12. Венской Императорской б-ки: Триодь 303 (XIII в.). 13. Дрезденской Королевской б-ки: Типикон 140 (XI в.). 14. Иерусалимского Крестного монастыря: Типикон 1122 года (Святогробский); Триодь 15 (XIII в.). 15. Московского Румянцевского музея: Псалтырь Севастьяновского собрания 470/5 (1547 г.); Устав того же собрания 491/35 (XIII в.). 16. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Служебник 261/279 (XIV в.); Уставы 272/456 (1297 г.), 275/381 276/487 (оба XV в.) и 277/379 (XVI в.); Триодь 284/462 (XV в.). 17. Парижской Национальной б-ки (Coislin.): Евхологий 213 (1027 г.). 18. Патмосской б-ки: Типикон 266 (IX–X в.). 19. Синайской б-ки: Триоди 735 (X в.), 736 (1028 г.), 738 (XIII–XIV в.), 742 (1099 г.), 754 (X в. и 1177 г.) и 756 (1206 г.); Пентикостарий 760 (XI в.); Часословы 863, 864 (оба VIII–IX в.), 865 в.), 866, 867 (оба в.), 868 (XII – XIV в.) и 870 (XIII в.); Евхологии 957 (IX–X в.), 958 (X в.) и 962 (XI–XII в.); Завещание преп. Саввы Освященного († 532) 1096 (XII–XIII в.). 20. Спб. Императорской Публичной б-ки: Псалтирь из собрания еп. Порфирия 862 г. II. Славянские рукописи 1. Афоно-Зографской б-ки: Трефологий 55 (XIII в.); Псалтирь 60 (XVI в.). 2. Афоно-Пантелеимоновской б-ки: Минея за Декабрь – Февраль, XIII–XIV в. 3. Афоно-Хиландарский б-ки: Стихирарь 5 в.). 4. Киевской Духовной Академии: Устав 194/90 (1590 г.). 5. Киево-Михайловского монастыря: Псалтирь 416/1640 (XV в.). 6. Киево-Печерской Лавры: Устав 8 (XVII в.); Никона Черногорца (XI в.) книга (Пандекты) X; 92/257 (XVIII в.). 7. Киево-Софийского собора: Устав 97/17 (XVII в.). 8. Московской Духовной Академии: Требник 183 (XIV–XV в.). 9. Московской Синодальной (Патриаршей) б-ки: Стихирарь Москов. Успенского собора 8 (XIII в.); Минеи того же собора 12 и 13 (обе XV в.); Требник 371/675 (конца XIV в.); Уставы 380/330 в.), 383/328, 384/329, 385/332 (все три в.), 388/336 (нач. XVI в.), 389/337 (1553 г.), 390/334 в.) и 391/335 (нач. XVII в.); Следованная Псалтирь 406/350 (XV в.), 431/325 (XIV в.); Минея 452/502 (XVI в.): Стихирарь 518/589 (XII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

