Святитель Стефан, епископ Пермский Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца. В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу. Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: " Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую - Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову " . Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты. Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, " огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью " . Особо благоговели зыряне перед так называемой " прокудливой березой " . Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: " Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне " . На месте " прокудливой березы " святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

В определениях понятия веры по её интеллектуальной стороне Климент пользуется преимущественно воззрениями стоической гносеологии. Главным вопросом последней был вопрос о критерии истинности представлений, который стоики пытались определить через анализ последних 1372 . Представления (φαντασαι) возникают первоначально из воздействия, представляемого на душу 1373 . Они суть единственный материал, из которого образуются все виды наших познаний, – а восприятие – единственный их источник. Из восприятий возникает воспоминание, из однородных воспоминаний – опыт, из опыта – при посредстве заключения образуются понятия, выходящие за пределы непосредственно восприемлемого 1374 . Если образование понятий происходит не искусственным и методическим путём, а естественно и безыскусственно, в силу самой природы нашего мышления, то они носят у стоиков название πρληψεις 1375 (или κοινα ννοιαι), ибо они естественно возникают у всех и всем присущи; таковые πρληψες считаются у стоиков естественными нормами истины и добродетели и отличительным признаком существа разумного 1376 . Из искусственно образованных понятий возникает, как их система, наука 1377 . Критерий истинности познания стоики находили не в теоретической сфере, а в практической. Истинно то представление, которое соответствует действительности 1378 . Судить же о том, какое именно представление согласно с действительностью, мы можем по силе его действия на нас, по тому, вызывает или не вызывает оно у нас согласие на его признание 1379 . Это согласие или убеждение (σογκατϑεσις) само по себе ещё не связано необходимо с представлением как таковым и зависит от нашего суждения и нашей воли; оно так же в нашей власти, как и всякий произвольный поступок 1380 . Однако между представлениями есть и такие, которые сами собой непосредственно вынуждают у нас согласие признать их не только вероятными, но и прямо истинными. Такие представления у стоиков назывались понятными представлениями (φαντασαι καταληπτικα) 1381 , ибо твёрдость убеждения, вносимую ими в нас, стоики называли понятием или постижением (κατληψις). Таким образом, критерий истинности представления эти философы видели в непосредственно присущей последнему силе убеждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Скачать epub pdf 52. Владимир Андреевич, прозванием Храбрый, князь боровский и серпуховский сын Андрея Ивановича, князя боровского, от второго брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью отца неизвестного. Родился в Москве, уже по смерти отца своего, 15 июля 1353 г.; по завещанию великого князя Ивана II (см. 98), родного дяди своего, получил, кроме отцовского удела, треть доходов с Москвы в 1359 г.; вместе с сыном Ивана II Дмитрием (впоследствии Донской, см. 71), ходил при войсках московских из Москвы к г. Владимиру, на Дмитрия III Константиновича, великого князя суздальского (см. 72), в самом конце 1362 г.; заключил родственный договор с новым великим князем Дмитрием IV (Донским), двоюродным братом своим, в 1364 г.; выгнал литовцев из Ржева, сидел с великим князем в Москве, осажденной Ольгердом, великим князем литовским, в 1368 г.; посланный предводить новгородцами, принудил немцев-рыцарей бежать от Изборска и Пскова в 1369 г.; при втором нашествии Ольгердовом стоял в Перемышле в 1370 г.; по силе договора великого князя с Новгородом назначался к предводительству новгородцами в 1372 г., вследствие чего оставался в Новгороде до половины 1373 г.; основал г. Серпухов в 1374 г.; участвовал в походе великого