1. Филофей Коккин Усвоение Русью сочинений константинопольского патриарха XIV в. Филофея – едва ли не уникальный случай массового поступления жанрово однородных произведений одного византийского автора-современника в нашу средневековую литературу. В целом эти произведения до сих пор неизвестны науке. Интерес, который они, естественно, вызывают к себе, стремление понять их специфику, определить их место в литературе и жизни своего времени усугубляются тем обстоятельством, что эти гимны и молитвы были восприняты Русью в поворотное, водораздельное для её судеб время – в начале культурного и политического возрождения страны после упадка XIII в., в эпоху Куликовской битвы. Это русское возрождение, по времени совпадающее с закатом средневековья на Западе, было, как известно, религиозным и церковным. И не только на Руси – по всей православной Восточной Европе – параллельно с внецерковным западноевропейским гуманистическим Ренессансом, и даже несколько его опережая, шло «обновление средневековья» – культурное возрождение в церковных рамках, православное возрождение. Оно-то и определило духовный облик России на двести с лишним лет – лик «святой Руси» XIV–XVII вв. Икона и звучащие перед нею молитва и гимн – вот живая клетка этой культурной ткани. Два пути европейского возрождения, западный и восточный, исходят если не из одной точки, то, во всяком случае, в самом своем начале имеют точку пересечения – так называемые исихастские споры, будоражившие Византию с конца тридцатых по конец шестидесятых годов XIV в. Спор шел на богословских предпосылках, и набиравший силы гуманизм проиграл его православной церкви (позицию которой защищали главным образом монахи) как в плане теоретическом, так и в общественном сознании. Самым ярким мыслителем в этом споре был Григорий Палама , развивший концепцию проникающей всю вселенную божественной энергии. А самым энергичным популяризатором его мыслей, виртуозным полемистом, плодовитым и разносторонним писателем и искусным политиком был интересующий нас автор – ученик и горячий последователь Паламы Филофей Коккин, константинопольский патриарх в 1353–1354, 1364–1376 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Монастыри (в алфавите названий) 1344. Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии в стенах АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ лавры: [Докл. на конф., посвящ. 200-летию Александро-Невской лавры. Дек. 1997 г.]//ХЧ. 1998. 16. С. 29–41. Валаам – см. 2594. Высоко-Петровский монастырь – см. также 1003. 1345. Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь: Ист.-археологическая справка//ППр. 1993. 1. С. 12–18. 1346. Игнатия (Петровская) , мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30 гг./Публ., предисл.: А. Л. Беглов//АиО. 1996. 1(8). С. 114–135. Зачатьевский монастырь – см. 2567. 1347. Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: ИВАНОВСКИЙ монастырь//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 374–381. 1348. Августин (Никитин) , архим. Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 151–161. 1349. Шкаровский М. В. История Иоанновского монастыря и мощей св. Иоанна Кронштадтского //ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 213–215. Иосифо-Волоколамский монастырь – см. 2481, 2589. Киево-Печерская лавра – см. 2593. Кирилло-БелозерскиЙ монастырь – см. 2459. 1350. Семенищева Е. В. Колоцкий монастырь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 126–129. Нило-Сорский скит – см. 1288. Ново-Иерусалимский монастырь – см. также 2456. 1351. Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII в. по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 152–175. Оптина пустынь – см. также 1304, 1330, 2475, 2590, 2592, 3018. 1352. Голиков А., свящ. Оптина пустынь в истории русского монашества XIX в.//ХЧ. 1999. 17. С. 140–146. 1353. Иннокентий (Просвирнин) , архим. Русское старчество и Оптина пустынь//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 158–172. 1354. Лосский В. Н., Надеждина А. Оптинское старчество//ВРЗЕПЭ. 1983. 113. С. 149–208. 1355. Светозарский А. К. Из наследия митр. Вениамина (Федченкова) : [Фрагмент из кн. «Божии люди»: О старцах Оптиной пустыни]//БВ. 1993. [Т.] 1. Вып. 1–2. С. 70–101.