Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (14541456,1463,14641465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Christianity was often perceived as Jewish, 1450 as late as Lucian " s Peregrinus. 1451 Some argue that it was not until Nerva that Roman policy perceived Judaism as a religious more than an ethnic entity. 1452 Others argue that Rome must have been able to distinguish God-fearers and proselytes at an earlier period. 1453 In any case, as early as Nerós persecutions Roman officials who wished to do so had been able to distinguish Jews and Christians. Many have claimed, following the language of Tertullian (cf. Apo1. 21.1), that Judaism was a religio licita. 1454 Others deny that Judaism was exactly a religio licita 1455 but acknowledge that Rome accorded Judaism the status of an ancient, ethnic religion, granting at least the Privilegium of assembly. 1456 Because custom acquired potential legal force, 1457 precedent became important, 1458 as both early Jewish 1459 and early Christian 1460 writers recognized. Thus the emperor Claudius cited precedents from both his own administration and that of Augustus in supporting the rights of Alexandrian Jews to worship according to their customs. 1461 Since «new» religions could face ambiguities of legal status, 1462 Christianity " s ostensible separation from its Jewish roots could expose it to mistrust and hence ultimately to persecution. 1463 Not only early Christian texts but early second-century rabbinic traditions acknowledged that the state sometimes considered Christian practice a crime. 1464 Luke in Acts strives to defend Christianity by emphasizing the continuity of Jesus» followers with the ancient religion of Israel, 1465 sometimes challenging the divinely sanctioned status of non-Christian Judaism in the process. 1466 But the increasing number of Gentiles entering the Christian community without accepting Jewish customs, together with the fact that faith in Jesus remained a minority option within Judaism, probably weakened his case among any Roman officials who knew of it. After 70, the Diaspora Jewish community, cut off from the now deposed temple hierarchy, might have yet looked to Palestinian authorities permitted by the Romans for a symbol of Judaism " s Palestinian centrality.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

33. 1410 г. августа 29. Послание митрополита Фотия в Новгород о соблюдении законоположений церковных Из рукописи Импер. Публичной Библиотеки Погодинского Древлехранилища 1571, л. 74–77. Сверено со списком, находящимся в рукописи Московской Синодальной Библиотеки 562, д. 425–427, и с текстом, изданным в I томе Актов Археогр. Экспедиции, 369 Разночтения синод. списка обозначены буквой С, печатного текста – буквой А. Послание Фотия митрополита в Новгород Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Великий Новгород, сыну нашего смирения архиепископу Иоану, и посаднику, и тысяцкому 1453 , архимандритам, и игуменам, и попам, и дьяконам, и всему Новгороду, и христоименитым, людям Господним 1454 , от мала и до велика. Буди вам ведомо, чтобы есте ходили по закону христианскому, пьянства лишайтесь 1455 лишнего и пиров, а более коли бывает говенье. Божьим духновением Пророк глаголет 1456 сице: «измыйтесь и чисты будете, оставите лукавство 1457 от душ ваших пред очами моими, престаните от злоб ваших, научитесь добро творить, взыщите 1458 суда и избавите обидима, судите сироте и оправдайте вдовицу. И аще хотите и послушаете 1459 мене, благая земная снесте: аще ли не хотите, ни послушаете мене, оружие вы поясть: уста бо Господня глаголаша сия». Сего ради, чада мои о Господе возлюбленные, не ризы свои глаголет нам измыть и телеса свои тленные украсить, но душевные чувства измыть от лукавой мысли, от дел душевредных 1460 , и ходить по пути его, украсивше светильники свои милостынным маслом, яко да 1461 сподобимся в небесный чертог его внити. Достойно есть 1462 вам истрезвиться, якоже выше рехом, от всякого дела неприязненна, обаче во всякие посты приходящая, занеже божественное писание глаголет: «милостыня, с постом растворена, от смерти избавляет человека», – не токмо творяще милостыню и паки возвращается на злые дела, и на пьянство, и на совокупление пиром и чревообъядение, но с милостыней и тело свое потомит 1463 со слезами и сокрушением сердца, и приходящие посты прилежно препроводить, понеже, по грехам нашим, наводит на нас казнь Господь. 