33. 1410 г. августа 29. Послание митрополита Фотия в Новгород о соблюдении законоположений церковных Из рукописи Импер. Публичной Библиотеки Погодинского Древлехранилища 1571, л. 74–77. Сверено со списком, находящимся в рукописи Московской Синодальной Библиотеки 562, д. 425–427, и с текстом, изданным в I томе Актов Археогр. Экспедиции, 369 Разночтения синод. списка обозначены буквой С, печатного текста – буквой А. Послание Фотия митрополита в Новгород Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Великий Новгород, сыну нашего смирения архиепископу Иоану, и посаднику, и тысяцкому 1453 , архимандритам, и игуменам, и попам, и дьяконам, и всему Новгороду, и христоименитым, людям Господним 1454 , от мала и до велика. Буди вам ведомо, чтобы есте ходили по закону христианскому, пьянства лишайтесь 1455 лишнего и пиров, а более коли бывает говенье. Божьим духновением Пророк глаголет 1456 сице: «измыйтесь и чисты будете, оставите лукавство 1457 от душ ваших пред очами моими, престаните от злоб ваших, научитесь добро творить, взыщите 1458 суда и избавите обидима, судите сироте и оправдайте вдовицу. И аще хотите и послушаете 1459 мене, благая земная снесте: аще ли не хотите, ни послушаете мене, оружие вы поясть: уста бо Господня глаголаша сия». Сего ради, чада мои о Господе возлюбленные, не ризы свои глаголет нам измыть и телеса свои тленные украсить, но душевные чувства измыть от лукавой мысли, от дел душевредных 1460 , и ходить по пути его, украсивше светильники свои милостынным маслом, яко да 1461 сподобимся в небесный чертог его внити. Достойно есть 1462 вам истрезвиться, якоже выше рехом, от всякого дела неприязненна, обаче во всякие посты приходящая, занеже божественное писание глаголет: «милостыня, с постом растворена, от смерти избавляет человека», – не токмо творяще милостыню и паки возвращается на злые дела, и на пьянство, и на совокупление пиром и чревообъядение, но с милостыней и тело свое потомит 1463 со слезами и сокрушением сердца, и приходящие посты прилежно препроводить, понеже, по грехам нашим, наводит на нас казнь Господь. 1464 Вы же 1465 , священнический чин, пристойте церквам и всякому правилу церковному: пойте по все дни позаутрение и повечерние молебны за православного царя и за князя и за все православное христианство : а детей своих духовных учите к церкви Божьей прибегать, посты честно и чисто держать. А который священник имет пить до обеда, быть ему без риз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

