Инок Зиновий Отенский – новгородский богослов XVI века Никоновская летопись под 1553 годом сообщает о еретических нестроениях в Русской Церкви: «Того же лета прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве. И царь благочестивый и Митрополит Макарий того посыскали, откуду сие зло изливается. И сказали царю и Митрополиту на Матюшку Семенова сына Башкина, что он с своими съветникы, з Григорием да с Ываном Тимофеевыми детми Борисова и с ыными, испражняют Владыку нашего Христа, непшуют Сына Божиа не быти, и преславная действа о Таиньстве и о Литоргии и о Причастии и о Церкви и о всех православных в вере крестьанской И осудиша их неисходным быти, да не сеют злобы своея роду человечскому, и утвердиша истинный закон христианьскый, изъясня святым Евангелием и Апостолом и Правилы святых Апостол, а прелесть их посрамиша» 1489 . Эта ересь известна в литературе по именам главных ересиархов как ересь Матвея Башкина и Феодосия Косого. Обличителем распространившегося лжеучения явился замечательный писатель-богослов, инок новгородского Отенского монастыря старец Зиновий. Это имя давно известно в науке. О нем говорится в справочных трудах по древнерусской литературе 1490 , по истории Русской Церкви 1491 , по истории древнерусской литературы 1492 , по истории Русского государства 1493 , ему посвящено несколько исследований 1494 . Труды Отенского инока явились предметом отдельных специальных исследований 1495 . В последнее время было опубликовано написанное им похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому 1496 и несколько посланий 1497 , которые были затем переопубликованы 1498 . Они расширили наше представление о хронологии и широте его писательской деятельности. Фактический материал о жизни инока Зиновия весьма скуден. Дата его рождения неизвестна. О месте рождения Ф. Калугин высказал следующее предположение: «На основании особенностей его говора можно догадываться, что он был родом из Новгородской области» 1499 . Его писательская деятельность проходила в Отенском монастыре Новгородской епархии. Монастырь дал имя своему насельнику и знаменитому писателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

[латинизир. Wimpina (прозвище по месту рождения)] (наст. фам. Кох) Конрад (ок. 1460, Вимпфен или Бухен - 16.06.1531, Аморбах), нем. католич. теолог. С 1479 г. учился в Лейпцигском ун-те, где в 1491 г. стал профессором философии, в 1503 г.- доктором теологии. Автор ряда сочинений для учебных целей, повторяющих общие места томистской поздней схоластики. В числе этих работ - «О происхождении, успехах и плодах теологии» (De ortu progressu et fructu sacre theologie, 1498), «О заблуждениях философов в христианской вере» (De erroribus philosophorum in fide Christiana, 1493), панегирики Христу, трактаты о небесных телах и силах. Часть сочинений была опубликована в Кёльне под названием «Смеси» (Farrago miscellanorum, 1531). Вмешавшись в характерную для времени полемику о значении поэзии и ее отношениях с теологией, В. в споре с ректором открывшегося в 1502 г. Виттенбергского ун-та Мартином Поллихом отстаивал традиц. схоластические представления об иерархии наук во главе с превосходящей их всех теологией, к-рую В. сравнивал с непререкаемым монархом. С открытием в 1506 г. ун-та во Франкфурте-на-Одере В. стал его ректором и одним из ведущих профессоров. В 1518 г. он в числе первых католич. полемистов выступил против 95 тезисов об индульгенциях М. Лютера, распространение к-рых положило начало Реформации . Для продавца индульгенций Иоганна Тецеля В. составил 106 тезисов с традиц. обоснованием католич. учения об отпущении грехов и защитой права папы разрешать продажу индульгенций. В. стал соавтором очередных 106 тезисов, с к-рыми Тецель выступил против Лютера. В 1528 г. В. издал под названием «Собранное воедино» (Anacephalaeosis) ряд своих сочинений разного времени, прежде всего антилютеровских. Он стремился показать, что лютеранство - не новое явление, а свод худших еретических учений от катаров и вальденсов до Я. Гуса и Дж. Уиклифа . В 1530 г. В. в качестве советника сопровождал на Аугсбургский рейхстаг курфюрста Иоахима I Бранденбургского и вместе с И. Экком , И. Кохлеусом и др. теологами участвовал в составлении Конфутации (см. ст. Аугсбургского исповедания апология ).

