, а тот, как мы уже сказали, лично общался с апостолами. В авторстве Матфея не сомневаются ни Климент Александрийский (150 – 215 гг.), ни Тертуллиан (155/165220/240 гг.), ни Татиан (120-185 гг.), предпринявший, возможно, первую в истории попытку соединить четыре Евангелия в одно. О Матфее как авторе первого Евангелия писал на границе IV и V веков и блаженный Иероним Стридонский. Его свидетельство хотя и позднее, но ценно тем, что он провел много лет в Палестине, изучая местный язык, обычаи и предания, и занимаясь переводом Священного Писания на латынь. Святой Иероним в келье, Квентин Массейс Только в XIX веке у западных ученых-библеистов стали возникать сомнения в том, что первое Евангелие написал сам Матфей. Брюса Мецгера, одного из самых авторитетных западных библеистов XX и начала XXI века, смущало то, как «покорно» Матфей – один из двенадцати ближайших учеников Христа! – следует в своем повествовании за Марком, который не был личным свидетелем большинства евангельских событий. Другой современный исследователь, Ричард Бокэм, сомневается, что автора первого Евангелия звали Матфеем. Имена Матфей и Левий были в то время одними из самых распространенных в Иудее, и один человек не мог называться обоими сразу, объяснял он.

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-mat...

17 марта 1549 г. митр. Московский свт. Макарий возглавил хиротонию игумена Троице-Сергиева мон-ря Н. в архиепископа Ростовского (Там же. С. 157; Ч. 2. С. 459; Т. 29. С. 56, 155). Во время 2-го похода на Казань, в 1550 г., царь вызывал к себе во Владимир митр. Макария; в Москве в это время оставались Н. и Тверской еп. Акакий ( Кунцевич Г. З. Малоизвестные записки о Казанских походах 1550 и 1552 гг.//ЖМНП. 1898. 318. 7. С. 137). В 1551 г. Н. участвовал в заседаниях Стоглавого Собора . В перечнях архиереев Н. назван 3-м после митрополита и архиепископа Новгородского и Псковского Феодосия ( Емченко Е. Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 239, 267; Стоглав//Рос. законодательство. X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 258, 277; см. также: ПСРЛ. Т. 31. С. 131). Его подпись имеется на последовавшем соборном приговоре по делам Новгородской епархии (ААЭ. Т. 1. 229. С. 220-222). Среди духовенства во главе со свт. Макарием, встречавшим в Москве 3 нояб. 1552 г. царя, возвратившегося с победой из-под Казани, был и Н. В 1552/53 г. Н. сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь - 50 р. (ВКТСМ. С. 38). В дек. 1552 г. Н. крестил первенца царя - царевича Димитрия в Троице-Сергиевом мон-ре (ПСРЛ. Т. 13. С. 529; Т. 29. С. 210). На основании этого А. А. Зимин назвал архиепископа Ростовского «любимцем царя» и отнес его к числу т. н. иосифлян ( Зимин. 1958. С. 96; Он же. 1977. С. 296, 299). Н. принимал участие в Соборе, посвященном разбору еретических заблуждений М. С. Башкина , Феодосия Косого и др., что следует, в частности, из соборной грамоты, посланной 24 янв. 1554 г. в Соловецкий мон-рь, причем Н. назван сразу после митр. Макария (ААЭ. Т. 1. 239. С. 249-250; см. также: РГБ ОР. Ф. 299. Тихонр. 617. Л. 263). Один из осужденных, инок Савва (Шах), согласно кн. А. М. Курбскому , противнику иосифлян, был направлен в заточение в Ростовскую епархию к Н., о к-ром князь имел негативное мнение («и того предреченного мниха Савву також в заточение на смерть отсылают к ростовскому владыце Никандру, в пиянстве погруженному» - Курбский А. История о делах великого князя Московского/Изд. подгот.: К. Ю. Ерусалимский. М., 2015. С. 200; БЛДР. Т. 11: XVI в. С. 464). Поскольку одновременно в кон. 1553 - нач. 1554 г. на Соборе разбирались суждения дьяка И. М. Висковатого об иконах, то и в этих заседаниях Н. несомненно принимал участие.

http://pravenc.ru/text/2565272.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010