прот. Иоанн Козлов Безпоповские ереси а) Несторианская – в содержании ее обличал Аввакума и Лазаря диакон Феодор – Материалы для истории раскола т. 6 стр. 96, 107, 108 и 535 (выписка см. в ст. «клятвы Макария и соборов»). б) Иреней Лионский обличал, как еретиков, тех, кои не следуют пресвитерам, имеющим преемство епископов – кн. 4 гл. 26 стр. 498, a по изд. 1900 г. стр. 387 (выписка в статье « Церковь » против австрийцев § 3) . в) Беспоповцы не причащаются, а таковых Матфей правильно называет еретиками – Синтагма, буква Α. гл. 2 стр. 24 (выписка в статье «Причащение» A § 14) . г) Они учат только о необходимости внутренней жертвы, а в Баронии читаем: «дабы не глаголал еретик, яко церковь Христова не имать внешния жертвы, еже есть противно истине и всей древности» лето 260. ч. 8 л. 165 об. Апостол Толковый зач. 150 л. 548 об.: «еще глаголют еретицы да тело и душу нашу, а не Господне тело Господу Богу приносимо». д) Отвергая «священство, беспоповцы имеют ересь Севира, – акефалитов, сиречь безглавных. Четь-Минея, 30 августа, житие Александра, Иоанна и Павла, патр. Константин.. л. 139 об.: «От окаяннаго Севира произыде еретичествование Акефалитов, сиесть безглавных, нареченных тако того ради, яко не хотяху быти под епископами православными начальствующими церквам, якоже глава начальствует прочим членам, но сами себе кииждо начальник и учитель творяшеся по умствованию своея главы бозумныя» ( Озерский 1, 89 ). е) Ересь стригольников и Лютера: Макар. Минея 31 августа, слово м. Фотия на еретиков стригольников (Материалы Зеленкова стр. 93–94, § 170): «Воста та ересь и хула от Карпа диакона стригольника, на церковь Божию, и на архиепископов и на попов, яже нача окаянный хулити и клеветати, яко несть ни единаго истиннаго попа в Московском государстве, понеже поставляеми не поистине, но на мзде. Да еще многое имение собирают, берут бо с живых и мертвых, и ядят и пиют с пияницами, и того ради не подобает к попам каятися, ни крещение от них приимати, ни причащения брати вси бо еретицы постипцы, молебницы и книжницы, аще бо от книг глаголали бы, то кто бы веровал прелести их... Отверже хиротонисанный архиереом священства чин и рукодоложение творити, и вместо совершеннаго рукоположения, простым мужем действовати попусти и (избиратися) им устави. Увы, безумия сих, како дерзостию своею сию православия церковнаго отпадоша, и Лютера еретика ученики сташа, по Люторскому мудрованию священников рукоположенных отрекошася, а сами собою простии рукоположишася и церковная тайны недозволенная им творити дерзнуша».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Отделение I. Церкви в Новгородском Кремле I. Новгородский кафедральный Софийский собор Квдгь святая София, ту Новюрод. Новг. I лет. стр. 33. Первоначальное основание кафедрального собора в Новгороде. Построение нынешнего Софийского собора и бывшие в нем перемены. Устройство собора со вне и внутри. Стенная иконопись в нем. Приделы собора нынешние и прежде бывшие. Колокольня соборная. Надгробные памятники в соборе. Преимущества собора, получаемая им руга и его клир. Древние священные обряды , совершаемые в соборе, и крестные ходы. Первая кафедральная церковь в Новгороде была построена во имя Богоотец Иоакима и Аины первым новгородским епископом Иоакимом Корсунянином, хиротонисанным в 988 году и присланным от равноапостольного князя Владимира в Новгород 101 . По прибытии своем в новую страну, епископ в 989 году, при первом просвещении новгородских Славян – язычников 102 , построил близ своего архиерейского дома церковь Иоакима и Анны 103 . В ней то до построения каменного Софийского собора, совершалась божественная служба; в ней же погребен и сам строитель в 1030 году. Церковь сия находилась хотя и подле нынешнего собора 104 , но не на том месте и не в том виде, в каком теперь находится придельная Иоакимовская церковь . В один год с построением церкви Богоотец