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Матфей Асень Кантакузин; греч. Ματθαος Ασνης Καντακουζηνς) (ок. 1325 - 15.06.1383), визант. имп. (весна 1353-1357); сын Иоанна Кантакузина (имп. Иоанн VI Кантакузин в 1341-1354) и Ирины Асень (Асенины), представительницы болгарской царской фамилии. С сер. 40-х гг. XIV в. М. К. принимал активное участие в гражданской войне в Византии, поддерживал своего отца в борьбе против имп. Иоанна V Палеолога . В 1347 г., когда Иоанн Кантакузин стал единоличным императором, М. К. получил от отца часть Фракии в качестве домена; его резиденцией стала крепость Грацианополь (ныне Гратини, Сев. Греция). Весной 1353 г. М. К. был провозглашен императором и соправителем отца. Однако К-польский патриарх Каллист I не признал этот выбор и отказался проводить церемонию коронации М. К. Вскоре Каллист был низложен и в февр. 1354 г. коронацию М. К. в к-польском храме Успения Богородицы во Влахернах провел патриарх Филофей Коккин . Уже в кон. 1354 г. Иоанн Кантакузин отрекся от престола, и М. К. лишился устойчивого положения. Тем не менее занявший вновь К-поль имп. Иоанн V нек-рое время вынужден был считаться с силами М. К. во Фракии и не враждовал с ним открыто. Параллельно с гражданской войной М. К. в течение неск. лет вел войны против сербов, пытался использовать против них турок во главе с эмиром Орханом. В кон. 1356 или нач. 1357 г. М. К. был разбит серб. воеводой Войхной и захвачен в плен. Назначенную для выкупа сумму М. К. был готов выплатить, но имп. Иоанн V предложил Войхне еще большую сумму, чтобы заполучить М. К. в свои руки. Оказавшись в плену у Иоанна V, М. К. был вынужден сложить с себя имп. титул; содержался в заточении на о-ве Тенедос, затем на Лесбосе. В 1361 г. Иоанн освободил М. К. и позволил ему отправиться в Морейский деспотат , где правил брат М. К. Мануил. После смерти Мануила в 1381 г. М. К. унаследовал его владения в Морее. Но в 1382 г. в Морею прибыл из К-поля новый правитель Феодор I Палеолог, и М. К. вынужден был вновь отречься от власти. Он удалился в один из мон-рей на Пелопоннесе, где вскоре умер.

http://pravenc.ru/text/2562692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАКОВ Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) Прп. Иаков Радонежский. Фрагмент иконы «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице». Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря. Основным источником сведений об И. является Житие прп. Сергия Радонежского, написанное прп. Епифанием Премудрым ок. 1418-1419 гг. В нем сообщается, что за год до смерти 1-го троицкого игум. прп. Митрофана в обители вместе с прп. Сергием жили 12 монахов, среди них И., «рекомый Якута» (видимо, уменьшительное от Иаков). Игум. Митрофан скончался ранее 1353-1354 гг., поскольку ок. этого времени настоятелем мон-ря стал прп. Сергий (см. различные датировки поставления прп. Сергия игуменом: 1354 г.- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 33; лето-осень 1353 г.- Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78). Возможно, И. пришел в обитель в сер.- 2-й пол. 40-х гг. XIV в. Он скончался, по-видимому, до нач. 80-х гг. XIV в., т. к. при описании событий этого и более позднего времени его имя не упоминают ни Епифаний, ни Пахомий Логофет , создавший новую редакцию Жития прп. Сергия. Епифаний Премудрый писал, что И. исполнял в Троице-Сергиевом мон-ре важную должность «посолника»: по разным вопросам братия его из обители «отсылаху на службу, яко зело на нужную потребу, без неяже не мощно обрестися» ( Клосс. Т. 1. С. 321). Помощь Троице-Сергиев мон-рь мог получить в то время прежде всего от вел. кнг. Ульяны, вдовы вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты, владевшей землями, на которых стоял мон-рь. Поэтому можно предположить, что, исполняя свои обязанности, И. посещал не только ближайший к монастырю удельный г. Радонеж, но и Москву. В «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) И. наряду с Анисимом и его сыном прп. Елисеем назван учеником прп. Сергия (С. 79). В данном сочинении отразилась поздняя агиографическая традиция, сложившаяся в Троице-Сергиевом мон-ре в кон. XVI-XVII в. Имя И. не встречается в списке учеников прп. Сергия, ранняя редакция к-рого содержится в пергаменном синодике киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГБ. Ф. 304/1. ТСЛ. 43. Л. 12, нач. XVII в.). Описание облика И. не встречается в иконописных подлинниках XVIII в. По сообщению архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена .

http://pravenc.ru/text/200175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ГОРИЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Архиерейское подворье (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. XIII - нач. XXI в. Основан не позднее кон. XIII в. Установить более точное время основания обители, выяснить обстоятельства ее создания не представляется возможным. Однако при 1-м упоминании в источниках П.-З. Г. м. уже имел статус архимандритии. Получить его обитель могла либо во 2-й пол. XIII в., т. е. в период существования Переяславского княжения, либо в нач.- 1-й пол. XIV в., когда его некоторые бывшие земли, включая мон-ри и села, вошли в состав Митрополичьей области . Первыми известными по источникам настоятелями мон-ря были архимандриты Филимон и Пимен , буд. митр. Киевский и всея Руси. О значимости переславских архимандритов в политической жизни Сев.-Вост. Руси свидетельствуют следующие факты. В 1348 г. архим. Филимон был одним из посредников и свидетелей при заключении важного «докончания» Владимирского, Московского и Новгородского вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого с родными братьями удельными князьями Иоанном II Иоанновичем Красным и Андреем Иоанновичем после произошедшего между ними конфликта (ДДГ. 2. С. 13). В 1353 г. в Москве настоятель П.-З. Г. м. «сидел» у духовной грамоты умиравшего правителя Москвы (Там же. 3. С. 14), а ок. 1360 г. стал епископом Коломенским ( Строев. Стб. 696, 1029). Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Горицкий Успенский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В 1353-1354 гг. и позднее П.-З. Г. м., вероятно, посещал митрополичий местоблюститель Афанасий . В 1354 г. в Преображенском соборе Переяславля (ныне Переславль-Залесский) он поставил во игумена Троицкого на Маковце монастыря прп. Сергия Радонежского. Его пребывание в городе должно было сопровождаться посещением местных обителей, главную роль среди к-рых играл П.-З. Г. м.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) Нил, патриарх К-польский, поставляет Пимена в митрополиты всея Руси. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7. 30–1. Л. 781) [Греч. Νελος; Неофит Керамевс] († 1.02.1388), патриарх К-польский (с марта или с мая 1380). Род. в Фессалонике. Получив образование в родном городе, переехал в К-поль, где стал насельником мон-ря Харсианита ( Janin. Églises et monastères. P. 501-502); принял монашество с именем Нил. Его духовным наставником был игум. Марк (PLP, N 17017), 1-й настоятель обители (не позднее 1354); после смерти Марка Н. стал его преемником. Время жизни Н. совпало с периодом глубокого военного, политического и социального кризиса в Византийской империи: на фоне серьезных военных успехов турок-османов, поставивших под свой контроль практически всю М. Азию и продвигавшихся по территории Балканского п-ова, Византия превратилась в небольшое гос-во, включавшее кроме столицы лишь часть Фракии, ряд островов в Эгейском м., Морейский деспотат и выплачивавшее большую дань османам. Последние, стремясь окончательно ослабить империю, поддерживали борьбу за власть между придворными группировками. Подобную политику проводили и итал. морские республики - Венеция и Генуя , к-рые в течение мн. лет ожесточенно боролись за раздел сфер влияния в Средиземноморье и Причерноморье. После того как завершились 2 этапа гражданской войны (1341-1347, 1352-1357) между Иоанном VI Кантакузином (см. Иоанн Кантакузин ) и Иоанном V Палеологом , с последним начал борьбу его сын, Андроник IV Палеолог , который в 1376 г. при помощи генуэзцев сверг с престола отца, продавшего венецианцам о-в Тенедос. Политическая борьба напрямую влияла на ситуацию в Церкви. В частности, патриарх Иоанн XIV Калека (1334-1347) активно поддерживал имп. Иоанна V и его мать - имп. Анну Савойскую. Являясь противником паламизма, он инициировал осуждение свт. Григория Паламы на Константинопольских Соборах в 1342-1347 гг. Ситуация в К-поле изменилась после захвата имп. престола Иоанном VI Кантакузином в 1347 г., когда Иоанн Калека был низложен, а на Патриарший престол стали неизменно избираться паламиты. Одним из них был Филофей Коккин (1353-1354, 1364-1376), которого, однако, сместил с кафедры Андроник IV, избравший патриархом своего ставленника Макария (1377-1379, 1390-1391). После того как в 1379 г. Андроник IV бежал из города, а имп. престол вновь занял Иоанн V, Макарий, по-прежнему поминавший за богослужением бывш. императора, был обвинен в ереси, низложен и заточен. На К-польскую кафедру возвели Н. (RegPatr, N 2697), сохранившего за собой игуменство в мон-ре Харсианита.

