Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «АРХИВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ» («Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов, Высочайше утвержденною при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе» - АЮЗР), сб. документов по церковной, политической и экономической истории Украины и Белоруссии XIII-XVIII вв. (К., 1859-1914. 35 т. в 36 кн.). Главным источником для издания АЮЗР служили материалы Киевского центрального архива, а также документы, поступившие в Киевскую комиссию от мон-рей, учреждений и частных лиц. АЮЗР состоит из 8 частей. 1-я ч. (12 т.) посвящена истории Православия в Юго-Зап. России в кон. XV - XVIII в. В этой части опубликованы документы Брестских Соборов , материалы, относящиеся к деятельности архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) (Т. 1-3), документы по истории унии и правосл. Церкви в 1648-1798 гг. (Т. 4), материалы, связанные с восстановлением правосл. иерархии в Западнорусской митрополии и подчинением ее Московскому Патриархату (1620-1694). Значительный интерес представляют документы по истории отношений между Западнорусской митрополией и вост. правосл. Патриархами в 1620-1678 гг. (Т. 5), документы 1372-1648 гг. о религ. ситуации в Юго-Зап. Руси, в т. ч. о деятельности социниан (Т. 6), памятники полемики православных с униатами и протестантами в XVI-XVII вв. (Т. 7, 8. Вып. 1), сочинение Киевского митр. свт. Петра (Могилы) «Лифос» с возражениями и замечаниями Кассиана Саковича (Т. 9), документы за 1423-1714 гг. по истории Православия в Галиции (Т. 10), материалы, относящиеся к истории Львовского братства (Т. 11, 12). 2-я ч. (3 т.) включает в себя протоколы и постановления провинциальных шляхетских сеймиков за 1569-1726 гг., в т. ч. документы, характеризующие отношения шляхетства и магнатов к религ. вопросам. 3-я ч. (6 т.) содержит материалы о казаках (Т. 1, 2), гайдамаках (Т. 3), о времени Б. Хмельницкого (Т. 4), о мнимом заговоре 1789 г. рус. правительства, западнорус. крестьянства и правосл. духовенства для «истребления» местной католич. шляхты (Т. 5), а также документы по истории Украины в 1649-1660 гг. из гос. архива Швеции (Т. 6). В 4-й ч. (1 т.) опубликованы материалы по генеалогии укр. и белорус. шляхетских родов с указанием времени их перехода в католичество или унию. В 5-й ч. (2 т. в 3 вып.) содержатся документы за 1432-1798 гг. по истории укр. и белорус. городов (Т. 1), переписка евр. населения Юго-Зап. края во 2-й пол. XVIII в. (Т. 2. 2 вып.). 6-я ч. (2 т.) посвящена экономическому и юридическому положению крестьян на западнорус. землях в XVI-XVIII вв., 7-я ч. (3 т.) - заселению Юго-Зап. России в сер. XIII - кон. XVIII в. В 8-й ч. (6 т.) опубликованы акты, относящиеся к истории местного управления и сословной организации населения (Т. 1, 2), материалы по брачному праву и семейному быту в XVI-XVII вв. (Т. 3), акты по истории землевладения в XV-XVIII вв. (Т. 4, 6), документы укр. администрации XVI-XVII вв. (Т. 5).

