Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗАРИ [итал. Vasari; прозвание - Аретино] Джорджо (30.07.1511, Ареццо - 27.06.1574, Флоренция), итал. живописец, архитектор, писатель. Обучался (ок. 1522) в Ареццо у франц. худож.-витражиста Гийома де Марсилья; с 1524 г. во Флоренции занимался в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело . В этот период вошел в круг семейства Медичи, его покровителями впосл. стали кард. Ипполито и герц. Алессандро (в 30-е гг. состоял у него на службе). Во время кризиса 1527 г. возвратился в Ареццо, где его наставником был художник Фьорентино Россо; в 1529 г. неск. месяцев обучался во Флоренции ювелирному искусству у Баччо Бандинелли. После осады Флоренции переехал в Пизу; с 1531 г. жил в различных городах Италии, выполняя многочисленные заказы, дважды посетил Рим (1532, 1538), где копировал произведения мастеров Возрождения (копии в Лувре, Париж); в 1555 г. вернулся во Флоренцию. Один из основателей Академии рисунка (1563). Стиль В., живописца и архитектора, сформировался под влиянием Микеланджело, что типично для мастера эпохи маньеризма. В. принадлежит большое число религ. произведений, среди к-рых росписи церкви мон-ря Камальдоли близ Ареццо (1537) и трапезной мон-ря Сан-Микеле ин Боско в Болонье (1539), работа «Непорочное зачатие» для ц. Санти-Апостоли во Флоренции (1541) и др. Среди его наиболее известных работ - фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571-1573), ансамбль Уффици во Флоренции (1560-1585; совместно с Б. Буонталенти). Однако В. более известен как составитель сочинения, ставшего первым опытом системного изложения истории итал. изобразительного искусства и содержащего сведения о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения,- «Жизнеописания знаменитейших итальянских живописцев, ваятелей и зодчих от Чимабуэ до наших дней» («Le vite de " più eccellenti architetti, pittori et scultori italiani da Cimabue insino a " tempi nostri». Firenze, 1550; 2-е изд. с прил. портретов художников и автобиографией там же, 1568; рус. пер.: Лпц., 1864. 4 т.; М., 1993-1994. 5 т.). Идея создания «Жизнеописаний» принадлежала кард. Алессандро Фарнезе и историку Паоло Джовио. Книга разделена на 3 части, каждая представляет определенный «возраст» развития итал. искусства: от его становления (Чимабуэ - конец Треченто), возрастания, или «юношества» (Якопо делла Кверча - конец Кватроченто), до «зрелости» (Чинквеченто), восходя, т. о., к вершине развития - творчеству Микеланджело. В этой работе В. впервые был предложен термин «Возрождение» (Rinascita); недооценка им как критиком периода средневековья проистекала из общей концепции искусства того времени, в к-ром главной ценностью являлось совершенствование технических приемов (прямая перспектива, объемная трактовка) для передачи реальной картины мира, чему отдавалось предпочтение в сравнении с символическим, условным ее изображением.

