1 Текст этого слова Астерия известен по автографу Сирмунда с codex " a Soguierianus " a и no выдержкам в Библиотеке Фотия Cod. 271. ср. PG.40, 153 и 250, not. 37. 2 κ κοιλας — от чрева, вместо Иоан. 9:1: κ γενετς — от рождения. 3 Марк 3:17. 4 Т. е. единоипостасности божества. 5 ψηλαφμενος — букв.: будучи осязаем. 6 Cod. Seg. прибавляет: «ибо кто напоил вас от скалы? бросаете в Того, Кто на каменных досках дал вам законы жизни?» 7 περιοσιον ср. Исх. 19:5. 8 γνσει , Cod. Seg. προγνσει . 9 ατος , но Фотий читает ατο — чудотворением Его (т. е. Христа). 10 Так у Фотия; в Cod. Seg. Θες . 11 κα μ φαινμενος ; y Фотия: κα φαινμενος ; латинский переводчик у Миня из двух составляет одно: κα μ βλεπμενος κα φαινμενος : не был видим, хотя и являлся (присутствовал). См. Исх. 3:4. 12 Cod. Seg. прибавляет: «и вместе». 13 νθρωπικο λγου , Фот. νθρωπνης σοφας — человеческую мудрость. 14 У Фотия прибавлено: «ни в чем не будучи повинен». 15 Ср. Иез. 18:20: «сын не понесет вины отца»: 16 У Фотия прибавлено: «еще не явившийся на свет». 17 πτσις , Cod. Seg. πεσις . 18 Cod. Seg. прибавляет: «дотоле». 19 Cod. Seg. прибавляет: «или выглаживать шероховатость досок, или делать вобще то, чему ремесленник отец научает свое дитя по свойству своего ремесла». 20 τ βαθτερον , Cod. Seg. приб. κα μελαντερον — и чернее. 21 У Фотия прибавлено: «душе». 22 κ τς σαρκς — от плотскаго суемудрия. 23 Cod. Seg. приб. «теперь». 24 τ ζον , собст. животное. 25 Т. е. божественнаго. 26 Cod. Seg. добавляет: «Иисусом, родившимся». 27 Чтение: κα πεθοντο — «и уверялись, убеждались»: 28 Cod. Seg. добавляет: «к изследованию болезни, — стараются дознать: от рождения ли он слеп, и распрашивают родителей этого человека»: 29 Cod. Seg. приб.: «это». 30 Ср. Ам. 1и Ис. 1:1, 2:1, 37:2, 38:1. Родом из Фекои был собственно пророк Амос, которого св. Астерий считает отцом Исаии пророка, как и Климент Александрийский (Strom. 1, 21, — ed. Potteri 1, 389; ср. Mig. col. 327) и др. некот. Но Иероним (In Amos, prolog. Migne, Patr. Ser. lat. t. XXV — Hieron. t. VI, — col. 999) говорит, что пророк Амос не был отцом Исаии, так как последний пишется чрез алеф и цаде ( ) и в переводе на латинский язык значит: fortis, или robustus, — а имя пророка из двенадцати пишется чрез аин и самех ( ) и означает: populus avulsus. В греческом же начертание обоих имен одинаково: μς . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2754...

