Изумленный случившимся, хан, в знак признательности, пожаловал святителю дорогой перстень (впоследствии он был сдан на хранение в патриаршую ризницу). Чудо в Орде ещё больше прославило святого Алексия перед людьми, он же призывал людей славить Бога, как единственного всесовершенного Чудотворца. Через некоторое время по возвращении из Орды он возвёл в память о чуде Архангела Михаила в Хонех каменный храм и устроил монашескую обитель — Чудов монастырь. Этой обители суждено было стать его усыпальницей. В ней святитель заблаговременно определил место для своего (будущего) погребения. О приближении смерти он знал заранее. Готовясь предстать перед Праведным Судьей, совершил Божественную Литургию, приобщился Тела и Крови Христовых, дал необходимые напутствия, благословил свою паству и мирно почил 12 февраля 1378 года. Из его наставлений на сегодняшний день пользуется известностью: Поучение из апостольских деяний к христолюбивым христианам. Тропарь святителю Алексию Московскому, глас 8 Яко апостолом сопрестольна,/и врача предобра, и служителя благоприятна,/к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, богомудре чудотворче,/сошедшеся, любовию в память твою светло празднуем,/в песнех и пениих радующеся и Христа славяще,/таковую благодать тебе даровавшаго исцелений//и граду твоему великое утверждение. Ин тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России, глас 8 Яко светоносная возсия днесь память твоя, славне,/верных озаряющи души и телеса,/и исцеления струй Богоприятными ти молитвами источаеши,/отче святителю Алексие,/темже тя молим, яко архиереом сопрестольна и чудодейственника изрядна,/иже Христову Престолу предстояй,//о нас не оскудевай моляся спастися душам нашим. Кондак святителю Алексию Московскому, глас 8 Божественнаго и пречестнаго святителя Христова,/новаго чудотворца Алексия,/верно вси поюще, людие, любовию да ублажим, яко пастыря великаго,/служителя же и учителя премудра земли Российстей./Днесь, в память его притекше, радостно возопием песнь богоносному:/яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти://радуйся, утверждение граду нашему. Тропарь первый на обретение мощей святителя Алексия Московского , глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskov...

Подобные наставления получали и многочисленные миряне, приходившие к благодатному игумену из различных городов и селений. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем совместные подвиги с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил вновь избранный игумен преподобный Савва Сторожевский († 1407, память 3/16 декабря). Но и сей оставил начальствование и, по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича, удалился в его удел, чтобы там основать новую обитель на «Стороже». Тогда братия обители Сергиевой, как бы дав преподобному Никону отдохнуть от дел управления и насладиться вожделенным ему безмолвием, пришли к нему вновь и со слезами умоляли его паки вступить в должность игумена. «Неприлично, – говорили они, – тебе, отче, искать пользы для себя одного; попекись лучше и о спасении ближних». Закон братолюбия победил, богоносный старец согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Пустынная жизнь текла тихо и богоугодно. Но вот слух о приближавшемся Едигее с свирепым войском привел (в 1408 г.) в страх всю Россию. Прп. Никон молил Господа о защите и призывал на помощь переселившегося на небо наставника своего, дабы не погибли плоды трудов его пустынных. Раз, после долгой молитвы, сел он для отдыха и в тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326, память 21 декабря/3 января) и Алексий († 1378, память 12/25 февраля) с преподобным Сергием. «Так угодно судьбам Божиим, – сказал Сергий, – чтобы нашествие иноплеменников коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, не смущайся: искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Затем, преподав мир, святые перестали быть видимы. «Боже правды и милосердия! – восклицает в благоговении святитель Филарет Московский . – Кто весть державу гнева Твоего? Кто уразумеет судьбы Твои, по которым и на дела святых, и на места святыни приходят грозные посещения? Возымела ль обитель Сергиева нужду довольно скоро после чистоты Сергеевой в огненном очищении? Надлежало ли ей пострадать безвинно, как жертве, чтобы вслед за гневом на грешников скорее привлечено было милосердие молитвами безвинно страждущих? Или по подобию того, как подобаше пострадати Христу, и через крест и смерть внити в славу воскресения, и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, надобно испытать свой крест и свою смерть? Ты сие веси, Господи! Мы только веруем и знаем, что праведен еси во всех путех Твоих и преподобен во всех делех Твоих ( Пс. 144, 17 ), и в правде милостив, равно как и в милости праведен. Уже милость Твоя предварила Твой суд, когда Ты благоволил предвещанием предохранить Твоего угодника от усугубляющей бедствие внезапности, и против находящих скорбей укрепить надеждою лучшего будущего».