Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАБАРЕЛЛА [Дзабарелла; итал. Zabarella] Франческо (10.08.1360, Падуя, Италия - 26.09.1417, Констанц, Германия), кард., средневек. канонист, участник Констанцского Собора . Сведения о жизни и деятельности З. сохранились в неизданных автобиографических заметках (Vindob. Cod. lat. 5513. Fol. 200r-209v), обширной переписке, а также в свидетельствах современников. Род. в знатной семье. В 1378-1382 гг. З. изучал право в Болонье, в т. ч. у канониста Иоанна из Леньяно. Получив степень лиценциата канонического права, преподавал в Болонье. После смерти наставника по приглашению канцлера Флоренции гуманиста К. Салютати, к-рый в это время проводил реформу Флорентийского ун-та, З. в 1383 г. переехал во Флоренцию, очевидно вопреки клятве, данной Болонскому ун-ту (перед экзаменом на степень лиценциата студенты клялись получить степень д-ра только в Болонье). Поскольку степень лиценциата Болонского ун-та не давала права на преподавание за пределами Болоньи, З., вероятно, сдал экзамен по рим. праву и в 1385 г. стал д-ром права (канонического и римского). Он возглавил кафедру канонического права, читал лекции по «Liber Sextus» папы Бонифация VIII , по «Constitutiones Clementinae», а с кон. 1386 г.- по Декреталиям Григория IX . В 1390 г. или в нач. 1391 г., возможно, по протекции благоволившего к нему герц. Франческо Новелло да Каррара З. получил кафедру в Падуе, где преподавал ок. 20 лет. Среди учеников З. был канонист Никколо деи Тудески (Палермец). З. как юрист консультировал и исполнял дипломатические поручения правителя Падуи (зимой 1404/05 участвовал в переговорах с франц. кор. Карлом VI о союзе против Венеции), а после присоединения Падуи к Венецианской республике (кон. 1405) - и властей Венеции. В 1406 и 1408 гг. был юридическим советником посольств, к-рые вели переговоры о мире с Генуей (после того, как в 1408 студенты Падуанского ун-та выразили недовольство по поводу отсутствия преподавателя и нарушения учебного процесса, сенат Венеции освободил З. от этого поручения). В 1409 г. З. был привлечен к переговорам о покупке Венецией г. Задара (Далмация). Как и др. профессора-юристы Падуанского ун-та, З. участвовал в городском судопроизводстве (с 1391 входил в состав городской коллегии судей, исполнял функции апелляционного судьи в герцогском суде, а также третейского судьи).

http://pravenc.ru/text/182397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XIII (ок. 1327, Ильюэка, Арагон - 23.05.1423, Пеньискола, Арагон; мирское имя - Педро де Луна), антипапа (28 сент. 1394 - 26 июля 1417), последний авиньонский понтифик. После смерти антипапы Климента VII авиньонские кардиналы собрали конклав и, проигнорировав призыв франц. кор. Карла VI отложить выборы, избрали Педро де Луну, кардинала-диак. ц. Санта-Мария ин Козмедин. При избрании он пообещал содействовать прекращению схизмы и отречься от престола, если так решит большинство кардиналов. Де Луна род. в знатной арагонской семье; учился и получил степень д-ра канонического права в ун-те Монпелье, затем преподавал там. Стал кардиналом при Григории XI в 1375 г., после его смерти участвовал в выборах Урбана IV . Был в числе кардиналов, к-рые избрали в 1378 г. Климента VII, что привело к Схизме в католической Церкви 1378-1417 гг. Будучи легатом Климента VII, де Луна подчинил авиньонскому папе Кастилию (1381), Арагон (1387), Наварру (1390), но потерпел неудачу во Франции, Брабанте, Фландрии и Англии (1393). До своего избрания на престол он выступал за восстановление единства Церкви путем отречения обоих соперничающих пап, но, будучи избран понтификом, твердо уверовал в свою легитимность и занял авиньонский престол под именем Б., несмотря на давление со стороны Франции, церковных кругов и университетов. В 1395 г. послы франц. кор. Карла VI потребовали отречения Б., но тот отказался, призывая к переговорам между двумя папами об окончании схизмы и утверждая, что отречение законного понтифика было бы грехом. Не принесли успеха и последующие англо-франц. (1397) и герм. (1398) миссии. Переговоры Б. с папой Бонифацием IX также были безрезультатными, и сначала Франция, а затем Кастилия и Наварра вышли из подчинения Авиньону (1398). После осады, к-рой войска франц. короля подвергли Б. в Авиньоне в 1398-1403 гг., он бежал в Прованс, где добился поддержки значительной части кардиналов; в лоно Авиньонской церкви вернулись Франция и Кастилия.