http://pravenc.ru/text/158682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ФУЛЬДСКИЙ [нем. Adam von Fulda] (ок. 1445, Фульда - 1505, Виттенберг), нем. церковный композитор, теоретик, поэт и историк. До 1490 г. жил в бенедиктинском мон-ре Форнбах (около Пассау), затем работал при дворе курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого в Торгау, где с 1491 г. (по др. данным, с 1498) возглавлял дворцовую капеллу. С 1502 г. профессор музыки в Виттенбергском ун-те. В 1503-1504 гг. по поручению Фридриха написал историческую хронику Саксонии. В музыкально-теоретическом трактате «De musica» (1490; единственная рукопись сгорела в Страсбурге в 1870), высоко отзываясь о Г. Дюфаи и А. Бюнуа (см. Нидерландская школа ), А. Ф. отчасти пересматривает восходящее к Боэцию и ставшее традиц. деление музыки на «мировую», «человеческую» и «инструментальную». Не отрицая существования первых двух, он подчеркивает, что «мировую» рассматривают математики, а «человеческую» - физики (Gerbert. P. 333а), тем самым способствуя метафоризации этих понятий (что было в русле исторической тенденции). Развивая традиц. для средневековья тему похвалы музыке, А. Ф. заключает, что она «в конечном счете способствует спасению души» (Ibid. P. 335а). Большая часть церковномуз. сочинений А., написанных в позднеготическом бургундском стиле - месса, «Magnificat», 7 гимнов, 2 антифона, респонсорий,- является четырехголосными хоральными обработками; гимны содержат каноны в верхних голосах. Несмотря на то что в своем трактате А. Ф. критиковал менестрелей за недостаток знаний об искусстве сочинения музыки, он иногда использовал светские cantus firmus (гимн «Nuntius celso», в к-ром партия баса цитирует напев вагантов). Одна из четырехголосных светских песен, написанных А. Ф.- «Ach hülf mich leid» (Ах, помоги мне в страдании),- была опубликована Глареаном в его «Dodecachordon» (1547) с его (Глареана) лат. подтекстовкой «O vera lux» (О, Истинный Свет); на протяжении XVI-XVII вв., уже с нем. духовным текстом, она печаталась в протестант. сборниках духовных песен. А. Ф. вместе с Г. Финком и А. Агриколой принадлежит раннему поколению нем. композиторов, усвоивших стиль и технику хоральных обработок нидерл. школы, часто применяя «число» в структурных и символических целях (см. Германия , церковная музыка ). А. Ф. является также автором неск. религ. стихов (опубл. в 1512 с гравюрами Л. Кранаха; переизд.: В., 1914r).

http://pravenc.ru/text/63466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470, г. Арта, Эпир, Османская империя (ныне Греция) - 1555/56, Троице-Сергиев мон-рь (ныне Троице-Сергиева лавра)), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик. Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. ОЛДП. О. 176. Л. 4 об.) Прп. Максим Грек. Рисунок из Собрания сочинений Максима Грека. Кон. XVI в. (РНБ. ОЛДП. О. 176. Л. 4 об.) Род. в греч. г. Арта, в семье образованных родителей Мануила и Ирины («христиан, греков, философов», по словам самого М. Г. в краткой автобиографической заметке позднего периода). Мирское имя М. Г.- Михаил Триволис,- было выявлено И. Денисовым. В молодости интересовался политической жизнью, в 1490-1491 гг. принимал участие в выборах в Большой совет о-ва Корфу, но не был избран. Овладел искусством каллиграфии, выучил лат. язык. В 1492 г., по предположению Денисова, отправился в Италию для продолжения образования вместе с греч. ученым-гуманистом Иоанном Ласкарисом, который по поручению Лоренцо Медичи совершил путешествие в Грецию в поисках древних манускриптов. Первым городом пребывания Триволиса в Италии была Флоренция, где он обучался у Ласкариса. После отъезда Ласкариса в 1494 г. в Париж, М. Г. в 1494-1498 гг. посещал разные города - Падую, Феррару, Верчелли, Венецию, позже, возможно, Милан, где слушал лекции, присутствовал на занятиях и ученых диспутах (в Падуе), сам занимался преподаванием, делал переводы. Зная и латынь, и народный язык (volgare), Триволис переписывал для гуманистов древние манускрипты с сочинениями как античных, так и христ. авторов. Известны выполненные его рукой списки сельскохозяйственного трактата «Геопоника» (для Ласкариса), сочинений Феокрита, Страбона, Иосифа Флавия, Феодорита Кирского, Комментарии Иоанна Филопона к «Первой аналитике» Аристотеля. Переписка рукописей, участие в издании сочинений античных авторов, преподавание были вкладом М. Г. в гуманистическую культуру Кватроченто. Но вместе с этим в его сочинениях имеются и высказывания об «училищах италийских» с осуждением царящего в них «языческого нечестия» и даже «безбожия», встречается лаконичная характеристика 3 гуманистов, поддавшихся «злочестию», с пренебрежением говоривших о Церкви и т. д. («Козмик из Феррары» - Никколо Лелио Козмико, поэт из Падуи; «из Патавии (т. е. Падуи) Сеса философ Неаполитский)» - Агостино Нифо, преподавал в Падуанском ун-те, вел диспуты с Пьетро Помпонацци о бессмертии души; Анджело Полициано - яркий представитель флорентийского гуманизма).

