Воздвиг же он его на высоком пьедестале, а на самом верху его поставил статую Траяна на коне, лицом к Далмации и Иллирии, между статуями супруги его Плотины и сестры его Марцианы. Гирлянды из бронзы украшали белый мрамор Греции, из которого сооружен был памятник, а металлические надписи над пролетом ворот напоминали посвящение его. Эти надписи уцелели, но полуизгладились, так что я не мог прочесть их, кроме одной, которая была под статуей Марцианы: DIVAE MARCIANAE. Ныне этот памятник огорожен железной решеткой. Подойти к нему можно по 12 ступеням каменной лестницы. Видом своим он походит на триумфальные ворота в С.-Петербурге. Город Анкона основан был сиракузскими греками, недовольными тиранским правлением Дионисия Старшего. Они ушли сюда из сицилийского города Сиракуз в 392 году до Рождества Христова. Самое название сего города есть греческое: γκν. Оно значит угол и полуразверстая горсть руки. Такое название в значении такой горсти дано сему городу, потому что он строился в юдоли между двумя противолежащими высотами, как бы в разверстой горсти. Уже под властью римлян Анкона стала значительным торговым городом. Император Траян в 96 году по Р.Х. устроил у подошвы ее надлежащую пристань для военного флота своего, а спустя немного времени анконцы увековечили это благодеяние его сооружением триумфальных ворот в память и честь его. В четвертом веке нашей эры там уже были христиане. В 592 году Анкону взяли лонгобарды, а в 839-м разграбили ее сарацины. В 1174 лето осаждал сей город майнцский архиепископ Христиан в течение полугода, но не взял его. С 1348-го года по 1355-й Анкона находилась под властью Малатеста, потом досталась кардинал-легату папы Албарнозу. В 1382 году анконцы освободились было от иностранного ига и, приставая то в гибелинам, то к гвельфам, наконец в 1532 году причислены были папой Климентом VII к церковной области его. С 1797 года Анконой владели французы до 1799 лета, в которое заняли ее русские, но на короткое время. В 1814 году сей город принадлежал папе, а в 1831-м был занят французами, в 1837 возвращен папе же.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Марасса 238. Мария, дочь Раймунда, супруга Мануила 232. Мария, дочь Мануила 130; преднамереваемая невеста Белы 237. Мария, старшая дочь царя Иоанна, в замужестве за Рожером 38, 39. Мария, дочь севастократора Исаака 148. Марк – то же, что Анкона 180. Массагеты в составе римского войска 163, 182. Меандр 62, 66, 67, 131, 133. Медиолан 252, 255. Мелангии 38, 87, 140, 328. Мелас, река во Фракии 79. Мелиа, нападает на Киликию 317; восстает против Мануила 320. Метаволи 140. Мидия 201. Михаил, магистр риторики, см. Василакий (Михаил). Михаил, логофет, обвиняет Алексея 299. Михаил, патриарх Константинопольский 33, 67. Молисса, город в Италии 167. Молчаливое слово 323. Монастырь – в Византии во имя Вседержителя 9; в Киликии на месте кончины Иоанна 30 ; Оксийский, или Авксентиев 33. Монемвасия, приморский город в Лаконии 131. Монета золотая – первая и вторая 34. Монополь, город в Италии 160. Монтеферрас, крепость в княжестве Трипольском 17. Монтополь, город в Италии 165. Мопсуестия, город в Киликии 15, 31, 135. Моравсия 17. Мощи мученика Прокопия 251. Н аис 75, 113, 136, 139, 225, 235, 251. Нарзес, римский полководец 242. Немань (Стефан), архижупан сербский 123; наказывается Мануилом 320. Неокесария, город в Сирии 21, 333. Непа, крепость 134. Никава 111. Никея 91. Никифор, см. Василакий. Никифор, судья Вилы 299. Никифор, см. Вотаниат. Никифор, см. Халуфа. Никифор, см. Каспакс. Никифор, см. Дасиот. Никифор, см. Петралифа. Николай, см. Ангел. Николай Музал, патриарх Константинопольский 90. Нил, река 132. Нифонт, монах, последователь ереси богомилов 