http://pravenc.ru/text/76480.html

207-214 214-215 КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА Никифорович Петриченко (1869-1937), свящ. , сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 215-216 КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873-1930), иером., прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА (Магда Павел Степанович; 1904-0937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 216-217 КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский 217-221 221-222 КОСМА III (II) († 1736), 3-й патриарх К-польский (1714-1716), 2-й патриарх Александрийский (1712-1714, с 1723) 222-223 223-224 224-225 КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 225-226 КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 226-250 КОСМА И ДАМИАН бессребреники Аравийские (пам. 17 окт.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Асийские (пам. 1 нояб.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Римские (пам. 1 июля) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 250-252 252-253 253-261 261-263 263-264 КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ [Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер 264-269 КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме)

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

В апр. 1633 г. во львовской Успенской ц. И. возглавил хиротонию Петра (Могилы) в Киевского митрополита. В хиротонии также участвовали посвященные патриархом Феофаном епископы Авраамий Стагонский (бывш. епископ Пинский и Туровский), Исаакий (Борискович-Чернчицкий) (бывш. епископ Луцкий) и Паисий (Ипполитович-Черковский) (бывш. епископ Холмский). На церемонии присутствовал Молдавский митр. Варлаам, а также черное и белое духовенство со всей митрополии. И. были посвящены изданные иером. Памвой (Берындой) книги «О священстве» свт. Иоанна Златоуста (1614) и «Вирши на Рождество Христа Бога» (1616). В 1639 г. типограф Михаил Слёзка опубликовал панегирик в честь И., к-рый католич. консистория признала оскорбительным для Папского престола, прилюдно сожгла 1 экз. книги, а остальные потребовала уничтожить. День смерти И. неизвестен. Львовская летопись утверждает, что он скончался в среду, в день памяти вмч. Феодора Тирона (17 февр.), митр. Макарий (Булгаков) называл 1 марта, А. С. Петрушевич и Д. И. Зубрицкий - 12 марта 1641 г. И. был погребен в приходской церкви с. Жолчев (ныне Ивано-Франковская обл.). Ист.: АЗР. 1851. Т. 4. С. 164; Петрушевич А. С. Сводная Галицко-русская летопись: С 1600 по 1700 гг. Львов, 1874. С. 87-91; АрхЮЗР. 1904. Ч. 1. Т. 10: Акты, относящиеся к истории Галицко-рус. правосл. Церкви (1423-1714). С. 128, 130; Welykyj A. G. Prima Unio Eparchiae Leopoliensis (1607)//Analecta OSBM. 1954. Sect. 3. Vol. 4: (1740-1769). P. 553-567; Бевзо О. А. Льbibcьkuй лimonuc i Острозький лimonuceць. К., 19712. С. 177; Зубрицький Д. И. Xpohika мicma Львова. Льbib, 2002. С. 259. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 205-206, 254-255; Чистович И. А. Очерк истории Западнорус. Церкви. СПб., 1884. Ч. 2; Петров Н. И., Городецкий М. И. Подолия: Ист. описание/Изд.: П. Н. Батюшков. СПб., 1891; ППБЭС. Т. 1. С. 1040, 1041; РБС. Т. 8. С. 165; Блажейовський Д. Т. Киïвськоï Церкви: 861-1996. Льbib, 1996. С. 232. С. С. Лукашова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель

http://pravenc.ru/text/293656.html

