2092 Афонская гора (Афон), по греч. Agios Oros – Святая гора, узкий гористый полуостров, вдающийся в Архипелаг (Эгейское море), известен как центр иноческой жизни для греческого востока. Иноческая жизнь здесь появилась в древнее время, хотя несколько позже, чем в Сирии и Палестине. Для русской церкви Афон имел ранее, по XVII век, большое значение: здесь постригся отец русского монашества, преподобный Антоний; отсюда был взят Студийский устав преподобным Феодосием для своего (Печерского) монастыря, потом перешедший, по словам летописца, и в другие монастыри; здесь в богатых монастырских библиотеках получали наиболее широкое по тому времени религиозное образование наши иноки, ходившие на Афон (например Преп. Нил Сорский ). Как одно из наиболее чтимых святых мест православного востока, Афон ежегодно посещается тысячами богомольцев исключительно мужского пола (женщинам вход на полуостров возбранен) из России, Балканского полуострова и Азиатских владений Турции. Почти вся гора, за исключением глубоких ущельев и скал, покрыта богатою растительностью: здесь произрастают прекрасные деревья, отчасти фруктовые – лимоны, апельсины, груши; целые поля усажены многоразличными породами винограда, доставляющего афонской братии удовлетворительный запас прекрасного вина, орехи, каштаны и масличные деревья обильно рассеяны по всей горе. В настоящее время на Афоне расположены 20 больших монастырей, несколько скитов и множество отдельных келий, числом до 700, греческих, русских, молдавских, болгарских и др. 2093 Изяслав Ярославич, сын великого князя Ярослава Мудрого и внук св. равноапостольного князя Владимира, княжил в Киеве с 1054 по 1068 г. 2098 Ростислав Владимирович, сын Владимира Ярославича, – князь тмутараканский; княжил во второй половине XI ст. 2099 Святослав Ярославич, сын Ярослава Владимировича, – князь черниговский; княжил с 1054 по 1076 г. 2100 Глеб Святославович, старший сын Святослава Ярославича, князь новгородский; княжил с 1067 по 1077 г. 2101 Мусия (греч. μουσιου) – мозаика. Так называется искусная работа, состоящая в собрании разноцветных, главным образом мраморных, камешков узорами, так что выходит желаемый рисунок. Мозаикой выстилаются например полы в храмах, а также украшаются стены; даже иконы делаются таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

—233— писях немногие известия. В 1295-м году вступил с нею в брак Михаил Ярославич, о чем в Лаврентьевской летописи под нашим годом читается: «Того же лета оженися Михайло князь на Твери, и венча его епископ Андрей в святем Спасе месяца Ноября в 8, на збор архистратига Михаила», и причем сведения о невесте восполняются так называемою Академическою, Воскресенскою и Тверскою летописями, в которых под 1294-м годом читается: «Того же лета оженися князь Михайло Ярославич, поя дщерь княжу Дмитрееву Борисовича Анну». После смерти Михаила Ярославича, убитого в Орде в 1318-м году, причем она упоминается как встречавшая с детьми тело супруга, привезенное из Орды 1513 , когда-то до 1358-го года она постриглась в монашество с именем Софии и скончалась в 1368-м году. В Никоновой летописи и в выписках из летописей у Татищева читается под 1358-м годом: «Того же лета у князя Михаила Александровича Тверского внука Михайлова, правнука Ярославля, преставись сын князь Александр у бабы своея, у великия княгини Софьи, в Софейском (вар. Софьине) 1514 монастыре», и потом под 1368-м годом: «Того же лета приставись великая княгини Софья великаго князя Михаила Ярославича Тверскаго». Баба своя умершему князю Александру была супруга Александра Михайловича, сына Михаила Ярославича, а супруга последнего была ему не бабой, а прабабой, почему под княгиней Софьей 1358-го года иные и разумеют супругу Александра Михайловича, полагая, что и под Софьей 1368-го года должна быть разумеваема она же. Но супруга Александра Михайловича называлась Анастасией и о смерти ее Никоновская летопись говорит под 1365-м годом 1515 , из чего следует, что на слово «своея», читаемое в летописях, должно смотреть как на неправильно или ошибочно поставленное вместо слова «его» и разуметь под Софьею бабу не сына, а отца. Что касается до монастыря —234— княгинина, то если принимать чтение «Софийский», нужно будет разуметь монастырь, построенный в честь св. Софии, а если принимать чтение: «Софьин», можно будет разуметь монастырь неизвестного воимени, принадлежавший вел. кн. Софье. То или другое, но совсем неизвестно в Тверской области монастыря св. Софии, равно как и монастыря какого бы то ни было воимени, который принадлежал вел. кн. Софии. 