М.А. Цветков Архиепископ Геннадий Гонзов заступил на новгородскую владычную кафедру в 1484 году. В 1485 году он обнаружил в Новгороде еретическое движение, представителей которого в послании епископу Прохору Сарскому (1487) назвал «жидовская мудрствующими», прп. Иосиф Волоцкий в Просветителе называет их «жи- довствующими», а в советской историографии «новгородско-московской» ересью. Двадцатилетняя борьба с ересью побудила владыку написать несколько посланий, составить новую пасхалию, заниматься организацией духовных училищ для кандидатов в священный сан, создать литературный кружок в Новгороде, в котором в 1499 г. была переведена с греческого, латинского и еврейского языков первая полная славянская Библия , переписывались кормчие книги. Все это было сделано в период острой конфронтации с новгородским духовенством, не желавшим принимать архиерея, избранного в Москве, в борьбе с еретиками в окружении великого князя, с самим Иваном III. В полном смысле слова новгородского архиепископа можно назвать человеком большого гражданского мужества, просветителем и педагогом. Стараниями архиепископа Геннадия в 1488, 1490 и 1504 гг. в Москве проводились соборы на еретиков «жидовствующих». Среди еретиков, осужденных на церковном соборе 1490 г. выделяется фигура Захара Стригольника. Об этом персонаже архиепископ подробно рассказывает в посланиях митрополиту Зосиме и собору епископов (1490). Первая встреча Геннадия и Захара произошла за три года до посланий Зосиме и епископам, в 1487 г., (Захар – «лает ми, господине, беспрестани уже третий год, на четвертый настало», – писал Геннадий митрополиту 1 ). На Захара архиепископу пожаловались монахи, что «причастия три годы не давал, а сам, деи, не причащал же ся». Владыка позвал Захара к себе и спросил: «О чем ты так чинишь, что еси три годы не причащался?» И он ми молвил: «Грешен есми». И яз ему молвил: «Ты о чем же еси перестригл детей боярских, да от государя еси их отвел, а от Бога отлучил, что еси причастия не дал три годы?» И он ту свою ересь явил: «а у кого, деи, ся причащати? Попы, деи, по мзде ставлены, а митрополит, деи, и владыкы по мзде же ставлены».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАМ ФУЛЬДСКИЙ [нем. Adam von Fulda] (ок. 1445, Фульда - 1505, Виттенберг), нем. церковный композитор, теоретик, поэт и историк. До 1490 г. жил в бенедиктинском мон-ре Форнбах (около Пассау), затем работал при дворе курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого в Торгау, где с 1491 г. (по др. данным, с 1498) возглавлял дворцовую капеллу. С 1502 г. профессор музыки в Виттенбергском ун-те. В 1503-1504 гг. по поручению Фридриха написал историческую хронику Саксонии. В музыкально-теоретическом трактате «De musica» (1490; единственная рукопись сгорела в Страсбурге в 1870), высоко отзываясь о Г. Дюфаи и А. Бюнуа (см. Нидерландская школа ), А. Ф. отчасти пересматривает восходящее к Боэцию и ставшее традиц. деление музыки на «мировую», «человеческую» и «инструментальную». Не отрицая существования первых двух, он подчеркивает, что «мировую» рассматривают математики, а «человеческую» - физики (Gerbert. P. 333а), тем самым способствуя метафоризации этих понятий (что было в русле исторической тенденции). Развивая традиц. для средневековья тему похвалы музыке, А. Ф. заключает, что она «в конечном счете способствует спасению души» (Ibid. P. 335а). Большая часть церковномуз. сочинений А., написанных в позднеготическом бургундском стиле - месса, «Magnificat», 7 гимнов, 2 антифона, респонсорий,- является четырехголосными хоральными обработками; гимны содержат каноны в верхних голосах. Несмотря на то что в своем трактате А. Ф. критиковал менестрелей за недостаток знаний об искусстве сочинения музыки, он иногда использовал светские cantus firmus (гимн «Nuntius celso», в к-ром партия баса цитирует напев вагантов). Одна из четырехголосных светских песен, написанных А. Ф.- «Ach hülf mich leid» (Ах, помоги мне в страдании),- была опубликована Глареаном в его «Dodecachordon» (1547) с его (Глареана) лат. подтекстовкой «O vera lux» (О, Истинный Свет); на протяжении XVI-XVII вв., уже с нем. духовным текстом, она печаталась в протестант. сборниках духовных песен. А. Ф. вместе с Г. Финком и А. Агриколой принадлежит раннему поколению нем. композиторов, усвоивших стиль и технику хоральных обработок нидерл. школы, часто применяя «число» в структурных и символических целях (см. Германия , церковная музыка ). А. Ф. является также автором неск. религ. стихов (опубл. в 1512 с гравюрами Л. Кранаха; переизд.: В., 1914r).

