Сортировать по Исключить новости К вопросу об авторстве Послания царю Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Одна из задач современной церковно-исторической науки заключается в создании работ, в которых должны быть освещены труды Предстоятелей нашей Церкви. Важным аспектом должно стать также выявление и изучение их письменного наследия. В связи с этим необходимо остановиться на авторстве Послания царю Иоанну Васильевичу, которое сохранилось в Послании священника кремлёвского Благовещенского собора и было опубликовано ещё в XIX веке в исследовании, ему посвящённом 1 . Наличие Послания, адресованного царю, в сборнике XVI века, принадлежавшем благовещенскому клирику, дополнительно свидетельствует о его изначально очень близких отношениях с государем. Поскольку он первоначально был в Великом Новгороде, то, возможно, этим объясняется наличие в списке Послания некоторых особенностей новгородского говора: оцыстилище, оцыщение, оцыстивши, оцыстиши (2 раза). При переписывании же Послания из него было убрано начало и окончание, в связи с чем теперь возникла проблема его атрибуции и датировки. И. Я. Фроянов разобрал имеющиеся в научной литературе мнения исследователей о принадлежности данного Послания: ис­торика митрополита Макария (Булгакова), архимандрита Леонида (Кавелина), Н. М. Карамзина, П. Ф. Николаевского, Н. И. Бар­­сова, Н. Кононова, И. И. Смирнова, В. В. Шапошни­ка, Д. П. Го­ло­хвастова, В. Жмакина, И. Н. Жданова, И. У. Бу­дов­­ни­ца, А. А. Зи­мина, Д. Н. Альшица, Б. Н. Флори, А. И. Фи­люш­кина. Названные исследователи указывают в качестве претендентов на авторство Послания следующих лиц: Митрополитов Даниила и Макария, епископа Вассиана (Топоркова), Троицкого игумена Артемия, наконец, священника Сильвестра, в рукописи которого сохранилось до наших дней данное Послание. И. Я. Фро­я­нов привёл также мнения исследователей о дате написания послания: 1547, 1550, 1551, 1552 годы или же время опричнины 2 . Исследователь говорит о близости содержания данного Послания к проблематике постановлений Стоглавого Собора и поэтому считает, что оно написано “до 1551 года, то есть в преддверии работы Стоглавого Собора” 3 . Затем он уточняет дату написания Послания — 1550 год, “по всей видимости, перед Стоглавым Собором” 4 . Он решительно поддержал мнение И. И. Смир­нова о принадлежности Послания перу святителя Макария 5 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-ob-avtorstve...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов (Юрьев-Захарьин), НикитаРоманович Романов , Никита Романович (также Юрьев-Захарьин) – боярин; умер 23-го апреля 1586 г.; сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны и любимый шурин царя Иоанна Грозного. Он был женат дважды: в первом браке – на дочери Ивана Дмитриевича Ховрина – Варваре Ивановне Ховриной (ум. 18-го июня 1552 г.), во втором (вероятно, с 1555 г.) – на княжне Евдокии Александровне Горбатовой-Шуйской (ум. 4-го апреля 1581 г.), дочери князя Александра Борисовича Горбатова-Шуйского. Долгое время историки полагали, что от его первого брака родился сын Феодор, впоследствии патриарх Филарет Никитич. Вопрос о том, которая из двух жен Никиты Романовича была матерью Феодора, сильно интересовал Гр. Вас. Мещеринова, занимавшего в 1882–1901 гг. место командующего войсками в Казани; он изучил мельчайшие подробности, которые могли пролить свет на выяснения этого вопроса, и доказал, что Феодор был старшим сыном от второго брака его отца. В 1547 г., на свадьбе царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовной, Никита Романович, как один из братьев невесты, был «спальником» и «мовником». 3-го ноября того же 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дмитриевной Палецкой, у постели была его жена Варвара Ивановна, а сам он должен был спать у постели, ездить с князем и мыться с ним в мыльне. В 1547–1648 гг. в неудачном Казанском походе, продолжавшемся с 11-го декабря 1547 г. до 7-го марта 1548 г., (вследствие оттепели войска должны были вернуться из Роботок в Москву), Романов находился рындой у царя. В 1552 г., во время взятия Казани, он вероятно был с царем, так как князь Курбский в «Истории» упомянул, что шурья, т. е. Данило и Никита Романовичи, посоветовали царю немедленно вернуться в Москву. Затем в течение семи лет ничего не известно о службе Никиты Романовича. В 1559 г. во время Ливонского похода, он был товарищем князя Василия Семеновича Серебряного в передовом полку, а затем князя Андрея Ивановича Ногтева-Суздальского в сторожевом полку, где