После покорения сербских земель турками наши церковные люди начинают обращать свои взоры на Россию, которая возвышалась и богатела, и в которой православие все более крепло. В письмах, с которыми сербские церковные люди все чаще обращались в русским правителям за помощью, имеются следы и того, что уже тогда они видели в Москве третий, православный, Рим, а в русском царе своего будущего освободителя от турок. Русские правители начинают становиться главными ктиторами сербских церквей и монастырей. Череду просителей из сербских земель, насколько нам сейчас известно, в 1509 году открывает Белградский митрополит В своем письме великому князю Василию Иоанновичу (1505 – 1533) митрополит Феофан говорит, что «Господь из-за грехов наших предал сербское господство в руки Посланники митрополита, монахи Анастасий и Иоанникий, подчеркивают в своем представлении великому князю, «что сербские деспоты отошли ко Господу», и что никто другой не поможет обессиленным сербским К великому князю Василию Иоанновичу обращалась и деспоторица Ангелина, просившая помощи для постройки монастыря. Помощи просили и монахи из Кучая «в сербской земле». 28 августа 1550 года в Москву прибыли игумен монастыря Хиландара Паисий с тремя старцами. Хиландарцы жаловались, что остались без своих цартвенных ктиторов и просили великого князя, чтобы он походатайствовал перед султаном, о получении ими охранительной грамоты для монастыря, что великий князь и Во времена правления царя Иоанна Васильевича Грозного (1533 – 1548 гг.) связи сербских монахов с Россией были весьма оживленными. Туда чаще всего ездили монахи из Хиландара, которым царь подарил в Москве подворье и право периодически приезжать за милостыней. Помощь, которую Русский царь в 1588 году послал монастырю, позволила монахам откупится от долга туркам и вернуть церковные сосуды, заложенные за Царь Иоанн Васильевич помогал и монастырю а его наследник Феодор Иоаннович (1584-1598), помимо Хиландара, и монастырю Имеются сведения и о прибытии в Россию в XVI веке монахов из других монастырей: в 1551 году старец Иосиф из Чудова монастыря подарил Евангелие монастырю Папрача «в сербской стране, в области Из одной записи 1582 года мы узнаем, что игумен Григорий, в великой схиме названный Василием, переписал книгу «Иосифа Премудрого» с русского извода, потому что, как он сообщает, ни сербского ни болгарского извода найти не смог. Русскому языку он научился во время двух своих путешествий в Россию, куда направлялся по монастырским делам и где получал Интересно, что переписчик особо подчеркивает, что сербские монахи на Святой горе не понимали русский текст. Архимандрит Григорий был в Москве в 1592 году и получил в подарок В тот самый год был в Москве и игумен Лонгин, а в 1585 году игумен монастыря Папрача

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

К великому князю Василию Иоанновичу обращалась и деспоторица Ангелина, просившая помощи для постройки монастыря. Помощи просили и монахи из Кучая «в сербской земле». 28 августа 1550 года в Москву прибыли игумен монастыря Хиландара Паисий с тремя старцами. Хиландарцы жаловались, что остались без своих цартвенных ктиторов и просили великого князя, чтобы он походатайствовал перед султаном, о получении ими охранительной грамоты для монастыря, что великий князь и Во времена правления царя Иоанна Васильевича Грозного (1533 – 1548 гг.) связи сербских монахов с Россией были весьма оживленными. Туда чаще всего ездили монахи из Хиландара, которым царь подарил в Москве подворье и право периодически приезжать за милостыней. Помощь, которую Русский царь в 1588 году послал монастырю, позволила монахам откупится от долга туркам и вернуть церковные