Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОКС [англ. Cox] Ричард (ок. 1500, Уаддон, совр. графство Бакингемшир, Англия - 22.07.1581, Или, совр. графство Кембриджшир, там же), англ. церковный деятель, еп. Или. Начальное образование получил в бенедиктинском приорате Снелшалл, расположенном неподалеку от Уаддона, затем учился в Итонском колледже. В 1519 г. поступил в Кингс-колледж Кембриджского ун-та, где в 1523 или 1524 г. получил степень бакалавра искусств. В 1525 г. лорд-канцлер кард. Томас Уолси пригласил его присоединиться к недавно созданному в Оксфорде Кардинал-колледжу (с 1546 - Крайст-Черч-колледж). В отличие от др. кембриджских богословов (в т. ч. Т. Кранмера ) К. принял предложение в дек. 1525 г. В 1526 г. получил степень магистра искусств. Он покинул Оксфорд в 1528 г., возможно из-за своих лютеран. взглядов. В том же году К. возглавил Итонский колледж, к-рым руководил до 1534 г. В 1535 г. получил в Кембридже степень бакалавра богословия, а в 1537 г.- д-ра богословия. К. активно участвовал в церковной жизни Англии после разрыва с Римом в 1-й пол. 30-х гг. XVI в. По протекции архиеп. Кентерберийского Т. Кранмера он стал капелланом короля, самого Кранмера и Томаса Гудрича, еп. Или. В 1537 г. К. был в числе подписавших т. н. Книгу епископов, а в 1540 г. вошел в комиссию по составлению «Королевской книги». Ответы К. на вопросы о таинствах и о власти в Церкви показывают, с одной стороны, его склонность к лютеранству, а с другой - желание следовать «королевскому учению» (в это время Генрих VIII во мн. вопросах вернулся к католич. доктрине). В том же году К. вошел в комиссию, принявшую решение об аннулировании брака короля с Анной Клевской, и был назначен архидиаконом Или (в 1544 получил 1-ю пребенду собора г. Или). В нач. 40-х гг. XVI в. К. был наиболее вероятным кандидатом на епископскую кафедру Саутуэлла, которую предполагал создать король, но она так и не была учреждена. В 1542 г. К. входил в комиссию, назначенную конвокацией для офиц. перевода Библии (К. должен был работать над ВЗ), однако этот проект не был реализован. В 1543-1544 гг. К. было поручено расследование «заговора пребендариев», участники которого пытались обвинить Кранмера в ереси и добиться его отстранения от должности. После успешного завершения этого дела архиепископ Кентерберийский назначил К. своим канцлером. В 1544 г. К. стал ректором приходской церкви в Харроу в Мидлсексе (ныне в черте Б. Лондона) и деканом собора в Озни. В 1546-1547 гг. оба этих владения были переданы оксфордскому Крайст-Черч-колледжу, президентом которого в 1546-1553 гг. также был К. (патронат над Харроу в 1547 перешел Э. Норту).

