Сортировать по Исключить новости К вопросу об авторстве Послания царю Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Одна из задач современной церковно-исторической науки заключается в создании работ, в которых должны быть освещены труды Предстоятелей нашей Церкви. Важным аспектом должно стать также выявление и изучение их письменного наследия. В связи с этим необходимо остановиться на авторстве Послания царю Иоанну Васильевичу, которое сохранилось в Послании священника кремлёвского Благовещенского собора и было опубликовано ещё в XIX веке в исследовании, ему посвящённом 1 . Наличие Послания, адресованного царю, в сборнике XVI века, принадлежавшем благовещенскому клирику, дополнительно свидетельствует о его изначально очень близких отношениях с государем. Поскольку он первоначально был в Великом Новгороде, то, возможно, этим объясняется наличие в списке Послания некоторых особенностей новгородского говора: оцыстилище, оцыщение, оцыстивши, оцыстиши (2 раза). При переписывании же Послания из него было убрано начало и окончание, в связи с чем теперь возникла проблема его атрибуции и датировки. И. Я. Фроянов разобрал имеющиеся в научной литературе мнения исследователей о принадлежности данного Послания: историка митрополита Макария (Булгакова), архимандрита Леонида (Кавелина), Н. М. Карамзина, П. Ф. Николаевского, Н. И. Барсова, Н. Кононова, И. И. Смирнова, В. В. Шапошника, Д. П. Голохвастова, В. Жмакина, И. Н. Жданова, И. У. Будовница, А. А. Зимина, Д. Н. Альшица, Б. Н. Флори, А. И. Филюшкина. Названные исследователи указывают в качестве претендентов на авторство Послания следующих лиц: Митрополитов Даниила и Макария, епископа Вассиана (Топоркова), Троицкого игумена Артемия, наконец, священника Сильвестра, в рукописи которого сохранилось до наших дней данное Послание. И. Я. Фроянов привёл также мнения исследователей о дате написания послания: 1547, 1550, 1551, 1552 годы или же время опричнины 2 . Исследователь говорит о близости содержания данного Послания к проблематике постановлений Стоглавого Собора и поэтому считает, что оно написано “до 1551 года, то есть в преддверии работы Стоглавого Собора” 3 . Затем он уточняет дату написания Послания — 1550 год, “по всей видимости, перед Стоглавым Собором” 4 . Он решительно поддержал мнение И. И. Смирнова о принадлежности Послания перу святителя Макария 5 . |
А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов (Юрьев-Захарьин), НикитаРоманович Романов , Никита Романович (также Юрьев-Захарьин) – боярин; умер 23-го апреля 1586 г.; сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны и любимый шурин царя Иоанна Грозного. Он был женат дважды: в первом браке – на дочери Ивана Дмитриевича Ховрина – Варваре Ивановне Ховриной (ум. 18-го июня 1552 г.), во втором (вероятно, с 1555 г.) – на княжне Евдокии Александровне Горбатовой-Шуйской (ум. 4-го апреля 1581 г.), дочери князя Александра Борисовича Горбатова-Шуйского. Долгое время историки полагали, что от его первого брака родился сын Феодор, впоследствии патриарх Филарет Никитич. Вопрос о том, которая из двух жен Никиты Романовича была матерью Феодора, сильно интересовал Гр. Вас. Мещеринова, занимавшего в 1882–1901 гг. место командующего войсками в Казани; он изучил мельчайшие подробности, которые могли пролить свет на выяснения этого вопроса, и доказал, что Феодор был старшим сыном от второго брака его отца. В 1547 г., на свадьбе царя Ивана Васильевича с Анастасией Романовной, Никита Романович, как один из братьев невесты, был «спальником» и «мовником». 3-го ноября того же 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича с княжной Ульяной Дмитриевной Палецкой, у постели была его жена Варвара Ивановна, а сам он должен был спать у постели, ездить с князем и мыться с ним в мыльне. В 1547–1648 гг. в неудачном Казанском походе, продолжавшемся с 11-го декабря 1547 г. до 7-го марта 1548 г., (вследствие оттепели войска должны были вернуться из Роботок в Москву), Романов находился рындой у царя. В 1552 г., во время взятия Казани, он вероятно был с царем, так как князь Курбский в «Истории» упомянул, что шурья, т. е. Данило и Никита Романовичи, посоветовали царю немедленно вернуться в Москву. Затем в течение семи лет ничего не известно о службе Никиты Романовича. В 1559 г. во время Ливонского похода, он был товарищем князя Василия Семеновича Серебряного в передовом полку, а затем князя Андрея Ивановича Ногтева-Суздальского в сторожевом полку, где упоминается уже в чине окольничего. |
