Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ (Терлецкий Кирилл Семенович; † 21.05.1607, Луцк, (совр. Украина)), правосл., затем униат. еп. Луцкий и Острожский, один из инициаторов и лидеров Брестской унии 1596 г. Время и место рождения К. неизвестны. Терлецкие были мелким шляхетским родом герба Сас в Перемышльском воеводстве, происходили из с. Терло над р. Стрвяж (ныне Старосамборский р-н Львовской обл.). В с. Терло имелся принадлежавший Терлецким правосл. мон-рь. В кон. XVI - нач. XVII в. Терлецкие владели на Пинщине и Берестейщине неск. имениями: дер. Особовичи, селами Гривковичи и Дубое, городами Мотоль и Речица, селами Корсунь, Тевковичи, Пирковичи (Перковичи). Древнейшее свидетельство о священнослужителях из этой семьи в Перемышльской правосл. епархии датируется 1-й пол. XVI в.: в 1528-1549 гг. Перемышльскую кафедру занимал Лаврентий (Терлецкий). Известен Феодосий (Терлецкий), игум. Уневского мон-ря в 1590-1597 гг., в 1596 г. в актах Холмщины отмечен войский Феодор с Терли Терлецкий, отец Холмского еп. Мефодия (Терлецкого; 1630-1649). Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. Еп. Кирилл (Терлецкий). Гравюра. XVII в. В 1576 г. Кирилл Терлецкий являлся священником замковой ц. св. Димитрия в Пинске, протопопом Пинска. Ц. св. Димитрия была кафедральным храмом Пинско-Туровской епархии, считалась главной городской святыней (в Пинске в XVI в. имелось 16 правосл. храмов). Протопоп Кирилл был женат, имел дочь Анну, к-рая вышла замуж за шляхтича из Пинска И. Ф. Велятицкого, пинского земского писаря. Кроме близких родственников (брата Яроша и его жены Марии Туровны (Марины Богухваловны), их сына Ивана и 5 дочерей) в Луцке протопопа Кирилла окружали выходцы из Перемышльской земли и Пинска. После смерти нареченного на Пинскую кафедру Андрея Русина († 1576) «паны-рады» избрали Пинско-Туровским епископом протопопа Кирилла Терлецкого (по-видимому, это произошло в период «бескоролевья», после бегства во Францию в июне 1574 польск.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЭ [лат. Andreae] Якоб (25.03.1528, Вайблинген, герцогство Вюртемберг - 7.01.1590, Тюбинген), лютеран. теолог, активно участвовавший в составлении формулы согласия и первых попытках богословского диалога между лютеран. теологами и правосл. богословами К-поля. богословское образование получил в Тюбингенском ун-те. С 1546 г. диакон в Штутгарте, после публикации Аугсбургского интерима (1548) из-за своих антикатолич. взглядов был вынужден переехать в Тюбинген. Здесь, пользуясь покровительством герц. Кристофа Вюртембергского, защитил в 1553 г. докт. дис. по теологии и получил должность пастора и суперинтенданта в Гёппингене. Испытал значительное влияние тюбингенского теолога И. Бренца. В 1562 г. стал старшим пастором, профессором и первым евангелическим канцлером Тюбингенского ун-та. В 1568 г. А. вместе с М. Хемницем был приглашен герц. Юлиусом Брауншвейгским для реорганизации лютеран. церкви в герцогстве по вюртембергскому образцу. Со 2-й пол. 50-х гг. XVI в. А. пытался наладить взаимопонимание внутри протестантов. Согласно Аугсбургскому миру 1555 г. в этот процесс с самого начала не были включены анабаптисты . А. находил поддержку своим действиям в лице герц. Кристофа Вюртембергского, к-рый проявлял интерес к созданию единой по учению и устройству лютеран. Церкви, к-рая могла бы объединить не только протестантов Империи, но и по возможности франц. кальвинистов и даже православных. После того как не удалась попытка сближения с кальвинистами, А. участвовал в переписке тюбингенских теологов с К-польским Патриархом Иеремией II в 1574-1581 гг., в ходе к-рой в К-поль был послан текст Аугсбургского вероисповедания в греч. переводе. Полемика происходила гл. обр. по вопросам исхождения Св. Духа, свободы воли, соотношения веры и человеческих заслуг в деле спасения, таинств, поклонения святым, иконопочитания и монашества и не привела к установлению единого мнения между участниками переписки.

