Указанием епископа Павла (Вильчинского) от 30 декабря 1883 года отец Михаил был назначен редактором неофициального отдела «Саратовских епархиальных ведомостей». Состоял цензором епархиального цензурного комитета и был председателем комиссии по составлению устава Саратовского епархиального духовно-просветительского союза. 24 октября 1901 года он избирается действительным членом Саратовской губернской ученой архивной комиссии и в 24-м выпуске трудов СУАК публикует свое исследование «Об участии духовенства в Пугачевском восстании в пределах Астраханской епархии». За годы службы отец Михаил неоднократно удостаивался различных наград и был премирован 11 раз. За ревностное служение на пользу Церкви Божией он был награжден набедренником (1871), скуфьей (1874), камилавкой (1881), палицей (1898). За заслуги по епархиальному ведомству Святейшим Синодом удостоен возведения в сан протоиерея 25 марта 1877 года. Главным управлением общества попечения о раненых и больных воинах 15 января 1880 года удостоен знака Красного креста. От Святейшего Синода награжден золотым наперсным крестом 15/20 марта 1884 года. Имел серебряную медаль в память императора Александра III. «За усердную и полезную службу по должности законоучителя института» 1 апреля 1890 года удостоен ордена Святой Анны II степени, 15 мая 1894 года — ордена Святого Владимира IV степени, давшего ему право потомственного дворянства, а 6 мая 1902 года по представлению совета института — ордена Святого Владимира III степени. Проживал он в собственном доме 41, находившемся между улицей Гимназической (Некрасова) и Бабушкиным взвозом по Малой Сергиевской (Мичурина) улице. В семье отца Михаила и Глафиры Матвеевны было 9 детей: Зинаида (20 сентября 1869 — 25 ноября 1945), Александр (2 апреля 1871 — 24 декабря 1940), Николай (родился 17 февраля 1873), Екатерина (7 декабря 1876 — 3 марта 1950), Леонид (22 марта 1879 — 1910), Мария (13 апреля 1880 — 14 августа 1956), Борис (5 августа 1884 — 1943), Наталия (2 апреля 1890 — 16 июля 1981) и Константин (2 апреля 1892 — 1930). 8 апреля 1892 года, через 6 дней после рождения сына, Глафира Матвеевна скончалась и была погребена на саратовском кладбище возле Воскресенского храма.

