[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/Маркелл II.html

[  назад  ] Исчезнувшие Турецкие епархии Константинопольского патриархата Инфорамция предоставлена Димитриусом Киминасом, с которым можно связаться по адресу constantinople@gmx.net После депортации греков из Малой Азии в 1922 году множество митрополитств осталось без паствы и реально перестали существовать. Все назначенные после 1922 на эти епархии иерархи по сути являются титулярными, т.к. они проживают в Константинополе и епархиями не управляют (там и управлять нечем, нет ни верующих, ни церквей). До 1922 это были полноценные греческие православные епархии Константинопольского патриархата. Митрополитство Агкирас Николай II (1899-1902) Софроний II (1902-1910) Гервасий (1910-1922) Митрополитство Адриануполиса Евтропий (-336) Люциус (до 341 - 348) Филип I (-362) Аммоний (394,399) Григорий I (451,459) Иоанн (553) Савва Константин Даниил Сергий Евстафий I Мирон Иосиф I (-787) Мануил (787-813) Феофилакт Филип II (879) Стефан (914-924) Афанасий I (942) Николай I (975) Михаил Агапит (1025-1043) Евсевий (1053) Николай II (1082) Лев (1157-1170) Георгий (1173) Евстафий II Феодосий Феодор Герасим I Герман (1260 - 25 мая 1265) Василий или Варлаам (1265- Феоктист (после 1278 - 1283) Арсений I (1299) Игнатий (1324- Иосиф II (1334, 1347) Герасим II Поликарп I (-1361) вакантно 1361-1380 Матфей I (июнь 1380 - после 1389) Меланион (май 1401 - Никифор I (1410?-1420) Герасим III (1433-1457?) Марк (1465- Макарий (1467) Феофан (1474) Матфей II (1499) Софроний (после 1500) Иоасаф (1535 - август 1556)v Арсений II (1561,1567) Иеремия (1572,1580) Каллист (до 1590 - 26 апреля 1594) Анфим (9 июня 1600 - 18 июня 1623) Парфений I (19 июня 1623 - 1 июля 1639) Парфений II (7 июля 1639 - 8 сентября 1644) Неофит I (сентябрь 1644 - 1688) Климент (1688-1692) Афанасий II (октябрь 1692 - май 1709) Афанасий III (1709-1739) Дионисий I (сентябрь 1739 - 1 феварля 1774) Никифор II (21 февраля 1774 - 26 сентября 1780) Каллиник I (8 октября 1780 - сентярь 1792) Гавриил (сентябрь 1792 - 1810) Кирилл III (1890-1908)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-co...

[лат. Augusta] Ян (1500-1572), деятель Общины чеш. братьев (далее ОЧБ). Род. в семье пражского ремесленника, утраквиста. В 1524 г. ввиду несогласия с образом жизни утраквистских священников А. перешел в ОЧБ. Основательного образования он не получил, но, будучи человеком разносторонне одаренным от природы, а также ловким политиком, приобрел в ОЧБ авторитет. В 1531 г. стал священником. С кон. 20-х гг. XVI в. ОЧБ переживала конфессиональный кризис. Старшее поколение придерживалось выработанных ранее порядков и религ. взглядов, тогда как молодые священники не одобряли замкнутости ОЧБ. Одним из лидеров оппозиции был А. В 1532 г. он, избранный епископом ОЧБ, проявил стремление к сближению с европ. реформацией , гл. обр. с лютеранством . Узким советом ОЧБ, в к-ром А. играл главную роль, в 1533 г. была выработана новая линия вероисповедания, весьма близкая к лютеранству. А. принял меры к распространению этой новой конфессии и даже направил ее текст кор. Фердинанду I Габсбургу, чтобы достигнуть офиц. признания ОЧБ. Эта попытка успеха не принесла, зато А. установил прямой контакт с М. Лютером и дважды (в 1536 и 1541) посетил его в Виттенберге. Лютер одобрил вероисповедание ОЧБ. А. пытался также установить контакт с Ж. Кальвином и вел с ним (как и с др. европ. реформаторами) активную переписку. В 1546 г. в Чехии вспыхнуло восстание сословий (дворян и бюргерства) против экономической, религ. и антисословной политики Фердинанда I. Восстание, в к-ром приняли участие среди прочих и паны, рыцари, бюргеры, состоявшие членами ОЧБ, потерпело поражение. Участвовал ли А. в восстании, неизвестно, но гнев короля обрушился на ОЧБ и ее епископа. Неск. тысяч «братьев», спасаясь от преследований, эмигрировали из Чехии, А. был в 1548 г. заключен в тюрьму, где провел 16 лет жизни. Даже из застенков он пытался руководить общиной, посылал приказы и писал сочинения, в к-рых излагал свои взгляды на лютеранство, на чеш. утраквизм, на устройство ОЧБ. Однако община этих взглядов не приняла, а свою лютеран. ориентацию изменила. Ей оказалось близким учение Кальвина о предопределении . В 1567 г. был избран новый епископ ОЧБ, к-рым стал чеш. гуманист и ученый Ян Благослав . За А. было все же оставлено звание судьи общины. Новый чеш. кор. Максимилиан I освободил в 1564 г. А. из заключения, но прежнее положение в ОЧБ восстановить ему не удалось. Он долго боролся за это, порой не стесняясь в средствах, но к концу жизни остался в полном одиночестве. Известно 30 сочинений А., в основном полемического характера. Свои взгляды на вероучение ОЧБ он изложил в кн. «Sumovnik». A. написал также 118 песен, вошедших в «Братский канционал».