http://pravenc.ru/text/Кокс.html

Тертуллиан (Опыт литературной характеристики) 1534 Тертуллиан был сыном карфагенского сотника. Его родина вполне восприняла римскую культуру с ее реализмом, здравым государственным смыслом, практичностью, энергией, чувственностью и роскошью. Но суровый и воинственный пунический характер жителей Северной Африки сообщил этим чертам еще более резкое выражение. Тертуллиан был вполне сыном своей страны. Несмотря на свое плебейское происхождение, Тертуллиан получил блестящее светское образование. В своих сочинениях он обнаруживает близкое и обстоятельное знакомство с историей, археологией, медициной, особенно римским правом, философией и поэтами. Но философии он не любил, считая ее матерью всех ересей 1535 . Особенно не терпел он идеалистических греческих спекуляций. Он порицал Платона за его идеализм, Аристотеля за диалектику, которой можно пользоваться для какой угодно цели 1536 , демонион Сократа считал злым демоном, но о Сенеке говорил снисходительнее и в своих воззрениях подчинялся влиянию стоицизма 1537 . Несмотря на свое блестящее образование, Тергуллиан не был, однако, ученым. Он менее всего был в состоянии руководствоваться соображениями рассудка, и вовсе не теоретические убеждения привели его в лоно Церкви. Воображение его было поражено стойким мужеством христианских мучеников 1538 и свидетельством демонов об истине христианства 1539 . Он не был также и поэтом. Ему недоставало той спокойной созерцательности и чувства родства с природой, которые так сильно склоняют поэтов к пантеизму. Чтение Гомера доставляло ему мало удовольствия 1540 . Симпатические чувства были слабо развиты в нем. Он не имел, по-видимому, сердечных привязанностей, или, по крайней мере, они были так немногочисленны и слабы, что от них не осталось следов в его сочинениях. Ненависть и суровость были ему знакомее, чем нежность и ласка. Он говорил о горчайшем удовольствии иметь детей 1541 и полагал, что ни один разумный человек не стал бы заботиться об их воспитании, если бы гражданские законы не вынуждали его взять на себя это тяжкое бремя 1542 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В Париже Л. и Сальмерон вступили в коллеж св. Варвары, к к-рому принадлежал и Лойола, приобретший к тому времени известность как проповедник аскезы: он призывал всех к самоотречению и подражанию Христу, чтобы освободиться от мирских забот и спасать души людей. Вскоре и Л. и Сальмерон вошли в сформировавшийся вокруг него кружок единомышленников. Утром 15 авг. 1534 г., в праздник Вознесения Девы Марии, вместе с Лойолой, Сальмероном, Франциском Ксаверием и др. Л. отправился в капеллу мучеников на холме Монмартр, где во время причастия они дали обеты бедности (нестяжания), целомудрия и паломничества (считается, что в этот день был основан орден иезуитов). В нояб. 1536 г. Л. и др. буд. члены Об-ва Иисуса отправились в Венецию (откуда планировалось отплыть с миссионерскими целями на Св. землю); в нач. янв. 1537 г. они встретились там с прибывшим из Испании Лойолой. Зимой члены парижского кружка Лойолы работали в городских больницах как санитары и священники (Л. вместе с Пьером Фавром и Ксаверием трудился в госпитале Св. Духа для неизлечимых больных). 16 марта 1537 г. Лойола и 12 его учеников без денег и припасов, рассчитывая кормиться подаянием, покинули Венецию и отправились в Рим, чтобы получить папское разрешение на путешествие в Палестину и проповедь на Св. земле. 3 апр., в пасхальный вторник, папа Римский Павел III принял их в замке Св. Ангела. Проверив их знания, понтифик разрешил им принять рукоположение и совершить паломничество. По возвращении в Венецию, когда стало понятно, что из-за войны с турками плавание по Средиземному м. невозможно, Винченцо Нигузанти, еп. Арбе (ныне Раб, Хорватия), совершил пресвитерское рукоположение Л. и др. буд. членов ордена иезуитов (24 июня 1537), а папский легат кард. Джироламо Вералло разрешил им служить во всех городах Венецианской республики. Лойола, Фавр, Ксаверий, Сальмерон и Л. поселились в заброшенном монастыре Сан-Пьетро-ин-Вивароло близ Виченцы; они проводили время в молитвах и медитации, проповедовали и кормились подаянием. В нояб. 1537 г. Л. вернулся в Рим, где начал преподавать богословие в ун-те Сапиенца. Вместе с др. последователями Лойолы он проповедовал в рим. церквах, принимал исповедь и давал желающим духовные советы, стремясь привлечь новых сторонников. Весной-летом 1539 г. Л. участвовал в обсуждениях первоначального проекта устава Об-ва Иисуса, целью к-рого было служение Богу и католич. Церкви проповедью и совершением добрых дел, и основных принципов его организации. В июне 1539 г. Л. и Фавр отправились в Парму для проповеди и привлечения новых членов ордена; в 1540 г. Л. продолжил эту деятельность в Пьяченце. В нач. 1541 г. вместе с др. иезуитами вернулся в Рим, чтобы принять участие в обсуждении орденских конституций (завершено к апр. 1541) и в выборах генерального настоятеля, которым стал Лойола. 24 апр. 1541 г. Л. принес торжественные обеты. В 1542-1546 гг. он вел проповедническую деятельность в Венеции, Падуе, Брешиа и др. итал. городах.

