Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Портрет отца. 1490 г. (Галерея Уффици, Флоренция) [нем. Dürer] Альбрехт (21.05.1471 - 6.04.1528), нем. живописец, гравер, теоретик живописи. Согласно автобиографической «Семейной хронике», предки Д. происходили из крестьян, дед и отец были золотых дел мастерами в сел. Айтош, близ Дьюлы (совр. Венгрия; нем. Thürer - дверной мастер от Ajmysi, венг. ajmy - дверь; дверь изображена на родовом гербе Д.). В 1455 г., после обучения в Нидерландах, отец Д. поступил подмастерьем к нюрнбергскому мастеру И. Хольперу. Женитьба (1467) на его дочери Барбаре позволила отцу Д. стать членом городского цеха. В 1481-1482 гг. Д. учился в лат. школе при ц. Санкт-Лоренц в Нюрнберге, в 1483-1486 гг. работал в мастерской отца. В этот период был выполнен 1-й из известных рисунков Д.- автопортрет серебряным штифтом, позднее подписанный Д.: «Когда я был ребенком» (1484, Альбертина, Вена). 30 нояб. 1486 г. Д. был отдан в учение к известному в городе живописцу М. Вольгемуту и вместе с членами его мастерской иллюстрировал «Всемирную хронику» И. Шеделя (1809 гравюр на дереве; изд. в 1493). В мастерской Д. проработал 3 года. В 1490 г. Д. написал парные портреты отца (Галерея Уффици, Флоренция) и матери (Германский национальный музей, Нюрнберг), на оборотах сделаны изображения скрепленных гербов семей Дюрер и Хольпер. 11 апр. 1490 г. Д. отправился на 4 года в путешествие, к-рое обычно совершали подмастерья для профессионального совершенствования ( Нессельштраус. Рисунки Дюрера. 1966. С. 28). Вероятно, первые полтора года он провел в Нёрдлингене, Аугсбурге, Ульме. В Кольмаре он надеялся познакомиться с мастером резцовой гравюры М. Шонгауэром, но, не застав его в живых, неск. месяцев изучал его гравюры, картины и рисунки, хранившиеся у братьев мастера. В кон. 1491 г. в Базеле Д. получил заказ на оформление титульного листа к изданию «Писем блж. Иеронима» (опубл. в 1492), иллюстрировал сб. новелл де ла Тур Ландри «Турнский рыцарь» (1493) и «Корабль дураков» С. Бранта (1494), подготовил для резчика часть досок с иллюстрациями к комедиям Теренция (не были вырезаны). В эти годы была написана картина «Муж Скорби» (Кунстхалле, Карлсруэ), стилистически близкая к позднеготической нем. живописи. На ее золотом фоне выгравированы чертополох и маленькая сова, атакуемая птицами. Вероятно, изображение символизирует искупление человеческих грехов страданиями и смертью Христа. В это же время Д. выполнил карандашный автопортрет (1491-1492, Университетская б-ка, Эрланген) и «Автопортрет в возрасте 22 лет с цветком крестоцвета в руках» (1493, Лувр, Париж). Последний написан в Страсбурге для отправки Агнес Фрей - невесте, сосватанной художнику его отцом, ее приданое позволило Д. открыть собственную мастерскую. И. В. Гёте, видевший копию картины, предположил, что художник держит цветок синеголовника (нем. Mannertreu - верность мужчины).

