Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Внутренний вид купола Капеллы Пацци [Брунеллеско; итал. Brunelleschi, Brunellesco] Филиппо (1377, Флоренция - 15.04. 1446, там же), итал. архитектор, скульптор и ученый. Сын нотариуса, начинал художественную деятельность как ювелир и скульптор, с 1398 по 1404 г. работал в мастерской ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистое, в 1401 г. принял участие в конкурсе на исполнение дверей флорентийского Баптистерия, создал деревянное Распятие в Капелле Гонди ц. Санта-Мария Новелла (между 1410 и 1419). В дальнейшем Б. работал как архитектор и инженер, с его именем связано появление теории перспективы. В основном Б. выполнял заказы различных цехов и гильдий Флоренции, был активным участником общественной жизни республики. Главным проектом Б. стало строительство купола собора Санта-Мария дель Фьоре (проект с 1417, возведение в 1420-1436), первого крупного памятника ренессансного зодчества и выдающегося достижения инженерной мысли. Сооружение купола завершило строительные работы в соборе и определило силуэт Флоренции. Восьмигранный шатер (диаметр 42 м), состоящий из 2 оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами, был построен без лесов. В 1436 г. 25 марта прошло освящение собора папой Римским Евгением IV, в 1471 г. фонарь купола был увенчан шаром с крестом. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1296-1436 гг. Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. 1296-1436 гг. Б. возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших итал. архитектуре принципиально новый импульс. Он искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, напр. флорентийского Баптистерия. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии (1421-1428, ризница приходской ц. Сан-Лоренцо семьи Медичи) и Капеллы Пацци (во дворе ц. Санта-Кроче; начата в 1429), этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией. Квадратное в плане пространство Капеллы Пацци перекрыто легким зонтичным куполом, лежащим на парусах. Отдельные части зданий объединены системой пропорций и повторяемостью строгих геометрических форм. Выделенные более темным цветом камня ордерные элементы, пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. По замыслу архитектора, двор мон-ря должен был восприниматься как церковь под открытым небом, а капелла - как главный алтарь. Б. смог добиться неожиданного впечатления: внутреннее пространство капеллы кажется значительным, большим.

http://pravenc.ru/text/153479.html

После смерти в 1355 г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363 г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373 г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему. Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377 г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390 гг. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле, где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391 г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446 г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной. При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV-XVIII вв. В начале XVI в. в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572 гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1544-1557 гг. в Милешево была и типография.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Во время обучения в Падуанском ун-те Н. К. впервые близко соприкоснулся с культурой итал. гуманизма. Лит. интересы гуманистов не были ему особенно близки: он не увлекался изучением языка и стиля классических лат. авторов; греч. языком, судя по всему, он занимался только эпизодически и знал его поверхностно. Это подтверждается тем, что впосл. Н. К. неоднократно заказывал лат. переводы интересовавших его сочинений греч. авторов; глубокое знакомство с нек-рыми греч. философскими сочинениями в оригинале прослеживается лишь в 60-х гг. XV в. (см.: Monfasani. 2002). Именно благодаря общению с гуманистами Н. К. уже в падуанский период начал собирать редкие рукописи и увлеченно занимался этим до конца жизни. Наибольший интерес у него вызывали не лит. сочинения лат. и греч. классиков, к-рые он тем не менее разыскивал в нем. б-ках по просьбам итал. друзей и покровителей, а философские диалоги Платона , трактаты представителей античного и средневек. платонизма, труды малоизвестных средневек. философов и теологов. Н. К. оказалось близко и понятно стремление гуманистов познавать окружающий мир не посредством следования устоявшимся авторитетам и схоластической традиции, но путем индивидуального напряженного богословского, философского и научного поиска. Неск. падуанских друзей Н. К., с которыми он впосл. поддерживал связь, стали первыми посредниками между ним и гуманистическими кругами Италии. В их число входил флорентиец Паоло даль Поццо Тосканелли (1397-1482), изучавший в Падуе медицину и впосл. прославившийся достижениями в ряде др. наук, в т. ч. в математике, астрономии, географии. Тосканелли был хорошо знаком с выдающимися гуманистами Филиппо Брунеллески (1377-1446) и Леоном Баттистой Альберти (1404-1472). Дружба Н. К. с Тосканелли продлилась до последних дней жизни; Тосканелли как врач присутствовал у постели умирающего Н. К. и засвидетельствовал его завещание. Именно благодаря знакомству с Тосканелли Н. К. заинтересовался математикой, к занятиям к-рой он многократно возвращался (см.: ActaCus.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