http://pravenc.ru/text/62600.html

П.В. Долгоруков отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО XVIII: Князь Иван Семёнович Друцкий-Путята, родоначальник князей Путятиных (См. статью о князьях Друцких) КОЛЕНО XIX: Князь Василий Иванович Князь Иван Иванович Князь Дмитрий Иванович КОЛЕНО XX: Князь Юрий Васильевич; женат на сестре князя Василия Ивановича Шемякина Князь Дмитрий Васильевич КОЛЕНО XXI: Князь Дмитрий Юрьевич Князь Иван Семёнович Путята, знаменитый воевода своего времени, прислан был, вместе с старшим братом своим князем Иваном Семёновичем Бабою, от Витовта к Великому Князю Василию Дмитриевичу, с литовским вспомогателъным войском против татарского князя Кундака. Внуки князя Путяты, князья Юрий и Дмитрий, княж Васильевы дети, Путятичи, воеводы литовские, оба взяты были в плен в битве Ведрошской, 14 июля 1500 года. Князь Юрий отпущен в Литву, а князь Дмитрий умер в Москве, в тюремном заключении. Князь Григорий Путятин находится воеводою в Юрьеве-Ливонском в 1561 году; в Ругодеве в 1567 году; наместником в Порхове в 1570 году, в Орешке в 1572 году и в Орле в 1576 году; князь Григорий Давыдович находился воеводою: в Нарве в 1566 году; в Ругодеве с 1571 по 1573 год, и наместником в Орешке в 1574 году; князь Михайло Михайлович, по прозвищу Бык, находился осадным воеводою в Панде в 1579 году; в Пернове в 1581 и 1582 годах; воеводою в Ивангороде в 1594 году; в Чернигове в 1595 году; в Ливнах с 1597 по 1599 год. Князь Андрей Тимофеевич был воеводою в зимнем походе 1577 года под Колыван; князь Матвей Михайлович находился воеводою в Ракоборе в 1580 году, а князь Иван Михайлович воеводою в Ряжске в 1597 году. Шесть князей Путятиных владели населёнными имениями в 1699 году. Герб князей Путятиных (Общий Российский Гербовник, часть VIII, 2): щит разделён горизонтально на двое; в верхней части, в голубом поле, золотый крест; в нижней части, в красном поле, серебряная буква W; щит покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою. 70 В заметках о землях Рязанских, извести аго археолога Мих. Ник. Макарова, напечатанных в чтениях московского общества истории и древностей, в 1846 году, упоминается, что село Путятино, в сапожниковском уезде нынешней Рязанской губернии, принадлежало, весьма давно, князю Путятину, который жил там и охранял Рязань от набегов крымских. Вот слова предания, как приводит их Макаров: «в старину у нас живал князь Путята на Путятине, и этот князь Путята Путятович мастерски берёг землю русскую; при нём, при князе при Путяте, за Шацкими за воротами, чуж ни гугу!» Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси. Московская Русь ( XV -XVII вв.) ЕЛЕНА ИОАННОВНА (1476 - 1513), супруга польск. кор. и Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика, дочь Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог ЕРМОГЕН (ок. 1530 - 1612), патриарх Московский и всея Руси, сщмч. (пам. 17 февр., 12 мая, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (1440-1505), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) «КНИГА СТЕПЕННАЯ» один из крупнейших памятников рус. книжности XVI в., повествующий о рус. истории с древнейших времен до первых лет правления царя Иоанна IV Васильевича КОНСТАНТИН ДИМИТРИЕВИЧ (в монашестве Кассиан; 1389-1434), кн. новгородский (1407-1411; 1413-1414; 1419-1421), псковский (1407; 1412-1413; 1414), угличский (1421/22-1434) КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ (ок. 1228/29 - 1299/1300), вел. кн. Галицкий, Перемышльский, Дорогичинский и Мельницкий (с 1264), Холмский, Белзский и Червеньский (с 1269), Львовский (ок. 1240/41) МИНИН Кузьма (Козьма Минич; † 1616), инициатор создания и один из руководителей Второго ополчения 1611-1612 гг., соратник кн. Д. М. Пожарского МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ОПРИЧНИНА наименование особого политического режима, установленного царем Иоанном IV Васильевичем Грозным в Русском гос-ве в 1565-1572 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/123050_2.html

