Б. Н. Флоря. Важный источник по истории церковной жизни в Витебской земле в первой половине XVI в.     Жизнь Киевской митрополии в эпоху позднего средневековья существенно осложнялась рядом обстоятельств, в первую очередь тем, что православные церковные учреждения, в том числе митрополичья кафедра, состояли под патронатом иноверной верховной власти, унаследовавшей широкие ктиторские права от православных правителей. Это создавало неблагоприятные условия для существования митрополии как единого автономного целого, но не исключало попыток митрополитов добиваться ее единства. Интересный материал, касающийся данной проблематики, содержит грамота 1546 г., которая появилась в связи с конфликтом между витебским приходским духовенством и Полоцким архиепископом (Витебская земля относилась к Полоцкой архиепископии). 40-е гг. XVI в. отмечены рядом конфликтов на территории Полоцкой епархии между кафедрой и приходскими священнослужителями. Хотя конфликты эти были связаны с характером и объемом обязательств белого духовенства по отношению к кафедре, они протекали по-разному в разных частях епархии. В 1544 г. (как и ранее) в защиту приходского духовенства и монастырей выступили шляхтичи Полоцкой земли . Для региона это было традицией: уже на рубеже XV и XVI вв. бояре и мещане Полоцка отстаивали права клироса полоцкого Софийского собора в его спорах с архиепископом . В 1546 г. в королевский суд подали жалобу два священника из Витебска «от всих попов городовых и посельских» . Таким образом, для обращения в суд объединилось городское и сельское духовенство Витебской земли — это важный факт истории жизни духовного сословия в этом регионе, свидетельство активной самоорганизации приходского духовенства. В грамоте 1546 г. назван «судовый лист» короля Сигизмунда I, выданный по жалобе «всих попов Витебска», в котором Полоцкому архиепископу Евфимию (упоминается в 1508–1511 гг.) предписывалось, «абы в земли и селища церковныи не вступовался». Это показывает, что активная самостоятельная деятельность витебских священнослужителей имела место уже в начале XVI в. С существованием таких традиций была связана упорная борьба витебских священников с униатским архиереем Иосафатом (Кунцевичем) в XVII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108576/

Суздальская Суздальская Возобновлена в 1330 (1314) году Кафедра в Суздале Иоанн епископ Суздальский Даниил епископ, рукоположен с марта 1330 по 1347 низложен, возвращен в 1350 Нафанаил епископ, рукоположен в 1347 упоминается в 1349 † неизвест. Даниил епископ, повторно с 1350 по 1352 на покое: † 1362 Суздальская, Нижегородская и Городецкая Иоанн епископ, свт., рукоположен с 1350 по 1364 † 15.10.1373 Алексий епископ, рукоположен с 1363 по 1365 возвращен в 1366 низложен: † 1373 Дионисий епископ, свт., рукоположен с 1374 архиепископ с 1382 по 1384 в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385 (в заточении) † 25.03.1407 Суздальская и Тарусская С 1406 года Митрофан епископ, рукоположен с 9.09.1406 † март 1427 Савватий епископ, упоминается в начале XV века † неизвест. Григорий епископ, упоминается между 1427 и 1431 † неизвест. Авраамий епископ, на кафедре † 15.12.1448 Филипп епископ, упоминается с 1455 по 11.11.1464 митрополит Московский и всея Руси Евфимий епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с ноября 1465 Феофан (Феодор) епископ, бывший еп. Черниговский и Брянский с 1483 до 1484 на покое: † 1484 Нифонт епископ, рукоположен с 9.12.1484 † 8.03.1508 Симеон (Стремоухов) епископ, рукоположен с 21.08.1509 † 12.11.1515 Геннадий епископ, рукоположен с 10.02.1517 † 23.03.1531 Ферапонт епископ, рукоположен с 9.03.1539 (1533) † 7.03.1543 (25.02.1543) Иона (Собина) епископ, рукоположен с 21.02.1544 Трифон (Ступишин) епископ, рукоположен с 10.03.1549 по май 1551 оставил кафедру: с 6.04.1563 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Афанасий (Палецкий) епископ, рукоположен с 18.06.1551 по 1564 на покое; с 11.08.1566 архиеп. Полоцкий и Великолуцкий Елевферий епископ, рукоположен Пафнутий епископ, рукоположен с 1566 (1567) † 26.11.1570 (1569) Варлаам епископ, рукоположен † 21.07.1586 Григорий епископ, упоминается † ок. 1616 Иов епископ, рукоположен с 1587 архиепископ с мая 1589 по 1592 на покое: † 24.06.1594 Галактион архиепископ с 1593 по 1608 удален с кафедры тушинцами: † 13.07.1610 (1609,1613)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЙДЕЛЬБЕРГ [Хайдельберг; нем. Heidelberg], г. в Германии, в сев. части земли Баден-Вюртемберг, на р. Неккар. Впервые упоминается в 1196 г., в 1225 г. стал владением рода Виттельсбахов и до 1720 г. был резиденцией курфюрстов Рейнского Пфальца из этой династии и ее боковых ветвей. В 1803 г. Г. вместе с частью Пфальца, располагавшейся на правом берегу р. Рейн, отошел Бадену. Г. стал резиденцией курфюрстов Пфальца в правление гр. Рудольфа III (1294-1319), родоначальника династии. По его приказу в Г. на холме Еттенбюль был построен замок курфюрстов. Когда курфюрст Рупрехт III стал императором Римско-Германской империи (1400), было возведено более внушительное здание с богатыми интерьерами. Напротив, рядом с группой фонтанов, находился дворец, построенный по заказу курфюрста Людвига V (1508-1544); юж. крыло дворца было завершено в правление его брата Фридриха II (1544-1556). Активное строительство дворцового комплекса велось при курфюрстах Отто Генрихе (1556-1559), Фридрихе IV (1592-1610) и Фридрихе V (1610-1632). Во время войны с Францией за Пфальцское наследство Г. был сожжен войсками франц. кор. Людовика XIV . Сохранившиеся «Стеклянный зал» (1544-1546), дворцы Отто Генриха (1556-1559) и Фридриха IV (1601-1607, архит. И. Шох) принадлежат к лучшим памятникам нем. Ренессанса и раннего барокко. Университет Дворец Фридриха IV, «Стеклянный зал», колокольня. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Дворец Фридриха IV, «Стеклянный зал», колокольня. Фотография. 50-е гг. ХХ в. В Г. расположен старейший в Германии ун-т, основанный гр. Пфальца курфюрстом Рупрехтом I (1329-1390). Им также была основана ц. Св. Духа, ставшая впосл. университетским домовым храмом и местом погребения графов из династии Виттельсбахов. В период «авиньонского пленения пап» и последовавшей за ним схизмы в католической Церкви Парижский ун-т отказал «студентам немецкой нации» в присуждении ученых степеней. Образование ун-та в Г. было подтверждено буллой папы Урбана VI от 23 окт. 1385 г. 18 окт. 1386 г. состоялось торжественное открытие ун-та в Г. Первым ректором был избран Марсилий из Ингена, нем. схоласт (в 1367-1371 ректор Парижского ун-та). Первоначально ун-т состоял из 4 фак-тов: богословского, юридического, медицинского (открыт в 1390) и свободных искусств (c XVI в. философский). Ун-ту был дарован ряд привилегий: личная неприкосновенность преподавателей и студентов, освобождение от налогов и сборов во владениях курфюрста. Епископ Вормса, к чьей епархии относился Г., являлся судьей для обучавшихся в ун-те клириков; его решения зачитывались публично в ц. Св. Духа. Согласно папской булле, канцлером ун-та назначался настоятель кафедрального собора в Вормсе, к-рый вплоть до кон. XVIII в. осуществлял внутренний надзор и утверждал присвоение ученых степеней лично или через вице-канцлера ун-та.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Богословский вестник. — Сергиев Посад: МДАиС, 2006. — Вып. 5-6. 