Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). А. Московская митрополия Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной В половине XV века вся Русская земля составила две большие государственные группы земель – восточную под управлением московских самодержцев и западную под властью литовско-польского правительства. Русская церковь тоже разделилась на две митрополии – Московскую и Киевскую. Московская митрополия, находившаяся под покровительством государства, успешно возрастала в своих пределах, украшалась внешним благолепием и вместе с государством, которое, успокоившись от внешних и внутренних бед, начало стремиться к усвоению плодов западной цивилизации, обнаружила внутри себя замечательное просветительное движение. В конце XVI века она возвысилась до степени самостоятельного патриархата. 1.Распространение веры В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский Мы видели, что владычество татар остановило успехи христианства на границах Казанского царства. Но, минуя татарские земли, христианство не переставало распространяться в Пермском крае. Его успехи сделались особенно заметны после покорения Перми, с 1472 года. Но еще долго церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что само пермское духовенство не отличалось надлежащей ревностью к вере. В 1501 году митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь; из его послания к пермичам видно, что незаконные браки, нарушение церковных уставов, даже открытое служение кумирам были обыкновенными явлениями в Перми и теперь, 100 лет спустя после проповеди святого Стефана. После завоевания Перми важной эпохой для всего края было поселение здесь Строгановых; кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению монастыри Пыскорский и Соликамский. Из Пыскорской обители вышел просветитель пермских вогулов и остяков Трифон Вятский. Проповедуя Христа, он дошел до места нынешней Перми, где сжег одно уважаемое дерево, около которого происходили языческие моления. Язычники едва не убили его за это, но многие, видя, что боги не наказали его за свою святыню, стали креститься; крестились даже семейства остяцкого и вогульского князей. Потом Трифон основал обитель на реке Чусовой, где жил 9 лет, продолжая свою проповедь до тех пор, пока его не прогнали соседние жители. После этого он ушел в Вятку, где основал Успенский монастырь (1580 г.), но, по неудовольствию братии на его строгость, скоро удалился и отсюда. С тех пор он вел долгую странническую жизнь, проповедуя христианство по берегам Камы и Вятки. Уже в глубокой старости он снова воротился в свою вятскую обитель, где и скончался в 1612 году. К концу XVI века, с покорением Сибири, христианству проложена была дорога и в эту обширную страну. Христианство на северном Поморье

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Часть третья. От разделения митрополии до учреждения патриаршества Распространение веры Христианство продолжало распространяться в Пермском крае, особенно после 1472 г., когда воевода кн. Федор Пестрый «привел всю Землю за великого князя» – Uoahha III . Но еще долго Церковь не могла вытеснить из пермских лесов остатков язычества, тем более, что местное духовенство не проявляло достаточной ревности о вере. В 1501 г. митрополит Симон горько укорял его за небрежение к исполнению пастырских обязанностей и дурную жизнь. Владыка увещевал пермского князя Матфея и других начальников стараться об искоренении служения болвану Воипелю и треб языческих. Известны, проповедывавшие в тех краях, препп. Лонгин и Симон, основавшие около 1537 г. обитель в устье р. Коряжемки в 10 верстах от Сольвычегодска; последний в 1541 г. основал еще обитель на р. Сойге, в 82 верстах от Сольвычегодска. Важным было поселение в пермском крае Строгановых. Кругом их богатых усольев начали возникать церкви и монастыри, между которыми замечательны по просветительному значению Пыскорский и Соликамский монастыри. Лука