http://pravenc.ru/text/2462553.html

В исследовательской литературе сформировались 2 основных представления об исторических и доктринальных границах К. В соответствии с 1-м пониманием природы К., характерным для науки XIX - нач. XX в., «квиетизмом» в широком смысле может быть названо любое религиозное или философское учение, которое стремится «упразднить моральное усилие человека» ( Pourrat. 1937. Col. 1537). Метафизическое понимание К. в качестве «отрицания необходимости индивидуальной деятельности» и «желания раствориться в Боге» ( Paquier. 1910. P. 9) позволяет выявлять присущие ему элементы в исторически не связанных или слабо связанных друг с другом духовных традициях. В рамках такого представления европ. К. XVII в. в западном христианстве оказывается лишь одной из кульминаций изначально заложенной в любой мистике тенденции к снятию индивидуального во всеобщем, конкретного в абстрактном. Выделяя в истории идей учения, к-рые в той или иной степени могут быть поняты как К. в широком смысле, католич. исследователь религ. мистики П. Пурра (1871-1957) относил к ним инд. брахманизм и буддизм , некоторые направления древнегреч. философии, в частности стоицизм , представителями к-рого было впервые разработано учение о бесстрастии (πθεια) как о моральном идеале для человека, и неоплатонизм , в рамках к-рого было развито учение о возвышении человека к абсолюту и слиянии с ним, оказавшее значительное воздействие на всю последующую мистику, в т. ч. христианскую ( Pourrat. 1937. Col. 1538-1542). По мнению Пурра, идеи, близкие ко взглядам квиетистов XVII в., были характерны для многих мистико-аскетических течений внутри христианства, причем как ортодоксальных (см. статьи Исихазм , Молитва , Молитва Иисусова ), так и гетеродоксальных (эвфемиты, мессалиане , свободного духа братья , бегинки и бегарды, последователи Иоанна Экхарта и Иоганна Таулера , и т. п.) ( Pourrat. 1937. Col. 1542-1552; ср.: Knox. 1950. P. 239-241). Хотя проведение параллелей между К. XVII в. и близкими к нему духовными явлениями разных эпох позволяет увидеть богословие этого религ. течения в новом свете, недостатком подобного подхода является неизбежное сглаживание и искажение его индивидуальных особенностей.

http://pravenc.ru/text/1684047.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ (СКРИПИЦЫН) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иоасаф. Икона ок. 1949 г., Рака мощей свт. Иоасафа, Сергиев Посад. С сайта pravicon.com Иоасаф (Скрипицын) (+ 1555 ), митрополит б. Московский и всея России (1539 - 1542), святитель Память 27 июля , в Соборе Московских святителей и в Соборах Московских и Радонежских святых Происходил из дворянского рода Скрипицыных, его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Известно предположение, что это бывший священник Георгий Скрипица из Ростова, который писал возражения на решения Собора 1503 года о вдовом духовенстве. Троицкий игумен Пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре . С 1529 г. - игумен Троице-Сергиевой Лавры . Спустя год после посвящения его в настоятели в Троице-Сергиевом монастыре было совершено крещение сына Великого князя Василия, Иоанна , будущего первого Русского царя, " священнодействием настоятеля обители тоя, игуменом Иоасафом мужем добродетелным, иже последи бысть Митрополит всея Русии " . В 1537 году Троицкий игумен Иоасаф обратился с просьбой к Великому князю о запрете торга у Киржачского монастыря , так как " ...под... манастырем у Пречистой на Киржачи… на манастырской земле, торгуют в год на три празники, а съез-жаютца торговати многие люди, а торгуют всяким товаром " . В связи с возникавшими при этом нестроениями торг при Киржачском монастыре был отменен. Митрополит Московский 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита . В " Актах Археографической экспедиции " опубликован довольно подробный Чин поставления Митрополита Иоасафа. Возглавивший интронизацию Новгородский владыка святитель Макарий дал при этом " повольную " грамоту митрополиту Иоасафу. Уже в первые три воскресенья марта митрополит Иоасаф поставил трех новых иерархов: Ростовского архиепископа Досифея (1539–1542), бывшего до этого игуменом Кирилло-Белозерского монастыря (1533–1539); настоятеля Ферапонтова монастыря игумена Ферапонта (1530–1539) возвел во епископа Суздальского (1539–1543); наконец, 16 марта посвятил Смоленского епископа Гурия (Заболоцкого) (1535–1555). Он также поставил в диаконы, затем в священники и возведение в настоятели Симонова монастыря " Исака Собаку " , который ранее, при митрополите Данииле, был осужден на Соборе вместе с преподобным Максимом Греком. Перед этим святитель Иоасаф писал к бывшему митрополиту Даниилу, находившемуся на покое в Волоколамском монастыре: " Отпиши де мне, что Исакова ересь " . Заинтересованное отношение Иоасафа к судьбе Исаака Собаки объясняется, по всей видимости, библиофильскими наклонностями. Личность Исаака Собаки более всего привлекала его как непревзойденного мастера книгописного дела.

