Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ IV († 1497 (?)), патриарх Антиохийский (после 1459). История ближневост. христиан XV в. известна крайне слабо; это в полной мере относится к персоналиям и периодам правления патриархов. Арабо-христ. хронисты XVII в. сообщают о патриархе Михаиле, возглавлявшем Антиохийскую Православную Церковь (АПЦ) в 1451-1497 гг. Однако ряд ученых считают, что во 2-й пол. XV в. на Антиохийском престоле было 2 патриарха, носивших это имя: Михаилу III (1451- ок. 1456) наследовали Марк III (1456-1457/58) и Иоаким III († после 1459), а после них престол занял М. В позднее средневековье произошло резкое ослабление традиц. связей АПЦ с правосл. народами Балкан. Однако в это же время Антиохийские патриархи оказались вовлечены в церковно-политические события в груз. землях, правители к-рых оказывали финансовую поддержку правосл. Востоку. В условиях политического распада Грузии отдельные группировки западногруз. феодалов стремились выйти из-под духовной юрисдикции Мцхетских католикосов и добиться автокефалии для церковных структур в своих владениях, используя авторитет Антиохийских патриархов. Русский путешественник «гость Василий», очень внимательный и аккуратный наблюдатель, посетивший Дамаск в нояб. 1465 г., не упоминал Антиохийского патриарха, что свидетельствует либо о том, что Патриарший престол был вакантным, либо об отсутствии патриарха в Сирии (Хождение гостя Василия. СПб., 1884. С. 9-12. (ППС; Т. 2. Вып. 3(6))). Из груз. источников известно о поездке Антиохийского патриарха Михаила в западногруз. земли, где он по настоянию эристава Самокалако (территория в районе совр. Кутаиси) Баграта VI и владетеля княжества Сабедиано (земли Мегрелии, Абхазии и Гурии) Шамадавле Дадиани-Гуриели даровал автокефалию Абхазскому католикосу Иоакиму , освободив его от подчинения Мцхетскому католикосу. Это событие традиционно датировалось 1470-1474 гг.- по предполагаемым годам правления Шамадавле Дадиани-Гуриели, однако скорее всего оно имело место до 1464 г., когда Баграт овладел царским престолом Картли, объединил под своей властью Зап. и Вост. Грузию и соответственно более не имел причин поддерживать сепаратизм западногруз. знати.

http://pravenc.ru/text/2563682.html

Совокупность гос-в и владений кон. XII-XVIII в., возникших в регионах Греции, Эгейского м., Черноморских проливов и в Причерноморье, от Ионических о-вов до устья Дона, на части территории Византийской империи в основном в результате 4-го крестового похода (1202-1204), а также в ходе последующей экспансии «латинян» - западноевроп. гос-в, морских республик, купечества и рыцарства. Формирование Л. Р. началось с захвата норманнским кор. Сицилии Вильгельмом II принадлежавших Византии Ионических о-вов (Кефалиния, Закинф и Итака; см. статьи Кефалинийская митрополия , Закинфская митрополия ) в 1185 г. и Кипра англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце в 1191 г. В 1194 г. Ионические о-ва перешли под власть итал. рода Орсини, а Кипр в 1192 г. был продан бывш. кор. Иерусалима Ги де Лузиньяну, основателю Кипрского королевства. После захвата Константинополя крестоносцами в апр. 1204 г. завоевание визант. территорий стало осуществляться планомерно на основании договора крестоносцев о разделе Византии (Partitio Romaniae). Крупнейшими государствами Л. Р. были: Латинская империя (1204-1261), Фессалоникийское королевство (1204-1224, официально королевство с 1209), Ахейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинская сеньория (1205-1456, с 1260 герц-ство; см. ст. Афины ), Кипрское королевство династии Лузиньянов (1192-1489), владения рыцарского духовного ордена госпитальеров на Родосе, о-вах Додеканес и в Галикарнасе (ныне Бодрум; 1306-1522). Владениями Венеции стали: часть кварталов К-поля, острова Крит (1206-1669), Корфу (1207-1214, 1386-1797; см. ст. Керкирская, Паксийская и Заморских островов митрополия ), порты Корон и Модон (1207-1500), крепости Навплий (1389-1540), Аргос (1394-1463), Навпакт (Лепанто; 1407-1499), Монемвасия (1464-1540), Эвбея (Негропонт; 1209-1470), Кипр (1489-1571). Входившие в состав Л. Р. Юж. Балканы представляли собой различные «франкские» и греч. владения. Ряд бывш. визант. территорий перешел под власть отдельных семейств венецианского патрициата. Так, династией Санудо было основано герц-ство Архипелага (1207-1566), включавшее Кикладские о-ва, владения рода Гизи на о-вах Спорады, а также на Тиносе и Миконосе (1207-1390), владения рода Веньеров на Китире (1207-1363), рода Навагайозо на Лемносе (1207-1279). На Ионических о-вах и в Эпире правила неаполитанская династия Токко (1357-1449).