14 апреля 2006 г. 22:00 СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛ I. ТВОРЕНИЯ СВ. ОТЦОВ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ Св. Ефрем Сирин. Гимн (Мадраша) на Рождество (Перевод с сирийского и вступительная статья прот. Леонида Грилихеса) Иоанн Отшельник. О молитве (Перевод с сирийского и вступительная статья Г. М. Кесселя) Свт. Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу (Перевод с древнегреческого и вступительная статья игумена Вассиана (Змеева)) Свт. Кирилл Александрийский. Диалог о вочеловечении Единородного (Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания К. Б. Юлаева) Прп. Никита Стифат. [Вступление] к книге Божественных гимнов преподобного отца нашего Симеона (Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания иером. Дионисия (Шленова)) Прп. Паисий Величковский. Поучение на пострижение в монашеский чин (Перевод со славянского, вступительная статья и примечания А. П. Власюка) ОТДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ ПО НАУКАМ БОГОСЛОВСКИМ, ФИЛОСОФСКИМ И ИСТОРИЧЕСКИМ Богословие П. К. Грезин. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма Патрология А. И. Сидоров. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и его решение в контексте святоотеческого предания История Русской Церкви Архим. Макарий. Жизненный путь Крутицкого епископа Досифея (1508-1544) В. В. Бурега. «Дело Касицына», или Полемика о возможном переезде Московской духовной академии из Сергиева Посада в Москву в конце 1860-х годов Д. В. Сафонов. Академическое служение свщмч. Илариона (Троицкого) и его борьба с обновленчеством (по материалам публичных диспутов в Политехническом музее) Церковное пение А. В. Шек. О некоторых принципах реформы знаменного роспева в XVII веке на примере попевки «рафатка» ОТДЕЛ III. ДОКЛАДЫ, СЛОВА, ПРОПОВЕДИ И РЕЧИ, АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Евгений, архиеп. Верейский. Проповедь в день выпуска К. В. Скутерис. О смысле богословия и ответственности православного богослова в наши дни (перевод с новогреческого Е. В. Жуковой под редакцией В. Л. Шленова)

http://patriarchia.ru/db/text/105203.htm...

Григорьевское. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичный четырёхстолпный трёхпрестольный храм в псевдорусском стиле, первоначально увенчанный декоративным пятиглавием. Закрыт в 1930-х, венчание сломано. Открыт в 1992, ремонтируется. Это село впервые упоминается в XV в. в грамоте, данной на владение им Солотчинскому монастырю рязанским князем Феодором Васильевичем. В 1508 г. здесь уже была деревянная церковь Рождества Христова, в которой служил поп Григорий. Село было центром волости. В 1544 г. в грамоте, адресованной Ивану Грозному, архимандрит Солотчинского монастыря Дионисий писал: " Тое Григорьевскую волостьку не по один год татары воевали и выжгли и от татарстие де войны люди из тоя волости в полон выведены, а иные посечены... и пашни не паханы " . После секуляризации монастырских вотчин в 1764 г. село стало экономическим. Изначально храм был деревянным с приделом Рождества Богородицы. В 1834 г. построена новая церковь Рождества Христова, которая в начале XX в. сменилась ныне существующим трёхпрестольным каменным храмом, который возведён по образцовому проекту, утвержденному Святейшим Синодом. Рядом с храмом была построена приходская школа. В советское время церковь закрыта, уничтожено внутреннее убранство, а также венчавшее храм пятиглавие из дерева, крытого железом, и завершение колокольни. В 1992 г. храм передан общине верующих. Началась его реставрация. В настоящее время в храме восстановлены трапезная, нижний ярус колокольни и паперти. Над храмом заменена частично кровля. Ведется восстановление колокольни. Источник: сайт Луховицкого благочиния Московский Патриархат, Московская Епархия. Прим. мод.: Адаптировано под формат Каталога sobory.ru. Автор текста не указан. Дата публикации не указана. Комментарии и обсуждение По некоторым данным, придел не Богоявления, а Живоначальной Троицы 14 апреля 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07573