сосуды, заложенные за Царь Иоанн Васильевич помогал и монастырю а его наследник Феодор Иоаннович (1584-1598), помимо Хиландара, и монастырю Имеются сведения и о прибытии в Россию в XVI веке монахов из других монастырей: в 1551 году старец Иосиф из Чудова монастыря подарил Евангелие монастырю Папрача «в сербской стране, в области Из одной записи 1582 года мы узнаем, что игумен Григорий, в великой схиме названный Василием, переписал книгу «Иосифа Премудрого» с русского извода, потому что, как он сообщает, ни сербского ни болгарского извода найти не смог. Русскому языку он научился во время двух своих путешествий в Россию, куда направлялся по монастырским делам и где получал Интересно, что переписчик особо подчеркивает, что сербские монахи на Святой горе не понимали русский текст. Архимандрит Григорий был в Москве в 1592 году и получил в подарок В тот самый год был в Москве и игумен Лонгин, а в 1585 году игумен монастыря Папрача В конце 1585 года в Москву прибыл Кратовский митрополит Виссарион, который был послан тогдашним Печским патриархом. Хотя в грамоте, которую митрополит Виссарион передал царю Феодору Иоанновичу, не сохранилось имя предстоятеля (это место пострадало от влаги), можно предположить, что это был патриарх Герасим, который управлял Печской патриархией с 1575 по 1586 гг. «Это, - пишет Стефан Димитриевич, - первый факт непосредственных отношений между сербской Печской патриархией и

http://pravoslavie.ru/40750.html

Обособление «Вольного города Риги» было обусловлено поражением Ливонской конфедерации от Русского царства, в результате чего в 1561 г. конфедерация распалась и прекратили своё существование католические (германские) Ливонский орден и Рижское архиепископство, перешедшие под вассалитет Великого княжества Литовского, а г. Рига остался без сеньора. В этих условиях управление г. Ригой (получившим в историографии наименование «Вольный город Рига») осуществлял германизированный Рижский рат (городской совет, магистрат, ратуша), который пытался укрепить самостоятельность города-государства в противостоянии с Королевством Польским (в дальнейшем – Речью Посполитой – федерацией Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и добивался статуса вольного имперского города Священной Римской империи. В 1577 г. – в результате знаменитого «Ливонского похода» царя Ивана IV Васильевича (годы правления: 15331584) – была захвачена вся Ливония, за исключением гг. Риги и Ревеля (Колывани), присягнувшего в 1571 г. на верность королю Швеции Эрику XIV Васа (1560 – 1568) и вошедшего в состав Королевства Швеция, а также Задвинской части Курляндии. с. 177] В 1582 г. «Вольный город Рига» вынужден был признать вассалитет Речи Посполитой. «Вольный город Рига» имел свой герб, знамя и печать, а также чеканил собственную монету разных номиналов. Отличительной чертой монет, выпущенных на монетном дворе г. Риги, являются размещённые на них изображения гербов «Вольного города Риги» – большого (открывающиеся каменные ворота с двумя боковыми башнями и центральным «куполом», под приподнятой решёткой которых помещена коронованная львиная голова, а посередине над воротами – два скрещенных «папских» ключа с крестом над ними) и малого (два скрещенных ключа с крестом над ними), а также латинской надписи («легенды») «CIVITATIS RIGENSIS» («ГОРОД РИГА»). В числе монет «Вольного города Риги» из частных коллекций, найденных на территории Татарстана в 2000-х – 2010-х гг., выявлены: Монета имеет механическое повреждение в виде круглого отверстия. Размер – 22 х 22 мм, вес – 2,4 грамма. Найдена предположительно в Рыбно-Слободском районе Татарстана.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/10/...

