Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Гавриила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Архангела Гавриила и церковь Введения Кирилло-Белозерского монастыря Справа от Успенского собора располагается четырехстолпная церковь Архангела Гавриила, построенная в 1531-1534 годах Василием III в благодарность за рождение у него сына - Ивана Грозного. С церковью Архангела Гавриила соединяется массивная невысокая колокольня (1757-1761 гг.), к которой с северо-запада примыкает квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения. Самое значительное здание монастыря - Трапезная палата с церковью Введения Марии в храм (1519 г.). Размеры этого здания определены укладом жизни. Традиционно церковь, трапезная палата, келарская выстроены по одной оси, что придает архитектурному ансамблю большую строгость. Стройный граненый столп церкви контрастирует с массивным объемом трапезной палаты. Вплотную к трапезной пристроена колокольня. Массивные формы и высота этого сооружения предопределялись большим количеством и значительным весом находящихся на ней колоколов. С востока к колокольне примыкает церковь Архангела Гавриила (1531 -1534гг.). Церковь Архангела Гавриила выстроена на вклад великого московского князя Василия III, приезжавшего в монастырь в 1528 году со второй женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника, рождение которого отмечено сооружением двух храмов. В архитектурных формах церкви Гавриила и построенной одновременно с ней церкви Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре отразились новые черты, внесенные в русское зодчество итальянскими мастерами, много строившими в Москве в XV-XVI вв. Особенно интересно решена верхняя часть церкви. Она выполнена в виде яруса звона, в северо-западном углу которого размещалась и часовая палатка. В 1638 году ярус звона переделали в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом. К сожалению, уже в XVII веке верх храма был перестроен в ризничную палатку: при этом проемы звона заложили, превратив их в окна. В самом начале XIX века оба барабана и верхний ярус кокошников были разобраны и сделано новое покрытие с одной деревянной, обшитой лемехом главой.

http://sobory.ru/article/?object=05132

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН († ок. 1534(?), Корнилиев Комельский мон-рь), прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Сведения о К. сохранились в Житии прп. Корнилия Комельского († 1538) и в актах Корнилиева Комельского монастыря. Самое раннее упоминание К. в источниках - купчая кн. Нащоки Кемского 1525/26 г. на земли монастыря, заверенная подписями преподобных Корнилия , Лаврентия , К. и Дионисия (оригинал грамоты: СПб. ФИРИ РАН. Ф. 11: Коллекция Археографической комиссии. 100). Запись К. на этой грамоте - единственный известный его автограф: «По сеи купчеи грамоте меня, Касьяна, денги дошли, и руку приложил». Согласно Житию, К. был игуменом Комельского мон-ря во время ухода прп. Корнилия в Сурскую пуст., незадолго до поездки вел. кн. Василия III Иоанновича в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (зима 1529). Возвращение прп. Корнилия в монастырь датируется временем не позднее 18 сент. 1531 г., когда вел. князь дал ему жалованную грамоту на деревни и починки в Вологодском у. (РНБ ОСАГ. Оп. 1. 102). Согласно Житию, уходя, прп. Корнилий передал управление мон-рем 12 старцам, К. стал игуменом позднее по настоянию братии. После возвращения прп. Корнилия в обитель К. «устыдеся отца и остави игуменство» (Житие Корнилия Комельского. 2005. С. 328-329). Когда незадолго до преставления прп. Корнилий вновь ушел в пустынь, условием своего возвращения в мон-рь он поставил избрание игуменом Лаврентия. Исходя из этого, исследователи считают возможным говорить о существовании партий в Комельском мон-ре, во главе одной из них, оппозиционной прп. Корнилию, мог стоять К. ( Понырко. 1988. С. 486-487). В разъезжей грамоте, датированной сент. 1532 - авг. 1533 (7041) г., среди представителей Корнилиева мон-ря первыми названы «Касьян, бывшеи игумен, да Лаврентие уставшик». В др. грамоте, составленной в период с дек. 1533 по авг. 1534 г., фигурирует только «корнильев чернец Лаврентеи», К. уже не упоминается (обе грамоты опубликованы по списку кон. XVII в.: Каштанов. 1996. С. 141-145). То, что в 1-й грамоте К. является главным представителем Корнилиева монастыря, свидетельствует о его высоком авторитете в обители, несмотря на оставление им игуменства. Отсутствие упоминания о нем в более поздней грамоте, возможно, означает, что он к тому времени уже преставился. Имя К. вписано в перечень игуменов Корнилиева монастыря в синодике обители 30-х гг. XVII в. (ВОКМ. 2008. Л. 23).

