Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЗИЙ Гозий [лат. Hosius; польск. Hozjusz] Станислав (5.05.1504, Краков - 5.08.1579, Капраника, близ Рима), кард., деятель католич. Контрреформации . В 1519-1520 гг. учился на фак-те свободных искусств Краковского ун-та. В 1530-1533 гг. изучал юриспруденцию в Падуанском и Болонском ун-тах в Италии. Д-р канонического и гражданского права (1534). Сначала был сторонником реформы католич. Церкви в духе Эразма Роттердамского , принадлежал к краковскому кружку гуманистов. В 1523-1527 гг. принимал участие в издании сочинений Эразма; в 1528 г. перевел на латынь и издал вместе с греч. текстом одну из гомилий свт. Иоанна Златоуста. Позднее Г. встал на позиции католич. Контрреформации. Был секретарем еп. Кракова П. Томицкого, служил в польск. королевской канцелярии. C 1538 г. секретарь польск. кор. Сигизмунда I . Был пожалован церковными бенефициями в Вильно, Троках, Велюне, Вислице и Кракове. Каноник Варминского (1538), Краковского (1540) и Сандомирского (1542) капитулов. Рукоположен во пресвитера в 1543 г. 3 февр. 1549 г. стал епископом Хелминским (Кульмским), официально назначен 12 июля 1549 г. В 1550 г. назначен инквизитором в Померанской епископии. Был послом польск. кор. Сигизмунда II Августа при дворах папы Римского Юлия III , герм. имп. Карла V и его брата кор. Фердинанда. 11 мая 1551 г. стал епископом Варминским (Эрмландским). Формально не принадлежа к польск. католич. иерархии (Варминское еп-ство подчинялось Рижскому архиеп-ству, а после ликвидации последнего в марте 1562 - непосредственно папе), Г. активно участвовал в делах католич. Церкви в Польше. Составленное им «Исповедание христианской католической веры» (Confessio fidei catholicae Christiana) было принято в 1551 г. провинциальным Петроковским Собором (1-я ч. издана в 1553 в Кракове; впосл. переведено на все европ. языки и выдержало 39 изд.). Под влиянием Г. было запрещено распространение книг польск. гуманиста А. Фрич-Моджевского, выступавшего за церковную реформу, светское образование и создание национальной польск. Церкви. В 1551-1552 гг. Г. принял участие в работе Тридентского Собора как представитель польск. короля и польск. епископата. Вместе с папским нунцием А. Липпомано выступал за проведение репрессий против иноверцев.

http://pravenc.ru/text/165237.html

Скачать epub pdf Выдающимся Предстоятелем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Московский Макарий († 1563, память 30 декабря) – аскет-молитвенник, благочестивый подвижник, собеседник святых современников, иконописец. По его инициативе были созваны знаменитые в истории Русской Православной Церкви Соборы, он заботился о прославлении святых, исправлении недостатков в жизни Церкви и искоренении лжеучений. Его Первосвятительство приходится на стык малолетства и зрелого возраста Иоанна Грозного. Митрополит Макарий впервые в истории Руси венчал царским венцом первого Московского государя. Это был выдающийся деятель русской культуры, замечательный книжник своего времени, известный своими большими организаторскими способностями. Он предпринял попытку и трижды – все с большим успехом осуществлял собирание воедино всей духовной литературы того времени, составив Великие Четьи-Минеи. С его именем связано первое систематическое изложение отечественной истории – составление Степенной книги, а также начало новой страницы в истории русской книжности – учреждение книгопечатания на Руси. Современники называли митрополита Макария чудным. Можно говорить, что с его именем связан весь период середины XVI века 1 . В своей первосвятительской деятельности святитель Макарий проявлял постоянную заботу о монастырях 2 . Сохранились некоторые материалы, показывающие его попечение о знаменитом Соловецком монастыре, а также об игумене Филиппе (Колычеве; 1545–1548–1566). На следующий год после своего прибытия в Великий Новгород, в 1527 