67–69. Нураддин, правитель сарацин, выдает царю пленников 208; усиливается на Евфрате 238; вступает в сражение с дуксом Киликии Константином 238; берет в плен Константина и Ренальда, побеждает Тероза и питает надежду овладеть Антиохиею 239, 251; восстает против Мануила 320. О бычай у гуннов, требовавший, чтобы, когда царь рождает наследника престола, брат царский жил в королевстве с выколотыми глазами 8; у латинян – после брака совершать подвиг мужества 49; известным образом наказывать изменников 187; изображать подвиги царя на стенах его дворца 188; решать недоумения случайно открывшимися словами Св. Писания 235; на стенах своих комнат изображать подвиги царя 295; продавать свою свободу 305.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр III заключил с императором сепаратный мир. В соответствии с мирным договором, подписанным сначала в 1176 году в Ананьи, а через год в Венеции, Фридрих признавал Александра III законным папой, а антипапам и их сторонникам выплатил компенсацию. Александр также добился того, что император отказался от назначения своего префекта в Риме, тем самым и от прав на Патримониум Святого Петра. Папа - за исключением наследства Матильды - вновь получал свои прежние владения. Император признавал вселенскую власть папы, а папа признавал законную власть Фридриха и его наследников. Таким образом, папство во второй раз вышло победителем из борьбы с императором. Воины императора доставили папу в Рим, где в 1179 году на III Латеранском соборе он торжественно отпраздновал свою победу над антипапами. Первый из 27 принятых на соборе канонов гласил, что в будущем для избрания папы необходимо большинство в две трети голосов от общего количества присутствовавших кардиналов. Этот канон действует и в настоящее время, но устанавливает большинство в две трети плюс один голос. Среди прочих декретов собора важным был декрет о запрещении симонии, конкубината (сожительства), а также накопления церковных благ (cumulacio beneficiorum). Папские законы, регулировавшие избрание пап, и решения собора на практике не действовали. Об этом свидетельствует тот факт, что от первого, наиболее известного постановления о порядке избрания пап, декрета 1059 года «In nomine Domini», до 1180 года было наибольшее количество антипап: против 15 считавшихся законными пап боролись 13 антипап. Тем временем Фридрих I одержал дома победу над своим противником Генрихом Львом и заключил в 1183 году мирное соглашение с ломбардскими городами. Император после Леньяно намеревался заложить фундамент своей власти на полуострове не в Ломбардии, а в Центральной Италии. Государство папы было охвачено кольцом императорских владений (Сполето, Анкона, Романья, Тоскана), к тому же Южная Италия находилась в руках норманнов, что еще больше изолировало Церковное государство от внешнего мира. Фридрих во времена понтификата бездеятельного папы Луция III (1181-1185) путем династических браков заполучил для своей семьи Сицилию. Фридрих обручил своего сына, будущего Генриха VI, с наследницей сицилийского королевства, Констанцией; бракосочетание состоялось в 1186 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/441611/

Это удивительное послание заставило дрогнуть сердца простодушных франков. Войска Пипина двинулись в Италию и разгромили лангобардов. Рим был спасен. Но кроме этого Пипин в благодарность за свое коронование подарил папе те области, которые принадлежали византийскому императору (Равенна, Анкона и 12 других городов). Так, в 756 году образовалось папское государство. Папа стал не только верховным духовным пастырем, но и светским государем. Рим окончательно отделился от Востока. В 768 году Пипина Короткого, которому папа даровал сан патриция, покровителя Рима, сменил