Сл. 31, 23, 1–2; 318=1.456. 798 Ср. выражение Платона " " великий океан блага " " (Пир 210d). 799 Сл. 38, 7, 1–25; SC 358, 114–116=1.524–525. 800 Сл. 38, 8, 1–7; 118=1.525. 801 PG 37, 507–508=2.104. Автентичность этого гимна была поставлена под сомнение М. Зихере, однако Ж. Бернарди успешно опроверг выводы немецкого ученого: см. Sichere, Hymnus; ср. Bernardi, Grйgoire, 304–306. 802 Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 1, 6. 803 Мф. 28, 19. 804 Ср. Ин. 5:18. 805 Ин. 10:30. 806 Ин. 14:28. 807 К Автолику 2, 15. 808 Ср. Епифаний Кипрский. Панарион 62, 1. 809 Ср. (Псевдо-) Афанасий Александрийский. Против ариан 4, 11. 810 Ср. там же. 811 Ср. Епифаний. Панарион 62, 1. 812 Трудно предположить, о какой именно богословской партии IV века в данном случае идет речь. Мы, однако, не считаем достаточно обоснованным предположение Ж. Бернарди (см. SC 247, 137, note 9) о том, что Григорий вообще не имеет здесь в виду богословскую партию, но говорит о назианзских монахах, которые чрезмерно увлекались богословской проблематикой. 813 Впоследствии арианские враги Григория обвинят в " " троебожии " " его самого. 814 Греческий термин areimans ( " храбрый " " , " воинственный " " ) буквально означал " " беснующийся от Арея " " . 815 Сл. 2, 37, 1–38, 15; SC 247, 136–140=1.36–37. 816 Сл. 22, 12, 12–20; SC 270, 244–246=1.343. 817 Маркелл (ум. 374) был защитником термина " " единосущный " " , однако в своей интерпретации этого термина исходил из того, что Бог есть " " одно Лицо " " , " неделимая Монада " " , Которая в творении и воплощении " " расширяется " " сначала в диаду (Отец и Слово), потом в триаду (Отец, Слово и Дух). После окончания истории тварного мира Слово и Дух будут вновь поглощены Монадой. По сути, учение Маркелла было разновидностью монархианского модализма; его последователи, во времена Григория концентрировавшиеся в Галатии, были осуждены II Вселенским Собором. Подробнее об учении Маркелла см. Grillmeier. Christ I, 274–296. 818 Монтан (сер. II в.) был основателем секты, отличавшейся крайним нравственным ригоризмом; секта имела распространение во Фригии. Новат (сер. III в.) был одним из лидеров раскола в Карфагенской церкви и учеником Новациана, основавшего ригористскую секту " " чистых " " . 819

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Вода в таинстве крещения чрез действие Святого Духа преобразуется в некую божественную и неизреченную силу и освящает всех, в ком она будет 3, 5 ср. Крещение. В Св. Писании водою называется Дух Святой 4, 10–11, –4, 13–15. Возглавление или Возведение человека Христом в изначальное состояние посредством осуждения греха во плоти (воплощения Бога Слова), умерщвления смерти смертью Христа и соделания Им людей сынами Божиими 14, 20. 260–261. См. спасение. Возрождение смертного человека к вечной жизни и земного жителя в небесного гражданина по воле Бога Отца чрез Духа Святого подобно тихому веянию ветра 3, 4. 4–5. 5. 6. 223–226. См. спасение. Вознесение Христа на небо, см. Христос и Плоть Святая. Волхвы Египетские см. жезлы. Воля Бога – одна, так как одно Божество и одна природа в Отце и Сыне и Святом Духе, почему благоугодное Отцу есть и воля всего Божества 5, 30. 370, – одна у Отца и Сына 6, 38–39, –10, 18. б, ибо Сын есть именно воля Отца, живая и ипостасная, и желание Родителя 8, 29. 303. Волею Отца и Бога называется закон в 5, 30. 374. Незнающие воли Божией наказываются менее, чем знающие 13, 16–17. Ср. Троица, Отец, Сын, Дух Святой. Воля человека свободна и каждый обладает находящимся в его власти свободным выбором добра и зла, будучи господином влечения к тому и другому 1, 6–7, –1, 32–33. 189, –3, 19, – вера – по убеждению, а не по принуждению, и разумение о Христе подается от Отца достойным сего людям по любви – вспомоществовательное, а не принудительное, ибо догматическое основание (учение) заставляет сохранять за человеческою душою самовластность и самопроизволение – τ ατεξοσιον κα ατοπροαρετον 6, 45. б, –6, 70–71 ср. 7, 30. 187–190, –13, 18, –14, 19, –15, 1. 315, –15, 20. 382, –16, 8–11, – что также есть часть (μορα) образа Божия в человеке 14, 20. 264, – предопределение Божие на основании предведения отнюдь не является принуждением для человека совершать добро или зло, ибо Бог только —334— допускает, а не принуждает 12, 48–50, – и у человека всегда есть полная возможность по свободному влечению совершать то, чего желает, – однако-ж человек необходимо нуждается в вышнем содействии и благодати, облегчающей для него препятствия и делающей вполне удобопроходимым трудный путь праведности 17, 12–13. 