Г. хотел, чтобы после его смерти Львовским епископом стал архим. Исаия (Балабан), но по соглашению с братством в 1602 г. был вынужден разрешить проведение выборов архиерея. Исаия (Балабан), еще в 1595 г. получивший королевскую грамоту, по к-рой мог наследовать Львовскую кафедру, после кончины Г. повел себя как нареченный епископ и разослал духовенству приглашение на выборы, но в результате противодействия Успенского братства новым епископом стал Иеремия (Тиссаровский) . Сохранились сведения о родственниках Г. (помимо названных выше), принимавших активное участие в его делах: о братьях Василии и Юрии, племяннике Гедеоне, архим. Жидичинского мон-ря. Ист.: АЗР. Т. 4. СПб., 1851; АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской правосл. Церкви (1423-1714). К., 1904; Monumenta confraternitatis stauropigianae leopoliensis/Ed. W. Milkowicz. Leopolis, 1895. Лит.: Левицкий О. И. Внутреннее состояние Западнорус. Церкви в Польско-Литовском гос-ве в кон. XVI в. и уния. К., 1884; Петров Н. И. Львовский еп. Гедеон Балобан и его деятельность в пользу Православия и рус. народности в Галиции и Юго-Зап. крае России//ПРСЗГ. 1885. Т. 8; Гильтебрандт П. А. Гедеон Балабан и его три книги//Памятники полемич. лит-ры в Зап. Руси. Кн. 3. СПб., 1900. (РИБ; Т. 19); Ykpaïhcьki письменники: Бioбiблiorp. словник/Ред. Л. Е. Махновець. К., 1960. Т. 1; Дмитриев М. В. , Флоря Б. Н. , Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. М., 1996; Макарий. История РЦ. Кн. 5. М., 1996 (по указ.); Лукашова С. С. Конфликт Львовского еп. Гедеона Балабана и Успенского братства//Славянский альманах, 1999 г. М., 2000. С. 36-52; она же. «Мы, нижей подписанные» - Львовский синод 1595 г. в истории Брестской унии//Славянский альманах, 2000 г. М., 2001. С. 12-20; Cilwicka M. Prawosawny ród Baabanów//Koció prawosawny w dziejach Rzeczypospolitej i krajów ssiednich. Biaystok, 2000. S. 204-217. С. С. Лукашова

http://pravenc.ru/text/161861.html

1 авг. 1535 г. наместником митрополита в бывш. Г. е. стал М. Тучапский (см. Макарий (Тучапский) ), в окт. 1539 г. с согласия королевской власти назначенный епископом «митрополии Галицкой», Львовским и Каменец-Подольским, хиротония состоялась 22 февр. следующего года в Киеве (см. Львовская и Галицкая епархия ). В 1686 г., после присоединения Западнорусской митрополии к Московскому Патриархату, Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) от имени правосл. епископов Луцкого, Перемышльского и Белгородского обратился к Московскому патриарху Иоакиму с просьбой об учреждении в подчинении Московского патриарха Галицкой митрополии на территории Речи Посполитой. Это было невозможно осуществить из-за активного противодействия польск. властей контактам православных Польско-Литовского гос-ва с иерархами Поместных Православных Церквей и агрессивного насаждения унии и католичества. В 1691 г. открыто присоединился к унии Перемышльский еп. Иннокентий (Винницкий), тайно перешедший в унию в 1681 г., в 1700 г. объявил о присоединении к унии Львовский еп. Иосиф (Шумлянский), являвшийся тайным униатом с 1677 г., в 1701 г. принял унию Луцкий еп. Дионисий (Жабокрицкий). Ист.: Miklosich, M ü ller. 1862. T. 2; ПДРКП; АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904; Ykpaïhcьki грамоти. К., 1928. Т. 1 (XIV - пол. XV в.)/Изд. В. Розов. 28. Лит.: Макарий. История РЦ. Кн. 3, 5 (по указ.); Павлов А. С. О начале Галицкой и Литов. митрополии и о первых тамошних митрополитах, по визант. докум. источникам XIV в. М., 1894; Fijalek J. Biskupstwa greckie w ziemiach ruskich//Kwartalnik hist. 1897. 1; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. Т. 3: (До року 1340). Льbib, 1905; Т. 5: Cycniльho-noлim. i церк. ycmpiй i biдhocuмu в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Льbib, 1905; Chodynicky K. Kocio prawosawny a Rzecz Pospolita Polska: Zarys hist., 1370-1632. Warsz., 1934; Мейендорф И. , прот. Византия и Моск. Русь: Очерк по истории церк. и культурных связей в XIV в. P., 1990; Яковенко С. Г. Западнорус. Церковь в посл. трети XVII в.// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 541-543; Ючас М. А. Галицко-Волынская Русь и проблема христианизации Литвы во 2-й пол. XIV в.//Вост. Европа в ист. ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. П., 1999. С. 262-269; Флоря Б. Н. Правосл. мир Вост. Европы перед историческим выбором: (XIV-XV вв.). В печати.