http://pravenc.ru/text/115342.html

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь 6 червня 2010 р. 13:10 Монастырь расположен на берегу речки Болдинки в 18 км от города Дорогобужа, на Старой Смоленской дороге. Основана обитель в 1528 г. преподобным Герасимом Болдинским. Со дня основания и до начала XVII века монастырь быстро развивался: строились храмы, собиралась братия. В 1580-1590-х гг. в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. Автором всего монастырского комплекса был известнейший московский мастер Федор Конь. В 1611 г. монастырь был захвачен поляками, в нем разместился католический орден иезуитов, во владении которых он находился до 1655 г. С 1656 г. монастырь вновь был освящен как православный. В 1919-1927 гг. в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей. В ноябре 1929 г. монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме — колхозный сырзавод, в часовне — сепаратор для переработки молока. Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители размещались ремонтные мастерские. В марте 1943 г. при отступлении немцы заминировали и взорвали храмы и колокольню. В 1964 г. началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П. Д. Барановского. В 1991 г. Болдинский монастырь передан Русской Православной Церкви. В 2001 году в монастыре были обретены мощи преподобного Герасима Болдинского. В настоящее время практически все постройки монастыря восстановлены. Возрожден монастырский некрополь. Свято-Троицкий собор Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211114...

В кон. XV в. обитель имела 77,5 обжи земли, а также 60 дворов с 78 тяглецами ( Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 207), в т. ч. зафиксированные в писцовой книге 1497/98 г. деревни Горка и Ушково-на-Бору, сведения о владении которыми имеются в грамоте кн. Изяслава Мстиславича. Земли, принадлежавшие обители, располагались в 2 пятинах новгородской земли - Шелонской и Деревской. В результате московских конфискаций XVI в. за Н. П. м. оставался только Налючский погост Деревской пятины ( Гневушев А. М. Очерки экон. и соц. жизни сельского населения Новгородской обл. после присоединения Новгорода к Москве. К., 1915. Т. 1. Ч. 1. Прил. С. 77, 199). 21 нояб. 1588 г. царь Феодор Иоаннович в ответ на челобитную игум. Феодосия с братией выдал Н. П. м. жалованную грамоту (и освобождение от оброка на рыбную ловлю в оз. Мячино, наложенного «прежними новгородскими дьяками» В. Степановым и Л. Онаньевым) (РГАДА. Ф. Новгородской приказной избы. Стб. 42743. Ч. 4; Корецкий. 1955. С. 204). Тем не менее 25 марта 1590 г. новгородские дьяки вновь рассматривали челобитную игум. Варлаама «з братьею», в результате чего Н. П. м. было выдано разрешение «на рыбную ловлю на Мячино по государевой грамоте и по челобитной... и велели им теми рыбными ловлями владети, на монастырской обиход рыбу ловити по прежней грамоте, а оброк с тое рыбные ловли по государеве грамоте велели сложити для нищеты и скудости» ( Корецкий. 1955. С. 205). При том же игумене был изготовлен один из списков грамоты кн. Изяслава Мстиславича об учреждении обители и о ее владениях (Там же. С. 204). По выписи из писцовых книг 1598 г., Н. П. м. принадлежали пожни Леденец и Болото у оз. Мячино ( Секретарь. 