http://pravenc.ru/text/1681247.html

Из истории русской иерархии второй половины XVI века Новгородский архиепископ Серапион (1551–552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 947 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре – это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 948 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец – Петр Курцов 949 ; и известно монашеское имя его матери – инокиня Марина 950 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат – монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 951 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 952 . Самый ранний документ, где упоминается «старец Серапион Курцов», это «разъезжая грамота» Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 953 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван «чернец Серапивон Курцев» 954 . Несколько подобных «разъездов» было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 955 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: «1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упом[инается] старцем» 956 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 957 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 958 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из истории русской иерархии второй половины XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 24 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 32, 2002 Новгородский архиепископ Серапион (1551–1552) В древности Новгородские святители традиционно избирались на вече, а их хиротонии совершались затем в Москве. Однако после покорения Великого Новгорода Великим князем Иоанном III в 1478 году этот порядок изменился; в Москве стали также и избирать Новгородских владык. Первым таким архиепископом стал владыка Сергий (1483–1484; †1504), избранный из иноков Троице-Сергиева монастыря 1 . Следующий троицкий постриженник на Новгородской кафедре — это архиепископ Серапион (1506–1509; †1516; пам. 16 мар.) 2 . После Стоглавого Собора 1551 года в Новгород был поставлен из обители преподобного Сергия владыка Серапион II, который в историографии известен менее, чем его соименный предшественник. Он происходил из рода Курцовых (Курцевых). Его отец — Петр Курцов 3 ; и известно монашеское имя его матери — инокиня Марина 4 . Родился будущий иерарх, очевидно, в конце XV века. Монашеский постриг он принял в обители преподобного Сергия Радонежского. Здесь же подвизался его брат — монастырский келарь, старец Иов (Курцов) 5 . Троицкая вкладная книга содержит записи вкладов представителей рода Курцовых, которые давали вклады в обитель на Маковце и принимали в ней монашество 6 . Самый ранний документ, где упоминается “старец Серапион Курцов”, это “разъезжая грамота” Троицкого монастыря 1523, 1524 годов. По благословению игумена Порфирия (1521–1525) он в числе других участвовал в определении и уточнении границ монастырских владений 7 . Аналогичное событие имело место в 1525–1526 годах по благословению уже нового Троицкого игумена Арсения, и в документе также назван “чернец Серапивон Курцев” 8 . Несколько подобных “разъездов” было еще год спустя, причем имя старца Серапиона (Курцова) в документах называется уже на первом месте 9 . Со временем инок Серапион стал келарем в монастыре, что датируется следующими годами: “1533–1538 г. Серапион Курцов, брат келаря Иова, он упоминается старцем” 10 . Однако актовый материал позволяет говорить, что он вступил на эту должность несколько ранее. В 1531, 1532 годах он, будучи келарем, покупает для Троицкого монастыря две деревни 11 . Затем в 1534–1535 годах он участвует в разбирательстве о границах владений Троицкого монастыря и Новодевичьего 12 . Он был келарем при игумене Иоасафе (1529–1539), ставшем затем Всероссийским Митрополитом (1539–1542; пам. 27 июля).