Строганов упоминается в правление вел. кн. Uoahha III , как богатый, искусный в делах и знающий старину, уроженец тех стран. При вел. кн. Василии III, внуки Луки получили право населить пустынный участок в Устюжском уезде. В царствование Uoahha IV они обратили свою промышленную деятельность в область Камы, и все более приближались к Уралу. Обладая крупными средствами, варили соль, строили городки или острожки, снабжая их «нарядом» (артиллерией) и содержа там ратных людей. Из Пыскорского мон. вышел просветитель пермских вогулов и остяков пр. Трифон Вятский (1612). Проповедуя Христа, он водворился на р. Мухе на остяцком освященном месте, где стояли боготворимые остяками деревья. Срубив эти деревья, он, не устрашившись последовавшей злобы язычников, продолжал проповедь, крестил многих, даже семейства остяцкого и вогульского князей. Он основал на р. Чусовой обитель, где жил 9 лет, пока его не прогнали местные жители. Тогда он ушел в Хлыново (буд. Вятку) и в 1580 г. основал Успенский мон. По неудовольствию братии на его строгость, он удалился из обители и вел долгую странническую жизнь, проповедуя по берегам Камы и Вятки. В глубокой старости он вернулся в Вятскую обитель и преставился там в 1612 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Пермская Учреждена в 1383 году Великопермская (Пермская, Усть-Вымская) Кафедра в Усть-Выми Стефан (Храп) епископ, свт., рукоположен † 26.04.1396 в Москве Исаакий епископ, рукоположен с 20.01.1397 (1398) † 22.03.1416 в Москве Герасим епископ, свт., рукоположен после 1416 упоминается в 1441 и 1448 † 24.01 (ок. 449) (убит вогуличем) Питирим епископ, свт., рукоположен между 1441 – 1447 † 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона епископ, свт., поставлен в конце 1455 † 6.06.1470 Филофей (Амфилохий) епископ, рукоположен со 2.11.1471 до 1472 переименован еп. Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Филофей (Амфилохий) епископ, бывший еп. Великопермский с 1472 до апреля 1501 † неизвест. В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Арсений I (Москвин) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 еп. Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский) епископ, рукоположен с 5.02.1800 † 24.12.1801 Иустин (Вишневский) епископ, бывший еп. Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; † 31.01.1826 Дионисий (Цветаев) епископ, рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; † 24.04.1846 Мелетий (Леонтович) епископ, свт., бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиеп. Иркутский и Нерчинский Аркадий (Федоров) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский и Верхотурского с 8.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведен в сан архиеп. Пермского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Аркадий (Федоров) архиепископ, бывший еп. Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиеп. Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 с 11.04.1854 † 5.07.1868 Антоний (Смолин) епископ, бывший еп. Пензенский и Саранский с 21.08.1868 архиепископ с 16.04.1872 по 9.09.1876 на покое; † 21.12.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1472 г. в связи с открытием и 1-м перенесением мощей митр. свт. Петра вел. кн. Иоанн III Васильевич и митр. Филипп I поручили П. Л. написать посвященные этому событию Слово и Службу, что агиограф и исполнил, указав в акростихе канонов имена заказчиков. В 1472 или 1473 г. в Москве по просьбе еп. Пермского Филофея (1471-1501) П. Л. составил Службу свт. Стефану Пермскому (об этом он сообщил в акростихе канонов и в записях к тексту Службы), а также 1-ю Проложную редакцию Жития свт. Стефана Пермского. Традиционно считалось, что не позднее 1473 г. П. Л. создал свою редакцию Жития кн. Михаила Черниговского и боярина Феодора и Сказание «О убиении Батыя». Однако, по мнению А. А. Горского, начало работы писателя над этим сочинением относится к 1477 г., поскольку 1-я, летописная редакция Жития была создана П. Л. в числе др. сочинений при работе над летописным сводом 1477 г. ( Горский. 