(Соловчане-лагерники оставили воспоминания о В., к-рого отличали «аристократизм породы, наклонностей и привычек... врожденный такт и, главное, светившаяся в нем глубокая любовь к человеку...».) В нояб. 1928 г. заключение в лагере было заменено 5-летней ссылкой, к-рую В. отбывал в дер. Пьяново, в 150 км от Братска, вместе с еп. сщмч. Василием (Зеленцовым) . В авг. 1933 г. В. вернулся в Ленинград, в прописке ему отказали, и он был вынужден поселиться в Новгороде, получил место священника в Успенской ц. в Волотове. В 1935 г. назначен настоятелем новгородского кафедрального Михаило-Архангельского собора на Прусской ул. 14 мая 1936 г. В. был вновь арестован, 26 мая направлен на обследование в областную психиатрическую больницу, по заключению конференции врачей больницы 25 нояб. 1937 г. признан вменяемым и 8 дек. вновь арестован. Обвинение строилось на показаниях одного из ранее арестованных прихожан В., к-рый признал, что организовал «контрреволюционную группу» с программой «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма», в числе членов группы был назван и В. Священномученик виновным себя не признал и существование группы не подтвердил. Расстрелян по постановлению особой тройки от 19 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г . Соч.: Из соловецких тетрадей/Вступ. ст. и подгот. текстов Ф. О. Стукалова//УЗ РПУ. 1995. Вып. 1. С. 188-199; «Из старой папки...»//Мир Божий. 2002. 1 (8). С. 54-57 [публикация стихов В. без указания авторства]. Арх.: РГИА. Ф. 1344. Оп. 315. Ед. хр. 12. Л. 12; Ф. 1343. Оп. 36. Ч. 1; Ф. 768. Оп. 2. 886. Л. 6; Ф. 733. Оп. 201. 207. Л. 39, 63; Ф. 1344. Оп. 315. 335. Л. 1-40; ЦГиА СПб. Ф. 1001. Оп. 7. 4. Л. 180; Архив УФСБ по г. С.-Петербургу. Д. П-85538; Д. П-82582; Архив УФСБ по Новгородской обл. Д. 1 А/12.179. Ист.: Список дворян, внесенных в дворянскую родословную книгу Подольской губ. Каменец-Подольск, 1897. С. 391; Мещерский Н. А. Отрывки воспоминаний//С.-Петербургские ЕВ. 1991. 3/4. С. 81; Рус. мысль. П., 1949.

http://pravenc.ru/text/158982.html

Душу обязательно нужно «снабдевать» словом Божиим, наставлениями святых отцов, молитвой и размышлением Тот же преподобный Серафим замечательно объяснял, чем, напротив, душу обязательно нужно, как он выражался, «снабдевать»: словом Божиим, наставлениями святых отцов, молитвой и размышлением. Без такого «снабжения» она остывает, становится холодной и мрачной, в полном смысле этого слова дичает. Духовное зрение человека притупляется, он не замечает и не понимает очевидного – того очевидного, которое относится по преимуществу тоже к области духовной. Вот как получается, что не может христианин уразуметь, отчего ему и его душе худо, хотя не происходит, кажется, ничего худого. Такие простые истины… Такие простые объяснения… Такой простой рецепт… Плохо тебе, запутался ты, не знаешь, что делать, чтобы выкарабкаться из этого неблагоприятного, тягостного состояния? Остановись и рассмотри, чем наполнена твоя душа, чем снабдеваешь, чем питаешь ты ее. И обязательно увидишь, что именно в питании ошибка. А значит – надо менять рацион. Садиться на диету. Отказываться – хотя бы по возможности – от того, что вредно. И увеличивать долю полезного. Проверено. Множество раз. Безусловный и бесценный опыт. Рейтинг: 9.9 Голосов: 335 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 11 ноября 2017, 18:40 Спасибо большое Вам,отец Нектарий,за Вашу статью!Спаси Вас Господь! Андрей 14 июля 2015, 08:52 Отказаться от телевизора полностью мне было очень легко. Потом с удивлением и жалостью смотрел на людей, которые к нему привязаны какими-то невидимыми нитями, и которые не могут их оборвать. Для них всё, что идёт оттуда - истина. Они жадно её поглощают, ею живут. Жуть... После года или пусть пары лет, если и приходится смотреть тв (в гостях за столом, например), то кроме брезгливости и отвращения ничего там не вызывает. Даже детские мультики и передачи, не говоря уж о взрослых. Nata 1210 6 июля 2015, 11:40 Отец Нектарий, благодарю Вас за статью. Этот вопрос для меня актуален. Буду пользоваться Вашими советами.

