Галатская-Кафская или Кафатиани 137 Галичская или Чухломская или Городецкая Умиление 20 июл., 28 мая. 1470. Гелатская или Пицундская 15 авг. 1451. Гемынская. Гербовецкая 1 окт. 1459, 1535. Германовская или Ерманская (явившаяся в 732 г. в Константинополе св. патр. Герману) 12 окт. Геронтисса 4 апр. 1486. Гефсиманская 17 авг. 1496. Гидлянская 138 3 мрт. Гиспальская. – См. об Испанской. Гликофилусса, или Сладкое лобзание 139 , в понедельник Пасхи. Глинская Рождество Богородицы 8 снт. 1473. Говезнянская 140 . Голубинская 141 12 июн. Голубицная (вероятно, то же, что Голубинская или Коневская). Горбаневская 30 июн. 1501. Горбацевицкая 142 Городецкая – См. Галичская . Городищенская или Шкаплерная. 1437. Горудиская 143 Гребневская 28 июл. 283. Греческая Андронникова. – См. Андроникова. Григориатская 144 30 нбр. Груздовская (к с. Груздове, Олончанского y., Виленской губ.) 2 июн. Густынская или Ярмарковая Смоленская 28 июл. 1521. Грузинская 22 авг. 323, 1420, 1424 1498 1555, 1562. Далматская Успение 15 фвр. 1448. Дамаскинская 4 дек. 1496. Двинская 145 25 нбр. Девпетерувская 146 29 фвр. Дектоурская (по изображению подобная Амартийской) в нед. Всех Святых. Дермонская Казанская 8 июл. 1434. Дехтяровская 147 в 10-ю пятницу по Пасхе. Дивногорская или Сицилийская 5 фвр. 1441. Димьова 148 15 авг. Долинская 149 13 фвр. Домницкая или Думницкая 8 снт. 1559. Домостроительница . – См. Экономисса. Донская 19 авг. 319, 1475, 1485. Достойно есть или Милующая 11 июн. 1543. Дубенская . 1435. Дубовичская 150 13 снт. Дубоемская (в с. Дубоемцах, Смоленск. еп.). Дудичская или Дудзицкая 151 1 окт. Думницкая . – См. Домницкая. Дуниловская Казанская 152 29 июн. Евстратьевская . Египетская 153 11 янв. Едесская 154 12 мрт. Елеоточивая 155 17 нбр. Елецкая 156 11 янв. Елецкая Черниговская 5 фвр. 1559. Елецкая Казанская 8 июл. 254. Еллинская (в Харьковском кафедр. соборе). Елпида (т. е. Надежда, в Константинополе, в церкви Успения, в местности, называемой Кум-Капи). Ерманская. – См. Германовская. Ефесская или Корсунская. – См. Корсунская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В сие-то время устроен первый в Киеве мирской католический костел и учреждена киевская постоянная католическая епископия, о чем выше уже сказано: но, как пишет Несецкий в книге своей Corona Polska, во всей Киевской епархии своей католические епископы имели не больше семи церквей приходских; однако же на гербе своего капитула изображали св. Софию с лучезарной главой, и мантией своей покрывающую трех каких-то Святых. Около половины XV столетия польский король Казимир IV дал еще армянам привилегию поселиться в Киеве и построить Успенскую Богородицкую церковь на Подоле, на Гнилой улице, где ныне Покровская колокольня; а Литовский Великий Князь Александр в 1496 и 1499 г., король Сигизмунд I в 1511, 1513 и 1535 гг. и король Стефан Баторий снабдили сию церковь и мастностями 108 . Между тем в Литве усилившиеся католики начали жесточе гнать и притеснять православных. По свидетельству польского историка Кромера 109 , они вскоре по смерти Витовта разрушили и сожгли все литовские русские церкви, а Сигизмунд, Лит. Вел. Князь, сам, будучи ревностным католиком, не защищал их, и в 1432 г. луцким только гражданам дал охранную грамоту от подобных разорений и принуждения к католической вере. Но на западе готовились гораздо опаснейшие козни для православной Церкви. Римские первосвященники, давно уже умышлявшие соединить, или справедливее сказать, покорить ее себе, нашли благоприятный к тому случай в тогдашних бедствиях Константинопольской империи от нападения турок. Император Иоанн Палеолог искал помощи и защиты у Евгения IV, Папы Римского, а сей за то предложил ему о соединении Церквей восточной с западной. Назначен был для сего Собор в Италии, но надлежало вмешать в сие дело и Всероссийскую Церковь , знаменитую союзницу и дщерь Константинопольской; а на сей конец потребен был от нее такой поверенный, который бы преклонен уже был к соединению, и в то самое время, когда Московский Великий Князь Василий Васильевич избрал в сан Всероссийского митрополита Иону, епископа Рязанского и отправил его в Константинополь, там уже в 1437 г. патриархом Иосифом из Иллирийских епископов посвящен был на сию митрополию преданный Папе