архим. Захария (Захару) Эпилог «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся» Христос является знамением Божиим для людей всех времен, и путь Христов есть единственный путь, ведущий в вечное Царство Отца и Сына, и Святого Духа. Когда иудеи во времена Христа по заблуждению просили у Него «знамения с неба» 1455 , Он говорил о «знамении Ионы», которое было дано ниневитянам 1456 как единственное и исключительное знамение Божие миру. В этом знамении было пророчески предобозначено схождение Христа в преисподние места земли и затем Его восхождение превыше небес. Его личность, жизнь и пример дали ответ на все вопросы человека. Он стал вечным знамением Божиим всем поколениям настоящего века. Схождение и восхождение Христа стали источником всех даров Святого Духа 1457 . Принятие с верой этого знамения как образа и примера для подражания делает человека «другом» Божиим, согласно слову Господню, которое гласит: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» 1458 . Как Иона для ниневитян, так и друзья Христовы во всякую эпоху, согласно Его неложному обетованию 1459 , являются знамением Божиим для своего поколения, потому что становятся устами Божиими и отвечают на все проблемы и вопросы своих современников. Они становятся знамением Божиим тогда, когда благодатью Святого Духа они прошли путь Христов: схождение (даже до ада) и восхождение (превыше Небес). Никто не может стать святым, другом, учеником Христа-Учителя, если не пройдет этого пути до конца и не познает таинства Царства Божия 1460 . Только при выполнении этого условия человек становится «светилом в мире» и «содержащим слово жизни» 1461 для своего рода. Святые, по слову апостола Павла, «будут судить мир» 1462 . И это справедливо, потому что сначала они стали устами Логоса и просветили своим словом мир. Христос говорил посредством их. И как Сам Он свидетельствует, Его слово будет судить человека «в последний день» 1463 . Если исходить из этого духовного закона, то, поскольку Церковь , водимая Духом Святым «на всякую истину» 1464 , прославила Силуана как «апостольского и пророческого учителя» 1465 , то есть как Святого, мы должны искать в его личности, его жизни и слове те признаки, которые делают его знамением Божиим для его поколения. Каково это «слово жизни», посредством которого Бог открывает Свой путь нашему поколению?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Совокупность гос-в и владений кон. XII-XVIII в., возникших в регионах Греции, Эгейского м., Черноморских проливов и в Причерноморье, от Ионических о-вов до устья Дона, на части территории Византийской империи в основном в результате 4-го крестового похода (1202-1204), а также в ходе последующей экспансии «латинян» - западноевроп. гос-в, морских республик, купечества и рыцарства. Формирование Л. Р. началось с захвата норманнским кор. Сицилии Вильгельмом II принадлежавших Византии Ионических о-вов (Кефалиния, Закинф и Итака; см. статьи Кефалинийская митрополия , Закинфская митрополия ) в 1185 г. и Кипра англ. кор. Ричардом I Львиное Сердце в 1191 г. В 1194 г. Ионические о-ва перешли под власть итал. рода Орсини, а Кипр в 1192 г. был продан бывш. кор. Иерусалима Ги де Лузиньяну, основателю Кипрского королевства. После захвата Константинополя крестоносцами в апр. 1204 г. завоевание визант. территорий стало осуществляться планомерно на основании договора крестоносцев о разделе Византии (Partitio Romaniae). Крупнейшими государствами Л. Р. были: Латинская империя (1204-1261), Фессалоникийское королевство (1204-1224, официально королевство с 1209), Ахейское княжество на Пелопоннесе (1205-1432), Афинская сеньория (1205-1456, с 1260 герц-ство; см. ст. Афины ), Кипрское королевство династии Лузиньянов (1192-1489), владения рыцарского духовного ордена госпитальеров на Родосе, о-вах Додеканес и в Галикарнасе (ныне Бодрум; 1306-1522). Владениями Венеции стали: часть кварталов К-поля, острова Крит (1206-1669), Корфу (1207-1214, 1386-1797; см. ст. Керкирская, Паксийская и Заморских островов митрополия ), порты Корон и Модон (1207-1500), крепости Навплий (1389-1540), Аргос (1394-1463), Навпакт (Лепанто; 1407-1499), Монемвасия (1464-1540), Эвбея (Негропонт; 1209-1470), Кипр (1489-1571). Входившие в состав Л. Р. Юж. Балканы представляли собой различные «франкские» и греч. владения. Ряд бывш. визант. территорий перешел под власть отдельных семейств венецианского патрициата. Так, династией Санудо было основано герц-ство Архипелага (1207-1566), включавшее Кикладские о-ва, владения рода Гизи на о-вах Спорады, а также на Тиносе и Миконосе (1207-1390), владения рода Веньеров на Китире (1207-1363), рода Навагайозо на Лемносе (1207-1279). На Ионических о-вах и в Эпире правила неаполитанская династия Токко (1357-1449).