Григорий. Аврамий 1431–1452. Филипп 1452–1464. Евфимий 1464–1483. Феодор 1483–1484. Нифонт 1484–1508. Симеон Стремоухов 1509–1515. Геннадий 1517–1531. Ферапонт 1532–1543. Иона Собина 1544–1548. Трифон Ступишин 1549–1551. Афанасий князь Палецкий 1551–1564. Елевферий 1564–1567. Пафнутий 1567–1569. Варлаам 1570–1586. Архиепископы (с 1589 г.): Иов 1587–1593 . Еп. до 1589. Галантион 1593–1608. Герасим 1612–1615. Арсений 1615–1625. Иосиф князь Курцевич 1625–1634. Серапион 1634–1653. Софроний 1654. Иосиф 1655–1656. Филарет (в схиме Феодорит) 1656–1657. Стефан 1658–1661. Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679. Маркелл 1680–1681. Павел Моравский 1681. Митрополиты Суздальские и Юрьевские: Иларион 1681–1705. Митр. с 1682. Ефрем Янкович 1708–1712. Епископы Суздальские и Юрьевские: Игнатий Смола 1712–1719. Варлаам Левицкий 1719–1724. Иоаким 1725–1731. Гавриил Русской 1731–1735. Афанасий Кондоиди (грек) 1735–1737. Симон Тихомиров 1739–1747. Порфирий Крайский 1748–1755. Сильвестр Главатский 1755–1760. Митр. Геннадий Драницын 1760–1775. Тихон Якубовский 1775–1786. Епископы Владимирские и Яропольские: Платон Петрункевич 1748–1757. Антоний бывший каталикос Грузинский 1757–1762. Архп. Епископы Владимирские и Муромские: Павел Гребневский 1763–1770. Иероним Формаковский 1770–1783. Виктор Онисимов 1783–1786. Епископы и Архиепископы Владимирские и Суздальские (с 1799 г.): Виктор Онисимов (тот же) 1786–1800. До 1799 г. еп. „Суздальский и Владимирский“. Ксенофонт Троепольский 1800–1821. Парфений Чертков 1821–1850. Архп. с 1833. Иустин Михайлов 1850–1863. Феофан Говоров 1863–1866. Антоний Павлинский 1866–1878. Архп. Феогност Лебедев II 1878–1892. Архп. с 1883. Сергий Спасский 1892–1904. Архп. Никон Софийский 1904–1906. Архп. с 6 мая 1906. Николай Налимов 1906. Архп. Юрьевское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (во Владимирском Боголюбовом мон.): Александр Тропицын 1907. Муромское викариатство, учр. в 1868 г. Епископы (во Владимирском Боголюбовом мон.; с 1907 г. в Муромском Спасском мон.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В янв. 1505 г. М. вступил в брак с Джейн Колт ( 1511), происходившей из семьи эсквайра в графстве Эссекс. В браке родились 4 ребенка: Маргарет (1505), Элизабет (1506), Сесиль (1507), Джон (1509). Вскоре после смерти 1-й супруги М. женился на богатой вдове Элис Миддлтон ( 1546 или 1551); ее дочь от 1-го брака М. воспитывал как собственную. У пары не было общих детей, однако, по свидетельствам самого М., Миддлтон оказалась хорошей мачехой его детям. Кроме детей М. и приемной дочери в его семье воспитывались также сирота Э. Кресакр (1511-1577), к-рая впосл. вышла замуж за его сына, и дальняя родственница М. Гиггс (1508-1570). Свои педагогические идеи М. успешно реализовывал, обучая родных и приемных детей. М. считал женщин способными к научной деятельности и хотел, чтобы его дочери получили такое же высшее образование, как и его сын,- эти взгляды были нетипичны для того времени. Несмотря на предельную занятость, М. всегда находил время для молитв и домашней школы, где давал детям классическое и христианское образование. Занятия древними языками и литературой сочетались с обучением географии, математике, музыке, астрономии, медицине. Наиболее близкие отношения сложились у М. со старшей дочерью Маргарет, в замужестве Роупер ( 1544), которая