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Во 2-й пол. XV в. в связи с итал. влиянием в Польше стали распространяться гуманистические идеи. В стране жил бежавший из Рима итал. гуманист Филиппо Буонаккорси (Каллимах) (1437-1496), к-рый составил «Сапфическую песнь о жизни преславного мученика св. Станислава». Ему принадлежат также жизнеописания Львовского архиеп. Григория (Гжегожа) из Санока и кард. Збигнева Олесницкого, созданные в жанре ренессансной биографии. На фоне общего расцвета польск. лит-ры в XVI в. возникает ряд агиографических произведений на польском языке. К ним относится перевод Жития св. Станислава, выполненный Миколаем из Вильковецка († 1601), к-рый нек-рое время был проповедником в мон-ре арх. Михаила и св. Станислава на Скальке в Кракове. Получили распространение духовные романы, в т. ч. о св. Евстафии Плакиде (1529), св. Алексии, человеке Божием, и др., характерными для этих произведений становятся взаимовлияние и переплетение жанров духовной и светской лит-ры. Среди лат. произведений следует назвать поэму о св. Гиацинте (1525) Николая Гуссовского († после 1533). Самобытный поэт Клеменс Яницкий († ок. 1542) составил стихотворные «Жизнеописания Гнезненских архиепископов» (1536-1537, изд. в 1574). В 1564 г. кард. Станислав Хозюш пригласил в Польшу иезуитов, к-рые определили облик польск. культуры XVI-XVIII вв. и руководили богословской полемикой с протестантами и православными. Крупнейшим представителем польск. Контрреформации был богослов, полемист и проповедник Петр Скарга (1536-1612). Составленные им «Жития святых Ветхого и Нового Завета» (1579), основанные на собраниях Л. Липпомани и Л. Сурия,- наиболее значительный памятник поздней Ж. л. в Польше. В этом компендиуме Скарга как талантливый проповедник использовал стили классической риторики и простонародного языка, подчеркивая героизм и самоотречение подвижников. «Жития святых...» Скарги приобрели широкую популярность и повлияли на лит-ру Польши и др. стран, экспрессивный стиль иезуитского писателя оказал влияние на свт. Димитрия, митр. Ростовского, при составлении Миней-Четьих (1684-1705). Гжегож из Самбора написал лат. поэму о жизни иезуита Станислава Костки (Vita S. Stanislai Costuli Poloni, 1570). Ж. л. широко использовалась в иезуитских коллегиях при создании драматических произведений (напр., незадолго до 1693 на территории Белоруссии появилась драма «Духовное причастие святых Бориса и Глеба»). Однако постепенно из духовной лит-ры исчезает представление об агиографическом каноне, жизнеописания святых все больше приближаются к жанру биографии. Несмотря на распространение идеологии сарматизма, представлений о богоизбранности Польши, рост почитания святых и новые канонизации, агиография приходила в упадок. Возрождение религ. лит-ры в XVIII в. в Польше не повлекло за собой восстановления Ж. л.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Последний оценил подобное наказание как слишком мягкое и к тому же опасное для неискушенной монастырской братии и увещевал Uoahha III применить к еретикам более жесткие меры. 41 Геронтий – митрополит всея Руси с 1437 по 1489 г. Отношение к нему со стороны Uoahha III было неприязненным. Противником Геронтия – прежде всего из-за спора по вопросу о направлении крестного хода вокруг храма – был также и архимандрит Чудова монастыря Геннадий (Гонозов). Очевидно поэтому начатая последним в 1487 г. (уже тогда Геннадий стал Новгородским архиепископом) борьба с ересью жидовствующих не нашла поддержки в лице Геронтия. 42 Здесь – хронологическая неувязка: дата «26 сентября» относится к акту поставления в митрополиты всея Руси Симоновского архимандрита Зосимы, а фраза «по прошествии малого времени» – к моменту составления Геннадием послания к великому князю и митрополиту. 