Мальтийский крест, символ ордена госпитальеров. Рельеф фасада ц. Сан-Джованни Деколлато во Флоренции. XVI в. [офиц. название - Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского на Родосе и Мальте; лат. Supremus Ordo Militaris Hospitalis Sancti Ioannis Hierosolymitani Rhodius et Melitensis; также орден св. Иоанна Крестителя, орден госпиталя св. Иоанна в Иерусалиме, госпиталь св. Иоанна; лат. Hospitale Sancti Johannis, Militia Hospitalis Ierosolimitani, Ordo Hospitalis Sancti Johannis Ierosolimitani, Fratres Hierosolymitani Hospitalis; члены ордена - госпитальеры, иоанниты, рыцари Родоса, рыцари Мальты], духовно-рыцарский орден Римско-католической Церкви, основан в XI в. как странноприимный дом (госпиталь) для христ. паломников в Иерусалиме; в 1113 г. был преобразован в орден, главной задачей которого являлся уход за паломниками, больными и нуждающимися. На протяжении XII в. трансформировался в духовно-рыцарский орден, взяв на себя также военную защиту пилигримов и оборону христ. владений в Леванте. После завоевания Иерусалима в 1187 г. султаном Салах-ад-Дином (1174-1193) центральная резиденция ордена была утрачена. С 1191 г. орденское руководство располагалось в Акре (ныне Акко, Израиль). После того как мамлюки завладели Акрой (1291) и христиане лишились последних форпостов на Св. земле, орден перебазировался на о-в Кипр, в 1306-1310 гг. завоевал принадлежавшие Византийской империи о-в Родос и неск. др. островов архипелага Додеканес. До 20-х гг. XVI в. орден находился на Родосе и воевал против мамлюков и турок. В нач. 1523 г. был вынужден эвакуироваться с Родоса после почетной капитуляции перед тур. султаном Сулейманом I (1520-1566). В 1530 г. имп. Карл V (1519-1556) передал ордену во владение о-в Мальта и г. Триполи. В 1530-1798 гг. Мальта являлась центром деятельности ордена (отсюда название Мальтийский орден); капитулировав в июне 1798 г. перед флотом Наполеона Бонапарта (1769-1815), орден покинул Мальту, на краткий период найдя поддержку в лице российского имп. Павла I Петровича (1796-1801). После убийства имп. Павла I орденское руководство выехало из России в Рим, где и находится по наст. время. Имеющий гос. статус совр. Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна в Иерусалиме, на Родосе и Мальте активно занимается благотворительной деятельностью во всем мире.