В обители были погребены киевский тысяцкий Ян (Иоанн) (1106) и его супруга Мария (1091). Исключительное значение Киево-Печерского мон-ря в истории становления рус. монашества было отмечено летописцем на рубеже XI и XII вв.: «Мнози бо манастыри от цесарь и от бояръ и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньемь, молитвою, бденьемь». Говоря же о введении в обители Студийского устава, летописец замечает: «От того же манастыря переяша вси манастыреве уставъ: темь же почтенъ есть манастырь Печерьскый старей всехъ» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159-160). В 1240 г. Киево-Печерский мон-рь был разграблен войсками Батыя, но не прекратил своего существования. Ю. А. Артамонов 1240 - 2-я треть XIV в. Во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. игуменами были Серапион (50-60-е гг. XIII в.- 1273), Агапит (1288), Максим (1335), Давид (до 1377 - до 1392), Феодосий (1398), Иоанн, Азарий, Варсонофий, Никифор (1434), Авраамий (17 окт. 1437), Игнатий, Николай (до 16 июня 1446 - после 1462), Макарий, Иоанн (до 1470 - после 1476), Иоасаф (с 1477(?)), Феодосий (Войнилович) (до 1 сент. 1482 - после 10 марта 1493), Филарет (Волынец) (до 23 апр. 1494 - после 25 авг. 1501), Феодосий, Сильвестр, Вассиан (до 1506 - после 1508). Исторические свидетельства о Киево-Печерском мон-ре с сер. XIII до 2-й пол. XIV в. скудны. Кроме редких фрагментарных летописных упоминаний и свидетельств в различных исторических актах имеются устные предания, зафиксированные в более поздних источниках (XV-XVII вв.), а также археологические исследования кон. XX - нач. XXI в., внесшие значительные уточнения. Согласно Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.), во время штурма Киева монг. воины «святую Софью разграбиша, и манастыри все, и иконы, и кресты честныя, и взя оузорочья церковная взяша, а люди от мала и до велика вся убиша мечем» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 470). Поскольку Киево-Печерский мон-рь находился за линией городских стен, он, по-видимому, подвергся разорению в начале осады Киева, т. е.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

