Антон Анатольевич Горский Глава пятая. Сохранение позиций: Иван Иванович (1353–1359) После смерти Семена Ивановича 26 апреля 1353 г. 446 встал вопрос о его преемнике на владимирском великокняжеском столе. Помимо следующего по старшинству сына Калиты – Ивана, занявшего московский стол, претендентом выступил князь нижегородский и суздальский Константин Васильевич. Оба соперника отправились в Орду, причем с целью поддержки Константина туда прибыла делегация от Великого Новгорода 447 . Джанибек принял, однако, решение в пользу московского князя, и 25 марта 1354 г. Иван Иванович взошел на владимирской стол 448 . В отсутствие Ивана молодой рязанский князь Олег Иванович захватил Лопасню 449 . Лопасня входила в число московских территорий, которые позже признавались отошедшими к Рязани взамен земель по Протве и Луже. Очевидно, после обмена, совершенного Семеном Ивановичем с рязанскими князьями, она по каким-то причинам была удержана Москвой. Иван Иванович, вернувшись из Орды, не стал пытаться вернуть Лопасню. Поскольку военной силы у великого князя для решения такой задачи было, без сомнения, достаточно, следует полагать, что в данном случае имела место благожелательная в отношении возвращения Лопасни в состав Рязанского княжества позиция Орды. В 1355 г. произошли бурные события в жизни Муромского княжества. Оно, как и Рязанское княжество, не входило в систему княжеств Северо-Восточной Руси, во главе которой стояло великое княжество Владимирское, а издревле (с XII в.) управлялось особой династией. Муромское княжество было невелико по размерам, но с ним непосредственно граничило на юго-востоке Владимирское великое княжество, и владимирские князья всегда заинтересованно относились к муромским делам. В 1355 г. «князь Феодор Глебовичь и собрав воя многы иде ратию к Мурому на князя Юрья Ярославича и согна его с города с Мурома, а сам князь Феодоръ седе на княжении в Мурома. А муромци яшася за него и поидоша с ним в Орду. А князь Юрьи Ярославичь приеха в Муром за неделю после князя Феодора и собрав останочныя люди муромци и поиде за ним в Орду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ Первенство Москвы, которому начало положили братья Даниловичи, опиралось, главным образом, на покровительство могущественного хана. Иван Калита был силен между князьями русскими и заставлял их слушаться себя именно тем, что все знали об особенной милости к нему хана и потому боялись его. Он умел воспользоваться как нельзя лучше таким положением. При двух преемниках его условия были все те же. Хан Узбек, а по смерти сын его Чанибек, давали старейшинство московским князьям одному за другим. С 1341 года по 1353 был великим князем старший сын Калиты Симеон, а с 1353 по 1359 другой сын Иван. Оба князя ничем важным не ознаменовали себя в истории. Последний как по уму, так и по характеру был личностью совершенно ничтожной. Но значение Москвы для прочих князей держалось в эти два княжения временною милостью хана к московским князьям. По смерти Ивана Москва подверглась большой опасности потерять это значение. Преемником Ивана был девятилетний Димитрий; тут-то оказалось, что стремление к возвышению Москвы не было делом одних князей, что понятия и поступки московских князей были выражением той среды, в которой они жили и действовали. За малолетнего Димитрия стояли московские бояре; большею частью это были люди, по своему происхождению не принадлежавшие Москве; отчасти они сами, а отчасти их отцы и деды пришли с разных сторон и нашли себе в Москве общее отечество; они-то и ополчились дружно за первенство Москвы над Русью. То обстоятельство, что они приходили в Москву с разных сторон и не имели между собою иной политической связи, кроме того, что всех их приютила Москва, - способствовало их взаимному содействию в интересах общего для них нового отечества. В это время в Орде произошел перелом, с которого быстро началось ее окончательное падение. Чанибека убил сын его Бердибек, а Бердибека убил полководец Наврус и объявил себя ханом. Суздальский князь Димитрий Константинович отправился в Орду и получил там великое княжение. За него стояли новгородцы, чувствовавшие тягость московского первенства, так как по следам Калиты сын его Симеон теснил Новгород и обирал, выдумавши новый род поборов с черных людей новоторжской волости под именем " черного бора " (т.е.