1464 Вы же 1465 , священнический чин, пристойте церквам и всякому правилу церковному: пойте по все дни позаутрение и повечерние молебны за православного царя и за князя и за все православное христианство : а детей своих духовных учите к церкви Божьей прибегать, посты честно и чисто держать. А который священник имет пить до обеда, быть ему без риз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

См.: Prochaska A. Op. cit. S. 64–74; Welykyj A. G.Documenta Ponmificum Romanorum, historiam Ucrainae illustrantia. Vol. 1. (1075–1700). Roma, 1953. P. 145–150. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. С. 529–530. Так, Кесарийский митрополит Иосиф около 1467 г. информировал великого князя Ивана III и Русского митрополита Филиппа об отказе Константинопольского патриарха Симеона I Трапезундского посланнику Григория Болгарина Мануилу (см.: Памятники древнерусского… Стб. 709–711). В 1458 г. Константинопольскую кафедру занимал патриарх Исидор II Ксанфопул, не имевший никакого отношения к поставлению Григория Болгарина в Риме. РФА. 14. С. 108–110. «А што вделали на Москве, аж бы того перестали делати, как же указует и приказует святая головная великая церква соборная, бо то ест против правил и против закону Божиего; елико именовали на Москве от Ионы и до сих часов митрополитов, тых всих великая зборная наша святая церков не имает, а ни дръжит, а ни именует за митрополитов» ( Щапов Я. Н. Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Польской Народной Республики. Ч. 2. М., 1976. С. 146). Данное утверждение Дионисия I при этом может подразумевать, что митрополит Иона всё-таки так и не получил просимого им «благословения» от патриарха Геннадия. «Не требую его, ни его благословенья, ни его неблагословенья, имеем его от себя, самого того патреярха, чюжа и отречена» (Памятники древнерусского… Стб. 711). Первые Константинопольские патриархи османского периода явно избегали прямых контактов с Москвой, поскольку, как кажется, стремились не давать султанской власти поводов для подозрений в связях с потенциально враждебным по отношению к ней Московским княжеством, давним союзником павшей только что Византии и вассалом Орды. С этим, наверное, связано то, что патриархия предпочла закрыть глаза на происходящие поставления в Москве митрополитов собственным собором епископов и через утверждение московским князем. Политика невмешательства в дела Русской Церкви продолжалась в правление шести (!) первых Константинопольских патриархов османского периода (Геннадий Схоларий: 1454–1456 гг., весна – начало лета 1463 г., 1464–1465 гг.; Исидор II Ксанфопул: 1456–1462 гг.; Иоасаф I Кокка: 1462–1463 гг.; Софроний I Сиропул: 1463–1464 гг.; Марк II Ксилокарав: 1465–1466 гг.; Симеон I Трапезундский: осень 1466 г.), т.

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

2283 . Zorzi M. Bessarione e Venezia//Bessarione 6 .2105). 197–228. Феодор Агаллиан (Феофан, митроп. Мидийский) (Theodorus Agallianus) CSGL 19370; PG 158; PMA; RF 2. 140–141; TLG 3263 (Theodorus Agallianus: Constantinopolitanus, Metropolita Mediaeus); Beck 759; PLP 94 Ок. 1400 – до 1474. Диакон в КНП с 1425, иеромонах с 1437 г. Великий хартофилакс в 1454–1465, великий иконом с 1466 г. Митрополит прибл. с 1468 г. Сотрудник и друг Георгия Схолария, учился вместе со своим родственником Марком Евгеником. Противник унии. Сочинения Изданные Диалог с монахом против латинян (1442): 2284 . [Theodoros Agallianos]. Διλογος Изд. Досифей, патр. Иерусалимский// Τμος χαρ ς. Яссы 1705. Sermones duo apologetici [=TLG 3263/1] (1463): 2285 . Patrinelis X. G. Θεδωρος γαλλιανς ταυτιζμενος προς τν Θεοφνην Μηδεας κα ο νκδοτοι λγοι ατο. θναι 1966. 91–152. Vaporis N. M.//GOTR 1966–1967. 12:2. 216–218; Gill J.//OCP 1967. 33. 455–456. 2286 . Святоотеческая антология (до 1449). Изд. Досифей, патр. Иерусалимский// Τμος καταλλαγς. Яссы 1705. 2287 . Против Аргиропула (1449–1454). Изд. Досифей, патр. Иерусалимский:// Τμος γπης. Яссы 1698. 