на престоле его сын — умный и решительный Карл Великий (742–814), сразу же обративший на себя внимание всего христианского мира. В Византии образовалась партия, стремившаяся заключить с ним тесный союз. Могучий халиф Гарун–аль–Рашид искал с ним дружбы. Отношения же пап к Карлу было двойственным: он мог стать надежным защитником веры и Церкви, однако успешная завоевательная политика и растущее могущество Карла делали его одновременно опасным противником папства. Тогда хитроумный папа Стефан II вспомнил о «Константиновом даре». «Дар Константина» Трудно сказать, когда именно родилась легенда о «Константиновом даре». Ученые до сих пор не пришли к единому мнению в этом вопросе. В этой легенде идет речь о чудесном избавлении императора Константина Великого от проказы по молитвам римского епископа Сильвестра (314–335). В благодарность за исцеление Константин Великий якобы своей грамотой предоставляет кафедре наместников Петра «власть и почести императорские», а также «первенство» в отношении всех церквей. Кроме того, в грамоте говорится: «Мы предоставляем и оставляем блаженнейшему первосвященнику Сильвестру, вселенскому папе, все провинции, Италии и западных областей, страны и государства, и всем божественным нашим и государственным постановлением определяем, чтобы они были в его ведении и в ведении его преемников и обещали навсегда пребывать под властью римской церкви». Отдав, таким образом, римскому престолу все западные земли, Константин Великий, согласно легенде, «удалился на восток».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Первые русские паломники начали посещать город Бари еще в XII веке, после перенесения туда мощей святителя Николая. – Сколько сегодня приходов в епархии? И вообще, как много здесь православных в наши дни и каких юрисдикций? – Всего в нашей епархии около 60-ти приходов, большинство из них находятся на севере Италии. Очень много молдавских приходов, потому что большинство прихожан родом из Молдавии. В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл назначил епископа Амвросия (Мунтяну) викарием в Италии для окормления молдавских приходов. – Где вы сегодня несете служение? – Сейчас в городе Пезаро, в храме Живоначальной Троицы. Город Пезаро находится на берегу Адриатического моря, в регионе Марке. Кроме прихода Живоначальной Троицы окормляю еще несколько общин этого региона. Храм Живоначальной Троицы города Пезаро расположен в помещении библиотеки католического монастыря Храм Живоначальной Троицы города Пезаро расположен в помещении библиотеки католического монастыря, богослужения совершаются здесь каждое воскресенье и в праздничные дни, в других приходах – один раз в месяц по субботам. Еще одна православная община находится в городе Лорето. Этот город знаменит на весь христианский мир тем, что именно здесь расположен Дом Пресвятой Богородицы. Паломники приезжают сюда, чтобы помолиться и прикоснуться к стенам Святого Дома, принесенного из Назарета в Лорето. Каждую последнюю субботу месяца мы совершаем богослужение в базилике, находящейся под Домом Богородицы. Община небольшая и состоит из иммигрантов: русских, украинцев, молдаван и представителей других национальностей. Есть также община в городе Сан-Бенедето-дель-Тронто. Богослужения здесь проводятся каждую первую субботу месяца в помещении, которое нам фактически подарил наш итальянский друг Эмидио. В городе Анкона, недалеко от Лорето, находится еще одна наша православная община. В связи с пандемией и принятием верующими причастия из одной лжицы, католики запретили проведение богослужений как в Лорето, так и в Анконе на неопределенный срок. Поэтому верующие вынуждены преодолевать расстояние в 80 км, чтобы попасть на литургию в Пезаро.