2003). Т. Б. Карбасова и Н. И. Милютенко отнесли работу над циклом, посвященным кн. Михаилу и боярину Феодору, к кон. 70-х - нач. 80-х гг. XV в. ( Карбасова, Милютенко. 2019), несмотря на то что старший список пахомиевской Службы датируется 1469 г. ( Милютенко. 2019. С. 9). Существует предположение, что во 2-й пол. 70-х гг. XV в. П. Л. участвовал в великокняжеском летописании, создав ряд произведений для великокняжеского свода 1477 г. (см.: Клосс. 2001. С. 94; Горский. 2003). По мнению Б. М. Клосса, в 1479 г., после перестройки Успенского собора и 2-го перенесения мощей свт. Петра, П. Л. вновь вернулся к работе над циклом, посвященным святителю, и составил, в частности, Сказание об этих событиях ( Клосс. 2001. Т. 2. С. 93-94). Как полагает Бобров, в кон. 70-х - 80-х гг. XV в. П. Л. еще раз побывал в Новгороде: проживая в новгородском Николо-Островском мон-ре, он создал, в частности, цикл новгородских и афонских повестей ( Бобров. 2003). Не ранее 1484 г. П. Л. написал Житие Новгородского архиеп. Моисея. Сведения о дальнейшей деятельности П. Л. отсутствуют. По-видимому, вскоре после 1484 г. он скончался. Точное время и место его смерти неизвестны. Сочинения

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Так, в 1302 году, по завещанию Переславского князя Иоанна Дмитриевича, Переславль был отказан Московскому князю; а в 1474 году, при великом князе Иоанне III, и Ростов присоединился к Москве. В 1579 году был вновь построен и освящён 27 знаменитый, доселе существующий Московский Успенский собор. В этот вновь построенный и освящённый Московский собор стали собирать важнейшие святыни из других городов России или в подлинниках, или в точных копиях. Так были принесены из Новгорода – Корсунская икона Всемилостивого Спаса, из Владимира – Владимирская икона Богоматери, из Пскова – Псково-Покровская икона Богоматери, из Устюга (1507 г.) – образ Благовещения Пресвятой Девы Марии. Можно с вероятностью полагать, что и Московский Корсунский Крест принесён был из Киева сперва в Ростов или Суздаль, а потом уже и в Москву, например, на освящение Успенского собора в 1479 году. 28 Влияние ростовских святынь сказывается на стенной живописи Московского Успенского собора; например, над северными дверями (снаружи) изображены Ростовские иерархи. Имел ли Переславский Корсунский Крест какие украшения на себе при перенесении его из Киева – неизвестно. Но то несомненно, что нынешние украшения Креста, состоящие в ковчежцах с мощами святых угодников и разноцветных крестиках из камней, сделаны усердием благоверных князей и княгинь северной России. Об этом свидетельствуют, во-первых, царские короны на ковчежцах с мощами и русские надписи над изображениями праздников и святых угодников, во-вторых, ковчежцы с мощами русских святых Ростовской земли. Что же касается времени, когда сделаны украшения Креста, то, принимая во внимание, что в Кресте нет ковчежцев с изображениями и мощами святителей Московских – Петра (1326 г.), 29 Алексия (1354–1378 гг.), 30 Ионы (1449–1471 гг.), 31 Филиппа (1566–1569 гг.) и святого Сергия Радонежского чудотворца (1391 г.) 32 ; а есть ковчежцы с изображениями и мощами святых князей Феодора Смоленского (его мощи открыты в 1463 году) и Василия Ярославского (мощи открыты в 1501 году) и, останавливаясь на том, что ковчежцы с мощами русских святых стоят на линии Креста последними, а ковчежец в форме креста с мощами святого князя Феодора Смоленского не походит на другие изящные ковчежцы, нельзя не прийти к заключению, что ковчежцы с мощами греческих святых и разноцветные крестики были устроены ранее ковчежцев с мощами русских святых, именно до 1472 года – до открытия мощей святителя Московского Ионы, и что полное завершение украшений Креста с ковчежцами мощей русских святых последовало не позднее времён царствования Иоанна