А.А. Половцов Скачать epub pdf Романов, Даниил Романович Романов , Даниил Романович, боярин и дворецкий, старший сын Романа Юрьевича Захарьина и жены его Иулиании Феодоровны; ум. 27-го октября 1564 г. и погребен в Новоспасском монастыре. Будучи сыном Романа, внуком Юрия и правнуком Захария, Даниил назывался по деду Юрьевым или же, по прадеду, Захарьиным, а иногда Даниилом Романовичем Юрьевича Захарьина. Он был женат дважды, но фамилии обеих его жен неизвестны; 1-я жена его – Анна – на свадьбе князя Юрия Васильевича (брата царя Иоанна Грозного) 3-го ноября 1547 г. находилась у постели; она умерла 8-го июля 1552 г. и погребена в Новоспасском монастыре; 2-я жена – тоже Анна – умерла 24-го мая 1571 г., при нашествии на Москву и сожжении ее Крымским ханом Девлет-Гиреем; погребена тоже в Новоспасском монастыре. 3-го февраля 1547 г. царь Иван Васильевич женился на сестре Даниила Романовича – Анастасии Романовне; на этой свадьбе Даниил Романович, бывший в чине окольничего, «ходил перед царем». 3-го ноября 1547 г., на свадьбе князя Юрия Васильевича, «вино нес в склянице в церковь дворецкой Данила Романович». В качестве дворецкого он оповещал о решениях царя, что видно из следующих надписей на несудимых грамотах: 1) 1547 г., октября 15-го – попам и церковным причтам в царских селах; на обороте грамоты вверху: «Божьею милостию Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич всея Русии»; по средине: «А приказал дворецкой Данило Романович»; 2) 1548 г., ноября 30-го – Переяславскому Данилову монастырю о беспошлинном по городам пропуске 50 монастырских торговых подвод и о ежегодной даче этому монастырю руги; надпись: «Приговорил боярин и дворецкой Данило Романович». В поручной записи бояр и дворян по князе Иване Ивановиче Пронском о невыезде его из Московского государства, с обязательством уплатить в случае его побега 10000 руб., на втором месте подписался Данило Романович; выше его стоит подпись князя Феодора Ивановича Шуйского. Начиная с 1548 г., Данило Романович участвовал в походах царя Ивана Васильевича против Казанского царя Сафа-Гирея. Первый и второй походы были неудачны. Выступив из Москвы 11-го декабря 1548 г., войска, по случаю бездорожицы, пришли в Роботки лишь 2-го февраля 1549 г., простояли там три дня и вынуждены были, вследствие оттепелей и дождей, возвратиться в Москву, куда прибыли 7-го марта. В 1550 г, царь с войском подступил к Казани 14-го февраля, но, не дождавшись благоприятной погоды для осады города, ушел через одиннадцать дней обратно. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНО [испан. Cano] Мельхиор (Мельчор) (1 или 6.01.1509, Таранкон, совр. пров. Куэнка, Испания - 30.09.1560, Толедо), доминиканец, католич. богослов, представитель Саламанкской богословской школы. Род. в семье юриста Фернандо Кано, к-рый отправил сына учиться в ун-т Саламанки. С 1523 г. К. подвизался в доминиканском монастыре Сан-Эстебан в Саламанке, в авг. 1524 г., принеся «вечные» обеты, вступил в орден доминиканцев. С 1527 по 1531 г. в Саламанкском ун-те его наставником был испанский богослов Франсиско де Витория, занимавший в 1526-1546 гг. кафедру теологии. К. продолжил образование в орденской школе (коллегии) Сан-Грегорио в Вальядолиде, с 1533 г. преподавал там. Одним из его наставников, а затем и коллегой был Бартоломе Карранса (с 1557 архиеп. Толедский и примас Испании). В 1542 г. К. стал профессором философии в ун-те г. Алькала-де-Энарес; в 1546 г., после смерти Ф. де Витории, занял кафедру теологии в Саламанкском ун-те. Два из прочитанных К. в 1546-1552 гг. курса лекций (Relectio de sacramentis in genere habita in Academia Salmanticensis anno 1547; Relectio de paenitentia habita in Academia Salmanticensis anno 1547) были опубликованы в 1550 г. Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 Еп. Мельхиор Кано. Гравюра из кн.: Retratos de Españoles ilustres. Madrid, 1791 По поручению имп. Карла V К. вместе с др. доминиканским богословом Доминго де Сото участвовал в работе 2-й сессии Тридентского Собора (1551-1552). В 1552 г. по представлению императора папа Римский Юлий III назначил К. епископом Канарских о-вов. Через некоторое время К. отказался от епископского служения. Вернувшись в 1553 г. в Вальядолид, он стал ректором доминиканской коллегии Сан-Грегорио, а в 1557 г.- приором монастыря Сан-Эстебан в Саламанке. В 1556 г. составил для испан. короля докладную записку («Consultatio theologica»), в к-рой призвал монарха противостоять притязаниям Римских пап и доказывал правомочность короля распоряжаться церковными доходами в своих владениях. |
отв. ред. Д. С. Лихачев Василий-Варлаам, псковский священник Василий (в иноках Варлаам) (XVI в.) – псковский священник, автор житий, служб святым и других произведений. Писательская деятельность В. падает на 40–60-е гг. XVI в. Скудные биографические сведения об этом писателе устанавливаются только на основании авторских приписок к его сочинениям. Наиболее ранним из его произведений является Житие Евфросина Псковского, составленное В. в 1547 г. по просьбе монахов Елеазарова монастыря. Основным источником для В. послужила первая редакция Жития, относящаяся к началу XVI в. Чудеса были описаны В. на основании монастырских записей и, главным образом, по рассказам очевидцев. При написании похвалы, следующей за чудесами, В. пользовался текстами произведений Пахомия Серба и Епифания Премудрого . Проложное Житие Евфросина (в рук. XVI в. псковского происхождения – ГБЛ, собр. Румянцева, 397) представляет собой сокращение редакции В., однако неизвестно, кем было проведено это сокращение. Житие Евфросина в редакции В. было включено в Великие Минеи Четии (Успенский и Царский списки). В 1550–1552 гг. В. составил Житие псковского князя Всеволода-Гавриила (рук. ГБЛ, собр. Румянцева, 397, XVI в., л. 390 об.–417 об.). Главным источником для него служили летописные записи, тем не менее в Житии встречаются значительные хронологические неточности. Скудость фактических сведений В. восполнил характеристикой личности князя, написанной под влиянием Жития Федора Ростиславича Ярославского и Повести о житии Александра Невского. В., используя какое-то «малое писание» и устные предания (он ссылается на клирика Ивана), присоединил к Житию Всеволода-Гавриила рассказ об обретении и перенесении мощей святого в 1192 г. и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI в. Это житие также было включено в состав ВМЧ. После 1547 г., но до пострижения в монахи, В. написал четвертую редакцию Жития Александра Невского, в основу которой положил церковно-летописный рассказ Летописи Псковской II. В этом своем произведении В. стремился придать герою как можно больше черт благочестивого подвижника, с этой целью он обильно использовал выписки из агиографических сочинений: из житий Михаила Черниговского и архиепископа Иоанна Новгородского, написанных Пахомием Сербом, а также из Жития Федора Ростиславича и его сыновей, принадлежавшего Антонию, иеромонаху Спасо-Ярославского монастыря. Молитва , которую Александр Невский произносит перед боем, заимствована из Сказания о Мамаевом побоище. Эта редакция Жития включена в Царский список ВМЧ; в Успенский, законченный в 1552 г., она не попала. Издано житие в ПЛ. В рук. XVI в. ГБЛ, собр. Румянцева, 397, л. 348 об.–353 помещено краткое переложение Жития в редакции В. |
Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Иоанн Грозный и Мещёра Бывал ли первый русский Царь в Касимовской земле? 28.01.2024 33084 Время на чтение 7 минут Фото: wikipedia.org Давно идут споры — бывал ли в граде Касимове в пору своих трёх походов на Казань Государь Иван Васильевич Грозный (25 Августа 1530 — †18 Марта 1584), с 1533 года Великий Князь Московский и всея Руси, а позднее Царь Иоанн I Грозный. Русские войска под предводительством Государя Ивана Грозного совершили три Казанских похода, и во всех трёх походах Царь Иван принимал личное участие. Одной из важнейших военных кампаний молодого Государя были походы с целью завоевать Казанское ханство — источник постоянной угрозы с Востока. Первый поход был с Декабря 1547 — по Март 1548 года, Царю тогда было 17 лет. Второй поход совершался с Ноября 1549 по Март 1550 года, Царю уже исполнилось 19 лет. Маршруты туда и обратно первых двух Казанских походов Царя шли, минуя Мещёру. Нас особенно интересует третий поход Царя Иоанна на Казань, так как он имеет отношение к Мещёре. Поход начался 16 Июня 1552 года, Казань была взята штурмом 1-2 Октября, и в обратный путь Государь отправился 12 Октября. Тогда Царю было 22 года. Поход был ознаменован победой и покорением Казанского ханства. В третьем походе проявились организаторские способности, воинская смекалка и умелые действия лично Царя. Сразу после Покрова Пресвятой Богородицы — 2 Октября 1552 года Казань была взята, освобождены многие десятки тысяч русских рабов. Разом была прекращена многовековая работорговля, посредством которой и богатели казанские, ногайские, крымские ханы, османские султаны, генуэзские и венецианские купцы. Без сомнения, Царь тогда с войсками проходил через сёла, которые теперь входят в Гусь-Хрустальный район Владимирской области. Предшественник района Гусь-Хрустальный уезд был образован декретом ВЦИК от 23 Августа 1926 года в составе Владимирской губернии РСФСР. В уезд вошли части территорий упразднённых Судогодского и Меленковского уездов, а также часть территории Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1926 году в состав уезда входило 7 городских и 302 сельских населённых пунктов. |
Истоки религ. нонконформизма связаны с периодом правления кор. Эдуарда VI (1547-1553). В 1549 г. были приняты «Книга общих молитв» и 1-й Акт о единообразии, предписывавшие единый для всей Англии вид богослужения, за основу к-рого был взят видоизмененный католич. сарумский обряд . С т. зр. нек-рых англ. протестантов, власти, запрещая разнообразие вероучений, навязывали противоречащие истинному христианству «папистские пережитки», в частности использование гостии и преклонение колен во время мессы. Наиболее известным противником «Книги общих молитв» и Акта о единообразии стал Джон Хупер, к-рый неск. лет провел в Цюрихе и воспринял от Г. Буллингера цвинглианские взгляды на причастие и др. вопросы церковной жизни. Когда в 1550 г. ему предложили занять кафедру еп. Глостерского, он отказался от рукоположения в соответствии с ординалом, добавленным в «Книгу общих молитв» в 1550 г., из-за того, что предписанный порядок подразумевал использование во время церемонии облачений. Во время правления Марии Тюдор (1553-1558) среди англ. протестантов, оказавшихся в эмиграции на континенте (гл. обр. в Германии, Швейцарии и Нидерландах), споры по этим вопросам продолжились. Знакомство многих из них с идеями Ж. Кальвина привело к радикализации их взглядов на «католические пережитки» Церкви Англии времен Эдуарда VI и вызвало конфликты с теми, кто признавал литургию, установленную 2-й редакцией «Книги общих молитв» в 1552 г. Самым известным стал раскол англ. общины во Франкфурте в 1554-1555 гг. (подробнее об этом см. статьи: Дж. Нокс , Р. Кокс ). После восшествия на престол кор. Елизаветы I Тюдор (1558-1603) большинство эмигрантов вернулись на родину с идеями кальвинизма. В 1559 г. был принят новый Акт о единообразии, восстановивший «Книгу общих молитв» 1552 г. и установивший наказания для священников, нарушавших закрепленный в ней порядок вероучения, а также для мирян, не посещавших приходскую церковь по воскресеньям и праздникам. Хотя многие из вернувшихся