http://pravenc.ru/text/180832.html

Дюрера (1471-1528); проекты К. под пером архитекторов и живописцев приобретали эзотерический характер. С нач. XVI в. в дополнение к К. возводят бастионы, брустверы, перед стенами К.- земляные сооружения, т. о. создается общая оборонительная система, как в московском Китай-городе или в итал. Лукке. Новые приемы ведения осады К. были сформулированы в кон. XVII в. маршалом С. ле Претром де Вобаном, франц. военным инженером и писателем, к-рый построил более 30 своих и усовершенствовал ок. 300 К. Он полагался на сооружение в ходе осады земляных траншей, окопов, позволявших приблизиться к К. и затруднить ее оборону. Дальнейшее развитие оборонительных возможностей отдельной К., предложенное франц. военными инженерами XVIII в. М. Р. де Монталамбером и Л. Карно, предусматривало дополнительные укрепления в виде сооружений за пределами ее стен, превращавшие некогда единую К. в собственно цитадель. Эти принципы господствовали до появления фугасных бомб, сокрушительных для традиц. материалов, из к-рых строили К., и тогда с кон. XIX в. стали использовать бетон в качестве материала для военного строительства. Генуэзская крепость в Судаке. 1371–1469 гг. Генуэзская крепость в Судаке. 1371–1469 гг. В XVIII-XIX вв. расширение границ России сопровождалось возведением К. по правилам европ. фортификации. К. делили на классы (как мон-ри). К 1-му классу отнесли те, к-рые имели не только собственно укрепленную цитадель, но и неск. самостоятельных укреплений в виде фортов как на воде, напр. в Кронштадте (им были присвоены имена в честь рус. императоров Петра I, Александра I и цесаревича Константина Павловича), так и в различных районах старых городов, таких как Рига, Ревель, Вильно и особенно Киев с Киево-Печерской цитаделью, башнями, редутами, укреплениями, люнетами (просветами). К. имели укрепленные районы по разным берегам реки или залива, в т. ч. мостовой (Эривань, Новогеоргиевск на месте слияния Нарева и Вислы, Михайловград на р. Стырь, Выборг) или вокруг собственно цитадели (Брест-Литовск (Брестская К.), Бобруйск, Динабург, Оренбург).

http://pravenc.ru/text/2459013.html

Прп. Димитрий первым в сев. обителях ввел в Д. м. общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Со-гласно Минейной редакции Жития, святой завещал свои останки бросить в болото. После смерти основателя мон-рь наполнился благоуханием, прп. Димитрий был по-гребен в деревянной ц. Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание прп. Димитрия в обители. Вскоре, согласно Житию, на Д. м. напали «вятчане», воз-можно войско вел. кн. Василия Юрьевича Косого в 1435 г. Сведения по ранней истории Д. м. отрывочны и скупы. С 1446 г. он находился на территории Вологодского удельного княжества. Сын вел. кн. Василия II Васильевича, кн. Андрей Васильевич Меньшой, в грамоте 1471/72 г., выданной игум. Макарию, называет мон-рь «своим» и упоминает грамоты вел. кн. Василия II и вел. кнг. Марии Ярославны. Грамотой 1474/75 г. кн. Андрей заменил дань с вологодских владений мон-ря оброком (5 р.). В XVI в. значение Д. м. в церковной жизни Вологодской епархии и Русского Се-вера возросло. Так, настоятелю Д. м. игум. Мисаилу (Панкратьеву; 1510-1538) «бы-ло поручено епископами великопермскими управление вологодским духовенством». По благословению игум. Мисаила была возобновлена после разорения гробница преподобных Григория и Кассиана Авнежских и часовня над ней (Верюжский. Во-логодские святые. С. 97-98). В дек. 1528 г. Д. м. посетили вел. кн. Василий III Иоан-нович и вел. кнг. Елена Васильевна Глинская, и «милостыню велию давал и потеше-ние» (ПСРЛ. Т. 28. С. 161). В послании старцам Кирилло-Белозерского мон-ря царь Иоанн IV Васильевич Грозный упоминал Д. м. в ряду авторитетных мон-рей, к-рые «благочестием стоят и неоскудны бывают». В 1533/34 и 1578/79 гг. он выдал Д. м. 16 жалованных и льготных грамот. Для поминовения в мон-ре царь прислал «синодик опальных князей и бояр» (сохр. в составе монастырского синодика (список 1745 г.) в ОПИ ВГИАХМЗ). В июне 1542 г. митр. Московский св. Макарий прислал в Д. м. Ус-тавную грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием, в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» (Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3). Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном постав-лении и церковной дани», данную в 1542/43 г. свт. Макарием Московским.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Димитриев Прилуцкий мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий первым в сев. обителях ввел в Д. м. общежительный устав. Перед кончиной он собрал братию, передал игуменство любимому ученику Пахомию. Согласно Минейной редакции Жития, святой завещал свое тело бросить в болото. После его кончины мон-рь наполнился благоуханием, прп. Димитрий был погребен в деревянной ц. Всемилостивого Спаса. С 1409 г. зафиксировано почитание прп. Димитрия в обители. Вскоре, согласно Житию, на Д. м. напали «вятчане», возможно союзники звенигородского кн. Василия Юрьевича Косого. Сведения по ранней истории Д. м. отрывочны и скупы. С 1462 г. он находился на территории Вологодского удельного княжества. Сын вел. кн. Василия II Васильевича , кн. Андрей Васильевич Меньшой, в грамоте 1471/72 г., выданной игум. Макарию, называет монастырь «своим» и упоминает грамоты вел. кн. Василия II и вел. кнг. Марии Ярославны. Однако в XV - 1-й пол. XVI в. Д. м. не был связан с великокняжеским домом, из его членов лишь кн. Иван Борисович Рузский дал вклад в мон-рь 5 руб. (ДДГ. С. 352). Кн. Андрей Васильевич не завещал монастырю ничего, правда, грамотой 1474/75 г. заменил дань с вологодских владений монастыря оброком (5 р.). В XVI в. значение Д. м. в церковной жизни Вологодской епархии и Русского Севера возросло. Так, настоятелю Д. м. игум. Мисаилу (Панкратьеву; 1510-1538) «было поручено епископами великопермскими управление вологодским духовенством». По благословению игум. Мисаила была возобновлена после разорения гробница преподобных Григория и Кассиана Авнежских и часовня над ней ( Верюжский . Вологодские святые. С. 97-98). В дек. 1528 г. Д. м. посетили вел. кн. Василий III Иоаннович и вел. кнг. Елена Васильевна Глинская , и «милостыню велию давал и потешение братии» (ПСРЛ. Т. 28. С. 161). В послании старцам Кириллова Белозерского монастыря царь Иоанн IV Васильевич Грозный упоминал Д. м. в ряду авторитетных мон-рей, к-рые «благочестием стоят и неоскудны бывают». В 1533/34-1578/79 гг. он выдал Д. м. 16 жалованных и льготных грамот. Для поминовения в монастыре царь прислал «синодик опальных князей и бояр» (сохр. в составе монастырского синодика (список 1745 г.) в ОПИ ВГИАХМЗ). В июне 1542 г. митр. Московский св. Макарий прислал в Д. м. Уставную грамоту (подтверждена в марте 1564 митр. Афанасием , в 1567 еп. Пермским и Вологодским Иоасафом) о том, что игумен и клир 5 церквей в монастырских селах «не тянут никакие подати» (Сб. князя Хилкова. СПб., 1879. С. 2-3; Макарий (Веретенников), архим. Жизнь и труды свт. Макария, митр. Московского и всея Руси. М., 2002. С. 361). Монастырские описи 1654 и 1656 гг. упоминают и «благословенную грамоту о церковном поставлении и церковной дани», данную в 1542/43 г. свт. Макарием Московским.

http://pravenc.ru/text/172064.html

5) Ярославский музей-заповедник, 15326 (л. 453 об. – 458) – конца 20-х – начала 30-х годов XVI в. Филиграни: Узкая тиара – Брике, 4968 (1525–1528 гг.); Голова быка под крестом – знак рукописи ГИМ, собр. П. И. Щукина, 99 (1536 г.); Голова быка под 5-лепестковым цветком – Брике, 14734 (1509–1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей ­­ Лауцявичюс, 1471 (1532 г.). Заголовок: «Месяца декабрия в 21 день. Преставление святого Петра митрополита Киевьскаго и всея Руси». Среди участников Переяславского собора указан князь Дмитрий. Дата кончины Петра: «месяца декабрия в 24 (ошибочно вместо «20 день“), на память святого Игнатия Богоносца ». 6) РНБ, собр. М. П. Погодина, 947 (л. 654 об. – 657), в составе Пролога – второй четверти XVI в. (филигрань: Розетка). Заголовок: «Месяца декабря 20 день. Преставление святого святителя Петра митрополита всея Руси». Об участниках Переяславского собора сказано: «И тогда великому князю Михаилу в Орде бывшю, приехавшу сыну его князю Дмитрею и брату его Александру князю». Статус князя Ивана Калиты повышен до «великого» и добавлено отчество «Данильевичь» – как в списке Больш., 430. 