В 1500 г., при папе Римском Александре VI (1492-1503), постоянный папский представитель был назначен в Венецию. Папа Римский Юлий II (1503-1513) направил Н. в швейцар. кантоны. При папе Римском Льве X (1513-1521) постоянные нунциатуры появились при дворе императора Свящ. Римской империи, во Франции, в Португалии и в Неаполитанском королевстве. Дальнейшее учреждение постоянных нунциатур было связано с политикой Контрреформации , хотя нестабильная политическая ситуация в Европе затрудняла этот процесс. В 1555 г. папа Римский Юлий III (1550-1555) назначил Н. в Польшу. В 1560 г. папа Пий IV (1559-1565) учредил постоянные нунциатуры в Савойе и Тоскане. В гл. 20 декрета «Si in quibuslibet», принятого 11 нояб. 1563 г., на 24-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), были определены полномочия Н. В основных чертах новая система папской дипломатии оформилась в понтификат Григория XIII (1572-1585). К нач. XVII в. в католич. Европе сложилась система постоянных нунциатур. Их насчитывалось 13: 4 - в Италии (Савойское герцогство (Турин), Тосканское герцогство (Флоренция), Венецианская республика (Венеция) и Неаполитанское королевство (Неаполь)), 4 - в «латинском мире» (Франция (Париж), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон) и Бельгия (Фландрия в составе владений Испании, нунциатура учреждена в 90-х гг. XVI в., при папе Римском Клименте VIII (1592-1605)), 4 - в «германском мире» (при императоре Свящ. Римской империи, Германия (Кёльн и Грац, ныне территория Австрии), и Швейцария (Люцерн)), 1 - в «славянском мире» (Речь Посполитая). С этого же времени прослеживается четкое разделение между функциями легата и Н. Легат, возведенный в кардинальское достоинство, выполняет важные поручения, имеющие разовый характер; Н.- постоянный дипломатический представитель Папского престола. С XVI в. все Н., отправляемые Папским престолом, имели сан епископа или архиепископа. Однако сложившаяся практика назначать Н. ко дворам европ. монархов за пределами Италии правящих ординариев итал. диоцезов противоречила решению Тридентского Собора об обязательном присутствии епископов в своих епархиях. С XVII в. назначаемые Папским престолом Н. стали возводиться в достоинство титулярных архиепископов (до 1882 - in partibus infidelium). Епископское рукоположение назначенных Н., не имеющих епископского сана, обычно совершает кардинал - гос. секретарь (при условии, что он сам имеет епископское посвящение).