http://pravenc.ru/text/78050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН V Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) (25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви , начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна. Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ III (31.12.1378, Хатива, Арагон - 6.08.1458, Рим; до избрания папой - Альфонсо (Алонсо) де Борха (испан. de Borja)), папа Римский с 8 апр. 1455 г. Его родители, Доминго де Борха и Франсина Марти, принадлежали к старинным, но небогатым испан. родам. С 1392 г. Альфонсо де Борха обучался «свободным искусствам» и юриспруденции в ун-те г. Лерида (каталан. Льейда); после присуждения ему степени доктора канонического и гражданского права остался там преподавать. В 1408 г. назначен официалом еп-ства Лерида, в 1411 г. стал каноником кафедрального собора. Вероятно, к этому времени относится пророчество католического св. доминиканца Винсента Феррера (1350-1419) о том, что его канонизирует Альфонсо де Борха, который станет папой Римским. В 1416 г. Альфонсо де Борха был избран делегатом от еп-ства Лерида на Констанцский Собор , но поездка не состоялась, т. к. занявший арагонский престол кор. Альфонсо V Великодушный (1416-1458) поддержал антипапу Бенедикта XIII и соответственно отказался признать Констанцский Собор легитимным. В 1417 г. Альфонсо де Борха принял участие в заседавшем в Барселоне Соборе епископов Арагона и Каталонии. В ходе Собора ему как офиц. представителю Леридского еп-ства пришлось вести переговоры с поверенными арагонского короля. Кор. Альфонсо V был восхищен дипломатическими и адм. талантами леридского каноника, призвал его ко двору и назначил личным секретарем. Папа Римский Каллист III. 2-я пол. XVI в. Худож. Х. де Хуанес (кафедральный собор Валенсии) Папа Римский Каллист III. 2-я пол. XVI в. Худож. Х. де Хуанес (кафедральный собор Валенсии) В 1418 г. в Арагон прибыл легат папы Мартина V (1417-1431) кард. Аламанно Адимари, архиеп. Пизы. Его задачей было склонить короля к отказу от поддержки антипапы Бенедикта XIII и примирению с законным понтификом. Альфонсо де Борха стал посредником в этих переговорах. Нек-рые исследователи полагают, что папа Мартин V пытался подкупить Альфонсо де Борха, чтобы тот оказал влияние на короля ( Mallet. 2000), однако соглашения так и не удалось достичь. В качестве доверенного лица короля Альфонсо де Борха участвовал в переговорах с др. испан. государями. В 1420 г. он занимал пост вицеканцлера в Арагоне, когда кор. Альфонсо V отправился в Италию для переговоров с папой Римским. В 1420-1423 гг. Альфонсо де Борха исполнял обязанности вицеканцлера ун-та г. Лерида. В 1424 г. был назначен администратором еп-ства Майорка.

