Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЮТЕРАНСТВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Портрет Мартина Лютера работы Лукаса Кранаха Старшего Лютеранство - одно из основных направлений протестантизма , возникшее в ходе Реформации в Германии . Названо по имени Мартина Лютера (1483-1546) Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями . Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны Римско-католической церкви , обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения. Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей.

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

[дат. Christian, Christiern] (12.08.1503, замок Готторп, ныне в черте г. Шлезвиг, Германия - 1.01.1559, Коллинг, совр. Дания), кор. Дании (1534/36 - 1 янв. 1559) и Норвегии (1 апр. 1537 - 1 янв. 1559), религ. реформатор, утвердивший лютеранство в качестве гос. религии в Дании. К. был старшим сыном Фредерика Гольштейнского (1471-1533) и Анны Бранденбургской (1487-1514). В 1514 г. мать К. умерла и Фредерик I женился на Софии Померанской (1498-1568), к-рая родила ему 6 детей. Образованием принца К. занимались протестанты Вольфганг фон Утенхоф и Йоханн Ранцау. Они привили К. интерес к идеям Реформации и заинтересовали его взглядами Мартина Лютера (1483-1546). Путешествуя по Германии в 1521-1523 гг., принц присутствовал на Вормсском синоде (1521), где увидел Лютера и услышал его выступление. Впосл. К. поддерживал переписку с Лютером и оказывал финансовую поддержку семье Лютера после его смерти. 20 янв. 1523 г. отец К. принял предложение дат. дворян и стал королем Фредериком I (1523-1533). В 1525 г. принц К. заключил брак с Доротеей Саксон-Лауэнбургской (1511-1571); в 1526 г. он был назначен штатгальтером герц-ства Шлезвиг, а в 1529 г.- вице-королем Норвегии. К. провел в Шлезвиге церковную реформу и объявил лютеранство новой официальной религией. После смерти Фредерика I католический государственный совет отклонил кандидатуру К. на престол, отдав предпочтение его 12-летнему брату Хансу, воспитанному в католич. вере и в отличие от К. родившемуся в Дании. Дворяне разделились на 2 партии, поддерживавшие того или др. наследника. Решение вопроса отложили до Иванова дня 1534 г. Однако сторонник К. Могенс Гёйе, гофмейстер и член Королевского совета при 3 последних дат. королях, организовал в Ютландии встречу 8 членов совета, 4 епископов и представителей дворянства, для того чтобы они призвали К. на дат. трон. 4 июля 1534 г. в г. Рюе (Вост. Ютландия) К. был избран королем Дании. Он дал согласие и 19 авг. прибыл в Хорсенс, где подписал Хартию ( h å ndf æ stning), в к-рой подтверждал права разных сословий и был провозглашен королем.

