Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых) ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

В Саввино-Сторожевском монастыре состоялась конференция «Преподобный Савва Сторожевский – “забрало Москве, утверждение Царствию, всем сирым прибежище”» Звенигород, 1 февраля 2007 г. 1 февраля, в день обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского (1652 г.), в Саввино-Сторожевском монастыре состоялась конференция «Преподобный Савва Сторожевский - " забрало Москве, утверждение Царствию, всем сирым прибежище " », сообщает сайт Седмица.Ru . Конференция приурочена к 600-летнему юбилею со дня преставления святого, празднуемому в этом году. Ниже мы предлагаем вниманию выдержки из доклада наместника Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, игумена Саввы (Фатеева), с которым он выступил на конференции. Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский и всея России Чудотворец - ученик и сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского, один из первых пострижеников Троицкой обители, духовник братии и самого преподобного Сергия, духовник семьи Великого Князя Московского Димитрия Донского, позже - Звенигородского князя Юрия (Георгия) Дмитриевича, второго сына Димитрия Донского. Игуменствовал в Успенском Дубенском Шавыкинском (ок. 1380-1392 гг.), Троице-Сергиевом (1392-1398 гг.), Богородице-Рождественском Звенигородском (1398-1407 гг.) монастырях. Преставился ко Господу 3 (16) декабря 1407 г. Канонизирован на Первом Макариевском Соборе в 1547 г. Мощи обретены нетленными 19 января (1 февраля) 1652 г. Был одним из самых почитаемых святых в России. Представителями царской династии Романовых почитался как небесный покровитель - «Молитвенник за Царей Богоизбранных». В 1919 году главная Святыня обители мощи преподобного Саввы Сторожевского были вскрыты и вывезены. Судьба их долгие была годы неизвестна. Но Промыслом Божиим мощи сохранились и были переданы в Свято-Данилов монастырь. В августе 1998 года, во время празднования 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, они были торжественно перенесены в родную обитель, в святых стенах которой возобновилась монашеская жизнь. Насельники продолжают нелегкие труды по дальнейшей реставрации архитектурного ансамбля монастыря, ведут духовно-просветительскую деятельность На этом святом месте, прославленном трудами и подвигами преподобного Саввы, вновь совершается освящающее мир духовное служение, продолжается смиренная иноческая молитва - за Россию, за весь православный мир и всех нас.

http://pravoslavie.ru/20654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН Прп. Никон Радонежский " умоляет " преподобных Даниила и Андрея Рублёва расписать Троицкий собор. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 292 об.) Прп. Никон Радонежский " умоляет " преподобных Даниила и Андрея Рублёва расписать Троицкий собор. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 292 об.) (1352, Юрьев-Польский - 17.11.1426, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) (см. Троице-Сергиева лавра ), один из младших учеников и келейников прп. Сергия Радонежского , духовник боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго. Основными источниками сведений о Н. являются его Житие (в Краткой и Пространной редакциях, написанных соответственно Пахомием Логофетом в сер. XV в. и неизвестным автором ок. 1547), чудеса, описанные в Житии прп. Сергия Радонежского, ряд памятников русской агиографии сер. XV-XVI в. в составе рус. летописей, акты XV-XVII вв., вкладные книги и синодики Троице-Сергиева мон-ря XVII в., записи на рукописных книгах. Биография Согласно Житию, Н. род. в зажиточной купеческой семье. По данным синодиков, его родителями были Закхей и Фотиния. В молодости Н. обнаружил стремление к монашеской жизни, оставил родительский дом и ушел в основанный прп. Сергием на Маковце Троицкий мон-рь, чтобы здесь принять постриг. Пахомий Логофет объясняет выбор обители тем, что Н. много слышал о прп. Сергии. Однако прп. Сергий отправил его к своему ученику прп. Афанасию Высоцкому Старшему, игум. Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря . Высоцкий мон-рь был основан прп. Сергием в 1374 г. по желанию боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича, в его владении находился Радонеж, а также некоторые земли упраздненного Юрьевского княжества. Из столицы этого княжества, согласно Житию Н., происходил преподобный. Князь являлся покровителем Троицкого Сергиева и Высоцкого серпуховского мон-рей. Прп. Сергий внимательно следил за обучением Н. правилам иноческой жизни. Н. был рукоположен во иерея, ок. 1380 г. принял иноческий постриг в Высоцком мон-ре. 15 июня 1380 г., вероятно, состоялась встреча прп. Сергия и Н. в Серпухове. В этот день по поручению кн. Владимира Андреевича троицкий игумен освятил в городе деревянную соборную ц. во имя Св. Троицы (ПСРЛ. Т. 18. С. 129). По случаю этого события в Серпухове должны были присутствовать иноки Высоцкого мон-ря, в т. ч. Н.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

18 февр. 1394 г. в Долатычах В. О. вместе с князьями Витовтом, Скиргайло Трокским и Федором Ратненским выступил в числе поручителей за своего брата бывш. полоцкого и псковского кн. Андрея Ольгердовича. После прихода в 1392 г. к власти в Великом княжестве Литовском Витовта король приказал всем русско-литов. князьям подчиниться новому правителю Литвы. Однако В. О. отказался принести Витовту клятву верности, мотивируя тем, что он уже дал ее королю. В 1393-1394 гг. в борьбе против Витовта В. О. поддержал новгород-северского кн. Димитрия-Корибута и подольского кн. Феодора Кориатовича . Весной 1394 г. Витовт и полоцкий кн. Иоанн-Скиргайло захватили в сев. части Киевской земли города Житомир и Овруч и вынудили В. О. пойти на переговоры, в результате к-рых был заключен мир на 2 года. Осенью 1394 г. в результате 2-го похода литов. князей В. О. лишился Киевского княжества, к-рым завладел Иоанн-Скиргайло. Местная знать оказала сопротивление новому правителю, к-рому пришлось с боем осаждать находившиеся к югу от Киева города Звенигород и Черкассы. По-видимому, в сер. 90-х гг. XIV в. В. О. стремился вернуть себе Киев с помощью московского вел. князя. На этот факт указывает «Хроника Быховца», где говорится, что «князь Володимер бегал на Москву и тем пробегал отчину свою Киев» (ПСРЛ. Т. 32. С. 162). Добиться поддержки вел. кн. Василия I Димитриевича в борьбе против Витовта В. О. не удалось, он был вынужден вернуться в Литву, где в 1395 г. получил освободившийся Копыльско-Слуцкий удел, а также ряд земель в Понеманье. В 1397 г. Иоанн-Скиргайло был отравлен Фомой, наместником митр. Киприана в Киеве. Однако киевский стол перешел не к В. О., а к верным сподвижникам Витовта - князьям Иоанну Борисовичу и Иоанну Ольгимонтовичу Гольшанскому. В 1398 г. В. О. примкнул к возглавляемой Витовтом оппозиции кор. Владиславу-Ягайло, недовольной условиями Кревской унии и требованием выплачивать дань в Польшу в пользу кор. Ядвиги (с правосл. земель Витебского княжества и Поднепровья). Осенью 1398 г. В.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Подтверждением нашего мнения может служить тот факт, что где Воскресенский свод не сходен с Синодальным списком Новгородских летописей, там он сходен с 4-ю Новгородскою летописью; так, например, в известии о походе Магнуса под Ореховец в Синодальном списке сказано, что Новгородцы послали под Ореховец воевод «с малою дружиною», а по 4-й Новгородской и Воскресенской: «а с ними 400 рати» бой, по последним сводам, был «на Жабче поле», а в Синодальном списке место битвы не обозначено. По Синодальному списку Магнус повел в плен 8 человек, а по Новгородской 4-й и Воскресенскому своду 11 28 . О войне Псковичей в союзе с Литовскими князьями против Немцев в 1342 г. в Воскресенском своде излагается совершенно также, как в Новгородской 4-й летописи (тоже о походе Новгородцев на Псков в 6898 г.) 29 ; известие о походе Новгородцев в 1398 г. на Белоозеро, Галич, Устюг и 3аволочье почти буквально сходно в обоих сводах 30 . Другие новгородские известия, сходные в обоих сводах, суть следующие: о войне Димитрия Донского с Новгородом в 1386 г. (VIII, 50, 51; IV, 94. 