Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство КАНТАТА в западноевроп. музыке с XVII в. жанровое обозначение, относящееся к многочастным вокально-инструментальным сочинениям разного типа КАРАВАДЖО (1571-1610), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в. КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КАРАС Симон (1903-1999), греч. музыковед, исследователь визант. и поствизант. церковной и народной музыки Алексей Николаевич (1854-1914), регент, преподаватель, автор методических пособий по церковному пению КАРБЕЛАШВИЛИ груз. семья, представители к-рой в кон. XVIII - 1-й трети XX в. были известными священнослужителями и певчими, пятеро из них прославлены в лике святых КАРП (I в.), ап. от 70 (пам. 26 мая, 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 26 мая и 30 июня; пам. зап. 13 окт.) КАРПОВ Михаил Васильевич (1872-1962), регент, учитель пения, хормейстер, автор духовно-муз. сочинений и переложений КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН (XIV-XVI вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (1869-1944), регент, композитор, преподаватель, автор работ по церковному пению КАФЕДРА АПОСТОЛА ПЕТРА одно из наименований Папского престола; праздник в календаре Римско-католической Церкви; реликвия, которая хранится в базилике св. Петра в Риме КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЕРАМИКА изделия из обожженной глины (в т. ч. в смеси с др. веществами) прикладного или декоративного назначения; одно из древнейших умений, распространенное в связи с доступностью материала и технологий обработки

http://pravenc.ru/rubrics/123062_39.html

1500-1553) и Томас Луис де Виктория (1548-1611) - 2 из «трех китов» испан. полифонии «золотого века» (3-м считается Франсиско Герреро, 1528-1599). С 1504 г. И. принадлежал Неаполь, что также усиливало культурные связи этих стран. С 1553 г. в Неаполе жил знаменитый гамбист и автор «Трактата о глосах» (Trattado de Glosas) Диего Ортис (ок. 1510 - ок. 1570). Итальянская музыка звучала в испанских храмах значительно реже франко-фламандской, но, напр., имя Дж. П. да Палестрины было известно в И. III. Стилевые особенности. Контакты с Нидерландами и Италией обусловили расцвет во 2-й пол. XVI в. испан. композиторской школы, который проявился прежде всего в области духовной музыки. Отличительной чертой испан. музыки эпохи Ренессанса является абсолютное преобладание духовной тематики и литургических жанров. Такие авторы, как Фернандо де лас Инфантас (1534 - ок. 1610) и Виктория, не писали светских сочинений. Пример 1. «Sacris solemniis» modo hispano Пример 1. «Sacris solemniis» modo hispano Будучи воспитанными на наследии нидерланд. школы, испан. композиторы тем не менее нашли свой оригинальный путь. Хотя связи с ренессансной нидерландской полифонией были очень сильны (типичный облик испанских полифонических композиций - лапидарные темы, написанные в церковных ладах, которые подвергаются имитационному развитию), испанцы сознательно отказались от изощренных полифонических техник своих учителей. Стремление к ясности произносимого текста привело к сочетанию относительной простоты и строгости фактуры с глубокой экспрессией в выражении религ. чувств, и в этом прослеживается связь музыки с испан. мистицизмом в лит-ре и живописи XVI в. Церковная музыка И. XVII в. унаследовала основные особенности стиля XVI в., в большинстве духовных произведений сохранялась приверженность полифоническим техникам эпохи Ренессанса. При этом и в исполнительской практике, и в композиционной технике, в частности в фактуре сочинений, появились новые черты, к-рые стали следствием наступавшей эпохи барокко: концертирование, basso continuo (см.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

