Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (Ярославов) († 23.12. 1501, Москва), игум. Троице-Сергиева мон-ря (1478-1482), кандидат в митрополиты всея Руси (1484). Происходил из ярославского боярского рода Ярославовых, вкладчиков Спасо-Каменного в честь Преображения Господня мужского монастыря (на Кубенском оз., под Вологдой); в 3-й четв. XV в. Ярославовы перешли на службу в Московское великое княжество ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 230-231). Отцом П. был боярин Ростовского архиеп. Ефрема - Моисей, последовательный сторонник Московского вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного во время династического кризиса 1425-1454 гг. Незадолго до 11 янв. 1436 г. архиеп. Ефрем и Моисей рассматривали духовную грамоту прп. Дионисия Глушицкого (АСЭИ. Т. 3. 252. С. 274); К. В. Баранов выдвинул версию о неточности передачи издателями имени в данном документе, полагая, что там указан П. ( Баранов. 2006. С. 268-272), однако это не подтверждается при обращении к подлинному тексту грамоты (ГИМ. Увар. Ящик 66/20. Отд. III. 4). Ближайшим родственником П. (двоюродным братом) являлся дьяк Леонтий Алексеев ( после 1495/97). С сер. 60-х гг. XV в. он занимал важное место в управлении Русским гос-вом и входил в узкий круг доверенных лиц Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные биографические сведения о П. сохранились в летописях, актах, памятниках древнерус. лит-ры. Учитывая его происхождение, можно предполагать, что П. родился в пределах Ярославского княжества. Родовые владения семьи П., включая с. Ярославово, находились в Заволжском стане, а также в волости Черемха. Вопреки сложившейся еще в XIX в. историографической традиции (архиеп. Филарет (Гумилевский) , В. О. Ключевский и др.) П. был пострижеником не Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря ( Зимин. 1977. С. 58; Прохоров. 1989; Он же. 1991; Он же. 1993; Он же. 2001; Он же. 2014; Макарий (Веретенников). 2004. С. 24; Соловьев К. А., Никонова Е. В. Спас-Каменный мон-рь на Кубенском озере - уникальная обитель Сев. Фиваиды и ее ист. предания//Рос. гуманит. ж. 2018. Т. 7. 4. С. 314, 315), а Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Алексеев. 2002. С. 200; Новикова. 2008. С. 38-90). По-видимому, П. был наречен в честь св. Паисия Великого ( Макарий (Веретенников). 2004. С. 24). Статус Кирилловой Белозерской обители был повышен после событий 1446 г., когда ее игум. Трифон поддержал в борьбе за Москву вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного. П. подвизался в Кирилловом Белозерском мон-ре в годы настоятельства Кассиана (1448-1469).

http://pravenc.ru/text/2578675.html

[испан. Carrillo de Acuña] Альфонсо (Алонсо) (11.08.1413 (по др. данным, 1410 или 1412), Карраскоса-дель-Кампо, Кастилия - 1.07.1482, Алькала-де-Энарес, там же), еп. Сигуэнсы (с 1436), архиеп. Толедо (1446-1482). Принадлежал к роду де Акунья португ. происхождения. Родственные связи по материнской линии (мать - Тереса Каррильо де Альборнос, сестра Альфонсо Каррильо де Альборноса, т. н. псевдокардинала рим. диаконии св. Евстахия, сторонника антипапы Бенедикта XIII ) способствовали быстрому продвижению К. де А. в церковной иерархии. В возрасте 11 лет он был отправлен в Рим под опеку дяди, к-рый к тому времени был возведен в достоинство кардинала и занимал должность папского протонотария; после его смерти (1434) К. де А. унаследовал эту должность по воле папы Римского Евгения IV . В Риме К. де А. вступил в орден францисканцев. В 1436 г. он вернулся в Кастилию, где вошел в круг приближенных кор. Хуана II. В 1436 г. стал епископом Сигуэнсы, в 1446 г.- архиепископом Толедо. В этот период он являлся влиятельной фигурой при королевском дворе, исполняя должность канцлера, и входил в одну из аристократических партий, образовавшуюся вокруг рода де Луна. После восшествия в 1454 г. на престол кор. Энрике IV архиепископ сохранил свое положение при дворе, поддерживая фаворита короля Хуана Пачеко, маркиза де Вильена. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. в результате разногласий короля с маркизом де Вильена в Алькала-де-Энарес сложилась аристократическая Лига, целью к-рой было провозгласить наследником престола Альфонсо, сводного брата Энрике IV. К. де А. стал одним из лидеров Лиги, к-рая пользовалась поддержкой короля Наварры и Арагона Хуана II. В июне 1465 г. участники Лиги объявили о смещении Энрике IV и провозгласили королем Альфонсо. В организации церемонии низложения, получившей впосл. название «Авильский фарс» (по месту проведения), одну из ведущих ролей сыграл архиепископ Толедо. Волнения, вызванные попыткой переворота, продолжались до смерти Альфонсо в 1468 г. Стремясь не допустить наследования королевства дочерью Энрике IV Хуаной, К. де А. стал готовить возведение на кастильский трон сестры короля Изабеллы (впосл. кор. Изабелла I (1474-1504)). С целью укрепить ее позиции архиепископ способствовал заключению брака Изабеллы с сыном и наследником короля Наварры и Арагона Хуана II принцем Фердинандом (Фернандо) (впосл. кор. Фердинанд V (II) (1479-1516)). Брак был заключен в Вальядолиде в 1469 г. К. де А. добился папской буллы, признававшей законным союз между троюродными братом и сестрой (1471).