была весьма талантлива и проявляла значительные литературные способности. Так, она стала 1-й в Англии женщиной не королевского происхождения, опубликовавшей под собственным именем перевод с латыни на англ. язык; для перевода было избрано одно из сочинений Эразма Роттердамского - «О Молитве Господней» (Precatio Dominica). Именно Маргарет адресовано значительное число сохранившихся писем М.; особую важность имеет их переписка, относящаяся к периоду предсмертного заключения М. в Тауэре. До 1524 г. семья М. жила в собственном доме «Олд-Бардж» на ул. Баклерсбери, относившемся к приходу Сент-Стивен-Уолбрук; затем М. переехал в построенный по его плану большой дом в Челси, архитектурный дизайн к-рого с галереями, часовней и б-кой нес явный отпечаток его философии, любви к ученым занятиям и уединенным молитвам. Хотя М. из-за многочисленных гос. обязанностей значительную часть времени проводил при королевском дворе или в разъездах, он использовал любую возможность, чтобы побыть в кругу семьи. Вместе с домашними М. регулярно молился и читал Библию, сам ее комментируя (подробнее о семье и домашней жизни М. см.: Guy. 2009).

http://pravenc.ru/text/2564150.html

15.05) 1788 (присоединена к Московской епархии); Возобновлена в 1919 г. для Патриаршего Наместника Московской епархии (архиепископа или митрополита), Патриарших ставропигий и проч.; с 1919 г. – Крутицкая; с 30.01(12.02)1944 – Крутицкая и Коломенская. 1261 1269)1279 06.1334 Исаакий 09.07.1403 22.07.1404 08.04.1466 11.03.1471 12.1492 04.05.1493 Силуан Грек 18.12.1496 12.06.1499 14.07.1499 Трифон Дубина 23.01.1508 02.02.1544 Досифей Забела 24.02.1544 17.02.1554 Савва II Черный 11.03.1554 Нифонт Кормилицын 01.1559 Матфей II 08.04.1565 30.08.1568 Галактион Герман II Феодорит(01.1580) 22.09.1582 01.1583 10.1586 Варлаам II 11.1586 26.09.1601 Пафнутий 05.1613 12.12.1624 20.10.1626 31.12.1626 Павел II 01.01.1637 02.05.1653 10.07.1653 06.1654 Сильвестр 12.08.1655 09.11.1657 23.11.1657 06.08.1664 Питирим, паки 22.08.1664 09.09.1675 Павел III 03.1676 06.09.1681 Варсонофий II Чертков-Еропкин 12.1681 18.05.1688 12.08.1688 14.04.1695 Евфимий II 21.04.1695 25.03.1699 Тихон Воинов 20.07.1699 28.06.1702 21.03.1703 11.03.1711 25.03.1711 13.08.1712 31.01.1714 25.01.1719 Алексий Титов 25.01.1719 08.09.1721 03.03.1722 01.09.1742 19.09.1742 14.04.1748 22.05.1748 03.12.1760 08.03.1761 18.01.1768 04.02.1768 24.02.1771 24.09.1771 17.03.1776 Самуил Миславский 28.04.1782 27.03.1785 28.09(11.10)1919 21.01(03.02)1920 18(31)01.1922 01.1922 01(14)06.1923 13(28)12.1923 29.12.1923 11.01.1924) 29.12.1923 11.01.1924) 27.11(10.12)1925/ 27 .09(10.10)1937 30.01(12.02)1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 29.07(11.08)1963 26.09(09.10)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 Пимен Извеков 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Крутицкая, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1949 г. 05(18)06.1922 23.06(06.07)1922 08.1922 Антонин Грановский 23.04(06.05)1923 01.1946 Крымская, обн. (см. Симферопольская, обн.) 2257 Дата поставления первого епископа Митрофана, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 476). «...Первый епископ жил в Сарае, а другой в Переяславле Русском, и потому именовался Сарайским и Переяславским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авраам Шумилин 1821–1824 Мефодий Цишнячевский 1824–1825 Павел Саббатовский 1826–1832 Виталий Борисов Жегачев 1832–1840 Стефан Романовский 1841 Епископы Астраханские и Енотаевские: Смарагд Крыжановский 1841–1844 Евгений Баженов 1844–1856 Афанасий Дроздов 1856–1870 с 1858 архиепископ Феогност Лебедев 1870–1874 Хрисанф Ретивцев 1874–1877 Герасим Добросердов 1877–1880 Евгений Шерешило 1880–1889 Павел Вильчанский 1889–1892 Исаакий Положенский 1892 Павел Вильчанский  вторично 1892–1893 Митрофан Невский с 1893 Владикавказская. 