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?), Новгородская земля? - 1571/72 (?), Отенский мон-рь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского мужского монастыря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф. Биография Материал о жизни З. скуден, заимствуется из его сочинений. Вероятно, книжник род. на Новгородской земле. З. писал о себе, что «некогда прилучившу ми ся обрести в московских странах» (Истины показание. 1863. С. 938). Л. Е. Морозова высказала предположение, что, находясь в Москве, З. жил в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , поскольку информация об обители содержится в основном труде З. «Истины показание...». Можно предположить, что новгородский книжник находился в обители в то время, когда настоятелем там был Гурий (Черлёного Заболоцкий ; впосл. епископ Смоленский), т. е. во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. О существовании контактов между З. и еп. Гурием свидетельствует послание З. последнему в Соловецкий мон-рь, датируемое 1555/56-1566 гг. К 1534-1536 гг. З. жил в Отенском мон-ре близ Новгорода. Поскольку в церковной традиции З. почитался как ученик прп. Максима Грека , митр. Евгений (Болховитинов) ( Евгений. Словарь. 1827. Т. 1. С. 189) и вслед за ним др. исследователи полагали, что З. был сослан после Соборов 1526 и 1531 гг., осудивших прп. Максима. Однако З. впервые назван «учеником премудраго Максима Грека» в кн. «Скрижаль», изданной Московским Печатным двором в 1655-1656 гг. ( Дёмин А. С. Писатель и общество в России XVI-XVII вв. М., 1985. С. 329; Калугин. 1894. С. 98-99). С ученым греком и его взглядами отенский инок полемизировал в своем главном труде «Истины показание...». Нем. исследователь Р. Майнка ставил под сомнение ученичество З. по отношению к прп. Максиму и считал недоказанным утверждение о ссылке З. в Отенский мон-рь ( Mainka. 1961. S. 18-28). Многочисленные ссылки З. на отцов Церкви и использование им множества книг при написании своих трудов говорят о богатстве б-ки Отенского мон-ря (см. о ней: Розов Н. Н. Искусство книги Др. Руси и библиография: По новгородско-псковским мат-лам//ДРИ: Рукоп. книга. М., 1972. [Сб. 1]. С. 37-38). Высказывания инока о патристической книжности: «...от словес бо их множайшая навыкох и аз» (Истины показание. 1863. С. 350) - позволили Морозовой сделать вывод, что З., возможно, знал греч. язык ( Морозова. 1990. С. 82; ср.: Mainka. 1961. S. 17. Anm. 31). В Отенском мон-ре инок занимался также перепиской книг ( Mainka. S. 16).