75. Ср. предведение Божие и человек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стих 11–12-й. «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится». По слову Христа в Его Церкви будут «большие» (иерархия), а остальные верующие составят паству. Большие не должны, подобно фарисеям и книжникам, быть тщеславными и гордыми в отношении к пасомым, но всегда должны помнить, что поставлены Господом не для господства над верующими ( 1Пет.5:3 ), а для служения последним («да будет вам слуга» – δικονος; ср. 1Кор.3:5 ); их взаимные отношения должны быть проникнуты духом смирения, сознания своего недостоинства пред Богом, братскою любовью друг к другу. Стих 13-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете». Фарисеи и книжники, вследствие своей гордости, не способны были к покаянию ( Лк.18:10–12 ; ср. Лк.7:30 ; Мф.3:9 ). Имея ложные понятия о Мессии, они не верили Иисусу Христу, что «Я и Отецодно». ( Ин.10:30 ; ср. Ин.7:48 ), своим примером и строгими требованиями по отношению к народу ( Ин.9:22, 12:42 ) отвлекали людей от вступления в число последователей Господа: «затворяете Царство Небесное человекам». Стих 14-й. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Наружным благочестием («лицемерно долго молитесь») прикрываете свои злые дела: вкрадываясь в доверие вдов, присвояете имущество их, вместо того, чтобы защищать их (ср. Исх.22:22 ; Βтор.24:17; Ис.1:17 ). «Всякий, делающий зло», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «заслуживает наказания; кто же, принявши на себя образ благочестия, употребляет его для прикрытия своих злых дел, тот подлежит гораздо жесточайшему наказанию». 302 Стих 15-й . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас». Фарисеи и книжники не из любви к истине и заблуждающимся, а по тщеславию старались обратить в иудейскую веру, хотя бы одного язычника, но не заботились о научении его истинам веры и об исправлении его жизни, а еще более развращали его примером своей лицемерной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Таким образом, учение о таинствах в Ин говорит о том, что христиане приобщаются делу спасения, совершенному Христом через сошествие Искупителя в мир, Его смерть, воскресение и восхождение к вечной славе, которую Он имел у Отца прежде бытия мира (17:5). Здесь Иоанн вполне согласуется с учением апостола Павла о крещении, в котором человек со-распинается, со-погребается и со-воскресает со Христом (Рим 6:3–7; Гал 3:27; Еф 2:13; Кол 2:12–13; 3:1; 2 Тим 2:11), и о евхаристии как возвещении смерти Господа, доколе Он придет (1 Кор 11:26), хотя никаких следов знакомства с текстами посланий Павла в четвертом Евангелии не видно. В Ин можно усмотреть три момента отталкивания от оккультно-мистических религий, процветавших в ту эпоху. Во-первых, все знание о Боге открывается, согласно Ин, в ВЗ и в лице Иисуса Христа, и нет другого пути к Богу, кроме Христа, Который уподобляется лестнице Иакова, соединяющей небо и землю (1:51): никто не приходит к Отцу, как только через Меня (14:6; ср. 1:18); никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (3:13). Таким образом, отвергается любой другой путь богопознания. Во-вторых, хотя смысл Евангелия не может быть до конца исчерпан в рациональных категориях, у Иоанна большое место отведено размышлениям, спорам и доказательствам, а также утверждению исторической конкретной реальности Евангельских событий, — в этом он также резко противостоит туманным мистическим фантазиям. В-третьих, в Ин подчеркнут этический мотив послушания и любви, противостоящий моральному безразличию гностического мистицизма. Иоанн особо подчеркивает реальность человеческой природы Иисуса и Его послушание Отцу (5:19; 7:16; 10:29; 14:28). Предвечный Сын послан в мир Отцом (3:17), говорит Его слова (14:10; 17:8) и творит Его дела (14:10). В Себе Иисус открывает людям Отца, и поэтому Его Отец более Его (14:28). Но одновременно Слово есть Бог (1:1), видящий Его видел и Отца (14:9), с Которым Он — одно (10:30) и Которому Он равен (5:18). Несмотря на то, что ариане особенно любили цитировать 14:28, ни одна из других новозаветных книг не свидетельствует с такой убедительностью в пользу учения о единосущии, как Евангелие от Иоанна.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