http://pravoslavie.ru/100076.html

Собору принадлежат два дома: двухэтажный, каменный, купленный за 7000 р. асс. в 1807 г. от опекунов малолетней дочери инженер-полковника барона фон-дер-Палена, на церковную сумму и – деревянный, построенный в 1860 году заботами протоиерея Павла Трачевского. Причт собора прежде подчинялся духовному правлению, которое существовало при соборе до 1876 года; ныне – епархиальному начальству, в лице благочинного. 26 Приход собора расположен в соседних улицах. Его составляют обычные жители города, главным образом морского ведомства. Летом, с уходом судов, численность прихожан уменьшается. Взамен их в местности прихода появляется множество иноверцев, приезжающих сюда на своих судах из-за границы. По клировым ведомостям 1883 года в приходе считалось: военных штаб и обер-офицеров мужского пола 147, женского 145, нижних воинских чинов мужского пола 324, женского 313; статских мужского пола 69, женского 125, купцов и мещан мужского пола 384, женского 409, крестьян мужского пола 513, женского 361. Кроме обычных крестных ходов, бывает еще крестный ход 20 июля, вокруг города, в память холеры 1848 года. Он совершается с пением покаянного канона. К собору приписана церковь Успения Божией Матери, в городских присутственных местах, устроенная купцами и освященная 26 февраля 1842 года. Она вмещает в себе до 500 человек. К Андреевскому собору принадлежат две каменные, крытые железом, часовни. Одна в Гостином дворе, устроенная в 1881 г. церковным старостою Никитиным, другая – в Рыбном ряду, устроенная в 1879 г. церковным старостою Леонтием Неустроевым. Попечительство учреждено 14 июня 1874 г., для прекращения нищенства. Для нищих устроен, в 1882 г., дом трудолюбия. Протоиерей Павел Трачевский 2) Церковь во имя Богоявления Господня Первоначальная церковь , во имя Богоявления Господня, была построена в 1731 году при следующих обстоятельствах: Петр Великий, находясь в Астрахани, собственноручно, 13 июля 1722 г., написал указ о построении в Кронштадте церкви во имя Богоявления Господня, для морских и адмиралтейских служителей. Через шесть лет по издании указа, в 1728 году сентября 4 последовало, из адмиралтейств коллегии, доношение в Свят. Синод, а на другой день, 5-го сентября, Синодом издан указ о построении церкви. В том же 1728 году храм был заложен и через 3 года, мая 24, 1731 года освящен. Его строили рабочие, присланные из петербургского адмиралтейства, по чертежам и под надзором архитектора Коробова, под наблюдением портовой конторы, на казенный счет и на пожертвования морских воинских команд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Памятник церковной жилой архитектуры в формах «русского стиля» последней четверти XIX века c оригинальным декоративным убранством. Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Желая с помощью иночества укрепить позиции Церкви в Красноярской губернии, в декабре 1873 г. епископ Антоний (Николаевский), третий по счету красноярский архиерей, обращается к городскому голове П.И. Кузнецову с предложением о покупке части городской территории для устройства «иноческой обители». Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Фундамент каменного корпуса был заложен в июне 1874 г., а 2 апреля 1875 г. строящиеся здания были осмотрены архитектором А. Лассовским, который нашел состояние построек превосходным. С 1875 по 1878 г.г. в условиях медлительности и волокиты синодальных и гражданских чиновников Преосвященный Антоний проделал огромную работу по привлечению благотворителей к строительству обители. После получения Указа Его Императорского Величества с официальным разрешением на открытие обители, 15 мая 1879 г. была совершена закладка Успенского мужского монастыря города Красноярска. Вплоть до 1881 г. Владыка Антоний, считающийся первым настоятелем монастыря, продолжает неустанные труды по строительству и благоустройству обители, преодолевая постоянно возникающие трудности. 15 мая 1881 г. епископ Антоний был переведен на Пензенскую кафедру, а каменный братский корпус обители, вероятно, был построен при его преемнике, епископе Исаакие (Положенском). 13 июля 1883 г. обители была Высочайше пожалована дача в Канском округе, однако она практически не использовалась за дальностью расстояния (около 300 верст). В 1886 г. монастырь содержал более 20 голов рогатого скота, из них 15 - дойные коровы. Арендованные у города земли использовались для хлебопашества и огородничества. До 1913 г. в главном корпусе обители находились иконописное училище (впоследствии упразднено), швейная и сапожная мастерские, просфоро- и хлебопекарни. В 1888 г. в результате сильного наводнения монастырь потерял деревянный флигель, стоявший на берегу Енисея, кузницу, а также дорогу и мосты, обеспечивающие связь с городом. За неимением средств на восстановление необходимых путей сообщения, монастырская братия проложила временную дорогу через лес. В 1889 г. из общества дачников, проживающих летом около обители, был образован комитет по решению вопроса с монастырской дорогой. Была составлена смета, по которой дачники должны были внести 10 000 руб., а монастырь - 1 000 бревен. Вскоре дорога была устроена, что в последующие годы позволило около 4000 богомольцам из Европейской и Азиатской частей России посещать Успенскую обитель. К 1890 г. в монастыре проживали 44 человека: 7 иеромонахов с наместником, 1 иеродиакон, 4 монаха, 1 послушник, 31 богомольцев-послушников.

http://sobory.ru/article/index.html?obje...