году, святитель выдал Соловецкому игумену Варлааму грамоту о невзимании пошлин с приписного к монастырю Петропавловского храма в Вирме 3 . В 1538 году Соловецкая обитель перенесла сильный пожар. В феврале 1539 года был поставлен новый Предстоятель Русской Церкви – Митрополит Иоасаф (1539– 1542) 4 . Его интронизацию возглавил Новгородский архиепископ Макарий. В жалованной великокняжеской грамоте, данной Соловецкому монастырю в марте 1539 года, говорится, как о Соловках «поминал... богомолец... архиепископ Великого Новагорода и Пскова владыка Макарей, что у них по грехом манастырь згорел весь до основанья» 5 . Таким образом, находясь в Москве во время интронизации нового митрополита, святитель Макарий проявил заботу о нуждах пострадавшей Соловецкой обители. Со своей стороны великий князь Иоанн IV «по докладу о сем происшествии Макария архиепископа Новаграда и Пскова в вознаграждение убытков пожаловал монастырю кроме церковных вещей поморские деревни» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЗАРИ [итал. Vasari; прозвание - Аретино] Джорджо (30.07.1511, Ареццо - 27.06.1574, Флоренция), итал. живописец, архитектор, писатель. Обучался (ок. 1522) в Ареццо у франц. худож.-витражиста Гийома де Марсилья; с 1524 г. во Флоренции занимался в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело . В этот период вошел в круг семейства Медичи, его покровителями впосл. стали кард. Ипполито и герц. Алессандро (в 30-е гг. состоял у него на службе). Во время кризиса 1527 г. возвратился в Ареццо, где его наставником был художник Фьорентино Россо; в 1529 г. неск. месяцев обучался во Флоренции ювелирному искусству у Баччо Бандинелли. После осады Флоренции переехал в Пизу; с 1531 г. жил в различных городах Италии, выполняя многочисленные заказы, дважды посетил Рим (1532, 1538), где копировал произведения мастеров Возрождения (копии в Лувре, Париж); в 1555 г. вернулся во Флоренцию. Один из основателей Академии рисунка (1563). Стиль В., живописца и архитектора, сформировался под влиянием Микеланджело, что типично для мастера эпохи маньеризма. В. принадлежит большое число религ. произведений, среди к-рых росписи церкви мон-ря Камальдоли близ Ареццо (1537) и трапезной мон-ря Сан-Микеле ин Боско в Болонье (1539), работа «Непорочное зачатие» для ц. Санти-Апостоли во Флоренции (1541) и др. Среди его наиболее известных работ - фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571-1573), ансамбль Уффици во Флоренции (1560-1585; совместно с Б. Буонталенти). Однако В. более известен как составитель сочинения, ставшего первым опытом системного изложения истории итал. изобразительного искусства и содержащего сведения о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения,- «Жизнеописания знаменитейших итальянских живописцев, ваятелей и зодчих от Чимабуэ до наших дней» («Le vite de " più eccellenti architetti, pittori et scultori italiani da Cimabue insino a " tempi nostri». Firenze, 1550; 2-е изд. с прил. портретов художников и автобиографией там же, 1568; рус. пер.: Лпц., 1864. 4 т.; М., 1993-1994. 5 т.). Идея создания «Жизнеописаний» принадлежала кард. Алессандро Фарнезе и историку Паоло Джовио. Книга разделена на 3 части, каждая представляет определенный «возраст» развития итал. искусства: от его становления (Чимабуэ - конец Треченто), возрастания, или «юношества» (Якопо делла Кверча - конец Кватроченто), до «зрелости» (Чинквеченто), восходя, т. о., к вершине развития - творчеству Микеланджело. В этой работе В. впервые был предложен термин «Возрождение» (Rinascita); недооценка им как критиком периода средневековья проистекала из общей концепции искусства того времени, в к-ром главной ценностью являлось совершенствование технических приемов (прямая перспектива, объемная трактовка) для передачи реальной картины мира, чему отдавалось предпочтение в сравнении с символическим, условным ее изображением.