http://pravoslavie.ru/80296.html

Когда большая часть Карталинии 5 стала христианской, миссия равноапостольной Нины продолжилась среди горских племён. Вместе с несколькими клириками, пришедшими из Византии, святая шла всё дальше и дальше в горы. Форма её проповеди всегда была неизменной — праведная жизнь и молитва. Источники свидетельствуют о том, что далеко не все горские племена приняли христианство. Некоторых царь Мириан обратил силой меча, некоторые ещё долго оставались язычниками. По преданию, последним местом проповеди равноапостольной Нины стало селение Бодри. Сюда в маленькую утлую хижину к ней, как некогда в Мцхете, люди приходили услышать о Христе. Здесь святая предала свою душу в руки Божии (по одним данным 14 января 335 года, по другим — в 347 году). Таковы факты биографии равноапостольной Нины. Уже сами по себе они способны вызывать уважение и почитание, однако некоторые из них заслуживают более подробного рассмотрения, так как могут дать повод для обобщений, небезынтересных с точки зрения дня сегодняшнего. Из жития равноапостольной Нины мы знаем, что путешествие в Иверийское царство не было простым бегством от гонений императора Диоклетиана. От старицы Ниофоры 6 святая знала предание о хитоне Спасителя 7 ; согласно этому преданию, после распятия Риза Господня досталась по жребию воину-иверийцу. По другой версии её выкупил иверийский еврей Елиоз (или Елиазар) 8 , пришедший в Иерусалим по случаю празднования ветхозаветной Пасхи. Желая своими руками прикоснуться к великой христианской святыне, свидетельствующей о земной жизни Спасителя, равноапостольная Нина получила во сне благословение на проповедь среди иверийцев Самой Матери Божьей. Как свидетельствуют агиографы, Богородица вручила ей крест, сплетённый из виноградных веток. С ним равноапостольная Нина отправилась в миссионерское путешествие в далёкую и неведомую страну, о которой она знала лишь по рассказам своей воспитательницы. Как известно, жития святых — это не просто назидательные рассказы, но ещё и ярчайшие метафорические образы, помогающие понять суть христианского делания. История проповеди равноапостольной Нины была весьма популярна у западных христиан в средневековье, что отчасти парадоксально, потому что именно в Средние века в Западной Европе понятие христианской миссии ассоциировалось главным образом с крестовыми походами. Кажется, читающие сказание Об обращении народа иверийцев, случившееся через пленницу 9 не могли тем не менее представить себе, что с нехристианами можно не воевать, а идти к ним с проповедью о Христе.

http://pravmir.ru/krusada-iveriyskoy-ple...

С приходом к власти имп. Константина I Великого, покровительствовавшего христ. Церкви, для нее начался новый исторический этап. В богослужении, к-рое стало публичным, происходили перемены, появились новые элементы, в т. ч. К. В Житии Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) говорится, что имп. Константин передал в дар Латеранской базилике 2 золотых кадила (LP. Vol. 1. P. 177). Однако ввиду датировки этого текста не ранее VI в. содержащиеся в нем сведения ненадежны. Первые конкретные данные о К. за богослужением содержатся в текстах кон. IV-V в. В беседе 88 на Евангелие от Матфея свт. Иоанн Златоуст упоминает наполнение храма фимиамом ( Ioan. Chrysost. In Matth. 88. 4//PG. 58. Col. 781), не исключено, что он имеет в виду К. перед чтением Евангелия. В его же проповеди «О святой мученице Пелагии» содержится указание на К. во время процессии к месту погребения святой в день ее памяти ( Idem. De sancta Pelagia//PG. 50. Col. 583). В трактате «О церковной иерархии» из корпуса «Ареопагитик» отмечено К. храма, совершаемое епископом перед началом литургии (Areop. EH. 3). Нарсай в одной из гомилий, описывая атмосферу в храме перед анафорой, упоминает дымящиеся кадила (The Liturgical Homilies of Narsai/Ed. R. H. Connolly. Camb., 1909. P. 12). В т. н. Канонах Афанасия Александрийского говорится о К. в связи с чтением на литургии Евангелия (The Canons of Athanasius of Alexandria/Ed. W. E. Crum, W. Riedel. L., 1904. P. 68). В комментарии на Исх 30. 7-8 Феодорита Кирского содержится намек на К. за вечерним и утренним богослужениями ( Theodoret. Quaest. in Ex. 28//PG. 80. Col. 284). В «Паломничестве» Эгерии упоминается К. перед чтением Евангелия на воскресном всенощном бдении ( Eger. Itiner. 24). Т. о., начиная с этого времени К. становится неотъемлемым элементом христианского богослужения. К. в чине рим. мессы зафиксировано уже в Ordines Romani VIII-XI вв. Согласно этим документам, К. сопровождаются процессии входа епископа в алтарь и его проводов по окончании мессы, шествие диакона на амвон для чтения Евангелия, пение «Credo» и офферторий (DACL. T. 5. Col. 13-14).