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Мукачевская Основана в 940 г. по почину Патриарха Константинопольского Феофилакта (местопребывание – в г. Мукачево, ныне – Ужгородская область, Украина). «...В 1330 г. Литовско-Русский князь Феодор Кириятович, переселился с многочисленным народом за Карпаты и, получив в удел Мукачевское княжество, основал в Мукачеве монастырь на Чернечной горе, в котором поселились с того времени епископы. Имена их до 1491 г. неизвестны. ... Мукачевская епархия, как полагают, основана в 1454 г. и зависела от митрополитов Угровлахийских. Ее епископы не раз участвовали на Соборах, созываемых митрополитами Киево-Литовскими, и во время унии (с 1596–1620 гг.) принимали деятельное участие в сохранении Православия в Киевской Руси, для которой они посвящали священников. ... Мармарошская епархия была продолжением русской Мукачевской епархии, насильственно отторгнутой в унию и кафедрой которой, при помощи австрийского правительства, завладели униаты...» (Н.Д. Иерархия... С. 184–185). Мукачевская епархия окончательно отторгнута в унию в 1690 г., местопребывание Православной кафедры перенесено в г. Мармарош. Мармарошская епархия отторгнута в унию после 1734 г. Современная Мукачевская епархия Московского Патриархата основана в 1945 г. после постановления Синода Сербской Православной Церкви о передаче ее в юрисдикцию Патриарха Московского (подр. см. ЖМП. 1945. 11. С. 20). Именовалась: Мукачевско-Пряшевская; Мукачевская и Ужгородская. Иерофей (940) Иоанн(1491–1498) Василий (1551) Иларий Евфимий Амфилохий (1569–1596) Василий II (1597) Сергий Софроний Иларион Евфимий II (1618) 10.02.1623 Петроний, (униат ?) 12.01.1627 Иоанн II Грегорович 16.10.1633 14.05.1642 02.07.1654 08.11.1686 Иоанникий Зейкан Мефодий Раковецкий Мефодий Раковецкий, паки Досифей Феодорович 09(22)10.1945 11(24)10.1945 11(24)10.1945 21.05(03.06)1948 Нестор Сидорук 21.05(03.06)1948 04(17)03.1950 04(17)03.1950 09(22)07.1950 09(22)07.1950 23.08(05.09)1956 Иларион II Кочергин 23.08(05.09)1956 22.06(05.07)1961 28.08(10.09)1961 26.09(09.10)1963 Николай Кутепов 26.09(09.10)1963 27.10(09.11)1963 27.10(09.11)1963 23.01(05.02)1965 Боголеп Анцух 23.01(05.02)1965 16.02(01.03)1977 16.02(01.03)1977 06(19)04.1985 Савва Бабинец 06(19)04.1985 18.06(01.07)1989 06(19)07.1989 14(27)07.1989 15(28)07.1989 06(19)01.2000 13(26)07.2000 Агапит Бевцик 2859 Архиепископ с даты назначения. Вторая дата – определение на покой. Скончался 28.01(10.02)1984. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) В другом своем послании св. апостол Павел, рассуждая о состоянии девственном и состоянии брачном, между прочим говорит: жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути: точию о Господе ( 1Кор. 7, 39 ). Выражение: точию о Господе – естественно приводит к мысли, что брак христианский еще при Апостолах, в отличие от других брачных союзов, заключался о Господе, или во имя Господа, т. е. был делом веры и Церкви, и след., освящался и запечатлевался ими чрез какое-либо видимое священнодействие. II. Св. Отцы и учители Церкви, блюстители апостольского предания, не оставляют никакого сомнения в этой истине. Свидетельства