Иоакима и Анны устроена тем же епископом Иоакимом Софийская соборная деревянная (дубовая) церковь о 13 ти верхах, которые знаменовали Спасителя с 12 ю Апостолами 105 . Она построена на конце Епископской улицы над рекою Волховом, где после был Борисоглебский храм, что в Каменном городе или Околотке. Церковь Софийская стояла 50 лет, до 4 марта 1045 года, и в это время сгорела 106 . Ныне место сей церкви находится за присутственными местами, у кремлевской восточной стены 107 , близ обыденной церкви Андрея Стратилата. По истреблении в 1045 году пожаром деревянного Сафийского собора, при втором енископе Луке, заложен был в северной половине Кремля, у бывшей Иоакимовской церкви, нынешний каменный собор св. благоверным князем Владимиром, сыном великого князя Ярослава I Владимировича и св. княгини Анны 108 , жившей в Новгороде. Построение собора продолжалось семь лет. Для построения храма и вместе для украшения его были вызваны ца реградские художники. Они, в продолжение семи лет, по словам летописцев 109 , церковь сию устроиша вельми прекрасну и превелику. Образцом для них был с одной стороны храм киевский, устроенный Ярославом Мудрым в 1037 году 110 , а с другой константинопольский 111 , служивший образцем для созидания многих, наших церквей. Новопостроенный по византийскому и вместе киевскому образцу Софийский собор освящен, по повелению князя Ярослава 112 , в 1052 году 14 сентября, вторым новгородским епископом Лукою Жидятою, за 20 дней до смерти самого храмоздателя св. Владимира 113 , когда уже не было в живых матери его св. благоверной княгини Анны, помогавшей сыну в создании храма и скончавшейся 10 Февраля 1050 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1 См. у Смирнова, стр. 1—23. 2 Там же, стр. 25. 3 Георги, Описание народов I, 26. 4 Известия по Казанской епархии. Казань, 1874 г., стр. 220. 5 См. у Смирнова, стр. 26. 6 См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. стр. 14. 7 Немало влияли на черемис и переселенцы, особенно так называемые припущенники — русские. 8 См. у Можаровского — Ход миссии у Казанских инородцев С 1552 по 1867 г. 9 Фирсов. Положение инородцев в русском государстве, стр. 107. 10 Можаровский, стр. 17. 11 Фирсов, стр. 109—180. 12 Там же, стр. 124—127. Благодаря этим мерам в Царевококшайском уезде черемисы почти доселе занимают свои прежние места, хотя процесс просачивания русских в среду инородцев был и здесь и продолжается доселе (см. у Смирнова, стр. 54). 13 См. у Смирнова, стр. 43. 14 Можаровский, стр. 77. 15 Там же, стр. 63. Были и другие печальные явления. Например, свияжский протоиерей Козмин отдавал новокрещенных в крепостные. 16 См. у Смирнова, стр. 45. 17 Из числа черемисских школ особенно достойны упоминания двуклассная Унженская школа, а также Аринская, Ардинская, Пертнурская и др. Еще выше них Бирская учит. семинария, Казанская учит. семинария, имеющая многих черемис в старших классах и начальной школе. Всего же учащихся черемис 31,040, в одной Казанской губернии. 18 Замечательно, что еще средневековый путешественник. Плано-Карпини сказал: получая ответы от чертей, татары думают, что бог говорил с ними, а сего Бога называют Итогою» По-якутски Итык — чтимый, посвященный. Кн. II, гл. 37, стр. 92. Собр. пут. по Татарии, 1825 г. 19 Из лекций в Казанском миссионерском приюте. Казань, 1877 г. стр. 1—27. 20 См. О почитании татарами керемети прекрасную статью Г. Софийского, в Известия по Казанской Епархии 1877 г. 24, стр. 674-G89. 21 См. статью Знаменского в Вестнике Европы, 1868 г. IY. 22 Вестник Европы, 1868 г. стр. 48—49. 23 Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889 г. 24 Невидимый мир по шаманским воззрениям черемис. Казань, 1877 г. 25 Г. Яковлев насчитывает у горных черемис 40 богов, a у луговых 70. См. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887 г. Изд. Мисс. Общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3697...