http://pravenc.ru/text/153837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II [Макарий ибн Хиляль; араб.      ] († ок. 1550, Дамаск), патриарх Антиохийский (1543-1550). Происходил из дамасского клана Ибн Аун. Был известен как каллиграф; сохранились 2 переписанные им рукописи, содержащие гомилии свт. Иоанна Златоуста (завершена 27 нояб. 1527 в Дамаске) и канонический трактат (завершена 29 дек. 1531). В колофоне к последнему из этих манускриптов М. именует себя епископом Кары , а с сент. 1534 г. в приписках к рукописям он уже называет себя епископом Кары и Аккара. Если в XVII в. престолы Антиохийской Православной Церкви объединялись под властью одного архиерея по причине сокращения численности христиан, то веком раньше подобная экспансия могла объясняться только властными амбициями того или иного епископа. Епархии Кара и Аккар были одними из самых многолюдных и богатых в Патриархате. Т. о., возможно, что М. оказывал поддержку какой-то влиятельный христ. клан, способствовавший его стремительной церковной карьере. Помимо этого М. установил дружеские отношения с шейхом Исой, неформальным главой правосл. общины г. Триполи, имевшим исключительно широкие связи в кругах высшей иерархии Иерусалимского и Антиохийского Патриархатов. В рукописях, принадлежавших шейху Исе, сохранилось неск. колофонов М. с благожелательными записями (от 1531/32, 29 сент. 1534, 2 нояб. 1538 - ИВР РАН. С 263. Т. 1. Л. 57б). Похоже, растущее могущество епископа стало вызывать опасения Антиохийского патриарха Михаила V ибн аль-Маварди. Приблизительно в нач. 1539 г. Михаил созвал Собор по проблеме расхождений в вычислениях даты Пасхи 1539 г. Примечательно, что местом проведения Собора был избран не Дамаск, а г. Кара. Туда съехались архиереи Баальбека, Эз-Забадани, Сайднаи, Ябруда, мн. священники и диаконы, однако епископ Кары на Соборе отсутствовал, оставаясь в доме шейха Исы в Триполи. Эта ситуация наглядно свидетельствует об открытом конфликте между патриархом и М. После кончины Михаила ибн аль-Маварди Антиохийским патриархом стал Дорофей III (1540-1543), известный своей попыткой заключить унию с Маронитской католической Церковью , за что он был обвинен в нарушении канонов и низложен соборным решением остальных 3 православных патриархов.

http://pravenc.ru/text/2561410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589. Монастыри и монашество ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Даниил Васильевич Звенигородский Лупа, кн.; † 1538), постриженик и ученик прп. Иосифа Волоцкого, библиофил ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ (Турков Елеазар Иванович; ранее 1524 - после 1587), писатель, книгописец, один из организаторов ведения документации в Волоколамском мон-ре и сохранения письменного наследия прп. Иосифа Волоцкого и его учеников ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/136479_2.html

Согласно археологическим исследованиям, во 2-й пол. XIV в. на территории кладбища на месте совр. ц. ап. Иоанна Богослова (1832) была возведена деревянная церковь, а в 1-й пол. XV в., при Александру I, построена каменная ц. вмч. Георгия, к-рая, по всей видимости, была разрушена в результате татар. нашествий и землетрясения 1471 г. ( Heitel. 