Москва. Кремль. Церковь Иоанна Лествичника с колокольней " Иван Великий " . Колокольня Ивана Великого Карта и ближайшие объекты Дата создания: 1505-1508 гг. Автор: Бон Фрязин. Материал, техника: кирпич, белый камень. Построена из кирпича и белого камня вместо разобранной церкви Иоанна Лествичника 1329 г. типа " иже под колоколы " . Первоначально это был трехъярусный столп высотой ок. 60 м с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе. Два нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой. В 1600 г. по велению царя Бориса Годунова колокольня была надстроена и завершена позолоченным куполом, что было увековечено надписью золотыми буквами по синему фону у основания главы. К этому же времени относится и пояс килевидных кокошников у основания барабана купола, который соединил воедино восьмигранник третьего яруса и цилиндр барабана, подчеркнув устремленность колокольни вверх. Высота столпа Ивана Великого стала равна 81 м (белокаменный фундамент колокольни, покоящийся на свайном основании восьмигранной формы диаметром в 25 м, был заглублен всего на 4,3 м от уровня поверхности Соборной площади). Изначально стены Ивана Великого были окрашены " под кирпич " ; белокаменные детали на этом фоне приобретали особую выразительность, выявляя каркас сооружения и сообщая зданию большую стройность. Считалось, что в 1532-1543 гг. рядом со столпом была сооружена звонница для больших колоколов (на первых порах строительством руководил итальянец Петрок). По мнению С.С. Подъяпольского, впервые высказанному в 1978 г., Петрок построил рядом с Иваном Великим не звонницу, а Воскресенскую церковь. Строительство церкви было завершено уже после отъезда Петрока Малого из Москвы, в 1552 г. (существование церкви вплоть до середины XVII в. подтверждают и записки иностранцев, побывавших в Москве в это время, начиная с Генриха Штадена, служившего опричником у Ивана Грозного в 1560х гг., и кончая Адамом Олеарием, посетившим Москву в 1624 г. проездом в Персию). Между церковью и колокольней Ивана Великого висел большой колокол. Здесь же стояла деревянная звонница, несущая громадный колокол, отлитый, по преданию, в правление Бориса Годунова.

http://sobory.ru/article/?object=03382

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ IV ибн Джума († 20.01. 1576, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1543). Уроженец Дамаска. До вступления на Патриаршую кафедру 11 лет (с 1532) возглавлял Бейрутскую епархию (известен колофон И. 1533/34 г., где он называет себя епископом Бейрута ( Troupeau. 1972. P. 16)). После низложения Собором вост. патриархов Антиохийского патриарха Дорофея III И. приблизительно в кон. 1543 г. был возведен на Антиохийский престол (в сочинениях Антиохийского патриарха Макария III ( Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 75, 82) датировки 1533/34 и 1540/41 ошибочны). В трудах ряда историков, напр. М. Лекьена и С. Каралевского, предполагалось существование еще одного патриарха Иоакима (III) в 1-й пол. XVI в. Каралевский указывал, что Иоаким (III) упоминается в 2 документах - 1527 и 1531 гг., где говорится о привилегиях мон-ря на о-ве Лесбос. Кроме того, подпись патриарха Иоакима стоит под к-польским синодальным актом о правах др. мон-ря (май 1540). Ж. Насралла попытался объяснить эти факты, представив их как сведения об одном патриархе Иоакиме, к-рый якобы был избран в К-поле ок. 1516 г. (после завоевания Сирии османами) и до 1543 г. пребывал там в качестве титулярного архиерея. Тем не менее установлено, что упоминания Иоакима Антиохийского в 3 указанных документах (изд.: Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Μαυρογορδτειος βιβλιοθκη. Κωνσταντινοπολις, 1884. Σ. 7-8, 171-172) являются интерполяциями. В этих документах рядом с именами К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) и его архиереев стоят имена патриархов Сильвестра Александрийского (1567-1590) и Иоакима Антиохийского, поставленные, вероятно, ок. 1587 г., когда Сильвестр и Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592) подписями подтвердили действительность грамот, выданных мон-рям несколькими десятилетиями ранее. Т. о., эти подписи не могут влиять на датировку Патриаршества И. В течение 7 лет (ок. 1543-1550) Патриарший престол у И. оспаривал Макарий ибн Хиляль, митр. Кары и Аккара. И. служил в дамасской ц. святых Киприана и Иустины, а Макарий и его сторонники удерживали небольшую ц. св. Анании. Незадолго до смерти Макарий отказался от дальнейшей борьбы, принес покаяние и примирился с И.