7) Институт истории, философии и филологии Сибирского отделения РАН, 11 90 (листы не перенумерованы, текст начинается на обороте пятого листа 12-й тетради и кончается на обороте четвертого листа 13-й тетради) – 40-е годы XVI в. Филигрань: Литера Р под цветком – Брике, 8712 (1544 г.). Заголовок: «Месяца декабря 21 день. Преставися пресвященый митрополит Киевьский всея Руси в лето 861, пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць, положен бысть во граде Москве». Если не считать ошибки в дате, то в остальном заголовок заимствован из древнейших списков Церковного устава Иерусалимской редакции. К одной группе с Сибирским списком принадлежат Троиц., 786 и Егор., 927, но в них год кончины Петра читается правильно («в лето 6834»). 8) РГБ, ф. 304 I, 786 (л. 299 об. – 305 об.) – 50-е годы XVI в. (до 1559 г.). Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой, на тулове буквы ID – Брике, 12746 (1556 г.); Гербовый щит с 3 лилиями под короной, под щитом литеры IP – Брике, 1050 (1530–1545 гг.); Перчатка под короной – Брике, 11391 (1535–1544 гг.). На л. 96 имеется запись, помеченная 7067 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выявлены следующие списки редакции: 1) РНБ, F.I.306. Сборник (л. 34–55), 1528–1529 гг. На л. 547 об. запись писца: «В лето 7000 тридесят седмаго написана бысть сиа книга при дръжаве великого князя Васильа Ивановичя всея Руси и при священном архиепископе Кириле Ростовском повеленьем многогрешнаго священоинока Сергеа Васильева сына Батурина» (описание см. в Главе IV). В заглавии имя митрополита не названо. В качестве первой части использован список вторичного вида Антониевской редакции, дополненный по Проложной статье Первой северо-западной группы. 2) ЯМЗ, 15326. Сборник (л. 127 об. – 141 об.), начало 30-х годов XVI в. Филиграни: Тиара – Брике, 4968 (1525–1528 гг.); Голова быка под пятилепестковым цветком – Брике, 14734 (1509–1528 гг.); Голова быка под крестом, обвитым змеей, – Лауцявичюс, 1471 (1532 г.). Первая часть отсутствует, представлены только вторая и третья части. 3) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо-Волоколамского монастыря), 490. Сборник (л. 226–249 об.), 1542–1543 гг. Сборник переписан в Иосифо-Волоколамском монастыре бывшим митрополитом Даниилом и монастырским дьяком Дмитрием Лапшиным (почерк Дмитрия Лапшина на л. 175–421). На л. 421 об. запись, кажется, рукой игумена Нифонта Кормилицына: «В лето 7051 написана бысть книга сия в дом Пречистой во Иосифов манастырь». В заглавии имя митрополита не указано, но на полях со знаком вставки рукой Даниила приписано «Филиппа». В качестве первой части использован список Антониевской редакции вторичного вида. 4) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), оп. 1, 751. Сборник, 60-е годы XVI в. (описание см. в разделе Проложной редакции). На л. 33 об. –36 читается Проложное житие Федора Ярославского. На л. 489 об. – 491 помещена любопытная обработка (с использованием в качестве источника Жития Сергия Радонежского) той характеристики Федора Ростиславича, которая читается в первой части Антониевской редакции. На л. 412–513 переписаны вторая и третья части Переработанной редакции. 5) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19– 103. Сборник (л. 128–139), 1569 г. В качестве первой части использовано пространное Проложное житие Федора Ярославского в Древнейшем варианте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О судьбе самой Владимирской иконы в XV веке не все ясно. Епифаний Премудрый о дальнейшем местопребывании иконы ничего не сообщает. Во всяком случае в 1410 г. икона находилась во Владимире и подверглась ограблению со стороны напавших на город татар. Икона была перевезена в Москву для починки, по заказу митрополита Фотия для нее был изготовлен новый золотой оклад 186 . После этого, можно предполагать, Владимирская икона уже оставалась в Москве и хранилась в Кремлевском Успенском соборе. В 1451 г. великий князь Василий II склонился перед «образом Пречистыа» и другими иконами в благодарственном молебне за чудесное избавление от нашествия войск царевича Мазовши. В 1471 г., собираясь в поход на Новгород, Иван III молился у «чюдотворной иконы Пресвятыя Богородица Владимирския» 187 . В 1472–1479 гг. в Москве осуществлялось строительство нового здания Успенского собора, и в этот период, скорее всего, чудотворная икона Божией