их можно разделить на два класса: в одних христианский брак представляется делом веры и Церкви, которое совершается и освящается при соучастии священнослужителей, чрез их благословение; в других – даже прямо называется таинством, сообщающим благодать. Свидетельства первого рода представляют: Св. Игнатий Богоносец : «подобает женящимся и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению» 1491 . Св. Василий великий : «Мужие, любите жены ( Еф. 5, 25 ), хотя вы чужды были друг другу, когда вступали в брачное общение! Сей узел естества, сие иго, возложенное с благословением, да будут единением для вас, бывших далекими» 1492 ! Св. Григорий Богослов : «Если ты еще не сопрягся плотию: не страшись совершения; ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель» 1493 . Св. Амвросий: «Если самый брак должен быть освящаем покровом (velamine) и благословением священническим: то как может быть брак тем, где нет согласия веры» 1494 . Собор карфагенский IV (398 г.): «Жених и невеста, когда имеют быть благословляемы от священника, да приводятся родителями своими или споручниками, – а, приняв благословение, да пребывают в ту ночь, из уважения к этому благословению, в девстве» 1495 . Так же – Тертуллиан 1496 , Климент александрийский 1497 , папа Сириций 1498 и папа Иннокентий I 1499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Две рукописи с автографами М. принадлежали государеву дьяку дипломату Б. В. Кутузову - Апостол посл. четв. XV в. (ГИМ. Епарх. 47; в конце рукописи на л. 385-386 рукой М. вписано апокрифическое «Послание ап. Павла к лаодикийцам») и список 16 Слов Григория Богослова (ГИМ. Чуд. 208, 1491 г.; писец дьяк Гридя Калгавый (Кулгавый)); рукой М. выполнена запись на нижних полях л. 1-5 о пожертвовании этой рукописи - священноинок Логгин в 1509 г. дал книгу в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь . М. также принимал участие в оформлении богато иллюстрированной и орнаментированной рукописи Слов Григория Богослова РГБ. Троиц. 137 (известна как рукопись кн. Д. М. Пожарского, по имени знаменитого вкладчика XVII в.). Рукой М. выполнены ответственные места рукописи: начало текста первого Слова (под заставкой), тщательно выписанные киноварные пометы о количестве листов в каждом из 16 Слов, заголовки этих Слов, правка текста на нек-рых листах. По предположению Е. В. Зацепиной, рукопись «была изготовлена для очень богатого и знающего заказчика, возможно, для великокняжеской или митрополичьей библиотеки» ( Зацепина. К вопросу о происхождении. С. 118). При написании Евангелия напрестольного 20-х гг. XVI в. (ГИМ. Муз. 3443) М. выполнил нумерацию тетрадей, в тексты евангельских канонов (таблиц, указывающих параллельные чтения 4 Евангелий) его рукой вписаны пояснительные мелкие киноварные строки (на л. 9-24). Сборник-конволют РНБ. Соф. 1498 отражает работу медоварцевских мастеров московского монастыря Николы Старого и писцов, сотрудничавших с кирилло-белозерским скрипторием Гурия (Тушина) . В московской части конволюта содержатся, в частности, сделанные прп. Максимом Греком переводы Житий, в основном из текстов прп. Симеона Метафраста . Количество