http://pravenc.ru/text/468919.html

Москва. Кремль. Собор Николая Чудотворца (Николы Гостунского) в Успенской звоннице. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Здание Успенской звонницы, примыкающее почти вплотную к северной грани колокольни «Иван Великий», было возведено в 1814–1815 гг. архитекторами Д.И. Жилярди, Л. Руска и И.В. Еготовым на фундаменте разрушенной в 1812 г. старой постройки XVI в. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, авторы повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объема. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала XIX в. Над трехпролетной звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гастунского, построено в 1849–1852 гг. архитектором К.А. Тоном. О предшествующей постройке известно, что она возводилась в 1532–1539 гг. мастером Петроком Малым как церковь Воскресения Христова со звонницей и завершена была в 1543–1552 гг. уже после отъезда зодчего из Москвы. С 1555 г. церковь стала именоваться Рождественской по престолу Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже «Кремленаград» начала 1600-х годов. В течение XVII в. церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской. В настоящее время на первом этаже звонницы действует выставочный зал, на остальных ярусах располагаются научные отделы музея. Во время проведения церковных служб в соборах Кремля звонница используется по прямому назначению. С начала XIX до начала ХХ века на втором и третьем ярусах звонницы располагались патриаршая ризница и церковь Николая Гостунского, престол которой перенесли сюда в 1817-1818 годах. Такой выбор места для храма был не случаен. В Рождественской церкви (которую решили не возобновлять после взрыва 1812 г.) издавна хранился образ святителя Николая Чудотворца, очень чтимый и любимый москвичами, но бесследно пропавший после нашествия Наполеона. Новый храм торжественно освятили в 1818 году (его престол очень хорошо виден на рисунке Д.Жилярди). Прямо над ним висели колокола Успенской звонницы. Высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее к церкви Николы Гостунского, построено в 1849-1852 году архитектором К.А. Тоном. Гостунская церковь была уничтожена при обстреле Кремля в ноябре 1917 года: снаряд разорвался в алтаре храма. Хотя его престол чудом остался цел, церковь вскоре закрыли. http://www.zvon.ru/zvon5.view3.page2.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=48460

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБЕРТ [нем. Albert, Albrecht v. Brandenburg] (20 или 28.06.1490, Берлин - 24.09.1545, Майнц), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церковный деятель эпохи Реформации . Второй сын бранденбургского курфюрста Иоганна Цицерона. Учился в ун-те Франкфурта-на-Одере. В 1513 г. стал архиепископом Магдебургским и администратором еп-ства Хальберштадт; в 1514 г. был избран архиепископом Майнцским, за совмещение церковных должностей был вынужден заплатить папе Льву X 24 тыс. дукатов. Для уплаты долга Лев X передал А. право на половину доходов от продажи индульгенций в его архиепископствах, что сопровождалось злоупотреблениями. Это породило широкую общественную оппозицию и дало Лютеру повод для обнародования своих «95 тезисов». В 1518 г. А. стал кардиналом. В первые годы Реформации относился к протестантам терпимо. В 1528 г. отказался от власти в гессенских областях своего еп-ства, перешедших в лютеранство , а в 1541 и 1544 гг. за деньги передал еп-ства Магдебург и Хальберштадт сакс. герцогу-протестанту. В 40-х гг. активно способствовал развитию Контрреформации в Германии (Лютер написал против него памфлет «Wider den falschen Abgott zu Halle» (Против фальшивого идола в Галле. 1538)). А. сделал Майнц центром книгопечатания и католич. пропаганды в Германии; первым в Германии предоставил пристанище иезуитам (1543); заботился об улучшении религ. образования детей и о реформировании мон-рей. Вел жизнь светского князя, был покровителем гуманистов и искусств, дружил с У. фон Гуттеном . Сохранились портреты А. кисти А. Дюрера , Грюневальда, Л. Кранаха Старшего. Лит.: Gredy H. Cardinal Albrecht II. in seinem Verhältnis zu den Glaubensneuerungen. Mainz, 1891; Steffen W. Zur Politik Albrechts II. in den Jahren 1532-1545. Mainz, 1897. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/text/115836.html

