Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КРОМВЕЛЬ Томас (ок. 1485, Патни, ныне в черте Лондона - 28.07. 1540, Лондон), англ. гос. деятель. К. был единственным сыном Уолтера Кромвеля, сукнодела и содержателя трактира. О детстве и юности К. известно мало: по нек-рым данным, он попал в тюрьму за преступление, после уехал в Европу, где путешествовал и предположительно служил во франц. армии во время Итальянских войн. Есть сообщения, что он участвовал в битве при Гарильяно 1503 г. и после поражения франц. войск оказался во Флоренции, где устроился на службу к банкиру Ф. Фрескобальди, затем посетил Рим. По другим данным, в 1504 г. он участвовал в судебных тяжбах в Англии по земельным вопросам; его поездка в Европу (в т. ч. в Италию) состоялась после их завершения, следов., он не мог принимать участия в боевых действиях 1503 г. К. вернулся в Англию ок. 1514 г. и поселился в Лондоне, ок. 1515 г. женился на Элизабет Уикс, отец к-рой служил при дворе Генриха VII. Она умерла ок. 1528 г., во время эпидемии англ. горячки. Их сын Грегори Кромвель в 1540 г. получил титул барона и в 40-х гг. XVI в. был придворным кор. Генриха VIII, 2 дочери умерли во время эпидемии 1528 г. или вскоре после нее. В этот период К. работал вместе с тестем, занимавшимся стрижкой овец, и торговал шерстью и тканями. Через нек-рое время К. стал адвокатом и приобрел известность на этом поприще. О его юридическом образовании ничего не известно, однако уже в 1524 г. он вошел в состав Грейс-инн, одной из крупнейших адвокатских корпораций Англии. В 1517-1518 гг. он ездил в Рим, чтобы получить продление лицензии на продажу индульгенций в г. Бостоне в Линкольншире. Считается, что во время этой поездки он познакомился с переводом НЗ, сделанным Эразмом Роттердамским . К. свободно говорил по-итальянски и, возможно, по-французски, знал латынь и немного греческий. Ок. 1516 г. К. познакомился с лордом-канцлером кард. Томасом Уолси , выполнял его поручения в кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVI в. В 1523 г. скорее всего благодаря влиянию лорда-канцлера он был впервые избран членом палаты общин, во время одного из заседаний обратил на себя внимание речью в ответ на королевское требование о предоставлении средств для вторжения во Францию (получение этой субсидии было главной целью созыва парламента). В своей речи (нет достоверных сведений о том, что она действительно была произнесена) К. критиковал идею войны против Франции, указав на опасности этого предприятия, особенно если оно будет возглавлено лично королем. Несмотря на это, его речь не содержала нападок на монарха и его приближенных и была высоко оценена, в т. ч. и при дворе. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУГЕНХАГЕН [нем. Bugenhagen] Иоганн (24.06.1485, Воллин, Померания (совр. Волин, Польша) - 20.04.1558, Виттенберг), нем. теолог, один из основателей лютеран. Церкви в Сев. Германии и Дании. Сын члена городского совета, Б. в 1502-1504 гг. учился в ун-те Грайфсвальда, стал ректором городской школы в Трептове (ныне Тшебятув, Польша), в 1509 г. принял сан священника и стал викарием в коллегии каноников трептовской ц. св. Марии. В 1517 г. Б. начал преподавать Свящ. Писание и патристику в монастырской школе в Бельбуке. Он интенсивно занимался самообразованием, экзегетикой, изучением трудов гуманистов. По заказу объединителя померанских земель герц. Богуслава X написал первую историю Померании (1518). Знакомство с сочинениями М. Лютера , особенно с его трудом «О Вавилонском пленении Церкви», стало началом нового этапа в жизни Б. В 1521 г. он отправился продолжать свое образование в Виттенбергском ун-те, завоевал доверие Лютера (позже Б. стал его духовником) и дружбу Ф. Меланхтона и в 1523 г. при их поддержке был избран городским пастором Виттенберга. После этого Б. женился и с 1533 г. стал преподавать в Виттенбергском ун-те, не оставляя обязанностей пастора. Б. постоянно занимался экзегетикой, в т. ч. составлением комментариев на Псалтирь, книги пророков и апостольские Послания, стал одним из ближайших сотрудников Лютера при редактировании перевода Библии на нем. язык. Сам Б. переложил лютеровскую Библию на нижненем. диалект (Det Nye Testament. [Wittenberg], 1525; Biblia, das ist die gantze hilige Schrift. Lübeck, 1533). Свою главную роль в Реформации Б. сыграл как видный организатор, участник строительства лютеран. Церкви и школы в различных землях и городах. В 1528 г. он разработал новую церковную организацию для Брауншвайга, в 1529 г.