Беседа 47 на псалом 137 108 Пс.137:1 . Псалом Давида. Аггея и Захарии. Исповедаюсь Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелами воспою Тебе, ибо Ты услышал все слова уст моих. Что значит: «и пред Ангелами воспою Тебе» ( Пс.137:1 )? – От нас зависит, чтобы мы были услышаны Богом. – «Ты возвеличил над всем имя Твое святое.., умножь попечение обо мне, о душе моей» ( Пс.137:2–3 ). – Призыв всех властителей земли к благодарности Господу. – «И да воспоют пути Господни» ( Пс.137:5 ). – Господь далеко провидит будущее и спасает бедствующих, как милосердый Творец. 1. Об этом я часто беседовал с вами; потому, оставив это, перейдем к следующему. Что значит: «и пред Ангелами воспою Тебе»? Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «с дерзновением, Боже, воспою тебя» ( παρρησα… σω σε). Третий (Акила): «пред богами воспою тебе» ( ναντι θεων μελψδσω σοι). Если он гово­рит об ангелах небесных, то слова его имеют такой смысл: постараюсь петь вместе с ангелами, буду соревновать им, ликовать вместе с горними силами; хотя я и отличен от них по природе, однако постараюсь усердием сравняться с ними. Если же примем эти слова по изъяснению других пере­водчиков, то, мне кажется, он говорит о священниках. Пи­сание обыкновенно называет священника и ангелом, и богом; то оно говорит: «судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» ( Исх.22:28 ), то: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал.2:7 ). Таким образом, если принять последнее, то сказанное нужно понимать так: со священниками, в их присутствии, когда они будут начинать и предшествовать, и я с подобающим благочинием пойду, последую за ними и воспою Тебе. «Ибо Ты услышал все слова уст моих». Видишь ли вели­кую благодарность? Видишь ли напряженное внимание? Не так, как некоторые из людей беспечных и рассеянных, которые до получения бывают ревностны, а после получения нерадивы, – он и до получения усердно приступает, и после получения непрестанно благодарит. А из того, что он был услышан Богом, видно, что он совершал молитву чистую и превосход­ную, потому что мы тогда особенно бываем услышаны, когда молитва наша благоугодна Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Так, «у кого в кармане государство»? Бесцеремонность запрета «Бесогона» подчеркивает истинность мыслей Н.С. Михалкова 21.05.2020 4491 Время на чтение 5 минут Странное дело насчет цензуры. Как какая-нибудь пошлятина или заявления на грани оскорбления великого прошлого страны, русского народа или фальсификации истории, то «прогрессивная общественность» и вся пиаровская рать, окопавшаяся в центральных СМИ, нам объясняют, что цензура – рудимент прошлых мрачных времён. А как речь идёт о сакральных вещах, вопиющих рисках для существования самого государства – так не пойми откуда взявшиеся цензурные органы запрещают актуальную и популярную программу. Очередная авторская программа Никиты Михалкова «БесогонТВ», показ которой обычно проходит на телеканале «Россия-24» и на видеохостинге YouTube, 22 мая выйдет только на YouTube. Могущественные силы «пятой колонны» решили расправиться с Михалковым радикально. «Если мы сейчас не можем делать это вместе с «Россией-24», значит, будем выпускать нашу программу в интернете, а параллельно думать о дальнейшем её развитии», – корректно отметил сам Н.С. Михалков. Как это ни парадоксально, но программа «Бесогон» Никиты Михалкова после снятия с эфира выпуска 137 «Бесогон» от 30 апреля «У кого в кармане государство?» и дальнейшего запрещения вообще этой передачи на ЦТ, набирает интерес у зрителей. В принципе, в программе от 30 апреля нет особенно ничего нового, а только то, о чём долгие годы говорят патриотические издания. Но именно за счёт имени Михалкова темы чипизации, «принудительной медицины», тотальной вакцинации, а также кастового разделения и сокращения численности населения, получили звучание, дошли до широкой российской аудитории. За что Никиту Сергеевича нужно поблагодарить. Он вывел эти проблемы на качественно новый информационный уровень. По поводу указанных тем в передаче «Бесогон» 137 и звучат имена Гейтса, Сороса, Рокфеллеров, которые на мировом уровне сейчас «озабочены», кроме цифровизации и искусственного интеллекта - фармакологией и вакцинацией. Ну а на российском уровне, у нас в стране этими вопросами «озабочен» каббалист, цифровизатор 1 и «смотрящий от глобального капитала за Россией» Герман Греф. Его слова, приведенные в «Бесогоне» 137 настолько показательны, что не поленюсь привести их ещё раз: «В иудейской культуре «каббала», которая давала науку жизни, три тысячи лет была секретным учением, потому что люди (видимо, имеется в виду – «избранные» – А.С.) понимали, что такое снять пелену с глаз миллионов людей и сделать их самодостаточными… Любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции. Как жить, как управлять таким обществом, где все имеют равный доступ к информации, все имеют возможность… получать не препарированную информацию через обученных правительствами аналитиков, политологов и… СМИ, которые, как бы, независимые...».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/21/ta...