работы Чимабуе), с другой – появляются собственно готические стилистические тенденции, особенно у сиенских и пизанских мастеров (Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти, Барна да Сиена – XIV в.). Особое значение имеет деятельность мастеров, по праву считающихся представителями проторенессанса – основателя сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья (около 1260–1320 гг.) и Джотто ди Бондоне (1276–1336 гг.), которого отличает новое, более материализованное понимание пространства и перспективных приёмов, приближающих его живопись к скорому наступлению раннего Ренессанса Искусство Нового Времени может начать отсчёт своего времени с периода Возрождения (XV-XVI вв.), причём в первую очередь итальянского. Понимаемое как обращение к античному наследию и его переосмысление Возрождение сохраняет и усиливает тенденцию к целостному мировосприятию, что порождает разносторонних мастеров искусства и учёных, часто в одном лице. Сами мастера этого времени, конечно, не мыслили о Ренессансе как о своего рода “человекобожии”, что впоследствии часто приходилось слышать в критическом тоне о данном периоде истории мысли и истории искусства. Напротив, вспомним без комментариев о письме Рафаэля в архитектору Браманте, приводимом о. Павлом Флоренским в его работе “Иконостас” где говорится о переживании великим живописцем явления Божией Матери, предшествовавшего появлению Сикстинской Мадонны. Видимо не следует забывать и о том, что в рассматриваемый период XV и XVI вв. проходят два из важнейших соборов Западной церкви – Флорентийский и Тридентский, на первом из которых была осуществлена очередная попытка диалога с Православным Востоком. К этому следует добавить существенное значение византийского влияния в искусстве на Италию как во время проторенессанса, так и в период Возрождения после падения Константинополя и волны греческой иммиграции. В архитектуре наблюдается размах градостроительных начинаний, возврат к ордерной системе. Отсчёт нового периода и его первого этапа (ранее Возрождение) принято вести от завершения в XV в (кватроченто) архитектором Филиппо Брунеллески (1377–1446 гг.) восьмигранного купола над храмом Santa Maria del Fiore во Флоренции.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Семейство де ла Рош правило герц-ством до 1311 г., когда герц. Вальтер де Бриень, его последний представитель, был разбит армией каталанских наемников из Испании, искавших для себя владений в греч. землях. Франц. владычество в Аттике сменилось испанским. Афинское герц-ство под властью испанцев представляло собой военное гос-во, в к-ром права местного населения подверглись дополнительным ограничениям; браки между греками и латинянами строго запрещались. Верховная власть принадлежала наместникам сицилийских королей из Арагонской династии (с 1377 королей Арагона). В 1387 г. Афинское герц-ство было захвачено Нерио Аччаюоли, представителем знатной флорентийской семьи. А. становятся столицей герц-ства, а на Акрополе возводятся дополнительные укрепления; бывш. резиденция митрополита в сев. крыле Пропилеев была перестроена в герцогский дворец. Заключив союз с визант. правителями Пелопоннеса, Нерио Аччаюоли предпринял нек-рые шаги по улучшению положения греч. населения. В 1390 г. междоусобицы лат. правителей привели к 1-му вторжению в Аттику турок-османов. Потомки Нерио, умершего в 1394 г., признали верховную власть тур. султана и пользовались его поддержкой вначале против венецианцев, удерживавших А. в 1394-1402 гг., затем против правителя Пелопоннеса Константина Палеолога (буд. визант. имп. Константина XI ), пытавшегося овладеть Ср. Грецией в 1432 и 1444-1446 гг. В кон. XIV - 1-й пол. XV в. правосл. и католич. епархии существовали в городе одновременно. Католич. престол неск. раз оставался без предстоятеля из-за церковных смут на Западе, вызванных схизмой в католич. Церкви . Зап. правители развивали отношения с правосл. духовенством из политических соображений, стремясь расширить свою поддержку среди населения и укрепить союзнические отношения с греч. гос-вами, хотя чаще правосл. население и духовенство рассматривались ими как сочувствующие туркам-османам. Так, в 1394 г. Афинский митр. Дорофей был выслан из города по обвинению в пособничестве опустошившим Аттику туркам. Сменивший его митр. Макарий был год спустя обвинен в том же преступлении уже венецианцами, в чьих руках к тому времени оказались А., и предстал перед судом в Венеции, приговорившим его к тюремному заключению. Османское правление

http://pravenc.ru/text/77100.html

В отдельный тип ранней англ. готики можно выделить храмы, созданные под влиянием Франции: Кентерберийский собор (1070-1503) с обходом хора и венцом капелл, выстроенным Томасом Бекетом (ок. 1200), и с характерным 2-башенным зап. фасадом в стиле украшенной готики (как и фасад собора в Йорке (графство Норт-Йоркшир, 1291-1345) или собор Вестминстерского аббатства в Лондоне (1245-1745) с самым высоким в Англии нефом (31 м) (1375-1506), передвинутым к востоку трансептом, хором с обходом и венцом капелл, с огромными розами на фасадах трансепта. Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1670–1683 гг. Офорт С. Николса. До 1724 г. (ГЭ) Церковь Сент-Мэри-ле-Боу в Лондоне. 1670–1683 гг. Офорт С. Николса. До 1724 г. (ГЭ) Период украшенной готики в Англии интересен не столько объемно-пространственными или планировочными новациями (новые соборы закладывались редко), сколько обращением к новым «пламенеющим» формам декора и усложнением рисунка нервюр (звездчатые, сетчатые своды), в чем англ. зодчие значительно опередили архитекторов др. стран. Наиболее показательны соборы в Эксетере (графство Девон) с густыми пучками нервюр, Личфилде (графство Стаффордшир) с 2-башенным фасадом, сплошь покрытым статуями, собор в Уэлсе (ок. 1340), средокрестие к-рого украшено «опрокинутыми» арками, капелла Богоматери в Или. Во времена перпендикулярной готики церковное строительство утрачивает свое ведущее положение. Родственны по своим конструктивным, объемно-пространственным и декоративным элементам хорошо освещенные высокие залы: хор с витражами и необычайно сложным ребристым сводом (1329-1377) и галерея клуатра с веерообразными сводами (завершены к 1412) в соборе Глостера, Вестминстер-холл с площадью свыше 1500 кв. м (1394-1402), капеллы Генриха VII в Вестминстерском аббатстве с фасадом, напоминающим деревянные резные панели (1503-1519), Кингс-колледжа в Кембридже (1446-1515), Сент-Джордж в Виндзорском замке (1493-1516) с заалтарным окном размерами 24 ´ 13 м. Иногда в поздней готике выделяют стиль Тюдор (1485 - сер. XVI в.), к-рый начинается со вступления на престол Генриха VII Тюдора, а в 20-50-х гг. XVI в., при Генрихе VIII, плавно сменяется большим использованием в дворцовом строительстве ренессансных форм. это направление усилилось в архитектуре при Елизавете I (1558-1603) и восторжествовало в 1-й пол. XVII в. в постройках И. Джонса: Банкетный зал в Лондоне (1619-1622) или центральная часть дворца Кобем-холл (графство Кент, 1620). Ему же принадлежит постройка 1-й церкви после разрыва с римско-католической церковью в 1534-1535 гг.: храм Сент-Пол на пл. Ковент-Гарден в Лондоне (1631-1638, восстановлен в 1795-1798), подражающий этрусскому храму в изображении С. Серлио с высоким фронтоном и тосканским портиком в антах.