1516 Вопреки сейчас переданным историческим сведениям о вел. кн. Анне, супруге Михайла Ярославича, и сверх этих исторических сведений житие княгини Анны Кашинской, выдавая ее за супругу Михайла Ярославича, сообщает о ней, что она была родом из Кашина, дочь знатных родителей 1517 , – что после смерти супруга она переселилась на жительство из Твери в Кашин к своему младшему сыну, удельному Кашинскому князю, Василию Михайловичу, – что в Кашине она и скончалась 12-го Октября 1337-го года и была погребена здесь под соборною церковью Успения Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем самым Н. С. Борисов все же пытается совместить датировки Б. М. Клосса (основанную на 10-летней жизни Андроника у Сергия) и В. А. Кучкина (монастырь воздвигнут при жизни Ивана Красного). Но конструкция эта оказывается весьма неустойчивой и ее невольно разрушает сам автор, когда строчкой ниже пишет, что «в монашеском мире эту тонкую разницу замечали. Не случайно в рассказе о пострижении Федора Симоновского (Первая Пахомиевская редакция) особо оговорено, что он был пострижен лично Сергием («и тако отлагает власы рукою преподобнаго Сергеа»)» 494 . Однако при этом исследователь забывает, что почти тот же оборот Пахомий применяет в первом варианте «Жития» Сергия по отношению к Андронику: «святы же моление его не презре, и тако остризает ему власи и облачит его въ святыи иноческыи образ, и нарече имя ему Андроник» 495 . Тем не менее, в рассуждениях Н. С. Борисова есть один весьма любопытный момент, когда он ставит вопрос – мог ли митрополит в принципе основать Андроников монастырь в княжение Ивана Красного? Выше мы говорили о том, что согласно тексту «Жития» митрополита Алексея, перед сюжетом об Андроникове монастыре рассказывается об убийстве ханом Бердибеком 12 своих братьев. Летописи помещают это известие под 1357 г. 496 По рассказу летописца, «замятня» в Орде случилась именно тогда, когда в ней находился митрополит, вызванный туда ханшей Тайдулой («да посетить еа нездравие»). Опасаясь худшего, предстоятель русской церкви поспешил покинуть ханскую ставку. «Вборзе изъ Орды отпоущенъ бысть, зане же замятьня ся доспела въ Орде», – уточняет Рогожский летописец. Но более важным для нас представляется следующее его известие, из которого явствует, что сразу после возвращения митрополита в Москву в Орду на поклон к новому хану отправился великий князь Иван Красный: «А Олексии митрополитъ прииде изъ Орды, а князь великии Иванъ и вси князи Роускыи и князь Василии Михаиловичь поидоша въ Ордоу» 497 . Из этого сообщения вытекает, что московский святитель если и видел великого князя, то очень небольшой промежуток времени, явно недостаточный для основания обители. Это была их последняя встреча. О возвращении Ивана Красного из Орды Рогожский летописец сообщает уже под следующим 6866 (1358) г. Однако митрополита в Москве с января 1358 г. уже не было. Под тем же 6866 (1358) г. читаем: «тое же зимы по Крещеньи пресвященныи Алексии митрополитъ поехалъ въ Киевъ» 498 . Оттуда он возвратился уже после смерти Ивана Красного, в 1360 г. 499