http://pravenc.ru/text/1681161.html

(Письма И.И. Срезневского ) После прекрасной статьи г. А.А. Кочубинского «О.М. Бодянский в его дневнике», помещенной в декабрьской книжке «Исторического Вестника» за 1887 г. (т. XXX), нам немного придется сказать об этом дневнике, так как в нашем собрании уцелела его незначительная часть, но зато у нас имеются письма к нему разных ученых и других известных лиц, имена которых далеко не безызвестны в русской литературе. Оставляя за собою право до следующей статьи поговорить более подробно о дневнике Бодянского и привести выписки из его памятных книжек, в особенности же заметки, сделанные во время путешествия за границей, мы обратимся к предмету настоящей статьи, именно к переписке 0.М. Бодянского. В нашем собрании кроме писем отца и брата Бодянского с его ответами к ним, важных и незаменимых для составления обстоятельной биографии знаменитого слависта, имеются (за самой ничтожной утратой) письма к нему Белюстина (по охран, каталогу 1478), Е. Вельтман 1452), А. Врасского 1592), Вызинского 1454), Н. Гилярова-Платонова 1482), Я. Головецкого 1482), А. Горского 1489), В. Григоровича 1489), В. Даля 1453), Г. Данилевского 1447), Я. Закревского 1446), М. Каткова 1422), Н. Костомарова 1505), Арх. Леонида 1487), А. Потебни 1453), Сахарова 1556), М. Семевского 1447), гр. С. Строгонова 1557), И. Срезневского 1556), П. и А. Строевых 1423, 1576), Ундольского 1423, 1501) и много других. Мы помещаем здесь полностью письма Измаила Ивановича Срезневского главным образом потому, что, как нам известно, к составлению биографии и обнародованию переписки И. И. Срезневского уже приступает сын покойного В. И. Срезневский. Да послужат эти письма материалом для биографии обоих ученых, столь много обогащавших своими знаменитыми исследованиями Славянскую палеографию. В следующей статье мы поместим интереснейшую переписку 0.М. Бодянского с попечителем Москов. учебн. округа, известным графом Г.А. Строгоновым. Интерес статьи бесспорно должен увеличиться еще тем, что у нас сохранились и черновые отпуски писем самого Бодянского. Особенного внимания заслуживают письма по делу напечатания в Чтениях сочинения Флетчера, за что О.М. Бодянский был, как известно, переведен в Казанский университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Прп. Паисий Угличский. Роспись ц. св. царевича Димитрия «на крови» в Угличе. 1787–1788 гг. Мастер П. Хлебников Прп. Паисий Угличский. Роспись ц. св. царевича Димитрия «на крови» в Угличе. 1787–1788 гг. Мастер П. Хлебников Когда к преподобному собралась братия, П., по настоянию кн. Андрея Васильевича, стал игуменом. Древнейшие списки Краткой редакции XVII в. (их известно 4) сообщают о кончине преподобного в возрасте 107 лет 6 июня 1504 г. Однако информация о возрасте святого, а также рассчитанная в зависимости от него дата рождения П. вызывают сомнения. Исследователи неоднократно отмечали, что хронология раннего периода жития святого содержит ряд противоречий. Согласно Житию, отец П., Иван Гавренев, находился на службе у кн. Андрея Васильевича Большого. Но уже в нек-рых поздних списках Жития на полях содержатся пометы о несоответствии этих сведений действительности, т. к. князь род. в 1446 г. По сведениям Жития, П. ушел в Калязинский мон-рь и принял там постриг в возрасте 10 лет, т. е. примерно в 1407 г., однако эта обитель была основана прп. Макарием в 1434 г. В 1407 г. самому Макарию, постригшему своего племянника, было ок. 7 лет. Все это заставляет предполагать гораздо более позднюю дату рождения П. Скорее