http://drevo-info.ru/articles/13392.html

Прилуки. Спасо-Прилуцкий мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Спасский собор и его колокольня расположены в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. Спасский собор возведен по типу московских. Это двухэтажный храм кубической формы, четырехстолпный, трехапсидный. Собор увенчан пятью шлемовидными главами, расположенными на круглых барабанах. У основания глав, на барабанах, – карниз, украшенный орнаментальной прорезью. Первый этаж со сводчатым перекрытием, крестовидные своды верхнего храма поддерживаются четырьмя пилястрами, карнизы пилястр поддерживают три полукруглые закомары. Западная паперть пристроена к собору до XVII века. Северная и южная паперти пристроены позднее, между 1654–1672 годами. Крыльцо западной паперти устроено из двух каменных кувшинообразных столпов и двух полустолпов. Столпы поддерживают по две арки, висящие с каждой стороны. Сопряжение арки заканчивается гирькой. Западная сторона крыльца имеет фронтон, карниз которого между осями столпов вырезан. На гладкой стороне фронтонов выписана фреска. Собор доминирует среди окружающих его строений и выделяется своим величавым обликом. Монументальный кубический объем его, поставленный на высокий подклет, выглядит еще более внушительным. С трех сторон собор окружен галереей, а с восточной стороны к нему примыкают три массивных апсиды. Венчают здание пять широко расставленных мощных глав, придающих большую устойчивость его облику. Каждая стена храма разделена широкими плоскими лопатками на три прясла. Над стенами возвышаются два яруса крупных полуциркульных закомар с небольшим килем посредине. В архитектуре собора Спасо-Прилуцкого монастыря ощутимо влияние столицы, но в отличие от московских церквей храм исполнен той подчеркнутой скромности, которая присуща северному зодчеству. Декоративное решение фасадов чрезвычайно лаконично. Небольшим разнообразием отличается убранство барабанов, состоящее из поясков бегунца, нишек, арочек и поребрика. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы.

http://sobory.ru/article/?object=05128

А.А. Половцов Курлятев, Дмитрий Иванович Курлятев, князь Дмитрий Иванович, боярин, ум. после 1563 г. В 1526 г. присутствовал на свадьбе вел. кн. Василия Ивановича с Еленой Глинской; в 1532 г. был одним из приставов при казанском царе Шигалее в Нижнем Новгороде, в 1533 г. – воеводой на Рязани «с городом» при наместнике кн. Мих. Бор. Туренине, затем на Мещере при кн. Ив. Ив. Турунтае-Пронском. Кн. Курлятев был, по-видимому, близок к великому князю Василию Ивановичу: во время предсмертной болезни великого князя, постигшей его в 1533 г., когда он охотился в окрестностях Волока-Ламского, в числе сопровождавших его находился и кн. Курлятев; при переезде из Волока в Иосифов монастырь в санях с больным великим князем сидели кн. Курлятев и кн. Дм. Фед. Палецкий; они помогали больному во время пути переворачиваться с одной стороны на другую – сам он не мог уже двигаться, а приехав в монастырь, взяли его под руки и повели в церковь . При возвращении из Иосифова монастыря в Москву кн. Курлятев и кн. Палецкий опять сидели в одних санях с великим князем. В 1535 г. кн. Д. И. Курлятев был воеводой сторожевого полка при походе из Стародуба в Литву. В том же году был в числе воевод, посланных правительницей Еленой Глинской с московскими войсками против кн. Андрея Старицкого, который, под предлогом болезни, неоднократно отказывался ехать по ее вызову в Москву, а затем направился из своего удела к Новгороду. Московские воеводы настигли кн. Старицкого в Тюхоли, но дело до сражения не дошло – кн. Старицкий покорился. В 1537 и 1539 г. кн. Курлятев был воеводой правой руки на Коломне, в 1538 г. – воеводой правой руки в судовой рати в Казанском походе, в 1542 г. воеводой в Серпухове. В 1543 г. участвовал в том заседании Боярской думы, когда, в присутствии вел. кн. Ивана Васильевича и митрополита, любимец великого князя Воронцов был схвачен боярами и едва но убит ими. В 1548 г. был в передовом полку на Коломне с кн. Влад. Андр. Старицким, в 1549 г. воеводой правой руки в Нижнем Новгороде; в том же году пожалован в бояре.