эмигрантов по-прежнему считали Церковь Англии не лишенной недостатков, большинство из них заняли в ней различные должности. Надежды на продолжение и развитие реформационных преобразований связывались с конвокацией 1563 г., однако попытки, в т. ч. со стороны епископов, убедить королеву в их необходимости не были успешными. Основой гос. политики в области религии стало стремление к единству верующих и единообразию учения, для чего апологеты офиц. Церкви считали необходимым прибегнуть к понятию адиафоры (безразличное для спасения) и предлагали отнести к ней все проблемы, вызывавшие разногласия. Власти надеялись на согласие оппонентов в силу «безразличности» этих вопросов, однако право короны и епископата на вмешательство в область адиафоры стало предметом активных споров в 60-х гг. XVI в.; достигнуть согласия так и не удалось - оппоненты по-прежнему считали Церковь Англии «недостаточно реформированной». Тем не менее не все сторонники этой т. зр. открыто отказывались от посещения (и проведения) церковных служб. |
Книги символические инославных исповеданий Книги символические инославных исповеданий I. Книги символические римско-католической церкви. Православно-восточная церковь , исходя из того основного положения, что вселенско-непогрешимое значение в христианской церкви, согласно известному критерию Викентия Лиринского : «id teneamus, quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est», может иметь лишь учение, служащее выражением голоса всей истинно Христовой церкви, в силу того не владеет символическими книгами в строгом смысле этого слова, а владеет лишь более или менее точными вероизложениями символического учения вроде, напр., «Послания восточных патриархов», «Пространного Катехизиса» и проч. Наоборот, римско-католическая церковь , утратив в деле раскрытия истинно-Христова учения действительный критерий, выраженный в указанных словах Викентия Лиринского и выставив вместо того в качестве подобного критерия голос одного лица римского первосвященника, в противоположность православно-восточной церкви, имеет несколько символических книг в строгом смысле этого слова, т. е. таких книг, которые имеют обязательное и непогрешимое значение. Из таких вероизложений первое место по степени важности в римско-католической церкви занимают: 1) Canones et decreta concilii Tridentine («Каноны и декреты Тридентского собора»), происходившего, как известно, при папах Павле III, Юлии III и Пие IV в Триденте (Tpiehme) 13 дек. 1545 г. – 11 марта 1547 г., в Болонье21 апр. 1547 г. – 13 сент. 1549 г.; затем опять в Триденте 1-го мая 1551 г. – 28 апр. 1552 г. и 13 янв. 1562 г. – 4 дек. 1563 г. Первенствующее значение определений этого собора по сравнению с определениями других соборов, признаваемых в римско-католической церкви вселенскими, обусловливается тем обстоятельством, что на нем окончательно была выяснена и санкционирована почти вся римско-католическая вероисповедная система в ее противоположности к системе протестантской. По общему содержанию своему, определения указанного собора, соответственно 25-ти соборным заседаниям распадающиеся на 25 отделов, могут быть разделены на два класса: a) decreta de fide (декреты о вере) и б) decreta de reformatione seu de disciplina (декреты о дисцплинарных преобразованиях). Первые содержат в себе учение римско-католической церкви в строгом смысле этого слова, выраженное большею частью в форме антитезов протестантскому учению по соответствующим вероисповедным пунктам; вторые содержат в себе разного рода дисциплинарные предписания, направленные к улучшению практической стороны в римской церкви путем устранения разного рода злоупотреблений, вкоренившихся в указанной церкви и в большинстве случаев отмеченных представителями протестантизма. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 23.05.1583, Ковельское имение Речи Посполитой, ныне Волынская обл. Украины), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения. Биография По происхождению принадлежал к московской боярской элите (отец - М. М. Карамышев-Курбский, кн. ярославской ветви Рюриковичей, мать - М. М. Тучкова). К. был четвероюродным братом Анастасии Романовны , с к-рой в 1547 г. вступил в брак царь Иоанн IV Васильевич . Курбские и Тучковы были связаны с кругом книжников прп. Максима Грека , что оказало влияние на творческое развитие К. в «московский» период и в эмиграции. Первое упоминание о К. относится к сент.-окт. 1547 г., когда в свадебном чине брата царя кн. Юрия Васильевича он стоит на 2-м месте в ряду ярославских князей ( Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в сер. XVI в.//Общество и гос-во феод. России. М., 1975. С. 53). В нояб. 1549 г. он упомянут как один из стольников, участвовавших в походе на Казань, 16 авг. 1550 г.- как воевода в Пронске. В Тысячной книге 1550 г. К.- среди ярославских князей с земельным окладом высшей категории в 200 четей (ТКиДТ. С. 55). Подмосковные владения К., видимо, были получены в результате тысячной реформы (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 254. Л. 7 и сл.; вместе с тем к сер. 50-х гг. XVI в. родовое село Курбских Курба частично или полностью принадлежало кн. И. Д. Бельскому - Там же. Кн. 20. Л. 303 об., 304, 304 об., 305 об.). С мая 1551 г. К. служит 2-м воеводой в полках, размещенных у Зарайска, в Рязани, у Каширы. В июне 1552 г. был ранен под Тулой в битве с крымскими татарами. Во время осады Казани в том же году полк правой руки, в к-ром служил К., был усилен пешими стрельцами и казаками, занял сев. подступы к городу и отсек его от «луговой черемисы». При штурме Казани 2 окт. К. возглавлял ударные силы в направлении Елбугиных ворот, сражался на подступах к городу и в уличных боях. Основной удар отступающих из города татар пришелся на позиции К.; при атаке во главе 200 воинов он был сбит с коня и тяжело ранен (от ран, полученных во время штурма Казани, в следующем году скончался брат К. Иван). |
Н.А. Маясова Указатель русских святых 973 Авраамий Ростовский (ум. 1077 ?), преподобный, основатель и архимандрит ростовского Богоявленского монастыря, почитался с XII в., канонизирован до 1547 г., память 29 октября – с. 12, 36, 41 Александр Невский (1220–1263), князь Новгородский, с 1252 г. – великий князь Владимирский, почитался с конца XIV в., память 30 августа, 23 ноября – с. 70, 72; кат. 9, 93 Александр Свирский (ум. 1533), преподобный, основатель Александро-Свирского монастыря, канонизирован в 1547 г., память 30 августа – с. 41, 47, 51 Алексий (1290-е гг. – 1378), митрополит Киевский и всея Руси с 1354 г., канонизирован в 1447 г., память 12 февраля – с. 15, 16, 17, 24, 30, 32, 51, 64, 73; кат. 9, 17, 18, 45, 48, 64, 66, 69, 70, 93, 96, 98, 101, 108, 109, 117, 118, 125, 129, 149, 150, 151, 152, 153 Андрей Рублев (ок. 1360 – ок. 1430), преподобный, московский иконописец, память 4 июля – с. 23, 24, 44; кат. 6, 42, 43, 176 Андроник (упоминается в 1395 г.), преподобный, основатель Московского Спасского монастыря, почитался с XVI в. (?), память 13 июня – кат. 73 Антоний Печерский (ок. 983–1073), преподобный, основатель Киево-Печерского монастыря и монашества на Руси, почитался с конца XI в., память 10 июля – с. 63; кат. 10, 23, 108, 174 Антоний Римлянин (1067–1147), преподобный, основатель новгородского монастыря Рождества Богородицы, канонизирован в 1597 г., память 17 января и 3 августа – с. 51, 72 Арсений Коневский (упоминается в 1447 г.), преподобный, основатель Коневского монастыря на острове Ладожского озера, память 12 июня – с. 58 Борис (в крещении Роман) (убит в 1015 г.), князь-мученник, сын великого князя Киевского Владимира Святославича, князь Ростовский, канонизирован в 1072 г, память 24 июня – с. 24; кат. 9 Варлаам Хутынский (ум. 1192), преподобный, основатель Хутынского монастыря, почитался с XIII в., мощи обретены в 1440 или в 1452 г., память 6 ноября – с. 21, 41; кат. 2, 3, 10, 108 Василий Блаженный (ум. 1552), московский юродивый, канонизироваи в 1588 г., память 2 августа – с. 39 ,41, 42 |
| |