Особую группу памятников Л. составляют новгородско-софийские летописи: Новгородская Карамзинская (единственный список рубежа XV и XVI вв., РНБ. F.IV.603, имеющий необычную структуру: летописный текст в нем разделен на 2 подборки), Софийская I (представлена старшим и младшим изводами; списки с 60-70-х гг. XV в.) и Новгородская IV (также имеющая старший и младший изводы; списки с 70-х гг. XV в.). Эти летописи отражают сводческую активность в Новгороде, Москве и, возможно, в Троице-Сергиевом мон-ре в 1-й пол. XV в. и по-разному сочетают известия, взятые из новгородского Л., из летописи типа Троицкой, а также из др. источников. В новгородско-софийских летописях впервые появляются обширные повести о Куликовской битве , нашествии хана Тохтамыша , «Слово о житии и преставлении» св. блгв. кн. Московского и Владимирского Димитрия Донского и др. Если в Софийской I летописи доля новгородских известий сравнительно невелика, то в Новгородской Карамзинской она существенно больше, в Новгородской IV - еще значительнее. Существует 2 основные гипотезы относительно того, как соотносятся между собой новгородско-софийские летописи. Согласно первой, в их основе лежит т. н. Новгородско-Софийский свод (ученые датируют его временем от 10-х гг. XV в. до 1448 г.), к-рый впосл. по-разному редактировали в Новгороде и Москве (Шахматов, Я. С. Лурье , М. А. Шибаев). Согласно др. гипотезе, соотношение новгородско-софийских летописей объясняется сложнее, и, в частности, постепенное сложение этих текстов отражают 2 подборки Новгородской Карамзинской летописи, причем в 1-й представлен наиболее ранний этап сводческой работы (Г. М. Прохоров, А. Г. Бобров; при этом Прохоров считает, что новгородско-софийские летописи складывались с кон. XII в., а по более реалистичному взгляду Боброва, история их составления укладывается в 1-ю пол. XV в.). Часть ученых называют одним из этапов сложения новгородско-софийских летописей Московский свод (Полихрон) митр. Киевского свт. Фотия или даже отождествляют его с Новгородско-Софийским сводом (Б. М. Клосс ). В любом случае Софийская I летопись представляет московскую ветвь новгородско-софийских летописей (и на ней основано московское Л. 2-й пол. XV в.), а Новгородская IV - новгородскую ветвь, использованную позднее в новгородских и псковских компиляциях.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Т. 14. С. 464515, 730739. 118 ...ученик его Корнилий... – В «Цветнике священноинока Дорофея» ученик, как и старец, был безымянным. 120 Анастасий мних – речь идёт либо об Анастасии Персидском (см.: Пролог, 22 января), либо об Анастасии Синайском (см.: Пролог, 20 апреля), однако описанных подробностей подвига святого в Прологе нет. 123 ...Максима, и Василия, Исидора, паче же и древняго великаго Андрея, и Прокопия, Иоанна уродивых. – Имеются в виду юродивые святые Максим Московский (Пролог, 13 августа), Василий Блаженный (Пролог, 2 августа), Исидор Ростовский (Пролог, 14 мая), Андрей Юродивый (Пролог, 3 октября, 12 октября), Прокопий Устюжский (Пролог, 8 июля), Иоанн Устюжский (Пролог, 29 мая). Все они русские святые, кроме Андрея Юродивого, имя которого в общем ряду особо выделено. В соответствующем фрагменте статьи «Цветника священноинока Дорофея» называются лишь первые три имени. Упоминания Андрея Юродивого, Прокопия и Иоанна Усюжских появились в более поздней редакции текста, дошедшей до нас в «Кринах сельных» и в «Старчестве» Матфея Никифорова. 124 ...великомучеников Георгия и Димитрия, Иякова Персянина, и Феодора Тирона, и Феодора Стратилата, и 40 мученик, и пятечисленую пятерицу – Евстратия и Евгения, Мардария и Ореста, и Авксентия. – Имеются в виду великомученики Георгий Победоносец (Пролог, 23, 24 апреля), Димитрий Солунский (Пролог, 26 октября), Иаков Персянин (Пролог, 27 ноября), Феодор Тирон (Пролог, 17 февраля), Феодор Стратилат (Пролог, 8 июня, 8 февраля). 40 мучеников севастийских – см. в Прологе под 9 марта, а «пятечисленую пятерицу» севастийских мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – под 13 декабря. В «Цветнике священноинока Дорофея» этот фрагмент имеет несколько иной вид: Федор Тирон упоминается в другой части статьи, Федор Стратилат не упоминается вовсе, а вместо «пятечисленой пятерицы» названы мученицы Ирина и Екатерина. См.