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Поучение Алексия митрополита от апостольских деяний к христолюбивым христианам//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1847, ч. 5. – С. 30–39. Невоструев К. И. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России. Поучения христианам нижегородских и городецких пределов//Душеполезное чтение. – 1861, ч. 1. – С. 449–467. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Труд святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. – М., 1892. Литература: Попов А. Сборник статей в православной памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. – СПб., 1911. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871. – С. 132. Анатолий, архимандрит. Житие Алексия, митрополита всея России, Московского чудотворца. – Одесса. 1905. Питирим, епископ. Краткое описание жития святителя Алексия//Духовный вестник. – 1862. Пахомий Логофет. Житие митрополита всея Руси Алексия, составленное Пахомием Логофетом//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.; Сергиев Посад, 1877–1878, т. 4, 1–2. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1899, т. 2. – С. 12, 23. Браил. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Московского Алексеевского монастыря. – 2-е изд. – М., 1896. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 2. – С. 260–261; т. 4. – С. 24. 63, 111. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 953, 959–961 и прим. 2. – С. 964, 1247, 1248; кн. 3. – С. 650, 651. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 6. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фимиам мирской славы туманит голову, рукоплескания толпы возбуждают к ним вкус и тщеславную любовь, и, самому, почти не замечая того, можно начать их желать и искать. Нужно большое нравственное мужество и устойчивость воли, чтобы не поддаться соблазну и оттолкнуть от себя славу мира, которая назойливо преследует тех, кто облачен высокой церковной властью. Невозможно требовать награды от Бога, получив славу и похвалу здесь, как награду от людей. Твоя архиерейская хиротония совершена в Богоявленском Кафедральном Соборе Первопрестольного града Москвы. Многие десятилетия он был главным соборным храмом Москвы. Здесь находится чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, цельбоносные мощи святителя Алексия, митрополита Московского. Стены этого храма намолены молитвами многих поколений москвичей. В этом соборном храме в годы Великой Отечественной войны возносились горячие молитвы о воинах, которые сражались, защищая Родину. Сколько слез, молитв и воздыханий было пролито и вознесено в этом храме! Образ великого святителя Земли Русской митрополита Алексия да будет для тебя примером, и молитвенное предстательство его да укрепляет тебя в предстоящем твоем архипастырском служении. Да будет оно благоуспешным для Церкви Христовой, Отечества нашего и спасительным для тебя и паствы твоей. Нелегкий путь предстоит тебе, но благодатная помощь велика и обильна. В знак духовной силы, преподанной тебе в великом Таинстве, вручаем тебе жезл, который да напоминает тебе непрестанно о необходимости и самому шествовать, и паству свою вести ко спасению в жизнь вечную. Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии» Житие Годы жизни: конец лета – осень 1304(?), Москва – 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая – обретение мощей, 5 октября – в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. Родился в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII–XIV в.

http://sedmitza.ru/text/414740.html

Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве — ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу — его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, — сказал святой Алексий, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Неруко-творенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря) по обету, который он дал, когда корабль во время его поездки в Константинополь терпел бедствие; Чудов — в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители — Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская). Святитель Алексий достиг глубокой старости — 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю. Святитель Иона Московский, митрополит Родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. С ранних лет стремясь к иночеству, в двенадцатилетнем возрасте принимает монашество в одном из галичских монастырей, а затем перешел в Симонов монастырь в Москве.