- для Гамбурга, в 1530-1532 гг.- для Любека, в 1534-1535 гг.- для Померании, в 1537-1539 гг. (по приглашению кор. Кристиана III) - для Дании. В 1528-1542 гг. |
[латинизир. Wimpina (прозвище по месту рождения)] (наст. фам. Кох) Конрад (ок. 1460, Вимпфен или Бухен - 16.06.1531, Аморбах), нем. католич. теолог. С 1479 г. учился в Лейпцигском ун-те, где в 1491 г. стал профессором философии, в 1503 г.- доктором теологии. Автор ряда сочинений для учебных целей, повторяющих общие места томистской поздней схоластики. В числе этих работ - «О происхождении, успехах и плодах теологии» (De ortu progressu et fructu sacre theologie, 1498), «О заблуждениях философов в христианской вере» (De erroribus philosophorum in fide Christiana, 1493), панегирики Христу, трактаты о небесных телах и силах. Часть сочинений была опубликована в Кёльне под названием «Смеси» (Farrago miscellanorum, 1531). Вмешавшись в характерную для времени полемику о значении поэзии и ее отношениях с теологией, В. в споре с ректором открывшегося в 1502 г. Виттенбергского ун-та Мартином Поллихом отстаивал традиц. схоластические представления об иерархии наук во главе с превосходящей их всех теологией, к-рую В. сравнивал с непререкаемым монархом. С открытием в 1506 г. ун-та во Франкфурте-на-Одере В. стал его ректором и одним из ведущих профессоров. В 1518 г. он в числе первых католич. полемистов выступил против 95 тезисов об индульгенциях М. Лютера, распространение к-рых положило начало Реформации . Для продавца индульгенций Иоганна Тецеля В. составил 106 тезисов с традиц. обоснованием католич. учения об отпущении грехов и защитой права папы разрешать продажу индульгенций. В. стал соавтором очередных 106 тезисов, с к-рыми Тецель выступил против Лютера. В 1528 г. В. издал под названием «Собранное воедино» (Anacephalaeosis) ряд своих сочинений разного времени, прежде всего антилютеровских. Он стремился показать, что лютеранство - не новое явление, а свод худших еретических учений от катаров и вальденсов до Я. Гуса и Дж. Уиклифа . В 1530 г. В. в качестве советника сопровождал на Аугсбургский рейхстаг курфюрста Иоахима I Бранденбургского и вместе с И. Экком , И. Кохлеусом и др. теологами участвовал в составлении Конфутации (см. ст. Аугсбургского исповедания апология ). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агриппа Неттесгеймский. Гравюра. XVIII в. [Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма . Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V . За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому . В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛАХИЯ [Груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1532-1534). Как архиеп. Картлийский (Самтавройский) упомянут в неск. источниках 1511-1532 гг. В документе, выданном в 1511 г. царем Кахети Георгием II Злым (1511-1513) католикосу-патриарху Вост. Грузии Дионисию (ок. 1510-1511), указано: «Совершив множество грехов, прошу Вас, католикоса-патриарха Дионисия и архиепископа Малахию и Амбу Алавердели (имеется в виду еп. Алавердский Иоанн.- Авт.), прийти мне в помощь по правилам христианской веры» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 328). В грамоте 1527-1532 гг. царь Кахети Леван (1518/20-1574) обратился к М. как к «патрону Картли» в связи с имениями мцхетского патриаршего собора Светицховели (Ист. док-ты Гареджи. 