– И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто» ( Мк.7:34–35 ). Прокаженному же повелел: «Очистись.» – И как только ему это сказал, «проказа тотчас сошла с него, и он стал чист» ( Мк.1:41–42 ; ср.: Лк.5:13 ). Иерихонскому слепцу приказал: «Прозри! – И он тотчас прозрел, и пошел за Ним, славя Бога» ( Лк.18:42–43 ). Сухорукого попросил: «Протяни руку твою! – Он так и сделал, и стала рука его здорова» ( Лк.6:8, 10 ). Сколько Божественной силы содержится в словах воплощенного Божия Слова, особенно проявляется в воскресении мертвых словом. Мертвой дочери Иаира Спаситель возгласил: «Девица, встань! – И возвратился дух ее, и она тотчас встала» ( Лк.8:54–55 ). Умершему сыну наинской вдовицы Господь сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань! – Мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» ( Лк.7:14–15 ). Четверодневному Лазарю Спаситель повелел: «Лазарь, иди вон! – И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком» ( Ин.11:43–44 ). Посему досточудный Учитель справедливо говорил о Своем учении: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ), ибо они суть слова Бога Слова. Сопровождая своего Божественного Учителя, святые Апостолы пришли к непоколебимому убеждению, что Его слова исполнены вечной жизни, и выразили это соборно, засвидетельствовав Ему: «Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин.6:68 ). Учение Спасителя – это, по сути дела, учение Святой Троицы. И слова Спасителя суть слова Святой Троицы. Поэтому Спаситель и говорит: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» ( Ин.14:10 ). «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно или Я Сам от Себя говорю» ( Ин.7:17 ). Равно как и в отношении Богочеловеческого учения действует слово Спасителя: «Я и Отецодно» ( Ин.10:30 ). Поэтому в Своей гефсиманской молитве Господь Иисус Христос, памятуя о Своих последователях, обращается к Богу Отцу: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им» ( Ин.17:8 ); «Я передал им слово Твое» ( Ин.17:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2. «Поместил он меня на пне только что срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках». Посадить своего «служку» на пень, а самому стать перед ним в самом неудобном положении — показывает величайшее смирение, отличавшее в особенности преп[одобного] Серафима Саровского . 3. «Господь открыл мне»… Образ выражения истинно и действительно великих древних отцов Египта, Палестины и проч. (ср., например, ответы Варсануфия Великого). Посему Мотовилов назвал преп[одобного] Серафима «Великим». 4… ..высших себя не ищи ( Сир. 3:21 ). 5. Всяк иже не собирает со Мною, той расточает ( Мф. 12:30 ). 6. Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду приятен Ему есть ( Деян. 10:35 ). 7. Пошли в Иоппию к Симону усмарю, тамо обрящеши Петра, и той ти речет глаголы живота вечнаго, в них спасешися ты и весь дом твой ( Деян. 10:5-6 ). 8… ..пришедшего в мир грешныя спасти ( 1Тим. 1:15 ). 9. Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголете — видим, и грех ваш пребывает на вас ( Ин. 9:41 ). 10. Не в меру бо дает Бог Духа Святаго. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его ( Ин. 3:34-35 ). 11. Купуйте, дондеже прииду ( Лк. 19:13 ) искупующе время, яко дние лукави суть ( Еф. 5:16 ). 12. Шедше, купите на торжище ( Мф. 25:9 ). 13. «Такое разумение неправильно»… Уже всем предыдущим подсказывалась мысль, что необходимо наличие благодати для спасения и совершения подвигов и что последние ценны только постольку, поскольку им сопутствует благодать. Если ее нет, труд подвизающегося напрасен, — ведь и евангельские девы несли подвиг девства, подвиг величайший, и однако услыхали: не вем вас ( Мф. 25:12 ). Действительно, что им недоставало? «Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельное, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей, — говорит преподобный Серафим Саровский и продолжает: — Я, убогий, думаю, что у тех именно благодати Всесвятаго Духа Божия не доставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель, и тем-то и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божияго, и говорится в отеческих книгах: Ин есть путь, мняйся быти благим вначале, но концы его — во дно адово» (Ср. Прит. 14:12,16:25 ). [Этот отрывок епископ Варнава приводит в § Принятие на себя подвигов.]