После уничтожения монастыря мощи прп. Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 году были переданы в тверской храм во имя Св. Троицы ( " Белая Троица " ). На монастырских островах, оставшихся после затопления территории, группой подвижников была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения монастыря, туда совершаются поездки, там проводятся молебны. В Калязине был отреставрирован храм Вознесения Господня, в 2008 году с территории бывшего городского кладбища был перенесен стадион, располагавшийся там в советское время. Около храма в 2009 году был установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому. В 2012 году решением епархиального совета по ходатайству благочинного Кимрского окр. прот. Евгения Морковкина и настоятеля калязинского Введенского храма прот. Леонида Береснева мощи прп. Макария по Волге крестным ходом были доставлены в Калязин для положения в Вознесенский храм. В 2012 и 2014 годах в городе прошли Макариевские Калязинские чтения, посвященные истории монастыря. Настоятели прп. Макарий Калязинский (ок. 1444 - 17 марта 1483) Пафнутий (ок. 1485) Пахомий (haч. XVI в.) Венедикт (нач. XVI в.) Паисий (1511) Серапион (1515) Иоасаф (1517 - 1522) Евфимий (1523 - 1527) Пимен (1530 - 1534) Тихон (1535 - 1541) Иона (1541- 1545) Иннокентий (1545 - 1551) Гурий (1554 - 1555) Кассиан (1555) Лаврентий (1559 - 1563) Вассиан (1566 -1567) Корнилий (1569 - 1570) Феодорит (1571 - 1573) Филипп (1574 - 1575) Игнатий (1579 - 1580) Боголеп (1581 - 1588) Иоасаф (1591 - 1598) Левкий (1598 - 1610), убит Феодосий (1610 - 1622)  Евфимий (1625) Антоний (1630 - 2 августа 1633) Иона (1633 - 1638) Феодосий (Волоцкий) (декабрь 1638 - 1640) Иларион (1640 - 9 января 1643), уволен на покой в Соловки Иоанн (1643 - 1649) Варлаам (1649 - 1652) Сергий (1652 - 1668) Сергий II (1668 - 1673) Никандр (1673 - 1676) Гавриил (1676 -1681) Евфимий (Рылков) (1681 - 28 марта 1686) Иов (1686 - 1695) Исаия (1695 - 1709) Митрофан (1709 - 1711) Иоасаф Дранник (1712 - упом. 1714) Глеб (1716 - 1719) Трифиллий (Поморцев) (1719 - 1723) Рафаил (Заборовский)  (1723 - 1725) Иоасаф (Маевский) (июнь 1726 - март 1731) Иосиф (Веденский) (1731 - ноябрь 1738) Гавриил (Быков) (1738 - июнь 1740), казнен Серапион (Лятошевич)  (3 февраля 1741 - 30 марта 1745) Иоанникий (Скабовский) (упом.

http://drevo-info.ru/articles/13680072.h...

Константин Великий (ок. 285–337) – рим. император с 306 Константинов Егор Константинович – историк Константинов Константин Иванович (1817, по другим данным 1819–1871) – рус. ученый в обл. артиллерии; генерал-лейтенант Констанций II (317–361) рим. император в 337–361 Конфуций (Кун-цзы; ок. 551–479 до н. э.) – др.-кит. мыслитель Конг-фу-тсеу – см. Конфуций Корнилий – рим. сотник Италийского полка, после явления ему ангела принявший крещение от апостола Петра Корнилий – один из первых по времени рус. расколоучителей Корреджо (наст. фамилия: Аллегри) Антонио (ок. 1489–1534) – итал. живописец Корш Евгений Федорович (псевд.: Челышевский Н.; 1811–1897) – рус. журналист, критик, переводчик Коссович Каэтан Андреевич (1815–1883) – санскритолог, переводчик древнеиндийских текстов Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – рус. общ. деятель, близкий к славянофилам Крез (595–546 до н. э.) – последний царь Лидии (с 560) Ктезий Книдский (ок. 400 до н. э.) – перс. историк Кузен Виктор (1792–1867) – фр. философ-идеалист, эклектик Кук Джеймс (1728–1779) – англ. мореплаватель Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – писатель, полит. деятель Кювье Жорж (1769–1832) – фр. зоолог Лазарь – брат Марфы и Марии, воскрешенный Иисусом Христом Лакордер Анри Доминик (1802–1861) – фр. проповедник Ламартин Альфонс (1790–1869) – фр. писатель и полит. деятель Лао-цзы (IV–III в. до н. э.) – автор трактата «Дао дэ цзин», основатель даосизма Лаперуз Жан Франсуа (1741–1788?) – фр. мореплаватель Лев Х (1475–1521) – рим. папа с 1513, поощрявший торговлю индульгенциями; в 1520 отлучил от Церкви М. Лютера Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – нем. философ-идеалист, математик, физик, языковед Леклерк Николай Габриель (1726–1798) – фр. врач и историк Лжедмитрий I (? – 1606) – рус. царь с 1605, самозванец (предположительно Отрепьев Г.) Лжедмитрий II («Тушинский вор»; ? – 1610) – самозванец неизвестного происхождения Лже-Нероны – самозванцы, трижды появлявшиеся после смерти в 68 г. рим. императора Клавдия Нерона Либерий – папа рим. в 352–366 гг., отпал от Церкви в арианство