http://pravenc.ru/text/2577619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН II ИОАННОВИЧ Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Вел. кн. Иоанн Иоаннович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 2-я пол. XVII в. Красный (30.03.1326, Москва - 13.11. 1359, там же), вел. кн. Владимирский (1354-1359), кн. московский (1353-1359). Из династии Рюриковичей , 3-й сын вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты и его 1-й супруги вел. кнг. Елены, младший брат вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого. Род. в день памяти прп. Иоанна Лествичника . В 1339 г. вместе с отцом и со старшим братом кн. Симеоном И. И. ездил в Орду, осенью был вновь отправлен Иоанном Калитой к хану вместе с Симеоном и младшим братом Андреем. После смерти отца (31 марта 1340) И. И. стал 2-м по старшинству князем московского дома, т. к. 2-й сын Иоанна Калиты Даниил умер в младенчестве. По завещанию отца (1339) И. И. получил треть Москвы, Звенигород с 12 волостями к западу от Москвы и 10 сел. В правление вел. кн. Симеона Гордого (1340-1353) И. И. активно участвовал в политической жизни Руси. Весной 1340 г., после смерти отца, вместе с братьями и со многими рус. князьями он побывал в Орде, где его старший брат получил ярлык на Владимирское великое княжество . Зимой 1340/41 г. И. И. участвовал в совместном походе князей Сев.-Вост. Руси на Торжок, имевшем целью принудить новгородцев выплатить ордынскую дань («черный бор») и освободить захваченных ранее новгородцами великокняжеских наместников и сборщиков налогов. В 1344 и 1350 гг. вместе с вел. кн. Симеоном Гордым И. И. вновь побывал в Орде. В 1348 г. возник конфликт между Симеоном Гордым и его младшими братьями, противившимися намерениям вел. князя поставить Московское княжество под свой единоличный контроль. Одним из последствий конфликта стала опала с конфискацией владений влиятельного московского боярина Алексея Петровича Хвоста (Босоволкова), состоявшего в доверительных отношениях с И. И. В итоге князья пришли к соглашению. Старший брат пошел на уступки И. И., который получил ряд земельных владений, ранее принадлежавших Босоволкову. В ответ И. И. и кн. Андрей обещали поддерживать вел. князя и не принимать на службу опального боярина и членов его семьи.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ Прп. Илия Радонежский. Фрагмент иконы. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) Прп. Илия Радонежский. Фрагмент иконы. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) († между 29.05 и 5.06.1384), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, 1-й келарь Троице-Сергиева мон-ря. Сведения об И. содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 40-х гг. XV в. и в Симеоновской летописи кон. XV в.: «Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти» ( Присёлков. 2002. С. 428; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135). Как показал М. Д. Присёлков , источником данной записи была монастырская летопись ( Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 192; ср.: Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 364). Б. М. Клосс приписывает характеристику И. прп. Епифанию Премудрому ( Клосс. Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 245-247), с этой т. зр. не согласны др. исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как «святого старца» указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 г. Происхождение, обстоятельства и время прихода И. в Троице-Сергиев мон-рь неизвестны. Автор Жития прп. Сергия Пахомий Логофет не включил И. в число первых насельников обители, поэтому можно предположить, что святой поселился здесь после 1353-1354 гг., когда прп. Сергий стал настоятелем. В 70-х гг. И. пользовался в обители авторитетом, вслед. чего был назначен келарем. Пахомий Логофет сообщает (не называя имени И.) о том, что появление должности келаря (так же как и др. хозяйственных послушаний) в Троицком монастыре было связано с переходом к общежительному уставу, происшедшим после получения прп. Сергием соответствующей грамоты К-польского патриарха Филофея Коккина (С. 363). По наблюдениям В. А. Кучкина , грамота могла быть привезена греками Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, приехавшими в Москву в янв.- февр. 1377 г. ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 80-83). Учитывая близость И. к прп. Сергию, можно предположить, что келарь был в числе троицких монахов, к-рые в сер. 1377 - февр. 1378 г. добивались возвращения своего игумена в Троице-Сергиеву обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/389309.html