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XIXV веков: Каталог. СПб., 2008. С. 3739, 4446, 52, 6061, 116, 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К той же работе о свв. 70 апостолах имеют отношение и некоторые заметки, сделанные рукою Святителя на листах его Пролога. Напр., 10-го сентября, память свв. апостолов Апеллия, Луки и Климента. Пролог пишет: «Климент, его же к Колоссаем апостол поведует», – Святитель отмечает: «Несть его там». Пролог – «сей первее всех от языков веровав Христосови», Святитель: «а Корнилий сотник не первый ли?» (Пролог, ч. I, л. 39). 18-го сентября, память Симеона, епископа Иерусалимского. Пролог: «той бяше сын Иосифа обручника», – Святитель: «не сын, но синовец, снесть братний син Клеопии, а Клеопа был брат Иосифу родний меньший, и понял у Иосифа дочку себе в жену именем Марию и родил с ней сего Симеона, так о том пишет историк греческий Георгий, прозываемый Кедрин, лист 187 et Eusevius lib. 3, cap. 10, а брат Господень син же Иосифов был не Симеон, но Симон, гл. 13-я» (Пролог, ч. I, л. 62-й). 15-го февраля, память св. апостола Онисима. Пролог: «сей слуга быв Филимона мужа римлянина», – Святитель: «Филимон муж не римлянин, но колоссянин, ut patet in vita s. Onisimi, а зде помилився Пролог и изобличается помылкатая в Актах свв., т. И, февр. 16, л. 858». И еще: «в мученикословии Римстем сегож месяца, 15 числа, инако о кончине его написано. В предисловии на послание к Филимону пишется, яко мечем посечен бысть». (Пролог, ч. II, л. 703-й). 8 апреля, память св. апостола Иродиона. Пролог пишет, что он служил свв. апостолам и поставлен от них епископом Неопатрским. Святитель замечает: «Метафраст в житии св. апостола Петра пишет же Иродион в Риме вкупе з Олимбом посечены при Петре святом» (Пролог, ч. II, л. 199). 25-го августа, св. апостола Тита, епископа Гортинского. В Прологе: «причтася и той 12 веровавшим Господеви»; Святитель: «како можаше причтатися еллин сый необрезанный, с ним же ни ясти иудеи хотяху, ибо не абие отверзеся языком дверь веры, но по крещении Корнилия сотника. Деяний гл. 10, и роптаху о том иудеи на Петра, Деян. гл. 11-я яко к мужем необрезанным ввел и ял с ними» (Пролог, ч. IV, л. 734, ср. Четии-Минеи, ч. IV, л. 748 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

31 . Пр. КАССИАН, Грек, Угличский, преставился в XV веке, Мая 21. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 21. Век XVI 1 . Пр. ИОСИФ, Игумен Волоколамский, преставился в 1516 году, Сентября 9, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 9. 2 . Св. СЕРАПИОН, Архиепископ Новгородский, преставился в 1516 году, Марта 16. Св. мощи его, в 1516 году, Апреля 7, обретённые почивают в Троицкой Сергиевой Лавре близ церкви Св. Троицы на южной стороне. Смотри Пролог и Четь Минею, Марта 16. 3 . Св. ИОАНН, Князь Угличский, в монашестве Игнатий, преставился в 1522 году ,Мая 19. Св. мощи его почивают в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре под алтарём с Пр. Димитрием Прилуцким. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 19. 4 . Пр. АРТЕМИЙ Веркольский, преставился в 1538 году, Июня 23. Св. мощи его, в 1577 году обретённые, почивают в храме, во имя его созданном. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 20. 5 . Пр. АЛЕКСАНДР Свирский, преставился в 1533 году, Августа 30, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 30. 6 . Пр. КОРНИЛИЙ Комельский, преставился в 1537 году, Мая 19, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 19. 7 . Св. КИРИЛЛ, Игумен Новоезерский, преставился в 1537 (а по Следованной Псалтири – в 1533) году, Февраля 4, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его открыто. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Февраля 4. 8 . Св. ИАКОВ Юродивый Боровицкий преставился в 1540 году (а по Следованной Псалтири около 1552 года), Октября 23, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Новгородском Иверском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 23. 9 . Пр. ДАНИИЛ, Архимандрит Переславского Горицкого монастыря, преставился в 1540 году, Апреля 7. Св. мощи его почивают в созданной им обители в соборной церкви. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

