Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вологодская Учреждена в феврале 1492 года Великопермская и Вологодская Кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с февраля 1492 до 1501 † неизвест. Никон епископ, рукоположен с 05.05.1502 Вологодская и Великопермская (Пермская) Стефан епископ, упоминается с 1508 по 1514 † неизвест. Протасий (Тарасий) епископ, упоминается с 1514 по 1520 † неизвест. Пимен (Ходыкин) епископ, рукоположен с 16.02.1520 Алексий епископ, рукоположен с 9.04.1525 до 1543 Афанасий епископ, упоминается на кафедре с 1543 † неизвест. Киприан епископ, рукоположен с 30.01.1547 † после 1558 Иоасаф I епископ, упоминается Макарий епископ, упоминается с 1571 (1565) по 1575 (1577) † неизвест. Варлаам епископ, упоминается с 1575 по 1584 на покое; † 21.04.1610 Антоний епископ, свт., рукоположен с 11.10.1586 †26.10.1588 Иона (Думин) епископ, рукоположен с 1588 архиепископ с мая 1589 по 1603 митр. Ростовский и Ярославский Иоасаф II архиепископ, рукоположен с декабря 1603 †3.06.1607 (1609) Сильвестр епископ, бывший еп. Корельский с 1611 по сентябрь 1612 с 11.07.1613 еп. Псковский и Изборский Нектарий архиепископ, бывший архиепископ Охридский назначен с 25.06.1613 по 1616 лишен сана и заточен, в 1621 оправдан и в 1625 занял свою кафедру Макарий архиепископ, рукоположен с 9.02.1617 по 22.07.1619 митр. Новгородский и Великолуцкий Корнилий епископ, рукоположен с 6.02.1620 †17.03.1625 Нектарий архиепископ, повторно †3.06.1626 Варлаам епископ, рукоположен с 8.10.1627 по январь 1645 † неизвест. Маркелл архиепископ, свт., рукоположен с 16.01.1645 по 1657 Переименован архиеп. Вологодский и Белозерский Вологодская и Белозерская С1657 года Маркелл архиепископ, свт., бывший архиеп. Вологодский и Великопермский †22.03.1663 Симон архиепископ, рукоположен с 23.10.1664 по 1684 на покое; †29.04.1685 Гавриил (Кичигин) архиепископ, рукоположен с 8.09.1685 (по Строеву, 7.09.1684) †30.03.1707 Иосиф архиепископ, рукоположен с 17.10.1708 по 18.01.1716 на покое; †1719 Павел (Васильев) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу 29 декабря, ПРАВМИР. Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на Соломонию пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых». Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовско­му. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и мо­настырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Святые иноки Троице-Сергиевой обители: святитель Вассиан I (Рыло), архиепископ Ростовский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1455 по 1466 гг.) ( † 23 марта 1481 г.); преподобный Мартиниан Белозерский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1447 по 1454 гг.) ( † 12 января 1483 г.); святитель Серапион, архиепископ Новгородский (игумен Троице-Сергиевой обители с 1495 по 1506 гг.) ( † 16 марта 1516 г.); преподобный Арсений Комельский (Сахарусов) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1525 по 1527 гг.) ( † 24 августа 1556 г.); святитель Иоасаф, митрополит Московский (Скрипицын) (игумен Троице-Сергиевой обители с 1529 по 1539 гг.) ( † 27 июля 1556 г.); преподобный Максим Грек ( † 1556; память 21 января/3 февраля); священномученик Иоасаф Боровский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1605 по 1609 гг.) ( † 5 июля 1610 г.; память 12/25 января); преподобный Иринарх пономарь ( † 