95), о посольстве Лугвения в Новгород в 1388 г. (VIII, 52; IV, 96), о мире Новгородцев с Василием Дмитриевичем и о прибытии Софьи Витовтовны в Новгород проездом в Москву (VIII, 61; IV, 97), о военных действиях Москвичей и Новгородцев в 1392 и 1393 гг. (VIII, 63; IV, 100) и мире, о посольстве Витовта и Василия Дмитриевича к Новгородцам в 1396 г. (VIII, 70; IV, 102), об удалении епископа Иоанна на покой (VIII, 87; IV. 114), об убиении Анфала с сыном под 6926 г. (VIII, 90; IV, 118), о возведении во епископы Феодосия в 1423 г. (VIII, 91; IV, 120; Лет. церк. Бож., 266), о казни стригольников в 1375 г. (VIII. 24; IV, 72) 31 . Составитель Воскресенского свода делал свои заимствования из Новгородских летописей очень близко к подлиннику, хотя есть случаи вставок или пропуска нескольких слов и выражений. Эти отступления не остались, конечно, без влияния на смысл подлинника; так, например, в известии о походе князя Симеона Ивановича на Новгород в Архивском списке Новгородской летописи сказано: «к князю послаша владыку Василия...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению В. Плугина, в новгородских и московских летописях эти эсхатологические настроения сказались уже в 40-годы XIV в. и особо акцентировались в последней четверти XIV и начале XV в. 743 Начиная с 90-х годов XIV в. в посланиях русских митрополитов, сначала Киприана, затем Фотия, тема конца мира становится основной. Исследователи литературной деятельности митрополита Киприана датируют текст митрополичьего послания Киприана игумену Афанасию, где впервые последовательно развернута тема близкого конца, временем около 1392 г.. и считают, что Киприан первым воспользовался этим аргументом в целях назидания 744 . «И лета, и времена кончаются, и страшный суд готовится...», – пишет митрополит. – «Горе нам, яка оставихом путь правый!., сего ради бес... всякая пакости наводит на иноческий чин: ныне есть и летам скончание приходит, и конец веку сему, бес же вепми рыскает, хотя всех проглотити, по небрежению и лености нашей» 745 . «В произведениях митрополита Фотия, – по мнению исследователя посланий этого митрополита, – мысль о близости кончины мира сделалась самою излюбленною темою его церковного ораторства и потом стала общим достоянием пастырей и простых верующих, всюду поселяя уныние, доходящее до полного отчаяния» 746 . Тема ожидания конца мира, как считает В. Сахаров, исследовавший памятники древнерусской письменности, «обратилась в XIV–XVbb. в главный вопрос времени» 747 . Как известно, в 1408 г. при составлении пасхалии новый Великий круг был расписан только на 84 г., т. е. до 7000 г.. и в конце этой неполной пасхалии было записано: «Зде страх, зде скорбь, аки в Распятии Христове сей круг бысть, сие лето и на конце являся, в нем же чаем и всемирное Твое пришествие» 748 . Ожидание близкого конца мира не было в это время только особенностью мировоззрения русской паствы. Достаточно сказать, что оба проявившие себя в разработке темы близкого Страшного суда митрополита, были выходцами из константинопольской патриархии. Митрополит Киприан был тесно связан с патриархом Филофеем Коккином, именно он и вводит в России новый для нее Иерусалимский устав, окончательную редакцию которому придал патриарх Филофей 749 . Тема послания митрополита с напоминанием о Страшном суде скорее всего имела константинопольский источник. Подобные послания приходили на Русь и от самого константинопольского патриарха, правда, они были не словесными, а «высказаны» под видом икон эсхатологического содержания: «Христос в белоризцех» и «Страшный суд», – которые в 1398/99 гг. были присланы патриархом в ответ на дары князьям московскому 750 и тверскому 751 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Характер почерка писца этого документа и особенности частоты вержеров бумаги, на к-рой этот акт был написан, относятся не к кон. XIV, а к 1-й пол. XV в. Поэтому Б. М. Клосс датировал пожалование Морозовым необходимых Троицкой обители соляных колодцев уже к событиям не ранее 5 июля 1422 г., т. е. к периоду после обретения мощей прп. Сергия ( Клосс. Т. 1. С. 66-67. Примеч. 