князя на Тверь в 1375 г., стоял три недели под Ржевом, но не взял его в 1376 г.; склонял св. Алексея, митрополита, благословить в преемники себе архимандрита Митяя, любимца великокняжеского, в 1378 г.; принудил к сдаче Стародуб и Трубчевск, отторгнутые литовцами, в 1379 г.; способствовал славной победе великого князя Дмитрия над Мамаем на Куликовом поле (Епифанского уезда Тульской губернии) 8 сентября 1380 г.; родившийся у него сын (Иван) крещен св. Сергием Радонежским, другом его, в 1381 г.; разбил близ Волока (Вышний Волочек) сильный отряд Тохтамышев в 1382 г.; ходил к Коломне на князя Олега рязанского (см. 152), с которым, однако, заключил мир в 1385 г.; был в походе великого князя на Новгород в 1386 г., поссорился с великим князем неизвестно за что в 1387 г.; примирившись, заключил с Дмитрием Донским второй родственный договор в 1388 г.; по вокняжении сына Дмитриева, Василия II (см. 45), огорчился непочтением бояр и уехал в свой Серпухов, а оттуда в Торжок, но великий князь примирил его с собою, дав ему, в прибавок к прежнему уделу, Волок и Ржев, в 1389 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Оправдания мужа мудрого и правдивого таковы, что более сильных и представить было нельзя. И те, которые по любви к истине, но еще не ознакомившись с истиною, сперва говорили невыгодно о труде Иеронима, не только перестали обвинять перевод блаженного, но стали им пользоваться. Таков был между прочими сам блж. Августин, который, выслушав оправдания Иеронима, с радостью стал пользоваться новым переводом его 1369 . Другие не переставали в продолжении всей жизни блаженного повторять жалкие свои укоризны: но не потому, что будто не чувствовали справедливости оправданий Иеронима, а потому только, что хотели бранить. Это было известно Иерониму. «Люди завистливые, писал он, считают достойным порицания все, что пишу я. Иногда, вопреки совести публично терзают то самое, что читают тайно. И я вынужден взывать и молиться.... Господи! избави душу мою от уст нечестивых и от языка коварного» 1370 . Церковь , которая особенно имела нужду в исправном латинском переводе, после смерти блаженного оценила труд его. Перевод его одобрен и введен был в общее употребление, хотя люди опять впоследствии примешали к доброму делу довольно своего, человеческого. Григорий Двоеслов пользовался переводом Иеронима, наравне с церковным италийским 1371 . В начале 7-го века по свидетельству Исидора Севильского († 636), перевод Иеронима был уже в общем употреблении на Западе 1372 . Невежество писцов, дерзость незваных исправителей, заменявших в виде поправки, многие места Иеронимова перевода, местами старого италийского перевода 1373 и даже местами из Флавия 1374 , совершенно испортили святой труд Иеронима. При Карле Вел. ученый Алкуин принимался за восстановление текста Иеронимова 1375 ; за тем до 16 века было до 10 ученых рецензий 1376 . Понятно, что после всего того в Иерониме труде узнать блаженного и много сведущего Иеронима. Однако Триденский Собор (1545) объявил, что кроме Вульгаты всякий другой перевод ересь и это будто бы по мыслям древней Церкви и Иеронима 1377 . Но оставим человеческое при людях! Блж. Иероним свидетельствует в ответах Руфину: «Думаю, что не худо услуживаю моим латинянам, – потому что и греки, после стольких переводчиков, не гнушаются переведенным с латинского» 1378 . В другом сочинении он выражался о том же так: «не более ли должны бы быть благодарны латиняне, когда видят, что и Греция с радостью принимает от них, кое что» 1379 . В каталоге знаменитых мужей он пишет о Софронии: «малые труды мои перевел на греческий языком изящным, также псалтырь и пророков, переведенные мною с еврейского на латинский язык» 1380 . Софрониев перевод Псалтыри и пророков доселе не издан. Но известно, что Прокопий Газский и Исихий Иерусалимский пользовались Софрониевым переводом труда Иеронимова в своих толкованиях на Свящ. Писание. След. Церковь Греческая пользовалась трудом блж. Иеронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Душа - на Волхове, сердце - на Великой» Новгород и Псков как центры православного подвижничества в конце XIV - XV веке 25.12.2011 416 Время на чтение 23 минут В XIV столетии Новгород Великий, избежав в свое время татарского нашествия, как и прежде, представлял собой огромную по территории независимую боярскую республику с вечевым правлением. Все так же князья приглашались сюда только как военачальники и не имели здесь особого влияния ни на общественно-политическую, ни на церковную жизнь. Как писали новгородцы в договорах с ними: «...