21 . Пр. САВВА Вишерский, Новгородский, преставился в 1461 году, Октября 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в церкви Вознесения Господня в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 1. 22 . Св. ИОНА, Архиепископ Новгородский, преставился в 1471 году, Ноября 5, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в Новгородском Отенском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 5. 23 . Св. ИСИДОР Юродивый, Ростовский, прозванием Твердислов, преставился в 1474 году, Мая 14, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его в Ростове под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 14. 24 . Пр. ЗОСИМА, Игумен Соловецкий, преставился в 1478 году, Апреля 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре в построенной во имя его и Преподобного Савватия храме. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Апреля 17. 25 . Пр. ПАФНУТИЙ, Игумен Боровский, преставился в 1479 году, Мая 1, в который Церковь и память, его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри, Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 1. 26 . Пр. ЕВФРОСИН Псковский, преставился в 1481 году, Мая 15. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 15. 27 . Пр. МАКАРИЙ, Игумен Колязинский, преставился в 1483 году, Марта 17, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 17. 28 . Пр. ТИХОН Луховский, преставился в 1492 году, Июня 16. Св. мощи его почивают в созданной им обители, в области Луховской на реке Лухе, на Капышове. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 16. 29 . Св. ИОАНН Юродивый Устюжский, преставился в 1494 году, Мая 29, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Устюжской соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 29. 30 . Пр. САВВА Крыпецкий, Псковский, преставился в 1495 году, Августа 28. Св. мощи его, в 1555 году обретённые, почивают в Крыпецком монастыре. Смотри Пролог и Четь Минею, Августа 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В заключение всего сделаем общий очерк истории прологов. Первый древнейший дошедший до нас пролог или синаксарь есть так называемый месяцеслов императора Василия с равномерными сказаниями. Долго он и редакции его боролись с неравномерными, по всей вероятности, по началу раньшими его прологами. В XI в. месяцеслов Василия принят был в неизменном виде в криптоферратском монастыре в Италии. где и доселе употребляется для чтения при утреннем богослужении. Без сомнения, редакция его, принадлежащая студиту Илии, принята была каппадокийскою церковию в Малой Азии, где даже восполнена Константином, митрополитом мокисийским. Но неравномерный пролог в XI-XII веке, обогащенный новыми обширными сказаниями, многими памятями святых, украшенный стихами Христофора Митиленского, стал брать перевес над редакциями месяцеслова Василия и над другими прологами. В какой мере продолжалась эта борьба на востоке, нам неизвестно. Известно только, что еще в 1249 году переписан монахом Ионою не стишной, а Петров пролог 401 , что в греч. румянцев. минее XIII в. есть особый пролог и даже в XV веке был писан или переписан пролог весьма отличный по тексту от настоящего стишного 402 . Окончательно же стишной пролог утвердился на востоке со времени напечатания его в греческих минеях в XVI веке. Затем перевод его на общеупотребительный язык Максимом Маргунием, изданный в 1601 году и в последующие времена повторенный изданиями, наконец исправление, восполнение и новый перевод его Никодимом святогорцем (изд. 1819) на новогреческий язык распространили влияние его на востоке. В России до конца XIV века употребляемы были единственно две редакции месяцеслова Василия, причем кратчайшая редакция преобладала над пространнейшею; с конца XIV века или начала XV стал входить в употребление стишной пролог, но вторая редакция месяцеслова Василия преобладала над ним и первою кратчайшею редакциею, доколе печатный пролог в 1641–1643 годах не соединил в себе и стишной пролог и редакции месяцеслова Василия. Тогда как в России более двухсот лет существует один пролог, в греческой церкви нет такого единства: доселе печатаются в минеях стишные синаксари, довольно разнящиеся между собою и много отличающиеся от синаксариста Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