http://pravenc.ru/text/153837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья АРСЕНИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МОНАСТЫРЬ Находился в Грязовецком у. Вологодской губ., у впадения р. Кохтыш в р. Лежу, основан прп. Арсением Комельским . Источником сведений о начальном периоде существования обители является «Сказание о житии и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашаго Арсения игумена, составшаго обитель Пресвятыя Богородицы на Комельском лесу, в Олонове концы» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 22-56, 1-я пол. XVII в.). Ок. 1529 г., ища уединения, прп. Арсений впервые пришел в Комельские леса. Возле слияния рек Лежи и Кохтыша с плеч путника упала тяжелая ноша, святой решил отдохнуть на этом месте и увидел «солнечный луч и свет велии», сиявший близ р. Кохтыш. Преподобный принял это за знамение Божие и основал здесь мон-рь. В февр. 1530 г. прп. Арсений получил от вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту, передавшую во владение А. К. м. земли на 2 версты вокруг, окрестным крестьянам запрещалось на монастырской территории рубить лес, ставить починки, охотиться и ловить белок (ИРИ. Т. 3. С. 280-282). Однако местные жители, недовольные потерей угодий, разорили жилище преподобного и убили его келейника, тем самым принудив прп. Арсения удалиться примерно за 30 верст на р. Шингорь, протекавшую в Шилегорском лесу. Однако и там уединение подвижника оказалось нарушенным, и прп. Арсений вернулся в Комельский лес. Перед этим он, видимо, посетил Москву, т. к. 13 июля 1539 г. от вел. кн. Иоанна IV Васильевича Грозного святой получил жалованную грамоту, давшую А. К. м. права на надел земли уже на 5 верст вокруг (ИРИ. Т. 3. С. 283-285); в 1543 г. мон-рь получил еще одну грамоту, увеличившую его льготы. «Сказание» сообщает, что прп. Арсений сам осваивал новые земли - «лесы сечаше и нивы насеваше». В 1539 г., испросив у еп. Вологодского и Великопермского Алексия благословение на возведение храма, прп. Арсений с братией начал строительство деревянной церкви, к-рую 2 июля 1541 г. освятил в честь Положения честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. В мон-ре преподобный ввел общежительный устав. Незадолго до смерти основателя обители был заложен трапезный храм во имя прп. Сергия Радонежского, ряд др. монастырских построек. Прп. Арсений был похоронен близ алтаря с прав. стороны Ризоположенского храма. 1 июля 1654 г. игум. Иоасафом на месте прежнего был освящен новый каменный храм Положения Риз Пресв. Богородицы с 2 приделами: сев.- во имя прп. Сергия Радонежского, юж.- во имя прп. Арсения Комельского (в этом приделе под спудом покоились мощи святого). Впосл. в Арсениевском приделе над мощами преподобного была устроена медная чеканная, посеребренная и частично позолоченная рака.

http://pravenc.ru/text/76182.html

От редакции игум. Вассиана зависит редакция ВМЧ (в исследовании Минеевой она названа 1-й стилистической), созданная на рубеже 20-х и 30-х гг. XVI в. Вероятнее всего, Жития З. и С. были включены в Софийский комплект ВМЧ, создававшийся в Новгороде в 1529-1541 гг. под рук. архиеп. св. Макария . Апрельский том Софийского комплекта утрачен, но данная редакция дошла в 35 списках, включая Успенский и Царский списки ВМЧ. Производной от редакции ВМЧ, как установила Минеева, является волоколамская редакция (представлена списком РГБ. Ф. 113. Волок. 659, 30-е гг. XVI в.; публ.: БЛДР. Т. 13. С. 36-153, 756-773). Из всех ранних редакций она является наиболее полной и литературно обработанной. В ней содержится ряд сведений, отсутствующих в др. редакциях: о рождении З. в с. Шуньга; о происхождении его родителей из Новгорода; о принятии матерью З. монашеского пострига; о числе братии в Соловецкой обители в ранний период; о том, что прп. Герман был родом из карельских людей и бывал на Соловках до встречи с С.; названы острова, переданные новгородцами Соловецкому мон-рю, и указаны расстояния до них и т. д. Все эти дополнения свидетельствуют о том, что данная редакция была создана в Соловецком мон-ре. О З. и С. сообщают также памятники соловецкого летописания, из которых наиболее значительными являются «Летописец соловецкий», составленный, по-видимому, в нач. XVIII в. (старший список - РНБ. Солов. Анз. 16/1384, 1713 г.), в к-ром рассказывается история Соловецкого мон-ря, и «Летописец» кон. XVI в. (см.: Корецкий. 1981), содержащий общерус. материал с более подробным изложением истории сев.-зап. рус. земель и Поморья. Сведения о З. и С., приводимые в соловецких летописцах, зависят от Житий преподобных. При этом в отличие от Житий летописцы содержат хронологические расчеты, относящиеся к пребыванию З. и С. на Соловках. Расчеты выполнены составителями летописцев на основе Житий, возможно, с использованием монастырского актового материала. Жизнеописание З. и С. Согласно Житию, С. принял постриг в Кирилловом Белозерском в честь Успения пресвятой Богородицы монастыре (возможно, был учеником прп.