на всей воли нашей... ты наш князь; или ты собе, а мы собе» . Во главе же Новгородской Церкви всегда стоял собственный архиепископ Великого Новгорода и Пскова, уже с 1156 года неизменно выбиравшийся на вече. Софийский собор Символом «вольности» Новгорода являлся его главный храм Святой Софии, и, отправляясь, например, на войну, новгородцы шли, по их выражению, «умереть честно за Святую Софию». Значительное богатство торгового города, а также неподвластность его Орде способствовали спокойному развитию в Новгороде исконных традиций православной культуры и искусства. Неудивительно поэтому, что именно здесь во второй половине XIV века строилось немало замечательных храмов с прекрасными росписями и иконами. Среди них наиболее известны церкви Успения на Волотове (1352-1353) и Спас-Преображения на Ильине (1374) с ее непревзойденными по духовной мощи образов фресками 1378 года великого художника средневековья Феофана Грека, храм святого великомученика Феодора Стратилата на Ручье (1360-1361), где также сохранилась часть стенных росписей, выполненных в близкой Феофану творческой манере. Весьма экспрессивными фресками, написанными около 1380 года совместно сербскими и русскими мастерами, была украшена тогда и церковь Спаса на Ковалеве. Великий Новгород. Детинец с птичьего полета С XIV века новгородцы предпочитали номинально считать своими князьями великих князей Московских, которые порой пытались добиться в Новгороде и власти реальной, что, однако, стало возможным лишь в следующем столетии. Так, в середине XV века великий князь Василий II Темный (1415-1462) дважды заставлял новгородцев откупаться «серебром» за сохранение их независимости.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

НАША НОВАЯ «ЗАДОНЩИНА» 16.06.2014 08:13:53 Наталья Иртенина Кажется, неслучайно финальный аккорд порабощения южнорусских и малороссийских земель евроатлантической Новой ордой происходит в год памяти Сергия Радонежского. Человеческие истории и История всегда повторяются, будто ходят по кругу. Будто всякий раз по-новому соединяются части паззла или перемешиваются  стеклышки в калейдоскопе. Из 2014-го нас неким мистическим образом переносит в 1380-й, в год Куликова поля, великих событий «Задонщины». А Россия нынешняя оказывается в том же непростом положении, что и Русь времен князя Дмитрия Донского, которой бросил вызов властитель Орды Мамай. С чего все начиналось? Великое княжество Московское стало осознавать себя прямым наследником прежней, домонгольской великой Руси, державы, имевшей высокий статус в христианском мире. Москва, один из осколков той Руси, во времена Дмитрия Донского ставит себя в центр русского мира (этакого не совсем дружного «содружества независимых государств» — удельных княжеств), накапливает силы, составляет военно-политический союз князей. Словом, усиливается политически, экономически и в военном отношении. Укрепление и собирание Руси не входило в интересы Орды и соседнего Великого княжества Литовского. И даже хозяев торговых колоний в Крыму, генуэзцев («фрягов»), оно не радовало. Первым нужна была русская дань. Вторым — русские земли: западные границы Литвы уже вплотную приблизились к Смоленску, а на юге дошли до мест будущей обороны города Славянска. Третьи, дельцы и банкиры, желали более тесной «экономической ассоциации» с русскими землями. Кроме того, слабая Русь была богатым источником дешевых рабов — русских пленников, которых угоняли татары, а итальянские купцы перепродавали на всех средиземноморских рынках. Лишиться этого источника из-за возросшего самосознания Москвы они не желали. Увы, московский князь разочаровывал их всех. Татарскую дань — «инвестиции в ордынскую экономику» — сперва урезал, а в 1374 г. вовсе перекрыл Мамаю источник русских денег. С Литвой крепко бился, успешно отражая ее набеги. Итальянцев, «сурожских гостей» (т. е. крымских купцов) князь Дмитрий жаловал — но позволял им вести дела только в Москве; ни о каком расширении  торговли европейцев-католиков на Руси речи быть не могло.