http://pravenc.ru/text/2577993.html

6) Кн. Феодор Феодорович. В 1500 г. сын боярский, был в числе поезжан на свадьбе кн. Вас. Дан. Холмского. 7) Иван Феодорович (молитвенное имя Конон), ум. 30 сентября 1568 г., погребен в Московском Новоспасском монастыре. У кн. Андрея Феодоровича 3) был один сын 8) Василий Андреевич, убитый 22 октября 1578 г. шведами во время Ливонской войны в крепости Венден. Он был женат на Анне Романовне Захарьиной, старшей сестре первой супруги царя Uoahha IV , Анастасии Романовны. В 1550 г. он – сын боярский, был в числе поезжан на свадьбе кн. Владимира Андреевича Старицкого с Евдокией Александровной Нагой. В 1555 г. – второй воевода сторожевого полка при посылке на р. Кокшагу против казанцев. В 1556 г. – дворецкий рязанский, стоял на Коломне по «крымским вестям». В 1559 г. – окольничий, послан на Дедилов, опять против крымцев. В 1567 г. – боярин; при походе в Новгород, а оттуда против польского короля, один из воевод бывших с царевичем Иваном Ивановичем. В 1571 г. в походе против крымского хана, снова при царевиче Иване Ивановиче, стоял со сторожевым полком в Калуге; упомянуто в разрядной книге этого года, что он воевода из «опричнины». В 1572 г. при походе в Новгород, а оттуда в Швецию, был воеводой сторожевого полка вместе с Зам. Ив. Сабуровым, и у них возник местнический счет, но царь приказал быть «без мест», обещая дать счет, когда придут со службы. В 1573 г. на свадьбе Ливонского короля Магнуса, или Арцымагнуса, как его называли, с кн. Марьей Андреевной Старицкой, был дружкой невесты, а жена его была свахой; по свадебному чину они ездили за постелью. В том же году после бегства крымского хана Девлет-Гирея из-под Москвы все полки стали на прежние свои места, кроме сторожевого полка, который остался в Коломне (воеводами были: кн. Вас. Юрьев. Голицын и кн. С.) и левой руки, посланной в Каширу. Вероятно, в это время на береговой приокской линии случилось какое-нибудь важное происшествие, навлекшее опалу на трех главнейших воевод, потому что вслед за тем читаем в той же разрядной книге: «И царь положил опалу на бояр и воевод на кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

На рубеже XV–XVI вв. были установлены офиц. отношения между Пантелеимоновым мон-рем и московскими вел. князьями и Русской митрополией. Однако экономическое положение мон-ря в XVI в., несмотря на значительные пожертвования, получаемые из Москвы, было тяжелым. Обитель долгое время не могла оправиться от последствий сильных землетрясений (1500, 1552, 1560, 1572 и 1585), восстановить разрушенные строения и оборонительные сооружения, необходимые для защиты от набегов пиратов и сухопутных разбойников. В 1568/69 г. мон-рь после уплаты тур. властям огромного выкупа за конфискованные земельные угодья вынужден был заложить все свои метохи и даже церковную казну. Мон-рь был закрыт, а его насельники разбрелись по окрестным скитам и келлиям. В 1583 г. кинот во главе с протом обратился к царю с просьбой возобновить и обустроить обитель. Однако послание совпало по времени со смертью царя Иоанна IV Грозного, кроме того, рус. казна была истощена многолетней Ливонской войной. Просьбу удалось выполнить лишь в 1592 г., в 1619 г. был сооружен новый монастырский собор на месте старого, облик постройки запечатлен на рисунке В. Г. Григоровича-Барского 1744 г. (к сер. XIX в. от постройки 1619 остался лишь фундамент, на месте старого храма в 1870 г. был заложен совр. собор, достроенный в 20-х гг. XX в. и освященный митр. Антонием (Храповицким)). В кон. XV–XVI вв. в Пантелеимоновом мон-ре жили по преимуществу сербы, по крайней мере из них состояла монастырская администрация, о чем свидетельствует переписка обители того времени с московскими властями, дошедшая в рус. копиях, сделанных в Посольском приказе, но сохранившая серб. лексику и заметные следы серб. орфографии. В афонских актах рубежа XV–XVI вв. встречаются подписи рус. монахов, напр., «старца Серапиона» (1483) и «старца Вавилы» (1504/5. P. 274–275). Трактуемая иногда как свидетельство полного отсутствия русских в составе монастырской братии в 30-х гг. XVI в. запись в рукописи Хиландарского мон-ря 485 о том, что на праздничной трапезе в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1535 г. «быша... калогери сербы и греци» (Стоянович. Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69–1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландарем, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе. Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV–XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.— 25, в 1561 г.— 170 чел.