упоминается уже в чине окольничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, Даниил Романович Романов , Даниил Романович, боярин и дворецкий, старший сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны; ум. 27-го октября 1564 г. и погребен в Новоспасском монастыре. Будучи сыном Романа, внуком Юрия и правнуком Захария, Даниил назывался по деду Юрьевым или же, по прадеду, Захарьиным, а иногда Даниилом Романовичем Юрьевича Захарьина. Он был женат дважды, но фамилии обеих его жен неизвестны; 1-я жена его – Анна – на свадьбе князя Юрия Васильевича (брата царя Иоанна Грозного) 3-го ноября 1547 г. находилась у постели; она умерла 8-го июля 1552 г. и погребена в Новоспасском монастыре; 2-я жена – тоже Анна – умерла 24-го мая 1571 г., при нашествии на Москву и сожжении ее Крымским ханом Девлет-Гиреем; погребена тоже в Новоспасском монастыре. 3-го февраля 1547 г. царь Иван Васильевич женился на сестре Даниила Романовича – Анастасии Романовне; на этой свадьбе Даниил Романович, бывший в чине окольничего, «ходил перед царем». 3-го ноября 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича, «вино нес в склянице в церковь дворецкой Данила Романович». В качестве дворецкого он оповещал о решениях царя, что видно из следующих надписей на несудимых грамотах: 1) 1547 г., октября 15-го – попам и церковным причтам в царских селах; на обороте грамоты вверху: «Божьею милостию Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич всея Русии»; по средине: «А приказал дворецкой Данило Романович»; 2) 1548 г., ноября 30-го – Переяславскому Данилову монастырю о беспошлинном по городам пропуске 50 монастырских торговых подвод и о ежегодной даче этому монастырю руги; надпись: «Приговорил боярин и дворецкой Данило Романович». В поручной записи бояр и дворян по князе Иване Ивановиче Пронском о невыезде его из Московского государства, с обязательством уплатить в случае его побега 10000 руб., на втором месте подписался Данило Романович; выше его стоит подпись князя Феодора Ивановича Шуйского. Начиная с 1548 г., Данило Романович участвовал в походах царя Ивана Васильевича против Казанского царя Сафа-Гирея. Первый и второй походы были неудачны. Выступив из Москвы 11-го декабря 1548 г., войска, по случаю бездорожицы, пришли в Роботки лишь 2-го февраля 1549 г., простояли там три дня и вынуждены были, вследствие оттепелей и дождей, возвратиться в Москву, куда прибыли 7-го марта. В 1550 г, царь с войском подступил к Казани 14-го февраля, но, не дождавшись благоприятной погоды для осады города, ушел через одиннадцать дней обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНО [испан. Cano] Мельхиор (Мельчор) (1 или 6.01.1509, Таранкон, совр. пров. Куэнка, Испания - 30.09.1560, Толедо), доминиканец, католич. богослов, представитель Саламанкской богословской школы. Род. в семье юриста Фернандо Кано, к-рый отправил сына учиться в ун-т Саламанки. С 1523 г. К. подвизался в доминиканском монастыре Сан-Эстебан в Саламанке, в авг. 1524 г., принеся «вечные» обеты, вступил в орден доминиканцев. С 1527 по 1531 г. в Саламанкском ун-те его наставником был испанский богослов Франсиско де Витория, занимавший в 1526-1546 гг. кафедру теологии. К. продолжил образование в орденской школе (коллегии) Сан-Грегорио в Вальядолиде, с 1533 г. преподавал там. Одним из его наставников, а затем и коллегой был Бартоломе Карранса (с 1557 архиеп. Толедский и примас Испании). В 1542 г. К. стал профессором философии в ун-те г. Алькала-де-Энарес; в 1546 г., после смерти Ф. де Витории, занял кафедру теологии в Саламанкском ун-те. Два из прочитанных К. в 1546-1552 гг. курса лекций (Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensis anno 1547; Relectio de paenitentia habita in Academia Salmanticensis anno 1547) были опубликованы в 1550 г. Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 По поручению имп. Карла V К. вместе с др. доминиканским богословом Доминго де Сото участвовал в работе 2-й сессии Тридентского Собора (1551-1552). В 1552 г. по представлению императора папа Римский Юлий III назначил К. епископом Канарских о-вов. Через некоторое время К. отказался от епископского служения. Вернувшись в 1553 г. в Вальядолид, он стал ректором доминиканской коллегии Сан-Грегорио, а в 1557 г.- приором монастыря Сан-Эстебан в Саламанке. В 1556 г. составил для испан. короля докладную записку («Consultatio theologica»), в к-рой призвал монарха противостоять притязаниям Римских пап и доказывал правомочность короля распоряжаться церковными доходами в своих владениях.