http://sedmitza.ru/lib/text/435582/

Кн. Владимир Андреевич. Фреска на юж. стене Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666 гг. Родился на 40-й день после смерти отца. Его матерью была Мария, дочь галичского (Галича Мерского) кн. Ивана Федоровича. В 1358 г. скончался Иоанн, старший брат В. А., и 5-летний В. А. стал наследником всех владений отца, расположенных в юго-зап. части Московского княжества и в окрестностях Москвы. Они были расширены в 1359 г. дядей В. А. московским вел. кн. Иоанном II Иоанновичем Красным. Согласно его завещанию, В. А., оставшийся единственным сыном Андрея Иоанновича, признавался полновластным наследником отца. К нему переходили отцовские волости и села по рекам Наре, Лопасне, Моче, Рожае, ряд подмосковных сел, в числе к-рых были Труфоновское, Коломенское, Ногатинское, Нов. Городок в устье р. Протвы, данный Иоанном Красным в качестве компенсации за разоренную рязанцами в 1353 г. волость Лопасню. В. А. получил право на сбор 3-й части московских судебных пошлин, торговых налогов, медового оброка, что было больше, чем владел его отец (тому принадлежала 4-я часть таких сборов). Вместе с двоюродными братьями Димитрием и Иоанном, сыновьями вел. князя, В. А. ведал численными людьми (особая категория лиц на княжеской службе, в обязанности к-рых входили прием и сопровождение ордынской знати на рус. землях). Кроме того, ему было предоставлено право участвовать в разделе владений вдовы Иоанна Калиты - вел. кнг. Иулиании после ее смерти. Это расширение владений и прав совсем юного московского удельного князя было вызвано тем, что завещатель, сам ранее бывший удельным князем, став князем великим, отнял почти все великокняжеские земли у вдовы Симеона Иоанновича Гордого вел. кнг. Марии Александровны и распределил их между своими сыновьями Димитрием и Иоанном, ничего не выделив из них В. А. Великокняжеские владения Иоанна Красного выросли в неизмеримо большей степени, чем владения удельного серпуховского княжича. В завещании 1359 г. вел. князь сделал ему нек-рые уступки, чтобы в будущем В. А. не мог добиваться перераспределения земель и прав, принадлежавших в свое время Симеону Гордому.

http://pravenc.ru/text/159088.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Святой митрополит Алексий от 1340 до 1359 года Бог, посылая несчастья на наших предков, посылал им также и утешителей, которые облегчали их страдания и иногда даже спасали их от новых бедствий. Этими утешителями были по большой части Его святые служители, то есть митрополиты, епископы, священники и монахи. Так, первый митрополит всей России, святой Петр, старался всегда мирить князей, особенно Московского с Тверским, и, не имея возможности освободить весь народ от тягостной Татарской дани, специально ездил в Орду, чтобы, по крайней мере, избавить от нее Божьи церкви и дома ее служителей. Так, потом святой митрополит Алексий во время нового ужасного бедствия, случившегося на Русской земле в 1352 году, при великом князе Симеоне, сыне Иоанна Калиты, заботился, как отец, о всех страдавших несчастливцах. Этим бедствием была смертельная болезнь, известная под названием черной смерти. Человек умирал от нее в ужасных мучениях, которые продолжались два или три дня. Не только наше Отечество испытало все ужасы этой болезни: черная смерть началась в Китае, где истребила около 13 миллионов человек, потом перешла в Грецию, Сирию, Египет, перевезена была на кораблях в Италию, Францию, Англию, Германию, наконец, в наши Псков и Новгород. Все историки говорят, что нельзя вообразить зрелища более страшного: в один день исчезали целые семейства! Сначала люди усердно ходили за своими больными, но потом, когда заметили, что не только они, но даже их вещи были заразны, все начали оставлять несчастных, даже сын бежал от отца, дочь от матери, брат от брата! Во время этого общего уныния людей митрополит Алексий так же, как и многие другие духовные особы, был для них настоящим ангелом-хранителем. Они погребали несчастных, всеми оставленных мертвецов, утешали живых, огорченных потерей родных или друзей, и помогали бедным, осиротевшим, бесприютным малюткам. В 1353 году ужасная болезнь дошла до Москвы, и там в короткое время скончались от нее великий князь, два его сына и брат, Андрей Иоаннович. Симеон во время тридцатилетнего княжения следовал правилам своего отца и так же, как он, заботился о том, чтобы вся Россия повиновалась одному государю. Он был не только строг с удельными князьями и важен в обхождении с ними, отчего и назван Гордым, но умел заслуживать почтение и сильных в то время Литовских князей, сыновей славного Гедимина. Знаменитейший из них, Ольгерд, ставший впоследствии повелителем и своих братьев, и всей Литвы, был даже в родстве с великим князем Симеоном, так как был женат на его свояченице, княжне Иулиании (дочери князя Александра Михайловича Тверского), а потом женил и своего брата Любарта на его племяннице, княжне Ростовской.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

