Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в колокольне. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1530 и 1691. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.4331, 40.43947 Проезд:на территории Спасо-Евфимиева монастыря Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи " иже под колоколы " был построен примерно в 1530-1540-е годы. В конце XVI - начале XVII века с северной стороны к храму-колокольне пристроили каменную трехпролетную звонницу-галерею для больших колоколов. По всей вероятности, сначала был возведен один ее пролет, примыкавший к древней колокольне. Он предназначался для 350-пудового благовестного колокола, который в 1599 году князь Диомид Иванович Черемисинов пожертвовал в монастырь. К концу XVII века на звоннице находилось одиннадцать колоколов. Их общий вес составлял 1100 пудов. Материал о звоннице Спасо-Евфимиева монастыря см.: http://www.zvon.ru/zvon5.view2.page10.html. С уважением, Азарова О.В. - один из разработчиков сайта zvon.ru. Будем благодарны за сотрудничество. Отзывы и комментарии по этому и другим материалам автора направлять на e-mail: azarovaolga@mail.ru Храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи со звонницей в Спасо-Евфимиевом монастыре города Суздаля Об ансамбле Спасо-Евфимиева монастыря создано большое количество исследований. Одна из статей принадлежит и автору этого материала Новые данные позволяют несколько ее дополнить. Основание обители на берегу реки Каменки произошло по указу суздальского князя Бориса Константиновича в 1352 году. Первым ее игуменом стал преп. Евфимий - инок Нижегородского Печерского монастыря, друг и ученик преп. Сергия Радонежского Самая ранняя из сохранившихся каменных церквей обители датируется в 1507-1511 годами. Когда полвека спустя выстроили огромный собор во имя Спасо-Преображения, древнюю церковь преобразовали в придел во имя преп. Евфимия Суздальского. В эти годы в качестве монастырской колокольни использовался храм «иже под колоколы» во имя Рождества Иоанна Предтечи. Его построили примерно в первой трети XVI века. Церковь очень интересна по своей архитектуре - она представляет собой единственный в русском зодчестве пример возведения церкви в виде девятигранного столпа.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агриппа Неттесгеймский. Гравюра. XVIII в. [Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма . Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V . За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому . В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей.

http://pravenc.ru/text/Агриппа ...

" Семь голов Мартина Лютера " . Гравюра на титульном листе кн.: Cochläus J. Sieben Köpffe M. Luthers (Lpz., 1529) [Лат. Cochlaeus, Cochleus, наст. фамилия Добнек; Dobneck] Иоганн (10.01.1479, Вендельштайн, близ Нюрнберга - 11.01. 1552, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации. Род. в бедной крестьянской семье, начальное образование получил под рук. гуманиста Г. Гринингера. В 1504-1507 гг. учился в Кёльнском ун-те, где состоял в кружке гуманистов с участием У. фон Гуттена . По обычаю гуманистов того времени перевел часть названия родного селения на латынь и взял это слово за основу своего псевдонима. С мая 1510 г. в Нюрнберге руководил школой; написал неск. учебных пособий, к-рые пользовались признанием. В 1515-1519 г. путешествовал по Италии как наставник 3 молодых аристократов. В 1515 г. в Болонье присутствовал на диспуте, на к-ром И. Экк защищал ростовщичество, и в письмах выразил возмущение его позицией. В 1517 г. К. учился в Феррарском ун-те, где получил степень д-ра теологии. Вскоре в Риме был ординирован во священника. Выступление М. Лютера против злоупотреблений индульгенциями от 31 окт. 1517 г. К. одобрил, однако дальнейшую критику Лютером католических традиций осудил. В 1520 г. был деканом ц. Пресв. Девы Марии во Франкфурте-на-Майне. Как теологический советник архиепископа Трира присутствовал на рейхстаге в Вормсе в 1521 г., где от Лютера потребовали отречься от своих сочинений. После отказа Лютера К. 24 апр. 1521 г. наедине увещевал его и предложил устроить публичный диспут, к-рый, однако, власти не разрешили провести. С 1522 г. публиковал полемические сочинения против Реформации. Его манера спорить отличалась крайней грубостью, за что его порицали и нек-рые католики. С 1526 г. К.- каноник собора св. Виктора в Майнце. С 1529 г. секретарь Георга, герц. Саксонского; служил в Лейпциге и Майсене. В 1530 г. на рейхстаге в Аугсбурге был одним из католич. теологов, кому вместе с Экком было поручено написать опровержение провозглашенного там лютеранского Аугсбургского исповедания . Впоследствии текст был отвергнут имп. Карлом V из-за крайней резкости и чрезмерного многословия, но, вероятно, использован Экком при составлении «Конфутации». После смерти герц. Георга в мае 1539 г. К. был вынужден покинуть Лейпциг, в сент. 1539 г. был назначен каноником в Бреслау и в этой должности служил до кончины.