http://pravenc.ru/text/1320105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЗЕЛЬСКИЙ СОБОР Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене Э. С. Пикколомини целует туфлю папы Евгения IV. Худож. Б. Пинтуриккио. XV в. Роспись Б-ки Пикколомини в Сиене (23.07. 1431 - 25.04.1449), католич. Церкви эпохи Соборного движения , проходил в г. Базель (совр. Швейцария) и состоял из 50 сессий. В работе Б. С., растянувшейся почти на 15 лет, выделяют 4 этапа: 1431-1433 гг.- открытие и 1-й конфликт с папой; 1433-1437 гг.- принятие основных постановлений по вопросам реформы Церкви и активное участие в международной политике; 1437-1447 гг.- 2-й конфликт с папой; папа переносит заседания в Феррару; низложение папы, выбор антипапы ; 1447-1449 гг.- перенос заседаний в Лозанну и самороспуск Собора. Католич. Церковь признает легитимными лишь первые 25 сессий Собора, прошедшие в 1431-1437 гг. Заседания оставшейся в Базеле большей части участников Собора в 1437-1448 гг., равно как и работа его в Лозанне в 1448-1449 гг., католич. Церковью рассматриваются как схизматические. Заседания «папского» Собора в Ферраре (затем во Флоренции и Риме) называются в зависимости от историографической традиции либо отдельным Собором (Ферраро-Флорентийским), либо единым 17-м «вселенским» Базельско-Ферраро-Флорентийско-Римским Собором. Б. С. должен был решить комплекс проблем, связанных со схизмой в католич. Церкви (1378-1417), с необходимостью всестороннего реформирования не только церковной организации, но и всей церковной жизни. Сторонники Соборного движения, среди к-рых были в основном богословы и юристы, представители ун-тов, городов, поддерживаемые частью высших церковных иерархов (особенно во Франции и в Германии) и нек-рыми светскими правителями, видели пути преодоления церковного кризиса во всеобщей реформе Церкви «во главе и членах», главным элементом к-рой было ограничение папской власти и расширение полномочий «вселенских» Соборов как верховных органов католич. Церкви, заменивших папу в роли верховного судьи и ставших высшей апелляционной инстанцией. Б. С. также должен был решить вопрос об учении Я. Гуса , осужденного на Констанцском Соборе , и о его последователях гуситах. Уже в ходе работы Собора был поднят вопрос об унии Зап. и Вост. Церквей. Т. о., главными вопросами Собора стали умиротворение христ. мира и всеобщая реформа Церкви.

http://pravenc.ru/text/Базельском ...

Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18 – 1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19 – 1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.25 – 1241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.25 – 1254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12 – 1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 126l.VIII.29 – 1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5 – 1268.XI.29 Св. Григорий Х (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1 – 1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.21 – 1276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.11 – 1276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.8 – 1277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25 – 1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22 – 1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285. IV.2 – 1287.IV.111 Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22 – 1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5 – 1294. XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24 – 1303.X.ll Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.X.22 – 1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5 – 1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7 – 1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12 – 1330. VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20 – 1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7 – 1352.XII.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18 – 1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28 – 1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30 – 1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8 – 1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20 – 1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2 – 1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28 –1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17 – 1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30 – 1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26 – 1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17 – 1415.V.29) Мартин V (Оддо Колонна), 1417.XI.11 – 1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10– 1429.VII.26)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Прежде чем перейти к Феррарскому собору, стоит упомянуть, что в ту историческую эпоху папский престол переживал тяжелейший кризис (мы не будем останавливаться на этом подробно). Отметим только, что с конца XIV по начало XV века у власти одновременно находилось два, а то и три Папы, которые низвергали друг друга (схизма 1378–1417 гг., когда один папский престол был в Риме, а другой – в Авиньоне). В таком болезненном климате на Западе были созваны два собора: Пизанский (1409) и Констанцский (1414–1418), с целью объединить папский престол. Однако они не добились своей цели, но, напротив, этот кризис способствовал еще более активному развитию «консилиаризма» – богословского движения, которое отрицало концепцию абсолютной власти Папы в Церкви и отдавало приоритет Вселенским Соборам, подчеркивая верховенство Собора над Папой, а не Папы над соборной системой. На Базельском Великом соборе (1434–1439) был низвергнут и анафематствован Папа Евгений IV. Итак, византийцы оказались между двух огней: они приняли приглашение и от Папы Евгения на собор, который тот созывал в Ферраре, и на собор в Базеле. Очевидно, что престиж собора с участием православных был очень велик. Поэтому в Константинополь прибыли две делегации с заманчивыми для византийцев предложениями. Однако отношения между разными группировками латинян были настолько враждебными, что, если бы им не помешали византийцы, то их корабли вступили бы в военное противостояние. К сожалению, Константинополь выбрал приглашение Папы Евгения. Возможно, что развитие Западной Церкви и в целом христианства Европы было бы совершенно иным, если бы наши византийские предки заняли сторону реформаторского собора в Базеле... Итак, византийская делегация имела следующий состав: император, Патриарх Иосиф, бывший тогда уже старцем и отличавшийся слабым здоровьем, 25 архиереев и многочисленные ученые, среди которых были Плифон Гемист и Георгий Схоларий – который станет первым Патриархом после захвата Константинополя, а также великий экклесиарх храма Св. Софии Константинопольской Сильвестр Сиропул, написавший воспоминания об этом соборе. 27 ноября 1437 года они отправились в Италию из Константинополя и, путешествуя по морю, 3 декабря 1438 года добрались до Венеции, а оттуда в начале марта 1438 года прибыли в Феррару.