2 . Пр. СТЕФАН, Игумен Махрищский, преставился в 1406 году, Июля 14. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Пролог, Июля 14. 3 . Св. КИПРИАН, Митрополит Киевский и всея России, преставился в 1406 году Сентября 16. Св. мощи его, в 1472 году, Мая 27, обретённые, почивают в Московском Успенском соборе. Смотри Пролог, Сентября 16 день, и Четь Минею того же дня, и Месяцеслов Киевский, Мая 27. 4 . Пр. ЕВФРОСИНИЯ, Великая Княгиня Московская, преставилась в 1407 году Июля 7. Св. мощи её почивают в Вознесенском Девичьем Московском, созданном ею монастыре. Смотри Пролог, Июля 7. 5 . Пр. САВВА Сторожевский Звенигородский, преставился в 1407 году, Декабря 3, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Декабря 3. Св. мощи его почивают в Савине-Сторожевском монастыре. 6 . Св. АРСЕНИЙ, Епископ Тверской, преставился в 1409 году, Марта 2, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Желтикове, созданном им монастыре, в соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 2. 7 . Пр. МАКАРИЙ Унженский, Желтоводский, преставился в 1404 году, Июля 25, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июля 25. 8 . Пр. ДИОНИСИЙ, Игумен Глушицкий, преставился в 1412 году, Июня 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Глушицком Предтечеве монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Июня 1. 9 . Пр. СЕРГИЙ Обнорский, Вологодский, преставился в 1413 году, Октября 7. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 7. 10 . Пр. ФЕРАПОНТ Белоезерский, преставился в 1426 году, Мая 27. Св. мощи его почивают в созданной от него обители, ныне в приходскую церковь превращённой, под спудом. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 37. 11 . Пр. НИКОН, Игумен Троицы-Сергиева монастыря, преставился в 1437 году, Ноября 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают под спудом в Троицкой Сергиевой Лавре в церкви, во имя его построенной. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1-го Сентября. Память св. Симеона Столпника. На утрени после первой кафизмы – чтение. «От днесь начинаем чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкование посланий св. Апостола Павла. По 6-й песни канона – пролог. Если случится 1-е Сентября в неделю, то в конце вечерни – чтение в посланиях апостольских. На утрени – чтение в толкованиях Евангельских, еже на ряду. После третьей песни канона – чтение жития св. Симеона Столпника. После шестой песни канона – пролог». 8-го Сентября. Рождество Пресвятых Богородицы. На вечерне – чтение в посланиях или праздника. На утрени по обычных кафизмах – чтение в Евангелии толковом. После шестой песни канона читается пролог. 14-го Сентября. Воздвижение Креста Господня. На вечерне – чтение слово о честном древе. На утрени по кафизмах – чтение праздника. По шестой песни канона – пролог. 1-го Октября. Покров Пресвятой Богородицы. На вечерне – чтение; на утрени по кафизма – чтение. 21-го Ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На утрени чтение в Евангелии толковом; по 6-й песни читаем пролог. 6-го Декабря. Святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца. На вечерне – чтение от жития святого: на утрени по кафизмах – чтение; по 6-й песни читаем пролог. 25-го Декабря. Рождество Господа нашего Иисуса, Христа. На вечерне – чтение в толковании, еже от Матфея, слово 4-е. На утрени по первой кафизме – чтение в толковом Евангелии Златоуста, еже от Матфея, о празднике; по второй кафизме – чтение в толковании Златоуста: по 6-й песни – пролог. 1-го Января. Обрезание Господне. На утрене по кафизмах читаем в Евангелии толковом; по 6-й песни – пролог. 6 " го Января. Крещенье Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение в Евангелии толковом, еже от Матфея; по второй кафизме – чтение в Евангелии толковом, еже от Матвея; после третьей песни – чтение... 2-го Февраля. Сретение Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени по кафизмах – чтение во Евангелии; по 6-й песни – пролог. 25-го Марта. Благовещение, Пресв. Девы Марии. На