Иисус Навин, XVI в. до P. X., святой, праотец, преемник Моисея- Боговидца, после смерти которого стал вождем израильского народа. По преданию через него Господь явил множество чудес: при нем были разрушены стены Иерихона, он с израильским народом посуху перешел Иордан, Иисус Навин видел Архистратига Михаила и др. Заповедав хранить Закон Моисеев, мирно отошел ко Господу в возрасте 110 лет. Все эти события изложены в Библии в Книге Иисуса Навина 160 Иисус Христос (Иисус из Назарета), Мессия, предсказанный в Ветхом Завете, Сын Божий, который взял на себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мертвых. О Его жизни рассказывают четыре канонических текста из Нового Завета Библии – Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, которые были Его ближайшими учениками 38–40, 46, 50, 51, 55, 56, 59–61, 63–67, 75, 77, 84, 90, 93, 94, 98,111,126,150,186 Илия, святой пророк. Его жизнь описана в Ветхом Завете в книгах: 3-й и 4-й Царств, Премудрости Иисуса, сына Сирахова (48:1–15), 1-й Маккавейской (2: 58). За свою пламенную ревность о Славе Божией был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Святой Церкви святой пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор, будет Предтечею Второго Пришествия Иисуса Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть 162 Илия Муромец, + ок. 1188, преподобный угодник Божий, до пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами, что и легло в основу былинного эпоса. После успешной воинской карьеры постригается в иноки Федосиева монастыря (ныне Киево-Печерская Лавра), где и окончил свой земной путь 178 Иоанн III Васильевич Великий (в крещении Тимофей), 1440–1505, великий князь Московский с 1462 г. В его правление Москва превратилась в центр формирующегося Российского государства, которое освободилось из-под ига Золотой Орды. Он объединил под своей властью значительную часть русских земель и ввел свод законов – Судебник, который унифицировал порядки на всей территории нового государства. Великий князь провел реформы, заложившие основы поместной системы землевладения 166 Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный), 1530–1584, великий князь Московский в 1533–1547 гг., первый российский царь с 1547 г. При нем продолжилось завоевание новых земель и присоединение их к России (Казанское и Астраханское ханства, Сибирь), велась Ливонская война (1558–1583 гг.) за выход к Балтийскому морю. В 1565 г. ввел опричнину, что привело к массовым казням и убийствам, к разорению и социально-политическому кризису в государстве, утверждению крепостного права и усилению налогового бремени 147,153

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кадровая и финансовая поддержка с Балкан способствовала определенному подъему ИПЦ, оживлению ее внешнеполитической активности, контактов с рус. землями. Российское гос-во выступало в роли покровителя правосл. Востока, оказывало значительную финансовую помощь церквам Вост. Средиземноморья. Реконструкция ранних этапов русско-палестинских отношений (правления Московских вел. князей Иоанна III и Василия III) затруднена ввиду неполной сохранности документов московского Посольского приказа. С XIV - сер. XV в. сохранились лишь отрывочные сведения о приездах иерархов ИПЦ. Свидетельство о контактах Иерусалимского правосл. первоиерарха с рус. правителями содержится в письме в Москву 1533 г. патриарха Иоакима I Александрийского, просившего о милостыне для своей матери, игумении одного из палестинских мон-рей ( Муравьев. 1858. Ч. 1. С. 41). Посланники патриарха Германа Иерусалимского обращались за милостыней к архиеп. Макарию Новгородскому в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XVI в.; к московским властям - в 1548 г., после землетрясения 1545 г., к-рое разрушило мн. храмы Св. земли. К сер. XVI в. Российское гос-во стало все более последовательно заявлять свои претензии на политическое лидерство в правосл. мире, добиваясь, в частности, признания вост. патриархами царского титула Иоанна IV. В тесной связи с этим была организована беспрецедентная по масштабу акция, призванная укрепить престиж России на христ. Востоке,- миссия Василия Познякова с огромным пожертвованием вост. патриархам и мон-рям (1558-1561). В ходе поездки Позняков весной 1560 г. в Иерусалиме встречался с патриархом Германом ( Муравьев. 1858. Ч. 1. С. 88-102; Позняков. 1887. С. 32-51; Каптерев. 1895. Ч. 1. С. 10-11). Правительство Иоанна IV в своих контактах с вост. Церквами обращалось прежде всего к К-польским и Александрийским патриархам. В этой ситуации духовенство ИПЦ пыталось проявить инициативу: в 1582-1584 гг. на Русь за милостыней ездил митр. Иоаким Вифлеемский ( Муравьев. 1858. С. 128-134, 146-147). При царе Феодоре Иоанновиче пожертвования вост.