http://pravenc.ru/text/2461999.html

Комментарии Женевской Библии на Исход Введение Автор В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея ( Мк. 12,26 ; ср. 7,10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает. Название книга получила по основной теме исходу евреев из Египта. Время и обстоятельства написания Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. года смерти Моисея. Книга является продолжением истории осуществления Божиего обетования Аврааму, состоявшего в том, что Господь благословит его и произведет от него великий народ ( Быт. 12,2 ). Согласно Божиему обещанию ( Быт. 15,14 ), число израильтян в Египте увеличилось. Исход не является завершением долгого пути Израиля в Ханаан землю, где Бог будет пребывать среди израильтян. Главная тема этой книги обитание Бога со Своим народом, достигшее кульминации в сошествии Его славы на стоявшую в центре стана скинию собрания (40,34.35). Бог провозглашает Израиль Своим сыном (4,22), которого Он избавил от рабства в чужой земле, дабы тот мог служить, поклоняться и повиноваться Ему (19,4; 29,46). Все народы земли принадлежат Творцу, однако Он избрал Израиль Своим уделом из всех народов (19,5.6) не по причине каких-либо его заслуг, а по Своей благодати и верности обетованиям, данным патриархам (3,15). Благословение Богом Израиля связано с тем, что его семя станет благословением для всех народов. Книга Исход начинается с упоминания о пришествии Израиля в Египет этот отрывок служит связующим звеном между книгами Бытие и Исход ( Быт. 46,8–27 ), а завершается заключением завета Бога с Израилем на Синае и сооружением скинии. События, о которых рассказывается в этой книге, происходили в реальном историческом отрезке времени. Возвышение Иосифа, поставленного фараоном «над всею землею Египетскою» ( Быт. 41,41 ), произошло в благоприятных для Израиля условиях, связанных с господством в Египте (ок. 1780–1550 гг. до Р.Х.) гиксосов, семитских завоевателей. Упоминание о новом царе (1,8), который уже не знал Иосифа, скорее всего, свидетельствует о свержении гиксосов основателем восемнадцатой династии Яхмосом I (1570–1546 гг. до Р.Х.). Фараоном, угнетавшим израильтян, по всей вероятности, был Тутмос I (1526–1512 гг. до Р.Х.), тогда как во время исхода правил Тутмос III (1483–1450 гг. до Р.Х.) или Аменхотеп II (1450–1425 гг. до Р.Х.). Такая датировка позволяет отождествить израильтян с народом хабиру (кабиру), о котором упоминается в архивах Эль-Амарны (XIV в. до Р.Х.), содержащих переписку между Египтом и его сирийско-ханаанскими вассалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮТЕРАНСТВО [Лат. Lutheranismus; нем. Luthertum; англ. Lutheranism], одно из направлений в протестантизме, получившее название от имени Мартина Лютера (1483-1546), под идейным руководством которого в ходе европейской Реформации в 20-40-х гг. XVI в. произошло отделение от католической Церкви ряда церковных структур Германии и других европейских государств. Л. исторически занимало и продолжает занимать ведущее место среди протестантских конфессиональных направлений; оно является одним из наиболее ранних вариантов протестантизма и обладает особой значимостью вслед. широты идейного влияния, оказанного им на др. протестант. конфессии. В совр. лит-ре понятие «лютеранство» обычно используется как условное обобщающее наименование всех лютеранских и евангелическо-лютеранских церквей, а также как обозначение вероучительного содержания, принимаемого их членами. Проблема конфессиональных границ Л. Оправдание верой. Лист из Библии. 1544 г. Худож. Л. Кранах Младший (Городская б-ка, Дессау. Georg 1476) Оправдание верой. Лист из Библии. 1544 г. Худож. Л. Кранах Младший (Городская б-ка, Дессау. Georg 1476) Первоначально слово «лютеране» употреблялось католич. теологами, полемизировавшими с Лютером и его единомышленниками; оно было образовано в соответствии с классической схемой обозначения некой ереси по имени ее основоположника. В таком значении понятия «лютеране», «лютеранство» и «лютеранская секта» встречаются в католической полемической литературе уже в нач. 20-х гг. XVI в.; напр., их использовали И. Экк (1486-1543), И. Эмзер (1478-1527), Эразм Роттердамский и др. В трудах католических полемистов и в официальных документах Свящ. Римской империи до сер. XVII в. встречаются примеры имеющего негативную окраску расширительного именования лютеранами всех протестантов, в т. ч. и представителей религ. направлений, не связанных напрямую с учением и деятельностью Лютера. Лютер первоначально относился к именованию «лютеране» резко отрицательно.