43 В настоящей – пространной – редакции «Сказания» преподобный Иосиф констатирует, что ересью, наряду с митрополитом Зосимой, был прельщен и Иоанн III. Однако в краткой редакции подразумевается только Зосима: «о злодействе скверной души его ». – Выделено мной. – В. К. 44 Тихон (Малышкин) был Ростовским владыкой с 1489 по 1503 г. Нифонт окормлял Суздальскую епархию с 1848 по 1508 г. Известны послания к нему о еретиках от архиепископа Новгородского Геннадия (1488) и от игумена Иосифа Волоцкого (1489 или 1490). Симеон – епископ Рязанский с 1481 г., умер в 1496 г. Вассиан – князь Стригин-Оболенский, Тверской епископ с 1477 г., умер в 1508 г. Известно раннее послание к нему преподобного Иосифа «О Троице», написанное, когда Вассиан был еще архимандритом Тверского Отроча монастыря. Прохор – епископ Сарский (Сарайский, Крутицкий) с 1471 по 1492 г. Известно послание к нему о еретиках от святителя Геннадия (1487). Филофей – епископ Пермский (и Вологодский) с 1471 по 1501 г. 45 Максим, видимо, служил в церкви Иоанна Богослова, построенной на Торговой стороне Новгорода в качестве соборной монастырской в 1384 г. 46 Макар мог служить в одной из трех новгородских церквей: 1) Святителя Николая на Софийской стороне, близ Зверина Покровского монастыря (основана в 1135); 2) Николо-Дворищенском соборе на Торговой стороне (заложена в 1113); 3) Николаевской «на Липне», у устья р.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

построили новый храм – во имя святителя Николая. Этот храм сгорел в 1433 г., а к 1437 г. был отстроен новый уже на самой улице Вене, потому что городские власти «находили неудобным помещение православного храма на возвышенном месте», в Дерпте было две церкви: одна для новгородцев, другая для псковичей. Русский конец был, по-видимому, обширным. Здесь в 1390-х гг. в семье благочестивых родителей, которые, по всей вероятности, принадлежали к приходу этой церкви, родился преподобный Серапион Спасо-Елеазаровский. В 1392 г. по договору с Дерптским епископом русские купцы из Новгорода и Пскова получили «чистый путь» через все его земли, в 1421 г. аналогичный пункт был включен в договор с Ливонским орденом. По договорам 1463 и 1474 гг. русская община являлась самоуправляющейся организацией с главным храмом во имя святого Георгия. Много русских проживало в русском конце города и в поселке на восточном берегу Эмбаха. В начале XV столетия особое развитие торговля получила в Нарве в результате блокады, объявленной Ганзейским союзом Руси, и запрета торговать через Ревель. Нарва и Выборг не входили в Ганзейский союз, и все торговые пути стали проходить через эти города. Тогда в Нарве и были возведены православные храмы, а русская община была особенно многочисленной. После сооружения в 1492 г. Ивангородской крепости возник большой торговый поселок и на восточном берегу Нарвы. Уже в 1496 г. его называли городом с оживленной торговлей. Однако, нарушая мирные договоры, католики продолжали преследовать православных. В конце 1450-х гг. на острове Пиирисаар на Чудском озере была сожжена православная церковь , в марте 1463 г. католики напали на крепости Кобылы и Колпино, но вынуждены были срочно отступить, так как некий «доброхот из зарубежья чудинь» своевременно сообщил об этом псковичам. Псковский князь выступил против рыцарей, и они, запросив мира, в 1463 г. обязались князю соблюдать заключенный на реке Нарве договор в оставшиеся до его истечения девять лет, а русский конец в Дерите, где торговали русские купцы и возвышались православные церкви, «держать по старине и по старым грамотам», в течение всего периода господства католической Церкви в Прибалтийском крае русские поселенцы не прекращали отношений с соотечественниками в Новгороде и Пскове, хранили православную веру, несмотря на постоянные притеснения со стороны ливонских властей и католических епископов. Православные епископы в Новгороде и Полоцке, в чьем ведении находились православные приходы Прибалтийского края, не могли защитить свою паству в Ливонии, но поддерживали ее духовно в это трудное время. Реформация в Эстонии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Борисович 1605. Лжедимитрий 1605–1606. Василий Иоаннович Шуйский 1606–1610. Междуцарствие 1610–1613. Михаил Феодорович Романов 1613–1645. Алексий Михайлович 