http://pravenc.ru/text/63466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [греч. Ιωακεμ] (ок. 1468, Трапезунд? - осень 1504, Силистрия, ныне Силистра, Болгария), патриарх К-польский (лето 1498 - весна 1502, нач.- осень 1504). Ученик К-польского патриарха Дионисия I (1467-1471, 1488-1490); до 1498 г. недолгое время был митрополитом Драмы. Избран на Патриарший престол на заседании К-польского Свящ. Синода единогласным решением после отречения К-польского патриарха свт. Нифонта II (лето 1498). Время восшествия И. на престол определяется по грамоте, данной патриархом Иоанна Предтечи мон-рю (близ Серр), к-рая датирована авг. 1498 г. Согласно хронисту, И. был молод, но добродетелен, разумом смирен, «пригож и прекрасен, и весь мир любил его». Согласно рассказу Кирилла Лавриота, И. был «добропорядочен, терпим, прост и учен, для рая взращен, полон же был харит». Кирилл Лавриот также указывает, что при избрании И. ему было ок. 30 лет ( Κ ριλλος Λαυρι της. Χρονικν//Αθηναον. 1877. Τ. 6. Σ. 25). После избрания И. в 1499-1500 гг. посетил свою прежнюю епархию с городами Драма и Серры (Сев. Греция) в сопровождении 5 архиереев и нек-рых клириков ведомства Великой ц. В кон. 1500-1501 г. совершил поездку в Грузию, куда бежало много греков после захвата Трапезунда (ныне Трабзон, Турция) турками в 1461 г., для сбора пожертвований и окормления паствы, а также чтобы дать благословение архиереям и пастве тех мест, где он «провел многие годы своей жизни». Это указание хрониста может служить свидетельством происхождения И. из региона Трапезунда. Собранная И. в Понте и Грузии милостыня позволила неск. поправить финансовое положение К-польской Церкви. В отсутствие И. митрополит Силиврии (ныне Силиври, Турция) начал распространять клеветнические слухи о патриархе, что осложнило отношения между К-польским Патриархатом и Османской Портой. Несмотря на попытки подкупить ряд влиятельных тур. чиновников и тем самым сохранить престол, И. вскоре все же был вынужден оставить Патриаршество под нажимом османских властей. Он поселился на азиат. берегу Босфора, в пригороде К-поля Хрисокерамос (ныне Бейлербейи, в черте Стамбула). На место И. первоначально был вновь избран свт. Нифонт, к-рый отказался занимать кафедру, после чего Свящ. Синод остановил свой выбор на митр. Пахомии Зихнийском (патриарх Пахомий I ; 1503-1504, 1504-1513). В 1504 г. И. вторично был избран на Патриарший престол усилиями своих сторонников, добившихся низложения Пахомия. С целью улучшить экономическое положение К-польской Церкви И. отправился в Молдавию, но был холодно принят господарем Богданом III, большие денежные суммы собрать не смог. Умер на обратном пути в К-поль; похоронен при патриаршем храме вмч. Георгия в Фанаре, в К-поле.