http://pravenc.ru/text/200051.html

5 . De differentia inter humanitatem et corpus Christi, 1521–24. 6 . De peccato originali et redemptione universali, 1523–4. 7 . De luctatione Christi cum diabolo, dialogus, 1523–8. 8 .    Interrogatio Arabum ad Christianum, 1527–8. 9 .    Interrogatio Saraceni ad Christianum, 1529–30. 10 .    Adversus Judæum dissertatio, 1529–34. 11 .    Adversus Nestorianum, de Matth. XXVIII, 18 (Data est mihi omnis potestas), 1533–36. 12 .    Interrogatio ad Nestorianum, 1535–6. 13 .    Interrogatio altera ad Nestorianum, 1535–8. 14 .    Dialogus cum Nestoriano de Theotoco, 1537–40. 15 . Dialogus cum Nestoriano de vocabulo Christo, 1539–40. 16 . Quæstjo ab infideli de Dei existentia, 1539–42. 17 . Quæstio de existentia justorum ante baptismum, 1541–44. 18 . Ex concertationibus cum Saracenis. Vide Joan. Damascenum, 94, I585–98. 19 .     Mahometem non esse ex Deo, 97, 1543–46. 20 .     Mahometem fuisse hostem Dei et a dæmone obsessum, 1545–8. 21 . Ex humilitate prædicationis confirmari christianum dogma, 1547–52. 22 . Panem benedictum fieri corpus Christi, dialogus cum Saraceno, 1551–4. 23 . Christum, hominem factum, esse verum Deum, 1553–6. 24 .     De una uxore ducenda, 1555–8. 25 .     Demonstratio quod Deus habeat Filium consubstantialem... et coæternum, 1557–62 (græce ex notis Cotelerii, etiam 1, 846–8). 26 . Demonstratio quod Deus semper general, Filius semper generatur, 1561–66. 27 .     De nominibus Dei, 1565–8. 28 .     Dialogus hæretici et orthodoxi de Deo et deflate, 1567–76. 29 .     Cum Nestoriano disputatio, 1575–80. 30 .    Cum Jacobita disputatio, 1579–82. 31 .    Quæstio Origenistæ ad fidelem, 1581–2. 32 .    Contra Sarracenos Theopaschitas, latine.1583–4. 33. Dialogus cum Nestoriano, 1583–6 (quæ græce desunt habet Cotelerius in notis, 1, 1234). 34 . Dialogus de tempore an sit in tempore, 1585–6. 35 . Disputatio cum Sarraceno de auctore boni et mali, 1587–92. 36 . Quæstio Verbum Dei sitne creatum annon,1591–4. 37 . Quæstio duplex utrum Deipara sit mortua, utrum Deus etiamnum creet, 1593–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1522.  Игнатий (Брянчанинов), свт. Христианский пастырь и христианин художник. С. 505 настоящего издания. 1523. Письма… к Антонию Бочкову. С. 29; ср. с. 552 настоящего издания. 1524. Собрание писем… С. 324–325. 1525.  Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1. М., 2001. С. 156, 161. 1526. Собрание писем… С. 322–324. 1527.  Игнатий (Брянчанинов), свт. Христианский пастырь и христианин-художник. С. 506 настоящего издания. 1528. Письма… к Антонию Бочкову. С. 28; ср. с. 551 настоящего издания. 1529.  Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. М., 1993. Т. 7. Письма. С. 327, 413, 437; Письма… к Антонию Бочкову. С. 29; ср. с. 552–553 настоящего издания. 1530.  Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. М., 1993. Т. 7. С. 426— 427, 435, 436. 1531. Письмо к Ф. П. Опочинину от 30 марта 1848 г.//Собрание писем… С. 615–616. «Слово из вечности» вошло в первый том «Аскетических опытов» под названием «Голос из вечности». 1532.  Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений. Т. 1. С. 600. 1533. ОР РГБ. Ф. 425 (П. П. Яковлев). К. I. Ед. хр. 11. Л. 1–2 об., 3. 1534. РГИА. Ф. 1680. On. 1. Дело Л. 1 а — 61 об. 1535. РГИА. Ф. 1660. Оп. 1. Дело Л. 5 — 6 об. 1536. Ср.: Скрыеши их в тайне Лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык (Пс. 30. 