http://pravenc.ru/text/1470221.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Василий-Варлаам, псковский священник Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям. Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. в 1547 г. по просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. послужила первая редакция Жития, относящаяся к началу XVI в. Чудеса были описаны В. на основании монастырских записей и, главным образом, по рассказам очевидцев. При написании похвалы, следующей за чудесами, В. пользовался текстами произведений Пахомия Серба и Епифания Премудрого . Проложное Житие Евфросина (в рук. XVI в. псковского происхождения – ГБЛ, собр. Румянцева, 397) представляет собой сокращение редакции В., однако неизвестно, кем было проведено это сокращение. Житие Евфросина в редакции В. было включено в Великие Минеи Четии (Успенский и Царский списки). В 1550–1552 гг. В. составил Житие псковского князя Всеволода-Гавриила (рук. ГБЛ, собр. Румянцева, 397, XVI в., л. 390 об.–417 об.). Главным источником для него служили летописные записи, тем не менее в Житии встречаются значительные хронологические неточности. Скудость фактических сведений В. восполнил характеристикой личности князя, написанной под влиянием Жития Федора Ростиславича Ярославского и Повести о житии Александра Невского. В., используя какое-то «малое писание» и устные предания (он ссылается на клирика Ивана), присоединил к Житию Всеволода-Гавриила рассказ об обретении и перенесении мощей святого в 1192 г. и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI в. Это житие также было включено в состав ВМЧ. После 1547 г., но до пострижения в монахи, В. написал четвертую редакцию Жития Александра Невского, в основу которой положил церковно-летописный рассказ Летописи Псковской II. В этом своем произведении В. стремился придать герою как можно больше черт благочестивого подвижника, с этой целью он обильно использовал выписки из агиографических сочинений: из житий Михаила Черниговского и архиепископа Иоанна Новгородского, написанных Пахомием Сербом, а также из Жития Федора Ростиславича и его сыновей, принадлежавшего Антонию, иеромонаху Спасо-Ярославского монастыря. Молитва , которую Александр Невский произносит перед боем, заимствована из Сказания о Мамаевом побоище. Эта редакция Жития включена в Царский список ВМЧ; в Успенский, законченный в 1552 г., она не попала. Издано житие в ПЛ. В рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, 397, л. 348 об.–353 помещено краткое переложение Жития в редакции В.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Иоанн Грозный и Мещёра Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле? 28.01.2024 33084 Время на чтение 7 минут Фото: wikipedia.org Давно идут споры — бывал ли в граде Касимове в пору своих трёх походов на Казань Государь Иван Васильевич Грозный (25 Августа 1530 — †18 Марта 1584), с 1533 года Великий Князь Московский и всея Руси, а позднее Царь Иоанн I Грозный. Русские войска под предводительством Государя Ивана Грозного совершили три Казанских похода, и во всех трёх походах Царь Иван принимал личное участие. Одной из важнейших военных кампаний молодого Государя были походы с целью завоевать Казанское ханство — источник постоянной угрозы с Востока. Первый поход был с Декабря 1547 — по Март 1548 года, Царю тогда было 17 лет. Второй поход совершался с Ноября 1549 по Март 1550 года, Царю уже исполнилось 19 лет. Маршруты туда и обратно первых двух Казанских походов Царя шли, минуя Мещёру. Нас особенно интересует третий поход Царя Иоанна на Казань, так как он имеет отношение к Мещёре. Поход начался 16 Июня 1552 года, Казань была взята штурмом 1-2 Октября, и в обратный путь Государь отправился 12 Октября. Тогда Царю было 22 года. Поход был ознаменован победой и покорением Казанского ханства. В третьем походе проявились организаторские способности, воинская смекалка и умелые действия лично Царя. Сразу после Покрова Пресвятой Богородицы — 2 Октября 1552 года Казань была взята, освобождены многие десятки тысяч русских рабов. Разом была прекращена многовековая работорговля, посредством которой и богатели казанские, ногайские, крымские ханы, османские султаны, генуэзские и венецианские купцы. Без сомнения, Царь тогда с войсками проходил через сёла, которые теперь входят в Гусь-Хрустальный район Владимирской области. Предшественник района Гусь-Хрустальный уезд был образован декретом ВЦИК от 23 Августа 1926 года в составе Владимирской губернии РСФСР. В уезд вошли части территорий упразднённых Судогодского и Меленковского уездов, а также часть территории Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1926 году в состав уезда входило 7 городских и 302 сельских населённых пунктов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/11/io...