Грозного (1533–1584 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Это характеризует степень его исторических интересов. К этому же времени относится составление Пахомием после смерти митрополита Ионы (ум. 1461 г.) службы ему, написанной по просьбе Новгородского владыки. Вернувшись из Новгорода в «Московские страны», Пахомий работал над «Житием преподобного Кирилла Белозерского» (ум. 1427 г.), для. чего предварительно, по повелению великого князя и нового митрополита, ездил на Белоозеро. Порученный Пахомию труд вызывался насущной потребностью. В продолжение более 80 лет по кончине чудотворца в его монастыре не только не было составлено жития основателя, но не имелось и никаких предварительных записок о его жизни. Среди самой братии, очевидно, не было способных к тому людей. Отсутствие всякого повествования о жизни такого подвижника, как преподобный Кирилл Белозерский, живо чувствовалось не только в самой обители, но и среди всего круга грамотных мирян; Кирилло-Белозерский игумен и с своей стороны просил Пахомия написать «хоть что-нибудь о святом». Новый труд Пахомия является лучшим его произведением. Пахомий застал в Кирилловом монастыре многих очевидцев и учеников преподобного, и житие, им написанное, составленное на основании современных свидетельств, передает много живых подробностей, характеризующих и время, и людей. В самом изложении нередко чувствуется влияние устного живого рассказа. В 1472 г. по случаю открытия и перенесения мощей митрополита Петра Пахомию поручено было «великим князем и митрополитом» написать в память этого события «похвальное слово» и службу. Около того же времени «повелением» Пермского епископа Филофея (1472–1501 гг.), Пахомий пишет канон Стефану Пермскому (ум. 1396 г.). Последним трудом Пахомия, вероятно, было «Житие Новгородского архиепископа Моисея» (ум. 1362 г.). Житие отличается общностью изложения и легендарностью рассказа и черпает содержание свое преимущественно из цикла Новгородских легенд; судя по одному эпизоду, оно написано не ранее 1484 г. Кроме перечисленных, Пахомию в наших рукописях приписываются: «Житие Новгородского архиепископа Иоанна» (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Ист.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. Прил. С. 547-552; Охотникова В. И. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: Редакции XVI в.//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 258-263; Повесть о Псково-Печерском монастыре/Публ. текста, перевод, коммент.: В. И. Охотникова//БЛДР. 2005. Т. 13: XVI в. С. 476-533. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 177; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 185-186; Описание о российских святых. С. 55; Синайский В. Псково-Печерский мон-рь. Рига, 1929 (То же. Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 20082); Малков Ю. Г. Повесть о Псково-Печерском мон-ре: К истории сложения свода монастырских сказаний//КЦДР, XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 163-199; он же. Прп. Марк, первый старец Печерский//Летопись Псково-Печерского мон-ря, или Ист. сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых/Сост.: Ю. Г. Малков. М., 1993. С. 87-90; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Изд. Св.-Успенского Псково-Печерского мон-ря, 2008; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 170-171. В. И. Охотникова Рубрики: Ключевые слова: ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2562174.html

