Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН КОШКА (Василий?; нач. XVI в.- май 1568, Иосифов волоколамский мон-рь), агиограф, переписчик книг. По-видимому, в сер. 20-х гг. XVI в. В. К. принял постриг в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , был учеником книгописца прп. Фотия («старца Фатея, Касиянова ученика Босова» - РГБ. Ф. 113. 530. Л. II об.), подвизавшегося в обители в 1509-1554 гг. Л. А. Ольшевская не исключает возможности того, что В. К. был знаком с прп. Максимом Греком и Вассианом (Патрикеевым) , находившимися в Иосифо-Волоколамском мон-ре в заточении во 2-й пол. 20-х - 30-х гг. XVI в. По-видимому, уже в кон. 40-х гг.В. К. стал архимандритом Покровского Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в устье р. Тьмы (Тверской у.). Из написанного В. К. жития прп. Фотия известно, что в кон. 1553 - нач. 1554 г. книжник уже не жил в Иосифо-Волоколамском мон-ре. Назначение В. К. архимандритом приходится на время еп-ства в Твери свт. Акакия (1522-1567), позднее В. К. стал его духовником. Сведения о тверском периоде жизни В. К. содержатся в 2 записях в сборниках, переписанных книжником (ГИМ. Син. 927. Л. 1; РГБ. Ф. 113. 530. Л. II об.), в писцовой книге Тверского у., составленной в 1549 г. (Писцовые книги Моск. гос-ва. Ч. 1. Отд. 2. С. 287 и др.). Встречающееся в лит-ре мнение о том, что В. К. был архимандритом Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (П. М. Строев , В. О. Ключевский , И. У. Будовниц, Р. П. Дмитриева и др.), ошибочно. Ранее 1563 г. В. К. удалился на покой в Иосифо-Волоколамский мон-рь (в 1563-1564 вел записи во вкладной книге обители - ГИМ. Епарх. 419. Л. 1-6, 128-129 об.). По-видимому, в сер. янв. 1567 г. он посетил своего духовного сына свт. Акакия в Жёлтиковом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , присутствовал при кончине святителя. Известие о смерти В. К. находится в дополнении к описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г.: «7076, маия... После архимандрита Васияна Вотмицкаго, Фотеева ученика, осталось» 7 книг «его писма» (КЦДР. С. 40). Подробное описание этих книг приводится в описях монастырской б-ки 1573 и 1591 гг.