http://pravenc.ru/text/199815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ (Кормилицын) († не ранее 1561, Иосифов Волоколамский мон-рь), еп. Сарский и Подонский (1554-1558). Родители Н. впосл. приняли монашество, они известны под именами Иоаким и Домна ( Сметанина С. М. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 361; РНБ. Погод. 894. Л. 17-18. Сборник Н. 1551/52 г.), его братья и сестры - иноки Амфилохий, Симон, Иннокентий, Иоанн и Тимофей, инокини Иулиания и Агриппина (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 163). Иноческий постриг буд. епископ принял в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , основанном в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким († 1515). Не позднее июня 1522 г. Н. стал 4-м игуменом обители после ухода с этой должности Герасима (Ленкова). Первым документом, в котором встречается имя нового игумена, является подтверждение 16 июля 1523 г. митр. Даниилом выданной Иосифову монастырю в 1512 г. митр. Московским и всея Руси Варлаамом жалованной грамоты на освобождение от податей монастырского храма Преображения в с. Бужарове Сурожской десятины (АФЗХ. Ч. 2. С. 57. 56). В период игуменства Н. грамоты с пожалованиями Иосифову Волоколамскому мон-рю выдавал вел. кн. Василий III Иоаннович (Там же. С. 83-85. 87 (1522 г.); С. 96-97. 102 (1527 г.); С. 98-99. 103 (1527 г.)), а позднее - его сын Иоанн IV Васильевич Грозный (грамоты от его имени были выданы в янв.-мае 1534 или около этого времени (Там же. С. 122-136. 130-137), а также в 1539 (Там же. С. 144-145. 149) и 1540 (Там же. С. 147-148. 153; С. 315. 302 (ссылка на грамоту 1563, данную при Н.). Во время игуменства Н. в мон-ре находились в заточении осужденные церковными Соборами прп. Максим Грек (в течение 6 лет с 1525) и князь инок Вассиан (Патрикеев) (с 1531), скончавшийся в Иосифовой обители после 4 марта 1532 г. В связи с рождением в 1530 г. в великокняжеской семье долгожданного наследника Василий III послал в Волоколамский мон-рь «милостыню» и писал Н., прося его с братией молиться «о нашем здравии и о нашей великой княгине и о нашем сыне Иване и о всем православном християнстве.... и ты бы, господине игумен, старца Касияна о нашем деле молил и на то его подвигнул, чтобы он нашего прошения не оставил и о том бы о нашем деле потружался нашего бы челобитья не презрел и яз ему челом бию» ( Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963. С. 132); княжич был крещен в Троице-Сергиевом мон-ре волоцким старцем прп. Кассианом Босым , исполнившим тем самым просьбу вел. князя и поручение Н.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Внебрачный сын священника, позже ставшего сторонником Реформации, Б. испытал в школьные годы в Эммерихе (на Н. Рейне) влияние движения devotio moderna . В 15 лет он стал студентом Кёльнского ун-та, оплота католицизма в Германии. Знакомство с сочинениями М. Лютера и Ф. Меланхтона и занятия экзегетикой способствовали возникновению у Б. реформационных настроений. Вернувшись в 1522 г. на родину в Бремгартен (неподалеку от Цюриха), в янв. 1523 г. он стал преподавателем в мон-ре Каппель. В сер. 20-х гг. Б. познакомился с Цвингли и стал его сторонником. Он сопровождал Цвингли на диспут 1528 г. в Берне, после к-рого в этом городе победила Реформация и был заключен важный для ее развития в Швейцарии политический союз городов Берна и Цюриха. Когда в 1529 г. цвинглианство утвердилось в Бремгартене, Б. был избран пастором, вступил в брак с бывш. монахиней Анной Адлишвайтер. После гибели Цвингли во время II Каппельской войны с католич. кантонами магистрат и капитул собора в Цюрихе избрали Б. (дек. 1531) соборным проповедником, преемником Цвингли как главы цюрихской церковной общины. Совместно с Л. Юдом он разработал правила деятельности пасторов и церковных синодов - нормы, применявшиеся затем в течение почти 300 лет. Сам Б. на протяжении всей жизни проповедовал в Цюрихе. Особой популярностью пользовались 50 его проповедей (1549-1551), собранных в «Декады» и получивших название «Hausbuch» (Домашняя книга). Б. многократно отстаивал перед магистратом свободу проповеди, права Церкви при замещении вакантных мест проповедников (проведение выборов и оплата труда их осуществлялись городскими властями), компетенцию Церкви в распределении средств на нужды школы и бедных. В 1534 г. он вел переговоры с лютеранами о возможности сближения их конфессиональных установок с учением цюрихской Реформации. В 1536 г., поддерживая стремления М. Буцера к поискам единства в стане Реформации, он вместе с О. Миконием и С. Гринеем разработал первое Гельветическое исповедание , к-рое получило в Швейцарии широкое признание, но позже было вытеснено кальвинист. формулировками Женевского катехизиса 1545 г. В 1549 г. Б. выработал компромиссные позиции в главных доктринальных тезисах, в т. ч. в вопросе о Евхаристии, между цвинглианским Берном и кальвинист. Женевой (т. н. Consensus Tigurinus). В 1562 г. по запросу курфюста Пфальца Фридриха III Благочестивого о сходстве и различиях между лютеран. (тогда еще господствовавшим в Пфальце) и кальвинист. исповеданиями Б. составил собственный вариант текста. Он был опубликован в 1566 г., получил название Второго Гельветического исповедания и вызвал резонанс не только в Швейцарии и Пфальце, но и в Шотландии, Чехии, Польше, Венгрии, на севере Нидерландов.