http://pravenc.ru/text/1319790.html

6 стоит собственно: арамеянам, евр. еромим, но в кодексах: 1, 4, 89, 112, 128, 149, 150, 160, 174, 176, 182, 187, 195, 206, 210, 224, 225, 227, 253, 297, 319, 335, 337, 342, 356, 366, 403, 423, 428, 431, 434, 451, 459, 471, 475, 477, 490, 505, 514, 526, 531, 540, 543, 559, 562, 587, 590, 596, 598, 601, 606, 612, 614, 616, 636, 648 у Кенниккота: адомим, т.е. идумеи – так и вообще в Heri данного стиха (LXX: Ιδουμαοι, Vulg.: Idumaei 7 : идумеяне, воспользовавшись затруднениями Иудеи, старались всячески вредить иудеям ( 2Пар.20:17 ), вероятно, в союзе с сирийцами; одновременно с тем и филистимляне, покоренные Озией ( 2Пар.26:6 ), возвратили себе свободу и производили набеги на иудейские города ( 2Пар.28:18 ). По Иосифу Флавию («Иудейские Древности» 9:12, 1), сирийский царь, «истребив еврейские гарнизоны в пограничных (на пути от Елафа) крепостях и в окрестных областях и захватав огромную добычу, вернулся затем с своим войском в Дамаск». С тем вместе должна была прекратиться осада Иерусалима, и открывалась возможность для Ахаза послать посольство за помощью к ассирийскому царю (ст. 7–8). К этому моменту относится известное пророчество пророка Исаии о рождении Еммануила от Девы ( Ис.7:14 ): против всех опасностей со стороны как внешних, так и внутренних врагов пророк указывал Ахазу на небесную помощь и чудесную защиту дому Давидову ( Ис.7:4,10–16 ), за обращение же к помощи царя ассирийского угрожал Ахазу тяжкими бедствиями ( Ис.7:17–25 ). Однако нечестивый и малодушный Ахаз пренебрег пророческими увещаниями и послал к ассирийскому царю Феглафелласару (Тиглат-Пилезеру III) посольство с унизительным заявлением вассальной покорности ( «раб твой и сын твой я», ст. 7) с богатой контрибуцией ( «дар», евр. шохад, собственно: «подкуп»), для составления которой ему пришлось захватить сокровища храма и собственного дворца (ст. 8). «И пришел к нему Феглаффелласар, царь ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему» ( 2Пар.28:20 ), и тем не менее вассальная зависимость Иудейского царства от Ассирии теперь стала фактом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Том 4-й (246 л., 1844–1847) включает период преподавания в КДА, в том числе историю неудачного сватовства Андрея Капустина и затем принятия им иноческого пострижения; 5-й (273 л., 1848–1853) охватывает последние годы преподавательской работы в академии, переезд в Грецию и настоятельство в посольской церкви в Афинах. Том 6-й (453 л., 1854–1860) продолжает «афинский период», включая поездки в Иерусалим и Египет 1857 г. и на Афон в 1859-м; в 7-м (323 л., 1861–1864) повествуется о времени настоятельства в посольской церкви в Константинополе, в том числе о поездке на родину летом 1863 г. – единственной за более чем сорок лет служения Антонина на Востоке. Палестинскому периоду жизни архимандрита посвящены тома 8-й (335 л., 1865–1868 гг.), 9-й (304 л., 1869–1872 гг.), 10-й (337 л., 1873–1876 гг.), 11-й (325 л., 1877–1879 гг.), 12-й (315 л., 1880–1882 гг.), 13-й (410 л., 1887–1890 гг.) и 14-й (300 л., 1891–5 января 1894 г.). В РГИА отсутствует том, который должен был бы включать дневниковые записи 1883–1886 гг. Это привело к сбою в архивной нумерации последних томов: автор дневника называл нынешний архивный 14-й том пятнадцатым, нынешний 13-й, соответственно, четырнадцатым, а утраченный в комплекте РГИА том – тринадцатым 1357 . Все тома, за исключением 14-го, переплетены. На кожаных корешках оттиснуты орнамент и надпись «Дневник» с указанием инициалов автора «А. К.» и обозначением лет, описываемых в данном томе. Оформление томов отвечало пожеланиям и вкусу самого Антонина, чему есть авторские свидетельства 1358 . Появление дневника в РГИА имело свою историю. После кончины архимандрита (24 марта 1894 г.) его личный архив довольно неожиданным образом привлек пристальное внимание высшего церковного и светского начальства. Генеральный консул в Иерусалиме С.В. Арсеньев в письме к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву от 3 апреля 1894 г. сообщал: «Родственники покойного архимандрита Антонина обратились ко мне с заявлением о предоставлении в их распоряжение дневников покойного за много лет и частной его переписки.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