http://pravenc.ru/text/2463173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [Яковишко] (2-3-я четв. XV в.), новгородский книгописец-каллиграф, работал в т. ч. по заказу владычного двора при новгородских архиепископах св. Евфимии II Вяжицком (1434-1458) и Ионе (1459-1470). Деятельность И. органично входит в культурно-историческую ситуацию Новгорода той эпохи, характеризующуюся сочетанием традиционализма и новаций. И. принадлежал к числу книжников, писавших на пергамене и на бумаге монументальным литургическим «младшим» полууставом (возможно, участвовал в его выработке), к-рый сложился в Новгороде во 2-й четв. XV в. под влиянием южнослав. почерков, придя на смену уставу и «старшему» полууставу, восходящим к рус. традиции XIV в. В переписанных книгах (все известные - литургического содержания) И. последовательно употреблял среднеболг. орфографию, надстрочные знаки и знаки препинания, применял фигурные завершения текста. Все рукописи И. украшены плетеным орнаментом балканского стиля и вязью с большим показателем (соотношением высоты букв к их ширине), нередко выполненной золотом (возможно, самим книгописцем). Известна одна подписная рукопись И.- Триодь постная (РНБ. Соф. 87), датируемая на основании упоминания имени заказчика (архиеп. Евфимий II) и по филиграням ок. 1456 г. К этому богослужебному комплекту книг относится написанная несомненно тем же писцом Триодь цветная с Синаксарем (ГИМ. Увар. 517-F). На основании характерного почерка И. могут быть атрибутированы самые роскошные новгородские пергаменные рукописи XV в., украшенные миниатюрами: Евангелие-апракос полный 30-х (?) гг. XV в. (ГИМ. Муз. 364), т. н. Евангелие Шереметевой, возможно напрестольное Евангелие новгородского Софийского собора, написанное по заказу архиеп. Евфимия II ( Смирнова. 1994. С. 100-107, 233-248. Кат. 4), и кодекс того же содержания 1468 г. (ИАХМНИ. 7344/Б 651 З.В. 70), созданный по заказу владычного ключника Пимена ( Смирнова. 1994. С. 100-107, 290-304. Кат. 9). К числу работ И. на основании почерка и оформления предположительно может быть отнесен пергаменный Служебник (НБ НАНУ. Собр. Киево-Печерской лавры. 21 п/9), переписанный в 1461 г. для ц. арх. Михаила в Пскове, к-рый до последнего времени считался псковской рукописью (см.: Гнатенко Л. А. Слов " янська кирилична рукописна книга XV ст. з фohдib Ih-my рукопису Haцiohaльhoï бiблiomeku Украïни iм. I. Вернадського: Кат. К., 2003. Табл. 43). Графические приемы и орфография рукописей И. оказали заметное влияние на новгородскую рукописную книгу последующего периода.