Матери находилась во Владимире. Это подтверждается фактом, что 23 июня 1480 г. Владимирская икона была вторично перенесена в Москву. В литературе указанная дата не получила объяснения. Но день был выбран знаменательный: 23 июня 1480 г., в воскресенье, Иван III с основными войсками отправился к Коломне навстречу Ахмату. Очевидно, как и в 1471 г., великий князь перед походом должен был молиться перед Владимирской иконой Божией Матери, и с этой целью икона была вновь перенесена в Москву. В современных летописях событие не описано, а впервые зафиксировано, по наблюдениям Е. Е. Голубинского , в месяцеслове Следованной псалтыри XVI века Троиц., 321 188 . Е. Е. Голубинский полагал, что праздник перенесения Владимирской иконы 23 июня был установлен в том же 1480 г., но следует сказать, что в источниках XV в. и первой четверти XVI в. праздник не отмечен. Поэтому необходимо уточнить датировку Псалтыри Троиц., 321. В свое время мне удалось выяснить, что рукопись Троиц., 321 составлена около 1528 г. в Московском митрополичьем скриптории 189 . Запись о перенесении иконы помещена в месяцеслове под 23 июня: «В тои же день прииде чюдотворная икона Пречистаа Богоматерь из Володимеря в град Москву в лета 6988. Того же лета приходил безбожныи Ахмат с детми на реку на Угру в осень, на Покров Святыя Богородица. Оттоле уставиша сии праздник празновати» (л. 1190–1190 об.). Под 26 августа записан праздник Сретения Владимирской иконы: «В тои же день празднуем Стретению иконы Пресвятыа Владычици Владимерскыя» (л. 1230 об. – 1231). Таким образом, точные данные об установлении праздника перенесения Владимирской иконы 23 июня относятся ко времени правления митрополита Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Германия и Нидерланды – главные очаги Северного Возрождения. Здесь возникает первый интерьер культового назначения, связанный с реформацией – капелла в замке Августусбург в Саксонии. Кроме изобретения ещё в XV в. масляной живописи, этот регион подарил миру и такое явление, как гравюра, связанное с книгопечатанием и вполне соответствующее рационалистическому подходу к искусству, которое о. Павел Флоренский противопоставлял как более чувственной католической живописи, так и православной иконе с.260 и далее]. Весьма характерным видится стремление сделать более домашним, “приручить” возвышенные и священные сюжеты: это и Мадонна кисти Флемальского мастера, сидящая у камина в интерьере голландского домика, это “Мадонна канцлера Ролена” Яна ван Эйка (1400–1441 гг.), где канцлер представлен сомасштабно с Богородицей и Богомладенцем, это и “Поклонение волхвов” Питера Брейгеля Младшего, где изображен городской пейзаж, а в углу композиции – место, куда идут волхвы для поклонения. Пейзаж с включённым в него событием священной истории – часто занимающим малую часть пространства – становится характерным для нидерландской живописи. Среди германских мастеров назовём Альбрехта Дюрера (1471–1528 гг.), а также Лукаса Кранаха, Гансов Гольбейнов Старшего и Младшего. Работа “Мёртвый Христос” последнего (критично упоминавшаяся у Достоевского в романе “Идиот”) отражает ту же тенденцию гипертрофированного восприятия человеческой природы Спасителя в ущерб божественной, в чём уже предчувствуются те аспекты протестантской библейской критики XIX в, в которых анализ явно будет доминировать над синтезом, а также творчество Ренана и т.п. Но вернёмся к Ренессансу. Позднее Возрождение выражает некоторую ностальгию по иррациональному началу в искусстве. Итальянский маньеризм с вытянутыми пропорциями фигур и их Soбpaзhым изгибом, знакомым по готическим произведениям, становится наиболее яркой тому иллюстрацией (Пармиджанино). Важнейшим центром искусств этой эпохи является Болонская Академия. Новаторским было и творчество Микеланджело да Караваджо с его “выхваченными” светом из тьмы образами. В это время работают Пирмиджанино, Тинторетто, продолжает творить Тициан, а его ученик Доменикос Теотокопулос, изначально критский иконописец, переселился в Испанию, где его называли просто по происхождению Эль Греко. Его сложные композиции как бы проинтегрировали все достижения позднего Возрождения.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