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Феогност занимал митрополию с 1328 г. по 1353 г. Иванович Гордый княжил о 1340 г. по 1353 г. Алексий был митрополитом с 1354 г. по 1378 г. Иоаннович Донской княжил с 1363 г. по 1389 г. Димитриевич княжил с 1389 г. по 1425 г. был патриархом с 1378 г. по 1388 г. святого Иакова празднуется 27 ноября. патриаршествовал с 1388 г. по 1395. Пимен скончался 11 сентября 1389 года в Малоазийском городе Халкидоне, лежащем почти против Константинополя, и там погребен. его празднуется 14 июля. Ферапонт скончался в глубокой старости в 1420 г. мая 27; под сим числом его житие. сем повествуется в житии святого Леонтия, Ростовского Чудотворца. занятиях святого Феодора инонописанием говорится в «Сказании о святых иконописцах» (Буслаев. Истор. Очерки II, 379). лике святых Феодор встречается в агиографических памятниках с XV столетия. В рукописях встречаются написанные в честь его тропарь и кондак. Память святого мученика Иринарха разумеется Севастия в Армении, называемая Севастией Армянской, — в отличие от Севастии Каппадокийской. Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших Копроним царствовал с 741–776 г. Это был один из жестоких императоров-иконоборцев. Так как во время гонений на святые иконы главными защитниками их являлись иноки, то Константин Копроним приказал жечь монастыри, а православным инокам разбивать головы теми самыми иконами, на защиту коих они выступали, или же предавал их иным жестоким казням. Воины, исполнявшие волю нечестивого царя, видя твердость православных и многие знамения от поругаемых икон, часто из гонителей обращались в православных и становились ревностными чтителями святых икон. За это ярость мучителя обращалась на них, и им приходилось претерпевать жестокие казни, мучения и самую смерть. предместье в Константинополе. Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Лествичник — происхождения неизвестного, 20-ти лет принял иночество, последние четыре года своей жизни был игуменом Синайской обители; скончался 80-ти летним старцем в конце VI века; память его 30 марта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

и считали себя его последователями, как, напр., его непосредственный ученик, оксфордский философ и теолог Адам Вудем (ок. 1295-1358), принимали не все фундаментальные тезисы его философии и теологии, заимствуя из его трудов некоторые положения и на их основе создавая собственные системы. Вслед. этого, говоря об оккамизме и оккамистах, совр. исследователи подразумевают не единую школу, предполагающую верное следование мнениям учителя и строгое интеллектуальное преемство, но крупную группу позднесредневек. мыслителей, к-рые изучали сочинения О., соглашались с номиналистической тенденцией его философии, однако развивали и отстаивали собственные философские и теологические концепции, нередко подвергая при этом прямой или косвенной критике мн. мнения О. (в целом о влиянии О. см.: Courtenay. 2008; также ср.: Wood. 1997. P. 15-16; Hoffmann. 1998; Leppin. 2012. S. 273-287). В 20-30-х гг. XIV в. логические и естественнонаучные взгляды О. стали активно обсуждаться в Парижском ун-те; косвенная или прямая полемика с О. обнаруживается в сочинениях Вальтера Бурлея (ок. 1275-1344/45), Михаила из Массы († 1337), Иоанна Буридана (ок. 1300-1358), Петра из Л " Акуилы († 1361) и др. Все эти авторы отвергали предложенную О. интерпретацию аристотелевских категорий «количество», «время» и «место» как простых терминов, считая такой гиперлогический подход пагубным для физики; нередко предметом критики становились и другие логические идеи О. Влиятельные члены преподавательской корпорации фак-тов теологии и искусств негативно относились к тем немногим оригинальным мнениям О., которые в то время были известны в Париже. Однако в кон. 30-х гг. XIV в. предложенные О. новые и радикальные решения традиц. философских проблем постепенно приобретали все большую популярность у студентов факультета искусств. Попытки молодых бакалавров ссылаться во время университетских диспутов на мнения О. как на некий авторитетный источник были встречены с неудовольствием придерживавшимися традиц. взглядов магистрами. Следствием этого внутреннего противостояния стал принятый администрацией Парижского ун-та в сент.