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Конрад Пелликан. Гравюра И. Т. де Бри. XVI в. [Нем. Pellikan; лат. Pellicanus; наст. фамилия Кюршнер (нем. Kurschner)] Конрад (9.01.1478, Руффак, Эльзас - 5.04.1556, Цюрих), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации. Сын ткача, переехавшего в Руффак из г. Вайль-дер-Штадт (близ Штутгарта). Начальное образование П. получил в Руффаке (c 1584). В апр. 1491 г. по приглашению своего дяди, гуманиста Йодокуса Галла († 1517), начал учебу в Гейдельбергском ун-те, но через полтора года вернулся в родной город, вероятно из-за недостатка средств. В Гейдельберге взял фамилию Пелликан, с одной стороны созвучную лат. переводу его настоящей фамилии (букв. «скорняк», лат. pellio), с другой - содержащую сходство с «птичьей» фамилией дяди (gallus - лат. «петух»). Вернувшись в Руффак, занялся самообразованием, пользовался б-кой местного конвента францисканцев. В нач. 1493 г. решил вступить в этот орден, принес торжественные обеты 24 февр. 1494 г. С 1496 г. учился в Тюбингене, в т. ч. у известного математика, монаха-францисканца Павла Скрипториса († 1506). Ок. 1499 г. начал самостоятельно учить евр. язык, сравнивая параллельные лат. и евр. тексты из Книги прор. Исаии в сочинении доминиканца Петра Нигри «Stella Messiae» (1475). В июне 1500 г. познакомился со знаменитым гебраистом и ученым-гуманистом И. Рейхлином (1455-1522). В 1501 г. П. написал краткий учебник евр. грамматики (опубликован в Страсбурге в 1504). В том же году рукоположен во пресвитера. В 1502 г. стал лектором во францисканском конвенте в Базеле, помогал местному печатнику Й. Амербаху в издании собрания сочинений блж. Августина. С 1508 г. лектор конвента в Руффаке. Кустод францисканского конвента в Пфорцхайме, близ Штутгарта (1511). Служил секретарем Каспара Шатцгеера, выходца из францисканской провинции Верхняя Германия (1514-1417). П. сопровождал его во многочисленных поездках, в т. ч. в Париж (там он познакомился с Ж. Лефевром д " Этаплем ) и Италию (на генеральный капитул францисканцев в Риме в 1517). В 1516 г. П. стал общаться с Эразмом Роттердамским († 1536), к-рому помогал готовить издание сочинений блж. Иеронима Стридонского . В 1517 г. назначен кустодом конвента в Руффаке, в 1519 г.- в Базеле, где стал членом кружка гуманистов, в к-рый входили В. Капито (ок. 1480-1541), И. Эколампадий (1482-1531), Беат Ренан (1485-1547). Вскоре увлекся идеями церковной Реформации, тайно участвовал в подготовке к печати сочинений М. Лютера . С 1522 г. обвинялся в пропаганде учения Лютера, в следующем году был смещен с поста кустода, но благодаря поддержке городского совета Базеля получил кафедру профессора теологии в местном ун-те. Читал лекции по ВЗ, сотрудничал с базельскими типографами. В 1525 г. получил от У. Цвингли приглашение переехать в Цюрих и решился на окончательный разрыв с католич. Церковью.