2011. С. 546). Н. П. м., как и др. новгородские обители, был разорен во время швед. оккупации 1611-1617 гг. В описи новгородских церквей и мон-рей 1615 г. отмечено лишь, что в Н. П. м. «храм Пантелеймон многострадальный, в трапезе Покров Богородицы, каменны» (Опись Новгорода 1617 г./Подгот. к публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Ч. 2. С. 325. (Памятники отеч. истории; Вып. 3)). Т. о., в обители помимо соборного имелся также храм в честь Покрова Пресв. Богородицы с трапезной (1-е упоминание), что указывает на введенный ранее (вероятнее всего, по инициативе архиеп. Новгородского свт. Макария в 1528 г.) общежительный устав. Однако опись 1617 г. фиксирует уже полное запустение обители: «...церкви каменные, а те ныне стоят разорены. А келей и ограды и старцов и слуг никого нет»; при этом отмечаются как принадлежавшие Н. П. м. богослужебные предметы, а также 26 рукописных бумажных книг и 5 медных колоколов (Там же. Ч. 1. С. 111-112).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Более известны следующие в этом роде сочинения: С. Пагниина лукского Isagoge ad sacras litteras, и Isagoge ad mysticos S. Scrip­turae sensus. Lugdini. 1528. – Сикста сенского Ars interpretandi Scripturas Sacras absolutissima. Venetiis. 1556. – М. Флакка Clavis Scripturae Sacrae. Basii. 1567. – И. Гофмейстера Canones ad inter­pretandas litteras. Paris. 1573. – Ioc. Акосты o иствпном способе толкования священного Писания, в сочинении De Christo reve­lato. Romae. 1590. – Волфг. Франца Tractatus theologicus novus et perspicuus de interpretatione Scripturarum Sacrarum maxime legi­tima. Vittenberg. 1610. – Сал. Гласса Philologia Sacra. lenae. 1623; Lipsiae. 1795–1797. – Дан. Гуета De optimo genere in­terpretandi et de claris interpretibus. Paris. 1661. – Dom. Jean Martianay Méthode sacrée pour apprendre et expliquer l’Ecriture Sainte par l’Ecriture meme. Paris. 1704 et 1716. – И. Иак. Рамбаха In­stitutiones Hermeneuticae Sacrae. lenae. 1723; Petropoli. 1816. – I. Авг. Эрнеста Institutio interpretis N.T.Lipsiae. 1761. – I. Iak. Гесса Ueher die beste Art die göttlichen Schriften zu studiren, mit Rücksicht auf die gegenwärtige Lage des Christenthums. Zürich. 1774. – I. Юлия Монспергера Institutiones Hermeneuticae Sacrae Y. T. Vindobonae. 1776. – Адама Вицера Hermeneutica Sacra N. T. Budae. 1784. – Готл. Вилг. Майера Versuch einer Her­meneutik des A.T.Götting. 1 Th. 1779; 2 Th. 1780. – Дам. Черни Institutiones Hermeneuticae N. T. Brun. 1780. – Христоф. Фишера Institut. Hermen. N. T. Pragae. 1788. – Г. Лавр. Бауера Entwurf einer Hermeneutik des A. und N. T. Leipz. 1799. – Ал. Зандбихлера Darstellung der Regeln einer allgemeinen Auslegungs­kunst. Salzh. 1813. – Ариглера Hermeneutica biblica generalis. Viennae. 1813. – Дан Тобенца Institutiones S. Scripturae. Vindob. 1814. T. 2. Pars 2. p. 416–491. – Яна Enchiridion Hermeneuticae generalis. Viennae. 1815. – I. Неп. Албера Institutiones Her­meneuticae Scripturae Sacrae V. et N. T. Pestini. 1817. – Бернарда де Poccu Sinopsi della Ermeneutica sacra, o dell’ arte di ben interpretare Ia sacra Scrittura. Parmae. 1819. – Kacn. Унтеркирхера Hermeneutica hihlica generalis. Oeniponti. 1831. – M. Виттманна Katholische Prinzipien von der heiligen Schrift. Landshut. 1834. – Георга Риглера Biblische Hermeneutik. Augsburg. 1835. – I. Канольдера Hermeneuticae biblicae generalis principia rationalia, cbristiana et catholica. Quinqueeccl. 1838. – I. M. Alh. Loehnis Grundzüge der biblischen Hermeneutik. Giessen. 1839. – B. Рейхеля Introductio in Hermeneuticam biblicam. Viennae. 1839. – Адольфа Багиеньскаго Hermeneutica biblica, seu ars interpretandi Scripturam S. Vulgatae latinae accommodata. Vilnae. 184–0. – Xpucm. Г. Вильке Biblische Hermeneutik nach katholischen Grund­sätzen in streng systematischem Zusammenhänge und unter Berück­sichtigung der neuesten approbirten hermeneutischen Lehrbücher. Würzburg. 