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Во второй половине XVII века, в правление патр. Иоакима, имел место случай исключения из святцев одной святой с отменою установленного празднования ее памяти, иначе сказать – случай кассирования или уничтожения канонизации. Святая, постигнутая печальной судьбой, была княгиня Анна Кашинская, иоакимовское дело о которой имеет громкую известность и принимается за своего poдa cause célèbre b церковной области. Княгиня Анна Кашинская 358 выдается ее житием, написанным в половине XVII века, за супругу великого князя Владимирского, удельного князя Тверского, Михаила Ярославича. О супруге Михаила Ярославича Анне, дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича, находим в летописях немногие известия. В 1295-м году вступил с нею в брак Михаил Ярославич, о чем в Лаврентьевской летописи под нашим годом читается: «Того же лета оженися Михайло князь на Твери, и венча его епископ Андрей в святем Спасе месяца Ноября в 8, на збор архистратига Михаила», и при чем сведения о невесте восполняются так называемою Академическою, Воскресенской и Тверской летописями, в которых под 1294-м годом читается: «Того же лета оженися князь Михайло Ярославич, поя дщерь княжу Дмитрееву Борисовича Анну». После смерти Михаила Ярославича, убитого в Орде в 1318-м году, при чем она упоминается как встречавшая е детьми тело супруга, привезенное из Орды 359 , когда-то до 1358-го года она постриглась в монашество с именем Софии и скончалась в 1368-м году. В Никоновой летописи и в выписках из летописей у Татищева читается под 1358-м годом: «Того же лета у князя Михаила Александровича Тверского внука Михайлова, правнука Ярославля, преставись сын князь Александр у бабы своея, у великия княгини Софьи, в Софейском (вар. Софьине) 360 монастыре», и потом под 1368-м годом: «Того же лета приставись великая княгиня Софья великого князя Михаила Ярославича Тверскаго». Баба своя умершему князю Александру была супруга Александра Михайловича, сына Михаила Ярославича, а супруга последнего была ему не бабой, а прабабой, почему под княгиней Софьей 1858-го года иные и разумеют супругу Александра Михайловича, полагая, что и под Софьей 1368-го года должна быть разумеваема она же.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ [Григорий из Римини; лат. Gregorius Ariminensis, de Arimino] (ок. 1300, Римини, совр. обл. Эмилия-Романья - нояб. 1358, Вена), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина (см. Августинцы-еремиты ), ген. ордена в 1357-1358 гг. В юном возрасте вступил в орден блж. Августина, в 1323-1329 гг. обучался в ун-те Парижа, где получил степень бакалавра теологии. Преподавал в орденских школах в Италии (Болонья, Падуя, Перуджа). В 1341 г. вернулся в Париж, где неск. лет читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского и получил степень магистра теологии (1345). С 1346 г. преподавал в Падуе, с 1351 г.- во вновь учрежденной орденской школе в Римини. В 1357 г. избран генералом ордена августинцев-еремитов. Последние полтора года жизни провел в Вене, носил почетный титул doctor acutus (учитель острого ума) и doctor authenticus (учитель, чьи работы признаны авторитетными). Главным трудом Г. Р. является комментарий к 2 первым книгам «Сентенций» Петра Ломбардского (Lectura super primum et secundum librum Sententiarum). Кроме того, ему приписываются (с разной степенью достоверности) следующие работы: комментарии к посланиям ап. Павла (не сохр.), трактаты «De gratia» (О благодати; не сохр.), «De conceptione Beatae Virginis Mariae» (О зачатии Блаженной Девы Марии), «De usura» (О ростовщичестве) и «De intensione et remissione formarum corporalium» (Об усилении и ослаблении телесных форм; трактат является извлечением из комментария к «Сентенциям» (Lectura super primum et secundum librum Sententiarum. I. d. 17)). Теологические и философские позиции Г. Р. сформировались под влиянием представителей как т. н. via moderna («нового пути» - оксфордской школы У. Оккама и его последователей), так и традиц. парижского августинианства ( Генрих Гентский , Матфей из Акваспарты и др.). Вероятно, Г. Р. был одним из первых парижских магистров, начавших активно использовать при чтении лекций по «Сентенциям» идеи Оккама, однако при этом творчество Г. Р. лишено крайностей оккамизма, более того, оно зачастую является критикой оксфордской школы с т. зр. традиции.