Истоки религ. нонконформизма связаны с периодом правления кор. Эдуарда VI (1547-1553). В 1549 г. были приняты «Книга общих молитв» и 1-й Акт о единообразии, предписывавшие единый для всей Англии вид богослужения, за основу к-рого был взят видоизмененный католич. сарумский обряд . С т. зр. нек-рых англ. протестантов, власти, запрещая разнообразие вероучений, навязывали противоречащие истинному христианству «папистские пережитки», в частности использование гостии и преклонение колен во время мессы. Наиболее известным противником «Книги общих молитв» и Акта о единообразии стал Джон Хупер, к-рый неск. лет провел в Цюрихе и воспринял от Г. Буллингера цвинглианские взгляды на причастие и др. вопросы церковной жизни. Когда в 1550 г. ему предложили занять кафедру еп. Глостерского, он отказался от рукоположения в соответствии с ординалом, добавленным в «Книгу общих молитв» в 1550 г., из-за того, что предписанный порядок подразумевал использование во время церемонии облачений. Во время правления Марии Тюдор (1553-1558) среди англ. протестантов, оказавшихся в эмиграции на континенте (гл. обр. в Германии, Швейцарии и Нидерландах), споры по этим вопросам продолжились. Знакомство многих из них с идеями Ж. Кальвина привело к радикализации их взглядов на «католические пережитки» Церкви Англии времен Эдуарда VI и вызвало конфликты с теми, кто признавал литургию, установленную 2-й редакцией «Книги общих молитв» в 1552 г. Самым известным стал раскол англ. общины во Франкфурте в 1554-1555 гг. (подробнее об этом см. статьи: Дж. Нокс , Р. Кокс ). После восшествия на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) большинство эмигрантов вернулись на родину с идеями кальвинизма. В 1559 г. был принят новый Акт о единообразии, восстановивший «Книгу общих молитв» 1552 г. и установивший наказания для священников, нарушавших закрепленный в ней порядок вероучения, а также для мирян, не посещавших приходскую церковь по воскресеньям и праздникам. Хотя многие из вернувшихся эмигрантов по-прежнему считали Церковь Англии не лишенной недостатков, большинство из них заняли в ней различные должности. Надежды на продолжение и развитие реформационных преобразований связывались с конвокацией 1563 г., однако попытки, в т. ч. со стороны епископов, убедить королеву в их необходимости не были успешными. Основой гос. политики в области религии стало стремление к единству верующих и единообразию учения, для чего апологеты офиц. Церкви считали необходимым прибегнуть к понятию адиафоры (безразличное для спасения) и предлагали отнести к ней все проблемы, вызывавшие разногласия. Власти надеялись на согласие оппонентов в силу «безразличности» этих вопросов, однако право короны и епископата на вмешательство в область адиафоры стало предметом активных споров в 60-х гг. XVI в.; достигнуть согласия так и не удалось - оппоненты по-прежнему считали Церковь Англии «недостаточно реформированной». Тем не менее не все сторонники этой т. зр. открыто отказывались от посещения (и проведения) церковных служб.

http://pravenc.ru/text/нонконформистов.h...