http://pravenc.ru/text/Лютеранство.html

31 октября 1517 года весьма активный католический проповедник из ордена августинцев, 34-летний священник по имени Мартин Лютер (1483-1546), прибил к воротам замкового храма саксонского города Виттенберга свой богословский манифест, состоящий из 95 тезисов. В самом этом событии не было ничего экстраординарного: идет вторая декада XVI века, эпоха «высокого Возрождения», которое скоро перейдет в «позднее». Недавно скончались такие титаны ренессансного искусства, как Беллини, Джордоне, Ботичелли, Браманте, год назад умер Босх, через два года умрет Леонардо до Винчи, через три - Рафаэль. Микеланджело уже расписал Сикстинскую капеллу, Дюрер уже создал почти все свои шедевры. Испанцы давно открыли Америку и изучают ее во всех направлениях, португальцы уже проложили морской путь в Индию и собираются в кругосветку. Книгопечатание развивается уже более полувека, в одной только Германии уже более десяти университетов, где, как и положено, ведутся теологические споры, причем споры публичные. В Оксфорде давно собирается кружок т.н. христианских гуманистов во главе с деканом собора святого Павла в Лондоне Джоном Колетом, отвергающим Исповедь и другие церковные установления. Никколо Макиавелли уже написал своего «Государя» (1513), Томас Мор уже сочинил свою «Утопию» (1516), Эразм Роттердамский уже издал все свои основные работы и как раз в том же году выпустил в Базеле первое критическое издание Нового Завета. За год до этого в Генуе уже вышло первое критическое издание Псалтири, на четырех языках и с тремя латинскими переводами. Иоганн Рейхлин уже доказал необходимость изучать еврейские книги, так что под его влиянием папа Лев Х не только отказался запрещать иудеям Талмуд, но даже открыл кафедру иврита в Риме. Богословские брожения касаются не только образованной элиты, но и «широких народных масс»: вальденсы во Франции и Италии совсем не исчезли, гуситы в Чехии давно стали местной конфессией, по всему католическому миру, здесь и там, возникают харизматические общины разной степени экзальтации. Так что появление нового Савонаролы в любой точке Европы было бы вполне ожидаемо, как ожидаем был бы его исход - либо полная безвестность, в которую кануло множество несостоявшихся савонарол, либо публичная казнь вместо объявленного конца света, которой удостоился состоявшийся Джироламо Савонарола 19 лет назад. Единственное, что могло быть абсолютно неожиданным, так это то, что новый Савонарола не только останется известным и живым, но еще и победит, уведя с собой не то что один город или даже страну, а почти половину Европы. Именно поэтому с 31 октября 1517 года отсчитывается не только история учения самого Мартина Лютера, но и всей Реформации, иначе называемой протестантизмом.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/3/500...

33. Лютеране, или протестанты Сын рудокопа, воспитанный в суровой бедности, Мартин Лютер (1483–1546 гг.) готовил себя к адвокатской карьере, но неожиданная кончина друга его юности Алексия и другие обстоятельства расположили его к принятию монашества в ордене августинов. Не имея призвания к этой жизни, он никакими подвигами самоумерщвления не мог обуздать своей страстной природы и изнемогал под бременем душевной тоски. Тогда один из старцев напомнил ему член апостольского символа: «Верую в отпущение грехов», – и этим как бы дал ключ к облегчению тяжестей необдуманного данного им обета. Путешествие в Рим в 1510 году, где он видел небрежность и легкомыслие, с какими папские клирики исполняли разные церковные церемонии, не только охладило его к этой столице католичества, но и поддержало его в том убеждении, будто бы для спасения не нужны подвиги благочестия, а нужна только вера. Лютер, однако же, продолжал заниматься науками и, достигнув степени доктора богословия, сделался профессором университета и проповедником в Виттенберге. В это время папа Лев Х , для довершения постройки храма святого Петра в Риме и, как тогда говорили еще, для покрытия своих собственных расходов, объявил о всеобщей продаже индульгенций. В Виттенберг явился доминиканский монах Тецель 62 и с беспримерною наглостью стал торговать индульгенциями, как бы каким-либо товаром. Лютер с жаром проповедовал против этого кощунства и на дверях церкви, где проповедовал, выставил 95 положений против злоупотреблений папства. Папа Лев Х , беспечный и преданный светским развлечениям, сначала очень легко посмотрел на выходку Лютера. Увидев потом, с каким сочувствием были приняты в Германии и других странах его тезисы, потребовал его в Рим на суд, но было уже поздно. Лютер приобрел себе сильного защитника в лице Фридриха Мудрого, саксонского курфюрста, а затем дело Лютера связалось со многими народными интересами так, что подавить его уже не было никакой возможности. Князья желали и свергнуть с себя иго папы, и умалить власть германского императора, защитника папского, а также воспользоваться добычею из церковных имуществ; епископы старались избавиться также от вмешательства в их дела папских легатов; ученые добивались свободы в своих исследованиях от папской опеки; крестьяне искали облегчения своей участи; вообще, реформации придано было такое значение, как будто немецкая народность высвобождалась от чужеземного романского влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНТРРЕФОРМАЦИЯ [лат. Contrareformatio; англ. Counter-Reformation; итал. Controriforma; нем. Gegenreformation; франц. Contre-Réforme], в узком смысле - меры по реорганизации структуры и институтов Римско-католической Церкви, упорядочению отдельных положений католич. вероучения, принятые в сер. XVI-XVII в. в целях противодействия распространению Реформации и становлению протестант. церквей; в широком смысле - масштабные изменения в католической религиозной культуре в сер. XV - кон. XVIII в. («католическая Реформа»), затронувшие как структуры католич. Церкви (реформы папской курии, деятельность инквизиции , создание новых религ. орденов, расширение миссионерской деятельности), так и религ. практики католиков-мирян (появление молитвенных организаций и об-в благочестивой жизни, литургическая реформа, контроль над книгопечатной продукцией и т. д.). Термин Термин «Контрреформация» появился в 70-х гг. XVIII в. Впервые он был использован нем. историком права И. С. Пюттером применительно к правовым коллизиям, возникавшим в Свящ. Римской империи в период между Аугсбургским религиозным миром (1555) и Вестфальским миром (1648), когда территории, ранее находившиеся под контролем протестантов, оказывались в подчинении у правителей-католиков и подвергались рекатолизации; изначально термин не использовался вне обозначенных выше географических и хронологических рамок ( P ü tter J. S. Die Augsburgische Confession. Gött., 1776). К 30-м гг. XIX в. термин получил известность в нем. университетской среде. Нем. историк Л. фон Ранке (1795-1886) в исследовании «Римские папы, их Церковь и государство» ( Ranke L., von. Die römischen Päpste, ihre Kirche und ihr Staat im 16. und 17. Jh. B., 1834-1836. 3 Bde) использовал термин «Контрреформация» для обозначения резкого роста политической активности и влияния Римских пап во 2-й пол. XVI в., особенно в Италии. Ранке считал, что К. началась с созыва Тридентского Собора (1545-1563) и завершилась примерно в 10-х гг. XVII в. (историк применял этот термин, лишь говоря о религ. политике). В 70-80-х гг. XIX в. благодаря Ранке термин «Контрреформация» стал общепринятым среди нем. историков; иностранные студенты, учившиеся в Германии, способствовали его распространению и в др. странах. Использовавшие этот термин немецко- и англоязычные исследователи были, как правило, протестантами, и их взгляд на историю католицизма в XVI в. определялся конфессиональной позицией. К. называли «реакционной» политикой в прямом и переносном смысле слова: как противоположность «прогрессивному» протестантизму и как «реакцию» на идеи Мартина Лютера (1483-1546). Подобная трактовка К. получила широкое распространение в Германии в связи с политикой Kulturkampf ; среди русских историков К. подобным образом рассматривал Н. И. Кареев (1850-1931).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