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Новая церковь сейчас интенсивно восстанавливается. Имеется большой щит с историческим описанием дер. Бывалино. Привожу надпись на транспаранте «В Вохонских землях в начале XVII века по реке Дрездна несколько раз являлась икона великомученика Никиты. В местах ее явления чудесным образом начинали бить целебные чудотворные ключи. Православные, видя такую божественную милость и небесную помощь страждущим строили в этих местах часовни. История храма святого великомученика Никиты в деревне Бывалино тоже связана с явлением иконы этого замечательного святого. Об основании храма во имя великомученика Никиты предание говорит, что храмовая икона этого святого явилась на месте существовавшего храма и это произволение Божие послужило указанием к сооружению храма во имя великомученика Никиты. Освящен деревянный храм был в день памяти святого  290 лет назад – 15 сентября 1717 года. Современное каменное здание храма великомученика Никиты основано в 1861 году в день его памяти. Явленную икону великомученика Никиты поставили в новом храме, трехпрестольном с приделами Казанской иконы Божьей Матери, Илии Пророка и Никиты Мученика. Предполагалось, что здесь, по желанию императора Алексадра II, будет основан женский монастырь. О пришедших тяжелых временах  в 1917 году написал служивший тогда протоирей Михаил Садиков: «Весь народ разбился на два лагеря – буржуи и пролетарии, причем последние были больше чем полноправные граждане, а первые – меньше чем рабы». Наступившая трагическая эпоха оставила кровавый след и на Бывалинской земле. Исполком Московского Областного Совета 11 апреля 1941 года вынес решение о закрытии церкви в с. Бывалино Павлово-Посадского района и переоборудование ее здания под школу. Чудотворная икона святого Никиты из храма Никитского погоста д. Бывалино хранилась долгое время в боковом приделе церкви на Уползах. В 1996 году древнюю святыню перенесли торжественным крестным ходом в родной Никитский храм, переданный Церкви в 1991 году. Деревянный храм Никиты –мученика не сохранился – сожжен в конце 1980-х годов, остались лишь его фотографии. Восстановительные работы в каменном храме были начаты протоиреем Михаилом Сырчиным, а с октября 1992 года настоятелем Никитской церкви стал иеромонах Амвросий (Шевчук).

http://sobory.ru/article/?object=23565

И по оному старообрядцев, которые состоят в новгородско-северском и черниговском наместничествах, именным Ее Императорского Величества указом повелено под паству приписать пока к таврическому архиерею, который из С.-Петербурга в свою епархию будет следовать через Кричев. Мне от его святейшества повелено в том Успенском монастыре в начаток благословенного священства старообрядцам, желающим духовные потребы справлять, и для того от его святейшества получил я благословение и святое миро и божественные тайны, тело и кровь Христовы. А по прибытии епархиального нашего архиерея повелено мне с прочими духовными и светскими к нему явиться в Кричев к действительному определению, на что имею от его светлости князя Потемкина за рукой и паспорт, с которого при сем прилагаю копию. Но поскольку имеем мы счастье, что оный Успенский Никодимов монастырь пребывает в наместничестве, благоуправляемом вашим графским сиятельством, то за необходимый долг почитаю об оном представить вашему высокографскому сиятельству и всенижайше просить: принять нас и всех желающих соединению со святой соборной и апостольской Церковью и благословенного при старинных обрядах священства, под ваше покровительство и благоволение, чтоб я с братством и во всех посадах единомудренные от сопротивной стороны не были утесняемы, но имели бы к славе святой соборной и апостольской Церкви свободный голос; подайте нам руку помощи, за что можете получить стократную мзду от Христа Спасителя и вечное блаженство. 7-го августа 1786 года. Вследствие сего письма граф Румянцев-Задунайский новгородско-северскому наместническому правлению дал особое предложение, вследствие коего и разосланы были уездным исправникам и слободским ратушам следующие 45 указы. “Указ Ее Императорского Величества, Самодержицы Всероссийской, и новгородско-северского наместнического правления. Слушали предложение его сиятельства, г. генерал-фельдмаршала, сенатора, киевского, черниговского и новгородско-северского генерал-губернатора и разных орденов кавалера, графа Петра Александровича Румянцева-Задунайского, в коем написано, что архимандрит Иоасаф начальник Успенского старообрядческого монастыря, в слободе Злынке состоящего, его сиятельству изъяснил, что он до некоторого времени с иными духовными и светскими к старообрядчеству причисленными, в ведомстве таврического преосвященного оставлен, и должен за прибытием преосвященного в Кричев, там явиться к действительному определению, и просил, чтоб во всех посадах не были они утеснены, но имели свободный голос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010