http://pravenc.ru/text/149895.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНТРРЕФОРМАЦИЯ [лат. Contrareformatio; англ. Counter-Reformation; итал. Controriforma; нем. Gegenreformation; франц. Contre-Réforme], в узком смысле - меры по реорганизации структуры и институтов Римско-католической Церкви, упорядочению отдельных положений католич. вероучения, принятые в сер. XVI-XVII в. в целях противодействия распространению Реформации и становлению протестант. церквей; в широком смысле - масштабные изменения в католической религиозной культуре в сер. XV - кон. XVIII в. («католическая Реформа»), затронувшие как структуры католич. Церкви (реформы папской курии, деятельность инквизиции , создание новых религ. орденов, расширение миссионерской деятельности), так и религ. практики католиков-мирян (появление молитвенных организаций и об-в благочестивой жизни, литургическая реформа, контроль над книгопечатной продукцией и т. д.). Термин Термин «Контрреформация» появился в 70-х гг. XVIII в. Впервые он был использован нем. историком права И. С. Пюттером применительно к правовым коллизиям, возникавшим в Свящ. Римской империи в период между Аугсбургским религиозным миром (1555) и Вестфальским миром (1648), когда территории, ранее находившиеся под контролем протестантов, оказывались в подчинении у правителей-католиков и подвергались рекатолизации; изначально термин не использовался вне обозначенных выше географических и хронологических рамок ( P ü tter J. S. Die Augsburgische Confession. Gött., 1776). К 30-м гг. XIX в. термин получил известность в нем. университетской среде. Нем. историк Л. фон Ранке (1795-1886) в исследовании «Римские папы, их Церковь и государство» ( Ranke L., von. Die römischen Päpste, ihre Kirche und ihr Staat im 16. und 17. Jh. B., 1834-1836. 3 Bde) использовал термин «Контрреформация» для обозначения резкого роста политической активности и влияния Римских пап во 2-й пол. XVI в., особенно в Италии. Ранке считал, что К. началась с созыва Тридентского Собора (1545-1563) и завершилась примерно в 10-х гг. XVII в. (историк применял этот термин, лишь говоря о религ. политике). В 70-80-х гг. XIX в. благодаря Ранке термин «Контрреформация» стал общепринятым среди нем. историков; иностранные студенты, учившиеся в Германии, способствовали его распространению и в др. странах. Использовавшие этот термин немецко- и англоязычные исследователи были, как правило, протестантами, и их взгляд на историю католицизма в XVI в. определялся конфессиональной позицией. К. называли «реакционной» политикой в прямом и переносном смысле слова: как противоположность «прогрессивному» протестантизму и как «реакцию» на идеи Мартина Лютера (1483-1546). Подобная трактовка К. получила широкое распространение в Германии в связи с политикой Kulturkampf ; среди русских историков К. подобным образом рассматривал Н. И. Кареев (1850-1931).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Брестская уния (1596 г.) К оглавлению Истоки унии, провозглашенной в Бресте в 1596г., восходят к более раннему времени. Идея унии лежала уже в основе действий литовского правительства, направленных на отделение Киевской митрополии от Московских государства и Церкви (1458 г.) (124). В 1569 г. на Люблинском сейме совершилось событие, увенчавшее собой ряд попыток, предпринимавшихся в 1386—1413 гг. и направленных на объединение (уния!) Литвы с Польшей. До того времени Польша и Литва составляли конфедерацию. Люблинская уния упразднила самостоятельность Литовского княжества. Православным христианам, жившим в пределах Польско-Литовского государства, были обещаны свободное исповедание православной веры, использование русского языка в официальных документах и прочие права наравне с католиками. Но последующие события показали, что католическое правительство не намеревалось выполнять эти условия государственной Люблинской унии, ограничив и стеснив православных в их правах. Это было время, когда после завершения Тридентского Собора (1545—1563 гг.) Римско-Католическая Церковь начала оправляться от удара, нанесенного ей Реформацией, и восстанавливать утраченные позиции. Наиболее деятельными в этом отношении были члены католического ордена — «Общества Иисуса», которые были приглашены в Польшу в 1564 г., а в Литву — в 1569 г., когда было образовано Польско-Литовское государство. Крупные деятели Римско-Католической Церкви издавна обращали свои взоры на Русскую Православную Церковь, стремясь склонить ее к унии. Но после неудачной попытки внедрить унию в Московском государстве после завершения Ферраро-Флорентийского Собора (1439 г.) их действия стали более осторожными. Возобновление подобных попыток относится к 1581 г.: иезуит Антоний Поссевин, прибыв в Москву, добился аудиенции у царя Иоанна Грозного, имел с ним богословский диспут и вручил ему сочинение «О разностях между римским и греческим вероисповеданиями». Усилия Поссевина были напрасными, но по возвращении в Рим он представил Папе отчет о своей деятельности. Объяснив неодолимые трудности, с которыми связаны попытки введения католичества в России, он обратил внимание Папы на южнорусскую Церковь в польско-литовских владениях, предлагая усилить католическое влияние именно в этих землях.