текстов, написанных самим М., сравнительно невелико, это почерк писца-редактора, оформляющего текст (нек-рые киноварные заголовки, начальные строки «черного» текста). Большинство текстов переписано его учениками, подражавшими почерку мастера. Переписанные тетради М. отправил Гурию (Тушину) в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а тот по получении объединил их в сборнике (Соф. 1498) с Житиями Авраамия Смоленского, Зосимы Соловецкого и др., переписанными им самим и писцами его мастерской.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

После того как кор. Уласло II Ягеллон в 1491 г. поставил Мукачевским епископом «по старинному обычаю» Иоанна, к-рому разрешил проживание в М. а. м., последний, проигнорировав ставропигиальные права обители, постарался подчинить себе все приходы Марамороша. Поэтому грушевский архим. Иларий, чтобы обеспечить права патриаршего экзарха, решил обратиться к самому королю. В 1494 г. о. Иларий лично явился к королю, показал ему написанную на пергаменте греч. грамоту патриарха Антония (с лат. переводом) и просил, чтобы венг. монарх подтвердил эту грамоту. 14 мая 1494 г. кор. Уласло узаконил предоставленные о. Иларию права патриаршего наместника и экзарха, но с тем условием, чтобы как Иларий, так и его преемники проявляли по отношению к «Мукачевскому епископу надлежащую подчиненность и послушание». По замечанию одного историка, «из этой грамоты видно, что король Владислав все-таки подчинил Мараморош Мукачевскому епископу» ( Лучкай М. М. Icmopïя карпатських pycuhib церковна i cbimcьka. Ужгород, 2000. Т. 2. С. 221-222). Еп. Иоанн, не обращая внимания на утвержденные королем патриаршие привилегии мон-ря, пытался и далее взимать епископскую дань (т. н. катедратик) с приходов, подчиненных архим. Иларию как экзарху. В 1498 г. архимандрит снова обратился к королю с прошением о помощи. На этот раз кор. Уласло решил лично рассмотреть спор между архим. Иларием и епископом. 29 мая 1498 г. король издал декрет о запрете еп. Мукачевскому Иоанну взимать налог с монастыря (ГА Закарпатской обл. Ф. 151. Оп. 25. Д. 11-12). Однако назначенный на кафедру ок. 1551 г. Мукачевский еп. Василий добился того, что в 1552 г. кор. Фердинанд I признал его власть над приходами всего Мараморошского комитата, в т. ч. и над М. а. м. Мон-рь потерял права ставропигии и был полностью подчинен Мукачевскому еп. Василию. Не ранее 1556 г. наджупан Сатмарского и Сабольчанского комитатов, владелец Велико-Бычковской казенной доминии Юрий Баторий приказал передать обители под начало новоназначенного еп. Мукачевского Илариона. В тот же период был упразднен мукачевский Николаевский муж. мон-рь, поэтому Баторий передал еп. Илариону М. а. м. со всеми его владениями, а в 1556-1557 гг. еп. Иларион титуловался как архимандрит Грушевского мон-ря. Т. о. М. а. м. был окончательно лишен патриарших привилегий и остался под упр. Мукачевских епископов. Ок. 1558 г. епископ Мараморошский (или «владыка карпатских русинов») осуществлял руководство епархией именно из М. а. м., поскольку обитель в Мукачеве несколько раз грабили и сжигали. В 1599-1600 гг. мон-рю оказывал помощь господарь Валахии Михай Храбрый.