http://pravenc.ru/text/2458905.html

Нижнее Высоцкое. Церковь Сошествия Святого Духа. Церква Святого Духа Карта и ближайшие объекты В соответствии с налоговым реестром 1507 г. в селе уже существовала приходская церковь. Грамотой от 15 сентября 1530 г. самборский староста Станислав Одровонж утверждает игумена (к сожалению, неизвестного монастыря) Костя на сельском приходе. Король Сигизмунд Август 31 июля 1564 г. утверждает священника Григория на владение приходом Нижнее Высоцкое. 28 июля 1644 г. привилегии на участки предоставил король Владислав IV. К сожалению, не сохранилось никаких данных о древней церкви. Строительство существующей церкви инициировал войт Иван Стебивка на случайно найденные деньги. Согласно легенде, фира войта зацепилась за неизвестный предмет, когда ее освобождали, то выкопали горшок с золотыми монетами. Церковь появилась на месте прежней деревянной. Строительство продолжалось с 29 ноября 1813 г. по 12 июня 1814 г. Возводили здание мастер Константин Риштей и плотники Гавриил Ирод, Михаил Товтин и Иван Васив. Об этом сказано на перекладине западных дверей. В 1927 г. община обратилась к воеводского консерватора с просьбой покрыть церковь железом, но им было отказано после вмешательства директора Национального музея во Львове Иллариона Свенцицкого. Тогда община попросила средства на закупку 60 тысяч гонтов, что было удовлетворено. Ремонт церкви, посвященный ее 120-летию, осуществлен в 1952-1953 году. Церковь сейчас в пользовании общины УПЦ КП. Расположена в центре села, на ровном участке, на кладбище. Здание трехсрубное, трехъярусное, бойковского типа. Квадратные срубы увенчаны тремя высокими багатозаломовими верхами: над навой и бабинцем - три восьмерика на четырех четвериках, над алтарем - два восьмерика на четырех четвериках. Опоясывает церковь широкое крыльцо, опирающееся на профилированные выпусти венцов срубов. Под навесом, по обе стороны алтаря, спрятаны небольшие прямоугольные ризницы (южная построена в 1952-1953 гг.). Во время самовольного ремонта в 2002 г. к бабинцу пристроен большой граненый крыльцо, стены и четвериков заломы покрытые пластмассовой вагонкой. Эти работы испортили уникальную достопримечательность. Первоначально колокольня располагалась в верху над бабинцем.