Герман (Рященцев), еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии Родом из Тамбовской епархии, родной брат архиепископа Варлаама. Обучался в Тамбовской духовной семинарии. В 1902 г. поступил в Казанскую духовную академию, где на первом курсе был пострижен в монашество, а на четвертом – рукоположен во иеромонаха. В 1906 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и 17 авг. назначен преподавателем Псковской духовной семинарии. I дек.1907 г. – инспектор той же семинарии. 30 янв.1910 г. – инспектор Вифанской духовной семинарии. 22 июня 1912 г. – ректор той же семинарии в сан архимандрита. 1917 г. – ректор Владимирской духовной семинарии. Указом от 17 янв.1918 г. определен быть епископом Вольским, вик. Саратовской епархии, но хиротония в этом году по неизвестным причинам не состоялась. 14 сент.1919 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, вик. Московской епархии. 13 июня 1928 г. назначен епископом Вязниковским, вик.Владимирской епархии, но епархией не управлял. В 1936 г. проживал в с. Кочпок, на Севере. Скончался после 1936 г. Труды: «Нравственное воззрение преподобного Симеона Нового Богослова ». «Прав. Собес.» 1907, янв., стр.19 отчет. ВРСХД, 107» стр.72–90. Литература: «Церк. Вед.» 1912, 26, стр.263. -«- 1918, 7–8, стр.36. «Прав. Собес.» 1915, июль-август, 16–17. «Прот. зас. сов. Каз. Д. А.» за 1905, стр.53–54, 56, 161. -»- за 1906, стр.97, 157. «Именной список ректор, и инспектор. Дух. Акад. и семинар., на 1917 год». Петроград, 1917, стр.91. ФПС I, 164, стр.4. ФПС II, стр.2. ФПС IV, стр.3. ФПС V, 60. ФАМ I, 75, стр.6. Zusammen mit В Serapion und ЕВ Feodor, fr. Rektor der Moskauer GA, lebte er 1935 als Verbannter nicht weit von Ust‘-Sysol‘sk (Zyrjanskij kraj. obl. Komi). An einem Tage wurden sie verhaftet, aus der Stadt gefahren und ermordet Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 127. Regel " son 536, 545. German (Timofeev Gennadij Evgenevi), В von Tula und Belev Geboren am 11.11.1937 in Taškent in der Familie eines Angestellten; Vater war Agrotechniker, Mutter Wirtschafts­ingenieur.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Филарет, архиепископ Смоленский и Дорогобужский (в схиме Феодорит) До епископства был архимандритом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря Московской епархии. 10 августа 1656 года хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского с возведением в сан архиепископа. С 1658 года – архиепископ Смоленский и Дорогобужский. В первой половине 1666 года присутствовал на Соборе по делу исправления церковных книг и осуждению раскола, а в декабре того же года – на соборном суде над патриархом Никоном . В январе 1667 года участвовал в Большом Соборе в Москве, в декабре этого же года находился на чреде священнослужения в Москве. В 1671 году уволен на покой в Саввино-Сторожевский монастырь, где в 1681 году скончался, перед смертью приняв схиму с именем Феодорита. Архиепископ Филарет был ревнитель Православия, он обратил католический костёл в православный собор. Восстановил в 1658 году Авраамиев и Вознесенский монастыри, много пострадавшие от католиков. Ему принадлежит идея постройки нового обширного кафедрального собора в городе Смоленске. Литература: Санковский А.В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. Смоленск. 1898, вып. 1, стр. 14. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1396, 1413. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 3, стр. 150. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 656. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 477. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 32, 44. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864, стр. 93, 94. Русский провинциальный некрополь//[Шереметевский В. В.]. М. 1914, стр. 894. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, т. 1, стр. 29. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 2, стр. 564. Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. Изд. 2. М. 1788–1791, т. 6, стр. 303. Русский архив. М. 1910. Кн. 1, 3, стр. 420. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб., М. 1896–1913, т. 23, стр. 106–107. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. М. 1996, т. 7, стр. 243, 288, 318, 337, 427, 428. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Константин (Дьяков Константин Григорьевич), митр. Киевский, Экзарх Украины Родился 21 мая 1871 года. Окончил Харьковскую духовную семинарию. 23 окт.1891 года возведен в сан иерея к соборной церкви гор. Чугуева. В 1897 года переведен в Харьков священником Христо-Рождественской церкви и назначен законоучителем средних учебных заведений. В 1924 году пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. 8 сентября 1924 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии с врем. управлением Харьковской епархией. С 18 мая 1927 года постоянный член временного Патриаршего Св. Синода. 12 ноября 1927 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским и Экзархом Украины. 2 апр.1931 г. награжден правом ношения креста на клобуке. 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре. С 26 июня 1934 года – митрополит Киевский, Экзарх Украины. 25 дек.1936 года награжден предношением креста за богослужением. С 16 сент.1937 г. епархией не управлял. Скончался 23 октября 1938 года. Литература: «ЖМП» 1931, 5, стр.1,3. -«- 1932, стр.5. -»- 1932, 9–10, стр.2. -«- 1932, стр.1,2. -»- 1933, стр.4. - " - 1934, 20–21, стр.3. ФМП 34, стр.14. ФПС I, 211, стр.8. ФПС II, стр.5· ФПС IV, стр.4. ФПС V, 107. ФАМ I, 45, стр.12. /Газ. «Безбожник» (Киев), 1938, 5./ Da die Staatsbehörden bestimmt hatten, daß der Exarch am Sitz der Ukrainischen Regierung in Char‘kov residiere, nahm EB Konstantin den Titel des EB von Char‘kov an; erst als die Regierung ihren Sitz nach Kiev verlegte, hieß er M von Kiev. Er durfte aber seine Gottesdienste nicht in der großen Kathedrale in der Innenstadt feiern, sondern in der Ozeranskaja, im Stadtteil Solomenko. Nach einem Kathedralgottesdienst schleuderte eine jüdische Frau ihm einen Stein ins Gesicht. Er blieb, obwohl er blutete, unbeweglich und beherrscht und nahm damit der von antireligiösen Kräften inszenierten Provokation jeden Erfolg (F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 115/16). Nach M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88, wurde er im Oktober 1937 verhaftet und nach 12 Tagen erschossen. Seiner Verwandten A.L. soll er erschienen sein und auf sein Grab hingewiesen haben. Sie fand es am Lukjanovskij Friedhof, in der Nähe des Gefängnisses. Literatur: M. Pol‘skij, Novye mueniki II, 88. Regel‘son 414, 416, 556. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 7U, 115–116, 125, 127. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 15U. Patriarch Sergij i ego duchovnoe nasledstvo (Moskau 1937, 37). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Геннадий (Шиприкович), еп. Днепропетровский и Запорожский Время рождения, прохождение службы и хиротонии во епископа неизвестно. В 1940–1941 гг. хиротонисан во епископа Днепропетровского и Запорожского из Волынских протоиереев. – Друг архиепископа Поликарпа (Сикорского). Противник епископа Димитрия (Магана). Принадлежал к Поликарповской группировке. Дальнейших сведений о нем не имеем. Литература: Еп. Сергий. «Православие и гитлеризм». (Машинопись). Одесса, 1946–1947, стр.107. «ЖМП” 1943, стр.29. Er wurde am 24.5.1942 als Archimandrit in Luck zum В von Dnepropetrovsk durch EB Polikarp (Sikorskij) und В Mstislav (Skrypnyk) geweiht und bald darauf zum EB erhoben. 