15 Кафедра во Владикавказе. 16 Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Черниговский 1875–1889 Петр Лосев 1889–1891 Иоанникий Казанский 1891–1892 Феодосий Рождественский 1892–1893 Владимир Синьковский 1893 Владимирская. 17 Кафедра во Владимире. Епископы Суздальские и Владимирские: Симон, святой 1215–1226 Митрофан 1227–1238 Евфросин (Ефрем) хирот. в 1240 Серапион 1274–1275 Феодор 1276–1286 Иаков (в схиме Иоанн) 1289–1297 Симеон 1297–1299 Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347 Нафанаил 1347–1349 Даниил, вторично 1350–1351 Иоанн, святой с 1351 Алексий 1363–1365 вторично 1366–1373 Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Дионисий, святой 1374–1383 архиеп. с 1383 Евфросин 1386–1406 с 1394 Суздальский, Калужский и Тарусский Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427 Савватий, Григорий, Авраамий 1431–1452 Филипп 1452–1464 Евфимий 1464–1483 Феодор 1483–1484 Нифонт 1484–1508 Симеон Стремоухов 1509–1515 Геннадий 1517–1531 Ферапонт 1532–1543 Иона Собина 1544–1548 Трифон Ступишин 1549–1551 Афанасий, князь Палецкий 1551–1564 Елевферий 1564–1567 Пафнутий 1567–1569 Варлаам 1570–1586 Архиепископы Суздальские и Тарусские: Иов 1587–1593 Галактион 1593–1608 Герасим 1612–1615 Арсений 1615–1625 Иосиф, князь Курцевич 1625–1634 Серапион 1634–1653 Софроний 1654 Иосиф 1655–1656 Филарет 1656–1658 Стефан 1658–1661 Архиепископы Суздальские и Юрьевские: Стефан (бывший прежде) 1665–1679 Маркел 1680–1681 Павел Моравский 1681 Митрополиты Суздальские и Юрьевские:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день наречения, то есть 26 февраля, которое литургические памятники называют также “благовестием”, или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный “представлялся Митрополиту и епископам избирателям 9 . Наконец, 4 марта в третью неделю Великого Поста, то есть Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совершена святительская хиротония. Святитель Макарий Митрополит Московский. Гобелен. 2000 г. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет Исповедание православной веры новопоставляемы 10 . Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который был возложен на него. Несомненно, что из всех ставленников-архиереев Митрополита Даниила святитель Макарий был наиболее известен в истори 11 . Летописи не называют архиереев-участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, возведший за три года до этого святителя Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и до архимандрита. Все это характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого . На основании справочного труда П. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископ Рязанский и Муромский Иона (1522–1547; поставлен в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), епископ Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), епископ Смоленский Иосиф (1515–1532), епископ Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), епископ Вологодский Алексий (1525–1543), епископ Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), епископ Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544 12 . Но вероятно, что съехались в Москву не все и неприехавшие иерархи прислали свои повольные грамоты. В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо знаменательное событи 13 . Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской сохранилась икона “Герасим, иже на Иордане со лвом 14 , в день памяти которого была совершена архиерейская хиротония Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010