http://sedmitza.ru/lib/text/436369/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВТОРОЕ [лат. Confessio Helvetica posterior], вероисповедание швейцар. реформатской церкви, написанное в 1562-1566 гг. Г. Буллингером , впосл. один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатских церквей. Буллингер составил Г. и. на лат. языке как своего рода богословское завещание. Незадолго до смерти друга Петра Мартира (12 нояб. 1562) он показал ему Г. и. и получил одобрение. Через 2 года, во время эпидемии чумы, Буллингер расширил и доработал документ и приложил к нему свое завещание, из к-рого следовало, что исповедание должно было быть доставлено в магистрат Цюриха в случае его смерти. Буллингер выжил, но похоронил жену и 3 дочерей. В 1565 г., когда курфюрст Пфальца Фридрих III Благочестивый был обвинен в ереси и оказался перед угрозой исключения из числа участников Аугсбургского мирного договора за свои реформатские взгляды и публикацию Гейдельбергского катехизиса (1563), он обратился к Буллингеру с просьбой подготовить исповедание веры, к-рое могло бы опровергнуть выдвинутые обвинения. В ответ тот послал ему рукопись Г. и. Фридрих высоко оценил полученный документ. На март 1566 г. имп. Максимилиан II назначил заседание Имперского рейхстага в Аугсбурге, где должно было разбираться дело Фридриха III. В это время в Швейцарии возникла потребность в общенациональном исповедании веры. Первое Гельветическое исповедание (др. название - Второе Базельское исповедание ) (1536) было слишком кратким, Цюрихское исповедание (1545), Цюрихское согласие (1549) и Женевское согласие (1552) касались только вопросов Вечери Господней и предопределения, и только новое исповедание, написанное Буллингером, удовлетворяло всем предъявляемым требованиям. Т. Беза приехал в Цюрих и принял участие в подготовке Г. и. для общенационального использования. Буллингер внес необходимые изменения в текст и приготовил версию на нем. языке. Женева, Берн, Шаффхаузен, Биль, Граубюнден, Санкт-Галлен и Мюльхаузен одобрили подготовленный документ. Только Базель, придерживавшийся Второго Базельского исповедания, долгое время не принимал Г. и., но затем и он подписал его. Исповедание было опубликовано в Цюрихе 12 марта 1566 г. на лат. (Confessio et expositio simplex orthodoxae fidei et dogmatum catholicorum syncereae religionis christianea) и нем. языках, первые копии были отосланы Фридриху III, к-рый успешно защитил себя в Аугсбурге, и Филиппу Гессенскому; вскоре после этого появился франц. перевод, сделанный в Женеве. Г. и. сразу же было принято реформатами в Шотландии (1566), в Венгрии (1567), в Польше (1571) и во Франции (1571), а впосл. практически всеми реформатскими церквами мира.

http://pravenc.ru/text/161976.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАМИЛЬТОН [англ. Hamilton] Джон (ок. 1511 - 6.04.1571, Стерлинг), последний католич. архиеп. Сент-Андруса (Шотландия) перед Реформацией (в 1546-1560 и в 1567-1571). Сын Джеймса, 1-го графа Аррана. Детство провел в бенедиктинском аббатстве в Килуиннинге, но в орден так и не вступил. Став монахом в аббатстве Пейсли, в 1525 г. при содействии шотл. кор. Якова V получил это аббатство в качестве бенефиция. После обучения в Глазго поступил в Парижский ун-т, по окончании к-рого вернулся в Шотландию (1543). Его брат Джеймс, 2-й граф Аррана, регент при малолетней кор. Марии Стюарт, способствовал продвижению Г. по службе. В 1543 г. Г. стал хранителем малой гос. печати Шотландии, в 1545 г.- епископом Данкелда, в 1546 г. сменил на посту главного казначея королевства кард. Дейвида Битона. Г. был щедрым благотворителем кафедрального собора Сент-Андруса, основал и содержал колледж св. Марии, укрепил городской замок, построил неск. зданий и 14 мостов в окрестностях города. Г. способствовал преодолению протестант. ориентации Аррана. На церковных Соборах 1549, 1552 и 1559 гг. он принимал участие в создании уставов для духовенства и наставлений для мирян. Г. не считал Реформацию чем-то серьезным и поэтому не протестовал против ее проникновения в Шотландию. Только когда парламент 1560 г. утвердил принятие протестант. «Исповедания веры», он возглавил оппозицию, выступившую против этого решения. В том же году вместе с братией Г. вынужден был оставить аббатство Пейсли, к-рое было разрушено. В 1563 г. Г. был схвачен и отдан под суд вместе с 47 католич. клириками по обвинению в служении мессы и проведении таинства исповеди, но при поддержке Марии Стюарт был освобожден. В дек. 1566 г. он крестил принца Якова (буд. кор. Яков VI). В 1567 г. королева восстановила архиеп-ство, упраздненное парламентом и Г. вновь занял кафедру. Как верный сторонник Марии Стюарт архиепископ приложил все усилия, чтобы предотвратить отъезд королевы в Англию, но отъезд состоялся, и Г. пытался скрыться в замке Дамбартон. В 1571 г. он был арестован и повешен в Стерлинге.