1962. P. 327-342). Н. В. м. пользовался покровительством мн. молдав. правителей и бояр. 31 авг. 1429 г. Александру I пожертвовал Н. В. м. оз. Захорна на Днестре и пасеку со всеми их доходами (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 138. N 92), 23 дек. 1430 г. он и его супруга Марина подтвердили эти пожертвования, а также даровали обители 3 мельницы на Днестре ниже оз. Захорна (Ibid. Vol. 1. P. 147. N 100). Господарь Петру III Арон (1451-1457, с перерывами) освободил от дани и барщины жителей сел, принадлежавших Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 61. N 44), во избежание нарушений со стороны бояр уточнил границы владений Н. В. м. (Ibid. Vol. 2. P. 83. N 57), 20 дек. 1455 г. даровал мон-рю с. Балошешти с доходами (Ibid. Vol. 2. P. 78. N 51). Особое попечение Н. В. м. оказывал господарь св. Стефан III Великий (1457-1504): 13 февр. 1458 г. он даровал Н. В. м. мон-рь Хангу и несколько татарских семей (Ibid. Vol. 2. P. 99. N 67); 13 июля 1463 г. подтвердил право владения монастырем оз. Захорна (Ibid. Vol. 2. P. 117. N 117); 9 мая 1482 г. подарил села Дворинешти, Бузаци и Фынтынеле (Ibid. Vol. 2. P. 373. N 245); 17 марта 1500 г. даровал «болото Криваа и озеро на им под Добровка» (Ibid. Vol. 3. P. 454. N 254), 30 сент. 1503 г.- «едно село наших питомых, сел на имя Банчане, на Серет» (Ibid. Vol. 3. P. 520. N 293). На месте ц. вмч. Георгия св. Стефан III построил новую каменную церковь (1495-1497), ставшую кафоликоном Н. В. м. и освященную как Вознесенская в честь победы господаря в битве с польск. войсками 14 нояб. 1497 г. в Козьминском лесу. Также господарь неоднократно жертвовал Н. В. м. драгоценную утварь ( Ivan, Porcescu. 1981. Р. 42-78). В XVI-XVII вв. пожертвования мон-рю подтверждали и даровали земли и имущество молдав. господари Богдан III Кривой (1504-1517), Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527), Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546), Ильяш II Рареш (1546-1551), Петру VI Хромой (Шкьопул) (1574-1578, 1582-1591), Арон Тиран (1592-1595), Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606), Раду I Михня (1616-1619, 1623-1626), Василе Лупу (1634-1653) (Ibid. P. 83-84). В 1540 г. господарь Александру Корня (1540-1541) построил в Н. В. м. трапезную и кухню; в 1551 г. Ильяш II воздвиг дом для настоятеля (в XVIII в. разрушен) (Ibid. P. 49).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

По Светога Писма Бог небо и 1525 ; небо престо а ногама 1526 ; Он све држи силе 1527 ; све оживотворава 1528 ; очински се стара о свима заповеда своме сунцу те и зле и добре, и дажд и праведнима и неправеднима 1529 ; од постанка света Он непрестано дела у свету 1530 ; све се држи 1531 ; у руци душа свих и дух свакога човека 1532 ; од зависи и и живот, и покрет: jep у живимо, и се, и 1533 ; Он место и време за живот створова 1534 , и им све што потребно за Он свима живот и и све 1535 ; без ни длака с главе не пада 1536 ; Он надгледа и залива покрива небо облацима, дажд, производи траву, храну стоци и птицама, заодева пшеницом; Он све храни, све одржава, све надгледа 1537 ; нема ничега што без иван од икроз и у све 1538 ; Он створио небо, небеса над небесима и сву и све што на мора и све што у и Он све то 1539 ; Он сам надгледа све што под небом, шта на све што створи 1540 . У Бог брине бригу свих створова, и и 1541 ; Он храни птице небеске, и одева их,анекмоли 1542 ; Он силе у те расту и се красотом неисказаном 1543 . са молитвеним о свеопштем и многобрижном промислу премудри Соломон се овако Богу: Ти сва и не гнушаш се ничега што си створио; када би нешто мрзео, Ти га не би створио. Како би пак ишта када Ти не би хтео? или како би се сачувало нешто што Ти ниси позвао (у 1544 Уопште, промисао тако очигледно откривен у Светом Писму, вели Климент Александриски, да то не треба ни доказивати, треба изобличавати и онога мисли да промисла нема 1545 . Очигледно да свети догмат о промислу свом садржином извире из Светога Писма. По Светог промисао природна и логична последица Бог зато што Творац; у о свету продужено на известан начин, стваралаштво у свету, по речи Отецъ мой доселе делаетъ (εργζεται), и азъ делаю (κγ εργζομαι) 1546 . Осим тога и сама Богом створеног света захтева промисла о свету. Ако свет има Богом онда мора