всего он род. не ранее 1424 г. и прожил соответственно ок. 80 лет. Святой был погребен в каменном Покровском соборе. Сразу после преставления у его мощей стали совершаться чудеса: по монастырю распространялось благоухание, иноки, страдавшие от различных недугов, получали исцеление (Краткая редакция фиксирует 27 чудес). Пространная редакция Жития содержит ряд подробностей угличского периода жизни преподобного. В частности, она сообщает о прижизненных чудесах святого. П. дважды являлась Пресв. Богородица: при выборе места для строительства обители и при закладке каменного Покровского собора в 1479 г. Основание храма чудесным образом дважды переносилось. П., его ученику прп. Адриану Угличскому и св. Кассиану Греку во время ночной молитвы явились Пресв. Богородица и св. Герасим Иорданский в окружении ангелов. На буд. местоположение каменного храма указывали небесные лучи в форме крестов. 1 окт. 1482 г. храм освятили в честь Покрова Пресв. Богородицы, а придел - во имя св. Герасима Иорданского. В составе Пространной редакции находится Сказание об обретении иконы Покрова Пресв. Богородицы, к-рая чудесным образом приплыла по Волге к стенам монастыря. Это чудо определило посвящение нового каменного собора. По-видимому, Сказание существовало как отдельный памятник и в таком виде было опубликовано в Ярославских ЕВ, однако в наст. время рукописи, содержащие этот текст, неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Во время обучения в Падуанском ун-те Н. К. впервые близко соприкоснулся с культурой итал. гуманизма. Лит. интересы гуманистов не были ему особенно близки: он не увлекался изучением языка и стиля классических лат. авторов; греч. языком, судя по всему, он занимался только эпизодически и знал его поверхностно. Это подтверждается тем, что впосл. Н. К. неоднократно заказывал лат. переводы интересовавших его сочинений греч. авторов; глубокое знакомство с нек-рыми греч. философскими сочинениями в оригинале прослеживается лишь в 60-х гг. XV в. (см.: Monfasani. 2002). Именно благодаря общению с гуманистами Н. К. уже в падуанский период начал собирать редкие рукописи и увлеченно занимался этим до конца жизни. Наибольший интерес у него вызывали не лит. сочинения лат. и греч. классиков, к-рые он тем не менее разыскивал в нем. б-ках по просьбам итал. друзей и покровителей, а философские диалоги Платона , трактаты представителей античного и средневек. платонизма, труды малоизвестных средневек. философов и теологов. Н. К. оказалось близко и понятно стремление гуманистов познавать окружающий мир не посредством следования устоявшимся авторитетам и схоластической традиции, но путем индивидуального напряженного богословского, философского и научного поиска. Неск. падуанских друзей Н. К., с которыми он впосл. поддерживал связь, стали первыми посредниками между ним и гуманистическими кругами Италии. В их число входил флорентиец Паоло даль Поццо Тосканелли (1397-1482), изучавший в Падуе медицину и впосл. прославившийся достижениями в ряде др. наук, в т. ч. в математике, астрономии, географии. Тосканелли был хорошо знаком с выдающимися гуманистами Филиппо Брунеллески (1377-1446) и Леоном Баттистой Альберти (1404-1472). Дружба Н. К. с Тосканелли продлилась до последних дней жизни; Тосканелли как врач присутствовал у постели умирающего Н. К. и засвидетельствовал его завещание. Именно благодаря знакомству с Тосканелли Н. К. заинтересовался математикой, к занятиям к-рой он многократно возвращался (см.: ActaCus.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