http://pravenc.ru/text/168063.html

По приказу великого князя Митяй «акы ноужею» был приведен в храм и пострижен в монахи, что формально открывало перед ним путь на вершину церковной иерархии. Но этим дело не ограничилось – одновременно с пострижением Митяй получил сан архимандрита 708 . При этом он сменил на этом посту архимандрита Спасского монастыря в Кремле (более известного как «Спас на Бору») старца Ивана Непеицу, который, согласно «Повести о Митяе», достиг глубокой старости и «сниде въ келию млъчания ради». Само же пострижение Митяя в монахи и поставление в архимандриты состоялось в церкви Спаса на Бору, и его провел архимандрит другого кремлевского – Чудова монастыря Елисей Чечетка. Столь быстрое превращение новопостриженного монаха в архимандриты, призванного следить за порядком в монастырях, явно нарушало принятые порядки, и недаром автор «Повести о Митяе» по данному поводу язвительно замечал: «и ту бяше видети дива плъно: иже до обеда белець сыи, а по обеде архимандритъ, иже до обеда белець сыи и мирянинъ, а по обеде мнихомъ началникъ и старцемъ стареишина и наставник и учитель и вожь и пастух» 709 . Все эти события заняли несколько месяцев – начиная с сентября 1375 г. до апреля 1376 г. По нашему расчету, преподобный покинул Троицкую обитель в первой половине сентября 1375 г. (либо 8, либо 15 сентября), Митяя постригли в монахи и поставили в архимандриты 20 сентября 1375 г., а Киржачский монастырь был освящен на праздник Благовещения пресвятой Богородицы, который отмечается 25 марта, после чего в конце марта – начале апреля 1376 г. Сергий вернулся в Троицу. Вопрос о хронологии событий, связанных с уходом Сергия на Киржач, является одним из самых запутанных. Попытаемся разобраться в нем, начав с выяснения даты возникновения Киржачского монастыря. В дореволюционной литературе годом основания Киржачской обители было принято считать 1358 г. 710 Эта датировка была основана на том, что в «Житии» Сергия об основании Киржачской обители говорится после сюжета о переходе Троицкого монастыря на общежительный устав, который датировали 1354 г. Поскольку, по церковному преданию, монастырь в Киржаче строился на протяжении 4 лет, временем его основания полагали 1358 г. Примерно эти же основания послужили для аналогичного подсчета Н. С. Борисова. Относя введение «общего жития» в Троице к середине 1350-х годов, он полагает, что Благовещенский монастырь на Киржаче был основан в 1355–1357 гг. 711

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпет на другой день епископом Варсонофием в соборной церкви Преображения и положен в малой церкви Введения. (2). Около 1354 г. московские митрополиты Алексий и Роман, поставленные в одно время в Константинополе, прислали к нему послов, вероятно, для разбора их прав на митрополию. Роман даже сам приезжал в Тверь, был принят усердно тверским князем Василием Михайловичем и Всеволодом Холмским, возвратившимся вскоре по приезде Романа из Литвы, разбирал жалобы тверских князей; но еп. Феодор не принял Романа и не хотел даже с ним видеться. В его время возник любопытный вопрос о существовании рая. Еп. Феодор утверждал. что под этим словом надобно разуметь рай мысленный. Известный новгородский архиепископ Василий, войдя об этом предмете с Феодором в переписку, доказывал, что и саженый рай еще цел. В священных книгах, говорил он, сказано, что Тигр, Нил, Евфрат текут из рая; Енох, Илья переселены в рай, от коего св. Макарий жил за 20 поприщ и в коем св. Евфросин сорвал яблоко; оттуда же ангел принес ветвь Богоматери, виденную апостолами и многими жидами; Иоанн Златоуст именно говорит, что рай на востоке, ад же на западе. Много тому видахов, пишет Василий, детей моих новогородцев: на дышущем море червь неусыпающий и скрежет зубный и река