http://pravmir.ru/article_1393.html

Святителем Феогностом был разрешён спор о церковном подчинении Червлёного Яра как области Рязанской, а не Сарайской епархии. Так в трудах о церковном благоустроении протекала жизнь святителя. В 1352 году некий монах по имени Феодорит уверял в Константинополе, что митрополит Феогност умер, и добивался поставления на его место, а когда патриарх просил его подождать до выяснения обстоятельств, тот бежал в Тырново и был там возведён в сан русского митрополита, после чего поселился в Киеве. За этим событием последовали грамоты Константинопольского патриарха и посольство от святителя Феогноста и великого князя Московского Симеона Ивановича в Константинополь с просьбой поставить после смерти митрополита Феогноста преемником его помощника, епископа Владимирского Алексия († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Митрополит Феогност подготовил себе достойную смену в лице святителя Алексия, который при митрополите Феогносте за 14 лет прошёл все иерархические ступени и под его руководством получил прекрасное церковное и светское образование. Поставление митрополита на Русскую митрополию из среды русских было нежелательно для греков. Но святитель Феогност, как добрый пастырь Церкви, преследовал только интересы Церкви. На всероссийскую кафедру он искал, прежде всего, достойного по совокупности качеств предстоятеля, независимо от национального происхождения. Митрополит Феогност скончался 11 марта 1353 года в эпидемию чумы, которую в народе называли «чёрной смертью ». Через три дня был погребён в Московском Успенском соборе неподалёку от своего предшественника, святителя Петра. В 1471 году мощи его обретены нетленными. Причтён к лику святых. Труды: Грамота митрополита Феогноста на Червлёный Яр о принадлежности тамошнего края к Рязанской епархии// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч. 1., 18, стр. 163. Поучение Феогноста, митрополита всея Руси, душеполезное и спасённое, к духовным чадом, нашим правоверным крестьяном, от божественных писаний о смеренолюбьи, яко не подобает играти и смеятися бещинно крестьяном, и яко же недостойни приходять к божественным тайнам – в муку себе не в терпеливую въвергнуть, и как подобает чтити честнаго и животворящего креста//Сборник Отделения русского языка и словесности АН. СПб., 1907, т. 82, 4, стр. 118–126.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Явление и прославление (истечение слез) Рядитенской иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде (6 июля). 1340 (?) Явление Пресвятой Богородицы на Почаевской горе (23 июля). Явление Виленской иконы Пресвятой Богородицы (14 апреля). Явление прп. Авраамию († 1375, память 20 июля) Галичской (Чухломской) иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (20 июля, 28 мая, 15 августа). Сер. XIV в. Вел. кн. литовский Ольгерд Гедиминович (1345–1377) подарил своей супруге привезенную из Херсонеса в Вильно икону Пресвятой Богородицы Виленскую-Остробрамскую. Великая княгиня пожертвовала икону в Свято-Троицкую обитель (26 декабря). Ок. 1360 г. Явление иконы Пресвятой Богородицы на воздухе прп. Лазарю Муромскому († 1391, память 8 марта) с повелением построить церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ок. 1361 г. Обретение Холмской иконы Пресвятой Богородицы после разорения г. Холма (8 сентября). Прославление (прекращение пожара) Новгородской иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (8 июля). Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси († 1378, память 12 февраля), перенес в нижегородский Благовещенский монастырь Корсунскую икону Пресвятой Богородицы, написанную в Киеве в 993 г. (9 октября). Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392, память 11 февраля) принес в основанный им Спасо-Прилуцкий монастырь келейную Страстную икону Пресвятой Богородицы (13 августа). Ок. 1375 г. Явление Пресвятой Богородицы с апостолами Петром и Иоанном прп. Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября) (24 августа). По распоряжению свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси († 1378, память 12 февраля), для серпуховского Владычнего монастыря написана икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» по образу видения прп. Варлаама Серпуховского († 1377, память 5 мая) (21 ноября). 1377 (1350 ?) Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Ченстоховскую икону «Одигитрия» за г. Белз при осаде его язычниками литовцами и татарами. Вынесенный на стену чудотворный образ был ранен стрелой, и потекла кровь. В наказание нечестивцев окутала мгла и многие умерли от страха.