прот. Александр Мень Лютер Лютер (Luther) Мартин (1483–1546), вождь немецкой Реформации, переводчик Библии на немецкий язык. Лютер родился в семье саксонского рудокопа, который, несмотря на стесненные обстоятельства, смог дать сыну хорошее образование. Вначале Лютер готовился к карьере юриста, но в 1505 вступил в Августинский орден, известный своим строгим уставом. Параллельно он занялся изучением Библии и богословия и в 1512 стал профессором Виттенбергского университета. Суровая средневековая религиозность, аскетические подвиги, умственные занятия не избавили Лютера от назревшего в нем глубокого кризиса. Он ощущал себя недостойным спасения. По его собственному признанию, он порой испытывал «такие страшные адские муки, что никакие слова не могут их выразить». Только в Писании Лютер обрел, наконец, свет надежды. Готовя лекцию по Посланию к Римлянам, он внезапно осознал, что «праведность» Божия есть не обычная «справедливость», а спасающая милость, которая даруется по вере. «Вся Библия, – писал об этом перевороте Лютер , – предстала для меня в ином свете». Он обрел Христа «как зерцало отеческой любви Божией». На этот внутренний источник его реформацмонной деятельности наложились смущения Лютера перед лицом упадка церковной жизни. Светский быт и злоупотребления иерархов, особенно в Риме, вызывали у него страстный протест. Но с требованием обновления Церкви он открыто выступил лишь в 1517. Его тезисы против индульгенций ознаменовали начало восстания против старых порядков, хотя Лютер еще не помышлял о расколе. Ни диспуты, ни давление ни угрозы не остановили Лютера . Покровительство курфюста Фридриха Саксонского, недовольного поборами курии, спасло Лютера от преследований. Он повсюду выступал с речами о преимуществе Священного Писания перед церковным магистериумом. «Если вся истина исходит от иерархии, – говорил он, – то какая польза и нужда в Священном Писании ? Давайте сожжем его и удовольствуемся невежественными господами из Рима». Многие немецкие князья поддерживали Лютера , что позволило ему окончательно порвать с Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Ставровуни. Монастырь Святой Варвары. Храмы монастыря: Собор Варвары великомученицы Карта и ближайшие объекты Монастырь Святой Варвары, действующий, подворье мужского монастыря Честного Креста Ставровуни . Принадлежит Китийской митрополии Кипрской Православной Церкви, расположен на сев.-зап. склоне горы Ставровуни. Время основания Монастыря Святой Варвары  точно неизвестно. О маленькой церкви св. Варвары и монастырских постройках вокруг нее впервые говорится в описании чешского путешественника Олдржиха Префата в 1546 г. Он же свидетельствует о мощах вмц. Варвары в монастыре Ставровуни (часть руки святой, помещенная в серебряный ковчег в форме руки). Предполагают, что упоминание в 1483 г. доминиканцем Феликсом Фабером храма на склоне горы Ставровуни также следует отнести к церкви вмц. Варвары. Подворье возникло после завоевания Кипра крестоносцами, когда монастырь Ставровуни принадлежал монахам-бенедиктинцам, а православные иноки были вытеснены из обители. С 1483 г. появляются свидетельства о присутствии там православного духовенства. С 1521 г. в монастыре сосуществуют лат. и греч. монахи. В 1570 г. турки разрушили монастырь и расправились с насельниками. В 1613 г. Ставровуни окончательно переходит в руки православных, его игуменом становится грек Парфений. Монахи, жившие на подворье Варваринского монастыря, занимались земледелием и обеспечивали монастырь Ставровуни продовольствием. Собор во имя вмц. Варвары представляет собой однонефную сводчатую церковь, покрытую черепичной крышей. Постройка отражает несколько строительных фаз, древнейшей является восточная часть храма, где сохранились фрески нач. XVI в. (9 сцен христологического цикла). Основная часть храма была сооружена в 1820 г. Сохранилась каменная плита с высеченной надписью о перестройке церкви в 1820 г. архим. Леонтием Мирианфевсом (впоследствии Китийский епископ Леонтий II). В этой части храма уцелело несколько фрагментов росписи XIX в. (сцены из цикла Акафиста, изображение вмц. Варвары и др.). Нартекс пристроен в 1940 г.