В 1801 г. в Л. м. проживали 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха и 10 послушников, в 1812 г.- 10 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 14 монахов, в 1840 г.- 9 иеромонахов, иеродиакон, 13 монахов и 26 послушников. В 1842 г. штат Л. м. должен был включать настоятеля, казначея, 10 иеромонахов, 24 послушника, а также 16 казаков, помогавших по хозяйству. В 1870 г. в Л. м. проживали 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 7 монахов, 10 послушников, в 1908 г.- ок. 40 монашествующих и ок. 70 послушников. 12 мая 1805 г. Л. м. посетил игум. прп. Назарий (Кондратьев) . В 20-х гг. XIX в., с началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829), в мон-ре проживал настоятель афонского Илии Пророка муж. скита иером. Парфений с братией, тайно вывезший в Россию частицу Древа Креста Господня, частицы мощей, книги и церковное имущество. В 1874 г. Кавказский еп. Герман (Осецкий) направил в Л. м. «для изучения монашеских правил» крестьянина И. Трубина и мещанина И. Безверхова, к-рые собирались устроить в долине р. Фарс, на горе Физиабго, небольшую обитель (см. Закубанская Афонская во имя арх. Михаила муж. пустынь ). Во 2-й пол. XIX в. в Л. м. подвизался старец Кирилл (Балюк; † 1881), бывш. хорунжий Черноморского войска. 4 нояб. 1872 г. он был пострижен в мантию, 2 июня 1874 г. рукоположен во диакона, нес послушание на монастырской пасеке, пел на клиросе, запомнился братии «редким терпением в житейских невзгодах и лишениях, младенческим незлобием и непоколебимою твердостию веры» (Кавказские ЕВ. 1882. 4. С. 127-131). Среди др. подвижников известны схим. Иезекииль и духовник братии иером. Иона, которого Синод наградил золотым наперсным крестом. По свидетельству архим. Самуила, «пустынь долго отличалась хорошими монахами, пока не было в их числе изгоняемых из разных великороссийских монастырей. От таких пришельцев немало развивалось слабостей нравственных, а иногда и самых жалких поступков. В 1840 году начали было изгонять таких, но уже было нелегко исправить и своих». 22 июня 1859 г. из Тамани свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо еп. Леониду (Краснопевкову)// Он же. Полн. собр. творений. М., 2007. Т. 7. С. 124).

http://pravenc.ru/text/2463219.html

А. Тюрлеминской, выкупившей святыни в 1874 г. у патриарха Иерусалимского Прокопия II . Также почитались 2 образа вмц. Параскевы с частицами ее мощей - дары Киселёвой и саранского дворянина А. Н. Салова, заказавшего икону на Афоне. Явленный же образ вмц. Параскевы неоднократно переносился крестьянами из часовни в приходскую рузаевскую церковь, но чудесным образом возвращался к источнику; к нач. 80-х гг. XIX в. эта икона исчезла. Около правого клироса находился почитаемый крест Господень «подобием с чудотворного креста», находившегося в г. Дмитрове Московской губ. (Там же. С. 13-14). К сер. 70-х гг. XIX в. в общине имелись 2-этажный настоятельский и неск. сестрических корпусов, мастерские, фруктовый сад, огород; все постройки были обнесены каменной стеной с угловыми башнями. При общине имелась жен. школа (уч-ще?) для сирот, в к-рой в 1881 г. проживали 6 воспитанниц на попечении сестер. За благоустройство обители 2 сент. 1883 г. начальнице П. Смирновой объявили благодарность. 18 апр. 1884 г. община была обращена в 3-классный общежительный мон-рь, 5 авг. того же года П. Смирнова пострижена в монашество с именем Параскева и возведена в сан игумении. К 1895 г. постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 сестры на испытании и др. После кончины игум. Параскевы указом Синода от 16 июня 1895 г. в должности настоятельницы была утверждена казначея мон. Евпраксия (Веретишкина; 2 дек 1916), 13 июля возведенная в сан игумении еп. Пензенским Павлом (Вильчинским; 1908 ). Деятельная игум. Евпраксия являлась действительным членом ИППО, ей были вручены наперсный крест, «от Святейшего Синода выдаваемый» (10 июня 1896), Библия от Синода (11 мая 1901), золотой наперсный крест из кабинета его Имп. Величества (11 июля 1906), серебряная медаль Российского об-ва Красного Креста за попечение о воинах во время русско-японской войны (1904-1905), золотая с бриллиантами медаль на Андреевской ленте (6 мая 1916) и др. награды. В 1914 г. при ней в обители проживали 502 чел., в т.