14-е † Преставление преп. Стефана Махрищского Родившийся и воспитанный в Киеве, блаж. Стефан 183 принял иночество в Печерской обители; там он провёл несколько лет в подвигах послушания и молитвы. Притеснения папистов заставили его перейти в Москву, где благосклонно принял его вел. кн. Иоанн II (1353–1359 г.). По грамоте князя и по благословению святителя поставил он себе келью на местечке Махрище, невдали от гор. Городища, в 35 вер. от Сергиевой пустыни 184 ; своими руками рубил он лес и обрабатывал землю, для умеренных нужд своих. – Сперва он не принимал желавших жить с ним, дорожа безмолвием; но потом уступил просьбам усердия. Когда собралось к нему несколько ревнителей иноческой жизни, и построил он храм Св. Троицы, братские кельи и общую трапезу; святитель посвятил его в иеромонаха и игумена. Это было, как вероятно, в 1358 г. 185 . Живший невдали от Стефановой обители Григорий отдал Стефану свою землю с прочим имуществом, принял иночество в его обители и был самым любимым учеником его. За то братья Юрковские, жившие также невдали от обители, подняли самое злостное гонение на Стефана; они нагло бранили его и грозили убить, если не уйдёт из Махрищских мест. – Напрасно раб Божий со всей кротостью уговаривал их одуматься. «Бог простит вас, друзья; но вас смущает нечистый», говорил он им. Причиной такой злости были тревоги корысти: Юрковские боялись, что земли, которыми владели они, отданы будут Стефану, пользовавшемуся известностью в Москве. Юрковские говорили вслух, что убьют Стефана. Всегда кроткий, преподобный, поручив обитель свою заведованию старца Илии, вышел из обители, как будто по какому-то делу в недальнее место. В Вологодском глухом лесу, на р. Авнеже, основал он с учеником своим Григорием пустынную обитель Св. Троицы. Вел. кн. Димитрий Иоаннович прислал книги и другие пожертвования в Авнежскую пустынь, но вызвал преп. Стефана в его Махрищскую обитель. Здесь с восторгом радости встретили доброго наставника ученики его. Вел. князь с любовью принял Стефана в Москве и долго слушал назидательную беседу его; князь назначил для Махрищской обители луга, озёра и пахатные земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Андроник Московский. Икона. Кон. ХХ в. (20-е гг. XIV в.?, Ростов - 13.06.1373 ?, Москва, Спасский мон-рь), прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), основатель Андроникова московского мон-ря . Основные сведения об А. М. содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом . Наиболее полный рассказ об А. М. помещен во 2-й (по классификации Б. М. Клосса ), или в 1-й (по классификации Н. С. Тихонравова ), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что А. М., как и прп. Сергий, был родом из Ростова. В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. А. М. любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что А. М. был в послушании 10 лет, но числа кратные 10 часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), А. М. решил основать свой мон-рь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву А. М. для создания нового мон-ря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. По свидетельству жития свт. Алексия, А. М. стал игуменом мон-ря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче , т. е. до 13 нояб. 1359 г., когда вел. князь скончался; т. о., основание мон-ря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время А. М. было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следов., примерным временем рождения А. М. является кон. 20-х гг. XIV в. В Андрониковом мон-ре со времени его основания был принят общежительный устав. Через нек-рое время прп. Сергий навестил своего ученика и благословил новоустроенную обитель. Будучи игуменом, А. М. жил в воздержании и молитве, оставался кротким и смиренным, к нему приходили издалека, «от иных стран», чтобы получить благословение; братия обители умножалась и преуспевала в духовной жизни. Предузнав свое преставление к Богу, А. М. вручил паству своему ученику прп. Савве . Во 2-й редакции жития прп. Сергия (по классификации Тихонравова) указан день преставления А. М.- 13 июня ( Тихонравов. Отд. 2. С. 64).