http://sobory.ru/article/?object=11889

28.10.2008 11:14 Версия для печати Виттенберг, 28 октября. Немецкие историки реконструировали картину домашнего быта основателя протестантизма Мартина Лютера (1483-1546), сообщает " Лента.Ру " со ссылкой на британское издание The Guardian. Ученые занимались восстановлением быта Лютера более пяти лет. Особое внимание археологи уделили анализу бытовых отходов, обнаруженных рядом с теми домами, в которых жил лидер немецкой Реформации. Среди находок исследователей значатся: пивные кружки, предметы домашней утвари, золотые украшения его жены, 250 серебряных монет и даже туалет Лютера. Однако некоторые находки, обнаруженные в Виттенберге, где Мартин Лютер жил со своей женой и шестью детьми, могут разочаровать приверженцев протестантизма, отмечает издание. Во всяком случае представители немецких протестантов уже заявили, что результаты исследований " неуместны по отношению к религии " . Например, ученые нашли в домашнем мусоре Лютера большое количество кошачьих скелетов. Возник вопрос: откуда они там появились? Ответа пока нет. Немецкие историки также развеяли миф о том, что Лютер якобы жил в бедности. Судя по документам, реформатор к концу жизни весил около 150 килограммов, то есть он, как отмечает The Guardian, был " весьма упитанным человеком " . Отходы с кухни Лютера показали, что его семья не бедствовала даже тогда, когда в Германии были периоды голода. Они довольно часто ели куропаток, перепелов, гусей, поросят, сельдь, треску и камбалу. Ученые обнаружили ряд исторических документов, которые указывают на то, что отец Лютера был богатым человеком: он владел мельницей, земельными угодьями и занимался ростовщичеством. Мать Лютера, как выяснили немецкие исследователи, была, по современным меркам, представительницей верхней части среднего класса. Таким образом, распространенная версия о том, что юность Лютера прошла в тяжелых и стесненных условиях, подтверждения не получила. Выставка с наиболее интересными находками археологов откроется в саксонском городе Халле в пятницу, 31 октября.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010