Псалом 137 Пс.137:1 . Псалом Давиду, Аггеа и Захарии 15 . Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: СОДЕРЖАНИЕ Давид, воспоминая безчисленныя Божия к себе благодеяния, во-первых, прославляет здесь Божию благость и истину, потом располагает себя к благодарности, наконец обещает себе и впредь ту же Божию милость. ТОЛКОВАНИЕ Давид в самом начале псалма обещает принесть Богу жертву хвалы, и притом от всего сердца: понеже имеет благодарить за спасение себя и всего народа. Исповемся Тебе Господи, то есть, исповедание хвалы и благодарения принесу Тебе не словами токмо, но и чистейшим сердцем, с величайшим вниманием и с теплейшим расположением духа: яко услышал еси вся глаголы уст моих, то есть, яко приял еси молитву мою. К сему присовокупляет, что исповедание его будет такое, какого требует превосходство слышателей. Пред Ангелы воспою Тебе, то есть, благоразумно поступлю в песнопении, понеже ведаю, что не на простом зрелище стою, но пред Ангелами, Тебе предстоящими, и меня поющаго послушающими. Пс.137:2 . поклонюся ко храму святому твоему и исповемся имени твоему о милости твоей и истине твоей, яко возвеличил еси над всем имя твое святое. Сими словами означает, что не токмо наедине имеет благодарить Бога, но и по заповеди закона пойдет во святилище, дабы и других к подражанию привлечь. Ибо хотя духом чтил Бога, но обращал очи и на внешния оныя знамения, которыя тогда служили верным вместо крил, возносящих мысли в селения горняя. За сим предлагает самую материю или сущность песнопения, которая состоит в прославлении милости и истины Божией. Ибо хотя заслуживает похвалы и сила его, но ничто так не располагает нас к прославлению имени Божия, как Его благость, которая, изливаяся на нас обильными струями, отверзает наши уста к пению похвал ея. Впрочем, поскольку и самыя милости Божией без слова Его вкушать не можем, или по крайней мере не так живо в душе ощущаем оную, сего ради присовокупляет истину. Сей союз милости с истиною прилежно заметить должно; ибо Бог колико бы благотворителен ни был к нам, но ежели не будет озарять нас свет учения Его, то невежество наше не попустит благости Его проникать в сердца наши. Сего ради Пророк, во-первых, проповедует, что имя Божие величеством своим превосходит все, потом определяет, каким образом Бог превознес или возвеличил имя Свое, говоря, что Оно свято, и верно исполнил все то, что милостиво обещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 137 Псалом Давиду(1) (Аггея и Захарии). (1) Этот псалом есть благодарность Богу по возвращении из Вавилона от лица Иудеев, освободившихся от восстававших на них, по словам Феодорита и Евсевия, народов. Сей псалом содержит и пророчество о призвании народов. У других на нем надпись такая: Псалом Давиду Аггеа и Захарии. Пс.137:1 .  Исповемся (исповедание принесу) Тебе, Господи, всем сердцем моим. Сими словами начинает Давид и 9-й псалом. И пред Ангелы воспою Тебе Пред ангелами, дает обещание, буду петь Тебе, Господи, т. е. вместе с горними и небесными силами буду петь Тебе и я, дольний и земный; ибо хвалить Тебя непрестанно есть дело ангельское. Или ангелами называет священников, ибо Писание обыкновенно называет богами и ангелами священников; то говоря чрез Малахию: уста священника сохранят суд и закона взыщут (прилежно) из уст его; ибо он ангел Господа Вседержителя ( Мал. 2:7 ), то чрез Моисея: богов не злословь; и начальствующему в народе не скажи зла ( Исх. 22:28 ). А другой изъяснитель перевел так: пред богами воспою Тебе (1) (1) Слова Златоуста: Пред ангелами, т. е, с ангелами буду воссылать песнь, стараясь соревновать им и ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов. Яко услыгиал еси вся глаголы уст моих Воспою Тебе, прибавляет, Господи, за то, что Ты выслушал все прошение мое, исполнив оное в чем следовало. (1) (1) Златословесного: Видишь ли великую благодарность? Не так как другие вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным. Пс.137:2 .  Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся (буду признателен) имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей. Принесу, говорит, Тебе, Господи, долг моего благодарения посредством поклонения святому Твоему храму, как за Твое помилование меня, так и за помилование истинное. Ибо такова мысль в речениях: в милости Твоей и истине Твоей, т. е. в истинной милости Твоей, по свойству еврейского языка, употребляющего прилагательные имена в виде существительных, как мы уже заметили и в другом месте. Или: буду признателен к Тебе за истинность Твою в обещании Твоем. (1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