http://radonezh.ru/analytics/nasha-novay...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОН Прп. Никон Радонежский " умоляет " преподобных Даниила и Андрея Рублёва расписать Троицкий собор. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 292 об.) Прп. Никон Радонежский " умоляет " преподобных Даниила и Андрея Рублёва расписать Троицкий собор. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. 80-е — нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 292 об.) (1352, Юрьев-Польский - 17.11.1426, Троице-Сергиев мон-рь), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) (см. Троице-Сергиева лавра ), один из младших учеников и келейников прп. Сергия Радонежского , духовник боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича Храброго. Основными источниками сведений о Н. являются его Житие (в Краткой и Пространной редакциях, написанных соответственно Пахомием Логофетом в сер. XV в. и неизвестным автором ок. 1547), чудеса, описанные в Житии прп. Сергия Радонежского, ряд памятников русской агиографии сер. XV-XVI в. в составе рус. летописей, акты XV-XVII вв., вкладные книги и синодики Троице-Сергиева мон-ря XVII в., записи на рукописных книгах. Биография Согласно Житию, Н. род. в зажиточной купеческой семье. По данным синодиков, его родителями были Закхей и Фотиния. В молодости Н. обнаружил стремление к монашеской жизни, оставил родительский дом и ушел в основанный прп. Сергием на Маковце Троицкий мон-рь, чтобы здесь принять постриг. Пахомий Логофет объясняет выбор обители тем, что Н. много слышал о прп. Сергии. Однако прп. Сергий отправил его к своему ученику прп. Афанасию Высоцкому Старшему, игум. Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы монастыря . Высоцкий мон-рь был основан прп. Сергием в 1374 г. по желанию боровско-серпуховского кн. Владимира Андреевича, в его владении находился Радонеж, а также некоторые земли упраздненного Юрьевского княжества. Из столицы этого княжества, согласно Житию Н., происходил преподобный. Князь являлся покровителем Троицкого Сергиева и Высоцкого серпуховского мон-рей. Прп. Сергий внимательно следил за обучением Н. правилам иноческой жизни. Н. был рукоположен во иерея, ок. 1380 г. принял иноческий постриг в Высоцком мон-ре. 15 июня 1380 г., вероятно, состоялась встреча прп. Сергия и Н. в Серпухове. В этот день по поручению кн. Владимира Андреевича троицкий игумен освятил в городе деревянную соборную ц. во имя Св. Троицы (ПСРЛ. Т. 18. С. 129). По случаю этого события в Серпухове должны были присутствовать иноки Высоцкого мон-ря, в т. ч. Н.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЫСОЦКИЙ СЕРПУХОВСКОЙ В ЧЕСТЬ ЗАЧАТИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Подольской епархии Московской митрополии), находится в г. Серпухове Московской обл. на левом берегу р. Нары. Основан кн. Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению прп. Сергия Радонежского (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 107-108; Т. 18. С. 114). Строительство В. м. было частью программы кн. Владимира по укреплению своей резиденции на Оке (возведение дубовой крепости на месте с. Серпуховского, жители к-рой получили статус горожан). По просьбе князя прп. Сергий Радонежский с учеником прп. Афанасием Высоцким Старшим пришел в Серпухов, избрал на берегу р. Нары, «близ града на Высоком», место для буд. обители и 9 дек. 1374 г. совершил молитву на основание ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы прав. Анной; вскоре были построены деревянные кельи и ограда. Прп. Сергий поставил игуменом В. м. прп. Афанасия, дав мон-рю общежительный устав. Одним из первых пострижеников прп. Афанасия был прп. Никон Радонежский . Согласно «Слову о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» 1697 г. (РГБ. Унд. 288), кн. Владимир часто посещал В. м., снабдил его утварью, иконами и книгами. Павшие во время Куликовской битвы воины серпуховского ополчения были погребены в В. м., в братской могиле, над к-рой по инициативе кн. Владимира был построен и весной 1381 г. освящен каменный Зачатиевский храм. Одновременно была сооружена каменная трапезная Покровская ц. Высоцкий мон-рь и г. Серпухов. Рисунок из сборника содержащего житие прп. Афанасия Младшего и службу ему. Нач. XIX в. (СИХМ. КП 1691/СТ. 7408. Л. 54 об.) Высоцкий мон-рь и г. Серпухов. Рисунок из сборника содержащего житие прп. Афанасия Младшего и службу ему. Нач. XIX в. (СИХМ. КП 1691/СТ. 7408. Л. 54 об.) Ок. 1380 г. некий «игумен Афанасий», к-рого большинство исследователей отождествляют с прп. Афанасием Старшим, обратился к митр. Киевскому свт. Киприану с вопросом о возможности принятия мон-рем села от жертвователя. В ответном послании (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270) свт. Киприан осудил приобретение мон-рями вотчин, а также изложил фундаментальные правила общежития. При участии прп. Афанасия в авг. 1381 г. в мон-ре были переписаны Пандекты мон. Никона Черногорца ( Столярова. Свод. С. 345-346), содержавшие также выписки из творений св. отцов о правилах общежития.