http://pravenc.ru/text/2578692.html

В 1872 г. строительная комиссия избрала своим казначеем мызы Коровино помещика Ал. Биппен, делопроизводителем – священника села Сойкина И. Покровского, хранителем материалов – крестьянина С. Иванова, производителем работ – архитектора Буланова с платою ему за каждый приезд по 50 руб.; подрядчиком на все работы приглашен был крестьянин дер. Острова Яков Колесов… 26 мая того же года строительная комиссия донесла в консисторию, что денег имеется 968 руб. и есть достаточно материалов. 9 июля 1872 г. совершена закладка церкви. По смете, составленной Булановым, постройка церкви должна была обойтись в 18 603 руб. 43 коп. В действительности же израсходовано было, считая пожертвованные материалы, иконопись, свящ. сосуды и колокола до 12 000 руб. Жертвователями были: ямбургский купец Алексей Алексеевич Кочнев, доставивший материалов на 7 000 руб. и липовский помещик Антон Трофимович Байков, пожертвовавший до 800 бревен. Церковь освящена благочинным Ямбургского собора священником И. Любимовым 18 августа 1874 г. В 1878 г. устроена деревянная ограда; в ней сделаны кирпичные ворота, а деревянная над ними арка покрыта железом. Материал для ограда пожертвовал А. А. Кочнев… В 1881-82 гг. церковный дом и церковь выкрашены масляными красками. На это употреблено церковных денег 420 руб. 48 коп. и собрано усердием священника 127 руб. Церковь посвящена св. Николаю. Она деревянная, теплая, на кирпичном фундаменте, имеет форму четвероконечного креста. Над притвором – одноярусная шестигранная колокольня, а над срединою церкви – восьмигранный, с 8-ю окнами купол, 4-х саж. в поперечнике. Крыша, шпиц колокольни и купол покрыты листовым железом и окрашены медянкой. На главах – железные, вызолоченные кресты в 1 саж. длины. Длина храма с алтарем и притвором 13 саж., ширина – 8 саж. 2 арш., высота от фундамента до креста колокольни – 12 саж., с куполом – 10 саж. Храм вмещает до 1300 человек. Алтарь 2 саж. 2 арш. длины; восточная стена полукруглая. Иконостас деревянный, окрашен бледно-голубой масляной краской, с 6 резными вызолоченными колоннами; иконостас в 2 яруса. Свящ. сосуды, напрестольный крест и евангелие пожертвованы г-жою Рейхардт. Антиминс освящен митрополитом Исидором и подписан 1874 г. 30 июня.