http://pravenc.ru/text/2563784.html

Дама с горностаем. 1489–1490 гг. (Национальный музей, Краков) Первый миланский период стал временем наиболее интенсивных занятий Л. да В. в области архитектуры. В 90-х гг. XV в. благодаря деятельности архит. Донато Браманте, с к-рым Л. да В. был дружен, и периодическому присутствию ведущих архитекторов Центр. Италии Милан стал подлинной лабораторией языка ренессансного зодчества. Л. да В. участвовал в дискуссии вокруг строительства трибуны (башни над средокрестием) Миланского собора и представил к конкурсу 1486 г. ее деревянную модель, предполагавшую купольное перекрытие с опорой на паруса. Интерес Л. да В. к проблемам центрических построек выдают рисунки с изображением купольных и многокупольных церквей с центрическим лепестковым планом или планом в форме греч. креста (Ин-т Франции, Париж. Cod. Ashb. I (манускрипт B). Fol. 17v, 18v, 21r). В них мастера интересовали не столько математические и геометрические закономерности, сколько объемно-планиметрическое решение здания и органическое развитие архитектурного тела в пространстве. Как консультант Л. да В. участвовал в строительстве замка в Виджевано (резиденции Сфорцы) и собора в Павии (1490; совместно с Франческо ди Джорджо Мартини). Кроме того, он изучал вопросы градостроительства, гидротехники и ирригации, в 1494-1498 гг. руководил постройкой канала Мартезана, предназначавшегося для орошения зоны Ломеллина близ Милана. В Милане у Л. да В. была возможность общаться с гуманистами и учеными, занимавшимися математикой, медициной и естественными науками: Джорджо Валлой, Пьетро Монти, изучать рукописи медика, математика и философа Джованни Марлиани ( Зубов. 1962. С. 24). Ок. 1496 г. Л. да В. познакомился с выдающимся математиком Лукой Пачоли, помогал ему иллюстрировать трактат «О божественной пропорции» (Pacioli L. De Divina Proportione. Venetiis, 1509); этим фактом обусловлены новый виток увлечения Л. да В. проблемами оптики и перспективы и применение им законов геометрии при изображении природы. Здесь же Л. да В. начал вести «записные книжки» - заметки, написанные зеркальным письмом и сопровождаемые многочисленными иллюстративными зарисовками. Скорее всего в Милане Л. да В. впервые увлекся идеей воздухоплавания и стал размышлять о конструировании летательных аппаратов (Ambros. Codice Atlantico. Fol. 362v, 302v, 276v и др.). Как архитектор и инженер герцога Л. да В. занимался оформлением придворных празднеств, в частности «Праздника рая» (Festa del Paradiso; Lond. Brit. Lib. Arundel. 263. Fol. 231v), сочиненного Бернардо Беллинчони и устроенного в честь Изабеллы Арагонской, супруги герц. Джан Галеаццо Марии Сфорцы (1490), и рыцарских турниров (джостр, или каруселей), приуроченных к свадьбе Лодовико Моро и Беатриче д " Эсте (1491).

http://pravenc.ru/text/2463395.html

1320-1321     Исаия   1323-1334     Иоанн XIV Калекас   1334-1347     Исидор   1347-1350     Каллист I   1350-1354, 1355-1363     Филофей Коккин   1354-1355, 1364-1376     Макарий   1376-1379, 1390-1391     Нил Керамевс   1379-1388     Антоний IV   1389-1390, 1391-1397     Каллист II Ксанфопул   1397     Матфей I   1397-1410     Евфимий II   1410-1416     Иосиф II   1416-1439     Митрофан II   1440-1443     Григорий III Мамма   1443-1450     Афанасий II   1450-1453     Геннадий II Схоларий   1453-1456, 1458, 1462-1463     Исидор II Ксанфопул   1456-1457     Софроний I Сиропул   1463-1464     Гehhaдuй  II Схоларий 1464     Иоасаф   1464, 1464-1466     Марк II   1466     Симеон I   1466, 1471-1474, 1481-1486     Дионисий I   1466-1471, 1489-1491     Рафаил I   1475-1476     Максим III   1476-1481     Нифон II   1486-1488, 1497-1498, 1502     Максим IV   1491-1497     Иоаким I   1498-1502, 1504     Пахомий I   1503-1504, 1504-1513     Феолипт I   1513-1522     Иеремия I   1522-1545     Иоанникий I   1546     Дионисий II   1546-1555     Иоасаф II   1555-1565     Митрофан III   1565-1572, 1579-1580     Иеремия II   1572-1579, 1580-1584, 1587-1595     Пахомий II   1584-1585     Феолипт II   1585-1586     Матфей II   1596, 1598-1602, 1603     Гавриил I   1596     Феофан I   1597     Неофит II   1602-1603, 1607-1612     Рафаил II   1603-1607     Тимофей   1612-1620     Кирилл I Лукарис   1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638     Григорий IV   1623     Анфим   1623     Кирилл II Контар   1633, 1635-1636, 1638-1639     Афанасий III Пателар   1634     Неофит III   1636-1637     Парфений I   1639-1644     Парфений II   1644-1646, 1648-1651     Иоанникий II   1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656     Кирилл III   1652, 1654     Паисий I   1652-1653, 1654-1655     Парфений III   1656-1657     Гавриил II   1657     Парфений IV   1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685     Дионисий III   1662-1665     Климент   1667     Мефодий III   1668-1671     Дионисий IV Муселим  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010