http://pravenc.ru/text/293788.html

В свите киевского кн. Михаила Олельковича, приглашенного в Новгород (1470-1471), состояло неск. евреев: ученый Схария, а также купцы Иосиф Шмойло Скарвей и Моисей Хануш. Они сыграли основную роль в распространении ереси жидовствующих не только в Новгороде, но и позднее в Москве. При Иоанне IV Васильевиче (1533-1584) в связи с общим изменением политики в отношении иностранцев права евреев-купцов были существенно ограничены. Ситуация изменилась в Смутное время, особенно в правление Лжедмитрия I (1605-1606), когда в Московию прибыло множество евреев. С приходом к власти царя Михаила Феодоровича Романова въезд иудеев на территорию страны был снова ограничен. Согласно Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича, «некрещеным иноземцам» было запрещено держать в услужении рус. людей (ст. 20), а «бусурман, который русского человека к своей вере принудит и по своей бусурманской вере обрежет» должен быть «сожжен огнем без всякого милосердия». Первые крупные евр. общины в Центр. России появились после русско-польск. войны 1654-1667 гг., когда пленные евреи были отправлены на поселение в Казань и Н. Новгород. В 1667 г. по Андрусовскому мирному договору с Речью Посполитой к России перешла часть областей, где компактно проживали иудеи (Левобережная Украина, Смоленская и Чернигово-Северская земли). До 2-й пол. XVIII в. численность евреев, проживавших на территории России, была незначительной. Петр I покровительствовал крещеным евреям и принимал их на гос. службу, напр., вице-канцлером был П. П. Шафиров, дипломатом - А. Веселовский, ген.-полицмейстером С.-Петербурга - А. М. Дивиер. Рус. правительство было озабочено проблемой контрабандной торговли на Украине. В связи с этим Петр I неоднократно напоминал гетманам, что временно находившиеся на левом берегу Днепра и в Киеве евреи должны быть высланы, но помещики и казацкие старшины всячески тормозили исполнение этих распоряжений. В 1708 г. вышел указ, по к-рому евр. купцы могли въезжать только в Киев, где должны были продавать свои товары оптом.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

ЗЕРНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1898–1980) – историк русской религиозной мысли, богослов. Эмигрант с 1921 г. Окончил богословский факультет Белградского университета (1925). Секретарь РСХД (1925–1932). Первый редактор «Вестника РСХД» (1925–1929). Доктор философии Оксфордского университета (1932), преподавал там историю православной культуры (1947–1956). Ректор колледжа в Южной Индии, профессор экуменического богословия в Дрю. Директор Дома св. Григория Нисского и св. Макария в Оксфорде. Автор книг и статей по истории восточного богословия. В России известна его книга «Русское религиозное возрождение XX в.». ЗЛАТОУСТ – см. Иоанн Златоуст, св. ЗОСИМА МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ – возведен в этот сан в 1490 г.; высказывался против казни «жидовствующих» и потому был заподозрен в еретичестве. В 1494 г. был отстранен от кафедры. ИАКОВ СЕРУГСКИЙ (ок. 450–521) – сирийский церковный писатель, названный по имени епископской кафедры (Серуг – главный город Осроены), которую занимал с 519 г. Его многочисленные произведения состоят из бесед, гимнов, проповедей и литургических текстов. В Сирийской Православной церкви причислен к лику святых. ИВАН III, ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ (1440–1505) – великий князь Московский с 1462 г., сын Василия II. В правление Ивана III было свергнуто монголо-татарское иго («стояние на Угре», 1480), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, произошло оформление титула – великий князь «всея Руси». ИВАН IV, ИОАНН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (1530–1584) – великий князь «всея Руси» с 1533 г., первый русский царь с 1547 г., сын Василия III. При нем начался созыв Земских соборов, был составлен Судебник 1550 г.. В 1565 г. была введена опричнина. При Иване IV создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558–1583 гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. ИВАНОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ (1866–1949) – поэт, философ, теоретик символизма, переводчик, один из самых ярких и творчески одарен­ных представителей русского религиозного возрождения. Значительное место в размышлениях В.