1621; память 28 ноября/11 декабря, 12/25 января); преподобный Дионисий Радонежский (архимандрит Троице-Сергиевой обители с 1610 по 1633 гг.) ( † 12 мая 1633 г.); преподобный Дорофей книгохранитель ( † 1622; память 5/18 июня); святитель Иоасаф, епископ Белгородский (наместник Троице-Сергиевой лавры с 1745 по 1748 гг.) ( † 10 декабря 1754 г.; прославление 4 сентября 1911 г.); святитель Иннокентий, митрополит Московский (священноархимандрит-настоятель Троице-Сергиевой лавры с 1868 по 1879 гг.) ( † 31 марта 1879 г.; прославление 23 сентября 1977 г.). Сисой, схимник Печерский, преподобный Преподобный Сисой подвизался в XIII веке в Киево-Печерской обители. Он проводил пещерную жизнь свою в великих постнических трудах. Его воздержанию удивлялись знавшие его. Он победил все страсти плоти и духа и приобрел великую благодать от Бога. Проведше всю жизнь свою в подвигах иночества, он задолго до смерти предвидел свою кончину. В общей службе святым отцам, почивающим в Дальних пещерах, преподобный Сисой упоминается вместе с преподобным Григорием постником: «Сисое чудне и Григорие, имя от бодрости имевый, оба постом обуздавше своя страсти…» Память преподобного Святая Церковь отмечает 6/19 июля и 28 августа/10 сентября вместе с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В XVII-XVIII вв. усилиями гуманистов был создан необходимый для критической работы с евр. текстом ВЗ инструментарий: издания, грамматики и словари. К вышедшим ранее полиглоттам и раввинским Библиям прибавились Парижская (1629-1645) и самая полная Лондонская (1654-1657) полиглотты. Кроме того, появилось множество справочных изданий масоретского текста (MT): Й. Буксторфа -старшего (Biblia sacra hebraica et chaldaica/Stud. J. Buxtorfi. Basileae, 1611; 1618-1619. 4 vol.), И. Атиаса (1661), И. Леусдена (1667), Д. Э. Яблонского (1699), Э. ван дер Гута (1705), И. Г. Михаэлиса (1720) (см. ст. Библия , разд. «Рукописи и издания»). Грамматики евр. языка издали В. Ф. Капито (1525), С. Пагнинус (1526). Грамматика Буксторфа-старшего (1609, 1651), знатока раввинистической лит-ры, отличалась тщательностью изложения и отношением к библейскому языку как к священному. В грамматике А. Данца (1686) евр. язык был описан вне его связи с раввинистической традицией. Было признано значение др. семит. языков для понимания древнеевр. текста, что вызвало публикацию грамматик араб. (Г. Постель. 1527), арам., или халдейского (Мюнстер. 1527), и сир. языков (П. Видманштад. 1555; А. Мазиус. 1571). Неск. позже в поле зрения ориенталистов попали эфиоп. язык и самаританский диалект арам. Комплютенская полиглотта содержала словарь Vocabularium hebraicum totius Veteris Testamentis (Еврейский словарь всего Ветхого Завета). Большим авторитетом пользовался Lexicon Chaldaicum Talmudicum et Rabbinicum (Халдейский талмудический и раввинистический словарь), издававшийся 3 поколениями семейства Буксторфов (впервые в 1607). Для XVII в. характерно издание многоязычных словарей семит. языков: пятиязычный словарь В. Шиндлера (1612) и семиязычный - Э. Кастеллуса (1669). Долгое время евр. язык считался матерью всех языков, священным языком, от к-рого произошли остальные, но, начиная с работ А. Шультенса (1733), он оценивается наравне с др. семит. языками, а главное место в этой языковой семье отводится араб. Распространению идей Шультенса способствовал И. Д. Михаэлис .