http://pravenc.ru/text/200265.html

Полоцкая Учреждена до 997 года. В период 1317–1328 годов входила в состав Литовской митрополии, в период 1354–1361 годов – в составе Волыно-Литовской митрополии. В епархию входили следующие города; Витебск, Друцк, Подберезовск, Минск, Заславск, Свислоцк, Логойск. Полоцкая Мина епископ, свт., рукоположен с 13.12.1105 † 20.06.1116 (первый, упоминаемый в летописях) Илия епископ, упоминается в 1120–1128 Косма епископ, рукоположен с 1143 упоминается до 1156 † неизвест. Дионисий епископ, (свт.), назначен Николай епископ, бывший еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский с 1184 или, возможно, до июля-августа 1183 † неизвест. Владимир епископ, упоминается † неизвест. Каллист I епископ, упоминается в начале XIII века неизвест. Алексий епископ, упоминается в 1231 первая пол. XIII века † неизвест. Симеон епископ, свт., упоминается с 1260 по 1271 еп. Тверской; † 3.02.1289 Иаков епископ, упоминается † неизвест. Григорий епископ, упоминается † неизвест. Феодосий архиепископ, рукоположен с 1392 упоминается в 1406 и 1415 Фотий архиепископ, упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1450 по 1456 † неизвест. Полоцкая и Витебская Каллист II епископ, упоминается в 1458, но уже в 1459 не упоминается † неизвест. Симеон архиепископ, рукоположен с 1477 (1470) по 1481 митр. Киевский и всея Руси Иона (Глезна) архиепископ, рукоположен с 1482 до 1492 митр. Киевский и всея Руси Лука архиепископ, управлял с 1488 (1490, 1492, 1495) до 1503 † позже 1503 Евфимий (Окушкович-Боский), архиепископ, упоминается в 1504 –1512 Симеон архиепископ, упоминается † неизвест. Киприан архиепископ, упоминается в начале XVI века † неизвест. Иосиф (Русин) архиепископ, управлял с 1516 по 1523 митр. Киевский, Галицкий и всея Руси Нафанаил епископ, упоминается с 1524 по 1533 Полоцкая, Витебская и Мстиславская Мисаил архиепископ, рукоположен с 27.04.1534 † неизвест. Симеон архиепископ, упоминается с 1534 до 1549 † неизвест. Герман (Литавар-Хребтович), архиепископ, упоминается Герасим (Корсак Глеб) епископ, управлял

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Комментарии к документу Константинопольской Патриархии «Вселенский престол и Украинская Церковь. Говорят тексты» Источник: Седмица.Ru Киево-Печерская лавра Историко-каноническое исследование «Вселенский престол и Украинская Церковь. Говорят тексты», представленное в форме документа Константинопольской Патриархи, состоит из трех основных разделов: В своих комментариях мы будет придерживаться именно этой схемы, выбранной авторами исследования, следуя за их утверждениями, которые выделены курсивом. Раздел 1. «Отношения Константинопольского Патриархата и Украинской Церкви. Краткий исторический очерк» В середине XV в. Киевская Митрополия распалась на две, когда в Москве был избран Митрополит Иона (1448), а патриарх-униат Григорий Мамма (1458) поставил митрополитом Григория. Позже Митрополит Григорий вернулся в Православие и был принят Вселенским Патриархом Дионисием I (1470), тогда как в Москве в 1561 г. ( sic !) без одобрения Вселенского Патриархата был утвержден новый Митрополит — Феодосий. В этой краткой фразе, помимо очевидной фактической ошибки или опечатки (митрополит Феодосий был поставлен в 1461 г., а не в 1561-м) и нарушения логики и хронологии событий, содержится целый ряд умолчаний. В своей совокупности, эти умолчания искажают реальную историю самым существенным образом. Впрочем, эти сюжеты уже были достаточно подробно рассмотрены в комментариях «Православной энциклопедии» к докладу епископа Христупольского Макария, опубликованных на сайте «Седмица» 5 октября. Хотелось бы только прояснить один вопрос: говоря о поставлении в 1458 году Григория Болгарина Григорием Маммой, автор документа «Вселенский престол...» называет последнего «патриархом-униатом». Следует ли из этого, что он признает за Григорием Маммой права Патриарха? Если да, и если совершенное Григорием Маммой поставление он считает законным, то кем он тогда считает Патриархов в самом Константинополе, где в уже 1454 кафедру занял Геннадий II Схоларий (патриаршествовал до 1456, когда был изгнан и замещен Исидором II Ксанфопулом (1456–1462); в 1464–1465 Патриархом вновь был Геннадий Схоларий)? Или автор документа все же считает законными Патриархами Геннадия Схолария и Исидора Ксанфопула? Но это означает, что все акты Григория Маммы по меньшей мере с 1453-го года были беззаконны — в том числе, конечно же, и поставление Григория Болгарина.