http://pravenc.ru/text/468901.html

А.И. Алексеев Монография посвящена исследованию русской религиозности конца XIV — начала XVI вв., понимаемой как область отношения народного сознания к догматам веры. На материале большого количества разнообразных источников, памятников оригинальной и переводной древнерусской книжности, актах, монастырских синодиках и др. рассматриваются такие загадочные явления русского Средневековья как ересь стригольников, противоборство «иосифлян» и «нестяжателей», некоторые аспекты взаимоотношений светской и духовной властей. В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий. Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы. Содержание Предисловие. 5 Часть I. Иосиф Волоцкий и его время. 14 1. Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствующих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69) 2. Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). 06 эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88) 3. Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гг. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490—1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРИЦЫН Иван Волк Васильевич (сер. XV в.? - 27.12.1504), великокняжеский дьяк, дипломат, книжный писец. Казнен как еретик, причастный к ереси жидовствующих . Брат Ф. В. Курицына . Впервые упоминается в источниках под 1492 г. в связи с тем, что совместно с Ю. М. Траханиотом и М. С. Еропкиным в качестве сопровождаемого лица участвовал в посольстве, отправленном к рим. (германскому) кор. Максимилиану с целью заключения антипольского союза (переговоры закончились в июле 1493 безрезультатно). Доехав до Любека, К. исполнил там ряд поручений Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича , в т. ч. связанных с приглашением книгопечатника Б. Готана на рус. службу. Был одним из сопровождающих вел. кн. Иоанна III в его поездке в Новгород в окт. 1495 - нач. 1496 г.; он упоминается 5-м из 6 посольских дьяков ( Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга офиц. редакции (по 1565 г.). М., 1901. С. 20; Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 25). Летом 1497 г. участвовал в переговорах с Ливонией. 19 авг. того же года К. вместе с П. Г. Заболотским был послан к польско-литовскому кор. Александру Ягеллончику , чтобы тот «на Стефана бы еси воеводу не ходил» (т. е. не предпринимал враждебных действий в отношении молдав. господаря Стефана III Великого , союзника Москвы, родственника Иоанна III: наследник московского престола Иоанн Иоаннович Молодой († 1490) был женат на Елене Волошанке, дочери Стефана). В июле 1498 г. в качестве одного из послов ездил на переговоры «с немцами» (Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966. С. 28). В 1495-1497 гг. скрепил подписью докладной судный список княжича Василия (см. Василий III Иоаннович ) о владениях Спасо-Ярославского монастыря в Ярославском у. (АСЭИ. Т. 3. 209. С. 223), что свидетельствует о его участии в административно-судебной деятельности. В 1504 г. владел дер. Мочигиной в Клинском у. (ДДГ. 36. С. 404), возможно, деревнями в Дмитровском у. (Там же. 95. С. 390; «деревни Волковы Григорьева (sic) сына Курицина», 1504 г.). В том же году был осужден на Московском Соборе за ересь «жидовская мудръствующих» и сожжен заживо в клетке вместе с Д. Коноплёвым и И. Максимовым. Имя К. было включено в список анафематствованных Синодика в Неделю Православия ( Бегунов Ю. К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 215). Анафематствование К. продолжалось до сер. XVIII в. ( Булычев. 1995. P. 299).

http://pravenc.ru/text/2462295.html

Иосиф Волоцкий участвовал в церковных соборах 1490, 1503, 1504 гг., осуждал ересь «жидовствующих», был главой партии «осифлян», отстаивав ших в спорах с «нестяжателями» право монастырей владеть землями и богатствами на том основании, что они необходимы инокам, чтобы служить бедным. Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. Например, когда сын кн. Бориса Иоанн умер без покаяния, Иосиф своею молитвой оживил его, исповедал и причастил, чтобы тот отошел в мир иной как подобает христианину. Наследник и сын Бориса, похороненного в монастыре, кн. Феодор, притеснял монастырь в течение 10 лет. Потеряв терпение, Иосиф Волоцкий, нарушая феодальный суверенитет, «передался под руку» вел. кн. московского Иоанна Васильевича. Феодор пожаловался новгородскому архиеп. Серапиону в чьей юрисдикции находился Иосифов монастырь, и тот отлучил преподобного от церкви! Но Московский митр. Симон разрешил Иосифа от неправедного отлучения. Преподобный, которого в последние годы на руках носили в церковь, умер в 1515 г. В 1591-м его причислили к лику святых. В XVI ст. в Иосифов монастырь часто приезжал Иван Грозный, делал сюда крупные вклады. Обитель была одной из богатейших на Руси: в 1570-е гг., например, она владела более 25 тыс. дес. земли. Все богатства она утратила в 1764-м при секуляризации. Служила обитель и боевой крепостью. Первые каменные стены появились здесь еще в 1543-1566 гг. В Смутное время монастырь осаждали поляки, его захватил на время сподвижник Лжедмитрия II кн. Рожинский, но был разбит отрядом воеводы Валуева. В память об этом событии в монастыре остались старинные пушки, из которых в XIX ст. стреляли во время водоосвящения. Архитектурный ансамбль обители, напоминавший исследователям сказочный град Китеж на берегу озера, был завершен в XVII в. строительством большого собора и изумительной колокольни-«свечи». В украшении зданий изразцами участвовал знаменитый мастер Степан Полубес. Резной ажурный иконостас с витыми прорезными колоннами принадлежит мастеру Евсевию Леонтьеву, а живопись - Григорию Антонову, Фоме и Василию Потаповым.