ПЬЯНСТВО (см. также ВИНО ) Пьянство есть почитание идола Бахуса Знатный был «между языческими праздниками праздник, посвященный идолу «Бахусу», называемый «Бакханалия», а по российскому наречию может назваться «МАСЛЕНИЦА». В сей неистовый праздник всякое пиянство и всякая нечистота у них разливалась. Сему безумию и неистовству языческому последуя, премногие христиане, по имени своему суще «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» ( 1Пет. 2, 9 ), установили праздновать масленицу, в которую всякое страстей и прихотей излияние совершают (3:262). Пьянство есть излишнее употребление пития (1:137, см. ОБЪЯДЕНИЕ , 624). Пьянство, его причины Не вино причиною пьянства бывает: ибо ежели бы вино того причиною было, то бы вси его употребляющии пьяницы были, но противная самая вещь показует; многие бо употребляют вино, но трезвы суть. Причиною убо пиянства бывает: злое и невоздержное сердце, как и прочиих грехов. «Не вино производит пиянство, глаголет Златоуст святый, но невоздержание» (Бес. 1-я к народу антиохийскому). Праздность, как выше сказано. Частые пиршества, компании, усиленныя потчивания. Со злыми и невоздержными обращение. От частых же повторений делается страсть и злый обычай (2:190). Пьянство бывает от вина и от СТРАСТЕЙ Пиянство, как Златоуст учит, двоякое: иное бывает от вина, иное от страстей. От страстий бывает пьянство в том, кто сердце свое имеет страстьми наполненное: всегда пьян есть, кто злобу на ближняго, кто сердце скверных похотей, сребролюбия, и прочиих наполненное всегда имеет. От сего пьянства истрезвится, кто, оставив страсть, покается (1:137). Есть пиянство от вина и сикера; есть пиянство и не от вина, якоже глаголется: «пиянии без вина» ( Ис. 28, 1 ). Пиянство от вина есть, когда человек выше меры употребляет вино; пиянство не от вина, когда ЧЕЛОВЕК ЛЮБОВИЮ МИРА сего, суетными мыслями и беззаконными начинаниями упивается (4:115–116). Начало пьянства – злая компания Злая компания и частыя пиршества, обеды, – «Второе». Политичныя потчивания, с усильным прощением, и поздравления, ныне в обычай злый вкравшиеся, как-то: «за здравие-де того и того выпьем», и прочая (1:137).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скачать epub pdf Псалом Давиду, Аггея и Захарии, 137 Псалом сей есть благодарственная песнь Господу за Его благоволение к псалмопевцу, за спасительную помощь в опасностях во время гонений жестокими врагами и особенно за возвещенное ему величественное откровение, имеющее некогда обратить к Господу все народы земные. Согласно его надписанию и означенному содержанию, нужно считать его принадлежащим Давиду, как составителю его. Что же касается Аггея и Захарии, то прибавление имен этих пророков к древнейшему надписанию псалма нужно считать позднейшим и сделанным с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во время Аггея и Захарии. Начинается он теми же словами, как и псалмы 110 и 9. Пс.137:1 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Пророк прежде всего выражает здесь сердечное желание принести Богу жертву хвалы и благодарения за спасение себя и всего народа не словами только, но с особенным вниманием и теплейшим расположением духа. «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, пред богами пою Тебе» (пер. с евр.), причем в подстрочном примечании замечено, что в переводе LXX стоит: «пред ангелами», как и в нашей Псалтири. Яко услышал еси вся глаголы уст моих, воспою Тебе, Господи, – прибавляет, – за то, что Ты выслушал все прошение мое и исполнил оное, в чем следовало. Св. Иоанн Златоуст к сему прибавляет: «Пред ангелами, т.