http://pravoslavie.ru/142907.html

К. проводил политику меркантилизма и протекционизма, установив привилегии для отдельных отраслей промышленности (производство ткани, изделий из шерсти, стекольное и мыловаренное производство, а также промышленная обработка свинца), оградив их от конкуренции со стороны зарубежных производителей. 14 февр. 1732 г. К. предоставил статус порто-франко г. Анкона, что позволило Папскому гос-ву конкурировать с Венецией в сфере торговли и сделать Анкону транзитной базой левантийской торговли. По поручению К. в Анконе было начато строительство карантинной гавани (архит. Л. Ванвителли), а от Анконы в глубь Апеннинского п-ова была проложена дорога через пров. Марке; в честь К. дорога стала называться Виа Клементина. В понтификат К. в Риме широко велись строительные работы. В 1732-1735 гг. по проекту флорентийского архит. А. Галилеи был переделан фасад Латеранской базилики. По заказу К. при базилике построили капеллу в честь католич. св. Андреа Корсини, дальнего родственника папы. В 1732 г. скульптор Дж. Б. Маини начал работу над скульптурными изображениями св. покровителей католич. монашеских орденов и конгрегаций для рим. базилики св. Петра. Им были созданы мраморные скульптуры основателя ордена минимов католич. св. Франциска из Паолы и основателя конгрегации ораториан католич. св. Филиппа Нери . Скульптору А. Монтаути принадлежит изображение прп. Венедикта Нурсийского , основателя ордена бенедиктинцев , К. и Дж. Рускони - статуя основателя ордена иезуитов католич. св. Игнатия Лойолы , К. Мональди - статуя основателя ордена театинцев католического св. Каэтана Тиенского . Последней в этом цикле скульптурой, сделанной в понтификат К., стала статуя основательницы ветви терциариев ордена сервитов Юлианы Фальконьери (скульптор П. Кампи). В 1734 г. по распоряжению К. началась переделка фасада ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини (архит. Галилеи), храма флорентийской общины Рима. В 1733-1735 гг. был отстроен новый фасад малой римской базилики во имя святых Цельсия и Юлиана (архит. К. де Доминичис). При К. в Риме появилось несколько новых церквей, в т. ч. Святейшего Имени Марии на форуме Траяна (франц. архит. А. Деризе), во имя Младенца Иисуса на Эсквилине (архитекторы К. Буратти и Ф. Фуга), Санта-Мария-дель-Орационе-э-делла-Морте (архит. Фуга).

http://pravenc.ru/text/1841403.html

Тотила был хорошо осведомлен о том, что его ожидает. Вскоре после смерти Германа он покинул Сицилию и не спеша отправился на север. Пока он готовился к отражению наступления Нарсеса, в действие приводился старый план. Была осаждена Анкона. Главной отличительной чертой нынешней кампании стало наличие у готов военного флота. Теперь, когда готский король владел почти всей Италией, он не испытывал трудностей в использовании на море мощного флота. Этот флот курсировал в Адриатическом море вдоль побережья Греции, блокировал Салону и оказывал помощь войскам, осаждавшим Анкону. Иоанн в Салоне и Валериан в Анконе не остались в долгу. В морских сражениях, которые развернулись у греческого побережья, греки имели преимущество, но о свободных переходах морем от Салоны до Рима, которые осуществлял в свое время Велизарий, не могло быть и речи. Флот Тотилы блестяще выполнил свою главную задачу. Готский король теперь наверняка знал, что Нарсес двинется на него по суше, и Тотиле оставалось выбрать такое место для встречи его войска, где тактика готов имела бы наибольшие шансы на успех. Если бы в этом месте чья-то рука вырвала из всемирной истории следующие страницы, и мы не знали бы окончания этой эпопеи, то имя Тотилы приобрело бы в глазах человечества немеркнущий свет величия. В некоторых вещах он сумел превзойти своего великого предшественника Теодориха. Взяв на себя руководство готским народом в тот момент, когда казалось, что его звезда навсегда закатилась, он сумел воссоздать готскую державу, снова подчинил себе Италию, выдержал противостояние с самим Велизарием и предпринял попытку помириться с итальянцами в полном соответствии с прежней политикой Теодориха. Его