http://sobory.ru/article/?object=35319

А.А. Половцов Оболенский-Телепнев, Федор Васильевич Оболенский-Телепнев, князь Федор Васильевич, сын князя Василия Федоровича Оболенского-Телепня. В 1500 году участвовал под начальством князя Даниила Щени в походе на Литву и в знаменитой битве при Ведроше. В том же году упоминается в чине свадьбы дочери великого князя Софии Ивановны и князя Василия Даниловича Холмского. В 1502 году участвовал в походе сына великого князя, князя Димитрия Иоанновича под Смоленск и во взятий Орши; в 1503 году снова ходил в Литву. В походах против литовцев кн. Оболенский принимал участие и в 1507 и 1508 годах. В 1515 году Оболенский был воеводой в Великих Луках, в 1517 году был снова в Великих Луках, а в 1518 году участвовал в походе князя Василия Шуйского к Полоцку. В 1519 году он снова ходил в Литву, а в 1520 и 1521 годах был воеводой в Торусе; в 1522 году ходил к Оке на случай нападения крымцев; в 1524 году участвовал в походе на Казань под начальством воеводы Хабара Симского, в 1526 году упоминается в чине свадьбы великого князя на княжне Елене Глинской; в 1527 году был воеводой в Кашире, в 1530 году участвовал снова в походе на Казань. В 1532 году Оболенский был воеводой в Новгород-Северском, в 1534 году был воеводой в Стародубе и отражал от него литовские войска, бывшие под начальством Киевского воеводы Андрея Немировича, а потом вышел из Стародуба и опустошил Литовские области до самого Новгорода-Литовского, возвратился в Стародуб с громадной добычей. В следующем году Оболенскому пришлось плохо: Стародуб был осажден большим литовским войском под начальством гетмана Радзивилла и, несмотря на мужественную оборону воеводы, был взят с помощью подкопа, которым литовцы взорвали город. Оболенский попал в плен и был увезен в Литву. Но и пленный, он, однако, имел возможность поддерживать сношения с Москвой и принимал деятельное участие в заключении мира между обоими государствами. В Литве кн. Оболенский и умер. Спиридов: «Сокращ. описание служеб благородных рос. дворян», М. 1810, II. 329, Карамзин (изд. Эйнерлинга) VI. 148, 196, пр. 380, 488, 541, VII, 54, пр. 169, 281, Соловьев (изд. т-ва «Общ. Польза» II, 13, 14, 15, 487. Моск. Собр. Рус. Летоп. III, 199, IV, 301, VIII, 273, 287, 288, 290; Царственная книга, 38 и сл.; Разрядная книга – изд. Милюкова («Чтения Моск. Общ. Истории и Древн.» 1902, I) 9, 16, 23, 24, 27, 32, 57, 59, 73, 91. Собрание Госуд. Грам. и Договоров I, 370–371, II, 66. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Исключительный интерес представляет тот факт, что в развитии почитания Тихвинской иконы (отразившийся в серьезных архитектурных проектах русских государей XVI в.) существенную роль сыграли западные мотивы. Время с 1430-х по 1530-е гг. исследователи вслед за Джеймсом Биллингтоном справедливо называют «столетием итальянских влияний». Они проявились не только в искусстве, но и в попадании на Русь целого ряда новых текстов, в которых сообщались новые (и подчас удивительные, ошеломляющие!) сведения об общехристианских святынях, хранящихся в Италии. Среди таких текстов выделяется «Сказание о Лоретской Мадонне», появившееся в России в 1520-е гг. (обычно его датируют 1528 г., однако есть веские основания связывать его появление с 1525 г.) Это русская сокращенная компиляция нескольких средневековых итальянских преданий о том, как домик, в котором родилась Богородица, чудесным образом перелетел по воздуху из Палестины, захваченной арабами, в Италию. Здесь нашел отражение традиционный для христианской средневековой литературы мотив самоспасения святыни. Сначала домик Богородицы перенесся на Адриатическое побережье Апеннинского полуострова, в прибрежный Порто-Риканати, а затем – на высокий холм в Лорето неподалеку. В конце XV в. папы затеяли масштабную перестройку Лоретского святилища (santuario), поскольку для римских пап тема спасения христианской веры в Италии, под покровом Святого Престола от восточной угрозы после падения Константинополя под натиском османов 29 мая 1453 г. была актуальна как никогда. Сам домик Богородицы был помещен в ковчег работы Д. Браманте (1507). Об огромном значении, которое римские папы придавали этой перестройке, свидетельствует тот факт, что архитектурные работы в Лорето начались за несколько десятилетий до масштабной перестройки Ватиканского комплекса. Почитание Лоретской святыни и связанное с этим процессом распространение рассказов о ней, стало одной из доминант интеллектуальной и духовной жизни не только в Риме, но и в Венеции и других городах региона.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