75). Кроме того, следует учитывать возраст и служебный статус этого боярина, а также тот факт, что все известные др. сведения источников о его деятельности относятся к 1-й трети XV в. Поэтому можно сделать вывод о том, что пожалование Морозова в пользу Троицкого мон-ря не могло быть осуществлено, по крайней мере в кон. XIV в., при жизни прп. Сергия. Оно состоялось значительно позднее, т. е. в период самостоятельного настоятельства Н. в обители. Учитывая возвращение в Москву митр. Киприана 6 марта 1390 г., можно предположить, что выдвижение Н. в настоятели Троицкого мон-ря было связано с действиями первосвятителя. Нельзя не принимать в расчет того, что близкий к свт. Киприану прп. Афанасий Старший, послушником у которого был Н., в 80-90-х гг. XIV в. поддерживал тесные связи с серпуховским Высоцким и Троицким мон-рями. Согласно Житию прп. Саввы Сторожевского, написанному иноком Маркеллом в сер. XVI в., после смерти прп. Сергия († 25 сент. 1392) Н. был вынужден оставить игуменство в мон-ре и уйти в затвор, Троицким игуменом с кон. 1392 по 1398 г. был прп. Савва (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 70). Данную версию разделяют не все исследователи, нек-рые считают, что Н. оставался игуменом Троицкого мон-ря ( Строев. Списки иерархов. Стб. 137; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 1(11). С. 117-118). Троицкие акты за 90-е гг. XIV в. с упоминанием преподобных Саввы и Н. не сохранились. Лишь с 1-й четв. XVI в. в перечнях настоятелей Троицкой обители вслед за прп. Сергием фиксируется, что «по нем 2 игумен ученик его Никон, игуменил лет 37». Однако перечни XVI-XVII вв. имеют разную полноту сведений о настоятелях, они далеко не всегда последовательно упоминают всех троицких игуменов (ср.: Брюсова В. Г. Списки игуменов Троице-Сергиева мон-ря 1-й пол. XVI в.//АЕ за 1969 г. М., 1971. С. 292-295; ВКТСМ. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Вук принимал участие в Косовской битве (15 июня 1389) на стороне тестя, боевые действия развернулись в его владениях. После поражения сербов Вук, сохранивший войско и сильные крепости, на основании родства с кн. Лазарем претендовал на верховную власть в Сербии в обход прямого наследника - малолетнего Стефана Лазаревича . Возможно, эта ситуация послужила основой возникновения легенды об измене Вука на Косовом поле, отраженной в серб. эпосе. В 1392 г. султан Баязид I взял Скопье и Вук был вынужден признать вассальную зависимость. В 1396 г. пала Приштина и все земли Вука стали подконтрольны туркам. Поход против Баязида, организованный герм. имп. и венг. кор. Сигизмундом, закончился поражением христиан в битве при Никополе (25 сент. 1396). Вук попал в руки турок и оставался пленником до самой смерти. Султан конфисковал его земли, но позже (между 1398-1402) вернул их сыновьям Вука. Крепость Смедерево. 1482–1430 гг. Крепость Смедерево. 1482–1430 гг. Старший сын Вука Григорий (Гргур) († 1408), участвовавший вместе с братом Георгием как тур. вассал в сражении Баязида с Тамерланом при Анкире (совр. Анкара) 28 июля 1402 г., был взят в плен, затем отпущен за огромный выкуп, внесенный братом, и принял иноческий постриг с именем Герасим. Григорием Вуковичем вместе с братьями и матерью Марией Хиландарскому мон-рю было подарено с. Ораховац (грамота 1399-1408), а мон-рю св. Павла - с. Патеи (ок. 1403). По свидетельству «Родослова Рувараца» 1563-1564 гг. (см. ст. Родословы сербские ), от мощей Герасима совершались чудеса. 3-й (младший) сын Вука Лазарь († 1410) пал жертвой междоусобной борьбы сыновей Баязида Сулеймана и Мусы. Он был казнен по приказу последнего вместе со своим дядей Вуком Лазаревичем за переход на сторону брата-соперника. 2-й сын Вука Георгий (Гюрг, Джурадж) († 1456) использовал временное ослабление османского натиска после поражения турок при Анкире для укрепления своего княжества. В 1402 г. он пытался с помощью султана Сулеймана отнять власть у серб. деспота Стефана Лазаревича, но потерпел поражение у Грачаницы.