http://pravenc.ru/text/161620.html

Константиново. Храмовый комплекс. Церкви Константина и Елены и Михаила Архангела. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1816 и 1856. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Константиново Координаты: 56.416213, 40.264512 Проезд:Автодорога г.Суздаль-г.Юрьев-Польский, на 9км правый поворот на север, с. Гавриловское. Следует проехать через центр с. Гавриловское, далее ориентиры кладбище с правой стороны и от него линия электропередач, вдоль нее 3км до Константиново. Грунтовая дорога, проезд строго сезонный в сухую летнюю погоду. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Константина и Елены Церковь Михаила Архангела Карта и ближайшие объекты Село Константиново от Владимира в 34 верстах, а от Суздаля в 10 верстах, при речке Тумке. В первой половине XVI ст. Константиново, как видно из документов Спасо-Евфимьева монастыря, записанных в описи 1660 г., принадлежало разным владельцам, «треть сельца» принадлежала вел. князю Московскому. В документах упоминаются следующие владельцы: Вотчичев, Огарев, Некрасов, Чернцов, Сорокин и Мнуков; каждый из них владел своим «жеребьем». В период времени от 1545 по 1563 гг. Константиново постепенно сделалось вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря: в 1545 г. монастырь выменял у Вотчичева на свою деревню Колязиново в селе Константинове «выть земли в трех полях по пяти чети»; в том же 1545 г. монастырь купил у Некрасовых двор отца их… пашни к двору в поле, луга и селищи с лесом и всеми угодьями; в 1549 г. у Чернцова куплен «жребий» - двор и усадьба; в 1562 г. царь Иван Васильевич пожаловал монастырю «треть Константиновского и три жеребья сельца Григорьева», вместо взятой им монастырской дер. Клестовой; в 1563 г. Мнуков «отдал в монастырь земли 15 четей в поле, сена 50 копен, с двором и огородом, с хоромами и всякими угодьями». Таким образом, село Константиново стало вотчиной Спасо-Евфимиева монастыря. В «Духовной» Вотчичева Константиново называется селом, следовательно, в XVI ст. здесь уже существовала церковь и был приход.