2008. Т. 1. С. 25). М. был избран Главой Церкви в то время, «когда дела Мцхеты шли плохо», т. е. в период уменьшения владений Светицховели. В одном из документов М. обвиняет в этом предшественника - католикоса-патриарха Василия VI (1517-1528, 1529-1531), к-рый «самовольно» раздавал владения, что привело к их утрате и к тому, что они в течение длительного времени не принадлежали патриаршему престолу (НЦРГ. Ad 550). Как католикос-патриарх М. впервые упоминается в книге пожертвований царя Левана, его матери Елены и сыновей Георгия и Иесе (1532 г.). В ней указано, что царь Леван подтвердил все пожертвования своих предков, возвратил Светицховели все поместья в Кахети, значительно уменьшенные к этому времени: «все села, находящиеся в горах и низинах, освобожденные (от податей.- Авт.) и пожертвованные нашими предками», а также даровал новые имения «с условием полной свободы» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 374-375). В др. книге пожертвований за 1532 г. указано, что М. пожертвовал Светицховели - «дому Господа», главой которого он стал, вступив на патриарший престол,- «все свое имущество». В документе приведен список жертвуемого: облачение (украшенный жемчугами омофор; 2 виссона, один из к-рых шит золотыми нитями и получен от царя Левана; обшитый золотом подризник; палица; поручи), золотой посох, украшенный жемчугом, неск. икон (2 - Спасителя в серебряном окладе, 2 - архангелов в серебряном окладе с драгоценными камнями, 2 - апостолов Петра и Павла, украшенные жемчугами, а также нагрудная золотая икона и малая золотая икона арх. Михаила), книги, церковная утварь, 120 голов скота и др. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 254-255). Также М. утвердил грамоту владений мон-ря Кватахеви (НЦРГ. Ad 504). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБЕРТ [нем. Albert, Albrecht v. Brandenburg] (20 или 28.06.1490, Берлин - 24.09.1545, Майнц), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церковный деятель эпохи Реформации . Второй сын бранденбургского курфюрста Иоганна Цицерона. Учился в ун-те Франкфурта-на-Одере. В 1513 г. стал архиепископом Магдебургским и администратором еп-ства Хальберштадт; в 1514 г. был избран архиепископом Майнцским, за совмещение церковных должностей был вынужден заплатить папе Льву X 24 тыс. дукатов. Для уплаты долга Лев X передал А. право на половину доходов от продажи индульгенций в его архиепископствах, что сопровождалось злоупотреблениями. Это породило широкую общественную оппозицию и дало Лютеру повод для обнародования своих «95 тезисов». В 1518 г. А. стал кардиналом. В первые годы Реформации относился к протестантам терпимо. В 1528 г. отказался от власти в гессенских областях своего еп-ства, перешедших в лютеранство , а в 1541 и 1544 гг. за деньги передал еп-ства Магдебург и Хальберштадт сакс. герцогу-протестанту. В 40-х гг. активно способствовал развитию Контрреформации в Германии (Лютер написал против него памфлет «Wider den falschen Abgott zu Halle» (Против фальшивого идола в Галле. 1538)). А. сделал Майнц центром книгопечатания и католич. пропаганды в Германии; первым в Германии предоставил пристанище иезуитам (1543); заботился об улучшении религ. образования детей и о реформировании мон-рей. Вел жизнь светского князя, был покровителем гуманистов и искусств, дружил с У. фон Гуттеном . Сохранились портреты А. кисти А. Дюрера , Грюневальда, Л. Кранаха Старшего. Лит.: Gredy H. Cardinal Albrecht II. in seinem Verhältnis zu den Glaubensneuerungen. Mainz, 1891; Steffen W. Zur Politik Albrechts II. in den Jahren 1532-1545. Mainz, 1897. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici) |
сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Бытие Божие 1518. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Диалог атеиста с христианином: Интервью, данное корр. ВВС Марганите Ласки/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 1(23). С. 277–297. 1519. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Бог под вопросом/Пер. с фр.: Е. Л. Майданович//АиО. 2000. 4(26). С. 264–274. 1520. Ианнуарий (Ивлиев) , архим. Тайна и откровение: О смысле жизни//ХЧ. 1991. 1. С. 87–95; 2. С. 97–107; 3. С. 61–67; 5. С. 44–55. 1521. Ильин В. Н. Несколько слов о природе безбожия//ВРЗЕПЭ. 1961. 38/39. С. 142–149. 1522. Култаева М. Д. Философский пантеон, или Бог в философии и Бог в религии//В1Р. 2000. 1. С. 124–130. 1523. Лега В. П. О доказательствах бытия Бога//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 32–37. 1524. Мефодий (Ермаков), иером. Телеологическое доказательство бытия Божия в свете достижений современной науки//ДМ. 1996. Вып. 3. С. 19–32. 1525. Почему Вы порвали с религией?: Открытое письмо бывшему свящ. Дарманскому по поводу его ст. «Почему я порвал с религией»//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 164–171. Защита основ христианского вероучения и нравственный укор П. Дарманскому – бывшему выпускнику ЛДА, публично похулившему имя Божие и извергнутому из сана (1958–1959 гг.). 1526. Софроний (Сахаров) , архим. Православие – свидетельство Истины//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 226–252. Из писем к Д. Бальфуру. 1527. Флоренский П. А., свящ. Из богословского наследия: 1. Страх Божий; 2. Культ, религия, культура; 3. Культ и философия; 4. Таинства и обряды; 5. Дедукция семи Таинств; 6. Освящение реальности; 7. Свидетели; 8. Словесное служение. Молитва; 9. Философия культа//БТ. 1977. Сб. 17. С. 85–248. Публ. труда «Философия культа» (с неоговоренными купюрами). Ср. 2228. 1528. Харди Д. В., Форд Д. Ф. Хвала и пророчество/Пер. с англ.: И. Кукота//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 350–365. Гл. из кн.: Hardy D., Ford D. Praising and Knowing God [=Восхваление и познание Бога]. Philadelphia, 1985. 1529. Шкода В. В. Теологический аргумент//BiP. 2000. 1. С. 108–116; 2001. 2. С. 131–139. См. также 521, 1418. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное |
Иосиф 1494 наречён епископом Смоленским. Иосиф , 1509 и 1518, 4 янв. 1528. Никандр , 8 мая 1558. Михаил Рагоза (он же архим. в Минском Вознесенском) в июле 1582. (А. 3. Р., III, 132); 29 июля 1589 хирот. в митрополита Киевского. Иоасаф , 27 янв. 1596. Иоасаф Мировский † 22 дек. 1618. Феодосий Василевич упом. 1654, 1656 (sic); 20 апр. 1672 хирот. в епископа Могилевского. Серапион Полховский 30 сент. 1697 хирот. в епископа Могилевского и оставался настоятелем. Иосиф Оранский , 1733, а 29 окт. 1748 перев. в Киево-Печерский. Михаил Козачинский , около 1750, 9 мая (sic) 1756. Давид Нащинский , из префектов Киевской акад., 1756–58, в нояб. перев. в Киево-Братский. Досифей Галяховский , 1759–1763, предан суду. Павел Волчанский 9 нояб. 1763 перев. из Киевского Кириллова. Виктор Садковский 156 27 июля 1785 хирот. в викария Киевского и управлял им после (до 1793). Серафим Глаголевский , архиепископ Минский, вместе и архим. с 1812. (Ист. Иер., VI, 906). В 1845–64 под управлением архиереев. 10 Брестский-Симеоновский, заштатный. [III, 456.] Игум. Афанасий Филипович , 1644–48, убит 20 июля. – Спиридон , 1763. – Аркадий , с 1798 архим-т. 11 Воскресенского, в городе Борисове [VI, 952] Игум. Феодосий , 1686–88, 98. (1692, 1698, 1706; Ист. Иер.). 12 Сурдецкого Свято-Духова, основанного 1627 г., заштатного [VI, 336]: Архим. Иов , 1848 и 49. Игум. Николай , 1850–52. – Феодосий , 1853–69. 13 Супрасльского Благовещенского, ныне 2-го класса [в Ист. Иер. нет]: Игум. Пафнутий , 13 окт. 1509. Архим. Тимофей в 1589 отрешён. – Иларион, кн. Мосальский , 1593–1602, 19 янв. отставлен. … Игум. Никодим , 1838–40, архим. 1851–53. – Викентий , 1854–66, архим. 1869. 14 Лаврашского, в Белоруссии (упом. в 1401 г.) [V, 1]: Игум. Никита , в XV веке. – Арсений , 25 дек. 1509. Архим. Алексий , 1524 (А. 3. Р., II, 125). – Иона и Никита ... (Опис. Рум. Муз., 124). – Гедеон Брилницкий , в янв. 1596. 15 Лещинского, в Пинском повете [V, 20]: Архимандриты Варлаам , игум., 26 февр. 1517. Макарий , с мая 1552 епископ Туровский. |