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Мон-рь в Словите хранил верность Православию до 1718 г., Креховская Николаевская обитель сопротивлялась введению унии до 1721 г. Во 2-й пол. XVIII в. на галицких землях действовал 1 правосл. храм - в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту . В 1717-1771 гг. в связи с попытками польск. олигархии противостоять распаду Речи Посполитой, испытывавшей в то время глубокий внутриполитический кризис и давление со стороны более сильных соседей - Пруссии и России, польск. шляхта и католич. духовенство проводили открытое гонение против православных. Развернутое обоснование этой политики дал виленский каноник иезуит Жебровский в «Проекте уничтожения греко-российского вероисповедания в польских владениях» (1717). Он писал о том, что процветанию Польши препятствует «разность веры», поэтому «государственные чины и каждый поляк... должен поставить себе в обязанность, чтобы греческое вероисповедание, латинскому противное, всячески выводить, то презрением, то преследованием, то притеснением тех, которые держатся оного, и другими... действительными средствами» (цит. по: «Жебровский. Проект (иезуитский). Об уничтожении греко-российского вероисповедания»/Публ. текста и ввод. ст. И. Н. Слюньковой (в печати)). При этом обращение в унию рассматривалось как этап к принятию католичества. Ист.: АЮЗР. Т. 10. Ч. 1: Акты, относящиеся к истории Галицко-руской православной Церкви (1423-1714). К., 1904. Лит.: Грушевський М. , Левицький О. Poзbiдku про цepkobhi biдhocuhu на Ykpaïhi-Pyci, XVI-XVIII вв. Льbib, 1900; Грушевський М. С. Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 1905. Т. 3 (до poki 1340); Т. 5: Cycniльho-noлim. i церк. ycmpiй i biдhocuмu в укр.-рус. землях XIV-XVII вв. Льbib, 1905; Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси: Сб. мат-лов и исслед. СПб., 1907 [Библиогр.]; Пашуто В. Т. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Abraham W. Powstanie organizacji Kocioa aciskiego na Rusi. Lwów, 1904. T. 1; Wodarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1966; Kpuжahibcьkuй О. П. , Nлoxiй С. М. Icmopiя Церкви та peлiriйhoï думки в Украïни.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Из всего сказанного приходится сделать тот вывод, что древнейшая редакция грамоты Владимира содержится в летописях, восходящих к летописи, составленной в 1423 г. Обращаясь к вопросу о подлинности этой древнейшей редакции, мы должны прежде всего определить состав летописи 1423 г. Летопись эта до нас не дошла, но её определить можно на основании более поздней летописи, т. н. Никоновской, составленной также в Москве. Я не имею возможности здесь кратко изложить те данные, которые привели меня к убеждению, что Никоновская летопись составлена между 1490 и 1505 годами. 2344 Если так, то в руках составителей могли находиться весьма многие древние памятники, не дошедшие до нас. Затем, есть указания, свидетельствующие о том, что состав Никоновской летописи, по крайней мере, до 1412 г. представлял собою нечто цельное. —142— 1) В различных местах летописи мы встречаем одну и ту же морализацию по поводу казни еретиков, принадлежащую, очевидно, перу одного составителя летописи: по поводу казни епископа Феодора в 1171 г. и казни стригольников в 1375 г. приведен один и тот же евангельский текст, отсутствующий в других летописях. 2345 2) Из многочисленных и подробных известий Никоновской летописи о митрополите Фотии, отношение к которому летописца отличается особенною почтительностью, видно, что часть летописи с 1410 по 1431 г. составлялась людьми близкими к митрополиту и горячими его поклонниками. А так как свод 1423 г. был составлен по поручению митр. Фотия, то отсюда следует, что этот свод был одним из источников Никоновской летописи. 