http://pravoslavie.ru/137043.html

Эсхатологическая критика папской власти, и относившиеся к нему пророческие ожидания, прокатились по церковным кругам всей Западной Европы, достигнув её крайних пределов в Богемии в эпоху Карла Люксембургского (1346−1378) и его ближайших наследников, например в писаниях Яна Милича Кромержичского (Jan Milí из Kromí), вплоть до медленно тлевшего гуситского мятежа и его милленаристского апокалипсиса в движении таборитов, подавленном силой оружия в конце второго десятилетия XV в 1669 . В таком контексте церковной политики, и по-новому обрисовавшегося политического равновесия держав в Западной Европе, разразившийся в 1378 г. новый церковный раскол, которому предстояло продлиться почти четыре десятилетия, до избрания Мартина V Колонны на Констанцском соборе в 1417 г., вызвал целую волну пророчеств. В поисках критериев истолкования в эсхатологическом ключе событий настоящего, и особенно их грядущего исхода в свете прошлого, новые составители предсказаний пошли по пути широкого обращения к разработанной ранее пророческой литературе. В этих обстоятельствах среди итальянцев была осуществлена значительная переработка некоторых, имевших хождение, пророческих текстов 1670 . Около 1366 г. появился автор, скрывавшийся под псевдонимом Телесфора Козенцского. Его имя переводилось с греческого, как «к концу ведущий», а происхождение намекало на родину Иоахима Флорского, самого влиятельного автора пророчеств. Он принялся за трактат, в котором по примеру Иоанна из Рупесциссы истолковывалась история Церкви, в свете череды основных её расколов. Действительно, обнаружившийся разрыв церковного единства заставил его в 1386 г. снова взяться за собственный текст, в свете последних событий, и истолковать их в пророческом ключе, особенно подчеркнув эсхатологическую роль французской монархии. Этому могло способствовать его местожительство, вероятно, Лигурия, вооружившаяся в пользу заальпийской династии. В ходе множества мучительных и трудных событий, в центре которых стояло восстановление церковного единства на Западе, политический кризис имел и свою интеллектуальную сторону. Он фактически открыл путь самостоятельного развития политическим прорицаниям, по крайней мере, частично свободным от религиозных перипетий и их истолкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во 2-й пол. XV в. в западноевроп. странах повышение образовательного уровня светской и церковной элиты и распространение благочестивых практик привело к ужесточению требований, предъявляемых к клирикам и мирянам. Духовенство побуждали уделять больше внимания пастырской деятельности и образом жизни подавать пример прихожанам. Повысились требования к кандидатам в священники, к их моральному облику и образованию, необходимому для регулярной проповеди и наставления прихожан в католической вере. Миряне должны были не только знать основные догматы («понимающая вера»), но и подчинить личную жизнь христианской морали. Эти установки способствовали как выработке планов реформирования католической Церкви и устранения того, что воспринималось как недостатки и злоупотребления, так и появлению социальных групп, к-рые впосл. поддержали К. Попытки реформирования католич. Церкви в XV - нач. XVI в. во многом предвосхитили программу преобразований, принятую Тридентским Собором, и отличались от нее лишь масштабом и последовательностью действий. Деятельность Римских понтификов была направлена гл. обр. на укрепление позиций папства, пошатнувшихся во время схизмы в католической Церкви (1378-1417), и восстановление власти папы как главы Римско-католической Церкви. Строгий, аскетический образ жизни папы Римского Евгения IV (1431-1447) стал примером для пап-реформаторов 2-й пол. XVI в. Папа Евгений IV одобрил возвращение монашеских орденов к строгому соблюдению устава (движение обсервантов): папским покровительством пользовались обсерванты из орденов доминиканцев и францисканцев , он поддержал создание конгрегации Санта-Джустина в Падуе, объединившей реформированных бенедиктинцев. Папа способствовал реформе католич. духовенства в диоцезах; заботясь об образовании клириков, он основал во Флоренции коллегию (1436), где клирики при подготовке к ординации должны были обучаться латыни и церковному пению. Папа настаивал на строгом соблюдении клириками целибата и запрете конкубината . При Николае V (1447-1455) укрепление позиций папства обрело визуальное отображение в начавшейся перестройке базилики св. Петра в Риме; впосл. базилика станет символом контрреформационного католицизма. Папа Пий II (1458-1464) создал комиссию по реформированию католической Церкви. Возглавивший ее венецианец Доменико де Доменики (1416-1478) выдвинул ряд предложений, направленных против непотизма и роскоши папского двора, потребовал от кардиналов строгого аскетизма, а от епископов отказа от политической деятельности при дворах светских правителей и возвращения в свои диоцезы для выполнения пастырских обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