http://pravenc.ru/text/150119.html

22 мая 1377 г. Г. осудил учение Дж. Уиклифа , направив буллы архиепископу Кентерберийскому, епископу Лондонскому, англ. дворянству, Оксфордскому ун-ту и кор. Англии Эдуарду III. Однако Эдуард III скончался (27 июня 1377) еще до прибытия папских булл в Англию. Коронованный же 16 июля 11-летний кор. Ричард II находился под опекой своего дяди, Ланкастерского герц. Джона, к-рый благоволил Уиклифу. Г. также продолжил борьбу с осужденными сектами бегинок , бегардов и вальденсов , действовавших на юге Франции и в Италии. 21 нояб. 1372 г. Г. установил для всей католич. Церкви праздник Введения во храм Пресв. Богородицы и пост - в канун праздника Рождества Пресв. Девы Марии. Папа утвердил монашеский орден Святейшего Тела Иисусова и орден отшельников св. Иеронима. Конституцией Г. «Super universas» Латеранская базилика окончательно получила статус кафедрального храма Римского епископа. 19 марта 1378 г. Г. издал буллу, вносившую изменения в порядок выборов папы и устанавливавшую, что папа может быть избран простым большинством голосов присутствующих кардиналов. Пребывание в Риме оказалось для Г. неспокойным. Отправленные на подавление мятежа войска во главе с кард. Робертом Женевским в 1377 г. устроили кровавый разгром г. Чезена. Негативное отношение к Г. как к иностранцу, подогретое жестокой расправой над Чезеной, вылилось в непрекращавшиеся беспорядки, в результате к-рых папа вынужден был в кон. мая 1377 г. переехать из Рима в Ананьи. Только через неск. месяцев, усмирив мятежников, Г. смог вернуться в Рим (7 нояб. 1377). В нач. 1378 г. он решил переехать в Авиньон, но, тяжело заболев, не смог отправиться в дорогу. Погребен в ц. Санта-Мария Нова (ныне Санта-Франческа Романа). На надгробье Г. изображен сидящим на коне, к-рого под уздцы ведет св. Екатерина Сиенская. Соч.: Lettres secrètes et curiales, relatives du pape Grégoire XI (1370-1378) à la France: Extraites des registres du Vatican. P., 1935-1957. (Fontes/Pont. comis. CIC; 12). 5 vol.; Lettres/Ed. C. Tihon. Brux.; R., 1958-1975. 5 vol.; Acta/Ed. A. Tautu. R., 1966.