http://pravenc.ru/text/2463173.html

Складень. Мастер инок Амвросий. 1456 г. (СПГИХМЗ). Фрагмент происходил из рода Кучецких. В 1456 г. для троицкого игум. Вассиана исполнил трехстворчатый складень из орехового дерева в золотом ковчеге (СПГИАХМЗ. Разм. 10,7 ´ 7,5 ´ 1,5 см). В центральной части складня вырезано углубление для семиконечного Креста на Голгофе (не сохранился), по сторонам фигуры предстоящих - Богоматери и ап. Иоанна Богослова, вверху 2 летящих ангела. На поле в верхней части надпись: «Животворящи Крест Твоея благости его жа даровал...» На левой створке вырезаны 6 рельефов с изображением двунадесятых праздников: Сретения, Крещения, Распятия, Воскресения, Сошествия Св. Духа, Успения Богородицы (рельефы правой створки утрачены). Тончайшая сквозная резьба положена на гладкую золотую стенку ковчега т. о., что деревянные прорезные рельефы имеют золотой фон (или «свет»). Лицевая поверхность ковчега декорирована сканью своеобразной по стилю и по технике исполнения; отдельные ячейки скани были заполнены синей и красной мастикой (почти полностью утрачена); в центре створок выложены 2 четырехконечных креста. Золотая оправа, украшенная жемчужинами, с рельефным изображением Нерукотворного Спаса на оглавии является составной и неотделимой частью авторского замысла при создании иконы-складня. Очевидно, А. являлся не только резчиком по дереву, но и золотых дел мастером; об этом свидетельствует надпись, гравированная по боковым сторонам оправы, сообщающая о создании иконы-складня в Троице-Сергиевом мон-ре: «...сиа (и)кона делана въ Сергееве манастыре... рукою инока Амбросия». Предполагается, что А. также были исполнены семиконечный напрестольный крест 2-й пол. XV в. из орехового дерева с литым Распятием (СПГИАХМЗ. Разм. 3 ´ 18 см); круглая панагия 2-й пол. XV в. в серебряной золоченой сканной оправе, на створках к-рой вырезаны из дуба рельефы: Распятие, икона Божией Матери «Знамение», Св. Троица (СПГИАХМЗ. Разм. 5,6 ´ 4,2 см); а также серебряный золоченый ковчег-мощевик 1463 г. с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла (СПГИАХМЗ. Разм. 15,3 ´ 11,4 см).

http://pravenc.ru/text/114374.html

Кафедральный собор святого Георгия Победоносца (Венеция) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца (Сан-Джорджо-деи-Гречи) был построен в XVI веке в римском стиле. Воздвигнут силами православных греков, проживавших в Венеции. В кафедральном соборе с особым благоговением хранят десницу святителя Василия Великого, которой была написана Божественная Литургия, и частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Содержание История [ править править код ] Собор в честь святого великомученика Георгия Победоносца был построен в XVI веке в римском стиле. Воздвигнут силами православных греков, проживавших в Венеции. Эллинская диаспора в Венеции значительно выросла после падения Константинополя в 1453 году и составляла около 4000 человек. Для православных стала очевидной необходимость иметь собственную церковь. Первое ходатайство о выделении грекам церкви было возбуждено Исидором (1385–1463), в 1437–1442 годах митрополитом Киевским и всея Руси. В 1456 году община обратилась в Совет Десяти, и по ходатайству Исидора Киевского получила для богослужений церковь святого Власия (San Biagio). Важным подготовительным этапом к строительству церкви стало признание республикой в 1498 году греческой общины в качестве «confraternita di San Nicola» («братства во имя святителя Николая»), официально зарегистрированного землячества. Наконец, был приобретён участок земли и возведена временная деревянная церковка (1527). Работы по возведению каменной церкви начались в 1539 году под руководством зодчего Сантэ Ломбардо (Santè Lombardo) и окончились через 34 года под руководством архитектора Джаннантонио Грона (Gianantonio Gron). Выполненный из истрийского камня фасад и стиль здания в целом совмещают в себе черты венецианского возрождения и ломбардской архитектуры. Упадок «венецианской Византии» начинается с 1685 года, когда митрополит Мелетий (Типальдос) признал над собой власть папы и подписал латинское исповедание веры. Узурпировав таким образом кафедру, он в течение трёх десятилетий пытался навязать верующим унию, несмотря на их горячие протесты.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