Питирим, епископ, свт. рукоположен между 1441–1447 19.08.1455 (убит вогуличами) Иона, епископ, свт. поставлен в конце 1455 06.06.1470 Филофей (Амфилохий), епископ рукоположен с 02.11.1471 до 1472 переименован епископ Великопермский и Вологодский Великопермская и Вологодская С 1472 года Имена Сведения Филофей (Амфилохий), епископ бывший епископ Великопермский с 1472 до апреля 1501 неизвестно В феврале 1492 года кафедра перемещена из Усть-Выми в Вологду и позже переименована в Вологодскую и Великопермскую (Пермскую). Пермская и Екатеринбургская Восстановлена 16 октября 1799 года Имена Сведения Арсений I (Москвин), епископ бывший епископ Воронежский и Черкасский с 16.10.1799 по 26.11.1799 епископ Воронежский и Черкасский Иоанн (Островский), епископ рукоположен с 05.02.1800 24.12.1801 Иустин (Вишневский), епископ бывший епископ Свияжский, викарий Казанской епархии с 20.01.1802 по 31.05.1823 на покое; 31.01.182 Дионисий (Цветаев), епископ рукоположен с 15.07.1823 по 21.04.1828 на покое; 24.04.1846 Мелетий (Леонтович), епископ, свт. бывший епископ Чигиринский. викарий Киевской епархии с 21.04.1828 по 18.07.1831 архиепископ Иркутский и Нерчинский бывший епископ Оренбургский и Уфимский с 08.08.1831 по 25.12.1833 переименован и возведён в сан архиепископ Пермского и Верхотурского Пермская и Верхотурская С 25 декабря 1833 года Имена Сведения бывший епископ Пермский и Екатеринбургский с 25.12.1833 по 29.03.1851 архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Неофит (Соснин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, архиепископ с 29.03.1851 05.07.1868 Антоний (Смолин), епископ бывший епископ Пензенский и Саранский с 11.04.1854 архиепископ с 21.08.1868 на покое; 21.12.1876 Вассиан (Чудновский), епископ бывший епископ Екатеринбургский, с 16.04.1872 по 09.09.1876 викарий Пермской епархии с 09.09.1876 03.01.1883 Ефрем (Рязанов), епископ бывший епископ Курский и Белгородский с 19.03.1883 по 29.01.1885 переименован епископ Пермский и Соликамский Пермская и Соликамская С 29 января 1885 года

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

104 . Православная церковь , признавая великими подвиги Епископа Стефана, сначала торжественно возглашала «по вся годы на велицем соборе вечную память...» 105 , а потом 106 причислила к лику Святых и празднует память его в день кончины, 26 Апреля. Впрочем, весьма рано имя св. Стефана ставилось на ряду с прославленными уже угодниками Божиими. Так, Митрополит Фотий (1409–1431 г.), преемник Киприана, называл Епископа Стефана «человеком Божиим и великим Святителем» 107 . Митрополит Симон (1496–1511 г.) в послании к Пермякам в 1501 г. Августа 22 числа, говорит: «и святых великих чудотворцев, Петра и Алексея Московских, и Леонтия Ростовского, и Стефана епископа Пермьского, и Сергия Радонежского и Кирилла Бело-зерского, и Варлама Хутынского, и всех святых молитва да есть со всеми вами, новопросвещенными людьми...» 108 . Через столетие, в 1601 г., в г. Верхотурье (быв. Пермской губернии) был послан из Москвы при царской грамоте «образ Стефана Пермского чудотворца» 109 . В честь Св. Стефана, в Зырянском крае, с очень давнего времени писались иконы и строились храмы, например, церковь и часовня в Устьвыме, неизвестно даже когда построенная. В 1799 г. Священник Иоанн Алексеев написал акафист и службу с кратким житием преподобному Стефану, Пермскому 110 . Но рукописная служба святителю Стефану, новому чудотворцу, как известно, была составлена еще в 1472 г. «Пахомием Сербиным, повелением владыки Филофия, епископа Пермского» (1471–1501 г.), и была уже в употреблении в половине XV века 111 . Мощи св. Стефана почивают под спудом в Спасо-Преображенском Придворном Кремлевском соборе (в Москве), у северной стены храма 112 . Есть предание, что до нашествия Поляков мощи св. Стефана лежали открытыми 113 . В иконостасе Спасской церкви есть старинный образ св. Стефана, с описанием его деяний, московского пошиба, XVI века. На особой доске при этом образе находится следующая надпись: «Святый Стефан епископ, родом бе великия России, града Устюга, сын клирика соборныя церкви, св. Богородицы, иже на Устюзе, именем Симеона и матери Марии, и первый епископ Перми бысть, иже научи вере Христове и крести и грамоту по их языку состави, в лето 1372 114 , преставися в лето 1396 115 , тело же его положено во святем храме сем» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010