http://pravenc.ru/text/Цвингли.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАРЕР [нем. Blarer, Blaurer] Амброзиус (4.04.1492, Констанц - 6.12.1564, Винтертур, кантон Цюрих), церковный проповедник и деятель Реформации в Германии и Швейцарии. Принадлежал к весьма влиятельному патрицианскому роду, известному в г. Констанце с XIV в. Его брат Томас был одним из ведущих политиков города. В 1505-1513 гг. Б. учился в ун-те Тюбингена, где близко познакомился с юным Ф. Меланхтоном . Став в Констанце монахом-бенедиктинцем (1515), Б. к 1520 г. был уже приором мон-ря, но под влиянием сочинений М. Лютера в том же году вышел из мон-ря и, став церковным проповедником (1525), сыграл важную роль в утверждении в городе Реформации (1531). Он успешно полемизировал с католиками и пропагандировал протестантизм по Цюрихскому образцу, хотя ряд догматических положений У. Цвингли он не разделял. В 1528-1540 гг. Б. оказывал помощь в проведении Реформации швабским имперским городам Ульму, Эслингену, Меммингену, Исни, а также коммунам Вост. Швейцарии. Цвинглианские элементы Реформации, к-рые он пытался утвердить в 1538 г. в Аугсбурге, продержались недолго и постепенно были вытеснены лютеранством. Важную роль Б. сыграл в 1534-1538 гг. в Вюртемберге, где способствовал росту евангелической Церкви своим стремлением согласовать позиции последователей Лютера и Цвингли, воздействуя на новые порядки литургии, дисциплины брака, благотворительности, визитаций. Поражение протестантов в Шмалькальденской войне с имп. Карлом V привело к оккупации Констанца имп. войсками в окт. 1545 г. ивынужденномупереселениюБ. в Швейцарию (1548). Лишь в 1551-1559 гг. он снова стал выполнять обязанности пастора в подчиненном Берну г. Биль. Несмотря на переписку с Г. Буллингером, Г. Фарелем, Ж. Кальвином и др. видными деятелями Реформации, его влияние на церковную жизнь ограничивалось местными рамками. Сочинения Б., в к-рых заметно влияние крупных реформаторов, в частности М. Буцера, не внесли существенно нового вклада в теологическую проблематику. Они отличаются пастырским и полемическим содержанием, достоинствами выразительного и богатого языка. Б. оставил ряд духовных песнопений, к-рые имели широкое распространение, тем более что Цвингли, идеи к-рого пользовались в Вост. Германии большим влиянием, не проявлял внимания к этому вопросу.

http://pravenc.ru/text/149377.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II [Макарий ибн Хиляль; араб.      ] († ок. 1550, Дамаск), патриарх Антиохийский (1543-1550). Происходил из дамасского клана Ибн Аун. Был известен как каллиграф; сохранились 2 переписанные им рукописи, содержащие гомилии свт. Иоанна Златоуста (завершена 27 нояб. 1527 в Дамаске) и канонический трактат (завершена 29 дек. 1531). В колофоне к последнему из этих манускриптов М. именует себя епископом Кары , а с сент. 1534 г. в приписках к рукописям он уже называет себя епископом Кары и Аккара. Если в XVII в. престолы Антиохийской Православной Церкви объединялись под властью одного архиерея по причине сокращения численности христиан, то веком раньше подобная экспансия могла объясняться только властными амбициями того или иного епископа. Епархии Кара и Аккар были одними из самых многолюдных и богатых в Патриархате. Т. о., возможно, что М. оказывал поддержку какой-то влиятельный христ. клан, способствовавший его стремительной церковной карьере. Помимо этого М. установил дружеские отношения с шейхом Исой, неформальным главой правосл. общины г. Триполи, имевшим исключительно широкие связи в кругах высшей иерархии Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов. В рукописях, принадлежавших шейху Исе, сохранилось неск. колофонов М. с благожелательными записями (от 1531/32, 29 сент. 1534, 2 нояб. 1538 - ИВР РАН. С 263. Т. 1. Л. 57б). Похоже, растущее могущество епископа стало вызывать опасения Антиохийского патриарха Михаила V ибн аль-Маварди. Приблизительно в нач. 1539 г. Михаил созвал Собор по проблеме расхождений в вычислениях даты Пасхи 1539 г. Примечательно, что местом проведения Собора был избран не Дамаск, а г. Кара. Туда съехались архиереи Баальбека, Эз-Забадани, Сайднаи, Ябруда, мн. священники и диаконы, однако епископ Кары на Соборе отсутствовал, оставаясь в доме шейха Исы в Триполи. Эта ситуация наглядно свидетельствует об открытом конфликте между патриархом и М. После кончины Михаила ибн аль-Маварди Антиохийским патриархом стал Дорофей III (1540-1543), известный своей попыткой заключить унию с Маронитской католической Церковью , за что он был обвинен в нарушении канонов и низложен соборным решением остальных 3 православных патриархов.

http://pravenc.ru/text/2561410.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010