3) В статьях, составленных в 1423 г. и помещенных в новгородских летописях XV в., первыми митрополитами на Руси названы Леонтий, Михаил, Иоанн; они же названы и в перечислении Никоновской летописи. Летописным сводам XIV в. эти имена вовсе неизвестны, и составленный в Новгороде ок. 1421 г. перечень митрополитов называет первым русским митрополитом Феопемита, о котором есть известие в Лаврентьевском и т. п. списках. Нет никакого сомнения в том, что списки различных должностных лиц составлялись по летописным известиям. А известия о первых трех митрополитах находятся в Никоновской летописи; следовательно, те же самые известия были помещены и в своде 1423 г. Но следует заметить, что новгородские летописи первым митрополитом ставят Леонтия, между тем как Никоновская летопись – Михаила. Сравнивая выражения этих летописей, мы должны отдать предпочтение Никоновской летописи. В новгородских летописях читается следующее: «А се русьстии митрополити: Леонтий, Михаил, Иоанн»… В Никоновской летописи выражение более обстоятельно: «Имена митрополитом русским от крещения Владимирова и доныне. В лето 6496, 1. Михаил; 2. Леоньтий; 3. Иван». Итак, Никоновская летопись сохраняет след работы, исполненной составителем перечня, который взял указание года, конечно, из летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

173 По свидетельству Курбского (Сказан. стр. 135), Феодорит и Иосаф Белобаев оправдывали Артемия и наоборот обличали Нектария. Тогда Суздальский епископ сказал, что „Феодорит давний согласник и товарищ Артемиев; негли и сам еретик есть“. Феодорита осудили и сослали в Кириллов монастырь (Ibid. стр. 136), откуда он через полтора года был освобожден (Ibid. стр. 137). 179 При этом нужно принять во внимание, что у Артемия были близкие сношения с еретиками, как это можно видеть из оговора Башкина, из одного литовского послания, писанного, вероятно, к Феодосию Косому, которого он называет сообщником в страданиях, и замечает, что он (Артемий) прежде в неких речах не разнствовал с неправедными науками. Р. И. Б. IV т. ст. 1420. 180 Вероятно, на соборе дело приняло такой оборот, что Артемий принужден был сознаться в своих грехах. 183 Может быть, разговор митрополита с Артемием был и не в это время, а в какое-нибудь другое, наприм., во время обвинения Артемия Башкиным, или во время осуждения Башкина, но мы в данном случае следуем тому порядку, в каком излагаются обвинения в соборной грамоте. 184 Нужно думать, что Артемий отказался от Порфирия на первых допросах. Известно, что первоначально навлек на него подозрение сам Порфирий своими разговорами с Симеоном, Сильвестром и царем, поэтому естественно, что на первых допросах Артемию и предложили вопрос относительно знакомства и близких отношений его к Порфирию, но он из желания оправдаться отказался от него. 194 Это мы утверждаем на том основании, что послание писано к кому-нибудь из двоих: или к Игнатию, или к Феодосию и, вероятно, к последнему. Г. Лебедев в статье: „Макарий митрополит всероссийский“ (Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1880 г. сентябрь) полагает, что в данном послании Артемий ясно выражается „о своем прежнем сочувствии к Лютеранским идеям“. „На л. 183“, говорит г. Лебедев, „этот собрат называется, „Господине Симоне“; на л. 185 говорится, что он впал в лютеранизм“ (л. 183 рукописи=1423 ст. Р. И. Б.; л. 185 р.=1426 ст. Р. И. Б.). Но это положение г. Лебедева ошибочно: им смешаны два различных послания: к Феодосию Косому (1420–1423 ст. Р. И. Б., а рук. л. 180 об.,–182 об), и к Симону Будному (1423–1432 ст. Р. И. Б., а рук. л. 183–189 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Tomus contra Gregorium Palamam [Jul. 1347], 150, 877–91. T TARASIUS СР., patr., 784–806, 98. Apologeticus ad populum (Mansi), 1423–28. Epistolæ 1–7 (Mansi). 1. Imperatoribus, 1423–36. 2–3. Hadriano papæ, 1435–42, 1441–52, 4 .    Joanni Hegumeno, 1451–60. 5 .    Ad patriarchas Alex., Ant. et Hier., 1459–68. 6 .    