1853.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В черновых набросках к «Ономастикону» С. Б. Веселовский делал для себя пометки о группах схожих по смыслу имен и прозвищ, например: «Обратить внимание на группы прозвищ в семьях фамилии Плохого» (Степан Пирог и Иван Оладьины – 1518 г., Андрей Каравай Оладьин – 1527 г., Матвей Кундум Пирогов – 1541 г. – все вотчинники на Волоке Дамском) 8 . «В роде муромских вотчинников Кравковых у Сумы Васильевича (1595 г.) сыновья Осип (1614 г. дворовый) и Мешок Сумины, а у Осипа Сумина сын Матвей Карман (1649 г. стряпчий) и внук Федор Карманов (1630 г. жилец). Нет возможности допустить заимствование, но тем интереснее представляются аналогичные прозвища в роде тульских вотчинников Мясных. У Никиты Васильевича (1528 г.) были сыновья Софон Мешок (1549 г.), Иван Шарап и Иван Мешочек, а у Мешка сын Осип Карман (1590 г.)» 9 . В семье помещиков Бежецкой пятины Поскочиных были имена – Друг, Товарищ и Ташлык Леонтиевичи. У новгородского помещика Ивана Линя, жившего в середине XV в., были сыновья Андрей Сом (1478 г.) и Окунь Ивановичи (1495 г.). В Рязани жили в XVI в. Добыча и Неудача Ивановичи Алымовы 10 . Интересные прозвища из области растительного мира были в XVI в. в роде утративших княжеское звание Фоминских-Березуйских (род смоленских князей): у Ивана Григорьевича Осоки Травина (1497 г.) были сыновья Григорий Пырей (от него фамилия Пырьевых). Иван Атава, Василий Вязель (полевой горошек) и Семен Дятелина. У Атавы сын Щавей 11 и многие другие. Читатель не всегда найдет на страницах труда объяснение происхождения имен, фамилий и прозвищ, отсылку на источники или хронологические указания на бытование тех пли иных имен и т. д., так как автор подчас не делал ссылки на использованные им источники. Иногда приводится только имя, прозвище или фамилия без указания на реальных исторических лиц. Но чаще всего такие данные имеются и сопровождаются точными указаниями на людей, живших в определенное время и в определенной местности. Публикуемый труд С. Б. Веселовского не претендует на исчерпывающие сведения о всех именах, прозвищах и фамилиях XV–XVII вв. Так, неучтены многие прозвища (у И. И. Голицына, кроме приведенного в работе прозвища Шпак, были и другие: Шпага, Сей и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Константин Тимофеевич 13) был воеводою в Нижнем (1520); Василий Тимофеевич жук был воеводою на Унже (1528); Василий Тимофеевич толстый был воеводою в Смоленске (1549); Андрей Данилович больший был воеводою в Карачеве (1551); Василий Константинович с братьями Иваном и Михаилом, из переяславских детей боярских переведены, 2 октября 1550 года, боярскими детьми в уезд московский; в последствии Василий Константинович был наместником в Почепе (1565); брат его Никита Константинович был наместником в Стародубе (1565), потом воеводою во Пскове (15691571). Иван Семёнович 39) был воеводою в Путивле (1553) и в Иван-городе (1559); Фёдор Андреевич 43) был воеводою: в Чернигове (1575); во Мценске (1577) и в Великих Луках (1579); брат его Дмитрий Андреевич был воеводою: во Мценске (1570), в Старице (1573), в Ряжске (1579); осадным воеводою в Рузе (1582), а при Царе Феодоре Иоанновиче находился ловчим. Андрей Васильевич 50) был воеводою: в Белой (1577); в Орле (1578); в Почепе (1585); опять в Орле (1590); в Копорье (1591); в Ряжске (1593); в Дорогобуже (1597); в Черни (1598); в Курске (1600) и в Тюмени (1603), откуда возвращаясь в Москву умер в дороге. Андрей Иванович 51) был воеводою в Орешке (1603); Данило Андреевич 59) был воеводою в Вязьме (1627); в Тобольске (1633) и опять в Вязьме (1637); Иван Иванович 60) был воеводою в Туле (1639); Юрий и Фёдор Ивановичи, Даниил Петрович и Василий Дмитриевич были стольниками при Петре Великом. Девять Замыцких владели населённым имениями в 1699 году. Фамилии этой в гербовнике не находится и нам неизвестно, происходят ли нынешние дворяне Замыцкие от фамилии этого имени, внесённой в бархатную книгу. Дмитрий Петрович Замыцкий находится ныне вице-адмиралом и членом адмиралтейств-совета. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

551-554 МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) 554-556 МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) 556-558 558-560 560-562 МАКАРИЙ АНЧЕЛИ свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. и в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 562-563 563-582 МАКАРИЙ ЛЕТЕТЕЛИ Макарий Лететели (Немощный), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) 582-583 МАКАРИЙ МАКРИС (ок. 1383 - 7 янв. 1431), прп. (пам. греч. 8 янв.), визант. подвижник, церковный писатель, агиограф, полемист, игумен и возобновитель к-польского мон-ря Пантократора 583-587 МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 587-597 МАКАРИЙ ОПИЗЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт. , в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) МАКАРИЙ ПАТМОССКИЙ († 1737), прп. (пам. греч. 17, 19 янв. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Патмосских святых) 597-598 598-601 МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) 601-603 МАКАРИЙ ТКОУСКИЙ († 451/2), еп. г. Ткоу (Антеополь, араб. Кау-эль-Кабир) в Египте почитаемый в Коптской Церкви как святой (пам. копт. 27 паопе (24 окт.)) 603-604 МАКАРИЙ ХАХУЛЕЛИ Макарий Хахулели (Постник; († 1035)), настоятель (кон. X - 1-я треть XI в.) мон-ря Хахули (ныне на территории Турции), преподобный Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 21 дек.) МАКАРИЯ (Сомова Мария Николаевна, 1811-1894), игум., настоятельница каширского во имя великомученика Никиты женского монастыря, прп. (13 февр. и 22 сент., в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/vol/xlii.html

398 В Самборском округе находится Лавров монастырь, один из древнейших в Перемышльской епархии. По ходатайству владыки Антония Радиловского, в 1550 г. разрешено монастырю строить здания для новых поселенцев подле монастыря и в его пользу, вследствие чего возникло селение Лавров. Здесь же, подле Самбора, находились монастыри св. Спаса, в котором проводил последние дни жизни князь Лев, сын Даниила, и Созань, наделенный от князя Льва полями, лесами и всякими угодьями. 399 Все эти монастыри принадлежали Перемышельской кафедре. Епископы этой епархии именовались Перемышльскими и Самборскими. Со времени разделения митрополии из них известны: 400 Геласий присутствовавший на соборе западно-русских епископов 1414 г. 401 Илия, 1421–1422 гг. (А. 3. Р. I, 29 и 31). Афанасий Дрогоевский 1440 г. (Несецк. Когопа, II, 83). Антоний, 1449 г. Иоанникий (первый) 1451 г. Иоанн Бирецкий, с 1467 г. Иоанникий Ивонка, 1469–1476. Иоанникий (третий), 1391. Антоний Оники, с 1499; в 1509 году присутствовал на соборе западно-русских епископов в Вильне. Иоаким, 1522–1528. Лаврентий (Александр) Терлецкий, из вдовых священников, 1528–1532 г. Арсений, упом. в грамоте галицкого епископа Макария Тучапского, 1539 г., о распределении в г. Львове церковных доходов между ним и клирошанами. 