Книги символические инославных исповеданий Книги символические инославных исповеданий I. Книги символические римско-католической церкви. Православно-восточная церковь , исходя из того основного положения, что вселенско-непогрешимое значение в христианской церкви, согласно известному критерию Викентия Лиринского : «id teneamus, quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est», может иметь лишь учение, служащее выражением голоса всей истинно Христовой церкви, в силу того не владеет символическими книгами в строгом смысле этого слова, а владеет лишь более или менее точными вероизложениями символического учения вроде, напр., «Послания восточных патриархов», «Пространного Катехизиса» и проч. Наоборот, римско-католическая церковь , утратив в деле раскрытия истинно-Христова учения действительный критерий, выраженный в указанных словах Викентия Лиринского и выставив вместо того в качестве подобного критерия голос одного лица римского первосвященника, в противоположность православно-восточной церкви, имеет несколько символических книг в строгом смысле этого слова, т. е. таких книг, которые имеют обязательное и непогрешимое значение. Из таких вероизложений первое место по степени важности в римско-католической церкви занимают: 1) Canones et decreta concilii Tridentine («Каноны и декреты Тридентского собора»), происходившего, как известно, при папах Павле III, Юлии III и Пие IV в Триденте (Tpiehme) 13 дек. 1545 г. – 11 марта 1547 г., в Болонье21 апр. 1547 г. – 13 сент. 1549 г.; затем опять в Триденте 1-го мая 1551 г. – 28 апр. 1552 г. и 13 янв. 1562 г. – 4 дек. 1563 г. Первенствующее значение определений этого собора по сравнению с определениями других соборов, признаваемых в римско-католической церкви вселенскими, обусловливается тем обстоятельством, что на нем окончательно была выяснена и санкционирована почти вся римско-католическая вероисповедная система в ее противоположности к системе протестантской. По общему содержанию своему, определения указанного собора, соответственно 25-ти соборным заседаниям распадающиеся на 25 отделов, могут быть разделены на два класса: a) decreta de fide (декреты о вере) и б) decreta de reformatione seu de disciplina (декреты о дисцплинарных преобразованиях). Первые содержат в себе учение римско-католической церкви в строгом смысле этого слова, выраженное большею частью в форме антитезов протестантскому учению по соответствующим вероисповедным пунктам; вторые содержат в себе разного рода дисциплинарные предписания, направленные к улучшению практической стороны в римской церкви путем устранения разного рода злоупотреблений, вкоренившихся в указанной церкви и в большинстве случаев отмеченных представителями протестантизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 23.05.1583, Ковельское имение Речи Посполитой, ныне Волынская обл. Украины), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения. Биография По происхождению принадлежал к московской боярской элите (отец - М. М. Карамышев-Курбский, кн. ярославской ветви Рюриковичей, мать - М. М. Тучкова). К. был четвероюродным братом Анастасии Романовны , с к-рой в 1547 г. вступил в брак царь Иоанн IV Васильевич . Курбские и Тучковы были связаны с кругом книжников прп. Максима Грека , что оказало влияние на творческое развитие К. в «московский» период и в эмиграции. Первое упоминание о К. относится к сент.-окт. 1547 г., когда в свадебном чине брата царя кн. Юрия Васильевича он стоит на 2-м месте в ряду ярославских князей ( Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в сер. XVI в.//Общество и гос-во феод. России. М., 1975. С. 53). В нояб. 1549 г. он упомянут как один из стольников, участвовавших в походе на Казань, 16 авг. 1550 г.- как воевода в Пронске. В Тысячной книге 1550 г. К.- среди ярославских князей с земельным окладом высшей категории в 200 четей (ТКиДТ. С. 55). Подмосковные владения К., видимо, были получены в результате тысячной реформы (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 254. Л. 7 и сл.; вместе с тем к сер. 50-х гг. XVI в. родовое село Курбских Курба частично или полностью принадлежало кн. И. Д. Бельскому - Там же. Кн. 20. Л. 303 об., 304, 304 об., 305 об.). С мая 1551 г. К. служит 2-м воеводой в полках, размещенных у Зарайска, в Рязани, у Каширы. В июне 1552 г. был ранен под Тулой в битве с крымскими татарами. Во время осады Казани в том же году полк правой руки, в к-ром служил К., был усилен пешими стрельцами и казаками, занял сев. подступы к городу и отсек его от «луговой черемисы». При штурме Казани 2 окт. К. возглавлял ударные силы в направлении Елбугиных ворот, сражался на подступах к городу и в уличных боях. Основной удар отступающих из города татар пришелся на позиции К.; при атаке во главе 200 воинов он был сбит с коня и тяжело ранен (от ран, полученных во время штурма Казани, в следующем году скончался брат К. Иван).

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010