XIV в. здесь подвизалось 260 монахов, но число насельников постоянно уменьшалось). Упадок монашеской жизни в К., как и во мн. др. мон-рях Франции, связывают с введением режима комменды по условиям Болонского конкордата (1516). На должность аббата назначались лица, не заинтересованные в соблюдении устава и порядка монастырской жизни, не часто посещавшие порученный им мон-рь. Согласно акту, составленному в связи с назначением аббата Эймара Гуффье де Буази (1518-1528), к моменту введения комменды в К. было 140 монахов, к-рые строго придерживались бенедиктинского устава и следили за порядком богослужений; доход аббата оценивался в 10 тыс. дукатов. Передача должности аббата членам семейства Гизов (с 1528) негативно сказалась на положении К. во время религиозных войн во Франции , т. к. Гизы считались главными противниками гугенотов . В 1562 г. гугеноты захватили К., разграбили монастырское имущество и уничтожили мн. рукописи; монахи укрылись в клюнийском приорате Паре-ле-Моньяль и в замке Лурдон. В 1574 г. гугенотам удалось захватить замок Лурдон, в котором находились сокровища и святыни аббатства. Была утрачена бóльшая часть ценностей, хранившихся в К. Позднее аббат Клод де Гиз (1575-1612) выкупил у протестантов документы монастырского архива. В 90-х гг. XVI в. монахи и горожане К. были вовлечены в противостояние Гизов и кор. Генриха IV . Королевское войско осаждало Лурдон, а в 1595 г. разграбило окрестности К. (горожане заплатили выкуп). В XVII в. попытки возродить монашескую жизнь в К. с помощью введения «строгой обсервации» (неукоснительного соблюдения устава) и адм. преобразований привели к нестроениям в аббатстве и в конечном счете потерпели неудачу. Как и мн. др. бенедиктинские мон-ри во Франции, аббатство К. перестало оказывать духовное и культурное влияние на общество. В связи с распространением идей Просвещения возникло представление о том, что богатства мон-рей не соответствовали пользе, к-рую они приносили обществу и гос-ву. По этой причине закрытие К. в годы Французской революции (1789-1799) не вызвало сопротивления даже среди насельников аббатства. |
А еще учите своих детей духовных, чтобы престали от скверных слов неподобных, что лаются отцовым и матерным, занеже того в христианах нигде нет. Так же бы 1515 и родители учили своих детей измдада 1516 , чтобы не привыкали говорить лихих слов. А которые не имут слушать, а тех так же от церкви отлучайте, ни святого причастия не давайте, ни доры, ни Богородичного хлеба. Также учите их, чтобы басней не слушали, лихих баб не приимали, ни узлов, ни примольвления, ни зелья, ни ворожения, и елика такова, занеже на того 1517 гнев Божий приходит. А 1518 где такие лихие бабы находятся, учите их, чтобы престали, да каяли бы ся; а не имут слушать, не 1519 благословляйте их; а христианином заказуйте, чтобы их не держали межи себе нигде: гонили бы их от себе, а сами бы от них бегали, аки от нечистоты. А кто не имет слушать вас, и вы тех также от церкви отлучайте. А коли творите венчания, и вы во дни венчайте, по обедни, а в полдни 1520 и в полночи не венчайте. А крещения творите 1521 по преданию святых Апостолов: не обливайте водой, но погружайте в воде, в кадце таковской, трижды, молвя на первое погружение 1522 : «во имя Отца», а на другое: «и Сына», а на третье: «и Святого Духа». Да потом мажете миром великим. А кум бы был один, любо мужской пол, а любо женский; а по два бы кума не было, как было прежде сего. А которые игумены, или попы, или чернецы торговали прежде 1523 сего, или сребро давали в резы 1524 , а того бы от сих мест не было 1525 : лишитесь того; занеже не предали того святые Апостолы, а святые Отцы не благословляют: а аз по тому же. А еще бы есте не венчали девок меньше 12 лет, но венчайте, как на третьенадцатое лето поступит. А в котором монастыре чернецы, туто бы черницы не были; но чернецы бы жили себе одни 1526 в монастыре, без черниц: а черницы бы жили себе особно в опришном 1527 монастыре. А того выпросить 1528 : где будут были исперва чернецы, туто бы и ныне чернецы; а где будут были исперва черници, туто бы и ныне черницы. А будут хотя и издавна в котором монастыре были чернецы с черницами вместе, ино ныне бы то не было. А где будут быть в котором монастыре черници 1529 , туто бы были попы бельцы избранны с попадьями, а попа бы вдовца туто не было. |
| |