6 Во втором случае издание подготовлено совместно с И. Ю. Крачковским. Подробная информация о самих изданиях — ниже, в списке работ А. А. Васильева. 7 См.: Г. М. Бонгард-Левин, И. В. Тункина . М. И. Ростовцев и А, А. Васильев... с. 174. 8 Полное описание издания — ниже в библиографическом списке 9 Ныне Тартуского (в Эстонии). 10 Официальное название учреждения, ставшего несколько позже Институтом археологии Академии наук. РАИМК — Российская Академия Истории материальной культуры; ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры. 11 Г. М. Бонгард-Левин, И. В. Тункина . М. И. Ростовцев и А А Васильев... с. 170. 12 Об обстоятельствах, приведших к отъезду А. А. Васильева, см.: Г. М. Бонгард-Левин, И. В. Тункина . М. И. Ростовцев и А. А. Васильев... 13 См. подробно: И. В. Куклина . А. А. Васильев: «труды и дни» ученого в свете неизданной переписки. В кн.: Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. Под ред. И. П. Медведева. СПб., 1995, с. 318. 14 Даже по письмам А. А. Васильева видно, что все проблемы с его трудоустройством в Ленинграде могли быть разрешены в случае его возвращения в Ленинград. См. указанную в предыдущем примечании статью, с. 317 : «...в АИМК я не утвержден членом до моего возвращения». 15 По собственному признанию А. А. Васильева, он в жизни много времени отдавал женщинам, временами даже слишком много (И. В. Куклина . А. А. Васильев: «труды и дни» ученого в свете неизданной переписки. С. 335). Анализ этой стороны его жизни лежит за пределами наших возможностей и интересов. 16 Судя по всему, А. А. Васильев не любил касаться этих тем, однако же в письме Ф. И. Успенскому от 9 января 1926 г. из Америки можно прочесть следующее признание: «В последнее время в России я был очень угнетен именно состоянием любимого нами дела византиноведения. Но не было возможности работать» (см.: И. В. Куклина . А. А. Васильев: «труды и дни» ученого... с. 314, прим. 8). 17 Ср. ниже, в первой главе, примечание научного редактора о неожиданном изменении взглядов А. А. Васильева на сочинение Ю. А. Кулаковского по истории Византии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