1943 hatte er schon in seiner Ep. 150 Pfarreien für die Ukrainische Autokephale Orthodoxe Kirche gewonnen. Als die Deutschen die Ukraine verließen, floh er zunächst nach Warschau und nahm dort am 8.4.1945 an der Bischofssynode der UAOK in der Emigration teil. Im Mai 1945 ist er in Marburg, dann in Konstanz. Auf der Bischofssynode der UAOK in Esslingen im Frühjahr 1946 wird er zum В von Salzburg und Österreich bestimmt, da er aber keine Einreiseerlaubnis erhält, bleibt er bis 1947 ohne Amt. Auf der Bischofssynode vom 15.5.1947 in München wird ihm die Betreuung der Lagerpfarreien in Aschaffenburg anvertraut. August 1950 emigriert er in die USA und unterstellt sich der Ukrainischen Autokephalen Orthodoxen Kirche in den USA unter M Ioann (Teodorovi) und EB Mstislav (Skrypnyk) nach dem Union Council vom 14.10.1950. Nach 12 Jahren Dienst trat er am 1.9.1962 aus dieser Kirche aus und befand sich seit 15.11.1964 mit seiner Pfarrei von der Hist. Dreifaltigkeit in Chicago als VB des В Bogdan ápilka unter der Jurisdiktion des ökumenischen Patriarchen. Literatur: I. Vlasovskij, Narys istorii Ukrains " koi Pravoslavnoj erkvi, T. IV, C, 2 (New Nork-Bound Brook 1975), 229ff. passim. F. Heyer, Die Orthodoxe Kirche 181, 218, 222, 226. H. Fireside, Icon and Swastika, 157. Golos Prav. Bratstva sv. Troicy, in Chicago Heft 2/3,1965. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

44 Записки Чеботарева, стр. 3—4. 45 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 8. 46 Сергиевский Н. Цит. соч., стр. 70. 47 Дубасов И. И. Былые добрые люди Тамбовского края. — “Исторический вестник”, 1895, сентябрь, стр. 654. 48 Житие. Стр. 10. 49 Причина этого была в том, что Новгородская епархия была вдовствующей (8 сент. 1736 г. умер архиеп. Феофан Прокопович) (Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 48). 50 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 11. 51 Евгений (Болховитинов), митр. Цит. соч., стр. 6. 52 Иванов А., свящ. Св. Тихон епископ Воронежский. — “Прибавление к Тульским епархиальным ведомостям”, 15, 1862, стр. 134. 53 Записки Чеботарева, стр. 4. 54 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 13. 55 Записки Чеботарева, стр. 4. 56 Архиеп. Стефан (Калиновский) был переведен из Пскова в Новгород в 1745 году после кончины епископа Амвросия (Юшкевича). 57 Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 13. 58 Там же. Стр. 14. 59 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 40. 60 Житие. Стр. 14. 61 Там же. Стр. 14. 62 Евгений (Болховитинов), митр. Цит. соч., стр. 9. 63 “Воронежская старина”, вып. X, стр. 148. 64 Там же. 65 Попов Т., свящ. Цит. соч., стр. 56. 66 Кратиров П. Цит. соч., стр. 107. 67 С определением Соколовского в учители его материальное положение значительно улучшилось. Теперь он стал получать 150 руб. и 24 четверти хлеба (Лебедев А., прот. Цит. соч., стр. 15). 68 Записки Чеботарева, стр. 6. 69 Записки Чеботарева, стр. 7. 70 Записки И. Ефимова, стр. 35. В духовном завещании святитель Тихон говорил: “Слава Богу, яко при бедственных и смертных случаях меня сохранял!” Указанные случаи были теми моментами, когда Господь сохранял Своего избранника от нечаянной смерти. Уместно здесь привести и третий подобный случай из жизни св. Отца, происшедший уже в Воронеже, который описан его келейниками. В зимнее время Преосвященный Владыка отправился посетить одного из своих знакомых. По дороге кучер остановил лошадей и вместе с послушником стал поправлять упряжь. Но не успели они снова сесть, как лошади сорвались и понесли. Святитель открыл дверцы и решил выскочить на ходу. К его удивлению, это получилось так легко, что, как он сам потом рассказывал, как будто кто с обеих сторон подхватил его под руки и он твердо стал на ноги. Св. отец возблагодарил Бога за Его благой промысл о его жизни (Там же).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3281...