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от губернского города Вологды, на левом берегу реки того же имени; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор ВОЛОГОДСКОЙ Семинарии. – Он основан во второй половине XIV века Преподобным Димитрием Прилуцким, с пособием В. К. Димитрия Донского. Обитель эта, находясь прежде в области Новгородской, подпала в конце XIV в. разорению от воевод московского Великого Князя Василия Димитриевича, посланных с войском против новгородцев. В 1613 году разграблена она литовцами; при чем более 200 монашествующих погибло; потом, в 1615, опять разорена и сожжена, вместе с Вологдой, войсками пана Голеневского и казацкого атамана Баловня. – Ныне здесь 6 церквей, из коих 1) соб. двухэтажная; в ней престолы: вверху Происхождения Честных Древ, с двумя приделами мучеников Платона и Романа и кн. Александра Невского, а внизу Преподобного Димитрия Прилуцкого, которого и мощи здесь почивают. Тут же находится и Чудотворный образ этого Святого, сопутствовавший Великому Князю Иоанну III в первый его поход на Казань, и по украшению богатым окладом, возвращенный в обитель 3 июня 1503 года. Собор этот построен первоначально деревянный Преподобным Димитрием, во имя Спаса; потом заложен каменный в 1537 году и совершен 1542. От случившегося в 1811 году пожара собор этот почти весь выгорел, а икона св. Димитрия Прилуцкого, написанная в начале XV века Преп. Дионисием Глушицким, чудесно сохранилась. Впрочем в соборе находятся и другие также древние иконы XIV, XV и XVI веков. Здесь же почивают мощи св. князя Иоанна, внука В. К. Василия III Темного, и погребен брат этого святого, князь Димитрий, страдавший здесь вместе с ним в заточении 2) Обновления храма Воскресения Христова, теплая. 3) Введения Богородицы, с трапезою. 4) Всех Святых, больничная. 5) Вознесения Господня, над св. вратами. 6) Алексия человека Божия, под колокольней. – Из Вологодского собора бывает ежегодно сюда, в обитель, крестный ход 3 июня, в память возвращения в 1503 году иконы св. Димитрия. Каменные стены вокруг монастыря, с башнями, построены в 1656 году. – Архимандрия здесь учреждена в 1651 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Девай Матфей Биро, один из наиболее выдающихся венгерских реформаторов, род. в деревне Дева, в Трансильвании, в конце XV, или начале XVI в., и умер, вероятно, в Дебредзине, около 1547 г. В 1523 г. он учился в Краковском университете, где венгры из Трансильвании и Тейсской долины составляли особую нацию. В 1527 г. он сделался римско-католическим священником на своей родине, но в 1529 г. отправился в Виттенберг, где пробыл в течение полутора лет в доме Лютера. По возвращении домой, он стал проповедовать новое учение, сначала в Офене, затем в Кашау, и издал два памфлета De sanctorum dormitione (Об успении святых), направленных против почитания святых, а также более систематическое изложение богословия реформатов – в 52 положениях; эти два памфлета, однако, обращались только в рукописных списках, потому что в Венгрии дотоле не было печатного станка. По настоянию епископа Фомы Шалахази, он был арестован и содержался в тюрьме, сначала в Ликале, затем в Пресбурге и, наконец, в Вене. Однако вскоре был освобожден; но когда, немедленно вскоре после своего освобождения, он