http://sobory.ru/article/?object=00394

По мнению большинства исследователей, после Собора 1490 г. продолжал свое существование «московский кружок еретиков» во главе с К., в к-рый входила и Елена Стефановна Волошанка (кружок был разгромлен в 1504, уже после смерти К. и заключения под стражу Елены Стефановны и бывш. наследника престола Димитрия Иоанновича Внука). Обвинение К. в ереси основано не на соборном осуждении, а на указании на него как на одного из московских еретиков в произведениях свт. Геннадия и прп. Иосифа. Имя К. было включено в чин анафематствования Синодика в Неделю Православия Троице-Сергиева мон-ря 20-х гг. XVII в. (РГБ. Троиц. 740. Л. 117; см.: Алексеев А. И. 2012. С. 277), однако в др. списках Синодика XVI-XVIII вв. всех 3 известных редакций XVI в. К. не упоминается (см.: Бегунов Ю. К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 215). Список анафематствованных «жидовская мудръствующих» в рукописи под шифром Троиц. 740 был расширен, в т. ч. включением имени К., по всей видимости, под влиянием «Просветителя». Именем К. подписано «Лаодикийское послание» (далее - ЛП), состоящее из краткого введения философского характера и грамматической «литореи в квадратах» в виде таблицы в 2 столбца с буквами, расположенными в основном в алфавитном порядке, с краткими комментариями (публ.: Казакова, Лурье. 1955. 7. С. 256-276; «Лаодикийское послание» Федора Курицына//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 444 (без таблицы)). Имя К. в рукописях было зашифровано простой цифровой тайнописью. Старший список памятника - БАН. 4.3.15, кон. XV - нач. XVI в. (фрагм.). ЛП переписывалось на протяжении XVI-XVIII вв. в составе различных сборников. Лурье, к-рому принадлежит основополагающее текстологическое исследование ЛП, выделял Пасхальный тип в 2 изводах и Грамматический тип, включающий 3 группы списков ( Казакова, Лурье. 1955. С. 256-265). К. пишет, что он «превел» ЛП («Аще кто хощет уведати имя преведшаго Лаодикийское послание...» - Там же. С. 270; ср.: Там же. С. 276), что может означать его заявление о себе не как об авторе произведения, а как о его переводчике или, возможно, редакторе («превести» могло означать «переделать» или «перевести» - Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1992. Вып. 18. С. 152-153).

http://pravenc.ru/text/2462297.html

С вельможами и княгинями прп. Иосиф вел переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился. Бедным крестьянам прп. Иосиф помогал, покупая им то лошадь или корову вместо павшей скотины, то необходимую для хозяйства соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось и благосостояние крестьян. Но наступил голодный год. Тогда прп. Иосиф открыл даром монастырские житницы, и к нему хлынули тысячные толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 человек. Брошенных детей прп. Иосиф принимал на воспитание. Но монастырские средства и запасы иссякли, пришлось прибегнуть к займам. Тогда щедрую помощь голодавшей обители оказал вел. князь Василий III. Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских. Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья. Из позднейших постриженников обители — после кончины прп. Иосифа — известны святители Гурий (память его 4 окт.) и Герман (память его 6 нояб.), просветители Казани. Был такой случай: юный князь Иоанн волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался. Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503—1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но прп. Иосиф — вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (память его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь,— своей энергией и ревностью добился того, что ересь эта была осуждена, а потом и совсем исчезла. Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг. был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (память его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.