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

по образу Мельхиседека, о котором сказано, что он был без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни ( Евр 7:3 ). Иными словами, он достигнет такого соединения с Господом, что станет носителем свойств Самого Бога. И свобода есть также одно из этих свойств. “Мы можем стать похожими на Христа до уподобления Ему, — утверждает отец Софроний, — но только через покаяние и исполнение Его заповедей в такой мере, что они становятся единственным законом всего нашего бытия. Только в этом случае нам ниспосылаются божественные состояния, и мы становимся способными усвоить их” 22 . Итак, чтобы стать свободным человеком, надо “связать самого себя”, по слову старца Силуана, и жить так, как учит Блаженный Августин : “Люби Бога и делай, что хочешь”. И только тогда человек может сказать: “Я свободен”. авторизованный перевод с французского Примечания: 1 Митрополит Иоанн Зизиулас . Проповеди. 9 февраля 2003 (не издано). 2 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы// Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т. 14. Л., 1976. С. 232. 3 Архимандрит Софроний. Слово к общине 14 (не издано). 4 Джил Зилберштейн. Обещание и прощение. 5 См. Архимандрит Софроний (Сахаров) . Преподобный Силуан Афонский . Эссекс, 1991. 6 Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Там же. Т. 15. С. 84. 7 Достоевский Ф. М. Бесы//Там же. Т. 10. Л., 1974. С. 470. — Первая часть кирилловского силлогизма абсолютно верна. Действительно, “вся воля Его”, ср. да будет воля Твоя яко на небеси и на земли . Принять это и более того, стремиться к этому, просить об этом может, однако, лишь тот, кто пребывает в любви Божией. Кириллов же любви не имеет , поэтому воля Божия для него абсолютно неприемлема, — до такой степени, что он и Бога отрицает. — Ред . 8 Там же. С. 472. 9 Там же. С. 470. 10 Цит. по: Гийбо Ж.-К. Вкус к будущему. 11 Там же. 12 Данное утверждение не учитывает учение Аристотеля о катарсисе , то есть очищении и возвышении души зрителя благодаря состраданию. Собственно говоря, именно наличие катарсиса отличает высокую европейскую трагедию от таких малопочтенных жанров, как боевик или триллер. — Ред .

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-i-chelo...

197 Рождение Сына означает обретение Им самостоятельного, т. е. ипостасного бытия. Более того, согласно викторину, именно Сын есть ипостась в первичном и собственном смысле, поскольку для Викторина, так же как и для Плотина, «ипостась (subsismenmia)–эmo бытие, уже получившее форму» (formatum esse, Adv. Ar. II 4.43–46), в то время как Бог Отец, будучи чистым и неоформленным Бытием, есть ипостась лишь потенциально. 199 О единосущии (μοοσιον) Отца и Сына как Бытия и действия см. ниже, § 27–29, а также: Adv. Ar. I 4; 27; 32–43; 47; 59; II 1; 6; De hom. recip. 2–4 и др. 200 esse quod substantiale est, unum itrique est. Это одно из этимологических объяснений Викторином греческого термина μοοσιον: μο-=unum, οσιον=substantiale. О других этимологиях см.: Adv. Ar. II 12. 26–29; IV 10. 31–33; De hom. recip. 2. 30; 4. 14. 202 В § 24–30 викторин опровергает базовые аргументы ариан в пользу того, что Логос не существовал вечно, но, как и все остальное, произошел из небытия. Ср. также возражения Кандида: De generatione divina. 10. 7–8. 204 Имеется в виду пятый модус не сущего – абсолютное небытие, которое Викторин полностью отрицает (см. выше, § 5, 6:11). Следует, однако, отметить, что именно в этом заключается вера христиан в то, что Бог сотворил мир «из ничего» (ex nihilo), т. е. из абсолютного небытия (см.: 2 Макк. 7, 28; Tertullian. Apol. 17; Adv. Herm. 1:14–17; Adv. Marc. II 5; heophil. Послания к Автолику II 4; Athanas. Contr. Gent. 41; Greg. Naz. Or. 40. 45; Greg. Nyss. De opif. hom. 24 и др.). Таким образом, викторин, вслед за платоном (см.: Plato. Sophist. 