промисао, би тога 1547 . Промисао непотребан ако свет нема Створивши свет из Бог га промислом кроз води ка а да се твар усавршена са Творцем, да Бог буде све у свему 1548 . Пошто Бог из и по доброти створио свет, не може се не бринути о свету. Многобрижно о свету да Он из створио свет и да Он и вечито добар. Васцело Свето Писмо, како у целини тако и у свима стварни летопис о свету. Створивши свет, Бог остао у свету и са светом, ма да и над светом; Он увек бди над и промислом га божанском 1549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Псалом 118 Аллилуия. Блаженны непорочные в пути 1526 , ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения 1527 Его: всем сердцем взыщут Его. Не совершающие беззакония по путям Его ходят. Ты повелел заповеди Твои твердо 1528 хранить. О, если бы 1529 направлялись пути мои к сохранению заповедей Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая 1530 на все заповеди Твои. Буду прославлять Тебя в правоте сердца, поучаясь судам 1531 правды Твоей. Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совершенно. Чем (руководясь) юный исправит путь свой? Хранением слов Твоих. Всем сердцем я взыскал Тебя, не удали 1532 меня от заповедей Твоих. В сердце моем я скрыл слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам 1533 Твоим! Устами моими я возвещал все изречения 1534 уст Твоих. На пути откровений Твоих я услаждался, как бы (владея) всеми богатствами 1535 . О заповедях Твоих буду рассуждать и размышлять о путях Твоих. Уставам Твоим поучусь, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, даруй мне жизнь 1536 , и я буду хранить слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. С любовию во всякое время душа моя желает судов Твоих 1537 . Ты остановил 1538 гордых, прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и унижение, ибо я хранил 1539 откровения Твои. Ибо вот сели князья и на меня клеветали, раб же Твой размышлял об уставах Твоих. Откровения Твои – поучение для меня, и советники 1540 мои – уставы Твои. Приклонилась 1541 к земле душа моя 1542 , даруй мне жизнь, по слову Твоему. Пути мои я возвестил 1543 , и Ты услышал меня: научи меня уставам Твоим. Путь уставов 1544 Твоих дай мне уразуметь, и я буду размышлять о чудесах Твоих. Ослабела 1545 душа моя от нерадения 1546 , укрепи меня словами Твоими. Путь неправды удали от меня и согласно закону Твоему 1547 помилуй меня. Путь истины избрал я и судов Твоих не забыл. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не посрами меня. По пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ответом на тюркскую экспансию стали походы против них донских и запорожских казаков. Так состоялись казацкие походы в 1502 и 1504 гг. на Тамань, 1516 г. на Белгород, в 1523, 1527, 1528, 1538. 1541, 1545, 1547, 1548., 1551гг. на Очаков, 1556 на Керчь и Очаков, 1558 год на Перекоп и Джарылгач, 1560 год на Кафу, 1574 год на Азов и Белгород, 1575 год на Трапезунд, Синон и Константинополь, 1576 год на Килию, Силистрию и Варну, а также практически ежегодно осуществлялись с 1602 по 1696 гг. походы казаков на черноморское побережье Турции, а в 1637 -1642 гг. донские казаки удерживали Азов. Первый вывод успешной обороны с контрнаступлением оказался для русских людей успешно освоенным - набегам степняков противопоставлялись контрудары иррегулярных формирований казацкой вольницы путем адресного возмездия их же методом, но с большей отвагой. Во времена царствования Алексея Михайловича положение дел качественно изменилось. Россия, придя в себя после смуты, начала постепенно переходить в контрнаступление. С 1648 года крупных набегов на Россию татары уже не совершали, однако, почувствовав слабину на Украине, они в 1654-1657 гг. произвели туда 38 набегов, уведя в плен более 