333–367=PG 158, 1011–1052. 2288 . Письмо к Пахомию Амасийскому: Ed. Petit L.//EO 1911. 14. 206–207. Список митрополитов с краткой хроникой (1452), Список патриархов (?), Эпитафия Марку Евгенику (1445), О провидении (1467), О возникновении души (1468–1474). Неизданные Три соч. против иудеев (1468–1474), Письма. Исследования 2289 . Stéphanou Е. Théophane de Médie, Opuscules philosophiques//EO 1932. 31. 165–176. 2290 . Turner C. J. G. Notes on the works of Theodore Agallianos contained in codex Bodleianus Canonicus Graecus 49//BZ 1968. 61. 27–35. Геннадий (Георгий) Схоларий CSGL 09787; Follieri 5, 259; PG 159, 160; РМА (Gennadius Constantinopolitanus, Georgius Scholarius, Giorgio Curtesi); RF 4. 672–675; TLG 3195; DThC 14, 1521–1570; PLP 27304; ThEE 4. 274–289 1405 – после 1472. Патриарх КНП (1454–1456, 1463, 1464–1465). Ученик Марка Евгеника, Иоанна Хортасмена, Иосифа Вриенния и Макария Макриса. Учитель Матфея Камариота. Сторонник унии до 1439, затем ее противник. Владел латынью, знал соч. Фомы Аквината. Знаток Аристотеля. Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Досифей Иерусалимский (февраль 1189 и 1189–1192) Георгий II Ксифиллин (1192–1199) Иоанн X Каматир (1199–1206) Михаил IV Авториан (1206–1212) Феодор II Ириник (1212–1215) Максим I (6 месяцев) (1215) Мануил I Харитопул Сарантин (1215–1222) Герман II (1222–1240) Мефодий II (3 месяца) (1240) Около 1240 – около – 1243/4 г. – вакантен. Мануил II (1244–1255) Арсений Авториан (1255–1260 и 1261–1267) Никифор II (1260–1261) Герман III (несколько месяцев) (1267) Иосиф I (Галисиот, омологит) (1267–1275, 1282–1283) Иоанн XI Векк (или Век, Векон) (1275–1282) Григорий (Георгий) II Кипрский (1283–1289) Афанасий I (1289–1293 и 1303–1309) Иоанн XII Косьма (1294–1303) Нифонт I (1310–1314) Иоанн XIII Гликис (1316–1320) Герасим I (1320–1321) Исайя (1323–1334) Иоанн XIV Калека (Априн) (1334–1347) Исидор I (1347–1350) Каллист I Святогорец (1350–1354 и 1355–1363) Филофей Коккин («Красный») (1354–1355 и 1364–1376) Макарий (1376/7–1379 и 1390–1391) Нил (1379–1388) Антоний IV (1389–1390 и 1391–1397) Каллист II Ксанфопул (несколько месяцев) (1397) Матфей I (1397–1402 и 1403–1410) 1402–1403 гг. – вакантен. Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Георгий III Мамма(с) Мелиссин (1443–1450) 173 Афанасий II (1450–1453) Георгий (Геннадий II) Схоларий (1454–1456, 1458, 1464–1465) Исидор II(1456–1462) Софроний I Сиропул (1463–1464) Римские папы и антипапы 1-й период: три первых столетия развития папства до утверждения папской власти при Константине I Великом. Апостол Петр Лин Клет Климент I (92–101?) Эварист (100–109?) Александр I (109–119?) Сикст I(119–126?) Телесфор (126–136?) Гигин (136–140?) Пий I (141–157?) Аникет (157–168?) Сотер (168–176?) Элевтер (176–189) Виктор I (190–202) Зеферин (202–217) Каллист (Калликст) I (217–222) Урбан I (223–230) Понциан (230–235) Антер (235–236) Фабиан (236–250) Корнелий (251–253) Люций I (253) Стефан I (253–257) Сикст II (257–258) Дионисий (259–269) Феликс I (269–274) Евтихиан (274–283) Гай (283–296) Марцеллин (296–304) Марцелл I (307–309)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Характер богословской публицистики 14 в. на Востоке определяется преимущественно двумя явлениями: распространением мистицизма (исихазм), породившим полемику его приверженцев против рационалистических тенденций в схоластике, и борьбой вокруг унии. Сохранились произведения многочисленных богословов и философов, отстаивавших интересы различных общественных группировок. Наиболее значительными памятниками этих споров являются произведения великого мистика Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского 108 ; греческого митрополита, а затем католического кардинала Виссариона Никейского (1403–1472), получившего в 1463 г. от папы сан латинского патриарха Константинополя; его оппонента Марка Евгеника, митрополита Эфесского (1392–1444) 109 ; Георгия Схолария (ок. 1400 – ок. 1464), ставшего первым при турецких властях Вселенским патриархом (в 1454–1456 и 1463–1465 гг.) с именем Геннадия II 110 . К публицистическим произведениям примыкают письма. Много споров вызвали сохранившиеся в греческом переводе письма папы Григория