http://sedmitza.ru/lib/text/437627/

Когда и кем написано «Послание» и следующие за ним «слова»? Чрезвычайно важное значение для датировки этого памятника имеет одно место в третьем из «слов», направленном против тех, кто отрицает, что Аврааму являлась троица. В списке Соф. 1474 (нач. XVI в.), положенном в основу в настоящем издании, в указанной ереси обвиняется конкретно только один человек: «Алексея глаголю протопопа и иже единомудрьствующих с ним». Двух остальных еретиков, которых Иосиф в «Просветителе» (в частности, и в данном месте) всегда упоминает рядом с Алексеем— Дениса и Федора Курицына, здесь нет. Однако в другом списке той же редакции («Послание» и три «слова», — 0.1.65, XVII в.) текст читается, как в «Просветителе»: «Алексея глаголю протопопа и Дениса попа и Федора Курицына и иже с ними мудрствующих». 3 Читались ли имена Дениса и Федора Курицына в протографе Соф. 1474 и 0.1.65? Вставлены ли они переписчиком списка 0.1.65 (из «Просветителя») 4 или они случайно пропущены в Соф. 1474? В первом случае отсутствие упоминания о Денисе (потом оно было добавлено) давало бы возможность датировать «Послание» и «слова» временем до 1490 г., когда Денис был лишен сана и осужден; во втором случае упоминание Федора Курицына (наряду с Денисом) говорило бы скорее о начале XVI в. — времени после падения всесильного дьяка (но до создания первой редакции «Сказания о новоявившейся ереси», относимой нами к 1502—1504 гг.). Отсутствие третьего «контрольного» списка не дает, к сожалению, возможности решить этот вопрос. В своем первоначальном виде «Послание иконописцу» и три «слова» были анонимны. Наиболее вероятным автором их следует, однако, считать Иосифа Волоцкого: и «Послание» и три «слова» были затем включены (в разных местах) в его книгу, и издатели «Послания иноку иконописцу» не затруднились приписать это послание «преподобному Иосифу Волоколамскому». Существует только одно обстоятельство, позволяющее выдвинуть вторую кандидатуру на роль автора послания и «слов». Уже в 1911 г. М. Боровкова-Майкова обратила внимание на то, что, за исключением упоминания новгородских еретиков и перечисления содержания последующих «слов» (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/433586/

того же года (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 329; Т. 23. С. 187; Т. 28. С. 155). 20(22) сент. 1495 г. Н. был в Москве на поставлении Симона , митр. Московского, а 4 февр. 1498 г.- в Московском Кремле на венчании на вел. княжение Димитрия Иоанновича , ставшего офиц. соправителем и наследником Иоанна III. В 1497 г. Н. был одним из церковных иерархов, вызванных великокняжеской грамотой в Москву, перед к-рыми Иоанн III каялся в том, что по его вине скончался его младший брат, Андрей Васильевич, посаженный им ранее в темницу; члены Освященного Собора его «едва простиша» (ПСРЛ. Т. 28. С. 160). Н. было адресовано еще одно послание на тему еретиков от прп. Иосифа Волоцкого. Послание сохранилось в 2 редакциях - Пространной (сохр. в 24 списках) и Краткой (единственный список последней РНБ. Q.XVII.64 (сер. XVI в.), принадлежавший новоспасскому архим. Нифонту (Кормилицыну) , был обнаружен Н. А. Соколовым в 1950). Вопросы о том, какая из редакций является первоначальной и к какому времени они относятся, стали предметом дискуссии в историографии. Большинство совр. исследователей не принимают гипотезу Зимина о том, что Краткая редакция предшествовала Пространной и что они были составлены соответственно в 1488-1490 и 1504 гг. (Источники. 1955. С. 419-423; впосл. Зимин датировал Краткую редакцию кон. 1499 - нач. 1500 г. ( Зимин. 1977. С. 62)). Я. С. Лурье и А. И. Плигузов полагали, что первоначальной следует считать Пространную редакцию, к-рую они относили к 1492-1494 гг. (Источники. 1955. 25. С. 423-424; Лурье. 1960. С. 102, 144, 148-150, 464-467, 469; Плигузов А. И. О хронологии посланий Иосифа Волоцкого//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1048-1049). По мнению А. И. Алексеева, послание прп. Иосифа Н. Пространной редакции было составлено между весной 1502 и летом 1504, уже после написания «Сказания о новоявившейся ереси», 12-, 13- и 14-го слов «Книги на новгородских еретиков» (т. н. Просветителя), с к-рыми оно имеет немало текстуальных совпадений ( Алексеев. 2010; Он же. 2012. С. 313-317, 341-358, 378, 432, 438).

http://pravenc.ru/text/2577723.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010