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Однако неприязнь Патриарха Филарета к Типикону 1610 года была обусловлена не только его личными пристрастиями. При всей кажущейся консервативности подхода Логгина эта богослужебная книга была принципиально новым явлением. Уставов такого объема ранее не писали (средний объем рукописного Ока XVI века в три раза меньше, чем Ока 1610 года), а компилирование имело свои границы. Типикон 1610 года был не просто уникальным сводом уставных материалов, он должен был стать удобным практическим пособием. Он не очень похож на рукописные Типиконы XVI века, но сочетает в себе традиционный Типикон, к которому добавлено нечто вроде современных " Богослужебных указаний " , а также множество других материалов. Автором некоторых глав был, вероятно, сам Логгин. Отметим, что от предпечатной подготовки Ока 1610 года не сохранилось никаких корректурных рукописей или материалов. Вопрос об источниках этого первопечатного славянского устава остается открытым и ждет своего исследователя. Типикон 1610 года отразил живую русскую богослужебную практику начала XVII века. Кроме того, он стал своеобразным " слепком " богослужебно-литургического мировоззрения книжников и ревнителей того времени. Парадоксальным образом Логгин, а вместе с ним и " заказчик " книги Патриарх Гермоген предстают вовсе не как консерваторы, а как новаторы, создавшие принципиально новый тип богослужебной книги, который можно назвать " большим Типиконом " (согласно Алексею Дмитриевскому, тип монастырские и соборные Обиходники оказали значительно влияние на " большие Типиконы " [xxix] ). И консерватор Филарет восстал против этого новшества, впоследствии издав свой Типикон (М. 1633) [xxx] , который был перепечатан с " типового " рукописного Устава XVI века [xxxi] и имел вдвое меньший объем. Но Логгин не зря трудился, и труд его был использован последующими издателями. При Патриархе Иоасафе, в 1641 году, настало время очередного издания Типикона. И издатели, по словам Ивана Мансветова, сделали " поворот к уставу 1610 года " [xxxii] . Этот тип Устава был признан самым удобным в практическом использовании. Типикон 1610 года лег в основу Типикона 1641 года, которым до сих пор пользуются старообрядцы. Следует отметить, что этот Типикон в использовании много удобнее современного новообрядческого Типикона (прообразом которого послужило издание 1695 года) [xxxiii] .

http://e-vestnik.ru/history/knizhnaya_sp...

В ответных посланиях Лжедмитрий I уклонялся от определенных обещаний и высказываний на эту тему. 158 И тако злый убиенъ бысть и огнем сожженъ... – Лжедмитрий был убит 17 мая 1606 г. в ходе мятежа, поднятого против него Василием Шуйским; тело Самозванца после трехдневного надругательства над ним было сожжено в «аде», который он построил сам себе на потеху. Этот «ад» был «потешной» передвижной крепостью, которую Лжедмитрий хотел использовать в войне с татарами. 159 Царъствова же годищное время неполно... – Лжедмитрий царствовал с 21 июля 1605 г. по 17мая 1606 г. 160 ...боляринъ князъ Василей Иоаннович Шуйской и нареченъ быстъ царемъ... – Василий Иванович Шуйский был избран на царство 19 мая, а венчался на царство 25 мая 1606 г. 161 ...понеже мнози начаша называтися тм же царъскимъ именованиемъ... – Имеются в виду появившиеся после Лжедмитрия I многочисленные самозванцы: Лжедмитрий II (Тушинский вор), Лжедмитрий III (Матюшка), «царевич» Петр и др. 163 Патриарх Гермоген – Партриарх всея Руси Гермоген ( кир (греч.) – государь, господин ) родился около 1530 г. – умер 17 февраля 1612 г.; последние годы жизни (с конца 1610 г.) приобрел среди современников популярность главы («столпа») патриотического движения, хотя фактическим организатором его не являлся. Ставший патриархом при Василии Шуйском и преданно служивший царю до последнего часа его правления, Гермоген после свержения Шуйского первоначально выступил как сторонник русской кандидатуры на престол и даже установил молебны об избрании царя «от корене российского рода». Вынужденный под нажимом «Семибоярщины» признать кандидатуру польского королевича, настаивал на принятии Владиславом православия и добился включения в августовский договор 1610 г. обещания охраны православия. В конце 1610 г., после получения им тайных грамот от «Великого посольства» из-под Смоленска (посланных В. В. Голицыным и Филаретом 30 октября 1610 г.), в которых сообщалось о нарушении Сигизмундом III условий августовского договора и его собственных претензиях на русский престол, о возобновлении им осады Смоленской крепости и особенно после попытки 30 ноября 1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