В начале 17 века при патриархе Филарете (Фёдор Никитич Романов) (1554-1633) зодчий Бажен Огурцов пристроил к звоннице пятишатровую башню - так называемою " Филаретову пристройку " . Весь ансамбль Ивана Великого сильно пострадал в 1812 году, во время нашествия европейских полчищ Бонапарта. В том же году французы сняли крест с колокольни, полагая, что он целиком из золота. Когда же оказалось, что он только позолочен, мародёры содрали с него позолоту, а сам крест бросили у стены колокольни. Филаретова пристройка и звонница были наполовину разрушены при взрыве, устроенном бегущими из Москвы французами по приказу Бонапарта. После изгнания французов обе пристройки были восстановлены по проекту зодчего Ивана Васильевича Еготова (1756-1815) с некоторыми искажениями первоначального облика. Из кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые млнастыри и храмы России " . 2000. Вече. Первая церковь-колокольня в Московском Кремле была построена в 1329 г. великим князем московским Иваном Даниловичем Калитой в честь своего святого покровителя Иоанна Лествичника. Уже тогда она имела форму восьмигранного столпа, которую сохранила во время многочисленных перестроек и достроек позднего времени. В 1505–1508 гг. церковь-колокольню перестраивал итальянский архитектор Бон Фрязин. При царе Борисе Федоровиче Годунове колокольня была надстроена еще одним ярусом и приобрела высоту в 81 метр. В память об этом, на самом верху колокольни, под главой была создана надпись золочеными буквами, упоминающая имя создателя и дату постройки (1599 г.). Колокольня являлась самым высоким зданием в Москве и в связи с этим получила у москвичей наименование «Иван Великий». Приоритет колокольни по высоте сохранялся вплоть до XIX в., не считая краткого существования высокого шпиля церкви архангела Гавриила на Чистых прудах (Меншиковой башни). В 1532-1543 гг. к колокольне была пристроена четырехъярусная звонница, во втором ярусе которой находилась патриаршая ризница. Строил ее зодчий-итальянец Петрок Малый. В свою очередь, в ней в 1543-1552 гг. пристроили церковь Вознесения Христова (с 1555 г. – Рождества Христова). В 1624 г. к северной стороне звонницы была пристроена еще одна колокольня с шатровым завершением, которая по имени патриарха Филарета получила наименование Филаретовой звонницы. Автором этой постройки является Важен Огурцов. К концу XVII в. Рождественская церковь приобрела вид открытой звонницы и получила наименование Успенской. Сам храм располагался в нижнем ярусе колокольни, а в Филаретовой пристройке был устроен придел Иоанновской церкви – святителя Николая. Церковь была приписана к Успенскому собору, и богослужения в ней до 1917 г. совершались ежедневно.