В это время Н. Г. написал «Первые антирретики [возразительные слова]» против Григория Паламы (их публикация была отложена до 1350) и вел с ним публичные диспуты в присутствии императора. Положение Н. Г. было неустойчивым, но император и его супруга не оставляли попыток склонить его на свою сторону. Вскоре император лично предложил Н. Г., принявшему к тому времени монашеский постриг, занять К-польский престол вместо недавно скончавшегося патриарха Исидора I Вухира († после февр. 1350) при условии признания учения свт. Григория Паламы (Ibid. Vol. 2. P. 871-872). Однако Н. Г. продолжил выступления против свт. Григория и был официально осужден на К-польском Соборе, состоявшемся в мае-июне 1351 г. (подробное изложение хода дискуссий см. в ст. Константинопольские Соборы ). Н. Г. не признал решения Собора и был помещен под домашний арест в монастырь Хора, где формально не мог принимать посетителей (кроме идеологических противников, которые регулярно посещали его и пытались привлечь на свою сторону) и, следов., распространять свои взгляды. В действительности с нояб. 1351 по осень 1354 г. Н. Г. 5 раз посетил его соратник Агафангел (Мануил Ангел; PLP, N 91040), что позволило Н. Г. пустить в обращение написанные к тому времени богословско-полемические книги «Ромейской истории». После отречения от престола Иоанна Кантакузина и начала единоличного правления Иоанна V Палеолога в дек. 1354 г. положение Н. Г. улучшилось. Он вступил в переписку с имп. Еленой, смог продолжить публичную полемику со свт. Григорием. В 1355 г. по инициативе легата папы Иннокентия VI Павла Смирнского между Н. Г. и свт. Григорием в имп. дворце состоялся диспут, рассказы о к-ром в версиях свт. Григория, Н. Г. и свидетеля спора Факрасиса не совпадают. К 1355-1356 гг. относится завершение работы над «Вторыми антирретиками» Н. Г., начатой в 1353 г. В 1356 г. прошел диспут Н. Г. с Иоанном Кантакузином, за 2 года до этого принявшим монашество с именем Иоасаф (диспут был организован по инициативе бывш. императора).

http://pravenc.ru/text/2565528.html

48 Мефимон — церковная служба, отправляемая после вечерни (повечерие). 49 Митрополит Алексий находился в Константинополе в 1353—1355 гг. Поставленный во епископа в 1328 г. Афанасий прибыл в Москву из Юго-Западной Руси около 1344 г. 50 Антоний Великий, прп., основатель пустынножительства († 356, память 17 января). Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий, Фиваидский, прп. († около 347—349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). 51 См.: Исх. 15:27; 39, 14. 52 Предполагают, что Симон прибыл в Москву как один из кандидатов на Смоленскую кафедру. 53 См.: Быт. 22:1—14. 54 Иван Данилович Калита, Великий князь московский с 1325 г., а в 1328— 1340 гг.— Великий князь Владимирский. Иван Иванович Красный, второй сын Ивана Калиты, Великий князь Московский и Владимирский. 55 Речь идет о Семене Ивановиче Гордом. 56 См.: Исх. 16:11—31. 57 См.: Чис. 20:11. 58 Над источником, который возник по молитве Прп. Сергия близ Троице-Сергиевой Лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 59 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин († 1379) занимал престол в 1354—1355 и 1364—1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от свт. Алексия Московского, а послание Патриарха Филофея было доставлено Прп. Сергию в 1355 г., когда свт. Алексий вернулся из Константинополя. 60 Параманд (греч. (((((((((((- добавление к мантии) — четырехугольный плат с изображением креста, принадлежность облачения монаха малой схимы. Носится на теле под одеждой. Сохранился крест-мощевик (крест с частицами мощей святых), который был послан Прп. Сергию Патриархом Филофеем. 61 По внутреннему устройству монастыри разделялись на общежительные и необщежительные. До Прп. Сергия большинство русских монастырей были необщежительными — в них иноки сходились вместе только на церковные службы. Каждый сам заботился о своей келлии, одежде, пище, сам трапезовал у себя в келлии. Распространение монастырского общежития (киновии) на Руси началось с Прп. Сергия, который заповедал «вся обща имети». В монастыре и в келлии не дозволялось иметь своего имущества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010