http://pravenc.ru/text/149119.html

Современный иудаизм воспринимается значительной частью его адептов в качестве национальной культурной матрицы, способа этнической самоидентификации, что особенно проявляется в секулярной еврейской среде. В таком случае это понятие употребляется не только как имя религиозного учения, тем более что внутри данной традиции существует множество направлений (конфессий), зачастую радикально отличающихся друг от друга. Понятие «иудаизм» часто используется и для обозначения национальной культуры и ментальности. От начала истории еврейского народа до «конца дней» Проблема периодизации истории еврейского народа Для понимания истории иудаизма необходимо составить представление о ключевых этапах развития религиозной традиции иудаизма. Поскольку речь идет о духовном пути народа, будет разумным опираться на хронологическую схему, сформулированную человеком, чей духовный авторитет не подвергается сомнению среди единоверцев. Наиболее показательной представляется периодизация, предложенная знаменитым учителем, великим мудрецом и каббалистом пражским раввином Иегудой Ливо бен Бецалелем (1525–1609). Он выделял в религиозной истории еврейского народа три эпохи 85 : 1) Геулла(сивр. " избавление»):от исхода из Египта и до разрушения Первого храма; 2) Галут (с ивр. «изгнание»): от разрушения Первого храма до строительства Третьего храма; 3) Вторая Геулла («в последние дни») (ср.: Быт. 49:1 ): от прихода Машиаха (Мессии) и возведения Третьего храма. Данная периодизация есть замечательный образец священной истории. Она оформлена в виде базовых сакральных образов, содержит отсылку к библейским сюжетам, простирается в будущее и не имеет окончания в хронологической перспективе. Поскольку первая из перечисленных эпох является библейской, ее события описываются в книгах Ветхого Завета и служат предметом изучения соответствующих наук. Здесь нам необходимо кратко остановиться на специфике структуры и содержания так называемой «Еврейской библии», называемой иудеями «Танах», а также соотнести названия книг с теми, что приняты в Православии 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Проблема периодизации истории еврейского народа Для понимания истории иудаизма необходимо составить представление о ключевых этапах развития религиозной традиции иудаизма. Поскольку речь идёт о духовном пути народа, будет разумным опираться на хронологическую схему, сформулированную человеком, чей духовный авторитет не подвергается сомнению среди единоверцев. Наиболее показательной представляется периодизация, предложенная знаменитым учителем, великим мудрецом и каббалистом пражским раввином Иегудой Ливо бен Бецалелем (1525–1609) . Он выделял в религиозной истории еврейского народа три эпохи 895 : 1 . Геулла (с ивр. – «избавление»): от исхода из Египта и до разрушения Первого храма; 2 . Галут (с ивр. – «изгнание»): от разрушения Первого храма до строительства Третьего храма; 3 . Вторая Геулла («в последние дни») (ср. Быт.49:1 ): от прихода Машиаха (Мессии) и возведения Третьего храма. Данная периодизация есть замечательный образец священной истории. Она оформлена в виде базовых сакральных образов, содержит отсылку к библейским сюжетам, простирается в будущее и не имеет окончания в хронологической перспективе. Поскольку первая из перечисленных эпох является библейской, её события описываются в книгах Ветхого Завета и служат предметом изучения соответствующих наук. Последний период – Вторая Геулла – представляет собой краткую формулу эсхатологических чаяний еврейства. Но наиболее важной для понимания иудаизма и в собственном смысле слова исторической является вторая эпоха – эпоха Галут. Она, в свою очередь, чрезвычайно обширна. Однако данная эпоха принципиально значима для изучения, поскольку именно в это время формируется иудаизм как антитеза христианству. Поэтому её можно назвать периодом от возникновения христианства (хотя формально она начинается на несколько десятилетий позднее) до сего дня. Современные исследователи еврейской истории делят этот временной отрезок на несколько отдельных периодов 896 : I. Талмудический период (от разрушения Иерусалима в 70 г. до VI в.);

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. IV; Описание славяно-российских рукописей, находящихся в собр. А. А. Титова. [М.], 1901. Т. 1. Ч. 2. С. 139. Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860. С. 65; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905. С. 41-42; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 65; Ростовская и Ярославская старина. Ярославль, 1887. С. 16; Титов А. А. Описание Ростова Великого. М., 1891. С. 83; он же. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской мон-рь Ярославской епархии. Серг. П., 1894. С. 30-31, 56-57; он же. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., б. г. С. 106-107, 113; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549; Голубинский. Канонизация святых. С. 348; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДОМНА ТОМСКАЯ (Домна Карповна; нач. XIX в. - 1872), св., блж. (пам. 16 дек. местночтимо и 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИГНАТИЙ (Иван Андреевич; ок. 1480 - 1522 (или 1523, или 1525), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИЛИЯ († 1592 (?)), Христа ради юродивый, Даниловский, Ярославский, блж. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак

http://pravenc.ru/text/76866.html

Россомахин Михаил Федорович, 1629 г., Почеп Ростислав , много лиц с этим именем часто встречается в летописях Ростлячко ( Ростячко ), посадский человек, 1586 г., Новгород Ростовцев Федор Головин [см. Голова], пристав у папского посла, 1525 г. [см. Ворыга] Ростопча см. Растопча Росторгуй ( Расторгуй ), Росторгуевы : Федор, крестьянин, 1579 г., Шуя; Богдан Росторгуй, крестьянин, 1618 г., Переяславль; Данило Росторгуев, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Ростороп Федчищев-Зубатого [см. Зубатый], первая половина XVI в., Кострома Рострубаев см. Раструбай Ростячко см. Ростлячко Росщепихина см. Розщепиха Ротчин Тимофей Семенович, 1609 г» Арзамас Рохкачев Степан, крестьянин, 1564 г., Олонец Рохно Макаров, крестьянин, 1495 г., Новгород Роща : кн. Григорий Борисович Долгоруков [см. Долгорукий], окольничий, 1605 г.; Роща Евстафий, литвин, помещик, 1595 г., умер до 1613 г., Нижегородский уезд; от него – Рощины Ртище, Ртищевы , середина XV в., Дмитров [см. Незван] Рубель, Рублев : Никифор Рубель, крестьянин, 1495 г., Новгород; Андрей Рублев, знаменитый иконописец, первая половина XV в. Рубель – каток с рубцами для стирки белья, каток, прижим с рубцами для накатки кож (Даль) Рубец, Рубцовы : Василий Ильич Рубец Квашнин [см. Квашня], середина XVI в.; кн. Василий Михайлович Рубец Мосальский, 1601–1609 гг.; от него – кн. Рубцовы-Мосальские; Павел Захарович Рубцов, 1550 г., Новгород; кн. Василий Иванович Пожарский-Рубцов [см. Пожарские], 1557 г. Руготины Петр Андреевич, помещик, 1495 г., Новгород; Логгин Руготин, троицкий старец, 1494 г.; Федор Александрович, 1514–1527 гг., Москва; Сергий, троицкий старец, 1524 г. Руда, Рудины : Руда, крестьянин, первая половина XVI в., Новгород; Рудины, с середины XV в., Ярославский уезд Руда – кровь Рудак, Рудаковы : Иван Иванович Рудак Колычев [см. Колыч], конец XV в.; Рудак Иванович Чертков [см. Черток], 1593 г.; Рудаковы, вторая половина XVI в. и позже, Коломна; Григорий Васильевич Рудаков, середина XVI в., Переяславль [см. Басовы, Небелый, Непея]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

175 В описи монастыря 1641–1643 годов содержится поименный список монахов монастыря. Между духовным завещанием Варсонофия Якимова и описью монастыря 1641–1643 годов имеем известие о числе монахов монастыря в описании осады его Поляками, принадлежащем Аврамию Палицыну. Палицын говорит, что во время осады монастыря Поляками от свирепствовавшей в нем цинги умерло 297 братов (гл. 37), так что все количество монахов монастыря должно было бы полагать, по нему, не менее как в 350 человек. Но или цифра у Палицына совершенно ошибочна, или должно разуметь у него не одних собственных монахов монастыря, но и пришлых (каковыми могли быть, например, монахи Переяславских и Ростовских монастырей), ибо иначе увеличение числа монахов монастыря между годами 1595 и 1609 (время свирепствования в монастыре цинги) на целые 150 человек было бы совершенно необъяснимым для нас и совершенно невероятным. Есть сведения о числе монахов в монастыре у иностранных писателей, но они имеют то значение, что показывают, насколько Русские увеличивали число монахов монастыря пред иностранцами и насколько иные из иностранных писателей сами способны были к преувеличениям. Первого класса писатели суть Фабри, писавший в 1525 году и говорящий, что в монастыре почти всегда бывает 300 человек братии, и Олеарий, писавший в половине XVII века и говорящий, что в его время монахов в монастыре было более 300 человек; второго класса писатель есть Павел Алеппский, писавший во второй половине XVII века, который утверждает, будто монахов в монастыре было в его время 500 человек (Антоний Поссевин, писавший между 1581–1586 годами, говорит, что монахов в монастыре около 200 человек, и это должно быть понимаемо или так, что, не доверяя показаниям Русских, он сократил число монахов по своим соображениям, или так, что ему удалось получить относительно числа монахов настоящие сведения). 176 О числе монахов монастыря в 1715 году сообщает сведения Ландратская сего года книга по Московской губернии, которые заимствуются нами не непосредственно из нее самой, а через посредство «Путеводителя из Москвы в Троице-Сергиеву лавру» И. М. Снегирева (М., 1856, с. 28); о числе монахов монастыря, определенных Монастырским приказом, см. у свящ. М. Горчакова в исследовании «Монастырский приказ (1649–1725 гг.)» (Спб., 1868, прилож., с. 43, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010