е. с ангелами, буду воссылать песнь, стараясь соревновать им, или ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или: я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов». И тот же св. Иоанн Златоуст о благодарности делает такое замечание: «Видишь ли великую благодарность? Не так, как другие, вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным» с. 1075]. Пс.137:2 Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) Источник The library of the hagioritic monastery of St. Paul (ερ μον γου Παλου) was once famous for its Slavonic collection, one of the most interesting on the Holy Mountain. Tragically, this collection was destroyed by a fire in 1902. Some of the manuscripts from this collection happened to have been sold by the monks or given as a gift to this or that visitor 1 , or transferred to other hagioritic monasteries. But most of the Slavonic manuscript treasures formerly belonging to the monastery were completely lost. Scholars are left to depend on a few short descriptions by 19 th -century travellers to Mount Athos: Bishop Porphyry Uspensky 2 , Archimandrites Antonin Kapustin 3 and Leonid Kavelin 4 , Viktor Grigorovich 5 . This is why a list from dossier No. 138 from the archive of Alexey Dmitrievsky († 1929), kept at the Russian National Library in Saint-Petersburg (archive fund No. 253), looks so promising. There is mentioned a number of Slavonic manuscripts from the monastery of St. Paul. The list was published by Miguel Arranz 6 , who has also briefly studied another dossier from Dmitrievsky’s archive, the huge No. 137, consisting of many copies from various Greek and Slavonic manuscripts (actually, an unedited continuation of Dmitrievsky’s famous «Описание литургических рукописей...»), and concluded: «Une premiere vision nous a laisse l’impression qu’il s’agit des memes documents indiques dans l’index... qui se trouve dans le dossier n. 138» 7 . In reality, though, it turned out that the cited conclusion is incorrect – actual contents of No. 137 differ considerably from the list given in No. 138. In particular, one finds here excerpts from just two Slavonic manuscripts from the collection of the monastery of St. Paul. The present article is an edition of the first of them, written out from a 15 th -c. Sluzhebnik (Leitourgikon), Athos Agiou Pavlou 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Глава 27 Намерение и распоряжение Исаака История благословения Иакова помимо Исава представляет один из разительных примеров столкновения естественных человеческих стремлений и определений божественной воли, бесплодности первых и непреложности последних ( Мал. 1:2 ; Рим. 9:10–13 ). На вопрос: «почему Бог не открыл Своей воли Исааку?» – блаженный Феодорит отвечает: «чтобы явственным сделалось Божие попечение об Иакове, а сие открывается в том, что Исаак усиливался благословить Исава, Божия же благодать, против воли Исааковой, привлекла благословение на Иакова. Это уразумел и сам Исаак. Ибо, употребив все средства... приведенный в ужас случившимся, не огорчился, как обманутый сыном, но познал намерение Божье и подтвердил данное им благословение» (отв. на вопрос 81; ср. Иоанн Златоуст , Бес. на Бытие 53 , с. 566). Быт.27:1–2 . Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака объясняет возможность обмана его со стороны Ревекки и Иакова, при благословении его. По мнению раввинов (М. Bereschit-rabba, s. 311), Исаак потерял зрение при принесении его отцом в жертву: он слишком пристально устремил тогда молящий взор свой на небо. В действительности, слепота была следствием старости Исаака – 137-летнего возраста, в каком возрасте за 14 лет пред тем умер брат его Измаил ( Быт. 25:17 ): это и расположило Исаака готовиться к смерти (которой ожидал и Исав, Быт. 27:41 ). Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так. При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет ( Быт. 47:9 ), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, Быт. 41:46–47, 45:6 ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по Быт. 30:25 (сн. Быт. 31:41 ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по Быт. 25:26 при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, Быт. 35:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. Божественная Литургия Совершение Литургии упоминается в двадцати восьми главах Жития из ста семидесяти (глл. 21, 36, 40, 67, 72, 74, 80, 98, 101, 107, 112, 115, 117, 126, 127, 130, 154, 156–163, 167–169). Для обозначения Литургии, кроме самого этого слова (λειτουpγα) 1 , автор Жития также употребляет термины Возношение (ναφор) 2 , Приношение (πpοσκομιδ), Предложение (πрθεσις) 3 , Божественное