действия были такими успешными, что никто не усомнился бы в его окончательной победе и не мог бы даже подумать о его поражении. В противовес успеху Артабана, который сумел захватить Сицилию, Тотила компенсировал эту потерю захватом Сардинии и Корсики. Всю осень и зиму, пока Нарсес занимался в Салоне подготовкой своего войска, Тотила находился в зените своей власти и славы. Он пережил Германа. Скорее всего, переживет и Нарсеса. Возможно, он был единственным могущественным монархом среди всех северных королей, который сумел устроить свое королевство в пределах Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Папа Пелагий II (579–590) хлопочет перед императором Византии, последним заступником Вечного города, о скорейшем содействии против «безбожного народа» лангобардов, ибо, как писал он в Константинополь своему апокрисиарию Григорию, «республика находится в таком безвыходном положении, что мы обречены на гибель». А позже и сам ставший папой Григорий I, «заботы и корреспонденция которого обнимали собой все страны, где только существовало христианство», часто (особенно поначалу) более заботился о том, чтобы противостоять лангобардам, добыть для Рима хлеб на Сицилии и в церковных патримониях или укротить мятежный гарнизон, долго не получавший платы и от того всегда готовый к возмущению, чем о богословских вопросах. В 728 г. в замке Сутри к северу от Рима между папой Григорием II (715–731) и лангобардским королем Лиутпрандом (712–744) был заключен договор о «даровании» Рима и нескольких городов в Лации «свв. апостолам Петру и Павлу». Этот договор становится основой формирования папского светского государства. Позже, в 753/4 г. папа Стефан II (III) перешел через Альпы и, облачившись во власяницу и посыпав голову пеплом, прибег к помощи узурпировавшего королевскую власть у франков Пипина Короткого (751–768) против тех же ариан-лангобардов. За обещанную поддержку папа и совершил миропомазание над Пипином и его сыновьями Карлом и Карломаном, под страхом отлучения заповедав знати и народу впредь избирать себе королей только из дома Каролингов. Фактически так была реализована идея, высказанная папой Захарией – последним греком на папском престоле, – который установил, что источник всякой власти, в том числе и королевской, – народ, но это его право подлежит папскому утверждению: папе Божьей милостью дана верховная власть раздавать короны и отнимать их. При этом папа Стефан объявил короля франков защитником церкви и ее светского имущества и даровал ему титул римского патриция, сделав его тем самым гражданином Рима. Ответом Пипина Короткого папе стал Пипинов дар – обещания, данные в Кьерси в 754 г.: Пипин обещал папе освободить его от лангобардов и вернуть Римской церкви отнятые у нее патримонии, а также уступить ей принадлежавшие Византии итальянские области Равеннский экзархат, Эмилию и Пентаполис (в который входили Римини, Пезаро, Фано, Синигалия и Анкона, позднее ставшие Анконской маркой), как скоро король франков ими завладеет. Таким образом, те обширные землевладения, которыми обладал Римский престол – «самая богатая христианская церковь » тогдашнего мира – уже к времени папы Илария (461–468), были существенно расширены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сантиссима-Аннунциата дель Вастато (1679). Пьола возглавил мастерскую, при к-рой имелась коллекция-музей, включавшая подлинники и копии известных произведений. Художественной монополией мастерской стало выполнение крупных заказов по декорированию интерьеров, создание алтарных образов и проектирование предметов декоративно-прикладного искусства. Пьола координировал работу живописцев и мастеров прикладного искусства, создававших проекты деревянной резьбы, включенной в единую схему декора интерьера (напр., 2 фресковых плафона «Осень» и «Зима», 1688, Палаццо Россо, Генуя). В 1695 г. Пьола с учениками и квадратуристом А. Хафнером (1654-1732) завершил фрески в ц. Сан-Лука, где в куполе представлена композиция «Коронование Мадонны», дополненная декором иллюзорной архитектуры. После смерти Пьолы мастерскую возглавил Г. де