52 тысяч человек. В 1676 году началась крупномасштабная война с Турцией продлившаяся до 1681. Под Чигирином противник был разбит (28 августа 1677 года) и, бросив пушки, бежал. В целом Турция потеряла убитыми более 30 тысяч человек. Второй период исторической борьбы России с Турцией связан с византийской политикой Петра I и Екатерины II. В начале XVIII столетия взаимоотношения России с восточными христианами поднялись на новый, доселе невиданный уровень. Именно к периоду петровского правления в сознании угнетенных христианских народов Балкан, Кавказа и всего Ближнего Востока выкристаллизовывается образ России как Богом данной преемницы Византии и освободительницы всего Православного Востока от многовекового тюрко-исламского ига. В 1701 г. в Москву прибыл для переговоров с Петром I один из предводителей армянского освободительного движения И. Ори. И. Ори с собой привез обращение армянских князей-меликов к русскому царю, в котором они просили русского царя освободить их от гнета " неверных " . " Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну " . Он предложил Петру программу из следующих пунктов. Для освобождения армянского и грузинского народов достаточно послать на Южный Кавказ 25-тысячную русскую армию: 15 тыс. казацкую конницу и 10 тыс. пехоты. Казаки будут продвигаться по Дарьялскому ущелью, а пехота будет переправлена из Астрахани по Каспийскому морю. На кавказской земле к русской армии присоединятся армянские и грузинские вооруженные силы и двинутся в совместный с русскими поход против турок. Петр полностью принял проект и обещал сразу же после войны со шведами помочь армянскому и грузинскому народам.

http://pravoslavie.ru/5113.html

14 окт. 1775 г. настоятелем мон-ря Секу стал прп. Паисий (Величковский), с именем к-рого связан период процветания в румын. землях монашества и возрождения исихазма и старчества. В 1779 г. он перебрался в Н. В. м., и Секу стал преклоненной Н. В. м. обителью (до 1910). При прп. Паисии в Н. В. м. подвизались 1100 монахов 23 национальностей, среди которых были румыны, греки, болгары, русские, македонцы и др.; здесь прп. Паисий перевел на слав. язык «Добротолюбие» ( Pelin. 2014. P. 67-74). Преподобный ввел в окормляемых им обителях афонский устав, богослужение совершалось на румынском и церковнославянском языках. Среди учеников прп. Паисия много румын. церковных деятелей: митр. Молдавский Вениамин (Костаки; 1803-1842, c перерывами), митр. Унгро-Влахийский свт. Григорий IV (Даскэл; 1823-1829, 1833-1834), настоятель мон-рей Черника и Кэлдэрушани старец прп. Георгий (1781-1806), духовник Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря игум. Андроник (Попович-Баденский) и др. ( Pelin. 2014. P. 67-74; 249-303). Н. В. м., как и многие молдавские мон-ри, имел владения на правобережье р. Днестр (позже - Бессарабия), где с XV-XVI вв. обители принадлежало неск. имений, в т. ч. села Копанка и Кицканы, пожалованные Петру IV Рарешем 15 марта 1527 г. После 1538 г. эти территории находились под управлением турок; по завершении русско-тур. войны (1806-1812) вошли в состав Российской империи, и настоятели Н. В. м. неоднократно (в 1817, 1823, 1832, 1845) ходатайствовали о возвращении Н. В. м. права пользования бессарабскими владениями (в сер. XIX в. Н. В. м. имел 14 или 15 имений, которыми управлял насельник Н. В. м. иером. Феофан (Кристя), проживавший в Кицканах). В 1845 г. российский Сенат признал права собственности Н. В. м., и по договоренности с правительством мон-рь отказался от них взамен на денежную компенсацию. Однако практическое разрешение вопроса затянулось ( Negrei, Danilov. 2013. P. 470). После объединения Молдавского и Валашского княжеств (1859) господарь А. Й.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010