http://pravenc.ru/text/115424.html

Махрищский монастырь находится в Александровском уезде, Владимирской Губернии, в 12-ти верстах от Александрова и в 35-ти от Троицкой Лавры, к востоку. Он стоит на берегу небольшой реки, называемой Махрища и впадающей под самим монастырем в реку Молокшу. Монастырь сей основан во второй половине XIV века. Основатель оного, Преп. Стефан Махрищский, современник Преп. Сергия, родился в Киеве от благочестивых родителей. Отданный в отрочестве в научение книжное, он показал скорые успехи в чтении и разумении Божественного писания; возрастал в благочестии, в чистоте и в просвещении разума. Достигнув совершенного возраста, решился избрать путь иночества, проложенный прославленными подвижниками Киевскими. По надлежащем искусе, Архимандрит Печерский постриг Стефана, нарекши ему сие имя, мирское же имя его неизвестно. Вскоре, Стефан, ревнуя великим образцам подвижничества, явил себя достойным быть примером для других: прежде всех он входил в храм Божий и после всех выходил из него; на молитве стоял неподвижно, не переходя с места на место, не преклоняясь на стену, «руце согбене имея, яко осужденник»; наставника своего в житии иноческом слушал беспрекословно, так что ни одно слово его не оставалось бесплодным для Стефана; служил братии, как последний раб и за свое смирение, кротость и безмолвие приобрел любовь от всех братий обители Печерской. Не мало времени жил он в монастыре Печерском, более и более, усовершаясь в подвигах иноческих. Но, Промысл Божий, посредством скорбного наведения, вызвал его с юга на север России. С того времени, как Гедимин, Вел. Князь Литовский (в 1320 году), овладел Киевским Княжеством и поставил в Киеве своего наместника, православные начали терпеть притеснения от Латин. С 1339 года, когда Казимир Король Польский, покорил своей власти всю Галицкую землю и Волынию, бедствия православных в Киеве чрезвычайно увеличились: преданный своему вероисповеданию, Казимир воздвиг гонение на православную веру, притеснял Русское духовенство и много зла делал православным христианам, отъемля у них церкви для Латинского Богослужения. В сие время, многие иноки оставили монастыри Киевские и перешли в другие места, где могли спокойно упражняться в подвигах поста и молитвы. Тогда же и Св. Стефан, помянув слово пророческое: изыдите от среды их и отлучитесь, и нечистоте их не прикасайтесь ( Ис.52:11 ), вышел из Киева с некоторыми из иноков и отправился с ними на север Руси по направлению к Москве, слышав, что там благодатью Христовой православная вера соблюдается не колеблемо. Св. Стефан прибыл в Москву в княжение Вел. Кн. Иоанна Иоанновича (1353–1359), которого нашел добре держащим скипетр великой России, поддерживающим православную веру, устрояющим монастыри, любящим священников, благотворящим убогим. Великий Князь с уважением принял Стефана, о благочестивой жизни которого слышал прежде и часто беседовал с ним о пользе душевной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Скачать epub pdf Июль 14 Стефан Махрищский Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем – польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву. Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Uoahha II (1353–1359), сына Калиты и отца св. блгв. кн. Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам. Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского († 1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал монастырь. Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Антон Анатольевич Горский Содержание Введение Глава первая. Между Сараем и Исакчой: Даниил Александрович (70-е годы XIII в. – 1303) Глава вторая. Ослушник двух ханов: Юрий Данилович (1303–1325) Глава третья. Расчетливый вассал: Иван Данилович (1325–1340) Глава четвертая. Приращение сил: Семен Иванович (1340–1353) Глава пятая. Сохранение позиций: Иван Иванович (1353–1359) Глава шестая. К победам военным и дипломатическим: Дмитрий Иванович (1359–1389) Глава седьмая. Отцовская стратегия, собственная тактика: Василий Дмитриевич (1389–1425) Глава восьмая. В преддверии решающих перемен: Василий Васильевич (1425–1462) Глава девятая. Обретение суверенитета: Иван Васильевич (1462–1505) Заключение Приложение I А.