Читайте также — Украинский церковный кризис: разрыв евхаристического общения — что дальше В середине XIV века, на «паламитских соборах», проходивших в Константинополе, были официально подтверждены православные догматы о различии между сущностью и энергией Божества, представляющие собой вершины подлинно христианского Богопознания. Именно Константинопольскому Патриархату весь православный мир обязан укоренением в нашей Церкви этих спасительных столпов православного вероучения. Впрочем, вскоре после триумфального утверждения паламизма над паствой Вселенского Патриархата вновь нависла опасность унии с еретиками. Увлекшись присоединением чужой паствы (в конце XIV века, была вновь ликвидирована автокефалия Болгарской Церкви), иерархи Константинопольской Церкви в то же время подвергли великой духовной опасности паству собственную. Слабеющее императорское правительство гибнущей под ударами османов Византийской империи в первой половине XV века вновь пыталось навязать Православной Церкви подчинение римскому папе. На Ферраро-Флорентийском соборе (1438 — 1445 гг.) все приглашенные на его заседания клирики и миряне Константинопольского Патриархата (кроме непоколебимого борца с ересью святого Марка Эфесского) подписали акт об унии с Римом. Русская Православная Церковь в этих условиях, во исполнение 15 Правила Святого Двукратного Собора, прервала каноническую связь с Константинопольским патриаршим престолом и стала автокефальной Поместной Церковью, самостоятельно избирающей своего Предстоятеля. Святой Марк Эфесский В 1453 году, после падения Константинополя и прекращения существования Византийской Империи (которой папский Рим так и не оказал обещанной против османов помощи), Константинопольская Церковь, которую возглавил святой Патриарх Геннадий Схоларий (1453-1456, 1458, 1462, 1463-1464 гг.) сбросила узы навязанной еретиками унии. Более того, вскоре после этого Константинопольский Патриарх стал гражданским главой («миллет-баши») всех православных христиан, проживавших на территории Османской империи.