403 ...тезоименитый гугнивому... – Имеется в виду Петр гугнивый – персонаж ряда древнерусских литературных произведений (в том числе «Повести временных лет»), в которых говорится об искажении веры в Риме. 404 ...гетманъ Сапга... – Ян-Петр-Павел Сапега (1569–1611), правитель ряда подвластных Литве земель и городов, двоюродный брат литовского канцлера Льва Сапеги, прибыл с семитысячным отрядом в августе 1608 г. в Тушино на помощь Лжедмитрию II, получил от того еще пятнадцать тысяч воинов, но скоро начал действовать самостоятельно; наряду с Лисовским – один из активнейших деятелей польско-литовской интервенции. 405 ...патриархе Ермогене... – Партриарх всея Руси Гермоген ( кир (греч.) – государь, господин ) родился около 1530 г. – умер 17 февраля 1612 г.; последние годы жизни (с конца 1610 г.) приобрел среди современников популярность главы («столпа») патриотического движения, хотя фактическим организатором его не являлся. Ставший патриархом при Василии Шуйском и преданно служивший царю до последнего часа его правления, Гермоген после свержения Шуйского первоначально выступил как сторонник русской кандидатуры на престол и даже установил молебны об избрании царя «от корене российского рода». Вынужденный под нажимом «Семибоярщины» признать кандидатуру польского королевича, настаивал на принятии Владиславом православия и добился включения в августовский договор 1610 г. обещания охраны православия. В конце 1610 г., после получения им тайных грамот от «Великого посольства» из-под Смоленска (посланных В. В. Голицыным и Филаретом 30 октября 1610 г.), в которых сообщалось о нарушении Сигизмундом III условий августовского договора и его собственных претензиях на русский престол, о возобновлении им осады Смоленской крепости и особенно после попытки 30 ноября 1610 г. членов боярского правительства склонить Гермогена к принятию присяги Сигизмунду, патриарх перешел к открытым действиям против оккупантов и всенародно выступил в Успенском кремлевском соборе с призывом «королю креста не целовать».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под натиском страшной силы второго Лжедмитрия Шуйский сначала заключил временное перемирие с Польшей в июле 1608 года, а затем обратился за военной помощью к Швеции, отказавшись взамен от своих прав на Ливонию. Договор был подписан в феврале 1609 года, и король Карл IX послал в Россию войско под предводительством Иакова Делагарди. Во главе объединенного войска встал царский племянник, молодой талантливый полководец М.В.Скопин-Шуйский. Выступив из Великого Новгорода, он подошел к Москве и разбил тушинцев, самозванец же успел бежать задолго до того. Отбросив Лжедмитрия II от Москвы, войско Скопина и Делагарди в марте 1610 года триумфально вошло в Москву. Однако договор России со шведами, находившихся в состоянии войны с Польшей, дал повод польскому королю Сигизмунду отклонить перемирие и начать войну с Россией. Уже в сентябре того же 1609 года войско гетмана Сапеги подошло к Смоленску, туда прибыл король Сигизмунд — и отправил в Москву и в Смоленск свои грамоты, где извещал, что идет навести порядок в России по просьбе самих москвитян ради сохранения православной веры. А тушинцев, уже брошенных самозванцем, призвал присоединиться к нему. В ответ в начале января 1610 года тушинцы предложили королю возвести на русский трон его малолетнего сына Владислава. И в феврале подписали под Смоленском договор о передачи русского престола королевичу Владиславу под условием принятия им православия. Конец тушинскому лагерю принес Скопин-Шуйский в марте 1610 года, но в апреле полководец внезапно умер. Народ счел виновным в его смерти самого царя Василия Шуйского, узревшего в популярном племяннике сильного политического конкурента. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой: Ох, ты гой еси, матушка моя родимая, Сколько я по пирам не езжал, А таков еще пьян не бывал: Съела меня кума крестовая, Дочь Малюты Скуратова. Полководца похоронили с высшими почестями — в Архангельском соборе. А брат царя Дмитрий Шуйский, тем же летом 1610 года «осрамился» в позорной битве у деревни Клушино, проиграв бой польскому гетману Жолкевскому — польский король Сигизмунд уже направил весной 1610 года войска Жолкевского и Сапеги окружить Москву, что они и сделали. После чего московским боярам очередное письмо с предложением возвести на русский престол королевича Владислава, который примет православную веру. Тем более, что после поражения русских под Клушином Лжедмитрий II воспользовался ситуацией и занял Коломенское.