http://pravenc.ru/text/2579934.html

Предок их Григорий Иванович, по прозвищу мятель, был потомком Радши в одиннадцатом колене (см. во второй части Российской родословной книги статью о графах Бутурлиных). У него были два сына: 1) Семён Григорьевич Мятлев, воевода правой руки войск в литовском походе 1519 года, имел трёх сыновей: Ивана горбатого, Ивана ветчинку и Андрея, постригшегося в Троицко-Сергиевской лавре под именем Артемия; 2) Иван Григорьевич Мятлев, имел четырёх сыновей, которые, быв детьми боярскими по зубцовскому уезду, пожалованы поместьями в уезде московском 2 октября 1550 года: а) Яков Иванович кривый (о потомстве его см. далее); б) Андрей Иванович; в) Григорий Иванович; г) Иван Иванович; сей последний находился воеводою в Чебоксарах (1556) и в Рославле (1563), и поручился в двухъ стах пятидесяти рублях, 20 апреля 1563 года, по тех боярах, которые ручались за боярина князя Александра Ивановича Воротынского; у него был сын Андрей Иванович. Яков Иванович Кривый (см. выше) имел сыновей: Алексея и Григория, внука Тимофея Григорьевича, и правнука Ивана Тимофеевича. Сей последний имел сыновей: Сергия и Леонтия; и двух внуков, двух Иванов Сергеевичей. Из них младший умер бездетным, а Иван Сергеевич старший имел сыновей: Афанасия, Ивана и Леонтия; внуков: Якова, Григория и Петра Афанасьевичей и Карпа Ивановича, и правнуков: Афанасия, Тимофея и Матвея Яковлевичей, Алексея Григорьевича, (см. далее) и Василия Карповича. Четверо Мятлевых владели населёнными имениями в 1699 году. Сын Алексея Григорьевича (см. выше), Василий Алексеевич был, при Императрице Елисавете, генерал-поручиком по флоту и губернатором Сибирским; потом адмиралом и святого Александра Невского кавалер; умер в 1761 году, оставив двух сыновей: Василия Васильевича (рождение 21 февраля 1749 † 30 марта 1771), и Петра Васильевича (рождение 1756 † 18..), бывшего сенатором и Святого Александра Невского кавалер, женатого на графине Прасковье Ивановне Салтыковой (рождение 1772). У них дети: 1) Иван Петрович, действительный статский советник (рождение 1796 † 1844), женат был на Балк-Полевой, оставил двух сыновей; 2) Екатерина Петровна была за генерал-адъютантом (в последствии графом) Василием Васильевичем Левашовым; 3) София Петровна, за генерал-лейтенантом, генерал-адъютантом Александром Павловичем Галаховым; 4) Варвара Петровна за генералом от артиллерии Ильёю Гавриловичем Бибиковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ IX Иннокентий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Иннокентий IX, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi Vitis pontificum. 1626) (РГБ) (20 или 22.07.1519, Болонья - 30.12.1591, Рим; до избрания папой - Джованни Антонио Факкинетти), папа Римский (с 29 окт. 1591). Главными источниками сведений об И. являются 2 биографических сочинения, составленные в традиции житийной лит-ры вскоре после смерти папы. В Ватиканском секретном архиве , архивах Венеции и Никастро в большом объеме сохранились документы, связанные с деятельностью Дж. Факкинетти (см. статью, написанную с использованием неопубл. архивных материалов: Pizzorusso. 2000). Опубликованы его письма периода нунциатуры в Венеции и понтификата. Отец Дж. Факкинетти, Антонио, был родом из дер. Кравенья (близ Кродо), мать, Франческа Чини,- из соседней с Кравеньей дер. Кровео. В нач. - сер. XX в. получила распространение версия о веронском происхождении родителей Дж. Факкинетти (см.: Bergamaschi. 1906; Pastor. 1933; Pellanda. 1953). Незнатное происхождение его родителей не ставится под сомнение, на это указывает и фамилия Факкинетти (от итал. facchino - грузчик). Дж. Факкинетти изучал в Болонском ун-те теологию, право. 11 марта 1544 г. получил степень доктора гражданского и канонического права (in utroque iuro). По завершении обучения стал секретарем кард. Николо Ардингелли, после смерти которого (1547) поступил на службу к кард. Алессандро Фарнезе (племяннику Римского папы Павла III ). По распоряжению кард. А. Фарнезе, архиеп. Авиньона, Дж. Факкинетти в 1547-1551 гг. исполнял обязанности викария в Авиньоне. В 1556-1558 гг. он был управляющим Пармы, переданной испан. кор. Филиппом II семье Фарнезе, герцогам Пармским. В 1559 г. Дж. Факкинетти был назначен референдарием (хранителем печати) апостольской сигнатуры (высшая судебная инстанция Римско-католической Церкви). В 1560 г. папа Пий IV поставил его епископом г. Никастро (Калабрия; это было 1-е прямое папское назначение епископа за всю историю кафедры).