http://sobory.ru/article/?object=42751

Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА) В нач. XX в. в связи с проектом реорганизации Церкви на Кавказе планировалось выделить из состава Г.-М. е. Сванети, включив ее в Сухумскую епархию, поскольку путь в Сванети от Кутаиси и Рачи был открыт только в летние месяцы, а строящееся со стороны побережья Чёрного м. по р. Ингури шоссе обеспечило бы круглогодичный доступ в Сванети (секретное донесение 1080 от апр. 1903 г. экзарха Грузии Алексия I (Опоцкого) еп. Сухумскому Арсению (Изотову) - ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 26868. Л. 1). После рассмотрения проекта о реорганизации Церкви на Кавказе прот. сщмч. Иоанна Восторгова на заседании особой комиссии Синода 29 февр.- 1 марта 1916 г. было предложено переименовать Грузинский Экзархат в Кавказскую митрополию и ввести в состав Г.-М. е. территории Самурзакани (Сухумский окр.) и Аджарии (Батумский окр.) ( Дурново. С. 152; Цнобис пурцели. 1916. 524. С. 3). Г.-М. е. прекратила существование в связи с упразднением Грузинского Экзархата РПЦ в 1917 г. Архиереи. Гурийские: еп. Николай (Шервашидзе; с 1795 митр.; † 1827); еп. Евфимий (Цулукидзе; рукоположен 29 июня 1844; с 11 апр. 1853 епископ Имеретинский); еп. Иоанн (Иоселиани; рукоположен 15 сент. 1853; с 19 авг. 1858 на покое; † 19 окт. 1867); еп. Гавриил (Туския; рукоположен 25 марта 1859; с 1 авг. 1881 на покое; † 11 сент. 1881). Мингрельские: митр. Давид (Церетели; бывш. митрополит Никорцминдский, с 30 мая 1829; с 9 июня 1834 на покое; † 18 янв. 1853); еп. Георгий (Кукалашвили; рукоположен 19 мая 1835; † 2 апр. 1842); еп. Антоний (Дадиани; рукоположен 14 февр. 1843; † 9 дек. 1852); еп. Захария (Дгебуадзе; рукоположен 8 сент. 1853; † 5 марта 1854); еп. Феофан (Габуния; рукоположен 8 сент. 1854; † 1 июля 1859); еп. Геронтий (Папиташвили; бывш. епископ Абхазский, с 16 нояб. 1859; с 19 мая 1862 еп. Горийский, викарий Карталинской епархии); еп. Виссарион (Чичуа; рукоположен 1 янв. 1863; † 13 янв. 1865); еп. Тарасий (Элиава; рукоположен 30 авг. 1865; † 4 янв. 1874); еп. Виссарион (Дадиани; рукоположен 12 янв. 1875; с 1 марта 1886 епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии).

http://pravenc.ru/text/168392.html

Арх.: ГАПО. Ф. 39. Оп. 1. Д. 5219. Л. 159 об.; Ф. Р-110. Оп. 2. Д. 21; Архив УФСБ по Пскову и области. Д. А-18072. Ист.: Псковские ЕВ. 1896. 12. С. 184; 15. С. 239; 1902. 9. С. 125; 1905. 23. С. 495; 1906. 5. С. 80; 1906. 21. С. 307; 1916. 22; 1908. 12. С. 146; 1911. 18. С. 363; Памятная книжка Псковской губернии за 1913/1914 гг. Псков, 1913. С. 234. Лит.: Груздева Т. Н. Глубоковская церковь иконы Казанской Божьей Матери//Псков: Ист.-краеведч. журн. 2000. 13. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Семёнович Гривский (1874-1918), священник, священномученик (пам. 11 окт., в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150603.html