II (715–731) императору Льву III Исавру (717–741): в 80–х гг. 19 в., когда было популярно гиперкритическое отношение к источникам и любая непоследовательность считалась признаком неподлинности, эти письма расценивались как подложные; сейчас их считают подлинными, но подвергшимися некоторым интерполяциям. Сохранилась обширная переписка императоров 14 в. (особенно важны послания Мануила II Палеолога), переписка историка и полемиста Никифора Григоры (между 1290 и 1295 – ок. 1360), автора «Истории ромеев» в 37 книгах, описывающей события 1204–1359 гг.; антипаламита и переводчика на греческий «Суммы теологии» Фомы Аквината Димитрия Киддниса и многих других лиц, иногда по другим источникам не известных. Значительное число писем и публицистических сочинений пока не опубликовано. § 2. Латинская историография Под греческим влиянием развивается самостоятельная латинская историография 111 . Первым латинским христианским историком был Лактанций (De mortibus persecutorum), за ним – Руфин, который перевел «Церковную историю» Евсевия и довел его изложение до 395 г. В это же время Аврелий Августин , епископ г. Гиппон (также – Иппон, Африка) Регий (354–430), написал сочинение «О граде Божьем» (De civitate Dei) – богословское осмысление

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1449. remigio seruare integram in tantis fluctibus passionem Schenkl. 1450. См.: 2 Макк. 6:24–28. 1451. См.: 2 Макк. 7и след. 1452. См.: Сирах. 23:18. 1453. См.: Мк. 3:17. 1454. См.: Иез. 1:15–20. См. комментарий свт. Амвросия на эти слова пророка Иезекииля в uirgt. 18. 118. 1455. Выражение, часто употребляемое античными авторами: Vergilius, Aen. 1. 98; Seneca, Phoen. 142–143; Lucan, 5. 263. 1456. См.: 2 Макк. 7:18. 1457. Ср.: Быт. 1:31. Палла указывает на 4 Макк. 14. 7–8, где семь сыновей сравниваются с семью днями творения (см.: Palla. Р. 327, п. 133). 1458. Ср.: Быт. 2:3. 1459. Семь дней — семь дней творения. Восьмой день — это день будущего века, когда свершится второе пришествие Господа. 1460. et R2, Maurini, Schenkl: at coni. Nauroy, ut cett. codd. 1461. Свт. Амвросий употребляет военные термины: acies, impetus, ordo, proelium triumphale, militare, pugna, agmen, уподобляя духовную битву военному сражению. 1462. non declinauit R, Maurini, Nauroy: declinauit cett, codd., Schenkl. 1463. Сократ говорит о прекрасной песне, которую поют лебеди, почуяв приближение смерти. Сократ говорит, что лебеди поют от радости, «что скоро отойдут к богу» (Фсдон 85b, пер. С. П. Маркиша). 1464. См.: Песн. 8:7. 1465. Нравственному толкованию библейской истории и экзегезе Священно­го Писания, в частности книги Бытия, свт. Амвросий посвящает многие свои труды: «О Ное» (377). «О Каине и Авеле» (377–378), «Об Аврааме» (378–383), «О рае» (378), «Шестоднев» (378–390 ), «Об Иакове и блажен­ной жизни» (386), «Об Исааке или душе» (386–387). 1466. Свт. Амвросий первым в Западной Церкви вводит в употребление при­менявшуюся на Востоке еще во времена Оригена практику проповедо­вать серии гомилий несколько дней подряд. 1467. Образы Иосифа, виночерпия, стольника и фараона служат для свт. Ам­вросия иллюстрацией современных ему событий. 1468. См.: PL 16:994В–1002С. 1469. См. об этом: Palanque J. R. Saint Ambroise et l’empire romain. P., 1933. P. 511–514. К этой же дате склоняется Р. Палла, переводчик и коммента­тор этого трактата в издании Амброзианской библиотеки (Sancti Ambrosii episcopi Mediolanensis. De Ioseph/Introd., trad., not. e indici R. Palla//Sant’Ambrogio. Opcre esegetische IIÏ Isacco о l " anima. 11 bene della morte. Giacobbe e la vita beata. Giuseppe. Milanö Biblioteca Ambrosiana. Romä Citta Nuova, 1982. P. 335–409. (Sancti Ambrosii episcopi Mediolanensis operä 3).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1453 Искупление, совершённое Христом, не ограничивается, впрочем, одним человеком, оно простирается и на всю тварь, – ибо «таинство воплощения Бога есть спасение всей твари», 1454 – и даже на весь мир. «Прежде весь этот мир испускал зловоние от скверны различных деяний, теперь же всюду веет привлекательная целомудренность, миро веры, цвет невинности». 