1645–1676. Феодор III Алексеевич 1676–1682. Иоанн V и Петр I Алексеевичи 1682–1689. Петр I царь 1689–1721. Митрополиты В Киеве: Св. Михаил 988–992. Леонтий 992–1008. Иоанн I 1008–1035. Феопемпт 1035–1049. Св. Иларион 1051–1054. Ефрем 1055. Георгий 1062, † после 1072. Св. Иоанн II 1077–1088. Иоанн III 1089–1090. Св. Ефрем 1091–1096. Николай 1097–1104. Никифор 11104–1121. Никита 1122–1126. Вдовство 1126–1130. Михаил 1130–1145. Климент 1147–1155. Константин I 1156–1159. В Киеве же: Феодор 1161–1163. Иоанн IV 1164–1066. Константин II 1167, † после 1172. Никифор II упомин. с 1182–1197. Матфей упоминается в 1201, † 1220 г. Кирилл I 1224–1233. Иосиф 1237–1240. В Киеве и Владимире по переменно: Кирилл II 1243–1280. Во Владимире: Св. Максим Грек 1283–1305. Св. Петр с 1368 по 1325 по Владимире, с 1325–1326 в Москве. В Москве Св. Феогност 1328–1353. Св. Алексий 1354–1378. Св. Киприан 1380–1385. Пимен 1385–1390. Св. Киприан вторично 1390–1406. Св. Фотий 1410–1431 (рукоположен 1408)., Исидор 1437–1441. Сн. Иона 1449–1461 . Феодосий 1461–1465. Филипп I 1465–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима 1491–1494. Симон 1496–1511. Варлаам 1511–1522. Даниил 1522–1539. Иоасаф 1539–1543. Макарий 1543–1564. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп II 1566–1569. Кирилл III 1570–1577. Антоний 1577–1580. Дионисий 1581–1586. Патриархи Иов с 1586 митрополит, с 26 января 1589–1605 патриарх. Игнатий лжепатриарх 1605–1606. Гермоген 1606–1612. Междупатриаршество 1612–1619. Филарет Никитич 1619–1633. Иоасаф I 1634–1641. Иосиф 1642–1652. Никон 1652–1658. Питирим митрополит крутмцкий правитель 1658–1667. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким 1674–1690. Адриан 1690–1700. Стефан Яворский местоблюститель патриаршего престола 1700–1721. С 1721 Св. Синод в Петербурге. Императоры в Петербурге Петр I 1721–1725. Екатерина I Алексеевна1725–1727. Петр Алексеевич 1727–1730.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2051 Алцебиадес. – Алкивиад (ок. 450–404 до н. э.), афинский политический деятель и пол- ководец, ученик Сократа. 2054 Каролус, перьвый от фряг римский кесарь... – Вероятно, речь идет об императоре Священной Римской империи Карле V (1500–1558), который одновременно (как Карл I) был королем Испании. 2063 «Слушайте Закхея, слушайте!» – В Евангелии рассказывается, что начальник мытарей в Иерихоне Закхей был мал ростом, поэтому он влез на смоковницу, чтобы увидеть проходившего Иисуса Христа (см.: Лк. 19:1–10 ). 2098 Сцыпион Африкан... – Сципион Африканский Старший (235–183 до н. э.), крупный римский полководец. 2099 ...ко Енниушу поэте, – Квинт Энний (239–169 до н. э.), римский поэт и драматург, был близок со Сципионом Африканским Старшим, которому посвятил поэму «Сципион». 2101 Аристипп философ... – Аристип из Кирены (ок. 435–360 до н. э.), древнегреческий философ, основатель гедонической философской школы. 2104 Диоген... – Диоген Синопский (404–323 до н. э.), древнегреческий философ, ученик основателя школы киников Антисфена. 2115 Михаил по реклу Ангел. – Микеланджело Буонарроти (1475–1564), итальянский скульптор, живописей, поэт позднего Возрождения. 2149 Коллимах именем рецептор кролевский... – Итальянский гуманист, поэт и прозаик Филипп Буонакорси Каллимах (1437–1496), в 1468 г., спасаясь от папских преследований, бежал из Италии, в 1470 г. укрылся в Польше, где стал воспитателем сыновей польского короля Казимира Ягеллончика. 2168 …Антиох... – Антиох III Великий (242–187 до н. э.), царь эллинистического государства Селевкидов. Потерпел поражение в войне с римлянами (192–188 до н. э.). 2169 Вопроси же Антиох Аннибала... – Ганнибал (247/246–183 до н. э.), полководец и карфагенский государственный деятель. В 195 г. до н. э. бежал к Антиоху III и стал его военным советником. 2179 ...пред краля Алфонса... – Альфонс V Великодушный, король Арагонии и Сицилии (1416–1458), он же Альфонс I – король обеих Сицилий (1442–1458). Окружил себя учеными, поэтами и художниками. 2180 ...Алфонс Соломону судом сим подража...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