http://pravenc.ru/text/153337.html

В 1390/91 г. М. с сыновьями и патриархом Сербским Ефремом перенесла мощи кн. Лазаря из Вознесенского храма в Приштине в мон-рь Раваница . В тот же период (сент. 1390 или 1391) от имени сына она созвала в мон-ре Жича Собор, на к-ром Сербским патриархом был избран Даниил (см. Даниил III ). В 1391 г. М. приняла монашеский постриг с именем Евгения. В 1393 г. по благословению патриарха мон. Евгения на соборе официально передала власть сыну Стефану и удалилась в мон-рь Жупаневац, недалеко от Крушевца. Впосл. она поселилась в своей задужбине, мон-ре Любостине , и стала его игуменией. Источники сообщают о постоянной помощи М., как правило вместе с сыновьями, храмам и монастырям, прежде всего афонским. Между 1392 (?) и 1402 гг. она дала жалованную грамоту мон-рю Хиландар на ц. Введения во храм Пресв. Богородицы и на несколько сел на р. Ибар, между 1394 и 1402 гг.- афонскому приморскому пиргу св. Василия (Хрусия) с. Ливоча на р. Биначка-Морава. В 1394/95 г. освободила от податей неск. сел, принадлежавших Вел. Лавре св. Афанасия, а 1 авг. вернула этому мон-рю земли, к-рые ранее пожаловала (из-за незнания обстоятельств) хиландарскому духовнику мон. Сисою Синаиту (см. в ст. Синаиты сербские ). 8 июня 1395 г. одарила несколькими селами афонский монастырь вмч. Пантелеимона (который взял под покровительство еще кн. Лазарь) и подтвердила прежние пожалования этой обители. В 1397 г. восстановила после разграбления мон-рь Высокие Дечаны (см. Дечаны ) и 9 июня дала ему хрисовул (грамоту), вписанный на конечных листах т. н. 3-го Дечанского хрисовула в форме книги ( П., М. Дечанске Нови Сад, 1976. С. 280-282). Эта грамота М. начинается с развернутой литературной аренги учительного характера, а в заключении содержится ее молитва о детях: «Умилостивись на грехи мои, укрепи детей моих в благоверии и благих делах, чтобы в богобоязненности послужили Тебе, Богу своему». М. помогала сыну-князю (с 1402 деспот) в гос. делах. В 1398 г. в сопровождении мон. Евфимии она ездила в Серры к султану Баязиду I, чтобы добиться у него прощения для сына Стефана. Серб. вельможи (воеводы) Новак Белоцерквич и Никола Зоич донесли султану о тайных переговорах серб. князя с венграми, надеясь получить за это статус самостоятельных вассалов османов. Баязид обвинил Стефана в поражении османского войска, к-рое оно потерпело в Боснии. Миссия монахинь при поддержке Оливеры завершилась удачно: Баязид не стал наказывать серб. князя; согласно Житию последнего, султан ограничился выговором, подчеркнув ненадежность венгров как военных союзников. Во время той же поездки М. добилась от султана разрешения перенести из г. Видина в Сербию мощи прп. Параскевы (Петки) и положила их в мон-ре Жупаневац, затем в Любостине.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010