402 Антоний (по Стебельскому Иаков) Радиловский 1549–1581. В 1581 г. еще при жизни Радиловского, король отдал Перемышльскую епархию тиуну Степану Брылинскому. Православные жаловались митрополиту Онисифору на это назначение, выставляя пред ним, что тот тиун негоден к епископскому служению, как человек неученый в слове Божием, и по другим причинам, и просили не спешить производить его в епископы. 403 Брылинский, однако ж, посвящен был в епископы, принявши имя Арсения и, после смерти своей в 1590 или 1591 г., оставил епархию в крайнем расстройстве. Львовский епископ Гедеон, получив в том же году от митрополита Михаила поручение осмотреть Перемышльскую епархию, нашел там ужасные беспорядки: духовенство не оказывало никакого почтения к епископу, на соборы не ходило, венчало беззаконные браки, допуская кровосмешение, беззаконно росторгало супружества; вдовые священники держали при себе блудниц, а другие вступали в священство во вторых браках; вследствие такой небрежности и распущенности пастырей, умножились всякие беззаконства и между посполитыми людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А. А. Ткаченко Издания Библии Унификация богослужения и упорядочение пастырской работы с мирянами требовали издания авторитетного лат. текста Свящ. Писания. В соответствии с постановлением Тридентского Собора от 8 апр. 1546 г. было решено подготовить исправленное издание Вульгаты. Комиссия по подготовке издания, учрежденная папой Пием IV лишь в 1561 г., работала медленно и неэффективно. В 1569 г. папа Пий V создал новую комиссию (Congregatio pro emendatione Bibliorum); в ее состав вошли кардиналы Гульельмо Сирлето (1514-1585), Марко Антонио Амулио (1506-1572), Кристофоро Мадруццо (1512-1578) и Антонио Карафа (1538-1591) (комиссия была распущена папой Григорием XIII). Работу по исправлению текста Свящ. Писания продолжила 3-я комиссия под рук. кард. А. Карафы, назначенная папой Сикстом V. За основу был взят текст в издании франц. гуманиста Р. Этьенна (1-е изд. - 1528), который сверяли со средневек. рукописями. В 1588 г. кард. А. Карафа представил папе Римскому Сиксту V результаты работы комиссии, но папа не был удовлетворен ими и лично принял участие в исправлении Вульгаты по греч. и евр. текстам. Подготовленное им издание (Vulgata Sixtina) было опубликовано в мае 1590 г. Папа Сикст V буллой «Aeternus Ille» от 1 марта 1590 г. объявил его единственным авторитетным для Римско-католической Церкви. Издание содержало многочисленные опечатки, а также ок. 100 существенных ошибок, поэтому сразу после кончины Сикста V (27 авг. 1590) кард. Роберт Беллармин (1542-1621) потребовал отменить продажу напечатанных экземпляров, указывая на то, что столь несовершенное издание Свящ. Писания представляет угрозу для авторитета Церкви. 5 сент. коллегия кардиналов запретила продажу издания; значительная часть тиража была выкуплена и уничтожена. Папа Климент VIII назначил 4-ю комиссию по исправлению текста Свящ. Писания. В ее состав вошли опытные специалисты - кардиналы Франсиско де Толедо Эррера (1532-1596), Агостино Вальер (1531-1606), Федерико Борромео (1564-1631) и Р. Беллармин, а также Антонио Аджелли († 1608), еп. Ачерно, и библеист Пьер Морен (1531-1608). За основу приняли текст лувенского издания 1547 г. В 1592 г. была издана новая версия лат. текста Свящ. Писания (Vulgata Clementina); папской буллой «Cum Sacrorum» (9 нояб. 1592) она была объявлена офиц. переводом Библии. Ее статус в Римско-католической Церкви оставался неизменным до 1979 г., когда Папский престол признал «Новую Вульгату» в качестве офиц. библейского текста в Римско-католической Церкви (см. Вульгата ). Реформа календаря

http://pravenc.ru/text/2057152.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010