1455 И как Искупитель, и как Основатель царства, Христос имеет для христианина и, в частности, для его нравственной жизни исключительное значение. Он есть прежде всего начало спасения (initium salutis 1456 ), и даже само спасение (salus 1457 ). Он является единственным врачом человеческих немощей, 1458 Он есть жизнь каждого человека в отдельности 1459  и в то же время источник всеобщей жизни, 1460 ибо «Он есть древо жизни, древо мудрости, насаждённое во чреве Девы по воле Отца». 1461 Христос является силой Божией, жизнью, светом, воскресением мёртвых. 1462 Он есть дверь: тот только наследует жизнь вечную, кто войдёт этой дверью, 1463 ибо тщетно всякое дело, которое не основывается на фундаменте Христовом, 1464 – наоборот, не может пасть тот, кто начал быть со Христом. 1465 Отсюда Христос мыслится, как источник, как спасительное семя всех христиан, начиная с апостолов, 1466 как глава каждого мужа, 1467 которую, если кто потерял, то уже не может и жить. 1468 Христос даёт жизнь, но Он же её и поддерживает. 1469 Коротко сказать: «Всякая душа во власти Бога, и Христос для нас составляет всё». 1470 «Всё нам даётся во Христе, чрез которого всё и в котором все. Всё имея в нём, не прошу никакой награды, ибо Он Сам есть награда всех». 1471 Отсюда св. Амвросий вполне последовательно даёт такое наставление: «Если мы едим или пьём, будем возвещать Христа, просить Христа, мыслить о Христе, говорить о Христе: пусть Христос всегда будет в нашем сердце, всегда в наших устах». 1472 Христос есть Мудрость, указавшая людям пути благоразумия, 1473 те вечные пути, которыми человек должен был возвратиться к Богу. 1474 Как же Он указал эти пути? «Он дал, – отвечает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

1454. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23. 43). 1455. Точное изложение Православной веры. Кн. II, гл. VI. 1456. Четьи-Минеи, 2 октября. 1457. Сочинения преп. Григория Синайского по рукописи Молдавского Нямецкаго монастыря. См. примеч. 12 к Слову о смерти. 1458. Толкование на 23-ю главу, 43-й стих Евангелия от Луки. 1459. Быт. 13. 10. 1460. Рукопись Нямецкого монастыря, гл. 10. 1461. Vita Sanctorum Barlaam Eremitae et losaphat Indiae Regis caput XXX. Patrologia tomus LXXIII. 1462. Деян. 12. 7–11. 1463. Пролог, 7 декабря. 1464. Пролог, 11 сентября, и Отечник, буква Е. 1465. Четьи-Минеи, 6 февраля. 1466. По этой причине Святой Архангел Гавриил изображается с пальмовою ветвию в руке. 1467. Четьи-Минеи, 15 августа. 1468. В приведенных здесь повестях мы видим, что райские произрастения, перенесенные на землю, переходили, по мановению Божию, из тонкого состояния в состояние более грубое, чтоб соделаться способными к действию на наши чувства. При скудных понятиях, которые мы имеем о веществе горнего мира, с достоверностию, однако ж, утверждаем, что вещество этого мира свободы, нетления и блаженства должно управляться другими законами, нежели какими управляется вещество мира дольнего, служащего темницею и изгнанием для преступников заповеди Божией. Доказательства этому видим в проявлениях из горнего мира в нашу юдоль плача. Так, Тело Богочеловека, по воскресении Его уже принадлежавшее горнему миру, соделывалось и видимым и невидимым по воле Богочеловека, то являлось с плотию и костями, было осязаемо, принимало пищу, то проходило сквозь твердейшие земные вещества, как дух. Тела величайших святых уподобились еще в сей жизни Телу Господа, а по воскресении и по всему будут подобны Ему (1 Ин. 3. 2; 1 Кор. 15. 39–46). Вещество горнего мира должно быть сообразно тому веществу, в которое облечены его жители, как и вещество дольнего мира находится в соотношении с веществом своих жителей. Впрочем, и в дольнем мире многие тела, не изменяясь в естественных свойствах своих, то есть, не разлагаясь химически на свои составные части, могут быть в виде более тонком и более грубом. Например, вода, сера, все металлы могут быть и в твердом виде, и в жидком, и в виде паров. Углерод мы имеем и в виде газа, и в виде камня (алмаза). Новейшие гигантские открытия в стране вещества приводят к уверенности, что человеческие познания о веществе вполне ничтожны. При этой уверенности с доверчивостию выслушивается сказание Писания и Отцов о природе рая.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010