http://pravoslavie.ru/116317.html

Иона Новгородский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иона Новгородский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Иона Новгородский, свт. Святитель Иона Новгородский, архиепископ (память 5 ноября по старому стилю) В миру Иоанн. Родился в Новгороде в конце XIV в., рано осиротел. Еще в детстве он получил предсказание о своем святительстве от блаженного Михаила Клопского (U ок. 1453-1456 гг.; память 11/24 января), которое исполнилось через пятьдесят лет. Достигнув совершенного возраста, Иоанн принял монашество в Отенской пустыни. За святую жизнь братия избрала его игуменом, а в 1458 г. новгородцы пожелали иметь Иону своим архиепископом. Для своих пасомых святитель был пастырем и отцом и особенно заботился святой о вдовах и сиротах. Пользуясь любовью и уважением сограждан, не раз ходатайствовал святитель о мятежных новгородцах перед московским великим князем, утоляя его гнев, удерживал Новгород от союза с Литвой. Святитель много заботился и о духовном просвещении своей паствы, и о строительстве храмов, не забыл он и Отенской пустыни. Он оказал большую помощь и содействие устройству Соловецкого монастыря: преподобному Зосиме (U 1478 г.; память 17/30 апреля) святитель Иона выдал грамоту, по которой вместе с мирскими властями отдавал во владение новой обители весь Соловецкий остров. Архиепископ Иона почил о Господе 5 ноября 1470 г. Нетленные мощи святителя прославились многочисленными чудотворениями. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иона Новгородский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2530

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

281, 282). Первый храм мон-ря был посвящен ап. Иоанну Богослову (упомянут в грамоте Василия Степановича). Возможно, при жизни преподобного в обители была возведена еще одна церковь - в честь Трех святителей (упомянута в грамоте мон-рю Ивана Васильевича в 1470). По сообщению жития, святой построил еще 3 приходские церкви в Поважье: Рождества Христова в с. Химаневе, Рождества Богородицы в Усть-Пуе и Рождества Иоанна Предтечи на р. Ледь. Предание приписывает В. В. также строительство Троицкой ц. на Сев. Двине и ц. Успения Богородицы в Устьважском приходе. По преданию, святой основал в пределах Шенкурского у. пустыни: Уздринскую в Липовской волости и Кодемскую в Шахановской волости (эти волости входили во владения Василия Степановича). В житии рассказывается о благочестивой жизни, к-рую вел святой в миру, о его нищелюбии, заботе о вдовах и сиротах. В 1456 г. Василий Степанович принял постриг у первого игумена Иоанно-Богословского мон-ря Серапиона, прожил в иночестве 6 лет, был похоронен рядом с построенной им ц. Иоанна Богослова. (В нек-рых списках жития и у отдельных исследователей годом смерти В. В. назван 1467, однако эта дата является результатом неправильного прочтения и копирования текста жития. Несмотря на то что преподобный преставился 19 июня, в нек-рых месяцесловах и иконописных подлинниках его память помещена под 20 или 21 июня.) В. В. завещал мон-рю ежегодно устраивать в день его смерти угощение для всех пришедших. В 1552 г., в день памяти В. В., при большом стечении народа были обретены мощи святого. В том году был особенно сильный разлив Ваги и река смыла часть берега с монастырским кладбищем у ц. Иоанна Богослова, построенной преподобным, тогда уже ветхой. Среди обнажившихся захоронений был и гроб с нетленными мощами преподобного. В Иоанно-Богословском мон-ре началось почитание святого, его мощи тогда же были вновь захоронены у алтаря новой ц. Иоанна Богослова, построенной, по-видимому, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. в удалении от реки; над могилой В. В. установили гробницу с иконами Пресв. Богородицы и преподобного.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Новые условия, в к-рых оказалась К-польская Церковь после падения Византии, сделали особенно актуальными догматико-апологетическую полемику с нехристианами - мусульманами и иудеями. После бесед с султаном Мехмедом возникло соч. «О единственном пути к человеческому спасению» (Περ τς μνης δο πρς τν σωτηραν τν νθρπων - Ibid. T. 3. P. 434-452), призванное ознакомить мусульман с догматами и нравственными принципами Православия. Это сочинение было сразу же переведено на тур. (староосманский) язык и преподнесено султану (ок. 1455). Вскоре по просьбе турок оно было переработано в еще более краткое изложение (Ibid. P. 453-458). В 1470 г. Г. С. написал сочинение, доказывающее Божественность Иисуса Христа (Ibid. P. 458-475). Полемике с иудеями посвящено 2 сочинения (1464): диалог «Опровержение нынешнего иудейского заблуждения» и трактат о пророчествах об Иисусе Христе (Ibid. T. 3. P. 251-314). Перу Г. С. принадлежат также небольшие аскетические и экзегетические сочинения, гомилии и литургические стихи, надгробные речи (среди них - и в честь Марка Евгеника), пастырские сочинения (в т. ч. ответы на вопросы, заданные патриарху серб. деспотом Георгием Бранковичем ; послание к Максиму Софиану, молитвы и письма (Ibid. T. 4. P. 190-503), а также послание игумену и братии Синайской горы 1454-1456 гг. (PG. 160. Col. 305), содержащее важную информацию о религ. ситуации в Боснии (текст также сохр. в слав. переводе - Неколико прилога за црквену и политичку ucmopujy Jyжhux словена//Гласник Српског ученог друштва. Београд, 1885. 63. С. 12-13). Среди философских сочинений Г. С. помимо трактата «Против апорий Плифона на Аристотеля» следует назвать комментарий к «Физике» Аристотеля и примечания к др. его трактатам (Ibid. T. 8. P. 1-133; T. 7. P. 349-509), сопоставление мнений Аристотеля и Плотина о человеческом счастье (Ibid. T. 8. P. 499-502). Прекрасно владея лат. языком, Г. С. был хорошо знаком с зап. теологическими сочинениями, многие он в разные годы перевел на греч.: «De ente et essentia» Фомы Аквинского (Το Θωμ, περ διαφορς οσας κα το εναι - Ibid. T. 6. P. 154-321), части «Summulae logicales» Петра Испанского (папы Иоанна XXI) (Ibid. T. 8. P. 283-337), учебник по логике «Liber de sex principiis», приписываемый Гильберту Порретанскому (Ibid. P. 338-350), комментарий в 3 ч. к логическим трактатам Порфирия и Аристотеля, составленный в основном по «Ars Vetus» Радульфа Бритона и трудам Иоанна Дунса Скота (Ibid. T. 7. P. 1-348), и др. Г. С. отдавал должное лат. богословам за их глубокие научные познания (особое предпочтение он оказывал Фоме Аквинскому) и активно использовал схоластические методы аргументации и томистскую трактовку Аристотеля, оставаясь при этом стойким защитником догматической системы Православия. Богословие