11) Викентий Лиринский гл. 23, стр. 106–107 и 111–112 (а по раск. изд. 34–36): «Скажет кто-нибудь: в церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния религии? Всеконечно должно быть и притом весьма большое; ибо кто так завидлив людям и так ненавистен Богу, что решится не допустить этого? Только, преуспеяние это должно быть действительно преуспеянием, а не переменою веры... Ибо украшать, улучшать, усовершать с течением временя древние догматы небесного любомудрия позволительно». 12) Симеон Солунский т. 2, стр. 405: «В мирских церквах не читают псалтири, кроме одной великой Четыредесятницы, так как выполнять все по уставу – не по силам людей, живущих в мире. Так делают только все священные обители». 13) Кн. о Вере гл. 13, л. 107: «Иаков, первый епископ Иерусалимский от Христа научився литургию написа, и предаде церкви... Сего св. апостола литургию божественный Василий Великий , елико к вере чиновне целу приняв, в словесех точию сократи. Юже божественный Иоанн Златоустый восприем, молитвы за усопших на некоих местех расположи». 14) Четь Минея 23 октября (Алекс. Вып. 282): «Иаков первее литургию изложи и написа, наставляющу его в том Св. Духу: юже потом св. Василий Великий , тоже Златоуст Святый, человеческие ради немощи сократиша». 15) О поповском погребении – см. «Порицания», § 3, в разборе 7 возражения, стр. 334. 16) Стоглав гл. 79, стр. 163: «Мнози святии отцы из правил апостольских и отеческих оставиша, что есть на вред церкви и на соблажнение христианству 17) Зонара в толковании 11 правила Лаодикийского собора: «У древних были некоторые обычаи, исполняемые в церквах, из которых одни с течением времени изменились, а другие и совершенно прекратились, а некоторые запрещены и правилами». 18) В Потребнике п. Филарета, в гл. 37 изложен особый «Чин братотворения», состоящий из ектении и двух молитв. В Потребнике же патр. Иоасафа, л. 40, об этом чине сказано: «И чин братотворения да не твориши, законопреступна бо суть сия». В Кормчей. гл. 51. л. 549 и об.: «Братию творити рехом, не прощено быти от законов... братию же умышляти и уставляти нам, ни едина вина известная вводит, закон же приемлет яже суть разумная, отметает яже несущих сицевая, сице яко аще что сицево сотворено будет, вменено будет якоже бы не было сотворено... священник же казним будет... Образ братотворения, вменяется якоже и не быти ему сотворену… образ или служба братотворения, ни во что же вменяется в церкви; сего ради священника творящего сию отлучаем на время от священнодействия».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

е. знающими грамматику и правописание, Тихонов, по поручению св. Синода, дал инструкции, каким порядком обучать детей чтению и письму, а неспособным запрещено принимать на себя учительское звание 19 . 9 До открытия Александроневской типографии в С.-Петербурге уже были две типографии – первая на Петербургской стороне, помещавшаяся сначала в частной квартире, потом в образцовых казенных мозаиках; другая, гравировальная и тушевальная, устроенная в 1714 г. Из первой в 1719 г. взят один стан для типографии сенатской, а славянские буквы в 1720 г. отданы в типографию Александроневского монастыря. (Историческ. опис. С.-Петербурга В. Рубана. СпБ. 1779 г. стр. 106–107). 14 Kohl. Introd. in hist. et rem litterar. Slav. Сопик., Опыт росс. библиогр ч. I, пред. XCI и 16 М. Евгения Слов. дух. пис. II, 229. – Сопик. Библиограф. ч.I, стр. 50. Из двух изданий Нового Завета выпущено в продажу то издание, которое напечатано было с содержанием глав и изображениями евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна и апостолов Петра и Павла; на конце присоединена Псалтирь с умилительными по каждой кафизме тропарями и молитвами. 18 С половины XVII столетия учебной грамматикой в школах была Слав. грамматика Мелетия Смотрицкого. (О составе ее см. М. Евгения Словарь духовных писателей, ч. II, стр. 33, 39 и 53 и Сахарова Библиогр., вып. IV, 501. В 1721 г. она выпущена была в Москве новым, четвертым, изданием с некоторыми изменениями против издания 1648 г. и разослана по всем архиерейским домам. (Полн. Собр. Зак. т. VI, 7021). Но в 1722 г. ученики и преемники Лихудов в новгородской архиерейской школе, церковные служители Иподиакон Феодор Максимов с клевреты, собрали из этой зело пространной грамматики, которой конец и через многое время с весьма немалым трудом совершенным познанием достигается, сокращенную, которая с одобрения св. Синода и напечатана в Александроневском монастыре в 1723 г., общей ради в великороссийском народе пользы. Дела арх. св. Синода 1723 г. 7. Читать далее Источник: История С. Петербургской духовной академии/Соч. экстр. проф. С. Петербургской духовной академии Илариона Чистовича. - Санкт-Петербург : В тип. Якова Трея, 1857. - 458, IV с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010