список (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 153) - сербский 1-й четв. XV в., имеет афонское происхождение; древнейший русский (ГИМ. Увар. 63-F/Леонид 337) датируется 1437-1438 гг.- Hannick. s. 187, N 183). Слав. перевод службы Г. Б. выполнен не позднее 2-й пол. XI в., старшие списки в составе древнерус. Миней служебных новгородского происхождения - РГАДА. ф. 381, 99, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 163. 1-я. пол. XII в. ( Сергий (Спасский). Т. 1. С. 480). Перевод службы Трем святителям связан с переводом Миней по Иерусалимскому уставу и выполнен в 1-й пол. XIV в. на Афоне. Посвящения храмов (даже придельных) Г. Б. в слав. мире достаточно редки. Так, в Ростове (т. н. Григорьевский затвор), вероятно, в XIV в. (не позднее 1386) был основан мон-рь, известный в то время своим книжным собранием ( Зверинский. Т. 3, 1568). Здесь, согласно Житию, не позднее 1365 г. принял постриг прп. Стефан Пермский . Место мон-ря отмечено существующей ныне каменной ц. во имя Г. Б., 1670 г., входящей в ансамбль ростовского архиерейского дома. Г. Б. был посвящен также мон-рь в Твери, известный с 1446 г. и запустевший во время Смуты ( Зверинский. Т. 3, 1567). Ц. во имя Г. Б. не позднее XVI в. существовала в Окольном городе Пскова ( Малков Ю. Г. План Пскова конца XVII в. («икона Жиглевича»)//Древний Псков: история. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1986. С. 284-285). Заметно больше посвящений мон-рей и храмов во имя Трех святителей. Мон-ри известны в новгородских пределах (Отенский (не позднее 1420) - Зверинский. Т. 2, 1031), под Псковом (Спасо-Елеазаров Великопустынский (1447) и Васильевский с Болота (не позднее 1627) - Там же. Т. 1, 444; III, 1466), близ Шенкурска (Варлаамиев Важский (1426) - Там же. Т. 2, 659) и др. Храмы существовали в Киеве ( Зверинский. Т. 2, 691), Москве (придел кремлевского Спасо-Преображенского собора), Новгороде (придел ц. Климента на Иворовой ул.- Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. С. 77, 106), Пскове (придел ц. Богоявления с Запсковья, 1496), Твери (в загородной резиденции Тверских епископов, с. Трёхсвятском - Зверинский. Т. 2, 1202) и др. А . А . Турилов Гимнография Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) Богородица, свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст. Складень. XIV в. (Музей Виктории и Альберта Лондон) В Иерусалиме в доиконоборческую эпоху, согласно иерусалимскому Лекционарию V-VII вв., сохранившемуся в груз. переводе ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32), память Г. Б. могла совершаться 25 янв. или 24 сент. В К-поле в IX-XI вв., согласно Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 211), 25 янв. пелось торжественное последование в честь святого; на утрене на Пс 50 указан тропарь 1-го гласа Ο ποιμενικς αλς τς θεολογας σου (        ), чтения литургии: прокимен 7-го гласа из Пс 63 или 1-го гласа из Пс 48; 1 Кор 12. 7-11 или 16. 13-24, аллилуиарий со стихом из Пс 77; Мф 4. 25-5. 12a; причастен: Пс 111. 6b.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Весной 1491 г. архим. Афанасий (Щедрый) после перенесения обители из Московского Кремля по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича «заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисус Христа». Освящение ее состоялось 18 сент. 1496 г. (обзор летописных сведений см.: Подъяпольский. 1994. С. 186). При натурном исследовании зап. галереи существующего здания собора XVII в. были открыты 8-гранные кирпичные колонны (впервые обнаружены Л. В. Далем в 1875), завершенные белокаменными резными капителями (полностью раскрыты в 1937 П. Д. Барановским ), сохранившиеся в позднейшей кирпичной кладке. Н. Н. Померанцев, исследовавший кладку собора в 1947 г. и опубликовавший фотографии колонн, атрибутировал их как части собора 1491 г. и предположил, что это 1-я галерея в рус. зодчестве (вероятно, он имел в виду московский период, см.: Померанцев. 