И. занимает тема культуры, и особенно национальной культуры. В статье «О русской идее» («По звездам») он говорил о национальной идее как о самоопределении народной души, о «связи с вселенским процессом», утверждал, что черты национального характера, как и гения народа, провиденциально влияют на судьбу страны, вносят в жизнь религиозное начало, в противовес «люциферианской» культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ослушавшимся его родственникам он показал на их проступки и повелел исполнить его владычную волю: «Не ходишь ты, Роман, - передавал он приказ своему старшему племяннику, - в моей воле со своей братией, так пошел вон из Киева, ты, Мстислав, вон из Белгорода, а ты Давид, вон из Вышгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как знаете». В первый раз великий князь, названный отец для младшей братии, обращался так не по-отечески и не по-братски со своими родичами - князьями. Он видел в них подручников и простых людей - комментировал В. О. Ключевский приводимые им слова Андрея Боголюбского. Так, «впервые сделана была попытка заменить неопределенные, полюбовные родственные отношения князей по старшинству обязательным подчинением младших старшему, политическим их подданством наряду с простыми людьми» (В. О. Ключевский, т. 1, с. 321). Таким путем он предупредил попытки междоусобицы и сосредоточил в своих руках единую власть над всею ростовско-суздальскою землею. «Это изгнание, - отмечает Н. И. Костомаров, - не только не было событием противным земле, но даже в летописях оно приписывается как бы земской воле» (Н. И. Костомаров. Русская история.., кн. 1, с. 79). Племенное родство, лежавшее в основе распределения властных полномочий на право управления уделами, было явно нарушено в пользу светского ранга, а не племенного родства. Дальнейшие шаги в этом направлении были завершены через четыре века великим князем и государем Иоанном 4 Васильевичем Грозным (время царствования 1533-1584 гг.). Постепенно ко времени его правления представления о возможности политического подданства и подчинения единому правителю превращались в идею политического подданства и неделимости национальных интересов Русского Царя и Русского народа. «...Эта мысль вышла из чувства национального единства и сознания внешних опасностей, угрожавших народной свободе. Теперь подданным стал считаться русский, т.е. частный человек одного племени и веры с московским государем» (В. О. Ключевский, т. 6, с. 307). Монархическая традиция русской державности в этот период приобрела ясно выраженные основополагающие признаки: национальный (единство племенного русского происхождения), вероисповедный (единство православной веры на всей русской земле) и монархический (закрепление государственного, а не удельного подданства бывших княжеских холопов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

наук. и 17-го на публичном экзамене. (Бак. иером. Афанасия донесение от 25 июля 1828 г., в дел. Ак. Прав.). 85 «Правления Костр. Дух. Семинарии представление в правлен. М. Д. А. от 31 июля 1828 г. за 405. С разрядными списками учеников», в дел. Акад. Правл. 87 Копия предписания правлен. М. Д. А. в правлен. Костр. Семин. от 23 июля 1828 г. за 515. Сн. Представлен. правл. Костр. Семин. в правлен. М. Д. Акад. с отчетами в Семинарск. суммах от 31 янв. 1828 г. за 49, в дел. Акад. Правл. 93 В арх. Горского между его студенческими сочинениями сохранилось в черновом виде слово его на день Иоанна Богослова. Видны на нём поправки карандашом – рукою, кажется, Ф.