http://pravenc.ru/text/468789.html

Но просьба Максима об отпуске его на Афон не была исполнена: в сентябре 1519 (7028) г. афонские старцы, приехавшие с ним, были отпущены на Афон, а он сам был оставлен в Москве для перевода других книг 318 . В феврале 1525 г. он, как известно, в первый раз был судим и вследствие приговора соборного сослан в заключение в Иосифов Волоколамский монастырь. В 1531 г. он был вторично вызван на собор, после которого был послан в Тверской Отроч монастырь, а в 1551 г. из Твери был переведен в Троице-Сергиев монастырь, где и умер в 1556 году 319 . Я сейчас подробно изложил обстоятельства и причину приезда в Москву Максима грека потому, что все это в вопросе о великокняжеской библиотеке имеет большое значение. Этому-то старцу Максиму греку , ревнителю просвещения у нас на Руси в XVI в., и приписывается одно из русских свидетельств о громадном собрании греческих рукописей у великого князя Василия Ивановича. Когда-де по приезде Максима в Москву, он был введен в великокняжескую книгохранительницу и ему показано было бесчисленное множество греческих книг, он «в удивлении бысть о толиком множестве бесчисленного трудолюбного собрания и с клятвою рече пред благочестивым государем, яко ни в Грецех толикое множество книг сподобихся видети, сего ради, преславный самодержче и государь, из Греческие земли в западные страны, от младых ногтей вдахся на учение, понеже не обретох во Гречестей стране философского учения ради великие скудости книжные» 320 и проч. Это известие, эти слова Максима грека повторяются доселе почти во всех наших трудах, где приходится касаться этого, повторяются как несомненно принадлежащие самому Максиму греку , относительно которых не может быть никакого спору. А между тем одно указание на источних их, откуда они заимствуются, должно бы было заставить относиться к ним с меньшим доверием, ибо слова эти находятся не в каком-либо одном из многочисленных сочинений, посланий и писем Максима грека, а вкладываются в уста ему в сказании о нем, – о приходе его на Русь, пребывании в ней и смерти, составленном посторонним лицом, около 75 лет спустя после его смерти…

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

гос-ва - Папской области, обрел помощника, облеченного церковной и политической властью, на к-рого он мог полностью положиться. С др. стороны, кардинал-непот мог использовать доверие папы и свои властные полномочия так, что это компрометировало не только понтифика, но и всю систему церковного управления. Напр., ближайшим помощником папы Павла IV (1555-1559), аскета, поборника чистоты католич. веры, требовавшего от клира высоконравственного поведения и дисциплины, был его племянник кард. Карло Карафа, бывш. итал. кондотьер (глава наемных войск), к-рого до возведения в кардинальское достоинство неоднократно обвиняли в грабежах и убийствах, в т. ч. в убийстве раненых испан. солдат в госпитале. Придерживавшийся антииспан. взглядов (считается, что причиной этого послужил отказ имп. Карла V (1519-1556) утвердить его в должности главы приората Мальтийского ордена в Неаполе) Карафа способствовал сближению Папского престола с Францией; как папский легат он участвовал в переговорах с франц. кор. Генрихом II (1547-1559) и в качестве одного из условий соглашения добивался передачи семье Карафа Сиены, находившейся под властью французов и к тому времени осажденной испан. войсками. Такая внешняя политика серьезно осложнила отношения Папского престола с Испанией и со Свящ. Римской империей. Карло Карафа увлекался охотой, азартными играми, вел разгульный образ жизни. В это же время его брат, Джованни Карафа, из ревности убил жену, что стало причиной громкого скандала. В 1559 г. папа отстранил К. Карафу от всех должностей и отправил в ссылку. Однако после смерти Павла IV он принял участие в конклаве кардиналов, возглавив на нем одну из влиятельных партий. После избрания на Папский престол Пия IV (1559-1565) были вновь рассмотрены преступления, совершенные К. Карафой в понтификат его дяди. В 1560 г. он был схвачен и вместе с братом и нек-рыми др. родственниками отправлен в тюрьму. Под контролем нового понтифика прошел судебный процесс: К. Карафу обвинили в ряде преступлений, в т. ч. в убийствах и ереси (рассматривался случай, когда еще во время службы в армии он позволил себе еретические высказывания при прохождении некой религ.