http://pravenc.ru/text/162102.html

Расширение пределов Пермской епархии приходится на время деятельности епископов священномучеников Питирима (1444-1456) и Ионы (1459-1470), просветивших Крещением Вел. Пермь. В 1451 г. пермский кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение в Москве и вернулся в Вел. Пермь в качестве великокняжеского наместника. В 1455 г. в Вел. Пермь приезжал еп. Питирим «крестити ко святей вере чердынцев», на обратном пути, уже в вычегодских землях, он был замучен хантами (вогулами). В 1462 г. еп. Иона «добавне крести Вел. Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых (детей Михаила Ермолаевича.- А. К.) крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263). Чрезвычайно сложным было служение сщмч. Питирима, совпавшее по времени с борьбой за Московское великое княжество между Василием II Васильевичем и Дмитрием Шемякой. Последний пользовался поддержкой жителей соседней Вятки, в 1450 г. разоривших земли Пермской епархии. В 1452 г. сщмч. Питирим был в плену у Шемяки, к-рый подверг епископа мучениям за отказ снять с него церковное отлучение. В 1480-1481 гг. против вел. князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с кн. Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители не стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с вел. князем выступил еп. Филофей (1471-1501). По повелению еп. Филофея Пахомий Логофет в 1473 г. составил службу свт. Стефану Пермскому. Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) В 1482/83 г. вел. кн. Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту еп. Филофею на его городки, погосты и деревни по р. Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими вел. князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. За Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни «на Ибу», погост Аквад, «деревни на Коковицкой горе Коковиса», в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на р. Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на р. Водже. Жившие на этих землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их сам, «опроче душегубства». Великопермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Вел. Устюга («на Виляде» - в Ильинском, Покровском, Никольском и Усть-Вилядском погостах - АСЭИ. Т. 3. 291. С. 307).

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010