В следующем (333) году ­ 10 майск. кал. ­ 22 Апреля., – возраст луны 15 9 , – в 17 день майских календ, – епакта 20, седьмичный день 7, – в консульство Далматия и Зенофила, в управление Египтом Патерна епарха, в шестой год индиктиона. В следующем (334) году 17, – в 7 день апрельских идов, в седьмой год индиктиона, – епакта 1, седьмичный день 1, – в консульство Оптата и Павлина, в управление Египтом того же Патерна епарха. – В этом году (Афанасий) совершил объезд по низовой земле и был позван на собор. Когда коварство его противников уже начало действовать в Кесарии Палестинской, и он заметил их злонамеренность, то отказался отправиться туда... В следующем (335) году луны 20, – в 3 день апрельских календ, в восьмой год индиктиона, – епакта 12, седьмичный день 2, – в консульство Константина и Альбина, в управление Егигпом того же Патерна епарха. В следующем (336) году: воскресенье Пасхи 23 Фармуфа, – возраст луны 20, – в 14 день майских календ, в девятый год индиктиона, – епакта 23, седьмичный день 4, в консульство Непоциана и Факунда, в управление Египтом Филагрия Каппадокийца, епарха. – В этом году (Афанасий) отправился на собор врагов своих, собравшийся в Тире; отсюда (из Александрии) отбыл 17 Епифа 10 . А как только составленный против него план стал совершенно явным, он удалился оттуда и бежал в Константинополь, восиользовавшись одним судном. Когда он прибыл туда 2 Атира 11 , то, по прошествия восьми дней, был увиден Императором Константином; и хотя это ободрило его; однако враги его настолько устрашили Императора различными клеветами, что он (Афанасий) немедленно был отправлен в изгнание и 10 Атира удалился в Галлию к Констансу Кесарю, сыну Августа; посему не писал он праздничнаго послания. В следующем (337) году: воскресенье Пасхи 8 Фармуфа, – возраст луны 16, – в 4 12 день апрельских нон, в десятый год индиктиона, – епакта 4, седмичный день 5, – в консульство Фелициана и Тициана, в правление Филагрия, епарха Египта. – (В этом году Афанасий) жил в Трире Галльском; почему и не мог написать праздничнаго послания...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Рейтинг: 9.4 Голосов: 335 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей Рымарев 5 августа 2017, 12:47 Поэтически точно о жизни человека, желающего достигнуть той конечной точки под названием - ЖИЗНЬ! Спаси, Господи о. Андрея! Вадим 28 марта 2016, 09:35 Во многом согласен с Ириной.У великого нашего старца Амвросия Оптинского есть замечательное высказывание по поводу таких сверхмудрых наставлений: " Там где просто,там ангелов со сто;а где мудрено,там ни одного! " Татьяна 7 марта 2013, 14:32 Интересно, что Ирина своим признанием ошарашила многих. А что тут интересного? Человек (современный) не привык к поэтическим, красивым по сути образам, он вообще считает, что любое поэтическое восприятие мира - словоблудие. Или она просто хотела написать, что мысль изреченная есть ложь... Женщина захотела что-то сказать, а получилось неприятное...Что-то с нами со всеми происходит. Мы не хотим говорить друг другу добрые слова, а норовим все оспорить, даже очевидно положительное. Почему??? Мы живем в каком-то откровенно враждебном мире, который ежедневно и ежеминутно строим своими высказываниями, выплескивая свою раздражительность и неприятие чужого положительного опыта жизни. Мы обречены только ругаться и плеваться? А что же тогда оставим своим детям?!!!! Аня 5 марта 2013, 23:02 Одна из лучших, на мой взгляд, статей. " ..но уже не должно быть места отчаянию " . (Геннадий-либерал, существенное замечание. Извините, Ирина.) Ирина 13 февраля 2013, 03:07 Ирина - Н.Н.: Уважаемая Н.Н.! Простите, не знаю, как по-другому обратиться, поскольку не знаю Вашего святого имени. Благодарю Вас за внимание и поддержку, очень Вам признательна. Но в одном не могу не согласиться с Геннадием: женщине, тем более считающей себя православной (это я о себе), действительно негоже допускать такие резкие выражения, тем более в отношени мужчины, а тем более - в отношении батюшки. С этим не поспоришь. Прошу прощения у всех, кого обидела, особенно у отца Андрея. Надеюсь, батюшка, как более старший и опытный в духовном плане, проявит ко мне снисхождение и простит меня. Постараюсь в дальнейшем не позволять себе таких эмоциональных проявлений. С уважением.

http://pravoslavie.ru/59322.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010