http://pravenc.ru/text/2565054.html

Он часто выступал с критикой католич. монашества и высшего духовенства, что приводило к конфликтам с церковными властями. В личной аскезе П. А. подавал пример босым францисканцам: он не носил обуви и теплой одежды; несмотря на высокий рост, жил в очень маленьких кельях, где мог спать только сидя. В 1555 г. с разрешения главы провинции Хуана де Эспиносы П. А., стремясь к затворничеству, удалился в конвент Св. Креста в Паньягуа (совр. пров. Касерес). Вероятно, там он познакомился с Хуаном Паскуалем, основателем Галисийской кустодии францисканцев-конвентуалов св. Симеона, также стремившимся к реформированию монашеской жизни. К этому времени отношения П. А. с францисканцами-обсервантами провинции арх. Гавриила окончательно испортились. В 1557 г. он покинул конвент Св. Креста, посетил в мон-ре Сан-Херонимо-де-Юсте отрекшегося от власти имп. Карла V (1519-1556), а на пути в Португалию с П. А. встретился Франсиско де Борха. После кончины Паскуаля (1557) П. А., по орденскому преданию, к-рое совр. исследователи подвергают сомнению, отправился пешком в Рим, чтобы лично получить папское разрешение на переход в др. структуру ордена францисканцев. Согласно этой версии, именно в Риме П. А. официально покинул обсервантов и был назначен генеральным комиссаром реформированных конвентуалов. Однако более вероятно, что он был избран комиссаром на местном капитуле (подтверждено бреве «Cum a nobis petitur» папы Римского Павла IV от 2 мая 1559). В 1557 г. П. А. основал мон-рь Непорочного Зачатия в Эль-Паланкаре (ныне Педросо-де-Асим, пров. Касерес; известен как самая маленькая обитель в мире), в 1558 г.- мон-рь уставных терциарок в Херес-де-лос-Кабальерос (совр. пров. Бадахос), в 1561 г. было начато строительство конвентов в Альдеа-де-Пало и Аренасе. В основанных и реформированных им обителях П. А. продолжил преобразования, имевшие целью возвращение к аскетическим идеалам и строгим предписаниям ранних нищенствующих орденов . В 1559 г. как генеральный комиссар реформированных конвентуалов П.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом , познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию. Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся ( Paschini P.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

В 1535 г. Червини был рукоположен во пресвитера. В 1536 г. назначен писцом (scriptor) Ватиканской б-ки, а ок. 1538 г. получил должность апостольского протонотария. Он выполнял дипломатические поручения папы Павла III, целью которых было прекращение Итальянских войн, противостояния франц. кор. Франциска I (1515-1547) и имп. Карла V (1519-1556). В июне 1538 г. Червини находился в Ницце, где участвовал в переговорах, закончившихся подписанием перемирия между Францией и Испанией (18 июня 1538). В мае-июне 1539 г. он сопровождал кард. А. Фарнезе в Испанию (на встрече с императором обсуждалась возможность заключения династического союза между Габсбургами и Валуа). В нояб. того же года Червини помогал кард. А. Фарнезе в организации встречи франц. монарха и императора (встреча состоялась 12 дек. 1539 в замке Лош (совр. деп. Эндр и Луара, Франция)). Установление мира было главным условием созыва Собора католич. Церкви, вопрос о котором оставался актуальным в связи с попытками императора найти компромисс с нем. протестантами и созвать Собор без санкции папы Римского. Червини был убежденным сторонником церковных реформ, к-рые должны были обсуждаться на Соборе (см. ст. Контрреформация ). 17 авг. 1539 г. папа Павел III возвел Червини на епископскую кафедру Никастро (Калабрия). Епископского рукоположения проведено не было, Червини исполнял только функции администратора диоцеза (о подобной практике подробнее см.: Menniti Ippolito A. Il governo dei papi nel " età moderna: Carriere, gerarchie, organizzazione curiale. R., 2007. P. 73; Faggioli M. La disciplina di nomina dei vescovi prima e dopo il concilio di Trento//Società e storia. Mil., 2001. Vol. 24. N 92. P. 221-256). 19 дек. 1539 г. он был возведен в достоинство кардинала. В июне 1540 г. был назначен легатом a latere при дворе наместника императора, его брата Фердинанда I Габсбурга, эрцгерцога Австрии и короля Чехии (император в 1556-1564). Червини прибыл в Хагенау (Агно); 12 июня там началось «духовное собеседование» католических богословов с протестантами (см.

http://pravenc.ru/text/2562320.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010