С XII в. большое распространение получила практика, когда Л. в своих церковных провинциях становились не представители Римской курии, а архиепископы, занимавшие особо значимые кафедры (Кентербери, Зальцбург, Кёльн, Арль, Толедо, Прага и др.). Необычная ситуация сложилась в Сицилийском королевстве, где, согласно постановлениям Урбана II (1098) и Пасхалия II (1117), наследственными папскими Л. были сами короли. Возросшее значение Л. вызвало необходимость осмысления их полномочий и функций в каноническом праве. В «Декрете» Грациана (где цитировалось послание папы Григория IV 833 г.) и трудах декретистов не содержалось четкой классификации разновидностей Л., ее зачатки содержатся в Декреталиях Григория IX (Liber Extra. I 30) и «Liber Sextus» Бонифация VIII (Liber Sextus. I 15), а в дальнейшем более подробно разрабатываются юристами- декреталистами , в т. ч. Вильгельмом Дурандом , написавшим трактат «Зерцало легата» (Speculum legati). В их трудах была выработана 3-частная классификация Л. Наиболее высоким статусом обладал legatus a latere (букв.- «легат со стороны») - как правило, кардинал, выступавший как полноправный представитель папы Римского (tamquam alter ego). Л. более низкого статуса именовались legati missi (легаты-посланники), часто обозначавшиеся также словом «нунций» (nuntius). Наконец, архиепископы, являвшиеся Л. на территории своих церковных провинций, назывались legati nati (букв.- «природные легаты»). C XIII в. Л. часто отправлялись в посольство с собственной канцелярией, подробно документировали свою деятельность. В период «Авиньонского пленения пап» (1309-1377) назначались специальные Л. для управления Папской областью в Италии; наиболее заметным из них был кард. Э. Альборнос (Л. в 1353-1357 и 1358-1367). Значительный рост активности Л. пришелся на период схизмы в католической Церкви (1378-1417), когда претенденты на Папский престол стремились с помощью дипломатии привлечь на свою сторону как можно больше светских правителей и церковных прелатов. С кон. XV в. в нек-рых католических странах возникали постоянно действующие папские представительства - нунциатуры. К 1530 г. они существовали в Испании, во Франции, в Венецианской республике и Свящ. Римской империи. Наряду с этим папы продолжали назначать и Л. старого типа для конкретных дипломатических поручений. В посттридентскую эпоху число таких Л. «a latere» (или «de latere»), которых назначали исключительно из числа кардиналов, постепенно сокращалось. К XVII в. их стали отличать от постоянных и экстраординарных нунциев ( Barbiche. 2005).

http://pravenc.ru/text/2463343.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010