http://sobory.ru/article/?object=02033

Протоиерей Максим Козлов. Чем для нас ценен опыт реформ Католической Церкви? 7 мая 2009 г. 15:24 Портал Патриархия.ru публикует интервью протоиерея Максима Козлова , профессора Московской духовной академии , настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ , данное журналу «Нескучный сад» 5, 2009). II Ватиканский Собор Католической Церкви (1965-1965 гг.) привел к самым радикальным реформам в ее истории. Одной из главных задач было явить «открытую миру Церковь» путем «современного изложения религиозных истин». Одним из результатов упреки Церкви в том, что она стала слишком современной, обмирщенной. По мнению протоиерея Максима Козлова, главной ошибкой была иллюзия, что общество в большинстве своем готово жить по-христиански. В чем, по-Вашему, причины радикализма II Ватиканского собора? Нужно понять ситуацию, в которой находилась Католическая Церковь к началу 60-х годов XX века, и в целом ситуацию в мире. Это было время массового отхода людей и в Западной Европе, и, в определенной степени, в Америке, Северной и Латинской, от регулярного участия в церковной жизни. Это была эпоха начавшейся сексуальной революции, чрезвычайных симпатий значительной части общества, особенно молодежи, к леворадикальным идеям от просоветских до маоистских. Это именно с того времени Че Гевара стал восприниматься как некий символ жертвенности, едва ли не большей, чем христианская. Это было время настоящего духовного кризиса, храмы пустели, в этих условиях Католической Церкви надо было реагировать на то, что происходит, пытаться искать новые возможности диалога с обществом, с таким, каким оно тогда было, может быть, и ценой ошибок. II Ватиканский собор стал попыткой церковного ответа на секулярность мира, как когда-то Тридентский собор у католиков (1545-1563 гг., официально отвергший  протестантские догматы прим. ред. «Нескучного сада») стал ответом на лютеранскую реформацию. И сам этот шаг, потребовавший мужества и решительности, безусловно, можно приветствовать. Какие реформы II Ватиканского собора, на Ваш взгляд, можно назвать положительными?

http://patriarchia.ru/db/text/638670.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДИО [нем. Hedio] Каспар (1494, Этлинген, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия - 17.10.1552, Страсбург, ныне Страсбур, Франция), реформатор, церковный историк. Окончил лат. школу в Пфорцхайме; в 1513-1518 гг. учился в ун-те Фрайбурга, в 1518-1519 гг.- в ун-те Базеля. В 1518 г. познакомился с В. Ф. Капитоном и У. Цвингли , а также с трудами М. Лютера и стал сторонником реформирования Церкви. В 1520-1523 гг. по рекомендации Капитона, переехавшего в Страсбург, Г. был придворным проповедником и советником архиеп. Альберта Майнцского, но был вынужден оставить место из-за своих протестант. взглядов. В 1523 г. Г. поселился в Страсбурге и вместе с Капитоном и М. Буцером стал лидером местных протестантов; в 1524 г. женился. Принимал участие в религ. конференции в Марбурге (1529), в коллоквиумах в Вормсе (1540) и Регенсбурге (1541), а также был в числе протестант. богословов, подготовивших представление Аугсбургского исповедания на Тридентском Соборе (1545-1563) и выступивших против Аугсбургского интерима (1548). В 1542-1543 гг. вместе с Буцером и др. протестант. богословами Г. работал в Бонне по приглашению архиеп. Германа фон Вида над созданием нового церковного регламента для его земель. Основными сферами интересов Г. стали наука и образование. В 1538 г. он основал в Страсбурге школу, где преподавал НЗ, историю Церкви и патрологию, в 1544 г.- коллегиум Вильгельмитанум, богословскую школу-пансион. Особое внимание Г. уделял переводу, комментированию и публикации трудов святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста и блж. Августина Гиппонского, сочинений по истории древней Церкви Егесиппа , Евсевия Кесарийского и Созомена , а также авторов XV в. Иоганна Куспиниана, писавшего об истории Рима и о рим. императорах, и Платина (итал. Бартоломео де Сакки), составившего историю Римских пап. Изд.: Chronica der altenn christiche Kirche aus Eusebio, Ruffino, Sozomeno, Theodoreto, Tertulliano, Justino, Cypriano und Plinio. [Straßburg, 1530]; Synopsis historica rerum gestarum ab anno 1504 ... ad presentem qui est 1538. Basileae, 1538; Chronica der alten chrictlichen Kirhen: Historia ecclesiastica Eusebii Pamphili Caesariensis XI Bücher... Sozomeni, Socratis und Theodoreti. [Strassburg], 1545. Рубрики: Ключевые слова: ГАРНАК Адольф фон (1851 - 1930), немецкий протестант. церковный историк и богослов либерального направления АДАМ БРЕМЕНСКИЙ († 1-я пол. 80-х гг. XI в.), каноник кафедр. собора в Бремене (с 1066 или 1067), преподаватель, историограф, географ