1951). Исследования были продолжены во 2-й пол. XX в. С. С. Подъяпольскому удалось показать, что собор 1491-1496 гг. был поставлен на подклет и с запада располагалась галерея с аркадой. Также он примерно определил протяженность зап. фасада собора и реконструировал план и фасад соборной паперти. Глубина паперти составляла ок. 4 м, а по наружному контуру вместе с лестницей - 7,5 м, ширина по фронту - ок. 13 м. Размеры храма были вдвое меньше размеров ныне существующего и сопоставимы с размерами храма Спаса на Бору в Московском Кремле, выстроенного в 1527 г. на первоначальном месте Н. П. м. ( Подъяпольский. 1994. С. 192-195 и др.). В историографии выдвигалось предположение о возведении собора в 1491-1496 гг. итал. зодчим ( Морозов. 1982. С. 18; Подъяпольский. 1994. С. 195), основанное на стилистическом анализе, который не подтвержден сведениями из письменных источников. В кратком комментарии П. М. Строева к указателю к кн. «Выходы государей...» содержится ошибочная информация (вероятно, опечатка) об освящении основанного в 1491 г. храма в Н. П. м. 18 сент. 1596 г., причем со ссылкой на труд Н. М. Карамзина ( Карамзин. ИГР. Т. 6. С. 342. Примеч. 629: приведена летописная статья об освящении храма 18 сент. 1496); см.: Выходы государей. 1844. Указатель. С. 89). Вероятно, из «Выходов государей...» эта информация перекочевала во 2-е издание очерка И. М. Снегирёва, в котором наряду с указанием на освящение каменной монастырской церкви «при архимандрите Афанасии Щедром… митрополитом Симоном» в 1497 г. сказано, что «в летописи упоминается об освящении его, конечно, после возобновления или перестройки, 1596 г. сент. 18» ( Снегирёв. 1863. С. 25; в издании очерка 1843 г. об этом не упом. ( Снегирёв. 1843. С. 41)). Небрежность в тексте, допущенная Строевым, воспринятая Снегирёвым как достоверный факт, стала тиражироваться, с дальнейшим изменением и без того неверной даты (1569 вместо 1596) превратившись в историографическое недоразумение, результатом которого стало утверждение об очередном освящении соборного храма Н. П. м. 18 сент. 1569 ( Дмитриев. 1909. С. 26; Памятники. 2000. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

3896 «В Рязани Семионъ поп мирскии на Коломне бывал, потом в чернцех был у митрополита» (Софийская Вторая лет. под 1481 г.; ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 312). «Рукоположен во епископа в 1481 году митрополитом Геронтием (1473–1489). После смерти митрополита Геронтия более года митрополичья кафедра оставалась незанятой, Новый митрополит Зосима (1490–1494) был из архимандритов Симонова монастыря и тайным последователем Новгородско-Московской ереси. Епископ Симеон присутствует на Соборе 1490 года, который осудил новую ересь, а еретиков отлучил от церкви и предал проклятью. В 1485 году рязанской княгиней Анной Васильевной соборный Успенский храм (ныне Христорождественский собор) передана пелена (воздух), где на тафте с помощью шитья разноцветными шелковыми и золотыми нитями изображена Тайная вечеря. Помимо высоких художественных качеств (подобные работы выполняли, как правило, монахини), на пелене шитьем сделана надпись, ценная и как документ, и как свидетельство высокого уровня образования местной высшей власти. Вот содержание этой надписи: «В лето 6993 (1485 Индикта 3, сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Переславле Рязанском замышленьем Благородные и Благоверные и Христолюбивые Великие Княгини Анны, и при ея сыне Благородном и Благоверном и Христолюбивом Князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончен сей воздух в лето 94 (1486) Сентемврия 30 дня на память Святаго Священномученика Григория Великия Армении». При епископе Симеоне в 1487 году произошло очень важное событие: явление чудотворной иконы Божией Матери Феодотьевской. Епископ Симеон скончался в конце 1496 года и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля» (Рязань Православная/Автор-составитель Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 138). 3897 «Рукоположен во епископа в 1496 году митрополитом Московским Симоном (1496–1511). Рязанской епархией управлял почти 20 лет. В 1500 году скончался великий князь рязанский Иван Васильевич, а в 1501 году скончалась мать его, великая княгиня Анна Васильевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010