снова принялся за свое прежнее дело в качестве проповедника нового учения, то был арестован опять, и содержался в тюрьме почти три года (1532–1534). Освобожденный во второй раз, он поселился в Сарворе, в графстве Ваш, под покровительством графа Надасди, могущественного венгерского магната, который держал сторону реформации. В 1537 г. он опять посетил Виттенберг и оттуда отправился в Базель, где издал свое Disputatio и проч., опровержение Censurae и проч., которое Грегор Шегеди, провинциал францисканцев в Венгрии и член Сорбонны, написал против его 52 положений. По возвращении в Сарвар, он устроил там печатню, и издал свою Orthographia Ungarica, – первую, напечатанную в Венгрии, книгу и содержащую грамматику венгерского языка, а также извлечение из малого катехизиса Лютера, написанное по-венгерски. Вполне понимая, какого рода оружием реформация вернее всего может одержать победу в борьбе, он был, также, ревностным учителем в школе, которую основал в Сарваре другой венгерский реформатор, Иоанн Сильвестр. Но этой просветительной деятельности положен был внезапно конец нашествием турок, в 1540 г. Д. бежал в Швейцарию, и возвратился лишь в 1542 г. В Швейцарии он познакомился с воззрениями Цвингли на евхаристию, и принял их, и открыто проповедовал, к неудовольствию и смущенно Лютера и виттенбергских реформаторов. В один из последних годов своей жизни он издал «Руководство для употребления при религиозном преподавании в школах». Руководство было написано на венгерском языке и, вероятно, напечатано в Кракове. Он был также автором весьма популярного гимна, в котором излагаются основные начала протестантской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГЕНХАГЕН [нем. Bugenhagen] Иоганн (24.06.1485, Воллин, Померания (совр. Волин, Польша) - 20.04.1558, Виттенберг), нем. теолог, один из основателей лютеран. Церкви в Сев. Германии и Дании. Сын члена городского совета, Б. в 1502-1504 гг. учился в ун-те Грайфсвальда, стал ректором городской школы в Трептове (ныне Тшебятув, Польша), в 1509 г. принял сан священника и стал викарием в коллегии каноников трептовской ц. св. Марии. В 1517 г. Б. начал преподавать Свящ. Писание и патристику в монастырской школе в Бельбуке. Он интенсивно занимался самообразованием, экзегетикой, изучением трудов гуманистов. По заказу объединителя померанских земель герц. Богуслава X написал первую историю Померании (1518). Знакомство с сочинениями М. Лютера , особенно с его трудом «О Вавилонском пленении Церкви», стало началом нового этапа в жизни Б. В 1521 г. он отправился продолжать свое образование в Виттенбергском ун-те, завоевал доверие Лютера (позже Б. стал его духовником) и дружбу Ф. Меланхтона и в 1523 г. при их поддержке был избран городским пастором Виттенберга. После этого Б. женился и с 1533 г. стал преподавать в Виттенбергском ун-те, не оставляя обязанностей пастора. Б. постоянно занимался экзегетикой, в т. ч. составлением комментариев на Псалтирь, книги пророков и апостольские Послания, стал одним из ближайших сотрудников Лютера при редактировании перевода Библии на нем. язык. Сам Б. переложил лютеровскую Библию на нижненем. диалект (Det Nye Testament. [Wittenberg], 1525; Biblia, das ist die gantze hilige Schrift. Lübeck, 1533). Свою главную роль в Реформации Б. сыграл как видный организатор, участник строительства лютеран. Церкви и школы в различных землях и городах. В 1528 г. он разработал новую церковную организацию для Брауншвайга, в 1529 г.- для Гамбурга, в 1530-1532 гг.- для Любека, в 1534-1535 гг.- для Померании, в 1537-1539 гг. (по приглашению кор. Кристиана III) - для Дании. В 1528-1542 гг.

http://pravenc.ru/text/153543.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010