В миру — священник Симеон, в 1470—1482 гг. являлся протопопом московского Успенского собора — главного храма Русского государства. В ноябре 1482 г. постригся в Троице–Сергиевом монастыре под именем Сергия. 17 июля 1483 г. троицкий старец Сергий был одним из кандидатов на избрание в Новгородские архиепископы (другими кандидатами являлись архимандрит Спасский Елисей и архимандрит Чудовский Геннадий). Жребий пал на Сергия, который и был поставлен 4 сентября 1483 г. архиепископом Новгорода Великого. В Новгороде Сергий пробыл менее года: уже 27 июля 1484 г. «по немощи» (существовала версия, что новгородцы «ум отняша у него волшебством») Сергий оставил архиепископскую кафедру и вернулся в Троицкий монастырь. Находясь «на покое» в монастыре, Сергий написал Летописец , в который включил свои воспоминания московского периода жизни (в то время, когда он являлся протопопом Успенского собора). Летописец читается в составе Львовской и Софийской II летописей. Основу повествования составляет, конечно, история строительства нового здания храма, возводившегося под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванте. Но круг интересов автора достаточно широк: тут и закулисные подробности жизни великокняжеской семьи, нелицеприятные стороны некоторых политических и церковных событий, история спора великого князя и митрополита о способе обхождения церквей при их освящении, проявлен интерес к политическому устройству Венецианской республики и т. д. При этом автор проявил самостоятельность суждений и не стеснялся делать критические замечания в адрес светских и церковных властей. Событий в Троицком монастыре Сергий касается мало, хотя и упомянул, что церковь Святого Духа (он назвал ее Троицкой) строили псковские мастера, которые сооружали в Москве церкви Благовещения, Ризположения и др. В Летописце есть несколько вставок из Житий Сергия и Никона Радонежских. Под 1446 г. значительной литературной переработке подвергся рассказ о пленении в Троице–Сергиевом монастыре великого князя Василия Васильевича и его ослеплении. Рассказав об обретении мощей митрополита Петра в 1472 г. и о поручении «Пахомию Сербину, мниху Сергиева монастыря» написать соответствующее слово, автор едко замечает: «А в слове том написа, яко в теле обрели чюдотворца невериа ради людскаго, зане же той толко не в теле лежить, тот у них и не свят». О круге интересов архиепископа Сергия свидетельствуют также принадлежавшие ему рукописи (включающие, в частности, естественнонаучные статьи). Одна из них, представляющая своеобразную «записную книжку», испещрена выписками из летописей и записями автобиографического характера (Троиц. 762). Умер Сергий 9 апреля 1495 г., похоронен возле Троицкого собора. Сохранилась надгробная плита архиепископа Сергия с записью о его смерти.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

1442 год – Троицкий игумен Зиновий примирил в своем монастыре великого князя Василия Васильевича с его двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем Шемякой, заставив их поцеловать друг другу крест у гроба Преподобного Сергия. 1445 год – начало игуменства Досифея 1-го (1445–1448). В октябре того же года возвращение Василия II в Москву из казанского плена через Переславль и Троицкий монастырь. В 1446 году (13 февраля) великий князь Василий Васильевич был захвачен в Троицком монастыре по поручению Шемяки Можайским князем Иваном Андреевичем, после чего был Шемякою ослеплен. В марте того же года Дмитрий Шемяка подтвердил жалованные грамоты Троицкому монастырю на его владения в Переславле и Дмитрове. 1447 год – встреча в Троицком монастыре Василия II со своей матерью Софьей Витовтовной, отпущенной Шемякой из заточения в Каргополе. 1448 год – начало игуменства преподобного Мартиниана, ученика преподобного Кирилла Белоезерского (1448–1455). Преподобный Мартиниан первоначально был игуменом Ферапонтова монастыря. Великим князем Василием Васильевичем был вызван в игумены Троицкие в 1447 году, затем опять удалившийся в Ферапонтов монастырь в 1455 году, скончавшийся 12 января 1483 года, канонизованный на соборе 1549 года. 6 января 1452 года в Троицкий монастырь с войском прибыл Василий II, направлявшийся в Ярославль против Дмитрия Шемяки. 1456 год – Василий II упраздняет удел боровско-серпуховского князя Василия Ярославича, куда входили Радонеж и Троицкий монастырь, и присоединяет его земли к Московскому княжеству. 1467 год – начало игуменства Спиридона (1467–1474). Из монахов Чудовских. Преподобный Иосиф Волоцкий называл игумена Спиридона великим старцем. 1474 год – начало игуменства Авраамия (1474–1478). В том же году в Троице-Сергиев монастырь прибыли отпущенные из Москвы псковские «мастера церковные». Впоследствии они построили в обители церковь Святого Духа. В 1475 году в Троицкой обители скончался Митрополит Феодосий. 1479 год – начало игуменства Паисия (Ярославова; 1479–1482). Игумен Паисий – постриженник Каменского монастыря на Кубенском озере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