Тайноводство (θεαν μυσταγωγα) 4 . Согласно Житию, Литургия могла предваряться процессией (см., например, главы 117, 161), что, очевидно, является свидетельством того, что в начале VII в. в Малой Азии было хорошо известно богослужение стационального типа 5 . В Житии упоминаются следующие элементы литургийного чина: вход (гл. 169); чтение Евангелия (глл. 71, 156, 157, 159); евхаристическая молитва (гл. 80), к которой могли прибавляться особые прошения (например, о дожде – гл. 101) 6 ; возглас «Святая святым» при возношении Св. Даров (гл.126) и другие возгласы Литургии (гл.167); Причащение (глл. 6, 61, 67, 101, 125, 127, 137, 154, 160, 161, 167), о котором сообщается, что причастник произносил «Аминь» в момент преподания ему Св. Даров (глл. 61, 67) и что миряне причащались из Чаши (гл. 125); заключительное благословение народа (глл. 107, 110, 158), во время которого святой «каждому давал ответ» (гл. 158). Литургия совершалась, как правило, в обеденное время; впрочем, несколько раз в Житии отмечено Причащение или совершение Литургии в вечернее время (глл. 6, 13, 74, 167) – очевидно, в постные дни, когда обеденная трапеза не была положена. В Житии дважды упоминается архаичный порядок сослужения за Божественной Литургией, когда евхаристическую молитву читают не все епископы и священники вместе, а лишь один из них по приглашению старшего (гл. 101, 107) – такой порядок сослужения был распространен на Востоке около VI в. 7 , а впоследствии почти повсюду вышел из практики, сохраняясь ныне только в богослужении ассирийцев. Трижды в Житии описан евхаристические чудеса 8 : в главе 80 повествуется, как святой видит «пресветлую завесу», опускающуюся на Дары в момент их освящения (это чудо имеет немало параллелей в житийной литературе); в главе 126 говорится, как Св. Хлеб начал чудесным образом подпрыгивать на дискосе во врем возгласа «Святая – святым» (акцентирование именно этого момента Литургии становится характерным для византийской агиографической и богословской литературы как раз около VII в. 9 ); в 127 главе описано, как сухая просфора во время освящения приняла вид свежеиспеченного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

2. Гимнография как вид творчества Первое существенное отличие поэзии Филофея, как и большей части церковной поэзии, от прозы состоит в обращении: разного рода трактаты, гомилии, жития, «слова» и т.п. всегда адресованы к современникам, к людям; а молитвы и гимны обращены преимущественно к Богу или к образам «человеко-вечности» – к Иисусу Христу, к Богородице, к святым. Можно сказать, что в средневековой пирамиде литературных жанров, увенчанной Священным писанием, гимнография и эвхография образуют непосредственно «подстилающий» Писание слой, покоящийся, в свою очередь, на богословии. Благодаря столь высокому положению – это уровень «подножия» Библии, на котором сходятся разные виды творчества, – гимнография играет самую узловую, наиболее связующую роль в том ансамбле, который средневековая литература образует в совокупности с другими родами искусств: гимн объединяет текст с музыкой, с некоторыми видами сценического действа и с живописью, т. е. с соответствующего содержания иконой или фреской. Являясь во многих отношениях связующей, гимнография, неизбежно, сама оказывается в сильной зависимости и «сверху» – от текстов Священного писания, и «снизу» – от богословской мысли, а также от каждой из соседних с ней областей творчества, не говоря уж о собственных и всего ансамбля традициях. «Христианская гимнография, – пишет ее историк, – начинается с возникновения первой христианской общины, а именно – с самого Христа и его учеников» 6 . Обычай религиозного стихотворчества и песнопения уходит своими корнями глубоко в ветхозаветные жизнь и храмовую практику и, следовательно, хорошо был знаком первому поколению христиан. В этом отношении перерыва традиции не было. В Новом завете насчитывается 137 цитат из Псалтыри 7 . Кроме того, здесь (в Евангелии от Луки) приведено 4 новых гимна: Елизаветы («Благословенна ты в женах. . .»– гл. 1, ст. 42), Марии («Величит душа моя господа...» – гл.1, ст. 46–55), Захарии («Благословен господь Бог Израилев...» – гл. 1, ст. 68–79) и Симеона («Ныне отпущаеши раба твоего, владыко...» – гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010