Summi sacerdotes Orientis ad Tarasium, 1467–76. 7 . Ad episcopos Siculorum, 1477–80. In S. Deiparæ præsentationem (Ballerini), 1481–1500. . Vita, auctore Ignatio, 1385–1424. Notitia G., 1371–72; FH., 1371–76. AA.SS. Comm. prævius in vitam, 1375–86. TARCHANIOTES. Vide LAMPENIUS. TATIANUS, s. II, 6. Oratio adversus Græcos (Maran), 803–88. Nolte emendationes, 1737–44 (1743–501; scholia ex Paris, gr. 174, 1805–8 Index græcitalis, 1605–10. Index scriptorum laudatorum (Nolte), 1817–20 Index rerum, 1611–78 Fragmenta, 1801–2. Nolte emendationes, 1801–6 Maran. Præfatio generalis, t. 6. TELESPHORUS, papa, s. II, 5. Epistola (Mansi), 1081–88. Notitia ex Libro pontificali, 1079–80. TELICUDES. Vide CALLISTUS. THALASSIUS abbas, s. VII, 91. Centuriæ 1–4, 1427–70. Notitia G., 1423–4; FH., 1425–8. THALASSIUS СР., s. V, 91. Libellus ad Theodosium imperatorem (Mansi), 1471–80. THEODORA, imperatrix 1284. Confessio de rebus ecclesiasticus (Iriarte), 144, 792–4. THEODORETUS Cyri, ср., s. V, 80–84. (Ex editione Schulze; t. 84 est auctarium Garnerii a S. recognitum.) Exegeticä Quæstiones in Octateuchum, 80 (I), 75–528. In Genesim, 77–226.. In Exodum, 225–98. In Leviticum, 297–350. In Numeros, 349–400. In Deuteronomium, 399–456. In Josue, 457–86. In Judices, 485–518, fg. 104. 393–4. In Ruth, 517–28, fg. 104, 394–5. Quæstiones in libros Regum et Paralipomenon, 527–858. In I Regum, 527–96. In II Regum, 597–668. In III Regum, 667–744. In IV Regum, 745–800. In I Paralipomenon, 801–18. In II Paralipomenon, 819–58. Interpretatio in Psalmos, 857–1998; 84, 19–32. πινξ τϖ υ ψαλμϖ ν, 80, 1997–1202. Schulze præfatio ad t. I, 80, 21–28. In Canticum, 81 (II), 27–214. In Prophetas, 215–1988. In Isaiam, 215–494.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Король стремился поставить на ключевые церковные кафедры своих сторонников, чтобы противостоять усилившемуся в 20-х гг. XV в. влиянию малопольской знати во главе с О. После кончины архиепископа Гнезно и примаса Польши Николая Тромбы († 1422) король намеревался возвести на Гнезненскую кафедру Войцеха Ястшембца, еп. Краковского (1412-1423), а Краковское еп-ство отдать подканцлеру коронному Яну Шафранцу. Предполагалось, что О. возглавит королевскую канцелярию (эту светскую должность обычно занимали духовные лица). Эти планы претерпели изменения в февр. 1423 г. под давлением семейств малопольск. магнатов - Тенчинских и Тарновских, опасавшихся нараставшего влияния рода Шафранцев. В результате Я. Шафранец возглавил королевскую канцелярию, а Краковскую кафедру занял О.: 9 июля 1423 г. он получил назначение от папы Римского Мартина V (1417-1431), 18 дек. состоялось его рукоположение во пресвитера, на следующий день - во епископа (рукоположение совершил Ян из Жешува, архиеп. Львовский (1414-1436)). После смерти Витовта (1430) литов. князья и бояре добились у короля признания вел. князем Литовским его брата - Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича ( Nikodem. 2003. S. 5-31; B aszczyk. 2007. S. 619-624; Полехов. 2015. С. 148-176). Политика Свидригайло была направлена гл. обр. на отдаление литов. земель от Польского королевства. Это не устраивало О. и его окружение. Для дискредитации Свидригайло О. пытался использовать религ. вопрос: в янв. 1432 г. он направил кард. Дж. Чезарини, главе Базельского Собора , письмо, в котором обвинил Свидригайло в покровительстве «схизматикам» ( Dlugossius. 1997. T. 7 [Lib. 11]. P. 303; в действительности эти обвинения были безосновательными - Полехов. 2015. C. 148, 246). Конфликт привел к открытому военному противостоянию, когда Свидригайло заключил союз с Тевтонским орденом (этот союз носил оборонительно-наступательный характер и предусматривал обоюдную помощь в случае неприятельской агрессии, в т. ч. и со стороны Польши - см.: Neitmann. 1986. S. 193-197; Полехов.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010