23 апр. 1494 г. Литовский вел. кн. Александр Ягеллончик подтвердил права Филарета «ажъ до смерти своее» на архимандритию в Киево-Печерском мон-ре, которые ранее он получил от польск. кор. Казимира IV Ягеллончика (АЗР. Т. 1. 117. С. 143). Весной (до 29 апр.) 1506 г. кн. Михаил Львович Глинский, душеприказчик киевского воеводы кн. Дмитрия Путятича-Друцкого, для поминания умершего и его родителей отдал в Киево-Печерский мон-рь половину данников Зеремцов за р. Березиной и «устав меда», который «съ нихъ идетъ» (АЗР. Т. 1. 224. С. 370). 31 дек. 1506 г. кн. Алексей Львович Толочко Буйницкий (из рода князей Друцких) пожаловал Киево-Печерскому мон-рю двор Барсуковский «зъ даниною моею медовою и грошовою, и зов сими моеми доходами, и што кеды на насъ шло», включая людей, «которые въ Добрейце» живут, и с землей («грунтомъ») Цвирковским, и «зъ тыми людьми, которые на чиншу седят». При этом из медовой дани в обитель должно было идти 15 пудов. Отданные люди обязывались служить Киево-Печерскому мон-рю «вечно и непорушно» (АСЗР. Т. 2. 5. С. 6). В нач. XV в.- 1500 г. часть деревень с людьми в вол. Буйгород принадлежала Киево-Печерскому монастырю, в 1503-1509 гг. сначала временно, а в 1514 г. окончательно отошла вел. кн. Иоанну III Васильевичу (СбРИО. 1892. Т. 35. 75. С. 400). В 1543 г. кн. Богуш Федорович Корецкий пожаловал Киево-Печерскому монастырю с. Безрадичи (ныне Ст. Безрадичи), которое ранее выслужил его отец и вкладчик обители кн. Ф. И. Корецкий ( Люта. 1999. С. 32). Согласно ревизии 1552 г., мон-рю принадлежало 20 сел и деревень, население к-рых платило церковную дань его властям (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. 563. Л. 44 об.- 45). С кон. XIV в. в Киево-Печерском мон-ре составлялись и заверялись частные акты. Напр., 21 нояб. 1398 г. «у Печерскомъ монастыре» полатник Филарет написал вкладную грамоту вотчинника Семена Сколкова из имения Лесники. Братия за полученный ею щедрый вклад должна была поминать его ближайших предков (Грамоти XIV ст. 1974. 72. С. 134-135). Этот факт свидетельствует о ведении в обители поминальных записей вкладчиков. Позднее они составили отдельный синодик, рукопись которого, очевидно, пострадала во время разорения Киево-Печерского монастыря в 1482 г. 16 июня 1446 г. кн. Андрей Владимирович, внук Литовского вел. кн. Ольгерда, составил в обители завещание. По этому поводу в Киево-Печерском монастыре князь советовался с женой, с архим. Николаем и «съ святыми старци, и съ своими бояры». Свидетелями в его духовной грамоте стали насельники обители: архим. Николай, уставник Иона Философ, ключник Давид, келарь Герасим и «иныхъ господы наше старцевъ много», а также кн. Глеб Дмитриевич, бояре и слуги кн. Андрея Владимировича. Духовную князя писал «старец Пахнотий, Лихачевъ братъ» (АЗР. Т. 1. 46. С. 60). 16 марта 1486 г. архим. Феодосий (Войнилович) запечатал грамоту литов. магната пана Ю. И. Зиновьевича (Там же. 86. С. 106). Киево-Печерский монастырь как центр духовной жизни Руси