21). — Ред. 1537. Высокопреосвященнейшему — Ред. 1538. Потемкина Т. Б. — Ред. 1539. Все это подтверждается великими клятвами. Надобно сказать, что и Настоятельница своими поступками и нелюбовию и к церкви и к монашескому сущему житию подает повод к заключению о ее бесновании. 1540. Бывшая коровница Никольская. 1541. Речь идет о старшем сыне Императора Александра II Николае Александровиче (1843–1865), наследнике престола, умершем при жизни отца. — Ред. 1542. Том 1, стр. 275, 272, 252 и проч. [Ссылка на прижизненное издание.] 1543. Сергей Геннадьевич Исаков (1931–2000), доктор филологических наук, профессор Тартуского университета. 1544. Из последних работ см. цикл статей: Котельников В. А. Оптина Пустынь и русская литература//Русская литература. 1989, С. 61–86; С. 3–31; С. 3–27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Далее местом составления житий являются не городские только центры, но и отдаленные от культурной жизни монастыри. Вследствие этого в житиях данного времени есть много драгоценных для истории бытовых черт. Наконец прежняя краткая память о святом превращается в обширное похвальное церковно-историческое слово. Из писателей этого времени выделяются Епифаний Премудрый , написавший жития преподобного Сергия Радонежского и Стефана Пермского, отличающиеся, по выражению проф. Голубинского, «необузданной риторикой», и сербы м. Киприан, переработавший житие м. Петра и несколько житий, вошедших в состав его «Степенной книги», и Пахомий Логофет, оставивший 10 житий, 6 сказаний, 18 канонов и 4 похвальных слова святым. Писатели житий, следовавшие за Киприаном, Пахомием и Епифанием, подражали им как в изложении, так и в понимании исторических явлений. Хотя митрополит Макарий сам не оставил ни одного канона или похвального слова святому, но движение, сообщенное им русской агиографии, было столь сильно, что его именем можно назвать новую эпоху в житийной литературе. Это движение вызвано было канонизацией русских святых в 1547 и 1549 г. и главным образом смелой попыткой м. Макария собрать и переписать «все святыя книги, которыя в Русской земле обретаются». Эта попытка привела к составлению громадного труда « Великих Четьих-Миней », издаваемых ныне археографической комиссией (подробнее о них см. под словом Макарий). Труд этот Макарий начал в 1529–30 годах и окончил 20 лет спустя. Минеи Макария известны в двух редакциях Софийской, оконченной в 1541 г., и Успенской — более полной и подробной, переписка которой окончена в 1552 году. Ни прежде, ни после не являлось столько новых житий, как во времена м. Макария. Через столетие после Миней Макария составлены были два новых житийных сборника: монаха Германа Тулупова из Старицы, написанный в 1627–32 годах по поручению троицко-сергиевского архимандрита Дионисия, и священника посадской церкви Сергиева монастыря Иоанна Милютина, составленный им совместно со своими тремя сыновьями в 1646–1654 годах.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

кн. Михаила Черниговского и его боярина Феодора (20 сент.), прп. Сергия Радонежского (25 сент.), мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских (14 апр.), преподобных Зосимы (17 апр.) и Савватия Соловецких (8 авг., 27 сент.), свт. Стефана Пермского (26 апр.), прп. Дионисия Глушицкого (1 июня), прп. Кирилла Белозерского (9 июня). Между сер. и 90-ми гг. XVI в. возникла (возможно, в связи с автокефалией Русской Церкви) «Минея новым чудотворцам» (старший список - Соловецкий, 1490), содержащая жития святых и службы по преимуществу рус. святым. Позднее под этим названием стал известен аналогичный сборник, возникший в связи с макариевскими Соборами 40-х гг. XVI в. В кон. XV - нач. XVI в. прп. Нилом Сорским было составлено 3 тематических сборника, включающие отредактированные жития из домакариевских Миней-Четьих, посвященные греч. святым - основоположникам разных традиций монашества. Эти сборники стали явлением переводной Ж. л. ( Леннгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2000, 2002, 2004. Ч. 1-3). Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. 992 (II-789). Л. 7) Успенский список Великих Миней-Четьих свт. Макария. Март (ГИМ. Син. 992 (II-789). Л. 7) Значительно увеличилось число оригинальных рус. житий в составе Великих Миней-Четьих (ВМЧ). Процесс создания ВМЧ занял ок. 25 лет. Было сформировано 3 полных беловых комплекта, получившие название по месту их первоначального хранения. Софийский комплект (1529/30-1541) был создан при Новгородском архиепископском доме в бытность свт. Макария (впосл. митрополит Московский) Новгородским архиепископом. 8 сохранившихся томов (утрачены Минеи на дек., янв., март и апр.) в наст. время хранятся в Софийском собрании РНБ (7 томов - 1317-1323; Абрамович. Софийская б-ка. 1907. Вып. 2. С. 1-154) и в РГАДА (1 том - Ф. 201. 161). Успенский комплект, вложенный в 1552 г. в московский Успенский собор, сохранился полностью и сейчас находится в Синодальном собрании ГИМ 986-997). Там же хранится и 10 томов Царского списка ВМЧ 174-183), предназначавшегося для царя Иоанна IV Васильевича и законченного в 1554 г.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Теперь организовывать охрану южных границ было необходимо для отражения набегов крымского хана. Опасность не заставила себя ждать. «“Крымский смерч” 1521 г., когда войска крымского “царя” Мухаммед-Гирея непосредственно угрожали Москве, стоит в ряду таких европейских событий, как взятие турками Белграда в 1521 г., падение Родоса в 1522 г., осада Вены в 1529 г.» 38 . В 1521 году, во время татарского нашествия, было видение одному чудовскому иноку, как Московские чудотворцы износили из Кремля Владимирскую икону, оставляя Москву без Заступницы и Небесной Покровительницы. Только умолением преподобных Сергия и Варлаама икона была возвращена в собор. Повесть об этих событиях была написана позднее по благословению святителя Макария и вошла в состав Степенной книги 39 , а в Месяцеслове появилась память в честь Владимирской иконы Богоматери (21 мая). Очередной набег татар последовал через двадцать лет, в 1541 году. Сохранилось поучение преподобного Максима Грека об этом 40 . В 1547 году русский государь впервые в истории был венчан царским венцом. Это деяние было совершено святителем Макарием, Митрополитом Московским (†1563; пам 30 дек.). Эпоха Митрополита Макария — блестящая эпоха в русской истории середины XVI века. В 1552 году первым русским царём была покорена Казань 41 , что содействовало в последующее время обоснованию царского венчания на Руси. Как отмечает А. А. Горский, “в семиотическом плане российский царь наследует византийскому императору, в территориально-политичес­ком — хану Золотой орды” 42 . В 1556 году, спустя четыре года после покорения Казани, без особых военных усилий вошла в состав России Астрахань. Благодаря этому Волга становится русской рекой на всём своём протяжении. Следующий набег крымского хана был в 1571 году, когда на праздник Вознесения он спалил Москву. Во время бушевавшего пожара Митрополит Кирилл (1568–1572) усиленно молился в Успенском соборе в Кремле о спасении страны. Через год татары уже шли на Русь без особых предосторожностей, но враг был разбит в битве при Молодех.

http://pravmir.ru/zolotoordyinskoe-igo-i...