http://pravoslavie.ru/arhiv/5307.htm

 См. московские издания «Ока церковного» 1610 года (л. 396), 1633 года (л. 256 об.) и 1641 года (л. 259 об.).  «Око…» 1610 г.: л. 402 об.; 1633 г.: л. 259 об.; 1641 г.: л. 264 об.  «Око…» 1610 г.: л. 79 об.; 1633 г.: 43–43 об.; 1641 г.: л. 73.  «Око…» 1610 г.: л. 85 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 77.  «Око…» 1610 г.: л. 88 об.; 1633 г.: отсутствует; 1641 г.: л. 78 об.  Познакомиться с ней можно, например, здесь:  . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Вадим К. 30 ноября 2017, 09:37 Можно и утром и вечером как положено молиться и все же не любить ближнего. Однако это не означает, что и молиться тогда не надо. Поститься и молиться легче, чем по-христиански любить ближнего. Для того и другого нужно напрячь волю, а любить - этому требуется всю жизнь трудиться, ведь то внешняя добродетель, а это - внутренняя. Правда, что нет пользы ни от поста,ни от молитвы, если внутреннее при этом не исправляется, но правда и то, что без них оно и не может исправиться. Пост и молитва заповеданы Спасителем, Он только порицал тех, кто им придает самоценность. Думается,что и посты установлены были после того, как христиане сами стали ими пренебрегать, до того он был у них наготове всегда. Иулиания 29 ноября 2017, 22:57 В мегаполисе поститься крайне тяжело. Монах пришел в трапезную - постная еда на столе. А я приползла с работы и должна еще чего-то придумать из каких-то продуктов. Поэтому максимально себя ограничиваю от скоромного на работе, но исключить полностью такие ингредиенты не получается. Юрий 29 ноября 2017, 14:55 Поскольку Типикон монашеский, то обсуждается только еда, но для семейного человека пост это и иное ограничение. И при этом ограничении он остается в постоянном общении в лицами противоположного пола (с одним в очень даже близком). А если учесть и особые профессии, вроде тренера или массажиста, то проблема усугубляется. И послаблений никаких в течении всего поста нет. Конечно, чем больше поста тем лучше ;-), но для новоначальных это может быть непосильным бременем. Хорошо бы тут иметь авторитетное мнение. Да, конечно, есть апостол Павел, но он вряд ли думал о 40-дневных постах.

http://pravoslavie.ru/put/108588.htm

В 1533 г. папа отлучил англ. короля от Церкви. В ответ Генрих VIII предпринял неск. шагов, направленных на ограничение юрисдикционных и финансовых прав папы Римского в Англии. В ходе этой кампании было пересмотрено отношение короля к лютеранству. Под давлением короля парламент принял ряд законодательных актов, направленных на создание в Англии национальной Церкви, независимой от Рима (статуты об ограничении уплаты Риму аннатов (1532) и церковной десятины (1534), которые в конечном счете стали поступать в гос. казну; о запрете клирикам апеллировать в Рим в судебных делах (1533) и об отмене юрисдикции папы над англ. духовенством (1534)). Актом о супрематии (1534) Генрих VIII был провозглашен верховным главой и единственным «протектором» Церкви Англии, к нему перешли мн. функции примаса Церкви - право визитации диоцезов, наказания и «исправления» клира, созыва Соборов, определения ереси и т. д. Тем не менее на консистории 23 марта 1534 г. папа и члены коллегии кардиналов единогласно признали брак Генриха VIII и Екатерины Арагонской действительным, а развод и последующий брак незаконными. Рост османской угрозы Рост османской угрозы (в 1521 турки взяли крепость Шабац на Дунае и осадили Белград; в 1522 они захватили о-в Родос, принадлежавший ордену госпитальеров) сделал одной из важных задач понтификата К. сплотить европ. правителей и организовать крестовый поход против мусульман. Уже на 1-й консистории (2 дек. 1523) папа настоял на создании особой комиссии кардиналов. Кард. Л. Кампеджо от имени К. обращался к Нюрнбергскому рейхстагу за помощью в борьбе против турок. В февр. 1524 г. папа отправил нунцием в Венгрию Джованни Антонио Пульони, барона Бурджо; для сбора наемных войск папа разрешил ему продавать или закладывать церковную утварь из драгоценных металлов. В февр. 1526 г. папа обратился к европ. правителям с требованием оказать помощь венг. кор. Лайошу II (1516-1526) в борьбе с турками и выделил еще 50 тыс. дукатов для выплаты наемникам. Несмотря на эти усилия, в битве при Мохаче (29 авг.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010