http://sedmitza.ru/text/760461.html

Падение Новгородской республики прервало на время летописание, возобновленное лишь в XVI в. В 1539 г. в Новгороде был составлен, по-видимому, по повелению архиепископа (впоследствии митрополита всея Руси) Макария летописный свод, основанный на Н. IV и продолжающий ее оригинальными известиями. Этот памятник называют Новгородской летописью Дубровского (или Н. IV по списку Дубровского). Еще одна Н. л. XVI в.–Новгородская II (далее – Н. II), доведенная до 1572 г. включительно, – является по сути незавершенной заготовкой, в которой собраны выписки из различных летописей без соблюдения хронологического порядка. Особенно интересны в этом памятнике известия 1568–1572 гг., содержащие ценные сведения по истории опричнины в Новгороде. В конце XVI– нач. XVII в. была составлена Новгородская Уваровская летопись, вторая часть которой (начиная с 1500 г.) основана на несохранившихся новгородских источниках. После создания этого памятника составление летописных сводов в Новгороде надолго прекратилось, очевидно, в связи с общим упадком культурной жизни города после польско-шведской интервенции. Возобновление новгородского летописания в 70–80-х гг. связано, вероятно, с деятельностью патриарха Иоакима, которому принадлежала инициатива создания Новгородской III летописи (далее – Н. III). К первоначальному виду Н. III восходит Новгородская Забелинская летопись, доведенная до 1679 г., к которой, в свою очередь, восходит Новгородская Погодинская летопись, созданная в 80–90-х гг. XVII в. Особенность Н. л. посл. четв. XVII в.– появление в них систематических ссылок на источники и даже элементов критики источников, знаменующих начало нового отношения создателей летописи к своим произведениям. Изд.: ПСРЛ.– СПб., 1841.– Т. 3 (Н. I, Н. II, Н. III); СПб., 1842.– Т. 4 – (Н. IV); 2-е изд. – Пг.; Л., 1915–1929 (Н. IV, Н. V); М., 1965. – Т. 30 (Н. II); Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.– М.; Л., 1950. Лит.: Шахматов А. А. Обозрение летописных сводов XIV–XVI вв. – М.; Л., 1938. – С. 128–132, 182–207, 371; Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л., 1947. – С. 197–215, 444–450; Азбелев С. Н. Новгородские летописи XVII века. – Новгород, 1960; Клосс Б. М. Летопись Новгородская первая//Словарь книжников.– Вып. 1.– С. 245–247; Зиборов В. К. Летопись Новгородская II//Там же.– Вып. 2, ч. 2. – С. 51; Лурье Я. С.; 1) Летопись Новгородская IV//Там же. – С. 51–52; 2) Летопись Новгородская Дубровского//Там же. – С. 52–54; 3) Летопись Новгородская Карамзинская//Там же. – С. 54–55; 4) Летопись Новгородская Хронографическая//Там же. – С. 55–56.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/litera...

Родоначальником князей Бельских-Гедиминовичей был внук Гедимина, сын Ольгерда, князь Олелько, во Святом Крещении Владимир (см. в первой части Российской Родословной Книги). У него было три сына: младший, князь Андрей, не оставил потомства; старший, князь Олелько-Александр Владимирович, князь киевский, был родоначальником князей Пинских, угасших в конце пятнадцатого века, и князей Олельковичей-Слуцких, угасших в 1593 году. Средний сын, князь Иван Владимирович Бельский, (владел городом Белым, в нынешней Смоленской губернии), имел четырёх сыновей, князей: Ивана большего, Ивана меньшего (или Януша), Семёна и Фёдора. Все они исповедывали Святую Православную веру; из них князь Семён Иванович выехал в Россию в 1500 году, а младший брат его, князь Фёдор Иванович выехал в Россию ещё в 1482 году, и женился на родной племяннице Иоанна Великого, княжне Анне Васильевне Рязанской. От этого брака родились три сына, князья: Дмитрий († 1530), Иван († 1542) и Семён, все трое бывшие боярами, и принимавшие значительное участие в событиях своего времени. Князь Дмитрий Фёдорович имел сына и дочь; княжна Евдокия Дмитриевна была за боярином Михаилом Яковлевичем Морозовым, а сын, князь Иван Дмитриевич находился боярином при Царе Иоанне Грозном, и при нашествии на Москву крымского Хана Девлет-Гирея, в 1572 году, когда в Москве произошёл пожар неслыханный, задохнулся от дыма, не оставив детей от своего брака с княжною Марфою Васильевною Шуйскою. Князь Иван Фёдорович имел сына князя Ивана Ивановича, который женат был на дочери окольничего Петра Яковлевича Захарьина, внучатной сестре Царицы Анастасие Романовны; сын их князь Георгий Иванович, во иноках Галактион, удалился от мира в пустыню близ Вологды, где ныне монастырь Святого Духа. Там, в 1612 году, был он мученически убит поляками, во время их набега на Вологду. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010