Феррари (1644-1726), фрескист-декоратор, автор станковых полотен и архитектурных проектов, первый мастер в Г., работавший в стиле рококо. Его стиль сформировался под влиянием живописи Корреджо, уроков Д. Фьязеллы, знакомства с работами Дж. Б. Карлоне, Дж. Б. Гаулли. В сотрудничестве с Хафнером он расписал неск. церквей (Сан-Сиро, Сан-Джакомо э Филиппо, Санта-Кроче э Сан-Камилло) и дворцов (Камбьязо-Чентурионе, Дураццо-Бриньоле, Бальби-Сенарега, Салуццо-Гранелло). С нач. XVIII в. искусство Г. переживало упадок. Наиболее значимые заказы получали приезжие мастера, напр. М. Франческини (1648-1729), расписавший Палаццо Дукале («Апофеоз Республики Генуи», 1702-1704, фрески уничтожены в 1777). В 1798 г. в Г. было открыто учебное заведение для художников - Лигурийская академия наук и искусств. Первые художественные музеи возникли в кон. XIX в. благодаря дарениям семьи Бриньоле-Сале и кнг. Марии Галлиера, завещавшей городу Палаццо Россо (1874) и Палаццо Бьянко (1884) с хранившимися в них коллекциями произведений искусства. Обширные градостроительные работы, проводившиеся в Г. в XIX в., привели к разрушению мн. памятников средневековья. Лит.: Виппер Б. Р. Проблема реализма в итал. живописи XVII-XVIII вв. М., 1966; он же. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 560-566; Всеобщая история архитектуры. Л.; М., 1966. Т. 4, 7; Pesenti F. R. La pittura in Liguria: Artisti del primo seicento. [Genova, 1986]; Gavazza E. Lo spazio dipinto: Il grande affresco genovese nel " 600. Genova, 1989; Luoghi del Seicento genovese/A cura di L. Pittarello. [Bologna], 1992; Свидерская М. И. Искусство Италии XVII в. М., 1999. Ю. В. Иванова Рубрики: Ключевые слова: АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ЛОРЕТО город в восточной части Центр. Италии, в пров. Анкона, в обл. Марке, место почитания Дома Божией Матери МАРКА АПОСТОЛА БАЗИЛИКА кафедральный собор Венеции, памятник визант. архитектуры и монументальной живописи, расположена на пл. Сан-Марко АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/162152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ XII Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) Лев XII, папа Римский. Памятная медаль. 1800–1849 гг. (Пинокотека Репосси в Кьяри) (22.08.1760, замок Дженга, Папское гос-во, ныне пров. Анкона, обл. Марке, Италия - 10.02. 1829, Рим; до избрания папой - Аннибале Франческо Клементе Мелькиоре Джироламо Никола Серматтеи делла Дженга), папа Римский (с 28 сент. 1823). Род. в патрицианской семье гр. Флавио Серматтеи делла Дженги и гр. Марии Луизы, урожденной Периберти ди Фабриано. В 1773 г. поступил в коллегию Кампана в г. Озимо (Папское гос-во), в 1778 г. продолжил учебу в Риме в Пиченской коллегии для воспитанников из обл. Марке. 21 дек. 1782 г. генеральный викарий Рима кард. Маркантонио Колонна посвятил его в субдиакона, а 19 апр. 1783 г.- во диакона. 14 июня того же года кард. Иацинт Сигизмонд Жердиль рукоположил его во пресвитера (ему была предоставлена диспенсация , поскольку А. делла Дженга не достиг канонического возраста). Продолжил учебу в папской Академии церковной знати. В янв. 1790 г. папа Римский Пий VI назначил его действительным тайным папским камергером. В 1792 г. А. делла Дженга стал одним из личных секретарей папы. Пий VI назначил его на должности каноника собора св. Петра в Риме и аббата-коммендатора мон-ря Монтичелли, расположенного близ родового замка Дженга - места упокоения его родных. В 1793 г. папа Пий VI возвел А. делла Дженгу в достоинство прелата папского двора. Ввиду предстоявшего назначения нунцием в Кёльн 21 февр. 1794 г. наречен папой Пием VI архиепископом Тира in partibus infidelium. Епископское рукоположение А. делла Дженги, состоявшееся 24 февр. того же года в кафедральном соборе рим. субурбикарного диоцеза Фраскати, возглавил кард. Генри Стюарт. 14 марта был назначен нунцием в свободный имперский г. Кёльн, который он был вынужден покинуть в связи с франц. оккупацией в окт. 1794 г. 18 мая 1795 г.

http://pravenc.ru/text/2463273.html

  001     002    003    004    005    006    007