http://pravenc.ru/text/161091.html

St. Stephen the Bishop of Perm Commemorated on April 26 Saint Stephen the Enlightener of Perm, and Apostle to the Zyrians, was born around the year 1340 into the family of Simeon, a cleric of the Ustiug cathedral. He was greatly influenced by his pious mother Maria. Endowed with great abilities, he already displayed an unusual zeal for the service of the Church: in a single year he learned to read the Holy Books and he assisted his father in church during services, fulfilling the duty of canonarch, and also that of reader. The young saint received monastic tonsure at the Monastery of Saint Gregory the Theologian at Rostov. The monastery was famed for its fine library. Since Saint Stephen wanted to read the holy Fathers in their original language, he studied Greek. In his youth, when he had assisted his father in church, he frequently spoke with the Zyrian people. Now, having been immersed in the rich culture of the Church, Saint Stephen burned with a desire to convert the Zyrians to Christ. To facilitate the enlightenment of the Zyrians, he compiled an alphabet of their language and translated some of the Church books. For this pious work Bishop Arsenius of Rostov (1374-1380), ordained him to the rank of hierodeacon. Having prepared himself for missionary activity, Saint Stephen journeyed to Moscow (1379) to see Bishop Gerasimus of Kolomna, who then oversaw the affairs of the metropolitanate. The saint implored him, “Bless me, Master, to go into a pagan land, Perm. I want to teach the holy Faith to the unbelieving people. I am resolved either to lead them to Christ, or to lay down my life for them and for Christ.” The bishop joyfully blessed him and ordained him as a hieromonk. He provided him with an antimension for the altar table, holy chrism and service books, and Great Prince Demetrius gave him a document of safe passage. From Ustiug Saint Stephen made his way along the North Dvina River up to the confluence of the Vychegda into it, where settlements of the Zyrians began. The proponent of faith in Christ suffered many toils and struggles, deprivation and sorrow, living among the pagans who worshipped idols “with fire, water, trees, a stone and golden woman-figure, and shaman, and wizard, and wood.”

http://pravoslavie.ru/103189.html

На такое совпадение указывает следующее: а) летописи говорят о близких отношениях Киприана и Алексия во время первого посещения Киприаном Руси (1373-1375 гг.); в 1378 году Киприан подтверждал наличие таких отношений, отвергая зачисление Алексия в стан его врагов; более того, синодальное постановление 1380 года, враждебное Киприану и склонное отрицательно истолковывать любые его действия, признает, что в 1373 году миссия Киприана состояла в примирении русских князей (ερηνεσοντα αυτος μετ " αλλλων), что в 1375 году митрополит Алексий был вполне уверен в его добрых намерениях и благорасположен к нему (την υπρ αυτο πασαν ναδεξαμενου φροντδα), будучи его другом (φλος). б) Кроме того, в 1374 году митрополит Алексий посвятил в епископы Суздальские архимандрита Дионисия — убежденного сторонника монашеской партии и верности Византии, а перед смертью пожелал, чтобы преп. Сергий Радонежский сменил его на кафедре митрополии. в) Когда в 1376 году, после приезда Киприана в Киев, князь Дмитрий Иванович резко воспротивился поставленню Киприана, святитель Алексий — как передает даже акт 1380 года — прилагал все силы, чтобы окружными посланиями и личными увещаниями успокоить возмущение. Если бы Алексий опротестовал каноничность поставлення Киприана, в акте 1380 года об этом бы, конечно, упомянулось. Можно, скорее, думать, что патриарх Филофей позаботился объяснить, что поставление Киприана есть единственное средство сохранить митрополию единой после смерти Алексия, что эти объяснения были доставлены Алексию зимой 1375-1376 года двумя особыми послами патриарха, протодьяконами-греками Георгием и Иоанном, и что престарелый митрополит счел эти объяснения удовлетворительными. Все это подтверждает, что Киприан верно понял завещание Алексия, о чем речь ниже: в высшей степени сомнительно, чтобы митрополит поддался давлению боярской партии и согласился с назначением Михаила-Митяя, санкционируя тем самым разделение митрополии. В течение нескольких последовавших за поставлением Киприана в митрополиты Киевские лет главные участники великой русской драмы покинули историческую сцену.

http://sedmitza.ru/lib/text/438222/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010