http://sobory.ru/article/?object=03382

и лат. классиков и философов. Он также встречался с гуманистом Джироламо Дона (Донати; ок. 1457-1511), который перевел на латынь мн. тексты комментаторов Аристотеля, а также извлечения из «Ареопагитик» и трактата «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Возможно, под влиянием бесед с ним Л. д " Э. решил подготовить собственный полный перевод «Точного изложения...». Последний раз Л. д " Э. посетил Италию осенью 1507 г. в составе посольства, отправленного франц. кор. Людовиком XII (1498-1515) к папе Римскому Юлию II (1503-1513). Во время этой поездки он познакомился с генеральным приором ордена августинцев-еремитов Эджидио да Витербо (ок. 1469-1532), который долгие годы занимался исследованием евр. каббалистики и перевел на лат. язык мн. сочинения евр. теологов и теософов. Л. д " Э. также удалось изучить в б-ке Ватикана рукопись с сочинениями Николая Кузанского; вскоре после этого у Л. д " Э. возник замысел издать собрание его философских и богословских произведений (см.: Carri è re. 1947. P. 115-117). С нач. 90-х гг. XV в. Л. д " Э. совмещал преподавание в ун-те с интенсивной издательской деятельностью; многие опубликованные им сочинения были по тематике тесно связаны с традиц. университетскими курсами, а также с достижениями гуманистической науки, сведения о к-рых Л. д " Э. получал во время поездок в Италию. Постоянным сотрудником Л. д " Э. при публикации переводов философских и богословских сочинений с 1500 до 1518 г. был его ученик и единомышленник Йоссе ван Клихтове (ок. 1472-1543), с 1506 г. преподававший на теологическом фак-те Парижского ун-та (подробнее о нем см.: Farge. 1980. P. 90-104. N 101). В подготовке нек-рых изданий принимали участие Шарль де Бовель (1479-1567), Жерар Руссель (ок. 1480-1546), Франсуа Ватабль ( 1547) и др. студенты Л. д " Э., впосл. преподававшие на фак-те искусств и входившие в его ближайшее окружение. Л. д " Э. как философ и издатель философских текстов Исключительное место среди опубликованных Л. д " Э. книг занимали труды Аристотеля и комментарии к ним; многие из этих изданий неоднократно перепечатывались до кон.

http://pravenc.ru/text/2463619.html

Во второй половине XVII в. церковь была преобразована в каменную звонницу псковского типа. В 1624 г. патриарх Филарет распорядился возвести еще одну колокольню, за которой утвердилось название Филаретовой пристройки (Б. Огурцов). В 1812 г. оба сооружения были взорваны по приказу Наполеона, но в 1814-1815 гг. были восстановлены (с введением ряда классицистических деталей) Жилярди по проекту И.В. Еготова и Л. Руска. Высокое крыльцо со стороны западного фасада звонницы пристроено в 1849-1852 гг. по проекту К.А. Тона. Столп Ивана Великого устоял. На колокольне Ивана Великого восемнадцать колоколов. Самый большой Успенский весит 4 000 пудов (он был отлит в XIX в. мастерами Завьяловым и Русиновым). К колокольне Ивана Великого примыкает Успенская звонница, построенная в 1532-1543 годах итальянским архитектором Петроком Малым. На ней находится Большой Успенский колокол, отлитый в середине XIX века мастером А. Завьяловым, - самый большой из всех кремлевских колоколов. Ансамбль колокольни Ивана Великого складывался на протяжении двух столетий. Колокольня была возведена в 1505-1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным. Через столетие она получила еще один ярус звона, и ее высота достигла 81 метра. Об этом напоминает надпись под куполом, содержащая дату - 1600 год, а также имена царя Бориса Годунова и его сына Федора. В 1532-1552 годах рядом с колокольней по проекту итальянского архитектора Петрока Малого построили церковь, которую в конце XVII века преобразовали в звонницу, названную Успенской. В 1624 году Бажен Огурцов поставил вплотную к ней звонницу с шатровым верхом - Филаретову пристройку. В 1812 году отступавшие из Москвы войска Наполеона взорвали ансамбль колокольни, однако столп Ивана Великого устоял. Звонница и Филаретова пристройка были разрушены до основания, но в 1814-1815 годах их восстановили в прежних объемах. Сегодня на колокольне и звоннице находятся 24 колокола XVI-XVII веков. На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал Музеев Московского Кремля, где экспонируются произведения искусства как из кремлевского собрания, так и из других российских и зарубежных музеев.