http://pravenc.ru/text/166767.html

АФЗХ. Ч. I. 232. С. 203-204. См.: Каштанов. 10. С. 362. По С.М. Каштанову, это могло быть сделано в Переславле, куда 6 мая 1446 г. прибыл к Шемяке рязанский епископ Иона, рассчитывавший стать и митрополитом. АСЭИ. Т. I. 180. С. 130. В акте упоминается только келарь Авраамий, а что стало с самим троицким игуменом, неясно. В 1444/45 г. игуменом был еще близкий к Василию II Зиновий (АСЭИ. Т. I. 175. С. 127). АСЭИ. Т. I. 101. С. 81. АСЭИ. Т. III. 48а 44). С. 72. «Обеща ему митрополию» (ПСРЛ. Т. 26. С. 203). Дело не в том, что «враждебные великому князю силы непосредственно опирались на церковь» (Сахаров А.М. Указ. соч. С. 55). Речь шла о попытке великого князя (в данном случае Дмитрия Шемяки) использовать церковь в своих интересах. См.: Инока Фомы слово похвальное... С. 40-41. 14 августа в Угличе у Василия II родился сын Андрей (ПСРЛ. Т. 23. С. 153), или 13 августа (Т. 26. С. 204), или 8 августа (см.: Клосс Б.М. Вологодско-Пермские летописцы XV в. С. 273). ПСРЛ. Т. 26. С. 203. По Ермолинской летописи. Иона взял детей Василия II «ис пелены во соборной церкве на свои руки, на всем добре, что не учинити им никакова зла» (ПСРЛ. Т. 23. С. 152). По Софийской I летописи, он «взя их на свою душу» (ПСРЛ. Т. 5. С. 268). Распространены были слухи, что Дмитрий Шемяка хотел было утопить детей Василия II «в реце в Волзе, в мехи сшивши, но не даст ему владыка Иона» (ПСРЛ. Т. 20. Первая половина. С. 260). Вероятно, это одна из версий; сторонники Ионы пытались таким образом как-то обелить его неприглядное поведение. ПСРЛ. Т. 26. С. 203. Там же. С. 204. Это известие позволяет датировать и возникновение самого движения в поддержку Василия II примерно маем-июнем 1446 г., т.е. временем после «поимания» детей Василия II. ПСРЛ. Т. 26. С. 203-204. Ермолинская летопись сообщает, что Шемяка принял меры, «видя себе отвсюду обидима и от всех наругаема и поносима, зане неправедно вьземь великое княжение и великого осподаря израдив на крестномь целовании» (ПСРЛ. Т. 23. С. 153). По Л.В. Черепнину, «к середине 1446 г. слуги великокняжеского «двора» оказались отстраненными от активной политической жизни боярами и детьми боярскими, прибывшими в Москву вместе с Дмитрием Шемякой. Экономическое и политическое положение московских бояр и детей боярских значительно ухудшилось, и они решили активно действовать, защищая свои права» (Черепнин. Образование. С. 797-798). Активизацию деятельности московских бояр и детей боярских он относил к июню 1446 г., после того как были «поиманы» Шемякой дети Василия II.

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

В 1433 г. Парентучелли был отправлен на Базельский Собор (1431-1449), антипапский характер которого он критиковал (называл Базельский Собор «синагогой сатаны»; как и его наставник, кард. Н. Альбергати, он был противником концилиаризма (см. Соборное движение )). В 1434-1435 гг. сопровождал кардинала в дипломатических поездках во Францию и в Англию. В 1438 г. на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) Парентучелли участвовал в переговорах о заключении унии с представителями Армянской, Эфиопской и Сирийской яковитской Церквей. Вероятно, по протекции кард. Н. Альбергати папа Евгений IV назначил Парентучелли на должность вице-камерленго (12 марта 1443). В сент. 1443 г., когда папский двор вернулся в Рим, он был направлен с дипломатической миссией во Флоренцию, а затем к королю Неаполя Альфонсо I. 27 нояб. 1444 г. папа Евгений IV назначил Парентучелли на Болонскую кафедру, вакантную после кончины Альбергати (9 мая 1443). Из-за городских беспорядков новому епископу не сразу удалось вступить на свою кафедру, епископское рукоположение было отложено. В 1446 г. папа направил Т. Парентучелли, еп. Болоньи, и Хуана Карвахаля, еп. Кории (1443-1446), а затем Пласенсии (1446-1469), легатами в Свящ. Римскую империю для переговоров с герм. кор. Фридрихом IV Габсбургом (1440-1493, с 1452 имп. Фридрих III ), чтобы он отказался от нейтралитета по отношению к Базельскому Собору. За успешные действия в ходе переговоров с герм. королем 16 дек. 1446 г. папа возвел Парентучелли в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Сусанна, а Карвахаля - кардинала-диакона рим. диаконии Сант-Анджело. Папская коронация Николая V. Роспись обложки расходной книги сиенского казначейства. 1449 г. (Гос. архив г. Сиены) Папская коронация Николая V. Роспись обложки расходной книги сиенского казначейства. 1449 г. (Гос. архив г. Сиены) 23 февр. 1447 г. умер папа Евгений IV. Через 9 дней на похоронах папы надгробную речь вопреки традиции произнес кард. Т. Парентучелли (обычно с такой речью выступал декан коллегии кардиналов, тогда как Парентучелли был лишь недавно возведен в кардинальское достоинство).

http://pravenc.ru/text/2566088.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010