А.А. Половцов Коялович, Михаил Осипович Коялович , Михаил Осипович, профессор С.-Петербургской духовной Академии, сын воссоединившегося с православной церковью униатского священника, род. в 1828 г., в м. Кузнице (Сокольского уезда Гродненской губернии), ум. 23 августа 1891 г.; Учился в Супрасльском духовном училище с 1841 по 1845 г., в Литовской духовной семинарии в Вильне с 1845 по 1851 г. и в Петербургской духовной Академии с 1851 по 1855 г. После кратковременной службы с 6 ноября 1855 г. преподавателем Рижской и Петербургской духовных семинариях, призван был 12 мая 1856 г. занять в Петербургской духовной Академии кафедру обличительного богословия, к которой тогда отнесена была и история русского раскола; со следующего учебного года, с 20 сентября 1857 г., перешел на кафедру русской церковной и гражданской истории, которую и занимал сначала со званием бакалавра, а потом, с 28 февраля 1862 г., экстраординарного профессора; со времени преобразования Академии (с 1869 г.) преподавал только русскую гражданскую историю. В степени магистра богословия утвержден 5 февраля 1857 г., в степени доктора богословия 6 июня 1873 г., после публичной защиты диссертации 20 мая 1873 г.; тогда же (13 июня 1873) избран в звание ординарного профессора; 3 июля 1881 г. удостоен звания заслуженного ординарного профессора. Кроме профессорских он нес еще и другие обязанности в Академии: инспектора Академии четыре года (с 27 сентября 1874), помощника ректора по церковно-историческому отделению (с 19 мая 1878 г.) и члена академического правления (с 15 августа 1884 г.). Первым научным трудом профессора Кояловича, начатым им еще на студенческой скамье, была его «Литовская церковная уния» (2 тома, 1859 и 1862 г.), сразу же создавшая ему славу знатока западно-русской истории. В наступившую вскоре за тем польскую смуту он принял деятельное участие в историческом разъяснении русско-польских дел и отношений. В 1864 г. в небольшом обществе лиц высшего круга, пожелавших ознакомиться с историей западной России, он читал лекции по ее истории, напечатанные тогда же в «Дне» (1864, 14–29) и вышедшие отдельным изданием; впоследствии, в 1884–1885 гг., они вышли еще тремя изданиями и удостоены премии Петра Великого.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Назарий (Кириллов), еп. Гдовский. Фотография. Между 1893 и 1897 гг. (Кириллов Николай Яковлевич; 4.12.1850, Новочеркасск - 22.07.1928, Одесса), митр. Курский и Обоянский. Из семьи священника. В 1873 г. окончил Донскую ДС. 19 мая 1874 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Никольской ц. в ст-це Багаевской Черкасского окр. обл. Войска Донского, также с 4 июня того же года был законоучителем Багаевского церковноприходского училища. В 1876 г. овдовел, принял решение оставить приходскую службу и продолжить духовное образование. В том же году поступил в КДА. Окончил академию в 1880 г. со степенью кандидата богословия, получил назначение учителем лат. языка в Екатеринодарское ДУ. С 26 июня 1881 г. служил законоучителем в реальном уч-ще и преподавал педагогику в Екатерининской жен. гимназии в Ростове-на-Дону. 1 янв. 1883 г. переведен на должность законоучителя в Новочеркасскую муж. гимназию. Одновременно был делопроизводителем Донского епархиального училищного совета и председателем совета Донского епархиального жен. уч-ща. В 1892 г. был назначен ректором Ставропольской ДС. Принял монашеский постриг с именем Назарий и был возведен в сан архимандрита. 30 сент. 1893 г. определен на кафедру епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хиротонию 24 окт. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Палладий (Раев) . 13 нояб. того же года Н. был переведен на кафедру епископа Гдовского, 2-го викария С.-Петербургской епархии. Был ответственным за организацию церковно-школьного дела в С.-Петербургской епархии, являлся председателем совета епархиального братства Пресв. Богородицы, обладавшего правами епархиального училищного совета. 21 окт. 1897 г. назначен епископом Олонецким и Петрозаводским. Во время его архиерейства началось издание «Олонецких епархиальных ведомостей» (1898). 20 янв. 1901 г. Н. стал епископом Нижегородским и Арзамасским. Участвовал в освидетельствовании мощей прп. Серафима Саровского и вместе с С.-Петербургским митр. Антонием (Вадковским) и др. архипастырями возглавил в 1903 г. торжества по случаю его прославления. Во время архиерейского служения Н. в Н. Новгороде было закончено строительство храма Всемилостивого Спаса, нового здания для братства во имя св. Георгия (Дом Георгиевского братства), произведен ремонт Спасского Ярмарочного собора, а у зап. входа в собор выстроена новая колокольня, освящены новопостроенные Спасо-Преображенский собор в с. Сормово и Владимирская ц. в с. Гордеевка (ныне в черте Н. Новгорода). В июле 1908 г. в Киеве участвовал в IV Всероссийском миссионерском съезде, был избран там председателем противораскольнической комиссии. 6 мая 1909 г. возведен в сан архиепископа. В этом же году стал почетным членом КазДА.

http://pravenc.ru/text/Назарий ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010