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

6 августа 1260 г. Белозерский князь Глеб Василькович, плывший по Кубенскому озеру из Белоозера в Устюг, нашел свое спасение от бури на небольшом островке всего 60 саженей в длину и в благодарность Богу за своеспасение построил храм Спаса Преображения, давший название всему острову. " И посла мужи древоделя и постави церковь деревяну во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа боголепного его Преображения. И монастырь устроив, и церковь украсив иконами и книгами " , говорится в " Сказании о Спасо-Каменном монастыре " , написанном около 1481-1482 гг. иноком Паисием Ярославовым. До этого на острове проживали 23 старца, занимавшиеся обращением в христианство местного финского населения. Московские великие князья всегда уделяли свое внимание Спасо-Каменному монастырю. Так, в 1446 г. эту обитель посетил Василий II Темный во время своего пребывания в Вологде, после чего вскоре возвратил потерянный им ранее великокняжеский престол. Здесь Иван III благодарил Бога и праздновал свою победу над войсками Шемяки. В 1478 г. удельный князьАндрей Меньшой, брат Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной, Заозерьем, начал строительство нового каменного Спасо-Преображенского собора. Кирпич для его строительства привозили из Твери и Старицы. В 1481 г. все работы по его возведению были закончены. Собор этот был первым монументальнымхрамом в северных землях Руси. В 1528 г. на Каменный приезжал Ввсилий III со своей женой Еленой Глинской и внес денежный вклад на постройку теплойцеркви и просил Бога о даровании ему наследника. В 1543-1549 гг. на вклад Василия III была построена Успенская церковь. Оказал Каменному монастырю свое внимание и Иван Грозный, этой обители им был подарен колокол и дана жалованная грамота. Но сам Грозный из-за плохой погоды на озере в монастыре не был, а время его поездки на богомолье датируется 1545 г., о чем от 16 в. сохранилось известие следующего содержания: " Лето 7053 (1545) г. поехал Государь и Великий князь Иван Грозный по монастырям... и был на Вологде у Спаса на Прилуке, в Корнильеве, Павлове... на Устье и возвратился в Москву в 7-й день " . Удостоил эту обитель своим посещением в 1692 г. и Петр I во время своего приезда на Кубенское озеро и в с.Устье. Знаменита была эта обитель и своими святыми подвижниками, которые в разные годы несли здесь свое послушание. Это прежде всего преподобные Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Дионисий Глушитский и многие другие. В период Отечественной войны 1812 г. в обители находили приют московские монахи. Некоторое время на Каменном находился на покаянии вологодский священник Василий Сиротин, автор слов считающейся народной песни " Улица " . В 1775 г. монастырь был упразднен, но в 1801 г., по повелению Павла I, открыт вновь. За свою многовековую историю он неоднократно опустошался огнем пожаров, страдал во время половодий.

http://sobory.ru/article/?object=01045

7. Геннадий Саматов, в 1445 году, считаемый сомнительным. 8. Досифей 1-й, в продолжение 1445–1448 годов. При нем в 1446 году был захвачен в Троицком монастыре великий князь Василий Васильевич Дмитрием Шемякой, о чем также сказали мы выше, с. 105 (лишен был великим князем игуменства по подозрению, что находился в сообщничестве с Шемякой). О Троицких чернцах, участвовавших в заговоре против великого князя Василия Васильевича, см. у Попова в «Изборнике» (с. 82), у Татищева в «Истории» (IV, 565) и в Родословной книге во «Временнике» (X, 21). 9. Мартиниан, преподобный, ученик преподобного Кирилла Белозерского (о котором см. выше, в жизнеописании, с. 84–85), игумен Ферапонтова монастыря (выше, там же, с. 85–86), вызванный из последнего великим князем Василием Васильевичем в игумены Троицкие в 1447 году, опять удалившийся в Ферапонтов монастырь в 1455 году, скончавшийся 12 января 1483 года, канонизованный на соборе 1549 10. Вассиан Рыло, ученик преподобного Пафнутия Боровского, поставленный в 1455 в 1466 году переведенный в архимандриты Московского придворного Спасского монастыря, в 1467 году назначенный в архиепископы Ростовские; духовник великого князя Ивана Васильевича, смелый его обличитель в нашествие Ахматово и автор знаменитого послания к нему на Угру. 11. Спиридон, из монахов Чудовских, с 1467 по 1474 год, называемый от Иосифа Волоколамского, который знал его лично, великим 12. Аврамий, с 1474 по 1478 13. Паисий (Пасей, Пасея) Ярославов, постриженник Каменского монастыря на Кубенском озере (как принимают), монах Кирилло-Белозерского монастыря и один из первых представителей так называемого заволжского образа мыслей, учитель преподобного Нила Сорского, один из знаменитых старцев своего времени, весьма уважавшийся великим князем Иваном Васильевичем, который желал было видеть его митрополитом Русским, на соборе 1503 года поднимавший вместе с преподобным Нилом вопрос об отобрании у монастырей вотчин; неохотно принявший игуменство Троицкое в 1479 году и отказавшийся от него в 1482 году, о чем в Софийской летописи записано: «принуди его князь великий у Троицы в Сергееве монастыре игуменом быти, и не може чернцов превратити на Божий путь, – на молитву и на пост и на воздержание, и хотеша его убити, бяху бо тамо бояре и князи постригшеися, не хотяху повинутися, и остави игуменство».

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010