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Уроженец Полтавщины, схиархимандрит Андроник «возвратился» на Колыму, где немало выходцев с Украины, именно в канун трагических событий (начавшихся в ноябре 2013 г.) и для того, наверное, чтобы свидетельствовать - мы одна вера, одна история, мы один народ!.. К огда взираешь на большую икону Преподобного, еще недавно ступавшего по земле (он скончался в 1974 г.), как-то явственно появляется ощущение и цельности, и в то же время некой «невместимости» человеческой жизни в отпущенный ей земной век. Конечно, это объяснимо, здесь у нас только некое относительное завершение, в начале вечного бытия. Вот, рядом: от рождения - до образа в храме. К этому, к святости и преподобию призывается Богом каждый человек, живущий на земле. У каждого свое время, своя эпоха. У Андроника она совпала с трагическими потрясениями родного Отечества, и оказалась - для него, как и для многих миллионов людей -- очень протяженной, как бы нескончаемой по множеству мытарств, страданий и печалей, когда и день иной был подобен целому веку (и «дольше века длится день» - Б.Пастернак). Пролистаем, прикоснемся кратко к основным вехам жизненного пути св. Андроника. «ТАИНСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ» Алексий Лукаш родился в крестьянской семье в селе Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии 12/24 февраля 1889 года, в крещении получил имя Алексия, вероятно, в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378 г.), память его отмечается в этот день, и общего их покровителя Алексия, человека Божия, жившего в V веке... В этот же день празднуется и одна из самых почитаемых икон Божией Матери - Иверская, прославившаяся на Афоне. Особую любовь к Богородице Алексий Лукаш пронес через всю свою жизнь. 12 февраля 1889 года пришлось на Неделю (воскресенье) о Страшном Суде. В семье было пять детей - Филипп, Иоанн, Варвара, Алексий и Василий, отец Андрей Лукаш работал почтальоном в селе и возил почту из города Ромны. Он был человек жесткий, вспыльчивый, порой выпивал, скандалил... Мама же Акилина, красивая, кроткая, целомудренная, она-то приучала детей к церкви, к молитве, и особенно воспринимал эту ее любовь Алексий. Мать нередко наблюдала, как он, встав ночью, скрестив руки на груди, горячо молился о родных, об отце, матери, сестренке и братьях...

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Митрополит, очевидец столь ужасного происшествия, едва успел возвратиться в Москву, как Бердибек прислал уже вельможу Иткара с угрозами и с насильными требованиями ко всем князьям российским. Они трепетали, слыша о жестоком нраве его: св. Алексий взял на себя укротить хана; снова поехал в столицу капчакскую, и посредством матери Бердибековой, Тайдулы, исходатайствовал милость для государства и Церкви. Великий князь, его семейство, бояре, народ встретили добродетельного митрополита, как утешителя небесного. Успокоив Россию, митрополит жил два года в Киеве, оставленном его предместниками, среди развалин и печальных следов долговременного запустения, стараясь обновить церковное устройство и велелепие храмов. Алексий управлял митрополией 24 г.; преставился 1378 г. февраля 12. Мощи его, обретенные 1439 г. мая 20, почивают открыто в Москве в Чудовом, им самим созданном (1365 г.), монастыре. В 1485 г. они перенесены в созданную церковь во имя сего святителя; в 1535 г. положены в серебряную раку, устроенную великим князем Василием Иоанновичем, а в 1686 г. перенесены из старой трапезной церкви и поставлены между новосозданными церквями Благовещения Пресв. Богородицы и св. Алексия. Церковь совершает его память февраля 12, мая 20 и октября 5, вместе со святителями Петром и Ионой. Это празднество установлено повелением царя Феодора Иоанновича и по благословению патриарха Иова. – Св. Алексий, после второй своей поездки в Константинополь, избавившись чудесным образом от застигшей его на море бури, дал обет построить храм; в силу сего обета, он соорудил (около 1360 г.) Спасо-Андрониев монастырь в Москве, на Яузе. Он построил еще, в 1362 г., Владычев-Серпухов монастырь, бывший мужской, а ныне женский, и около 1370 года монастыри Благовещенский в Нижнем Новгороде, и Царево-Константиновский во Владимире. – Со времен св. Алексия, в Киеве избирались особые митрополиты независимо от Всероссийских; они жили в Литве. После вышеупомянутого Романа избран был Герман; он скитался за Днепром. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря на все смуты, святитель всячески заботился о своей пастве, о строительстве монастырей, о благоустройстве монашеской жизни. Им были устроены три монастыря в Москве (Чудов, Спасский Андроников, Алексеевский) и восстановлены две древние обители во Владимире и Нижнем Новгороде. Когда скончался великий князь Иоанн Иоаннович, св. Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущий св. Димитрий Донской). Святой владыка немало потрудился, чтобы примирить и смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Скончался св. Алексий в глубокой старости, 12/25 февраля 1378 г., и погребен в Чудовом монастыре. Его мощи были обретены через 50 лет чудесным образом и хранятся в Богоявленском Патриаршем соборе . Святитель Иона, митрополит Московский, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В 12 лет юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии . В 1432 г. он был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты. Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010