S. На вопрос инквизитора, следует ли проявлять послушание церковным властям, К. ответил: «Когда они проповедуют и заповедуют то, что согласно со Словом Божиим, им нужно покоряться, как Самому Христу; однако если они не делают этого, покоряться им не нужно» (Ibidem). Заключительная часть допроса была посвящена обсуждению допустимости клятвы; по мнению К., поскольку клятва прямо запрещена в НЗ (см.: Мф 5. 33-37), она во всех случаях является для христианина недопустимой (ActaClarenb. S. Третий допрос, состоявшийся 21 мая 1528 г., имел сходное содержание; инквизиторы вновь спрашивали К. о его вероисповедании и об отношении к клятве. В заключение допроса А. фон Тонгерн предложил К. принять артикулы веры, к-рые составят инквизиторы, и принести клятву, что он верует так же, как католич. Церковь; К. твердо отказался делать это. В тот же вечер он был переведен в тюрьму Эренпфорте, где находился до янв. 1529 г. ( Klugkist Hesse. 1929. S. 196). Городской совет Кёльна распорядился поместить К. в одиночную камеру и запретил ему связи с внешним миром, чтобы он не мог вступить в сговор с единомышленниками-«лютеранами» ( Groten. 1988. S. 518. N 409). До июля 1528 г. происходили лишь редкие допросы К. начальником тюрьмы, о содержании к-рых сведений нет. 23 июля 1528 г. К. подал городскому совету ходатайство, в к-ром указывал, что уже 16 недель находится в заключении и просил дать ему возможность предстать перед светским имп. судом (текст см.: Krafft. 1874. S. 200-201); в ответ городской совет постановил провести заключительный допрос К. с целью последующего предъявления ему офиц. обвинения (Ibid. S. 183. N 19; Groten. 1988. S. 536. N 599). Четвертый допрос К. членами городского совета и инквизиторами состоялся 27 июля 1528 г. Следуя регламенту, официал трижды призвал К. согласиться принести клятву и трижды получил отказ (ActaClarenb. S. Затем А. фон Тонгерн предложил ему ответить на вопросы из 2 списков: 1-й список, подготовленный церковными инквизиторами, содержал 39 вопросов, 2-й список, предъявленный К.

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Основан преп. Пафнутием, жив­шим в XVII ст.; соседние жители усердствуют поминать его панихидами. В 1659 г. упоминается строитель Иосиф, а в 1665 г. определен Ферапонт. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 631; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 205, 382. 2123 . Троицкий на Березни­ках или на Бередниках, муж­ской, следует полагать находился при дер. Березники, Московской губ., Дми­тровского у., в 52 вер. к юго-вост. от Дмитрова, и в 21 вер. к югу от лавры, близ села Царева. В 1471 г. Дмитровский кн. Георгий Васильевич от­дал его со всеми землями Троице-Сергиев. м-рю. «Се яз, говорится в акте, князь Юрии Вас. приказал есми Троиц. игу­мену Сергиева м-ря Спиридонью ведати свой м-рь Живонач. Троица на Березниках да земли, кои земли давали к тому м-рю к Троице на Березники бояре и дети боярские». “Ист. опис. Тр.-Сергиевы лавры”, 147; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 259; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 88 (Ж. гр. 1471 г. Дмитр. кн. Юрия Вас. Тр.-Серг. м-рю о заведо­вании игум. Спиридонию м-рем на Березниках); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 15; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лав., 178 (припис. в 1471 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты, 143, 174 (жалов. грам. 1471 г. кн. Юрия Вас. Троице-Сергиеву м-рю на заведование Троиц. м-рем на Бередниках), 144, 186 (жал. грам. 1473 г. В. кн. Ивана Вас. на заведов. Троиц. м-рем на Березниках). 2124 . Троицкий – Борисоглеб­ский, мужской, ныне приходская цер­ковь в гор. Курске. В грамоте ц. Михаила Феод. 1612 г. сказано: «...по гра­моте Царя Бориса строил Иона в Кур­ске, на краю посада за Куром, мона­стырь Троицы Живоначальной Бориса и Глеба, и в тот монастырь братию собрал и в прошлом, в 120 году, приходили под Курск литовские люди, и храм тот разорили и монастырь выжгли, братию, старцев и бобыльков высекли». Таким образом, м-рь уже существовал в первых годах XVII ст., и строил его Иоанн Телка на вечное поминовение души своей. В 1618 г. Иоанн Телка приписал его к Знаменскому м-рю в Курске. Когда упразднен неизвестно, но уже в 1742 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010