http://pravenc.ru/text/161887.html

Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий Образ брачного пира в евангельских притчах. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий Совершителями чинопоследования таинства Б. являются епископ или пресвитер. Вступая в Б., жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христ. воспитание детей. О священническом благословении Б. в древней Церкви свидетельствуют свт. Василий Великий ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 7), свт. Григорий Богослов ( Greg. Nazianz. Or. 40), свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Gen. 49; 54), сщмч. Мефодий Патарский ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 1. 4) и др. отцы Церкви. В католич. Церкви учение о седмеричном числе таинств, в к-рое входит Б. (CIC 1055), было принято Тридентским Собором (1545-1563), ссылавшимся на постановления II Лионского (1274) и Флорентийского (1439) Соборов. В лат. обряде служителями таинства Б. считаются сами брачующиеся, священник же или диакон выступают в роли «ассистирующих» (CIC 1108 et al.; ср.: ККЦ 1623, 1630). Если не будет священника, то «ассистировать» может мирянин, делегированный епископом (CIC 1112). В особых случаях (при угрозе смерти) Б. может быть совершен лишь при свидетелях, такой Б. считается действительным (CIC 1116). Б. признается таинством и в нехалкидонских Восточных Церквах. В протестант. церквах имеет место церковное благословение Б., совершаемое как обряд браковенчания, но таинством оно не признается. Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей жизни, Церковь никогда не относилась к Б. пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижали брачные отношения. 51-е Апостольское прав. гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака...

http://pravenc.ru/text/153321.html

В окт. того же года Червини был дарован титул кардинала-пресвитера римской ц. Санта-Кроче-ин-Джерузалемме. В февр. 1544 г. он был переведен на епископскую кафедру Губбио (Умбрия), в 1546 г. стал членом Конгрегации инквизиции. Будучи кардиналом, Червини покровительствовал занятиям гуманистов (подробнее см.: Mouren R. La lecture assidue des classiques: Marcello Cervini et Piero Vettori//Humanisme et Église en Italie et en France méridionale (XVe siècle - milieu du XVIe siècle)/Éd. P. Gilli. R., 2004. P. 433-463). Червини сыграл важную роль в организации переговоров имп. Карла V и папы Римского Павла III в Лукке (12-18 сент. 1541), а также провел встречу с представителями французского короля и императора в Болонье (осень 1541). Он отказался поддержать проект по передаче Миланского герцогства внуку папы Павла III Оттавио Фарнезе, сеньору Камерино, и попытался отговорить понтифика от этого плана, грозившего ухудшением отношений с императором. Это стало причиной конфликта с кард. А. Фарнезе, однако Павел III сохранил свое расположение к Червини. После объявления буллой от 22 мая 1542 г. о созыве Тридентского Собора (1545-1563) и подписания мирного договора в Крепи (18 сент. 1544) между Франциском I и Карлом V осенью 1544 г. папа Римский Павел III назначил кардиналов М. Червини, Реджиналда Пола и Джованни Марию Чокки дель Монте (папа Римский Юлий III в 1550-1555), активных сторонников реформы католич. Церкви, легатами на Собор; они должны были руководить его работой. Червини принял активное участие в обсуждении догматических документов, принятых Собором в 1546-1547 гг.: о статусе Свящ. Писания и Свящ. Предания, о библейском каноне и признаваемых католич. Церковью переводах Библии (декрет от 8 апр. 1546), о католическом понимании первородного греха (декрет от 17 июня 1546), о равнозначной роли благодати и веры в деле спасения, источником к-рого является искупительная Жертва Христа (т. о. отвергался тезис Мартина Лютера об оправдании только верой) (декрет от 13 янв. 1547). Практически в редакции Червини (с минимальной правкой) был принят декрет о таинствах (3 марта 1547); Собор подтвердил католич.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010