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

Эта тема стала остро актуальной, когда монахи Тегернзее получили в начале 1453 трактат брата Винцента, ранее приора картезианского монастыря в Аггсбахе. Посредником в передаче трактата был Иоанн Шлитпахер из Вейльхайма (р. 4.7.1403), еще одна заметная фигура разгоравшихся богословских споров. С 1421 он учился в известной Ульмской школе, затем 11 лет в Венском университете, откуда вернулся в качестве “оплачиваемого наставника” в монастырь в Мельке. Когда прежний (по назначению Н. К.) визитатор бенедиктинских монастырей в Германии Стефан из Шпанберга стал 20.3.1451 аббатом в Мельке, его заменил на посту визитатора Иоанн Шлитапхер. В разные периоды он был также приором в Мельке и в Тегернзее. Среди его сочинений “Построчная (interlinearis) глосса послания Дионисия к Гайю”, “Глосса на Таинственное богословие Св. Дионисия, собранная из комментариев еп. Линкольнского [Роберта Гроссетеста] и аббата Верчельского [Фомы Сен-Викторского]”, “Комментарий к книжечке Св. Дионисия о Таинственном богословии” (1456), “Трактат о восхождениях сердца”, “Трактат о созерцании” (1463). Монах Винцент упоминается с 17.8.1435 по 15.6.1448 в документах картезианского монастыря в Аггсбахе. В 1459 Винценту было 70 лет. Он не был в переписке с Н. К. и не встречался с ним, но не любил эту “фистулу”, продавшуюся итальянским папам, которых, в том числе друга Н. К. Энея Сильвио Пикколомини, папу Пия II (1458–1464), ненавидел до обвинений их в ереси, в “диавольском иге”. Сторонник реформы, Винцент имел о ней совсем другие идеи, чем Н. К., бранил последнего за измену Базельскому собору, за то, что “посланный к грекам, он привел их не в Базель, а в Феррару”, а также за продажу в интересах курии индульгенций в Германии в юбилейный год 1450. Если Н. К. имеет влияние в порочной курии, “то пусть он занимается лучше наукой праведности, чем наукой незнания” (письмо к Иоанну Шлитпахеру от 26.6.1459). Жесткий и огорченный противник умников, Винцент ждет чуда слепой веры и думает видеть его в 1458, когда по всей долине Рейна от Швейцарии до Голландии дети-пилигримы двинулись к горе св. Михаила, подобно тому как в конце XIV в. в Сев. Италии было движение “белого покаяния”. Людей, заблудших в умствованиях, Винцент хочет вернуть к таинственному богословию, как сам его понимает у Дионисия Ареопагита . “Кричите громче, кричите непрестанно и пусть ваш голос загремит как труба, потому что многие из тех, к кому вы обращаетесь, встали на путь ада или спят тяжким сном греха... Если половину из них, треть, четверть, пусть даже десятую только часть вы вернете к исканию таинственного, говорю это без колебаний, вы сделаете больше чем Иоанн Креститель, предтеча” (Винцент к Иоанну Шлитпахеру 6.7.1453).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Наивысшего расцвета род К. достиг в XIV в. Византийский имп. и выдающийся богослов Иоанн VI К. (1341-1354) был сыном пелопоннесского наместника в 1286-1294 гг. (имя неизв.) и Феодоры Палеологины Ангелины К. († 1342; PLP, N 10942), тетки имп. Андроника III Палеолога (1328-1341). Женившись на внучке болгарского царя Иоанна III Асеня (1279-1280) Ирине Асенине († до 1379; PLP, N 10935), буд. император породнился с родом Асеней (Асанов). После восстановления власти Византии над Эпирским царством одна из дочерей Иоанна VI, Мария, была выдана замуж за деспота Никифора II; другая, Елена, в 1347 г. в знак примирения в гражданской войне 1341-1347 гг.- за Иоанна V Палеолога. Старший сын Иоанна VI, Матфей Кантакузин , был коронован в февр. 1354 г. и после отречения Иоанна VI в дек. 1354 г. вплоть до кон. 1357 г. вел борьбу за престол с Иоанном V Палеологом. Потерпев поражение, ок. 1361 г. он переселился на Пелопоннес к младшему брату Мануилу (деспоту Мореи с 1349) и занимался лит-рой и философией. В 1-й пол. XV в. одна из ветвей рода К. упрочила связи с Сербией. Правнук Иоанна VI (точное родство является предметом научной полемики: Nicol. 1973. P. 312-313) Георгий († между 1456 и 1459; PLP, N 10959) покинул Морею, учился в К-поле у эрудита Иоанна Хортазмена , затем переселился в Сербию, где в 1456 г. защищал г. Смедерево от венгров. Его сестра Ирина († 1457; PLP, N 5970) в 1414 г. была выдана замуж за серб. правителя Георгия Бранковича. Брат Георгия и Ирины Фома († до 1463; PLP, N 10968) с 1433 г. также состоял на серб. службе и в 1439 г. участвовал в обороне Смедерево от турок. Др. их брат - Андроник (PLP, N 10957), последний великий доместик Византийской империи, в 1436 г. участвовал в посольстве от Иоанна VIII Палеолога к Георгию Бранковичу по вопросу об унии между К-польской и Римско-католической Церквами, однако переговоры не привели к успеху. После падения К-поля в мае 1453 г. он был казнен турками. Др. ветвь рода К., берущая начало от двоюродного брата Иоанна VI севастократора Никифора К., во 2-й пол. XIV-XV в. жила в Трапезунде. Феодора Комнина К. († до 1400; PLP, N 12068) в 1351 г. была выдана замуж за трапезундского правителя Алексея III Великого Комнина (1349-1390). Их сын, Мануил III Великий Комнин (1390-1416), унаследовал трапезундский престол и передал его своему сыну Алексею IV Василию Великому Комнину , который также взял себе в жены представительницу рода К.- Феодору К. († до 1426; PLP, N 12069). Последний имп. Трапезунда Давид I Великий Комнин (1460-1461) выбрал себе жену из рода К.- правнучку Иоанна VI Елену К. В 1463 г., через 2 года после падения Трапезунда, почти все их дети были казнены.

http://pravenc.ru/text/1470279.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010