http://sobory.ru/article/?object=03382

В том же году ландтаг Ливонии в Вольмаре (ныне Валмиера) утвердил соглашение вассалов Ливонского ордена с орденом и епископами об изгнании из Ливонии проповедников наиболее радикальных толков Реформации, в частности Мельхиора Гофмана (1495-1543). 21 сент. Плеттенберг получил от сословий Ливонии верховную власть над страной и гарантировал свободу лютеран. проповеди. В 1526 г. архиепископ Риги признал власть Плеттенберга как светского правителя, обеспечив католикам легальный статус религ. меньшинства. В 1527 г. Городской совет Риги пригласил д-ра Иоганна Брисмана, ученика Лютера, на должность проповедника кафедрального собора и поручил ему контролировать содержание проповедей, т. е. функции суперинтенданта. В 1529 г. Брисман и Кнёпкен составили лютеран. литургию на нем. языке (Kurze Ordnung des Kirchendienstes, 1530). После отъезда Брисмана в Германию в 1530 г. Городской совет Риги передал его функции мирянину И. Ломюллеру, назвав его должность «суперинтендант по духовным делам», затем назначил ему 3 помощников, а в янв. 1532 г. этот коллегиальный назначаемый орган получил название «консистория» (в Германии 1-я консистория была учреждена лишь в 1542 в Виттенберге). Власть Рижской консистории постепенно распространилась на всю Ливонию. В 1554 г. ландтаг в Вольмаре провозгласил свободу вероисповедания для лютеран по всей Ливонии. В 1555 г. представитель великого магистра Генриха фон Галена подписал Аугсбургский мир. К тому времени большинство населения приняло лютеранство, и только епископат и руководители ордена сохраняли верность католичеству. Основная масса латыш. крестьянства отнеслась к событиям Реформации пассивно. Источники упоминают о 1-й лютеранской литургии на латыш. языке ок. 1560 г., однако текст ее не сохранился. Первый в Латвии случай сожжения «ведьмы» зафиксирован в Гробине в 1559 г., а в 1577-1590 гг. в Риге и ее окрестностях были преданы огню 12 «колдунов». Согласно Виленскому договору от 28 нояб. 1561 г., последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер (1517-1587) стал герцогом Курляндским и Земгальским и признал сюзеренитет кор.

http://pravenc.ru/text/2463147.html

Об отношениях Дорофея III и М. ничего не известно, хотя определенные связи между ними несомненно должны были быть, учитывая, что встреча Дорофея с маронитским патриархом проходила под Триполи, в непосредственной близости от диоцеза М. К временному промежутку 1539-1543 гг. следует отнести свидетельство о беспрецедентном присвоении М. титула епископа Кары, Арки, Аккара, Триполи, Бейрута, Тира, Сидона и Акки. Неясно, взял ли М. этот титул самовольно или получил его от патриарха (в этом случае им мог быть только Дорофей III, учитывая конфликтные отношения М. с Михаилом V). Половина епархиальных престолов, фигурирующих в титуле М., существовала на тот момент чисто номинально (Сидон, Тир, Акка, возможно, Арка). Реально он мог контролировать помимо Кары и Аккара только епархию Триполи (учитывая тесные связи с шейхом Исой и отсутствие к.-л. упоминаний о других митрополитах Триполи в этот период). Бейрут же с 1532 г. был под упр. митр. Иоакима Джумы (впосл. патриарх Иоаким IV ). Претензии Макария на уже занятую Бейрутскую кафедру (притом, что он не претендовал ни на один из престолов плато Каламун или сиро-ливанского побережья, где имелись свои архиереи) предполагают предельно конфликтные отношения между Иоакимом Джумой и М. (а возможно, и патриархом Дорофеем, если это он даровал М. предстоятельство над 8 престолами). Наверное, не случайно после низложения Дорофея Собором 3 патриархов на Антиохийскую кафедру был возведен именно Иоаким Джума (1543-1576). Столь же естественно, что М. не признал этот выбор и заявил свои претензии на власть. За ним стояли часть дамасской общины, христиане Сев. Ливана, возможно, Кары, а также ряд епископов, к-рые и возвели его на Патриаршество. Антиохийская Церковь раскололась на сторонников Иоакима IV и М. По сообщению летописей, противоборствующие стороны издержали большие средства, пытаясь привлечь на свою сторону османские власти. Патриархи-соперники в течение 7 лет пребывали рядом друг с другом в замкнутом пространстве христ. квартала Дамаска площадью ок.