Д. Горский. Отражение русско-ордынских отношений в духовных и договорных грамотах великих и удельных князей XIV-haчaлa XVI века Приложение II. Послания правителей Орды в Москву Послание Едигея великому князю Василию Дмитриевичу (декабрь 1408 г.) Ярлык-послание Ахмата великому князю Ивану Васильевичу Ярлык-послание Муртозы великому князю Ивану Васильевичу Послание Муртозы Нурдовлату Список сокращений Введение Отношения Московского княжества и Золотой Орды всегда привлекали большое внимание как исследователей, так и всех интересующихся русской средневековой историей. Это неудивительно, поскольку становление Московской Руси, предшественницы Российской империи и, в конечном счете – современного Российского государства, происходило именно тогда, когда Северо-Восточная Русь соседствовала с Ордой 1 – государством, в зависимости от которого находились с середины XIII в. русские земли. Само возникновение Московского княжества, его территориальный рост и усиление, выдвижение на ведущие позиции в Северо-Восточной Руси, объединение под властью московских великих князей значительной части северных русских земель происходили на фоне отношений с Ордой и в тесной связи с ними. Отношения эти не отличались однозначностью: полярно противоположными выглядят участие Ивана Калиты в ордынском карательном походе на Тверское княжество в 1328 г. и разгром его внуком Дмитрием Ивановичем войска Мамая на ордынской территории в 1380 г. Еще разительней контраст между положением Московского княжества и Орды в начале и в конце их одновременного существования. В конце XIII в. с одной стороны, – небольшое княжество в бассейне р. Москвы (не имевшее даже выхода к Оке), с другой – огромная держава, раскинувшаяся в степях от Дуная до Иртыша. В начале XVI столетия, с одной стороны, – крупнейшее государство Европы, занявшее примерно половину территории Руси домонгольской эпохи, с другой – несколько десятков тысяч мечущихся по степи людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 103 Псалом Давида о бытии мира 1348 . Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, в славу 1349 и великолепие Ты облекся. Ты одеваешься 1350 светом, как одеждою, простираешь небо, как кожаный покров (шатра), Покрываешь водами высоты Свои 1351 , облака делаешь колесницею 1352 Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелов Своих духами 1353 и слуг Своих – пламенем огненным 1354 . Основал землю на тверди ее 1355 : не наклонится 1356 она во век века. Бездна, как одежда, – покров ее 1357 . На горах станут воды: От прещения 1358 Твоего побегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят они (как) горы и спускаются (как) равнины 1359 на место, которое Ты назначил им. Предел положил Ты, которого они не перейдут, и не возвратятся 1360 , чтобы покрыть землю. Ты направляешь 1361 источники в долины: среди гор текут воды, Поят всех полевых зверей; дикие ослы (из них) утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из средины утесов издают голос. Ты напаяешь горы с высот Своих: плодами дел Твоих насыщается земля. Произращаешь траву для скота и зелень на пользу людям, чтобы доставить (им) пищу из земли. И вино веселит сердце человека, чтобы лице (его) блистало (как бы) от елея 1362 . Хлеб укрепляет сердце человека. Насытятся 1363 деревья полевые, кедры ливанские, которые Ты насадил, Там устрояют гнезда птицы: жилище аиста управляет ими 1364 . Высокие горы для оленей, каменистая скала – прибежище зайцам. Он сотворил луну для (указания) времен 1365 , солнце познаёт запад свой. Ты простираешь тьму – и настает ночь, во время коей ходят все звери лесные, Молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе. Взошло солнце – и они собрались и легли в своих логовищах. Человек (тогда) выходит на дело свое и на работу свою до вечера. Как величественны дела Твои, Господи! Все премудро Ты сотворил. Полна земля тварью Твоею. Это море великое и пространное: там гады, коим нет числа, животные малые с великими. Там плавают корабли, этот змей 1366 , которого Ты создал, чтобы унизить его 1367 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010