в ст. Коллоквиумы ). О. как один из представителей лютеран. стороны принимал участие в коллоквиуме, проходившем в Хагенау (Агно) и Вормсе в 1540 г. Формально О. был подчинен главе нюрнбергской делегации, ученику Меланхтона дипломату Эразму Эбнеру (1511-1577), однако это не мешало ему отстаивать самостоятельную позицию по мн. вопросам. Как и другие находившиеся в Вормсе протестант. теологи, О. в нояб. 1540 г. поддержал предложенную Меланхтоном в качестве общего вероисповедания новую редакцию Аугсбургского исповедания (т. н. Confessio Augustana Variata). Однако независимость О., выступавшего за право всех теологов, а не только неск. представителей каждой стороны, участвовать в общих дискуссиях, в кон. 1540 г. привела к конфликту между ним и наиболее убежденными сторонниками поиска компромиссов с католич. стороной - Буцером, Якобом Штурмом (1489-1553), а также с негласно поддерживавшим их Меланхтоном. Поведение О. в Вормсе вызвало недовольство городского совета Нюрнберга, поэтому в янв. 1541 г. он был отозван с коллоквиума (в заседаниях к-рого примерно в это же время был объявлен перерыв); О. не принимал участия в заключительном этапе работы коллоквиума в 1541 г. в Регенсбурге (см.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 313-324. N 271-272). Значительный интерес представляет написанное О. не позднее 1540 г. небольшое соч. «Является ли истинным и достоверным то, что иудеи тайно душат христианских детей и используют их кровь» (Ob es war und glaublich sey, dass die Juden der christen kinder heymlich erwürgen und ir blut gebrauchen; крит. изд.: Osiander. GA. Bd. 7. S. 216-248. N 257), имеющее форму письма неизвестному адресату. В нем О. выражает свое отношение к казни ок. 30 иудеев в Пёзинге в 1529 г. по обвинению в ритуальном убийстве христ. младенца, а также к подобного рода обвинениям в целом. В отличие от большинства католич. и протестант. теологов своего времени (в т. ч. Лютера), к-рые охотно поддерживали всевозможные нападки на иудеев и антииудейские акции светских властей, О. видит в иудеях благочестивых и богобоязненных людей, которые стремятся следовать заповедям ВЗ, а также нравственным и ритуальным наставлениям раввинов.

http://pravenc.ru/text/2578231.html

XVI в. завоевательная политика турок-османов в Средиземном м. и на Балканском п-ове приняла угрожающие масштабы. В 1516 г. турки захватили Алжир и Тлемсен (позднее город стал одной из пиратских баз в Средиземном м.), в 1521 г. пал Белград, в 1522 г. был завоеван о-в Родос. В 1526 г. в битве при Мохаче погиб кор. Венгрии и Чехии Людовик (Лайош) II, объединенные венг. и чеш. войска были разгромлены. Победа позволила туркам занять Среднедунайскую равнину и осадить в 1529 г. Вену; тур. войска отступили только из-за наступивших холодов. Осада г. Тунис и порта Голетты армией имп. Карла V. Гравюра Ф. Хогенберга по рис. Я. Вермеена. 1582 г. Осада г. Тунис и порта Голетты армией имп. Карла V. Гравюра Ф. Хогенберга по рис. Я. Вермеена. 1582 г. Воспользовавшись перерывом в Итальянских войнах и добившись подписанием Нюрнбергского религ. мира субсидии немецких князей, в 1532 г. К. предпринял поход против турок. Успех был скромен: императору удалось спасти от разграбления западновенг. крепость Кёсег (Гюнс) и разбить арьергард тур. армии в Штирии. После этого К. отправился в Испанию, предоставив руководство военными действиями брату, кор. Фердинанду I. В 1535 г., будучи в Испании, император объявил крестовый поход против турок и набрал армию в 30 тыс. чел. Заключив союз с Генуей и Мальтийским орденом (в 1530 К. как король Сицилии передал во владение ордену острова Мальта и Гоцо, а также североафрикан. порт Триполи (ныне столица Ливии)), он получил в распоряжение мощный военный флот и переправил войска в Тунис, завоеванный турками годом ранее. После продолжительной осады христ. армия захватила г. Тунис и порт Голетта, где К. приказал возвести фортификационные сооружения. В 1538 г. К. вступил в Свящ. лигу, объединившую силы Венеции, Генуи, Папского гос-ва и Свящ. Римской империи. Однако союзный флот был разгромлен численно уступавшей ему флотилией Сулеймана I в битве при Превезе (28 сент. 1538). Дальнейшие попытки К. отвоевать североафрикан. побережья (в частности, война за Алжир в 1541) были безуспешными.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010