http://pravenc.ru/text/2561410.html

В 1-й пол. 30-х гг. XVI в. Й. вступил в продолжительную полемику с Георгом Витцелем (1501-1573). Витцель, в 1524 г. перешедший в протестантизм, был лично знаком с Лютером и с Й., поэтому его возвращение в католич. Церковь, происшедшее в нач. 30-х гг. XVI в., воспринималось ими как непростительное предательство и вероломство. В опубликованной спустя несколько лет после завершения полемики с Витцелем «Проповеди об истории Иуды Искариота» (Ein Sermon von der Historien Judae Ischarioth, 1543) Й. сравнивал его поступок с предательством Иуды и называл «искариотским преступлением и отпадением» (см.: Ibid. 1543. Fol. 6-7; ср.: Kolb. 2009. S. 108). Полемика между Й. и Витцелем была крайне неприязненной и ожесточенной; в их адресованных друг другу полемических трактатах и письмах нередко встречаются весьма грубые личные нападки (см.: Clemen. 1920. S. 133-137). Поводом для начала полемики с Витцелем стало издание им под псевдонимом Агрикола Фагон трактата «В защиту добрых дел, против новых евангелистов» (Pro defensione bonorum operum advesus novos evangelistas, 1532), в к-ром Витцель упрекал лютеран в том, что в их учении о спасении отрицается ценность добрых дел, так что они оказываются излишними. Витцель утверждал, что добрые дела заповеданы в Евангелии, поэтому лютеране, отвергая их, служат своим желаниям и страстям и отвергают само Евангелие; кроме того, изучение сочинений древних церковных писателей убедило его в истинности католич. учения о добрых делах и в ложности протестант. учения ( Delius. 1952. S. 50; Lehmann. 1963. P. 96-97). Сразу же после прочтения сочинения Витцеля Й. написал и издал ответный трактат «Против трех листков Агриколы Фагона» (Contra Tres Pagellas Agri Phagi, 1532). В нем Й. отмечал, что заблуждения Витцеля коренятся в том, что он неверно понимает связь между добрыми делами и отпущением грехов. Согласно Й., добрые дела не могут быть основанием для отпущения грехов; напротив, человек становится способен совершать их лишь благодаря отпущению грехов, которое подается ему через веру в Иисуса Христа. Т. о., добрые дела являются неотъемлемым элементом христ. жизни, но спасают человека не они, а одна лишь благодать Божия (ср.: Delius. 1952. S. 50). Содержащиеся в трактате рассуждения Й. о христ. Церкви являются одним из наиболее ранних примеров протестант. противопоставления «двух церквей»: истинной «евангельской» и ложной «папистской» (Ibid. S. 50-51). Й. позаботился о том, чтобы это сочинение было отпечатано большим тиражом (более 1 тыс. экз.) и распространено среди лютеран. проповедников Германии с целью предостеречь их относительно заблуждений Витцеля (Ibid. S. 51; ср.: JJBW. Bd. 1. S. 188).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010