238 с; 259 а) отрицая понятие абсолютного небытия (см. выше § 11), а также стремясь всеми способами опровергнуть арианское учение о происхождении Сына из небытия и устраняя само это понятие, вступает в явное противоречие не только с неоплатониками (Плотин,Порфирий, Прокл), которые под истинным небытием понимали бесформенную материю (см., например, Plotin. Enn. II 5. 5. 23–25; Porphyr. Sent. 20. 1–11; Procl. Comm. in Alcibiad. I 108; Comm. in Tim. Vol. 1. P. 233. 1–4), но и с основным положением христианского учения о творении мира ex nihilo, которое противостоит не только платоновскому учению о творении мира из вечной материи, но и плотиновскому пантеизму, согласно которому все сущее и не сущее возникает из единого путем иерархической эманации. Тем самым Викторин предлагает пантеистическое по своей сути представление о том, что всякое сущее и не сущее потенциально содержится в Боге от века и что Божественный Логос есть «семя всего» (semen omnium), посредством Которого приводится в актуальность то, что вечно существовало в потенции (см. выше, § 17, и ниже, § 25 и 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Белл. «Denique sic exponunt Patres, Tertullianus lib. 4 in Marcion. ante medium. Eusebius lib. 6 demonstr. cap. 24. Ambrosius lib. 2 de Fide, c. 3. Hieronymus et Cyrillus in hunc locum» (p. 124. b.). Феоф. «Sic et Patres intelligent. Tertullianus lib. IV in Marcionem ante medium; Eusebius lib. VI Demonstrant. Evangeliae, c. XXIV. Ambrosius lib. II de fide, c. III Hieronymus (опущено: et Cyrillus) in hunc locum» (p. 638). Чаще всего Феофан делает заимствования с некоторыми вариациями, которые состоят отчасти в пропусках, отчасти в добавлениях. Так, Феофан опустил: а) тексты Ис. 52:9,10 и 12, приведенные Беллярмином в объяснении места Ис. 52:5 и 6, b) из объяснения Беллярмина на место Зах. 2:10 и 11 целые три периода, начинающиеся словами: «Hic locus efficacissimus est» и оканчивающиеся словами: «licet quibusdam interpositis, quae non mutant sensum, ut patet» (p. 125a), и с) свидетельства отцов и учителей церкви, приведенные Беллярм. в объяснении места Ис. 35:4–6 . К добавлениям Феофана следует отнести: а) объяснение Валтасара Кордерия, находящееся в § 104, и b) то, что в объяснении места Ис. 35:4–6 , кроме двух свидетельств нового завета, приведенных Беллярмином ( Мф. 11:4 и 5 и Ин. 15:23 ), он цитирует еще 18 мест из нового завета. 553 В этой главе Феофан приводит одиннадцать доказательств. Из них у Беллярмина находятся следующие семь. I, II – Лк. 1:16 и 17, IV – Гал. 1:1 (по нумерации Беллярмина IX), V – Филиппис. 2:5 и след. (по нумерации Беллярмина Х), VIII – Ин. 1:14 (у Беллярмина XIII), IX – Ин. 10:30 (у Беллярмина IV) и Х – Ин. 16:15 (у Беллярмина VI). В I-м доказательстве Феофан приводит 14 свидетельств св. Писания, из которых у Беллярмина находятся 8 (а именно следующие: Мф. 16:23 , Ин. 3:16 , Рим. 8:32 , 1Ин. 5:20 , Кол. 1:15 , Ин. 19:7 и Ин. 5:16 ), из этих восьми мест Писания первые семь Феофан объясняет самостоятельно, а объяснение последнего из них ( Ин. 5:16 ) берет из Беллярмина (период Феофана, начинающийся словами: «Si columnia haec Judeorum» и кончающийся словами: «Sed confirmavit etiam» буквально взят из Беллярмина – ср. Theol. p. 645 и Bell. p. 126. b). Объяснения II, Iv-ro доказательств у обоих богословов в сущности тождественны. В объяснении V-ro доказательства положительная часть (§ 119) самостоятельна, а полемическая часть (§§ 120–122) чрезвычайно сходна с соответствующим объяснением Беллярмина, из последнего Феофан берет толкование Еразма Роттердамского на выражение «быть во образе Божием» и опровержение оного, толкование Франциска Давидиса на слова «образ Божий» и трансильванское объяснение выражения: «не считал хищением быть равным Богу». Наконец, объяснение IX доказательства («Я и Отецодно») Ин. 10:30 , состоящее из пяти пунктов, всецело взято из Беллярмина (Bell. pp. 126 и 127); толкование Златоуста на данное место, находящееся в полемической части этого объяснения, также находится у Беллярмина (Bell. p. 127 a.).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010