27 февраля 1522 года на митрополичью кафедру был возведен игум. Волоколамского монастыря Даниил Рязанец , который способствовал поставлению в епископы насельников своей обители. 30 марта 1522 года на Тверскую кафедру был поставлен постриженик Иосифова монастыря Акакий , 2 апреля 1525 года во епископа Коломенского был хиротонисан племянник прп. Иосифа Вассиан (Топорков) , 20 февр. 1536 г. епископом Смоленским стал др. постриженик Иосифова монастыря - Савва (Слепушкин) . 16 марта 1539 года на Смоленской кафедре его сменил также постриженик Волоколамского монастыря Гурий (Заболотский) , который, возможно, являлся настоятелем Симонова (1526-1528) и Пешношского (с 1529) монастырей. А. А. Зимин причислял к иосифлянам также Митрофана , хиротонисанного в феврале 1507 во епископа Коломенского, Нила Грека , занимавшего Тверскую кафедру в 1509-1521, Досифея (Забелу) , который 23 января 1508 был возведен на Крутицкую кафедру. Однако эти иерархи не являлись пострижениками Волоколамского монастыря, их не следует причислять к иосифлянам на том лишь основании, что они не были оппонентами прп. Иосифа и поддерживали его в некоторых вопросах. Об особых симпатиях вел. кн. Василия III к иосифлянам свидетельствуют частые поездки правителя в Волоколамский монастырь, выбор в 1530 г. волоцкого старца Кассиана Босого восприемником новорожденного наследника Иоанна, а также обстоятельства смерти и похорон вел. князя. Именно митр. Даниил вопреки возражениям бояр настоял на предсмертном пострижении Василия III. Церемонией погребения руководили старцы Волоколамского монастыря: " Начаша его наряжати старцы осифовскые, а великого князя стряпчих отослаша " . В период регентства Елены Васильевны Глинской (декабрь 1533 - 3 апреля 1538) митр. Даниил активно поддерживал политику правительства. Митрополит привел к присяге малолетнему Иоанну IV и Елене Глинской братьев Василия III и бояр. По благословению митрополита в ноябре 1534 года был предпринят поход на Литву, осуществлено строительство Китай-города в Москве.

http://drevo-info.ru/articles/13675437.h...

Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

С 1-й пол. XII в. в Новогородке существовал храм во имя св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставший кафедральным собором Литовской митрополии, затем Западнорусской митрополии; при храме с XIV в. известен мужской мон-рь. В 1517-1519 гг. на месте старого храма на средства кн. Константина Ивановича Острожского и Киевского митр. Иосифа II (Солтана) был построен новый Борисоглебский собор. После заключения в 1596 г. Брестской унии собор в Новогородке являлся кафедрой униат. Киевских митрополитов, в XVIII в. имел статус одной из 4 митрополичьих вспомогательных кафедр (конкафедр). Собор снова стал православным в 1839 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Территория Новогрудского воеводства (существовало в 1507-1795, ранее было Новогрудское наместничество) входила в митрополичью Киевскую епархию . Для литовско-белорус. части епархии были важны институты митрополичьих наместников (протопопов) и кафедральных (соборных) клиросов . На Виленском Соборе 1509 г. среди др. протопопов присутствовали новогрудский и слонимский. Наряду с протопопами в нач. XVI в. в Слониме действовали светские представители Киевского митрополита - десятинники из числа митрополичьих дворян. Клирос имелся при Борисоглебском соборе в Новогрудке (клирошане упоминаются в королевской грамоте 1517 г. о пожаловании собору сел). В нач. 1596 г. в Новогрудке состоялся Собор Западнорусской митрополии. Лавришевский мужской монастырь в окрестностях Новогрудка, основанный в XIII в., является одной из древнейших западнорус. обителей. В 1530 г. мон-рь был разорен, вероятно татарами, возобновлен ок. 1590 г. на др. месте - в пределах совр. дер. Лавришево Новогрудского р-на. Под 1280 г. упоминается церковь в Гольшанах (ныне деревня Ошмянского р-на), храм на территории старого Гольшанского замка просуществовал до XIV в. Под 1386 г. упоминается деревянная ц. вмч. Димитрия Солунского на территории совр.

http://pravenc.ru/text/Новогрудская и ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010