А. Голубинского. 96 Темна трагическая судьба этого Иудейского царя. Неужели народ как бы он ни был недоволен его правлением, мог предать крайнему поруганию – ослиному погребению – своего Давидита? Но как же согласить слово пророческое и запись историка? Возможны два предположения. Возможно, что Иоаким пал в битве с полчищами Халдеев, Сириян, Моавитян и др. и эти враги Иуды предали павшего царя её жестокому поруганию и лишь после нашествия он погребен был в Ганазане (Ср. 4Цар.21:26 ). Но возможно и то, что похороненный здесь, может быть вместе с Манассиею и Аммоном, ( 4Цар.21:18:26 ), по взятии Иерусалима Навуходоносором он, как изменник, был выброшен за город на зной дневной и на холод ночной. 97 4 Дек. были возложены венки на могилу Императора. М. Вед. в от 14 Дек. сообщают, что в начале Генваря прибудет депутация от Казанского учебного округа для постановки у гроба почившего Царя неугасаемой лампады. 98 Первый из этих дней есть день утверждения ассигновки сумм из Государственного казначейства для воспособления бедному сельскому духовенству; во второй положена Царская резолюция на благодарственном адресе Св. Синода; в третий увеличена пенсия наставникам духовно-учебных заведений при выходе их со службы в отставку. 99 Имеется в виду недавний факт, когда папа потребовал, чтобы один из католических государей, намеревавшийся посетить Италию и папу, не заезжал сначала в Квиринал, – к королю Гумберту, – с которым папа, как известно, ведет счеты, вследствие чего визит не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л.3–8. Указ главам. л.12–13. Разорваны. л.423. Житие Павла Обнорского, 10 января. л.463. Житие Михаила Клопьскаго, 11 января. л.508. Житие Симеона и Саввы Сербских , 14 января. л.216. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением, правлен в XVII в. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, Арх. Савва. Указатель ... стр.173, 209. 789 (Син.991) Минея – четья, месяц февраль, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 1340 п. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, увенчан цветком, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин малый с двумя ручками, Бр. 12864, 1525 г. 3. Большая рука, увенчанная звездой, Бр. 11390, 1533 г. 4. Сфера, увенчанная звездочкой, Бр. 14004, 1553 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. л.112 об. Житие Димитрия Вологодского, чудотворца, 11 февраля. л.417 об. Житие Алексея, митрополита Киевского и всея Руси, 11 февраля. л.442 об. 455. Житие Кирилла, философа и учителя словеньского, 14 февраля. л.446 об. Слово похвальное Кириллу и Мефодию. л.776. Иосиф Флавий. История Иудейской войны. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне (л.6, 890). Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет сер. XVI в. Переплетные листы со знаком (герб Амстердама) указывают, что переплет был правлен в XVII в. Арх. Савва. Указатель... стр.170, 181, 184, 191, 194, 209, 272, 265. (Син.992) Минея-четьи, месяц Март, 1°, русский полуустав разных рук, 959 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 1266, 1547 г. 2. Гербовый щиток, увенчанный цветком, знак не найден. 3. Вепрь, Бр. 13577, 1542г. 4. Рука, над ней цветок, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 5. Кувшин с одной ручкой и надписью на тулове, Бр. 1266, 1547 г. 6. Крест двойной, Бр. 5755, 1516 г.; 5756, 1546 г. 7. Козел, Бр. 2860, 1548–1553 гг. л.1–2 об. Летописец. Есть изменения в фразе: «В двадесятое лето царства и государства его», дата изменена на «девятоенадесять лето ...», а ниже – дата «двадесят же третие лето» изменена на «в двадесять же второе лето...». Далее текст летописца тот же, что и в Сентябрьской минее до слов: «... иже со страхом и со вниманием почитающим сия святыя книги, аминь». На этом в Мартовской минеи текст кончается, в Сентябрьской же продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010