смоляная Могр, а вместо св. рая находил Моислав новоградец и сын его Иаков, и всех было их три юмы (лодки) и едина, много блудив, погибла, а две принесло к высоким горам, и видеша на горе той дейсус написан лазурем чудным и проч. В этом писании Василиевом, заключает митрополит Платон, видна добрая простота, но просвещения не видно. Радея о благолепии церковном, еп. Феодор в 1348 г. расписал алтарь соборной церкви, в 1353 г. поставил вызолоченый крест на церкви Спаса, св. Димитрия и Введения, a в 1358 г. устроил медные двери у Спаса от своего двора (на счет доходов архиерейского дома) и расписал малую церковь Введения. В этом же 1358 и 1359 г. пастырь сей, нестроения ради князей тверских, не захотел владычества в Твери и в день Богоявления, провожая вместе с другими епископами митрополита Алексия в Киев, просил у него увольнения от епархии; но митр. Алексий отклонил его намерение, поучив терпению, по словам летописи. Наконец он оставил в 1360 г. епископию, жил на покое в Отроче монастыре и здесь скончался 20 марта 1367 г. Положен в малой церкви Введения, рядом со владыкой Андреем. (6)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Когда же в таком случае возник Андроников монастырь? Обратившись к тексту «Жития» Алексея, видим, что сюжету об основании Андроникова монастыря в нем предшествует сообщение, что «тогда злочестивыи царь Бердебекь избивъ братью свою 12, лють сии зело немилостивъ, покушаашеся и на хрестианьство ити. И на се советника имея Товлубиа и того безьчеловечна и сурова». Узнав об этом, великий князь Иван стал просить митрополита пойти в Орду, «яко да утолитъ гневъ». Тот исполнил просьбу князя, смог удивить татар своей премудростью «и пакы възратитися на свои престолъ» 482 . Это сообщение находит отражение и в летописном материале, где под 1357 г. помещено известие о гибели братьев Бердебека: «седе на царьстве сынъ его Бердебек, убив братовъ своих 12 окаанным предстателем своим Товлубьем» 483 . Тем самым из текста «Жития» митрополита Алексея со всей очевидностью вытекает, что Андроников монастырь не мог быть основан ранее осени 1357 г., когда происходили эти бурные события. Не мог он возникнуть и позже 1358 г. Под этим годом летописец помещает известие: «тое же зимы по Крещеньи пресвященныи Алексии митрополитъ поехалъ въ Киевъ» 484 . Оттуда он возвратился уже после смерти Ивана Красного, в 1360 г. 485 Отсюда последовал вывод, что основание монастыря следует датировать временем около 1357–1358 гг. 486 Как и версия В. Г. Брюсовой, предположение В. А. Кучкина также нашло своих сторонников. В частности, О. Г. Ульянов, ссылаясь на показание списка старшей редакции «Жития» Алексея, опубликованного В. А. Кучкиным, полагает, что освящение Спасской церкви Андроникова монастыря состоялось 16 августа 1357 г. 487 Но можно ли доверять свидетельству этой редакции «Жития» митрополита Алексея? Задуматься над этим приходится, когда вчитываешься в текст начала сюжета об Андрониковом монастыре: «благочестивый князь Иоань помысли церковь въздвигнути и в немъ съставити общее житие, помышляше же въ уме своемъ и на бога всю надежю възлагааше, глаголя: «Аще будеть богу угодно се, можеть ина дела произвести». И тако ему помышляющу, прииде къ святому Сергию в монастырь посещениа ради, и бывшому обычному благословению и беседе, глагола митрополитъ къ святому...» 488 . Б. М. Кпосс, анализируя смысл этого отрывка, отметил, что перед нами – явная несообразность: великий князь, задумав создать церковь , приходит с этой мыслью к троицкому игумену, начинает беседу и вдруг оказывается, что говорит не Иван Красный, а митрополит. Отсюда становится понятным, что в этом месте «Жития» Алексея ошибочно подогнаны два совершенно разных сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010